Хитрый план Рейнхарда Шеера
На ту же тему
Позиционный тупик: кошмар родом из Первой мировой
К маю 1916 года война шла уже довольно долго для того, чтобы обе стороны осознали глубину позиционного тупика, сложившегося на сухопутном театре военных действий. Тупик этот был, конечно, малоприятен, но в целом работал на Антанту — она была сильнее индустриально и рано или поздно выиграла бы в войне на истощение.
Немаловажную роль в ней играла британская морская блокада. Снять её можно было, только захватив господство на море. Это было серьёзной проблемой — английский Гранд-флит был ощутимо сильнее германского Флота открытого моря. Но у немцев оставалась возможность наносить ему чувствительные удары, громя противника по частям.
И у адмирала Рейнхарда Шеера, командовавшего Флотом открытого моря, имелся план, как это сделать.
Идея была проста и не то чтобы нова — взять группу быстроходных кораблей и совершить набег на один из британских прибрежных городов. Британцы, скорее всего, отправят за ней какие-то силы — достаточно представительные, но вряд ли весь Гранд-флит. И тут-то их будет ожидать сюрприз — основные силы в виде оставшихся кораблей Флота открытого моря, что будут следовать в 50 милях позади.
Адмирал Шеер
Кайзеровские моряки уже устраивали набеги на побережья в Первой мировой — но в меньших масштабах. Теперь настало время играть по‑крупному.
Битва всех времён
31 мая 1916 года состоялась величайшая морская битва Первой мировой войны — Ютландское сражение. В ней участвовали силы флотов Британской империи и Германии, в общей сложности 250 кораблей, в том числе более 40 линкоров и линейных крейсеров. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывали об этом событии в 2016 году, к столетию со дня сражения. Вспомним вместе с ними, как это было.
Исходные позиции
В конце весны 1916 года морское противостояние между Британской империей и Германией окончательно зашло в тупик. Безраздельно властвуя на море, британский Гранд-Флит нисколько не стремился навязывать германским силам генеральное сражение, а лишь пресекал любые их попытки прорвать дальнюю морскую блокаду. Несмотря на пассивность такой тактики, экономическая изоляция истощала Германию, и необходимость прорыва блокады становилась всё более острой.
Адмирал Рейнхард Шеер, заступивший на должность командующего флотом Открытого моря в январе 1916 года, решился раскачать патовую ситуацию. Его план состоял в том, чтобы относительно небольшим отрядом линейных крейсеров выманить Гранд-Флит с защищённых баз, а затем уничтожить его по частям.
Первый этап операции прошёл для германского флота довольно неудачно. Соединение подводных лодок не сумело собрать ценных разведданных и потрепать Гранд-Флит, а британцы, напротив, перехватили сообщение о выходе в море германского флота и подготовились к возможному сражению. Основываясь на данных радиоперехвата, английский флот двумя эскадрами направился к предполагаемому месту расположения германских сил. Первую из них составлял авангард из шести линейных крейсеров, лёгких крейсеров и миноносцев адмирала Битти в сопровождении четырёх дредноутов Хью Эван-Томаса. Бо́льшая часть остального Гранд-Флита под началом адмирала Джеллико вышла к месту предполагаемого рандеву из Скапа-Флоу.
Первый этап
31 мая, около 14:00, в точке к западу от побережья Ютландии соединение Битти встретило эскадру адмирала Хиппера из пяти линейных крейсеров и нескольких миноносцев сопровождения, которая, как позже выяснили англичане, шла в авангарде основных сил флота Открытого моря. Видя своё явное численное превосходство, британские корабли пошли на сближение и открыли по противнику огонь. В ответ на это Хиппер, действуя согласно первоначальному плану, повернул эскадру на юг, чтобы вывести противника на основную часть германского флота.
Артиллерийская дуэль во время преследования складывалась неудачно для английских кораблей, несмотря на их численный перевес. Давало о себе знать не только удручающе низкое качество боеприпасов, но и небрежность и даже грубые ошибки в управлении эскадрой. Возникла путаница в распределении целей и управлении огнём, а из-за проблем со связью многие приказы передавались с серьёзной задержкой. Именно из-за этого линкоры Эван-Томаса не успели вовремя сменить курс вслед за уходящими на юго-восток германскими кораблями и вступили в бой с большим опозданием.
Уже довольно скоро корабли Хиппера сумели пристреляться, и начались первые попадания: в короткий срок были подбиты и потоплены линейные крейсеры HMS Indefatigable и HMS Queen Mary. В ответ Битти пустил в атаку свои миноносцы, которые пошли на сближение с эскадрой Хиппера и вступили в скоротечный, но безрезультатный бой с германскими эсминцами.
Около 16:30 к месту сражения подтянулись корабли адмирала Шеера. Неожиданно для себя наткнувшись на превосходящие силы противника, Битти развернул английскую эскадру и двинулся по направлению к основной части Гранд-Флита. И вновь из-за перебоев со связью линейные корабли Эван-Томаса начали манёвр с большим опозданием и на повороте последовательно попали под мощный обстрел германских сил.
Второй этап
Во время дальнейшего преследования в ходе артиллерийской дуэли англичане потеряли линейный крейсер HMS Invincible и броненосный крейсер HMS Defence, а германский флот — лёгкий крейсер Wiesbaden. В 18:20 произошло столкновение главных сил противников. Корабли адмирала Джеллико быстро включились в бой и сосредоточили огонь на линкорах Шеера, которые вели преследование во главе германской армады. Баланс сил вновь резко изменился: адмирал Шеер не ожидал встречи с основными силами Гранд-Флита и, выполнив под прикрытием дымовых завес «боевой разворот», попытался оторваться от британцев.
Рассчитывая пройти за кормой английских линкоров и прорваться к базам, Шеер вскоре вновь повернул эскадру и двинулся курсом на восток, но уже около 19:00 произошёл новый боевой контакт. После скоротечной стычки, которая для германских сил обернулась серьёзными повреждениями линейных крейсеров Von der Tann, Seydlitz и других тяжёлых кораблей, флот Открытого моря снова попытался уйти от противника. В наступивших сумерках соединению Шеера удалось оторваться от преследовавших его англичан.
Взяв курс на юго-восток, флот Открытого моря двинулся по кратчайшему пути к своим базам. Хотя каждая из сторон крайне смутно представляла себе расположение сил противника, около 22:00 маршруты флотов пересеклись. В бой вступили лёгкие крейсеры обеих эскадр, а часом позже германский флот начал скоротечное сражение с английскими эсминцами, которые шли в хвосте Гранд-Флита. К счастью для адмирала Шеера, британский флот не был готов к ночному бою. Запутавшись в противоречивых разведданных, Джеллико не понял, что флот Открытого моря проскользнул за кормой его кораблей. Преследование германского флота продолжалось всю оставшуюся ночь. Прекратить погоню адмирал Джеллико решился лишь к утру 1 июня, получив из Адмиралтейства радиограмму о том, что флот Открытого моря, по-видимому, вернулся в родную гавань.
Исход боя
О результатах этого грандиозного и ни с чем не сравнимого по размаху сражения сложно судить однозначно. Хотя Гранд-Флит понёс серьёзные потери, по тоннажу почти вдвое превышавшие германские, флот Открытого моря не сумел выполнить свою главную задачу — прорвать экономическую блокаду. До самого конца войны германские корабли уже не отваживались отходить далеко от своих баз.
Но и англичанам формальная победа далась высокой ценой. Британская общественность была крайне разочарована высокими потерями своего флота, который долгие годы слыл безупречной и непобедимой военной машиной. Престиж всего Адмиралтейства оказался надолго подорван, и восстановить пошатнувшуюся репутацию британскому флоту удалось лишь к началу Второй мировой.
Андрей Малеев
/
Корабли, пережившие кайзера и фюрера
История немецких броненосцев «Schleswig-Holstein» и «Schlesien»
- ВМВ
- флот
- Германия
Михаил Плец
/
Последние дни Хохзеефлотте
21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу, основной базе английского военного флота, были затоплены своими экипажами корабли германского Флота открытого моря
- ПМВ
- Германия
- Великобритания
Редакция Warspot
/
Песни Warspot: от Типперери до Вильгельмсхафена
История о том, как новая версия старой песни могла бы вписаться в культовый фильм
- ПМВ
- ВМВ
- флот
- Германия
Контрловушка
Но у англичан имелись свои козыри в рукаве.
Германской западне было не суждено сработать — британцы смогли перехватить и расшифровать некоторые переговоры. Да и активность подлодок заметили — и поняли, что назревает что-то крупное. Правда, точно узнать получилось только то, что 31 мая в море выйдет какой-то более-менее представительный контингент. В целом у англичан сложилось впечатление, что бо́льшая часть германских линкоров так или иначе останется на месте.
Обе стороны двигались навстречу друг другу, уверенные, что встретиться придётся с существенно уступающими силами — и поэтому поначалу действовали довольно смело.
План предстоящего боя
Решающее сражение было назначено на конец мая — начало июня, к нему обе стороны готовились основательно. Немцы рассчитывали на то, что им удастся выманить часть английского флота в открытое море и уничтожить его там силами 1-й разведывательной группы Хиппера. Немецкие крейсера должны были обстрелять берега Англии, после чего направить все свои усилия на уничтожение оставшейся части флота противника.
В состав флота с немецкой стороны должны были входить 16 линкоров, 6 броненосцев, 5 линейных и 11 легких крейсеров, а также 61 эсминец.
Против этих сил англичане были готовы выставить 28 линкоров, 9 линейных, 8 броненосных и 26 легких крейсеров, и это все помимо имевшихся в полном распоряжении флота 79 эсминцев.
Внезапная встреча
Авангарды флотов наткнулись друг на друга в 15:30 31 мая 1916 года. Встреча произошла в сотне миль от Ютландского полуострова. Первыми друг друга обнаружили лёгкие силы, действовавшие впереди. Но вскоре в дело вступили и линейные крейсера — быстроходные и хорошо вооружённые гиганты.
Британский авангард был ощутимо сильнее. Если не считать прикрывавшие большие артиллерийские корабли эсминцы и лёгкие крейсера, под командованием вице-адмирала Битти имелось шесть линейных крейсеров и четыре линкора. Немецкий же отряд, возглавляемый контр-адмиралом Хиппером, насчитывал всего пять линейных крейсеров.
Атака немецких эсминцев
Бой линейных крейсеров начался в 15:45. А в 16:00 к делу подоспели и четыре линкора Битти.
Немцы стремились навести неприятеля на свои основные силы. Это было не так уж и сложно. Уверенные в своих силах, британцы действовали нахально — их авангард оторвался от основных сил на 20 миль дальше, чем у немцев.
Но даже без основных сил корабли Хиппера смогли «задать перца», потопив два линейных крейсера.
Сказались лучшая подготовка германских экипажей (мало кораблей — ставим на качество), некоторая неразбериха в стане англичан и слабая защита британских линейных крейсеров, которые могли быть уничтожены одним удачным попаданием.
Большие папочки
В 16:33 Хиппер всё-таки навёл британский авангард на основные силы под командованием Шеера. Увидев приближавшиеся германские линкоры, Битти понял, что в море вышел весь неприятельский флот.
Завязать с ними бой в одиночку стало бы не воспеваемым в веках благородным безумием, а всего лишь беспросветной дуростью.
Битти развернул корабли. Стороны поменялись местами — теперь британцы завлекали неприятеля к своим линкорам. А немцы, решившие, что больше сюрпризов не будет, увлечённо гнались следом.
В 17:36 к отступающему Битти пришла помощь. Это было самое быстроходное соединение крупных кораблей основных сил — эскадра линейных крейсеров под командованием контр-адмирала Худа. Полчаса спустя к делу стали присоединяться и другие английские эскадры — вооружённые уже тяжеловесами в виде линкоров.
Дэвид Битти
Дело стало складываться худо, и немцы начали склоняться к отступлению.
Замецки
Незадолго до этого им удалось потопить ещё один крупный британский корабль — линейный крейсер «Инвинсибл». Тот, в лучших традициях британских линейных крейсеров, взорвался — спастись удалось лишь шестерым. Вместе с кораблём на дно отправился и контр-адмирал Худ, командовавший 3-й эскадрой линейных крейсеров. Позже в честь Худа назвали линейный крейсер, который точно так же взлетел на воздух от удачного неприятельского снаряда. Но уже в другую мировую войну.
Впрочем, удрать было не так-то просто. Немцы повернули в 18:35, но сделать это получалось только в сторону неприятельских баз. Продолжать идти этим курсом было самоубийственно, и в 19:00 Шеер повернул обратно — прорываться к германским берегам.
Действия обеих сторон в сражении
↑ Бой в этапах
Легкий крейсер Англии привел за собой немецкий флот к месту, где были сосредоточены основные морские силы Великобритании. В 18:00 часов завязался серозный бой, в котором активно участвовали линейные крейсера.
В 19:10 началась вторая битва с помощью линкоров, а в 20:00 часов британцы полностью потеряли местонахождение соперника, который спрятался за дымовой завесой. Битти удалось выследить врага, и он отправился за немецким флотом во главе с Хиппером. Вскоре снова началась атака на Германию, правда длилась она до 20:40, после чего немцам все же удалось скрыться.
Ютландское сражение фото
Третьим этапом стало ночное сражение, к которому немецкий флот был хорошо подготовлен, и Рейнхард Шеер возглавил его. В 22:20 крейсера противников вступили в очередной бой, а вскоре подключились эсминцы. В 3:30 было последнее столкновение противников на расстоянии 3 тысяч ярдов, в результате, которого был подбит эсминец G-40.
Немного ранее, около 2:30, Шеер получил сообщение о повреждениях и израсходованных боевых припасов, после чего принял решение прекратить операцию. Благодаря утреннему туману уцелевшие немецкие корабли смогли скрыться и добраться до своей гавани. Флот Британии уплыл на север.
Прорыв
Шеер решил любой ценой сохранить линкоры. Он бросил в атаку все удобно расположенные для этого корабли — линейные крейсера, лёгкие крейсера, миноносцы. Последние, в дополнение ко всему, ещё и ставили дымзавесу.
На ту же тему
Беззубые волки против льва без когтей: почему в Битве за Атлантику долго не было победителя
Эти действия дали результат — на какое-то время Шеер оторвался. Успех был в немалой степени заслугой миноносцев — британские линкоры потратили много времени и усилий, чтобы увернуться от торпед. Немцы не потеряли ни одного крупного корабля — «тяжелораненый» линейный крейсер «Лютцов» они сами затопили ещё до прорыва. Правда, повреждённого у немцев было хоть завались: 9 единиц одних только крупных кораблей требовали докового ремонта, не считая «мелочи» и лёгких повреждений.
Какое-то время британцы преследовали немцев. То и дело возникали спорадические стычки. Стороны маневрировали, стремясь улучшить своё положение. Видимость падала. В девять вечера зашло солнце и стало совсем темно.
Ночью царил хаос. Отдельные корабли и группы пытались найти друг друга, найти своих, понять, кто перед ними находится, а потом, по возможности, потопить его, пока не поздно. Часто противники находились гораздо ближе друг к другу, и время от времени уподоблялись античным триремам. Например, германский линкор тараном снёс британский эсминец.
Взорванный британский крейсер «Куин Мэри»
Но, опять же, стратегического баланса сил ночное столкновение не изменило — не был потоплен ни один современный линкор или линейный крейсер. Хотя немцы потеряли старый эскадренный броненосец, построенный ещё в додредноутную эпоху, — бедняга нарвался на торпеды британского эсминца. Все семь сотен членов экипажа погибли.
Днём первого июня флоты вернулись на свои базы — боезапас был расстрелян, люди устали, нанесённые повреждения не давали думать о продолжении боя. Сражение закончилось.