ПОВРЕЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ФРЕГАТА УРО «STARK» В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ

2 605

ВМС США планируют в 2022 г. разместить заказ и приобрести новый фрегат УРО.

С момента выбраковки в 2015 г. последнего корабля проекта «Оливер Хазард Перри» (Oliver Hazard Perry) ВМС США впервые с 1943 г. больше не имеют в своем составе фрегатов. Первоначально предполагалось, что их задачи возьмут на себя боевые корабли прибрежной зоны (Littoral Combat Ships, LCS), но эта концепция оказалась недостаточной. В результате ВМС прекратят закупку обоих типов кораблей LCS «Фридом» (Freedom) и «Индепенденс» (Independence) уже после 32 корабля, а не после 52, как планировалось ранее. Взамен намечено закупить 20 традиционных фрегатов.


Фрегат проекта «Оливер Х. Перри»

С одной стороны, это решение принято из-за недостатков концепции LCS, а с другой – в связи со сменой приоритетов в концепции войны на море. Изменение обстановки в области безопасности повысило значимость войны в открытом море и обосновало запрос на новый фрегат.

Предположение, что будущая война будет проходить в прибрежных водах, замедлило развитие эффективного оружия большой дальности. Вместе с тем, вооружение кораблей класса LCS оказалось недостаточным для полной замены традиционных фрегатов. Кроме того, они не имеют возможности восстанавливаться и оставаться в бою после поражения противником. Фрегат же, напротив, способен противодействовать вражеским ракетам и в состоянии продолжать бой даже после поражения противником.


Корабль LCS типа «Фридом»

Новый фрегат — многофункциональный боевой корабль

Планируется, что разработанный как многофункциональный корабль новый фрегат сможет действовать как в открытом океане, так и в прибрежных водах. Он примет на себя выполнение многочисленных задач, которые в настоящее время вынужденно возлагаются на эсминцы. Разгрузка эсминцев обеспечит более эффективное использование больших и более дорогих кораблей и снизит темпы износа флота.

Фрегат должен эффективно поражать морские цели, вести борьбу с подводными лодками (ПЛ), обладать повышенными возможностями ведения оборонительной и наступательной электронной войны (Electromagnetic Maneuver Warfare, EMW), организовывать ПВО в масштабах соединения.

В случае войны фрегаты будут сопровождать войска и транспорты снабжения, а также смогут интегрироваться в боевые соединения. Этот класс кораблей возьмет на себя самостоятельное выполнение отдельных задач в море. Кроме того, в будущем фрегаты будут использоваться в нижнем спектре угроз: от обслуживания партнерства и подготовки дружественных ВМС, до борьбы с пиратством и обеспечения эмбарго.


Эсминец ВМС США входит в Черное море

Вероятные боевые возможности

Планируется, что новый фрегат получит следующие характеристики и системы вооружения:

  • максимальная скорость не менее 26 узлов;
  • минимальный захват 16 воздушных целей зенитными ракетами SM-2 и EMMS (оптимально 32 цели);
  • управляемое оружие большой дальности (загоризонтальное) для поражения морских целей, а также наличие ракетной системы SeeRAM для поражения морских целей на короткой дистанции;
  • гидроакустические станции (ГАС) AN/SLQ-61 и AN/SQS-62 и система боевого управления AN/SQQ-89F для противолодочной войны;
  • контроль воздушного и надводного пространства с помощью РЛС с фазированной антенной решеткой.

Сообщается, что в качестве системы боевого управления уже выбрана COMBAT-21 (COMponent Based Total Ship System – 21 centry). Она является эшелонированным вариантом системы «Иджис» (AEGIS), но для малых кораблей. Для обороны соединения и самозащиты новый фрегат должен иметь систему ПВО семейств «Стандарт» (Standart) и ESSM (Evolved SeaSparrow Missile), систему защиты «Нулка» (Nulka), а также оборонительную систему РЭБ AN/SLQ-32(v)6 в модификации SEWIP Blok 2 (Surface Electronik Warfare Improvement Program).


ПУ системы ПВО «Стандарт»

Фрегат получит возможность обмена данными с другими кораблями для скоординированного поражения целей противника (Cooperative Engagement Capability, CEC). В комплект оснащения фрегата войдут БПЛА, надводный и подводный необитаемые аппараты. Это позволит увеличить дальность обнаружения и поражения противника управляемым оружием, а также гарантирует лучшее противодействие его средствам разведки.

Размеры и водоизмещение не заданы. Однако, предполагается, что эти характеристики должны обеспечить требуемый профиль возможностей и, вероятно, будут не меньше, чем у кораблей LCS.

Поскольку новый фрегат оснащается тяжелым вооружением – он потребует большой экипаж. В результате скалькулированные эксплуатационные расходы оцениваются, как высокие. Командование ВМС США исходит из цены закупки между 800 и 950 млн. долларов США за корабль (включая бортовые системы управления, сенсоры и вооружение). По оценкам экспертов, такая цена почти на 50% выше нынешнего корабля класса LCS, но в половину меньше стоимости одного эсминца.


Система самозащиты «Нулка»

«Оливер Хазард Перри»

Страна: Австралия, Бахрейн, Египет, Испания, Тайвань, Турция, США Страна-производитель: США Класс корабля: фрегат

Тип корабля: OLIVER HAZARD PERRY/ADELAIDE/SANTA MARHA/CHENG KUNG/ GAZIANTEP(FFG-фрегат УР0)

В строю: б Австралия, 1 Бахрейн, 4 Египет, б Испания (тип Santa Магна), 7 Тайвань (тип Cheng Kung), Турция (тип Gaziantep)*, 39 США

*Вероятно, в 1999 г. в состав ВМС Турции войдут еще три корабля типа Oliver Hazard Perry из состава ВМС США, а именно Tisdale (FFG 27), Reid (FFG 30) и плюс Duncan (FFG 10) (на запчасти).

АВСТРАЛИЯ

Название и номер корабля: ADELAIDE (01), CANBERRA (02), SYDNEY (03), DARWIN (04), MELBOURNE (05), NEWCASTLE (06).

БАХРЕЙН

Название и номер корабля: SABHA (экс-JACK WILLIAMS) (90, экс-FFG 24)

ЕГИПЕТ

Название и номер корабля: MUBARAK (экс-COPELAND) (F 911, экс-FFG 25), ТАВА (экс-GALLERY) (F916, экс-FFG 26), EL ARISH (экс-FAHRION) (экс FFG 22), -, (экс-LEWIS В PULLER), (-экс-FFG 23) ИСПАНИЯ

Название и номер корабля: SANTA MARHA (F 81), VICTORIA (F 82), NUMANCIA F 83), REINA SOFHA «экс- АМЁRICA) (F84), NAVARRA (F85), CANARIAS (F86)

ТАЙВАНЬ

Название и номер корабля: CHENG KUNG (1101). CHENG НО (1103), CHI KUANG (1105), YUEH CHANG CHIEN(1109)

ТУРЦИЯ

Название и номер корабля: GAZIAN-TEP (экс-CLJFTON SPRAGUE) (F490,экс-FFG 16),GIRESUN (экс-ANIRIM) (F491, экс-FFG 20), GEMLIK (экс-FLATLEY) (F 492, экс-FFG 21)

США

Название и номер корабля: McINERNEY (FFG 8), WADSWORiH (FFG 9), CLARK (FFG 11), GEORGE PHILIP (FFG 12). SAMUEL ELIOT MORISON (FFG 13), JOHN H SIDES (FFG 14), ESTOCIN (FFG 15), JOHN A MOORE (FFG 19), BOONE (FFG 28), STEPHEN W GROVES (FFG 29), REID (FFG 30), STARK (FFG 39), JOHN L HALL (FFG 32), JARRET (FFG 33), UNDERWOOD (FFG 36), CROMMELIN (FFG 37), CURTS (FFG 38), DOYLE (FFG 39), HALYBURTON (FFG 40), McCLUSKY (FFG 41), KLAKRING (FFG 42), THACH (FFG 43), De WERT (FFG 45), RENTZ (FFG 46). NICHOLAS (FFG 47), VANDEGRIFT (FFG 48), ROBERT G BRADLEY (FFG 49), TAYLOR (FFG 50), CARY (FFG 51), CARR (FFG 52), HAWES (FFG 53), FORD (FFG 54), ELROD (FFG 51), SIMPSON (FFG 56), REUBEN JAMES (FFG 57), SAMUEL В ROBERTS (FFG 58). KAUFFMAN (FFG 59), RODNEY M DAVIS (FFG 60), INGRAHAM (FFG 61)

Отличительные признаки:

• Высокий нос с рельефными цельными бортами.

• ПУ ЗУР и ПКР Standard и Harpoon в положении «А» (на кораблях ВМС Тайваня между мачтами под углом установлены ПУ ПКР Hsiung Feng. ПУ ЗУР может находиться только в положении «А»).

• Надстройка коробчатого типа с плоскими боками, расположена между баком и полетной палубой.

• На мостике заметен обтекатель антенны РЛС управления огнем WM28 (на кораблях ВМС Испании — RCA Мк 92; на кораблях ВМС Тайваня — Unisys Mk 92). Непосредственно за обтекателем находится решетчатая фок-мачта, на которой установлена РЛ антенна поиска ВЦ SPS-49.

• Перед миделем расположена большая решетчатая грот-мачта.

• Перед дымовой трубой установлена 76-мм АУ.

• Дымовая труба имеет низкий силуэт и расположена в задней части надстройки.

• На кормовой оконечности надстройка сливается с бортами.

• На крыше ангара в задней части расположена АУ Vulcan Phalanx (на кораблях ВМС Испании установлена АУ ближнего действия Meroka).

• На спонсонах, прилегающих к надстройке и расположенных перед дымовой трубой, установлены 40-мм/70 АУ Bofors.

Водоизмещение полное, т: 4100 (4105, Тайвань). 3638 (Бахрейн, Египет,

Турция, США FFG 9, 11-14,19, 30-31, 33). 3,969 (Испания).

Длина, м: 138,1,135,6 (Бахрейн, Египет, Турция, США FFG 9,11-14,19, 30-31,

33). 137,7 (Испания).

Ширина, м: 13,7. 14,3 (Испания).

Осадка, м: 4,5.

Скорость, узлы: 29.

Дальность хода, мили: 4500 при скорости 20 узлов.

Ракетное вооружение: ПКР McDonnell Douglas Harpoon. ЗУР GDC Pomona Standard SM-1MR; ПУ Mk 13 Mod 4 для запуска ЗУР и ПКР (на кораблях ВМС Тайваня установлены 2 счетверенные ПУ ПКР Hsiung Feng И. На кораблях ВМС США планируется установить ракеты с вращающимся корпусом.

Пушечное вооружение: 1 АУ ОТО Melara Mk 75 Compact калибра 76 мм/62.1 АУ GE/GD/Vulcan Phalanx Mk 15 калибра 20 мм/76. До 6 пулеметов калибра 12,7 мм (кроме Тайваня). (112-ствольная АУ Baz6n Meroka Mod 2А1 или 2В калибра 20 мм/120, Испания) (2 дополнительные 40-мм/70 АУ Bofors; а также 3 20-мм АУ тип 75, которые могут устанавливаться на крыше ангара, только на кораблях ВМСТайваня). (2 25-мм АУ McDonnel Douglas Mk 38 на кораблях ВМС США).

Торпеды: 2 ТТА для торпед Мк 32 калибра 324 мм. Торпеды Honeywell Mk 46 Mod 5.

Ложные цели: 2 б-ствольных установки Loral Hycor SRBOC Mk 36 (на всех кораблях). Буксируемая противоторпедная ловушка Мк 6 Fanfare/SLQ-25 Nixie (устройство Prairie Masker для подавления шумов, создаваемых корпусом и винтами на кораблях ВМС Испании). (Установка Kung Fen б для постановки дипольных отражателей, только на кораблях ВМС Тайваня.)

«СПАРК»

РЛС:

Обнаружения ВЦ — Raytheon SPS-49(V)4 или 5. Обнаружения НЦ/навигаци-онная — ISC Cardion SP5-55. (Raytheon SPS-55 на кораблях ВМС Испании). Навигационная — Furuno (Raytheon 1650/9 или SPS-67 на кораблях ВМС Испании). Управления огнем — Lockheed STIR (модифицированная SPG-60). Sperry Mk 92 (Signaal WM 28). (RCA Mk 92 Mod 2/6, Signaal STING, Selenia RAN 30 L/X (RAN 12L + RAN 30X) на кораблях ВМС США.) (UD 417 STIR (на вооружении ВМС США), Unisys Mk 92 Mod 6 на кораблях ВМС Тайваня). ГАС: Raytheon SQS-53B (DE 1160); расположена в корпусе, активная поисково-прицельная. Буксируемая пассивная ГАС Gould SQR-18A (на кораблях ВМС Турции). Raytheon SQS-56; расположена в корпусе (Австралия/Бахрейн/Египет). Raytheon SQS-56 (DE 1160) в корпусе корабля и буксируемая тактическая ГАС Gould SQR 19(V)2 (на кораблях ВМС Испании). Raytheon SQQ-89(V)2; расположена в корпусе, активная, поисково-прицельная (на кораблях ВМС США).

Вертолеты: 2 вертолета Sikorsky S-70B-2 Seahawk или 1 Seahawk и 1 вертолет ПЛО Aerospatiale AS 350В Squirrel (Австралия). 2 (1 в постоянной готовности) вертолета Sikorsky SH-70L Seahawk (LAMPS III) (Испания). 2 вертолета Sikorsky S-70C(M) Thunderhawks (1 в постоянной готовности) (Тайвань). 2 легких многоцелевых вертолета Kaman SH-2G Seasprite (LAMPS 1) (Египет/США) или 2 ЛМ вертолета Sikorsky SH-60B LAMPS Ш (ПЛО/ЦУ/борьба с НЦ/загоризонтное ЦУ) (на кораблях ВМС США).

Оглавление

Варианты предложений

Заказ заинтересованным претендентам на детальную разработку концепции ВМС выдали 16 февраля 2022 г. В течение года заявления от зарубежных производителей получили одобрение. Одновременно, в качестве обязательного условия заказчик поставил требование о строительстве кораблей исключительно на территории США.

Американская судостроительная компания Huntington Ingalls Industries (HII) предлагает вооруженный вариант большого патрульного корабля (National Security Cutter, NSC). Проект разработан для береговой охраны США и пригоден для действий в открытом море. Дальность плавания, размеры и водоизмещение соответствуют требованиям, предъявляемым к новому фрегату. Однако, вооружение минимально в сравнении с военными кораблями. Компания HII в 2022 г. уже представляла «патрульный фрегат» («Patrol Frigate»), обозначенный разработчиками концепции NSC, как базовый.


Базовый корабль проекта Patrol Frigate

Вероятная дальность плавания проекта составит до 8 тыс. морских миль, максимальная скорость – 28 узлов. Проект включает 16 вертикальных пусковых установок (ПУ) для ракет SM-2 и ESSM, восемь ракет «Гарпун» и торпеды ASROC-ASW. Корабль получит три торпедных аппарата и 76 мм палубное орудие.

Предприятия Marinette Marine (США) и Fincantieri (Италия) предлагают адаптированный к потребностям США проект многоцелевого европейского фрегата франко-итальянского производства «Фремм» (Fregata Europea Multimissione, FREMM). Европейский фрегат имеет сниженный радиолокационный профиль, 16 вертикальных ПУ и может нести дополнительно противокорабельные ракеты.


Фрегат проекта «Фремм»

Компания General Dynamics Bath Iron Works (GD/BIW, США) совместно с Navantia-Izar (Испания) работают над вариантом испанского фрегата F-100. В отличие от других претендентов «выходная модель» уже оснащена системой боевого управления «Иджис». Высокие надстройки оптимальны для управления РЛС большой дальности. Проект F100 имеет 48 вертикальных ПУ, но для американской версии, вероятно, их сократят до 32.

Компания Lockheed Martin демонстрирует модифицированный проект корабли типа «Фридом». Первоначально этот вариант проектировался на экспорт. Согласно концепт-эскизу, конструкция получит новые надстройки, что позволит управлять РЛС с фазированной антенной решеткой. Рядом с вертолетным ангаром или на баке возможно размещение 16 вертикальных ПУ.

Сообщается, что на разработку на основе «Фридом» решилась Саудовская Аравия. Ее целью является новый фрегат, предназначенный для решения задач ПВО („Multi Mission Combatant“). Саудовский вариант имеет восемь вертикальных ПУ.

Компания Austal USA предлагает тяжеловооруженный вариант на базе проекта «Индепенденс». Данный проект единственный разработан как тримаран. Вертикальные ПУ и ракеты «Гарпун» располагаются в средней корабельной надстройке, а также на баке.


Корабль типа «Индепенденс»

Совместный проект F 125 от Atlas USA и Thyssenkrupp Marine Systems, единственный, считавшийся ранее перспективной кандидатурой, в конкурсе не участвует. Поскольку ВМС США не обосновывают свое решение публично, предполагается, что причиной послужил каталог недостатков этого проекта, составленный ВМС Германии в конце 2022 г.

Фрегаты типа «Oliver Hazard Perry»

Фрегаты типа “Oliver Hazard Perry”

FFG-7 “Oliver Hazard Perry” 12.6.1975 / 25.9.1976 / 17.12.1977 – утилизирован 21.04.2006 FFG-8 “McInerney” 16.1.1978 / 4.11.1978 / 15.12.1979 – передан ВМС Пакистана, “Alamgir” (F-260) FFG-9 “Wadsworth” 13.7.1977 / 29.7.1978 / 28.2.1980 – передан ВМС Польши, “Gen. T. Kos’ciuszko” FFG-10 “Duncan” 29.4.1977 / 1.3.1978 / 15.5.1980 – продан Турции FFG-11 “Clark” 17.7.1978 / 24.3.1979 / 9.5.1980 – передан ВМС Польши, “Gen. K. Pulaski” FFG-12 “George Philip” 14.12.1977 / 16.12.1978 / 10.10.1980 – утилизирован 5.2004 FFG-13 “Samuel Eliot Morison” 4.12.1978 / 14.7.1979 / 11.10.1980 – передан ВМС Турции, “Gokova” (F-496) FFG-14 “Sides” 7.8.1978 / 19.5.1979 / 30.5.1981 – утилизирован, демонтаж 25.01.2016 г. FFG-15 “Estocin” 2.4.1979 / 3.11.1979 / 10.1.1981 – передан ВМС Турции, “Goksu” (F-497) FFG-16 “Clifton Sprague” 30.7.1979 / 16.2.1980 / 21.3.1981 – передан ВМС Турции, “Gaziantep” (F-490) FFG-17 построен для Австралии как HMAS “Adelaide” (FFG-01) 29.7.1977 / 21.6.1978 / 6.11.1980 – затоплен 13.04.2011 FFG-18 построен для Австралии как HMAS “Canberra” (FFG-02) 1.3.1978 / 1.12.1978 / 21.3.1981 – затоплен 04.10.2009 FFG-19 “John A. Moore” 19.12.1978 / 20.10.1979 / 14.11.1981 – передан ВМС Турции, TCG “Gediz” (F-495) FFG-20 “Antrim” 21.6.1978 / 27.3.1979 / 26.9.1981 – передан ВМС Турции, TCG “Gemlik” (F-492) FFG-21 “Flatley” 13.11.1979 / 15.5.1980 / 20.6.1981 – передан ВМС Турции, TCG “Giresun” (F-491) FFG-22 “Fahrion” 1.12.1978 / 24.8.1979 / 16.1.1982 – передан ВМС Египта, “Sharm El-Sheik” (F-901) FFG-23 “Lewis B. Puller” 23.5.1979 / 15.3.1980 / 17.4.1982 – передан ВМС Египта, “Toushka” (F-906) FFG-24 “Jack Williams” 25.2.1980 / 30.8.1980 / 19.9.1981 – передан ВМС Бахрейна, “Sabha” FFG-25 “Copeland” 24.10.1979 / 26.7.1980 / 7.8.1982 – передан ВМС Египта, “Mubarak” (F-911) FFG-26 “Gallery” 17.5.1980 / 20.12.1980 / 5.12.1981 – передан ВМС Египта, “Taba” (F-916) FFG-27 “Mahlon S. Tisdale” 19.3.1980 / 7.2.1981 / 27.11.1982 – передан ВМС Турции, TCG “Gokceada” (F-494) FFG-28 “Boone” 27.3.1979 / 16.1.1980 / 15.5.1982 – списан 2.2012 FFG-29 “Stephen W. Groves” 16.9.1980 / 4.4.1981 / 17.4.1982 – списан 2.2012 FFG-30 “Reid” 8.10.1980 / 27.6.1981 / 19.2.1983 – передан ВМС Турции, “Gelibolu” (F-493) FFG-31 “Stark” 24.8.1979 / 30.5.1980 / 23.10.1982 – утилизирован 21.06.2006 FFG-32 “John L. Hall” 5.1.1981 / 24.7.1981 / 26.6.1982 – утилизирован 3.2012 FFG-33 “Jarrett” 11.2.1981 / 17.10.1981 / 2.7.1983 – утилизирован 5.2011 FFG-34 “Aubrey Fitch” 10.4.1981 / 17.10.1981 / 9.10.1982 – утилизирован 5.1999 FFG-35 построен для Австралии как HMAS “Sydney” (FFG-03) 16.1.1980 / 26.9.1980 / 29.1.1983 – выведен из эксплуатации 7.11.2015 FFG-36 “Underwood” 30.7.1981 / 6.2.1982 / 29.1.1983 – утилизирован 8.03.2013 FFG-37 “Crommelin” 30.5.1980 / 2.7.1981 / 18.6.1983 – утилизирован 9.07.2016 FFG-38 “Curts” 1.7.1981 / 6.3.1982 / 8.10.1983 – утилизирован 2.2013 FFG-39 “Doyle” 23.10.1981 / 22.5.1982 / 21.5.1983 – утилизирован 7.2011 FFG-40 “Halyburton” 26.9.1980 / 13.10.1981 / 7.1.1984 – утилизирован 9.2014 FFG-41 “McClusky” 21.10.1981 / 18.9.1982 / 10.12.1983 – потоплен в качестве цели 19.07.2018 FFG-42 “Klakring” 19.2.1982 / 18.9.1982 / 20.8.1983 – утилизирован 3.2013 FFG-43 “Thach” 6.3.1982 / 18.12.1982 / 17.3.1984 – потоплен в качестве цели во время учений RIMPAC 2016 FFG-44 построен для Австралии как HMAS “Darwin” (FFG-04) 3.7.1981 / 26.3.1982 / 21.7.1984 – выведен из эксплуатации 9.12.2017 FFG-45 “De Wert” 14.6.1982 / 18.12.1982 / 19.11.1983 – утилизирован 4.2014 FFG-46 “Rentz” 18.9.1982 / 16.7.1983 / 30.6.1984 – потоплен в качестве цели во время учений “Valiant Shield 2016” FFG-47 “Nicholas” 27.9.1982 / 23.4.1983 / 10.3.1984 – утилизирован 3.2014 FFG-48 “Vandegrift” 13.10.1981 / 15.10.1982 / 24.11.1984 – утилизирован 3.2015 FFG-49 “Robert G. Bradley” 28.12.1982 / 13.8.1983 / 30.6.1984 – в 019 года передан ВМС Бахрейна FFG-50 “Taylor” 5.5.1983 / 5.11.1983 / 1.12.1984 – передан ВМС Тайваня (“Ming Chuan”) FFG-51 “Gary” 18.12.1982 / 19.11.1983 / 17.11.1984 – передан ВМС Тайваня (“Feng Chiah”) FFG-52 “Carr” 26.3.1982 / 26.2.1983 / 27.7.1985 – утилизирован 3.2013 FFG-53 “Hawes” 26.8.1983 / 18.2.1984 / 9.2.1985 – утилизирован 12.2010 FFG-54 “Ford” 16.7.1983 / 23.6.1984 / 29.6.1985 – потоплен как цель 1.10.2019 FFG-55 “Elrod” 21.11.1983 / 12.5.1984 / 18.5.1985 – утилизирован 1.2015 FFG-56 “Simpson” 27.2.1984 / 31.8.1984 / 21.9.1985 – утилизирован 9.2015 FFG-57 “Reuben James” 19.11.1983 / 8.2.1985 / 22.3.1986 – уничтожен в качестве цели во время испытания боевой ракеты 19.01.2016 FFG-58 “Samuel B. Roberts” 21.5.1984 / 8.12.1984 / 12.4.1986 – утилизирован 5.2015 FFG-59 “Kauffman” 8.4.1985 / 29.3.1986 / 28.2.1987 – утилизирован 9.2015 FFG-60 “Rodney M. Davis” 8.2.1985 / 11.1.1986 / 9.5.1987 – утилизирован 3.2015 FFG-61 “Ingraham” 30.3.1987 / 25.6.1988 / 5.8.1989 – утилизирован 1.2015

Фрегаты австралийской постройки: FFG-05 “Melbourne” 12.7.1985 / 5.5.1989 / 15.2.1992 FFG-06 “Newcastle” 21.7.1989 / 21.2.1992 / 11.12.1993

Фрегаты испанской постройки: F81 “Santa María” 22.5.1982 / 24.11.1984 / 12.10.1986 F82 “Victoria” 16.8.1983 / 23.7.1986 / 11.11.1987 F83 “Numancia” 8.1.1986 / 29.1.1987 / 8.11.1988 F84 “Reina Sofía” 12.10.1987 / 19.7.1989 / 30.10.1990 F85 “Navarra” 15.4.1991 / 23.10.1992 / 30.5.1994 F86 “Canarias” 15.4.1992 / 21.6.1993 / 14.12.1994

Фрегаты тайваньской постройки: FFG-1101 “Cheung Kung” 2.12.1990 / 5.10.1991 / 7.5.1993 FFG-1103 “Cheng Ho” 3.11.1991 / 15.10.1992 / 28.3.1994 FFG-1105 “Chi Kuang” 4.10.1992 / 27.9.1993 / 7.3.1995 FFG-1106 “Yueh Fei” 5.9.1993 / 26.8.1994 / 6.2.1996 FFG-1107 “Tzu I” 7.8.1994 / 13.7.1995 / 9.1.1997 FFG-1108 “Pan Chao” 17.1.1995 / 4.7.1996 / 16.12.1997 FFG-1109 “Chang Chien” 4.12.1996 / 14.5.1997 / 1.12.1998 FFG-1110 “Tian Dan” 21.2.2001 / 17.10.2002 / 9.3.2004

Фрегаты УРО типа “OLIVER HAZARD PERRY”, одна из самых многочисленных серий эскортных кораблей, строившихся в США после окончания Второй Мировой войны. Общее количество построенных в США фрегатов типа “OLIVER H. PERRY” составляет 55 кораблей, из которых 51 единица построена для ВМС США и 4 – для ВМФ Австралии.

Два корабля этого типа построены в Австралии, шесть в Испании и семь на Тайване. Несколько фрегатов, выведенных из состава ВМФ США проданы в Турцию, Египет, Бахрейн и Польщу.

Австралийские фрегаты типа “Аделаида” в ходе реконструкции получили пусковую установку Mk41 на 8 ячеек (один модуль) в которых размещаются 32 зенитных ракеты ESSM. Всего ВМФ Австралии имеет на вооружении 4 фрегата этого типа, ещё два фрегата, не прошедшие реконструкцию, выведены из состава флота. Реконструкция фрегатов типа «Аделаида» признана самой неудачной в истории ВМФ Австралии.

Длина: 135,9 м Ширина: 13,5 м Осадка: 6,7—7,77 м Водоизмещение: 4100 тонн Дальность плавания: 4500 миль (на 20 узлах), 5000 (на 18 узлах). Экипаж: 287 Скорость: 33,4 узлов ВООРУЖЕНИЕ Орудия: 1 MK 75 Торпедные аппараты: 6 324 мм Противо-корабельные комплексы: 4 Гарпун Зенитные установки: 1 Вулкан MK.15 ; 1 Стандарт Вертолеты: 2 Радиоэлектронное вооружение ГАС: 1 AN/SQS-56 РЛС: 1 AN/SPS-49 Системы управления огнем: 1 MK92 Экипаж: 219 человек (в том числе 19 офицеров)

Предварительные оценки

Согласно публикациям, все кандидаты предлагают варианты уже находившиеся в оперативном использовании типы кораблей. Это соответствует установке ВМС США, вернуться в этой программе к «подтвердившим свою пригодность и испытанным технологиям». В данном контексте «испытанные» означает, что технологии уже использовались или объявлены готовыми к применению.

Ожидается, что такой подход позволит держать затраты, время и риски проекта в разумных пределах. В любом случае, каждая из «базовых моделей» пройдет необходимую адаптацию к специальным требованиям американских ВМС. Конечное решение по контракту состоится через два года. До тех пор останется возможным доводить конструкцию и несколько раз переработать предполагаемые слабые места.

Европейские предложения

По оценкам специалистов, по состоянию на середину 2022 г. требованиям ВМС в наибольшей степени соответствуют проекты «Фремм» и F100.

Первый фрегат типа «Фремм» передан в состав ВМС Франции в 2012 г. С тех пор в эксплуатации находятся 13 кораблей. Типовой корабль проекта F100 «Альваро де Базан» пополнил флот Испании в 2002 г. На его базе разработаны и построены норвежский фрегат «Нансен» (Nansen) и проект эсминца ВМС Австралии «Хобарт» (Hobart).

Предварительно, оба европейских предложения связаны с наименьшим техническим риском, что могло бы положительно отразиться на временном графике. Вместе с тем, на шансы испанского корабля негативно влияют задержки при разработке и доставке австралийского типа «Хобарт». Против «Альваро де Базан» говорит его нынешняя цена (около 1,2 млрд .долл. за корабль), которая взрывает установленные рамки американской программы фрегатов.


F100 «Альваро де Базан»

Американские заявки

По мнению экспертов, перспективы обоих вариантов класса LCS напротив постоянно сужаются. В апреля 2022 г. ВМС объявили, что все запланированные на этот год выходы по программе LCS с высокой вероятностью будут вычеркнуты. Это следствие технических недоделок.

Проблемы ожидания, а также новая направленность боевой подготовки замедляют приведение экипажей в боевую готовность. Корпус скептиков LCS как внутри, так и вокруг Пентагона достаточно велик. Многие ставят вопрос, нужно ли устанавливать новый фрегат на базу корабля того типа, программа закупок которого резко сокращена из-за недостаточной эффективности и технических дефектов.

Когда экономия опасна для корабля: правда о фрегатах «Оливер Х. Перри»


Саван из морской пены — вот всё, что ожидало этот фрегат при встрече с противником.
На прошлой неделе мой уважаемый коллега перечислил преимущества «Оливера Перри» и возвел его в эталон морского оружия. По всему выходило, что многие идеи, реализованные при создании «Перри», необходимо использовать при постройке отечественных боевых кораблей.

Но настолько ли полезными были те идеи?

И будет ли польза от корабля, спроектированного с оглядкой на зарубежный фрегат из прошлой эпохи?

Нужно перестать видеть в «Перри» простой, дешевый и поэтому массовый корабль.
Он стал массовым не потому, что был дешевым. И был дешевым не оттого, что планировался стать массовым. Логика, основанная на отечественных примерах, в случае «Перри» не работает.

Серийное строительство фрегатов (51 для ВМС США) велось в период 1977-1989 гг. За аналогичное время флот пополнился… 53 боевыми кораблями классов «крейсер» и «эсминец»!

31 «Спрюэнс» и 14 «Тикондерог» — до 1989 г. включительно. Плюс «белые слоны», волею случая оказавшиеся под полосатым флагом эсминцы «Кидд», сильнейшие в своем классе. И hi-end «экзотика» — четыре атомных крейсера «Вирджиния».

Отличить «Кидд» от «Спрюэнса» под силу лишь моделистам. Третий представитель семейства, крейсер УРО «Тикондерога», был унифицирован с эсминцами по большинству систем

Вот и вся правда о простых и дешевых «рабочих лошадках». Если бы основная часть ВМС действительно состояла из 4200-тонных кораблей упрощенной конструкции, спроектированных по методам «Оливера Перри», такой флот оказался бы ни на что не годен.

Помимо 53 крейсеров и эсминцев новых проектов, в составе ВМС США находились свыше 20 ракетных крейсеров, ракетных эсминцев «Кунц»/«Фэрэгат» и другой серьезной техники прошлых десятилетий. По состоянию на середину — конец 80-х число крупных боевых кораблей по факту превышало число «дешевых и массовых» фрегатов.

Подобно тому, как в наше время число построенных «Берков» вчетверо превышает число меньших по размерам LCS.

Фрегаты «Перри» выходили дешевыми оттого, что собирались выполнять ограниченный круг задач, за спинами своих коллег, старших по рангу. А было их построено 51, потому что янки посчитали нужным именно такое количество вспомогательных кораблей.

За численными рекордами и массовостью никто не гнался.

Выбор «Перри» на роль эталона при проектировании будущих российских кораблей не может вызвать ничего, кроме улыбки

С учетом роли и назначения проекта дальнейшие вопросы к технической стороне корабля отпадают. Вынужденные компромиссы в его конструкции не стали неожиданностью для заказчика.
При заданном водоизмещении на технологическом заделе 70-х годов фрегат был обязан уступать по боевым возможностям крейсерам и эсминцам.

Облик «Перри» выбирался никаким не компьютером, а живыми людьми. В своих представлениях о фрегате как об одновальном корабле с острым клиперским носом, простыми рублеными формами надстройки и транцевой кормой при водоизмещении ок. 4000 тонн создатели «Перри» ориентировались на его предшественников — противолодочные фрегаты типа «Нокс». Учитывая эти предпочтения, компьютер рассчитал точные размерения и помог выбрать оптимальную схему расположения отсеков и механизмов. Но тренды задавали сами люди с оглядкой на существующие проекты похожих размеров.

«Перри» и «Нокс»

Предшественники, «Ноксы», создавались для сопровождения конвоев в третьей мировой войне. Где единственным противником на трансатлантических маршрутах могли стать только советские подлодки.

При водоизмещении 4000 тонн фрегат «Нокс» вполне соответствовал своему назначению С учетом объемов и сложности предстоящей работы это был весьма дорогостоящий корабль, несущий самые изощренные средства ПЛО того времени.

Ничего другого «Нокс» делать не умел, и до конца своих дней ничему так и не научился.

Что касается «Перри», то его создатели использовали корпус, аналогичный по размерам «Ноксу», для создания корабля для несения повседневной службы в условиях холодной войны, которому предстояло заходить в зоны локальных конфликтов, где каждый обнаруженный катер и самолет мог оказаться носителем противокорабельной ракеты. Где могли выстрелить с берега. Где в любой момент мог вспыхнуть бой с «москитными силами» непредсказуемого противника (который еще утром считался союзником). Где от корабля могло требоваться оказание артиллерийской поддержки силам на берегу. Или молниеносный удар в палубу вражеского корвета, с помощью ЗУР с отключенным бесконтактным взрывателем.

Янки посчитали приемлемым для этих целей фрегат с примитивным двухкоординатным радаром и одноканальным ЗРК. При отсутствии полноценных средств противодействия и РЭБ.

Ко всему прочему, фрегат был оснащен единственным «Фаланксом», прикрывающем кормовые углы, т. е., на языке специалистов, имел незамкнутый контур ПВО.

С учетом «однорукой» пусковой установки и принятого расхода двух ракет на одну цель фрегат имел все шансы не пережить встречу даже с парой самолетов противника. Впрочем, как и любой другой корабль его размеров, построенный по технологиям 1960-1970-х гг.

Заказчик получил именно такой фрегат, какой требовался ВМС: вспомогательная единица второго или даже третьего ранга, на которую было жаль потратить лишний цент.

Безопасность «Перри» гарантировалась отнюдь не силой его оружия или выучкой экипажа. Перефразируем советского командира, гордо ответившего на провокационные призывы натовских кораблей: — Вы идете опасным крусом. — Наша безопасность обеспечивается флагом Советского Союза!

Раздолбать «Перри» было делом нетрудным. Трудно потом выживать под санкциями. Впрочем, однажды эта логика себя не оправдала.

Последствия атаки на «Старк» не содержат сенсационного подтекста

Такой корабль не мог утонуть от попаданий пары «Экзосетов», все повреждения пришлись выше ватерлинии. С пожаром, возникшим от двигателя застрявшей в надстройке ПКР, эффективно справился взрыв второго «Экзосета». Что, как ни парадоксально это звучит, даже облегчило положение фрегата.
В отличие от «Шеффилда», получившего повреждения на краю земли, «Старк» находился вблизи американской базы в Бахрейне, куда и был приведен на следующий день.

Что касается общей оценки живучести, то фрегаты «Перри» получили традиционную для того времени надстройку из пожароопасных алюминиево-магниевых сплавов. Впоследствии это решение было признано неприемлемым, и таких кораблей уже давно не строят.

Одновальная конструкция ГЭУ — очередной компромисс. Создатели «Перри» посчитали такое решение оправданным для второсортной 2-ранговой единицы.


Утверждение моего коллеги об отсутствии влияния на живучесть при применении одно- или двухвальной схемы ГЭУ противоречит здравому смыслу. Интересно, каким образом был проанализирован опыт применения одновальных кораблей в годы ВМВ, если боевых кораблей основных классов с одновальной ГЭУ просто не существовало.

Даже самые маленькие эсминцы того времени при водоизмещении ок. 2000 тонн оснащались двухвальной силовой установкой.

Разумеется, двухвальная ГЭУ радикально повышала живучесть. Случаев боевых повреждений гребного винта на одном валу или разрушения машинных отделений одного борта великое множество. При этом корабли сохраняли возможность дать ход. Пример — второй поход в Феодосию крейсера «Красный Кавказ».

Стоит ли искать смысл там, где его нет?

Фрегат типа «Оливер Перри» был запрограммирован на поражение. Вопрос заключался лишь в готовности дать ему бой. Как показало время, никто из его противников не имел решимости (или необходимости) атаковать маленькие корабли. Уникальный инцидент со «Старком» так и остался загадкой истории. Кто и с какой целью отдал безумный приказ?
Помимо компромиссов, конструкция «Перри» содержала и положительные элементы. Среди них комплекс технических средств под аббревиатурой LAMPS, позволивший связать воедино все противолодочные средства фрегата, включая поисковые и прицельные системы на борту вертолетов. Критикуя «Перри», нельзя забывать о научно-техническом уровне страны, в которой был создан тот корабль.


Неустранимым врожденным недостатком «Оливера Перри» была посредственная мореходность. В свежую погоду при продольной качке носовая часть фрегата показывалась из воды, поле чего следовал страшный удар (днищевой слеминг). Помимо потери работоспособности гидролокационных средств, постоянные удары разрушали и без того не прочную конструкцию, вызывая многометровые трещины в надстройке.

Это никак не было связано с размерами «Перри»; он, как и любой корабль, был мал только на бумаге. Причиной слеминга было слишком большое удлинение корпуса (9,7), позволявшее обойтись меньшей мощностью ГЭУ на полном ходу. И, вероятно, ошибки при проектировании обводов.

Видимо, компьютер при расчетах чего-то не учел.

Размеры корабля водоизмещением ок. 4000 тонн в сравнении с человеком. На иллюстрации: моряки смывают карабкающихся по якорной цепи активистов-пацифистов. Дело происходит в Дании, на американской базе их бы пристрелили

В начале нового века «Перри» подвергнулись обширной модернизации: с их палуб демонтировался «однорукий бандит», а на его месте приваривалась заплата. Оставшись без ракетного оружия, они начали постепенно выводиться из состава флота.

Если двадцать лет назад списанные «Перри» были желанным подарком для стран-союзников США, то в наши дни они не вызывают интереса даже у них. Современные корабли уже давно имеют другой облик и строятся по другим стандартам.

Фрегат типа «Оливер Перри» и эсминец типа «Спрюэнс»

Украина

Зенитное ракетное вооружение Основу противовоздушного вооружения кораблей составлял зенитный комплекс «Стандарт», рассчитанный на стрельбу ракетами средней дальности RIM-66 SM-1MR. Запуски ракет осуществлялись с носовой однобалочной скорострельной пусковой установки Mk-13: темп перезарядки установки составлял один выстрел в восемь секунд. Боезапас из сорока ракет хранился в двух вращающихся барабанах, расположенных один внутри другого. Внешний барабан вмещал 24 ракеты, внутренний — 16.
Наведение ракет осуществлялось с помощью СУО Mk-92 «Tartar», целеуказание выполнял единственный радар AN/SPG-51, расположенный на подставке в центре надстройки. Таким образом, одновременно могло быть атаковано не более одной цели, хотя и неограниченным количеством ракет. Возможности комплекса обеспечивали поражение воздушных целей на дистанции до 50−75 километров, в зависимости от модификации используемой ракеты.

В связи со списанием в 2000-х устаревших зенитных ракет RIM-66 SM-1MR, и высокой стоимостью модернизации под новые ракеты SM-2MR, ВМФ США принял решение демонтировать пусковую установку со всех своих фрегатов. Тем самым, возможности кораблей были сведены де-факто к противолодочной обороне и самообороне от воздушного нападения.

Противокорабельное вооружение Хотя фрегаты «Оливер Хазард Перри» не предназначались для ведения боя с надводным противником (так как рассматривались в первую очередь как океанские эскорты) они, тем не менее, могли использовать противокорабельные ракеты RGM-84 «Harpoon». Ракеты при этом заряжались в барабанные магазины носовой пусковой установки Mk-13 вместо части зенитных ракет, и запускались с балки. Промежутки между запусками ПКР в результате были несколько больше, чем в обычных контейнерных установках.

Также зенитные ракеты SM-1MR могли использоваться для поражения надводных целей в пределах радиогоризонта.

Артиллерийское вооружение Артиллерийским вооружением фрегатов типа «Оливер Хазард Перри» является артустановка OTO Melara калибром 76 миллиметров, производимая по лицензии итальянской фирмы. Это компактное скорострельное орудие обеспечивает темп огня до 85 выстрелов в минуту, что делает его более удобным для целей противовоздушной обороны чем 127-миллиметровые орудия, но при этом легкий снаряд пушки практически не способен эффективно поражать крупные корабли и наземные объекты.

Так как носовая часть корабля занята пусковой установкой зенитных ракет, а кормовая — вертолетной палубой, для артустановки было предложено необычное размещение на крыше надстройки, почти в центре корпуса фрегата. В результате, установка де-факто имеет сектора обстрела только по бортам: носовой сектор обстрела блокируется мачтой, кормовой — дымовой трубой фрегата. Как следствие, эффективность установки ограничена.

Дополнительное зенитное вооружение фрегата составляет ЗУ «Вулкан-Фаланкс», смонтированная на крыше надстройки между вертолетными ангарами фрегата. Установка предназначена для дострела прорывающихся к кораблю летательных аппаратов и противокорабельных ракет: однако, по техническим причинам, сектор её обстрела существенно ограничен и не контролирует носовые ракурсы (что стало одной из причин инцидента с поражением фрегата «Старк»).

Противолодочное вооружение Противолодочное вооружение фрегатов составляют из двух строенных 324-мм. торпедных аппаратов Mark 32 SW, ориентированными преимущественно на самооборону. Из-за нехватки веса и места на палубе, корабли не оснащены противолодочными ракето-торпедами ASROC, которые ставились на предшествующие американские фрегаты.

Авиационное вооружение Для своих небольших габаритов, фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» имели очень мощное авиационное оснащение. Их кормовая часть была полностью занята летной площадкой, а в задней части надстройки, бок о бок располагались два ангара для вертолетов. Первые корабли (короткокорпусные) несли многоцелевые вертолеты Kaman UH-2 Seasprite, в то время как более поздние имели удлиненный корпус и увеличенные ангары специально для возможности базирования двух более совершенных Sikorsky SH-60 Seahawk.

Основной задачей вертолетов является противолодочная оборона сопровождаемого фрегатом конвоя, спасательные и транспортные операции. Для этой цели вертолеты оснащаются противолодочными торпедами, глубинными бомбами и сбрасываемыми гидроакустическими буями. Ограниченно, вертолеты могут также применяться для нанесения ударов по кораблям (без мощной ПВО) и наземным объектам при помощи ПКР AGM-119 «Penguin» и ракет AGM-114 Hellfire.

Какие фрегаты станут главными на флоте США, Китая и России

В середине февраля 2022 года пять кораблестроительных корпораций — Austal USA, Lockheed Martin, General Dynamics Bath Iron Works, Fincantieri Marine, и Huntington Ingalls Industries — получили контракты на разработку проекта перспективного фрегата с управляемым ракетным оружием (УРО) FFG(X) для ВМС США. Победитель будет определен в конце весны этого года. Об этом пишет Defense News.

На разработку проекта компаниям было отведено 16 месяцев. Итоги концептуального проектирования будут оглашены в конце весны этого года, а контракт на постройку кораблей будет заключен в 2022 году. Готовность первого FFG(X) предполагается в 2022 году. Всего планируется построить как минимум 20 фрегатов этого проекта.

ВМС США запросили $1,3 млрд на первый корпус FFG (X) в 2022 году и заявили, что каждый последующий фрегат должен стоить в районе $800 млн за единицу. Для сравнения: один эсминец УРО типа «Arleigh Burke» Flight IIA+ стоит около $1,8 млрд, а один боевой корабль типа LCS-1/LCS-2 — около $588 млн. Иными словами, перспективный фрегат УРО FFG(X) получается отнюдь не дешевым.

Облик FFG (X) начал вырисовываться еще в 2014 году. Первые тактико-технические требования к этому фрегату предполагали, что это будет сравнительно небольшой хорошо вооруженный и живучий корабль. В 2022 году ВМС США уточнили свои взгляды на перспективный фрегат. Новые требования предполагали появление корабля с существенно большими боевыми возможностями, чем просто LCS (литоральный боевой корабль, или корабль прибрежной зоны) с большим количеством оружия.

Пять проектов, участвующих в конкурсе, представляют собой самые различные варианты нового фрегата — от литорального боевого корабля корпорации Lockheed Martin до тримарановой версии компании Austal USA.

Среди фаворитов этой гонки эксперты США называют либо фрегат FREMM компании Fincantieri, либо обновленный LCS варианта корпорации Lockheed Martin. Предполагается, что строительство кораблей этого типа будет развернуто на верфи Marinette Marine компании Lockheed Martin в городе Маринетте (Marinette), штат Висконсин.

Другие полагают, что в числе лидеров может оказаться и проект судостроительной корпорации Huntington Ingalls, или даже компании Austal, фрегат которой единственный среди конкурсантов с алюминиевым корпусом. В общем, победитель определится в ближайшее время.

В качестве боевой информационно-управляющей системы на перспективном фрегате предполагается размещение варианта «Иджиса» — AEGIS Baseline 10. Корабль будет оснащен облегченной версией РЛС противовоздушной и противоракетной обороны AN/SPY-6, которая в полном объеме устанавливается в настоящее время на эсминцах УРО «Arleigh Burke» Flight III.

Также фрегат получит систему противоторпедной защиты надводных кораблей типа NIXIE AN/SLQ-25E, усовершенствованную систему радиоэлектронной борьбы типа AN/SLQ-32, многофункциональный гидролокатор с буксируемой антенной решеткой.

Перспективный корабль будет вооружен 32 унифицированными корабельными установками вертикального пуска для разнообразных управляемых ракет (возможно применение RIM-162 ESSM Block 2 и/или ЗУР большой дальности RIM-67 (SM-2), RIM-156A/B (SM-2ER Block IV), RIM-174 ERAM (SM-6).

Помимо этого, новый фрегат, как предполагается, получит восемь пусковых установок так называемых загоризонтных противокорабельных крылатых ракет. Что это может быть, еще не вполне ясно. Скорее всего, или Harpoon Block II/Block II+, или NSM, или Lockheed Martin LRASM. Как говорится, возможны варианты.

Артиллерия корабля будет представлена 57-мм артиллерийской установкой Mk110 (предположительно, в боекомплект будут включены новые недорогие так называемые умные боеприпасы — выстрелы с управляемыми осколочно-фугасными боевыми частями).

И это, разумеется, далеко не полный перечень того вооружения, военной техники и оборудования, который получит FFG (X).

Полное водоизмещение фрегата FFG (X), вероятно, будет не менее 4 тыс. т. Экипаж — около 200 человек.

Чем ответят Китай и Россия

Не отстают от США в увеличении своей военно-морской мощи и китайцы. Первый из перспективных китайских эсминцев УРО проекта 055, получивший имя «Наньчан», появился на военно-морском параде в апреле 2022 года в честь 70-летия Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая в акватории ВМБ Циндао с участием китайского лидера Си Цзиньпина. Не обошлось это мероприятие без первого китайского авианосца «Ляонин», который представляет собой отремонтированный корабль советской эпохи.

В параде в Циндао приняли участие 18 военных кораблей из 13 других стран, включая Россию, Австралию, Индию и Японию. Примечательно, что Соединенные Штаты отклонили приглашение отправить свои корабли на этот военно-морской парад.

А приглашение ВМС Франции было отозвано китайской стороной после того, как французский фрегат «Вандемайер» прошел через Тайваньский пролив до этого события. Пекин обвинил Париж в том, что его корабль «незаконно вошел в китайские воды». К слову говоря, это первый раз, когда Китай официально назвал Тайваньский пролив китайскими водами.

Эсминец УРО «Наньчан» начали строить на шанхайской верфи Jiangnan Changxin в июне 2022 года. Длина эсминца проекта 055, классифицируемого Пентагоном как крейсер, составляет почти 180 м, корабль обладает водоизмещением 12 тыс. т. Некоторые военно-морские аналитики полагают, что на самом деле водоизмещение «Наньчана» еще больше. Эсминцы данного проекта будут крупнейшими в мире после американских эсминцев типа «Замвольт».

Китайский корабль оснащен 112 унифицированными установками вертикального пуска, которые способны запускать ракеты «земля-воздух» (или противокорабельные УР), и современным комплектом датчиков, включающим радары с фазированной антенной решеткой.

Выступая на очередном пресс-брифинге, проведенном министерством национальной обороны Китая в четверг, старший полковник Жэнь Гоцян подтвердил, что «Наньчан» находится на этапе завершения морских испытаний и будет официально передан ВМФ НОАК в конце этого года. Всего планируется построить 16 эсминцев этого типа.

В дополнение к ЭМ «Наньчан» недавние спутниковые и аэрофотоснимки показывают, что еще семь эсминцев проекта 055 находятся на различных этапах постройки на двух главных китайских военных верфях в Шанхае и Даляне. Кроме того, в настоящее время завершается строительство первого авианосца, полностью построенного в Китае, который еще имеет общие черты с «Ляонином».

Наконец, на фотографиях замечены еще пять меньших эсминцев типа 052D, строящихся в Даляне, и еще шесть кораблей, сооружающихся в Шанхае. На последней верфи собрано еще четыре эсминца неизвестного подтипа, а также, как сообщается, зафиксированы секции для корпуса третьего и крупнейшего авианосца Китая.

Что касается России, то на днях в Санкт-Петербурге на судостроительном были заложены фрегаты проекта 22350 «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». Водоизмещение кораблей этого проекта составляет 4,5 тыс. т, а основное вооружение — 16 или 24 унифицированных установки вертикального пуска ракет «Калибр-НК». Пока российские корабли не обладают потенциалом стратегической ПРО.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]