Сражение у Марианских островов. Репетиция разгрома в заливе Лейте


Сражение у Марианских островов. Репетиция разгрома в заливе Лейте

Решительный успех морской авиации США в Филиппинском море, приблизивший победу во Второй мировой войне. Читайте в новом материале от создателей World of Warships!

Тихий Океан — самый большой океан на планете. Во Вторую мировую войну эти бескрайние водные просторы и тысячи разбросанных по ним островов стали полем боя для флотов Японской империи и Соединённых Штатов Америки. Именно здесь состоялись крупнейшие морские сражения Второй мировой.

Если на первых этапах войны Императорский флот одерживал уверенные победы, то вскоре инициатива перешла к американцам. На начало 1944 года Япония могла только обороняться. Императорское командование продолжало упорно верить в то, что сможет навязать противнику генеральное сражение и победить. Но в действительности это лишь оттягивало неизбежное поражение. Американцы превосходили в численности, техническом обеспечении, уровне подготовки лётного состава. Последнего особенно не хватало Японии, так как именно авиация определила принципы войны на Тихом океане.

К лету 1944 года японское командование приняло «Оперативный план А». Новая линия обороны должна была проходить через центральную часть Марианских островов к Палау и на юг к Новой Гвинее. Императорские адмиралы прекрасно понимали, что удалённый от Японских островов Марианский архипелаг станет базой стратегической авиации США. Для американцев захват этих островов позволил бы разместить эскадрильи дальних бомбардировщиков для последующих ударов по территориям противника.

Карта Марианских островов и области Тихого океана, где развернулось сражение 19-20 июня 1944 года

Для прорыва японской линии обороны американцы выслали 5-й флот под командованием адмирала Рэймонда Спрюэнса. 11 июня палубная авиация начала наносить удары по позициям японцев на островах. Защищающий их 1-й воздушный флот был частично уничтожен. Уже 15 июня две дивизии морской пехоты высадились на остров Сайпан — начались кровопролитные бои за остров. Японское командование моментально отреагировало на это, в этот же день приказав командующему Первым мобильным флотом вице-адмиралу Дзисабуро Одзаве атаковать и уничтожить войска противника. Однако кораблям требовалось время на дозаправку, и флот был приведён в полную боеготовность только 19 числа.

Силы Императорского флота насчитывали 5 тяжёлых и 4 лёгких авианосца, 5 линкоров, 13 крейсеров, 23 эсминца и 6 танкеров. Авиагруппы насчитывали до 440 различных палубных самолётов. При этом Одзава получал от вице-адмирала Какуты недостоверные доклады о состоянии авиагрупп, базирующихся на островах. Когда силы авианосного соединения готовились ударить по противнику, береговая авиация практически прекратила своё существование. Таким образом, Одзава был вынужден полагаться только на свои силы.

Тем временем адмирал Спрюэнс получил доклад о передвижении морских сил противника уже 15 июня. Было выслано 58-е оперативное соединение под командованием вице-адмирала Марка Митшера. Оно включало в себя 7 тяжёлых и 8 лёгких авианосцев, на которых располагалось до 900 самолётов. Прикрытие соединения осуществляли 7 линкоров, 21 крейсер и 67 эсминцев.

Адмирал Одзава правильно предположил, что американский флот будет находиться неподалёку от мест высадки, чтоб прикрывать десант. Поэтому он имел большую свободу действий, находясь в открытом море. 18 июня два из японских самолётов-разведчиков несколько раз обнаруживали американские соединения и установили их местоположение, однако Одзава решил начать атаку только на следующее утро. Это могло бы стать неприятным сюрпризом для американцев, так как они совершенно не ждали атак в тот день.

В ночь на 19 июня состоялся обмен сообщениями между штабами Спрюэнса и Митшера. Последний предложил за ночь подойти к японцам поближе и с утра нанести удар. Спрюэнс, в свою очередь, приказал продолжать операцию по защите огромного десантного флота, проводящего операцию против Сайпана.

Японский авианосец IJN Taiho

С 3 до 4 утра соединение Одзавы построилось в боевой порядок. Памятуя об ошибках прошлых сражений, адмирал приказал линкорам и крейсерам поднять 16 самолётов-разведчиков. В 05:15 взлетела вторая группа разведчиков — 13 палубных самолётов и 1 гидросамолёт. В 07:30 разведчики первой группы заметили одно из американских соединений, после чего Одзава приказал готовить авиагруппы к вылету. С дивизии авианосцев адмирала Обаяси поднялась первая волна — 59 самолётов. В основном это были «Зеро», оснащённые 250-кг бомбами. Немногим позже начали выпускать свои группы и другие японские авианосцы. К 9 часам утра в воздух поднялось ещё 129 машин.

Где-то в 10 часов утра операторы РЛС с американского линкора Alabama установили контакт со множественными воздушными целями. Адмирал Митшер приказал перепроверить данные. Как только пришло подтверждение с линкора Iowa, по всему соединению была объявлена тревога. Готовившиеся ко взлёту пикировщики и торпедоносцы были подняты в воздух, чтобы освободить взлётные палубы кораблей для истребителей. Пока японцы медлили с атакой, американцы успели поднять в воздух до 30 Grumman F6F Hellcat. Они и перехватили первую волну японцев. Прорвавшиеся самолёты были остановлены стеной огня, которую создали зенитчики с кораблей. Во время этой атаки было уничтожено более 40 японских самолётов, американцы же потеряли только 1 истребитель. Линкор South Dakota получил попадание 250-кг бомбы (потери составили 50 человек убитыми и ранеными), а в Indiana врезался подбитый самолёт, что не причинило особого вреда кораблю.

Более многочисленная вторая волна японских самолётов атаковала спустя час. Но, как и в предыдущий раз, большая часть атакующих была встречена американскими истребителями. Существенно превосходя японцев в лётных навыках и качестве техники, американские пилоты сбивали один самолёт за другим. Небольшая группа, что сумела прорваться сквозь перехватчики, попала под шквальный огонь ПВО линкоров. Только 6 D4Y Judy и несколько B6N Jill смогли долететь до авианосцев, но близкие разрывы сброшенных ими бомб почти не нанесли урона. На американских кораблях были убиты 4 человека и ещё несколько десятков ранены. Японцы применили небольшую уловку с постановкой ложных целей: специальные самолёты сбрасывали дипольные отражатели для создания ложных целей радиолокаторам.

Американский авианосец USS Bunker Hill во время сражения 19 июня 1944 года

В 10 часов утра Одзава поднял в воздух уже третью волну — 47 самолётов. Они долго блуждали над бескрайними просторами Тихого океана. Некоторые из пилотов ввязались в бой с американскими истребителями, и 7 из них были сбиты. Четвёртая волна, насчитывающая 82 самолёта, была направлена в точку, где разведчиком были обнаружены американские авианосцы. Но её координаты были переданы неверно. Согласно плану, эскадрильи не стали возвращаться на авианосцы, а направились на наземные базы. Большая часть четвёртой волны была обнаружена РЛС американских кораблей, находившихся в районе Гуама. А затем перехвачена наведёнными на них истребителями с авианосцев, дежурившими в воздухе, уже при заходе на посадку. Достичь своих аэродромов на Гуаме удалось только 9 самолётам.

За весь день американская авиация так и не атаковала соединение адмирала Одзавы. Но американские подводные лодки, дежурившие в установленных для них районах патрулирования, получили прекрасную возможность решить всё своими силами. Уже в 9 утра 19 июня подлодка Albacore первой открыла счёт в этом сражении. Её командир заметил японскую эскадру и вышел в атаку на большой авианосец Taihō. Был выпущен веер из 6 торпед, из которых в корабль попала лишь одна. Ещё одну торпеду уничтожил пилот «Зеро», направив в неё свой истребитель. Казалось, что авианосец набрал небольшое количество воды и мог спокойно идти дальше. Но тут сказалось плохое обучение аварийных команд. Постепенно пары бензина из повреждённых цистерн стали наполнять ангар. Примерно с 14:32 на борту постоянно происходили взрывы, а в 16:28 Taihō накренился на левый борт и затонул. Погибли 28 офицеров и 632 матроса, были спасены более 1000 человек.

В 10:52 другая подводная лодка, Cavalla, обнаружила идущий на неё японский авианосец с кораблями эскорта. Это был Shōkaku. Подлодка заняла удобную позицию и дала залп шестью торпедами с малой дистанции — 3 из них попали в цель, Повреждения корабля оказались критическими: повсюду пылали пожары и рвались авиационные боеприпасы. В 14 часов авианосец затонул. Корабли сопровождения спасли только 570 человек из почти 1800 находившихся на борту.

Одзава принял решение продолжать атаки — 20 числа корабли должны были принять топливо, привести в порядок матчасть авиации и нанести удар 21 июня. Адмирал Спрюэнс получил данные о местонахождении Императорского флота около 16 часов, когда производил дозаправку. Адмирал Митшер принял решение атаковать, несмотря на позднее время — в этом случае возвращающимся самолётам пришлось бы садиться на авианосцы уже в темноте.

Более 200 американских самолётов направились к цели. Для защиты японцы смогли выставить только 35 палубных истребителей. Пока истребители обеих сторон вели воздушный бой, ударные самолёты прорвались к эскадре. Начались атаки на различные японские корабли, в первую очередь на авианосцы. Так, Hiyō получил попадания 2 торпед, после чего на нём произошёл взрыв, и корабль затонул. Zuikaku получил одно прямое попадание бомбы, и ещё несколько бомб взорвались рядом с авианосцем. Его аварийные команды смогли взять ситуацию под контроль. Пострадали также авианосцы Jun’yō, Ryūhō, Chiyoda, линкор Haruna, а 2 танкера были потоплены. После этого адмирал Одзава приказал нанести по противнику ночной удар надводными кораблями. Но около 21 часа от командующего Объединённым флотом адмирала Тойоды поступил приказ отходить.

Японский авианосец IJN Zuikaku с кораблями эскорта под атакой американской авиации, 20 июня 1944 года

Американцы за этот бой потеряли 20 самолётов. И когда солнце зашло, им предстояло решить труднейшую задачу — посадить возвращающиеся самолёты на авианосцы. Многие пилоты не имели подобного рода опыта, поэтому было потеряно 80 машин.

На этом сражение в Филиппинском море, или Сражение у Марианских островов, завершилось. Соединение адмирала Одзавы, сильно уступавшее американскому по силе, изначально не имело шансов на победу. За 2 дня Императорский флот потерпел сокрушительное поражение. Из 400 самолётов у японцев осталось не более 50. Большую часть из них сбили американские истребители. Отсюда пошло ещё одно неофициальное название этого сражения — «Большая охота за индюшками на Марианах».

Были потеряны 3 авианосца, ещё 4 авианосца и линкор получили повреждения разной степени тяжести. Всего погибли более 3000 человек. Потери американской стороны были в разы меньше: 123 самолёта, 80 из которых пришлись на ночную посадку на авианосцы 20 июня. Людские потери составили 109 человек.

Сражение у Марианских островов почти полностью вывело из строя японские авианосцы. Теперь Императорский флот был вынужден перейти исключительно к обороне. С падением Сайпана и Гуама у американцев появились аэродромы базирования дальней авиации, и налёты на Японию стали регулярными. Это был большой шаг на пути к победе в войне, хотя до неё было ещё больше года.

Узнайте, как палубная авиация США становилась главной ударной силой флота, которой было суждено решить исход войны на Тихом океане. Документальный фильм от компании Wargaming рассказывает историю её зарождения и развития до и во время Второй мировой войны.

Последнее «прощай»

С момента поражения на Филиппинах японское руководство, начавшее подготовку к боям уже за сами Японские острова, решало, по сути, одну главную задачу: как проиграть войну, сохранив лицо и избежав кровопролитных сражений на главных островах Японии. Японские гарнизоны, оставшиеся на многочисленных мелких островах в тылу у американцев, после потери Филиппин и главных сил флота оказались предоставлены сами себе — сражаясь в основном с голодом и болезнями в отсутствие снабжения и смены для раненых и больных.

Остатки японского флота, вернувшиеся кто в Сингапур, кто в базы метрополии, фактически перестали оказывать влияние на ход войны. Главной проблемой стало топливо — для заправки линкоров, авианосцев, тяжелых крейсеров требовались многие тысячи тонн флотского мазута или сырой нефти, и этих тысяч тонн уже не было. Окончательная точка в судьбе Императорского флота была поставлена 7 апреля 1945 года, когда выживший в битве за Лейте линкор «Ямато», с остаточными запасами топлива вышедший из базы в Куре с задачей нанести возможно большие потери американским силам, штурмовавшим укрепления Окинавы, был потоплен палубной авиацией американцев на полпути между Кюсю и Окинавой.

источник

[ Как использовать сноски ]
  1. « Пределы океанов и морей, 3-е издание (1953 г.) ( PDF ) » , IHO , Проверено 2 января 2016 г.
  2. «Морской бой Мусаси», обнаруженный на дне моря = Опубликовано богатым человеком из США в Твиттере Jiji Press ( архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г.), доставлено в 19:38 3 марта 2015 г.
  3. Линкор Мусаси: обнаружение корпуса или богатый США, Майничи Симбун в море Сибуян ( архивировано из оригинала 3 марта 2015 г.), доставлено 3 марта 2015 г.
  4. « Морской бой «Мусаси», о котором сообщил основатель MS Пол Аллен, найден на морском дне ». ITmedia News (3 марта 2015 г.). Проверено 2 января 2016 г.
  5. «[Срочный проект] Открытие подводного линкора «Мусаси»» «MC ☆ Akushizu» № 36, Ikaros Publications , 1 мая 2015 г., стр. 111.
  6. «Откройте для себя линкор «Мусаси»! Гигантские корабли , спящие в море Сибуян, «Море Сибуян», № 816 , Гайдзинша , 25 марта 2015 г., стр. 66-67.
В Wikimedia Commons есть категории, связанные с морем Сибуян .
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]