Крейсер, защищавший Ленинград в годы Великой Отечественной войны, 5 букв

Главная / История / Флот накануне и в период Великой Отечественной войны

29.01.10 Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Игорь Козырь

В воспоминаниях ветеранов и работах историков, посвященных героической обороне Ленинграда, нередко встречается эпитет «беспримерный». Беспримерными были муки и жертвы гражданского населения. Беспримерным можно назвать мужество его защитников. В беспримерных условиях приходилось действовать морякам Краснознаменного Балтийского флота, заслужившим благодарную память и признание потомков…

В дни, когда Россия отмечает 66-ю годовщину полного снятия блокады Ленинграда, напомним нашим читателям о некоторых эпизодах Ленинградского сражения, в которых отличились моряки Краснознаменного Балтийского флота.

Их называли «черными дьяволами»

Боевые действия на Балтике в ходе Великой Отечественной войны мало напоминали сценарии, разработанные в середине 1930-х годов, когда флот готовился к боевым действиям на морских коммуникациях и сражениям с германским флотом. Навязанная противником минная война привела к огромным потерям в первые же месяцы боевых действий, в результате которых, по оценке известного историка В.Д. Доценко, «к концу 1941 года флота на Балтике практически не существовало». Оставим на совести автора столь категоричное утверждение. Обескровленный, но не сломленный Краснознаменный Балтийский флот продолжал действовать. Правда, теперь участие флота в обороне города порой принимало совершенно необыкновенные формы.
Морская пехота уходит в бой.

В 1941-1942 гг. Балтийский флот отправил на сухопутный фронт 11 бригад морской пехоты, 2 полка, 38 батальонов и несколько отрядов, не считая небольших подразделений, общей численностью 110 тысяч человек. 1-я бригада героически защищала Красное село, на Ораниенбаумском плацдарме держали упорную оборону 5-я и 2-я бригады. 4-я бригада морской пехоты, размещенная на островах Ладожского озера, отважно защищала Дорогу жизни и «Невский пятачок». Это бойцов 1-й бригады командующий фронтом маршал Ворошилов вел в штыковой бой под Дудергофом 11 сентября, когда враг подошел на 14 километров к городу. По словам участника этого боя, в 13 часов в бригаду приехал командующий фронтом маршал К.Е. Ворошилов и заявил, что лично поведет моряков в атаку. Эта весть вызвала подъем воинского духа. К.Е. Ворошилов произнес короткую речь: «Товарищи! Отступать дальше некуда. За нами Ленинград. Здесь мы умрем или победим». Затем маршал вынул из кобуры пистолет и, скомандовав «В атаку! Вперед!», пошел в сторону противника. Противник с большими потерями отступил на несколько километров. Несмотря на допущенные просчеты и ошибки, бригада вместе с другими частями успешно выполнила основную задачу – враг был остановлен на самом опасном направлении. При этом маршал получил осколочное ранение в левую руку, а бригада потеряла две трети личного состава.

В октябре 1941 года в районе Ленинграда вновь сложилась чрезвычайная ситуация. Танковые соединения немцев прорвались к побережью Невской губы на участке Петергоф — Урицк, вышли к истокам Невы и захватили Шлиссельбург. Чтобы не позволить противнику овладеть Ленинградом, наши войска нанесли контрудар с Ораниенбаумского плацдарма на Красное Село. В Кронштадте был срочно сформирован отряд добровольцев с кораблей, из частей, учебных подразделений и училищ для проведения демонстративных морских десантов. 3 октября на 14 катерах и 20 шестивесельных ялах отряд моряков численностью в 225 человек высадился в районе «Пишмаша» — завода пишущих машинок недалеко от Стрельны. Десантники бились с врагом упорно, но пришлось отступить — живыми вернулись только 70 человек. А в ночь с 4 на 5 октября состоялась высадка самого многочисленного морского десанта численностью 687 человек под командованием полковника Ворошилова и военкома Петрухина в Петергоф. Петергофский десант мужественно сражался и почти весь погиб. Но эти десанты отвлекли значительные силы противника на Петергофское направление, что позволило советскому командованию выиграть время, усилить оборону Ленинграда и обеспечить его длительную защиту. Фашисты со страхом и ненавистью относились к морякам, сражавшимся на суше, заслужившим у врага прозвище «черные дьяволы». В 1944 году в подвалах гранильной фабрики в окрестностях Петергофа была сделана ужасная находка. «Очевидно, в этом подвале размещался фронтовой госпиталь. На кроватях — обезглавленные тела советских воинов. В изголовьях — бескозырки, каски… Отрезанные головы зловещей пирамидой чернели в углу (некоторые из них в противогазах)». Скорее всего, в этом подвале нашли свою смерть последние герои петергофского десанта.

Наряду с «Невским пятачком» в летопись Отечественной войны по праву вошла героическая оборона Ораниенбаумского плацдарма на южном берегу Финского залива. Плацдарм занимал площадь 60 километров в ширину и 26 километров в глубину. В конце октября 1942 года с него была снята защищавшая его до этого 8-я армия, а вместо нее 50 километров фронта обороняла 2-я бригада морской пехоты, сформированная 12 июня 1941 года из моряков кораблей, учебных отрядов и частей береговой обороны. Моряки этой бригады не уступили фашистам ни пяди плацдарма, благодаря чему сохранилась возможность движения кораблей и судов по Морскому каналу, а также выхода подводных лодок на боевые позиции.

По словам ветеранов, не было подразделения на Ленинградском фронте, где бы не сражались сошедшие на берег моряки…

Судостроители на защите Ленинграда

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / На стапелях под огнем

П. Г. КОТОВ, адмирал-инженер, Герой Социалистического Труда

К началу Великой Отечественной войны благодаря заботам и вниманию Коммунистической партии и Советского правительства наша страна располагала мощным Военно-Морским Флотом. Создание такого флота стало возможно в результате индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, успешного выполнения трудящимися СССР пятилетних планов. В тридцатые годы партией и правительством была принята программа постройки морского и океанского флота, соответствующего государственным интересам Советского Союза. В конце 1940 г. в соответствии с этой программой в постройке находилось 219 кораблей. Часть из них вступила в строй в первой половине 1941 г., многие достраивались во время войны. Новые корабли по своим тактико-техническим данным превосходили корабли капиталистических стран. Большой вклад в развитие и организацию фундаментальных научных исследований внесли выдающиеся ученые-судостроители А. Н. Крылов, Ю. А. Шиманский, П. Ф. Папкович, В. Л. Поздюнин, В. И. Першин, В. Г. Власов, М. И. Яновский.

В создание проектов первоклассных кораблей и повышение боевых качеств кораблей, находившихся в строю на Балтике в период войны, существенный вклад внесли руководители проектирования и главные конструкторы: В. В. Ашик, С. А. Базилевский, Ю. Ю. Бенуа, В. М. Бурлаков, Ю. Г. Деревянко, М. В. Егоров, Л. Л. Ермаш, Я. А. Копержинский, Н. Г. Лощинский, Б. М. Малинин, А. И. Маслов, В. И. Неганов, В. А. Никитин, Л. М. Ногид, М. А. Рудницкий, А. Г. Соколов, Е. С. Толоцкий, С. Ф. Фармаковский, Н. М. Хомяков, Б. Г. Чиликин, Е. И. Юхнин, О. Ф. Якоб и многие другие.

Обеспечили в годы войны оперативное выполнение заказов фронта руководители судостроительной промышленности И. И. Носенко, Н. М. Разин, А. М. Редькин, Г. Д. Каплун, Н. В. Исаченков и многие другие.

Ленинград перед войной занимал ведущее место в судостроении страны. С его стапелей сошла на воду значительная часть судов отечественного морского флота. Но с началом войны центр тяжести трудовых усилий ленинградских судостроителей переместился на проведение восстановительных ремонтов кораблей, получавших боевые повреждения, на вооружение гражданских судов и обеспечение заданий фронта.

Только за период с 22 июня 1941 г. по 1 января 1942г. ленинградские судостроители передали ВМФ 280 кораблей, катеров, судов и плавсредств, выполнили аварийно-боевой ремонт на 138 кораблях и судах, установили различное вооружение на 119 кораблях. За тот же период судостроители изготовили 4 бронепоезда, 13 бронемашин, более 1000 броневых дотов, выпустили 1155 лафетов к полковым пушкам, 65 тыс. авиабомб, 109 тыс. мин, свыше 278 тыс. деталей для танков и т. д. Кроме того, на судостроительных заводах была построена большая часть сыгравших важную роль в обороне города железнодорожных батарей, вооруженных 130-мм морскими орудиями и 37-мм зенитными пушками.

Все судостроительные предприятия города подвергались интенсивному вражескому артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам с воздуха. Особенно трудные условия сложились на заводе им. А. А. Жданова, территория которого оказалась в непосредственной близости от переднего края. Несмотря на это, ждановцы не раз ремонтировали эсминцы, получавшие повреждения в боях, и обеспечили вступление в строй двух эсминцев, находившихся на артиллерийских позициях на Неве. Балтийский судостроительный завод летом и осенью 1941 г. снова ввел в строй, после устранения серьезных боевых повреждений, линкор, крейсер и 6 эсминцев. Зимой 1941/42 г. балтийцы вновь отремонтировали линкор, 2 крейсера, 6 эсминцев и 5 подводных лодок.

На заводах Адмиралтейском и «Судомех» отремонтировано было 55 кораблей, свыше ста раз здесь устранялись боевые повреждения подводных лодок, капитально ремонтировались другие корабли.

Незабываемыми трудовыми подвигами судостроителей и судоремонтников Ленинграда, Кронштадта, военных моряков КБФ являются восстановление тяжело поврежденных боевых кораблей: лидера «Минск», крейсеров «Максим Горький», «Киров», «Петропавловск», сторожевого корабля «Конструктор», канонерской лодки «Красное знамя», введение в строй артиллерии главного калибра линкора «Марат».

Неоценимый вклад внесли ленинградские судостроители и в обеспечение деятельности легендарной Дороги жизни через Ладожское озеро. Весной 1942 г. на пустынном берегу Ладоги, в бухте Гольсмана, за два с половиной месяца была сооружена временная верфь, на которой построили 14 стальных барж общей грузоподъемностью 13 тыс. т,- Первую баржу создали за 20 дней, а остальные сначала за 10, а затем и за 6 дней (при довоенной норме 3-4 месяца). К осени 1942 г. на Ладоге вошли в строй 115 самоходных тендеров и плашкоутов, принимавших по 15-25 т груза, и один большой самоходный тендер на 100 т. На Сясьской верфи речники строили деревянные баржи грузоподъемностью 300 т.

О масштабах летних перевозок через Ладогу свидетельствуют такие данные: за время блокады по ледовой трассе было эвакуировано около 638 тыс. чел. и ввезено 575 тыс. т грузов, а водным путем — 738 тыс. чел. и 1040 тыс. т грузов.

Во время войны на Балтике, особенно в Финском заливе, противник широко использовал минное оружие, авиацию и боевые катера различного назначения. Для борьбы с ними потребовалось создать соответствующие средства противодействия и дооборудовать действующие корабли, с целью усиления их зенитного вооружения и противоминной защиты. Возникла необходимость в новых типах кораблей малого тоннажа для боевых действий в шхерах, узкостях и вблизи берегов с целью поддержки флангов сухопутных войск и высадки десантов, для борьбы с подводными лодками, а также тральщиков и средств траления.

На действовавших кораблях было усилено зенитное вооружение, устанавливались размагничивающие устройства. Для защиты от бомб и снарядов на палубах укладывались броневые плиты. Вспомогательные механизмы подводных лодок устанавливались на амортизаторах.

В течение всей войны ленинградцы пополняли КБФ судами и кораблями. Всего за время войны ленинградские судостроители передали флоту более 850 новых кораблей и катеров и более 100 модернизированных и переоборудованных кораблей, которые приняли активное участие в разгроме гитлеровцев на Балтике.

Этот факт имеет не только военно-экономическое, но и большое политическое значение, поскольку гитлеровская пропаганда неоднократно объявляла, что «Ленинград и его промышленность ,практически уничтожены».

Заслуживает внимания не только сложность выполненных работ, но и необычайно короткие сроки их исполнения, которые никогда до войны не были достигнуты ни на одном судостроительном заводе. Например, серьезные повреждения крейсера «Максим Горький» в результате взрыва мины потребовали от судостроителей сложнейших инженерных и производственных решений. Балтийский судостроительный завод в чрезвычайно короткий срок — за полтора месяца — восстановил крейсер. Ремонт крейсера «Киров» после вражеских бомбовых ударов был выполнен балтийцами за два месяца вместо полугода. Первый морской бронекатер (МБК) с двумя башнями был построен в три раза быстрее, чем предусматривалось по нормативам, и т. д.

Тяжкие условия блокады, острая нехватка рабочих, инженеров, конструкторов потребовали привлечения на заводы женщин и подростков. Необходимо отметить большую помощь военных моряков в ремонте кораблей. Роль личного состава кораблей в выполнении судостроительными заводами планов и заданий, связанных с восстановлением и повышением боеготовности Краснознаменного Балтийского флота, была исключительно велика.

Программу аварийно-боевого ремонта более 200 кораблей, принятую Военным советом фронта в тяжелую зиму 1941/42 г., когда физические силы ленинградцев были предельно истощены, военные моряки — краснофлотцы и командиры выполняли наравне с судостроителями. Количество краснофлотцев порой превышало число рабочих, непосредственно занятых на ремонте кораблей, в 3-4 раза; на кораблях в начале 1942 г. работало всего около 500 рабочих и бригадиров. Большая часть рабочих изготавливала сложные корабельные детали и изделия в цехах, занималась восстановлением разрушенных помещений, станков, кранов. Но без судостроителей, работавших на кораблях, личный состав, естественно, не справился бы самостоятельно с постройкой и ремонтом. Мастера, бригадиры, высококвалифицированные монтажники технически руководили всем делом, обучали краснофлотцев судостроительным специальностям. Своих наставников на кораблях моряки любили и берегли. Когда судостроительные заводы приступили к постройке новых БМО, МБК, МТ, КТЩ, плашкоутов для Ладоги и др., корабли и соединения флота брали шефство над определенным заказом, и сотни краснофлотцев на стапелях, в цехах, на сборочных площадках под руководством мастеров и бригадиров помогали судостроителям. Здесь, пожалуй, следует отметить особую роль, которую играли в годы войны представители ГУК НК ВМФ на заводах. Его контрольно-приемный аппарат, возглавлявшийся в военное время уполномоченными ГУК НК ВМФ в Ленинграде контр-адмиралом-инженером А. А. Якимовым и капитаном первого ранга-инженером А. К. Усыскиным, состоял из высококвалифицированных кораблестроителей, инженеров-механиков, электриков и вооруженцев. Этот коллектив своей неутомимой деятельностью оказывал существенную помощь судостроителям. Зная возможности и ресурсы флота, он организовывал обеспечение и связь между флотом и промышленностью Ленинграда, активно содействовал восстановлению и повышению боеготовности кораблей Краснознаменной Балтики. Уполномоченный ГУК НК ВМФ и его аппарат совместно с представителями судостроительной промышленности обеспечивали через государственные органы и отраслевые наркоматы изготовление и поставку вооружения или механизмов, производство которых в Ленинграде было в то время невозможно.

Уполномоченный ГУК НК ВМФ и его аппарат распределяли между заводами талоны на дополнительное питание, выделявшиеся Военным советом Ленфронта ,(250 пайков) для судостроителей, работавших на ремонте кораблей. Это помогло сохранить жизнь многим работникам предприятий.

На промышленных предприятиях трудились около 100 ученых, инженеров ЛКИ и научных работников- судостроителей.

В июле 1941 г. при горкоме партии была создана комиссия по рассмотрению и реализации оборонных изобретений. В ее работе участвовали крупнейшие ученые Ленинграда, в том числе академик-кораблестроитель А. Н. Крылов.

Многие исследования проводились непосредственно на действующих боевых кораблях. Рабочие, инженеры и ученые разрабатывали образцы новой боевой техники, на кораблях устанавливались средства противоминной защиты, разработанной проф. А. П. Александровым и учеными ЛФТИ. Ученые помогли техническому отделу КБФ в создании и оборудовании СВР.

К началу войны КБФ уже располагал тралами для борьбы с неконтактными минами. Конструкторы и рабочие при активном участии военных моряков к навигации 1942 г. создали катерные и змейковые тралы и организовали их массовое производство. Всего за период блокады судостроители передали флоту около 1200 комплектов контактных и неконтактных тралов.

Специалисты ВМФ, изучая боевые повреждения, разрабатывали меры по повышению живучести кораблей. Ученые-судостроители и военные специалисты участвовали в решении сложнейших вопросов, связанных с обеспечением прочности, остойчивости кораблей, помогали флоту в освоении и ремонте двигателей.

Конструкторы-приборостроители по заданию командования помогали восстанавливать поврежденные в боях корабельные системы и приборы, а группа ученых создала радиолокационную станцию «Редут», с помощью которой уверенно обнаруживались объекты в радиусе почти 100-200 км.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1942 г. за успешное выполнение оборонных заданий большая группа ленинградцев, в том числе ученых, была награждена орденами и медалями.

На юбилейной сессии Академии наук СССР 26 июля 1945 г., посвященной 220-летию со дня ее основания, с приветствием от имени моряков-балтийцев выступил вице-адмирал Л. А. Владимирский. Он горячо поблагодарил ленинградских ученых и инженеров, находивших в себе силы в тяжелое и голодное зимнее время 1941/42 г. для деятельного участия в строительстве новых и оснащении действующих кораблей новейшей боевой техникой. Подвиг инженеров и ученых в дни блокады навсегда останется в летописи героической обороны Ленинграда как одно из ярчайших проявлений патриотизма советской интеллигенции.

Ленинградцы не только защищали свой родной город, но и оказывали помощь другим фронтам. В разгар битвы за Москву они отправили москвичам на транспортных самолетах в разобранном виде более тысячи полковых пушек и минометов, в изготовлении которых участвовали и судостроители.

Судостроители активно помогали сухопутному фронту — строили переправочные средства, выпускали трубы для Ладожского нефтепровода, организовали специализированное производство и участвовали в выпуске более 3 тыс. минометов, свыше 200 тыс. автоматов для Ленинградского и других фронтов.

В первую блокадную зиму судостроители переоборудовали две городские электростанции на местные виды топлива (торф), смонтировали завод для изготовления пищевого белка из опилок, оборудовали гарнизонный госпиталь, работали на очистке и восстановлении города, заготовке топлива и т. д.

Работники крупнейшего в городе 16-го строительно-монтажного треста участвовали в сооружении Лужской укрепленной полосы, Московского сектора обороны города, бомбоубежищ, переоборудовании школ под госпитали, а весной 1942 г. соорудили временную верфь на берегу Ладоги.

Вместе со многими ленинградцами тысячи добровольцев-судостроителей вступили в ополчение. Семь артиллерийско-пулеметных батальонов (из 16) состояли в основном из судостроителей. На верфях, кроме того, были сформированы два ополченческих полка и один партизанский, а также десятки истребительных и рабочих батальонов, партизанских отрядов. Рабочие Ижорского завода осенью 1941 г. встали на защиту Колпина и помогли регулярным частям Красной Армии остановить врага.

Ленинград находился в блокаде, но никогда не был оторван от страны. Руководство всей героической деятельностью ленинградцев-трудящихся и военных моряков в интересах победы над врагом постоянно осуществляли Центральный Комитет нашей партии и Советское правительство, Ленинградские областной и городской комитеты партии.

Ленинградские судостроители и ученые, личный и инженерный состав Краснознаменного Балтийского флота при повседневном руководстве Ленинградской партийной организации, Военных советов фронта и КБФ с честью выполнили свой долг перед страной в годы Великой Отечественной войны, Когда отгремели ее последние залпы, наши ученые, инженеры и рабочие создали принципиально новую базу для строительства Военно-Морского Флота. Неизмеримо возросли мощность и технологические возможности судостроительной промышленности СССР. Сегодня наш Военно-Морской Флот, созданный руками рабочих, конструкторов, инженеров и ученых судостроительной промышленности, представляет собой грозную силу, способную защищать интересы и безопасность нашей Родины.

Перл-Харбор не повторился

С первых дней обороны Ленинграда артиллерия флота проявила себя как мощная огневая сила, способная уничтожать противника в глубине его обороны. Впервые противник почувствовал это на себе 17 сентября 1941 года, когда огонь орудий главного калибра крейсера «Петропавловск» (приобретенного недостроенным у Германии в 1939 году под именем «Лютцов») сорвал наступление фашистов под Урицком. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания 210-миллиметровых снарядов. Через пробоины площадью до 30 квадратных метров внутрь корпуса стала проникать вода. Медленно затопляясь, «Петропавловск» кренился на левый борт и через 6 часов с дифферентом на нос лег на грунт, не прекращая вести огонь по противнику.
Крейсер «Киров» ведет огонь по противнику.

21 сентября немцы предприняли попытку одним ударом вывести из строя оставшиеся в строю корабли и сбросить в воду защитников Ораниенбаумского плацдарма, а затем приступить к непосредственному штурму Ленинграда из района Пулковских высот. Немецкое командование было уверено в том, что без мощной огневой поддержки морской артиллерии КБФ защитники блокадного Ленинграда не смогут долго сопротивляться… В этом они, очевидно, были правы, но попытка повторить успех, достигнутый японцами при нападении на Перл-Харбор, не удалась. Радиолокационная станция «Редут-3» на Ораниенбаумском плацдарме в районе деревни Большая Ижора своевременно обнаружила боевые порядки германской авиации, благодаря чему силы и средства ПВО удалось заранее привести в повышенную готовность. В массированных налетах, предпринятых 21, 22 и особенно 23 сентября, по разным оценкам приняли участие от 400 до 600 самолетов противника. Удары с воздуха, наносившиеся одновременно с трех сторон, сопровождались артиллерийскими обстрелами кораблей на Неве, в морском порту, в морском канале и в других местах. Последующие оценки показали, что совокупная бомбовая нагрузка немецких бомбардировщиков как минимум втрое превышала бомбовый груз, обрушившийся на Перл-Харбор, но – если сопоставить потери – наши они оказались на порядок меньше, чем потери американского флота. Тем не менее, были потоплены лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», повреждены эсминец «Гордый», минный заградитель «Ока», подводная лодка «М-74», другие корабли и вспомогательные суда.

21 сентября крейсер «Максим Горький» под командованием капитана 1 ранга А.Н. Петрова, стоявший в Морском канале, попал под артиллерийский огонь противника и был выведен из зоны обстрела — задним ходом, без помощи буксиров, против течения он прошел на новую огневую позицию несколько миль.

23 сентября во время авиационного налета, в котором участвовали до 70 самолетов противника, в носовую часть линкора «Марат» почти одновременно попали две 500-килограммовые или 1000-килограммовые бомбы. Взорвались погреба боезапаса первой башни главного калибра. Взрыв почти полностью перебил корпус линкора, башня, «подпрыгнув», упала в образовавшейся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнув в воду. Туда же улетела носовая дымовая труба вместе с кожухами броневых колосников. При взрыве погибло 326 человек, в том числе командир, комиссар и многие офицеры.

Отбитые атаки противника не гарантировали стабилизации обстановки на фронте, поэтому в последнюю неделю сентября командиры соединений и частей получили директиву о приготовлении кораблей и важнейших объектов флота к уничтожению во избежание их захвата противником. По свидетельству адмирала Н.Н. Амелько, в таком состоянии надводные корабли находились вплоть до снятия блокады.

Не удалась немцам и повторная попытка уничтожения кораблей Балтийского флота, предпринятая ранней весной 1942 года в рамках операции «Айштосс» («Ледовый удар»). Противник планировал нанести сосредоточенный удар по кораблям тяжелой артиллерией 18-й армии и одновременно с этим провести массированный налет авиации 1-го воздушного флота. Предполагалось, что вмерзшие в невский лед корабли не смогут маневрировать или переменить место стоянки. Основной целью авиации были линкор «Октябрьская революция», два крейсера и минный заградитель «Марти». В перечень целей входили также эсминцы и подводные лодки. С 26 марта самолеты 1-го воздушного флота начали тренироваться в бомбометании по кораблям. Для этого на льду одного из озер были сделаны контуры советских кораблей в натуральную величину в том порядке, как они стояли в Неве. За несколько дней до начала операции осадная артиллерия немцев усиленно обстреливала позиции зенитных батарей в районах стоянки кораблей. Все подготовительные мероприятия завершились в первых числах апреля. Операция началась 4 апреля с мощного артиллерийского налета на корабли. Следом в воздух поднялся 191 самолет противника. 33 бомбардировщика и 62 пикирующих бомбардировщика действовали против кораблей, 33 бомбардировщика наносили удар по зенитным батареям. С воздуха их прикрывали более 60 истребителей. Несмотря на массированный удар, наши средства ПВО действовали очень активно, в воздух поднялась вся истребительная авиация. Нам удалось сбить 18 самолетов врага. К кораблям прорвались лишь одиночные самолеты, остальные сбросили бомбы на жилые кварталы города. До конца апреля противник предпринял еще пять крупных массированных налетов, но большие потери истощили силы авиации. 25 апреля в налете участвовало 55 самолетов, 27 апреля — всего 24. Главные задачи операции «Айштосс» так и не были выполнены. Фашистам не только не удалось уничтожить наши корабли — не удалось даже нанести им серьезные повреждения. Немцы в ходе этой операции потеряли почти 90 боевых машин. После такой неудачи противник прекратил налеты на боевые корабли Балтийского флота. В битве за Ленинград корабельная артиллерия была основной огневой силой, обеспечивающей устойчивость сухопутной обороны, поэтому фронтовую и морскую артиллерию принято называть огневым щитом Ленинграда.

Проект 26-бис: уникальный крейсер на страже Ленинграда

Крейсер «москитного флота»

При своем рождении флот СССР находился в тяжелом положении. Из кораблей, оставшихся от прежней Российской империи, часть безнадежно устарела, часть нуждалась в капитальном ремонте, часть была потоплена в ходе гражданской войны или угнана за границу. Тяжкий урон был нанесен и судостроительной промышленности – в первую очередь он выражался в том, что большинство квалифицированных инженерных кадров или погибли в ходе той же войны, или эмигрировали. Еще одна проблема заключалась в том, что в СССР долго не могли понять – какой именно флот необходимо строить?

Т-72Б3М будут охранять границу Таджикистана. И легко дойдут до Кабула

Первая партия из 30 новых модернизированных танков Т-72Б3М, предназначенная для усиления 201-й…

19 декабря 20:24

На рубеже 20-30-х годов в СССР в сфере военно-морской мысли временно победила так называемая «молодая школа» – ее представители отрицали необходимость наличия крупных кораблей. Они предлагали обойтись «москитным флотом», предназначенным для обороны собственных берегов, но отнюдь не для глубоких операций и далеких экспедиций к вражеским гаваням.

В известной степени эти предложения были оправданы реалиями текущего момента – страна, напрягавшаяся в рывке индустриализации, пока не могла позволить себе строительство океанского флота.

Ближе к середине 30-х советские проектировщики предложили идею необычного крейсера. Нужно знать, что в то время, согласно международным соглашениям, заключенным в Вашингтоне и Лондоне, крейсера делились на два подтипа.

Во-первых, тяжелые, или «вашингтонские» крейсеры, водоизмещение которых ограничивалось 10 тысячами тонн, а калибр – 203 миллиметрами. Во-вторых, легкие крейсеры: водоизмещение до 8000 тысяч тонн и калибр – 152 мм. Однако Советский Союз, оттесненный в международную изоляцию, договоров в Вашингтоне и Лондоне не подписывал – соответственно руки у его проектировщиков оказались развязаны. И они предложили «гибридный» корабль: умещающийся в размерах легкого крейсера, но приближающийся по вооружению к тяжелому.

В начальном виде проект разрабатывался конструкторским коллективом под руководством Юлиана Шиманского, участвовавшего еще в создании линкоров типа «Севастополь» дореволюционной постройки. Непосредственным автором проекта стал инженер Анатолий Иосафович Маслов, являвшийся учеником знаменитого кораблестроителя Алексея Крылова.

Как «Максиму Горькому» сделали новый нос

В 1935 году в Ленинграде и Николаеве началось строительство крейсеров проекта 26, получивших название «Киров» и «Ворошилов». На тот момент они стали самыми крупными и мощными боевыми кораблями, создававшимися в СССР: стандартное водоизмещение около 8000 тонн, длина в 191 метр, полная скорость в 34 узла – достичь которой позволяли турбины общей мощностью в 122 55 лошадиных сил. Каждый корабль нес на борту по девять новейших 180-мм орудий (дальность стрельбы – 38,6 км) в трех башнях, а также пушки и зенитные пулеметы меньшего калибра – 6 – 100-мм, 6 – 45 мм, 4 – 12,7 мм.

«Русские опередили США на 30 лет»: как в СССР создали «Каспийского монстра»

18 декабря исполняется 105 лет со дня рождения Ростислава Евгеньевича Алексеева – советского…

18 декабря 13:56

Также корабль был вооружен двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами и мог брать на борт 164 мины. В комплект корабельного снаряжения входили также авиационная катапульта и два специально разработанных гидросамолета КОР-1.

Это был удачный проект, но не свободный и от некоторых недостатков. Поэтому практически сразу Маслов со своими помощниками представил усовершенствованный проект 26-бис.

По нему начали строить сразу четыре корабля: «Максим Горький» предназначался для Балтийского флота, «Молотов» (впоследствии «Слава») – для Черного моря, «Калинин» и «Каганович» (впоследствии «Петропавловск») – для Тихого океана. По сравнению с предыдущим типом на 26-бис усилилась броневая защита – толщина бортового пояса выросла с 50-ти до 70 мм.

Утолщилась и броня, защищавшая траверзные переборки, лобовые стены и крыши башен. Число 45-мм зенитных установок выросло до девяти. Четырехногую фок-мачту заменили башенной, что улучшило круговой обзор из боевой рубки, сделало силуэт крейсера не столь «удобным» для вражеских наводчиков, расширило зону действия 100-мм орудий на носовых углах.

Запас топлива на борту вырос до 1660 тонн, что позволило увеличить дальность плавания до 4880 миль (при ходе в 17,8 узлов). На крейсерах проекта 26-бис установили более совершенные системы приборов управления стрельбой главного калибра «Молния-АЦ» и «Горизонт-2». В результате модернизации проекта нормальное водоизмещение корабля увеличилось до 8882 тонн – при средней осадке в 5,87 метров.

«Максим Горький» строился на судостроительном заводе № 189 в Ленинграде. Корабль спустили на воду 30 апреля 1938 года и после достройки на плаву и сдаточных испытаний зачислили в состав флота 12 декабря 1940 года.

Крейсер определили к базированию в Таллине и когда спустя полгода началась Великая Отечественная война, «Горький» оказался на передовом крае советской обороны.

В первые же дни войны противник попытался прорваться в Рижский залив, для защиты которого и был отправлен «Горький». 23 июня корабль занимался прикрытием советских минных постановок – и находясь неподалеку от мыса Такхуна (у северной оконечности острова Хийумаа), сам налетел на вражескую мину.

Мощнейшим взрывом кораблю оторвало носовую оконечность по 47-й шпангоут, но экипаж вовремя включился в борьбу за живучесть. Внутренние переборки выдерживали напор воды, пока моряки спешно сооружали фальшивый нос из дерева и парусины и выгружали боезапас из носовых погребов. Корабль дал ход и сумел самостоятельно добраться до Таллина, откуда его отправили в Кронштадт.

Работы по устранению страшного повреждения удалось проделать всего за сорок три дня – у «Максима Горького» появился новый нос.

Крейсер включили в систему артиллерийской обороны Ленинграда – и 4 сентября его артиллерия впервые открыла огонь по финским войскам, наступавшим в районе Белоострова.

Затем «Максим Горький» участвовал в отражении сентябрьского штурма Ленинграда – «обрабатывая» своим главным калибрам неприятельские подразделения, наступавшие в районе Красного Села. Так, только лишь 11 сентября корабль выполнил десять стрельб главным калибром, выпустив по немцам 285 снарядов. Одновременно своим средним калибром – 100-мм – «Горький» отбивался от вражеских самолетов, бомбивших гавань.

«Ледовый удар» не помог

^
К середине месяца линия фронта настолько приблизилась к Ленинграду, что немцы получили возможность вести огонь по «Горькому» прямой наводкой. 16 сентября в крейсер попал один 127-мм снаряд, а 17-го – сразу четыре. Они пробили верхнюю палубу и надводный борт, повредили трубу и надстройку. 7 членов экипажа были убиты, 28 ранены, но возникшие на корабле пожары удалось быстро ликвидировать. Дальнейшую пристрелку немцам сорвали артиллеристы «Максима Горького», повредившие вражеский аэростат с корректировщиками.

Мода на марш-броски. Кто готовится вступить в бой с марафона

Мода на бег сегодня бьет рекорды. Россияне массово участвуют в марафонах. А самые выносливые…

17 декабря 13:18

21 сентября в крейсер попали еще три тяжелых снаряда, разбившие ходовой мостик и убившие девятерых моряков. Командир «Горького» капитан 1 ранга Анатолий Петров задним ходом вывел крейсер со стоянки у Хлебного мола и Морским каналом вывел его в Гутуевский ковш. В последующие месяцы «Горький» еще неоднократно менял место дислокации, продолжая стрельбу по гитлеровским войскам.

И сам получал ответные удары – например, 22 ноября немецкий снаряд угодил в полубак перед первой башней главного калибра. Еще один снаряд – 152-мм – поразил «Горький» 21 января 1942-го, повредив 100-мм орудие.

Весной 1942-го «Максим Горький», как и другие корабли Балтийского флота, стал целью немецкой авиации, проводившей операцию «Айштосс» («Ледовый удар»). Только 4 апреля на «Горький» сбросили свыше 70 бомб. Две разорвались на причальной стенке рядом с бортом, но крейсер отделался небольшими повреждениями. 24 апреля «Горького» атаковали 10 бомбардировщиков Ю-88, 12 пикировщиков Ю-87 и 15 истребителей Ме-109.

Налет сопровождался артобстрелом, причем радисты крейсера засекли работу вражеского корректировщика, находившегося в районе стоянки корабля. Свыше 150 бомб и 50 снарядов разорвались буквально рядом. Прямых попаданий не было, но от осколков погибли три краснофлотца, пятерых ранило. Зенитчики «Максима Горького» в тот день сбили два самолета.

Налеты повторились 25 и 27 апреля, когда рядом с крейсером разорвалось 15 авиабомб и около 100 снарядов, осколки которых сделали множество мелких пробоин в бортах. В тот день зенитчики «Максима Горького» сбили два Ю-87.

Корабль продолжал участвовать в обороне Ленинграда в 1942-м и 1944 гг. А в январе 1944-го во время операции по снятию блокады «Горький» вновь внес большой вклад в общее дело.

Только 15 января он обрушил на вражеские позиции 276 снарядов. В целом же за время операции крейсер выпустил по врагу 701 снаряд главного калибра. 22 марта 1944 года корабль получил орден Красного Знамени – так командование отметило доблесть, проявленную его экипажем. А последние выстрелы по врагу он сделал в июне 1944-го, поддерживая наступление советских войск на выборгском направлении. Всего в 1941- 1944 годах корабль выпустил по немцам 2300 180-мм снарядов.

После войны крейсер-ветеран базировался в Лиепае, Балтийске, а затем – в Кронштадте, участвуя в многочисленных морских учениях. В июле 1953-го он возглавлял парад кораблей Балтфлота на Неве, устроенный в честь дня ВМФ.

На льду Финского залива и Ладоги

С наступлением зимы и ледостава боевые действия охватили акваторию Финского залива и Ладожского озера, покрытые льдом. Готовясь к новому штурму города летом 1942 года, гитлеровцы решили заранее уничтожить крупные корабли, чтобы исключить сокрушительные удары флотской артиллерии по наступающим колоннам своих войск. Прежде всего они хотели прервать связь между Кронштадтом и Ленинградом. С этой целью в конце зимы 1941-1942 годов противник начал минирование Невской губы. Специальные команды ночью по льду подвозили в районы будущих фарватеров магнитные мины и опускали их на дно через проруби. В свою очередь командование Балтийского флота организовало морские дозоры на спортивных буерах, а на наиболее опасных направлениях действовали лыжные отряды, которые отслеживали лыжные трассы противника, разыскивали проруби и уничтожали мины, а зачастую вступали в бой с вражеской разведкой и засадами противника.
Самой крупной операцией на льду Финского залива зимой 1941-1942 года стали бои по захвату оставленных осенью советскими войсками островов Большой Тютерс и Гогланд. В последний день 1941 года отряд в составе 180 человек под командованием подполковника Баринова был высажен на кромку льда у острова Лавенсари с ледокола «Ермак», прорвавшегося с огромным риском из осажденного Ленинграда. Далее отряду предстояло действовать самостоятельно. Совершив 43-километровый марш-бросок по льду Финского залива, десантники заняли остров Тютерс, а через два дня овладели островом Гогланд. Для ориентирования в сложных условиях среди торосов и разводий к отряду присоединилась группа проводников-гидрографов, основным инструментом которым служил пятидюймовый компас на санках. К сожалению, командование Балтийского флота и Ленинградского фронта не смогло обеспечить закрепление достигнутого успеха и весной 1942 года острова вновь перешли в руки противника.

В создании и организации работы Дороги жизни большой вклад внесли гидрографы флота. Именно они в кратчайший срок выполнили работы по оборудованию фарватеров в южной части Ладожского озера, по которым 12 сентября 1941 года прошли первые транспорты с продовольствием. Хорошо понимая значение этой коммуникации, командование Ленинградского фронта и Балтийского флота заблаговременно приступило к разработке планов и мероприятий по созданию и использованию ледовых дорог через Ладогу. В ночь на 16 ноября лейтенанты В.И. Дмитриев, Е.П. Чуров и три матроса, вооружившись нехитрой гидрографической техникой — санками с компасами, картами, линями и пешнями — сошли на лед и провели обследование трассы Осиновец-Кобона, а затем трассы Кобона-Кареджи-Осиновец. А уже 23 ноября по льду пошли первые автомашины с продовольствием для Ленинграда. Тем не менее, в адрес командующего Ладожской флотилии поступила директива Военного совета фронта: «Продолжать до последней возможности перевозку грузов канлодками и транспортами из Новой Ладоги в Осиновец и обратно». 27 ноября из Новой Ладоги вышел последний конвой в составе канлодки «Бира», двух транспортов и отряда тральщиков. Вместо обычных 10-12 часов по чистой воде переход продолжался семь дней.

Почти в это же время силы 80-й дивизии 8-й армии и лыжного морского батальона должны были нанести удар по противнику восточнее Шлиссельбурга. В ночь на 26 ноября от Осиновца по льду Ладожского озера тронулись армейские колонны, возглавляемые проводниками-гидрографами. Однако, несмотря на усиливавшийся мороз, встретившиеся на пути движения большие разводья и тонкий лед заставили нас отказаться от выполнения намеченной операции…

Немногие знают, что наряду с ладожской Дорогой жизни действовали ледовые трассы, соединяющие Кронштадт с южным и северными берегами Финского залива, а также ледовая трасса между Шепелевским маяком и островами Сескар и Лавенсари. Только за зимний период 1941 года по трассе Горская – Кронштадт – Малая Ижора прошли более 200 тысяч человек, более 40 тысяч машин, около 30 танков и сотни единиц тяжелого вооружения и другой техники. Ледовые дороги продолжали функционировать и зимой 1942-1943 года. Несмотря на то, что зима выдалась теплой, за три месяца по ледовым трассам было переброшены более 270 тысяч человек, около 350 тысяч автомашин, 1240 орудий и другой боевой техники.

Ленинград в блокаде


Командир РККА у батареи 85-мм зенитных орудий 52-К на площади Декабристов (Сенатская площадь) в Ленинграде. На дальнем плане Исаакиевский собор
То, что пережили защитники и жители Ленинграда, практически невозможно передать словами. Гитлеровцы штурмовали город, методично разрушали его обстрелом тяжелой артиллерии, налетами авиации, подвергли жесточайшей блокаде. Однако ленинградцы выстояли! По разным подсчётам погибло от 800 тыс. до 1,5 млн человек. Особенно велики были жертвы среди мирных жителей. Тысячи людей погибли от снарядов и бомб, но ещё больше – от голода, истощения и холода.

Битва за Ленинград полностью похоронила гитлеровский план «Барбаросса». Ленинград закрыл путь немцам и финнам на северо-западном направлении советско-германского фронта. Это был провал стратегии «молниеносной войны» Германии против СССР.

Общая ситуация

На северо-западном направлении наступала немецкая группа армий «Север» (16-я и 18-я полевые армии, 4-я танковая группа), всего 42 дивизии, включая 7 танковых и 6 моторизованных. В её составе было свыше 720 тыс. человек, 13 тыс. орудий и минометов, 1500 танков. Сухопутные силы поддерживал 1-й воздушный флот – более 1 тыс. самолетов и германские ВМС. Также на севере, в Скандинавии действовала немецкая армия «Норвегия» и две финские армии. Их поддерживала часть сил 5-го воздушного флота (240 самолетов) и финские ВВС (свыше 300 машин). Финляндия объявила войну СССР 26 июня 1941 года, и её армия начала наступление на мурманском и карельском направлениях. Финны наносили удар по Ленинграду по обе стороны Ладожского озера, чтобы соединиться с вермахтом, который двигался с юго-запада и юга.
Вражеским войскам противостоял Северо-Западный фронт (бывший Прибалтийский военный округ) – 8-я, 11-я и 27-я армии, всего 31 дивизия, включая 4 танковые и 2 механизированные. Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Северный фронт защищал мурманское и карельское направления, в дальнейшем – северную часть Эстонии. Сухопутные войска поддерживал Балтийский флот.

Противник имел перевес в живой силе, танках, авиации и артиллерии. Имел преимущество в качестве командования, организации и взаимодействии войск. Плюс боевой опыт – кампании в Западной и Юго-Восточной Европе. Кроме того, Красная Армия в это время была на стадии реформирования, модернизации, и гитлеровцы напали во время сосредоточения и развертывания войск. Поэтому первый удар был весьма впечатляющим, хотя и не таким, как хотелось бы в ставке Гитлера (полный крах русской армии).

Немцы с ходу прорвали оборону 8-й и 11-й армий, которые стали отходить на всём 445-километровом фронте. Уже к исходу 22 июня 1941 года гитлеровцы продвинулись на 20 – 45 км, форсировали Неман. В последующие дни гитлеровцы развивали успех, наши войска дрались отчаянно, но чаще всего это было локальное сопротивление. Наши войска понесли большие потери. В 22 дивизиях потери в личном составе и материальной части составили более 50 %.


Гитлеровцы стремились быстро прорваться к Ленинграду и захватить вторую столицу СССР, важнейший стратегический, экономический и культурный центр Союза. В дальнейшем основные силы группы армий «Север» должна были повернуть на юг, и принять участие в захвате Москвы. Под ударами наступавших на рижском направлении немецких войск наши войска в конце июня оставили Лиепаю, Ригу и отходили на север и северо-восток. 8-я армия отходила в Эстонию, 11-я – на Полоцк. 26 июня гитлеровцы форсировали Западную Двину и заняли Даугавпилс. В первой трети июля фашисты захватывают города Остров, Псков и выходят к реке Плюссе. Одновременно немцы наступают в Эстонии, прорываются к Таллину.

Наши войска ведут тяжелые бои восточнее линии Псков – Пушкинские горы – Опочка, по рекам Великая и Опочка. На ленинградском направлении ведутся усиленные работы по сооружению оборонительных линий. Основная линия проходила по реке Луге и до Ильменского озера. Второй рубеж обороны шел по линии Петергоф – Красногвардейск (Гатчина) – Колпино. Третий рубеж намечался на линии Автово – окружная железная дорога. В Ленинграде заморозили все крупные строительные объекты (включая метро), рабочую силу и технику передали на сооружение укреплений. В оборонительных работах участвовали сотни тысяч ленинградцев, в основном женщин и стариков. В городе формировали и отправляли на фронт дивизии народного ополчения.


Сооружение баррикады на проспекте Стачек в Ленинграде. Сентябрь 1941 г.


Угол Невского и Лиговского проспектов. Жертвы первых обстрелов города немецкой артиллерией

Вермахт прорывается к Ленинграду

10 июля 1941 года немцы нанесли удар из района Пскова и Острова. Развивая успех, 56-й моторизованный корпус к 13 июля прорвался в район Сольц и создал угрозу Новгороду. Советская 11-я армия нанесла контрудар и разбила противника. Наступление немецкой 4-й танковой группы было временно приостановлено на рубеже р. Луги. Советская Ставка для упрочения обороны Ленинграда, прикрывая тихвинское и волховское направления, южнее Ладожского озера и на реке Волхов развернуло 54-ю и 52-ю армии.
21 июля 1941 года Адольф Гитлер в особом поезде прибыл на оккупированную советскую территорию в расположении группы армий «Север», где провёл совещание с командующим группой Леебом. Фюрер поставил задачу как можно быстрее взять Ленинград, очистить Финский залив от русского флота, чтобы был нормальный подвоз руды из Швеции. 3-ю танковую группу решили снять с центрального (московского) направления и направить на северо-восток, что должно было содействовать быстрому падению Ленинграда. Гитлер считал, что падение Ленинграда и Москвы приведет к «краху русских».

Контрудар под Сольцами и упорная оборона Лужской группы Красной Армии вынудили германское верховное командование остановить наступление и перегруппировать силы. 30 июля Ставка директивой № 34 потребовала от группы армий «Север» нанести главный удар между озером Ильмень и Нарвой с целью окружения Ленинграда и установления связи с финской армией. Для усиления группы армий «Север» из состава группы армий «Центр» перебрасывался 8-й авиационный корпус.

В Эстонии часть 8-й советской армии была отрезана от главных сил фронта. 5 августа 1941 года немцы вышли на дальние подступы к Таллину, 7-го – к Финскому заливу, отрезая Таллинскую группу и базу Балтийского флота. 27 августа гитлеровцы прорвались в Таллин. Балтийский флот 28–30 августа совершает драматический переход из Таллина в Кронштадт (Балтийская трагедия. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт, Часть 2).

В итоге немцы не смогли уничтожить боевое ядро Балтфлота, и советский флот укрепил оборону Ленинграда.

8 августа 1941 года немцы перешли в наступление на красногвардейском (гатчинском), лужском и новгородском направлениях. После упорных боев гитлеровцы 16 августа взяли Кингисепп, 19-го – Новгород и 20-го – Чудово, перехватили железную дорогу Москва – Ленинград. Развивая наступление, немецкие войска 24 августа заняли Лугу, 25-го – Любань. 28 августа немцы захватили Тосно, 30 августа – вышли к Неве, перерезав железные дороги, которые связывали Ленинград со страной. В ходе ожесточенных боев противника остановили в районе Красногвардейска. Финская армия на Карельском перешейке оттеснила 23-ю советскую армию к границе 1939 года.


Для улучшения управления войсками советская Ставка 23 августа разделила Северный фронт на два фронта: Карельский и Ленинградский (23-я, 8-я и 48-я армии). 26 августа в Ленинград направлена группа уполномоченных Государственного Комитета Обороны: В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Н. Г. Кузнецов, А. И. Косыгин, П. Ф. Жигарев и Н. Н. Воронов. Главное командование войск Северо-Западного направления 27 августа было расформировано, а Карельский, Ленинградский и Северо-Западный фронты подчинены Ставке. 1 сентября в составе Ленинградского фронта формируют 55-ю армию. 5 сентября командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант М. М. Попов был отстранен от должности, а вместо него назначен маршал К. Е. Ворошилов. С 11 сентября фронт возглавил Г. К. Жуков.

6 сентября 1941 года немецкая Ставка в директиве № 35 потребовала окружить ленинградскую группировку русских, взять Шлиссельбург и блокировать Кронштадт. 8 сентября немцы, прорвав советскую оборону в районе Мги, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. 12 сентября гитлеровцы взяли Красное Село и вышли на ближние подступы к Ленинграду. 16 сентября войска группы армий «Север» между Стрельней и Урицком прорвались к Финскому заливу, отрезав части 8-й армии от главных сил ленинградской группировки. Образовался Ораниенбаумский плацдарм. 17 сентября немцы захватили Павлов и вошли в Пушкин. Яростные бои шли у поселков Володарский и Урицк, на Пулковских высотах, но враг дальше не прошёл. Немецкое командование выводит 4-ю танковую группу с ленинградского направления на московское.

К концу сентября 1941 года ситуация под Ленинградом в целом стабилизировалась. Советское командование усиливает оборону, которую немцы и финны не могут преодолеть наличными силами. Германское командование делает ставку на блокаду, артиллерию и авиацию. Сухопутные войска зарываются в землю и приступают к позиционной войне.


Разрушенный дом и панно «Защитим город Ленина» в блокадном Ленинграде


Девушки из Ленинградского комсомольского противопожарного полка


Строй красноармейцев проходит по перекрестку Рябовского шоссе и улицы Коммуны мимо строящихся укреплений в Ленинграде

Подвиг ленинградцев

Ситуация была катастрофическая.
Огромный город, второй по размерам в Союзе, один из крупнейших в мире, лишился железных и шоссейных связей с остальной страной. Замерли морские пути. На севере и на юге – враги. Берега Финского залива у противника. Немцы и финны прорвались к северному и южному берегам Ладожского озера, расположенного севернее и северо-восточнее города. Стали наступать вдоль восточного берега. Но не смогли полностью захватить озеро. Остановили их наши солдаты. Часть восточного берега Ладожского озера осталась в наших руках. Тут по воде, по озеру и осталась дорога в Ленинград.

Дорога была долгой и трудной. Путь начинался в Вологде, куда шли грузы из всей страны. Эшелоны шли в Тихвин и Волхов, дальше железной дороги не было, грузы грузили на речные баржи, которые шли по р. Волхов. В Новой Ладоге новая разгрузка, из барж речных на озёрные. Ладожские баржи идут к западному берегу озера, где в 55 км от Ленинграда находился порт Осиновец. Сюда проложили узкоколейную железную дорогу. Грузы вновь грузят в вагоны, но в пути ещё одна перегрузка. С узкоколейной дороги на обычную железную дорогу, затем на автотранспорт.

Когда немцы взяли Тихвин, оборвался этот единственный сложный путь. Тогда пробирались километр за километром через леса, овраги и болота. Часто дорога шла там, где раньше бродили только дикие звери, за 20 дней проложили 200-километровую дорогу к Ладожскому озеру. Начиналась она почти в 100 км восточнее Тихвина у станции Заборье и, обходя с севера захваченный противником Тихвин, шла к Ладожскому озеру, к Новой Ладоге.

В ноябре 1941 года начались морозы, остановилась «дорога жизни» по озеру. А без боеприпасов, горючего и продуктов питания оборона падёт. Но наши люди начали движение по льду Ладоги (так называли озеро). Путь был опасен: неспокойна, капризна Ладога. Сильный ветер разрушает лёд, появляются трещины и промоины. Даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро. Но выхода нет. 22 ноября по льду прошла первая автомобильная колонна (60 грузовых машин). Машины преодолели 27 км опасного ледяного пути. «Дорога жизни» была опасной. Внезапно ломался лёд, тонули машины. Немецкие самолеты бомбили колонны.

Когда наши войска отбили Тихвин, снова пошли грузы по железной дороге. Но не сразу, нужно было восстановить уничтоженные мосты между Тихвином и Волховом. Поэтому снова грузы шли на автомобилях в обход, но путь был уже в три раза короче. Дорогу восстановили до станций Войбокало и Жихарево, что ещё больше сократило путь. Затем построили железную дорогу к приозёрной деревне Кобоне. От Кобоны через Ладогу проходила теперь ледовая дорога на Ленинград.


Девушки – бойцы местной противовоздушной обороны (МПВО) на вахте на крыше дома в Ленинграде


Рабочий-комсомолец Илья Трифонов за станком на ленинградском заводе


Группа коммунистов – ленинградских рабочих завода перед отправкой на фронт. Справа налево: молотобоец В. А. Кравцов, кузнец Н. С. Попов, плавильщик П. М. Кузнецов, кузнец И. А. Разумовский, контролер ОТК С. К. Дударев

Блокадные дни были для горожан страшными. Гитлеровцы постоянно обстреливали и бомбили Ленинград. В городе начались пожары. Рушились дома от снарядов и бомб. Люди погибали в домах и на улицах. Не было топлива, замерло электричество, вышел из строя водопровод. Начался голод. Смерть косила людей.

Супы варили из дикорастущих растений. Делали хвойные «котлеты». Блокадный хлеб выпекали с различными примесями. К ржаной муке добавляли овсяную, ячменную, соевую, кукурузную, применяли льняной, хлопковый и конопляный жмых. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и пр. Хлеб был кисловатым, горьковатым и травянистым на вкус. Но голодные люди мечтали о нём. Пять раз в течение осени – зимы 1941 года сокращалась норма выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение: норма в 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов – детям. Через 10 дней новое сокращение: взрослые стали получать по 500 граммов хлеба. В октябре взрослые получали по 400 граммов хлеба, дети – по 200. В ноябре было два сокращения: вначале по 300, затем по 250 граммов хлеба стали получать взрослые, дети – по 125.

Несмотря на все ужасы, ленинградцы держались. «Ленинград в блокаде!» – набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу.


Обоз с зерном движется по льду Ладожского озера. Декабрь 1941 г.


Машина с продовольствием для Ленинграда идет по Ладожской ледовой трассе


Командир взвода учебного пункта всеобуча Смольнинского района Ленинграда сержант Вера Федоровна Бердникова (1922 г. р.) ведет стрелковые занятия в Ленинграде. Смольнинский пункт всевобуча. Необычные для молодых девушек обязанности выполняла студентка 1-го курса электромеханического факультета Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина Вера Федоровна Бердникова (Попова). После возвращения с оборонных работ в декабре 1941 года она стала бойцом первого набора военно-учебного пункта Смольнинского района. После прохождения курса военного обучения ее назначили командиром отделения, а затем и командиром взвода. За период блокады при участии Веры Федоровны было подготовлено 12 стрелковых взводов. Когда в Политехническом институте возобновились занятия, она продолжила в нем учебу, была сталинской стипендианткой. После окончания института оставлена в аспирантуре. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию.

За кормою Охтинское море

Да, речь идет не об Охотском, а именно об Охтинском море – так подводники прозвали небольшой участок Невы чуть выше Литейного моста с глубинами около 20 метров, где они проходили ускоренный курс боевой подготовки, приводя лодки в порядок после тяжелейшей блокадной зимы. Перед командованием бригады подводных лодок стояла неотложная задача подготовить корабли и экипажи выходу в море и действиям на морских коммуникациях противника. Согласно директиве Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова главная задача флота на 1942 год заключалась в том, «чтобы нанести максимальный урон противнику на его коммуникациях и закупорить финские шхеры минами». Несмотря на большие потери, в составе Балтийского флота оставалась 51 субмарина. Лодкам предстояло прорвать две линии противолодочных рубежей в Финском заливе, вырваться на просторы Балтики и нарушить вражеское судоходство. Предполагалось, что боевые действия подводных лодок будут продолжаться на протяжении всей летней кампании на всей акватории Балтийского моря.
Подводная лодка готовится выйти в море из осажденного Ленинграда.

Похоже, что командование флота недостаточно объективно оценивало уровень минной опасности и возможности своих кораблей, которым предстояло действовать практически без поддержки авиации в условиях белых ночей, исключающих длительное пребывание в надводном положении. Особенно сложной минная обстановка была в районе островов Хапасари, Гогланд, Большой Тютерс, Нарген и полуострова Порккала-Удд, где в первой половине мая 1942 года гитлеровцы выставили дополнительные минные заграждения. Эти минные поля составили основу Гогландской («Морской еж») и Нарген-Порккалауддской («Носорог») противолодочных позиций. На Гогландской на милю приходилось 177 мин, на Нарген-Порккалауддской — 98. Активно действовали гитлеровцы и в районе Кронштадта, где в открытой части Морского канала их катера поставили 14 магнитных мин. Чтобы перекрыть выход в море нашим подводным лодкам, заблокировать их в Невской губе, фашистское морское командование создало специальную группу самолетов-миноносцев для минирования с воздуха кронштадтских фарватеров. За короткое время эти самолеты сбросили 413 донных неконтактных мин, включая снабженные специальными ловушками для самоуничтожения, устройство которых еще не было известно специалистам Балтийского флота.

Переход из Ленинграда в Кронштадт и далее до острова Лавенсари подводные лодки осуществляли в надводном положении, их прикрывали огнем и дымовой завесой надводные корабли и катера. После этого, зарядив аккумуляторы и получив уточненные разведданные, лодки продолжали движение самостоятельно. Им предстояло преодолеть более 200 миль без охранения и сопровождения на как можно большей глубине, но не ближе, чем в 10-15 метрах от дна во избежание подрыва на донных минах. Форсировав Гогландскую противолодочную позицию, лодки должны были всплывать для зарядки аккумуляторов в районе, где постоянно барражировали самолеты и несли дозорную службу противолодочные корабли и подводные лодки противника. Затем — форсирование еще одой минной позиции и переход в назначенный район патрулирования. И все это — в условиях мелководья и продолжительных световых суток. В результате Балтийский флот потерял 12 подводных лодок из 45 числившихся в составе подводных сил в кампании 1942 года, при этом, по последним уточненным данным, подводники потопили 22 судна общим водоизмещением 41326 брутто-регистровых тонн. Относительно скромные достижения советских подводников, оплаченные большой кровью, тем не менее, принесли свои плоды. Появление советских субмарин у берегов Швеции, где германские суда до этого ходили словно в мирное время с включенными ходовыми огнями, заставило противника принять меры к усилению системы противолодочной обороны, ввести систему конвоев, увеличить плотность минных заграждений и перенести маршруты движения судов поближе к шведским берегам и на мелководье. В сентябре в виду нехватки кораблей охранения в финских и немецких портах наблюдалось большое скопление транспортов и грузов, которых с нетерпением дожидались на фронте и предприятиях Германии.

Не менее тяжелым оказался для подводников 1943 год. С марта по июнь на Нарген–Порккалауддском противолодочном рубеже были установлены два ряда противолодочных сетей, девять шестиярусных линий мин, количество которых увеличилось до 11118 штук. Были оборудованы две стационарные подводные гидроакустические станции. Вдоль сетей организован корабельный дозор из 14–20 кораблей и катеров. На Гогландском заграждении к 1943 году противник установил 13541 мину. Кроме этого, вражеская авиация и катера выставили на фарватерах от о. Котлин до о. Лавенсари 384 контактные и 113 неконтактных мин. Общее число мин в Финском заливе к концу 1943 года составило около 45000. В этой кампании подводные силы Балтийского флота потеряли 5 кораблей, не добившись ни одной подтвержденной победы. Шли последние месяцы господства противника на Балтике.

Примечательно, что в конце июня — начале июля 1943 года две подводные лодки «малютки» «М-77» и «М-79» были переброшены на Ладожское озеро для решения задач разведки и борьбы с судоходством. На озере к тому времени противник, отказавшийся от активных действий против кораблей Ладожской флотилии после поражения у острова Сухо в октябре 1942 года, располагал небольшой корабельной группировкой, состоявшей в основном из финских катеров и вооруженных судов небольшого водоизмещения. Была у врага также небольшая группа итальянских торпедных катеров и немецких десантно-артиллерийских самоходных барж-катамаранов типа «Зибель», доставленных по железной дороге через финскую территорию. Противолодочной обороны на озере противник, по существу, не имел. Незначительной представлялась и минная опасность. До конца 1943 года «малютки» совершили на озере 12 боевых походов. В августе — сентябре подводная лодка «М-77» под командованием капитан-лейтенанта И.М. Татаринова несколько раз выходила к северному побережью озера с целью поиска кораблей противника, однако объектов атаки не обнаружила. В октябре — ноябре лодка успешно высадила несколько разведывательно-диверсионных групп и приняла участие в навигационном обеспечении высадки десанта в бухте Мусталахти 12 октября. «М-79» под командованием гвардии капитана 3 ранга С.З. Тращенко до ледостава совершила еще четыре выхода — в основном, с разведывательными целями и для высадки разведывательной группы. «Малютки» продолжили свою службу на Ладоге и в 1944 году, выполняя задачи разведки и осуществляя прикрытие высадки войск морского десанта в районе Тулоксы (южнее Видлицы) в конце июня.

Накануне полного прорыва блокады Ленинграда

Еще одна малоизвестная операция Балтийского флота — обеспечение скрытной перегруппировки войск Ленинградского фронта в преддверии операции «Искра» по окончательному прорыву блокады осажденного города. Начиная с 5 ноября 1943 года 28 суток в исключительно сложных ледовых и гидрометеорологических условиях непосредственно из осажденного города и через Лисий Нос были переброшены морем 5 стрелковых дивизий, 13 артиллерийских и минометных соединений и частей, танковая бригада, 2 танковых полка (всего около 140 танков) с боеприпасом и другие виды вооружения и боевой техники. Переброска войск была сопряжена с колоссальными трудностями, заключавшимися, в первую очередь, в отсутствии кораблей и судов, специального назначения. Эту роль выполняли тихоходные тральщики – недавно переоборудованные речные и озерные буксиры, две десантные самоходные баржи, сетевые заградители, катерные тральщики «ижорцы» и простые баржи.
Операция «Искра»

Операция продолжалась даже тогда, когда Невская губа покрылась 15-сантиметровым льдом. Сильная подвижка льда в ночь на 2 января 1944 года привела к тому, что на трассе перехода в Ораниенбаум льды затерли 18 кораблей и судов, которые за сутки превратились в неподвижные мишени для фашистской артиллерии. Единственной защитой этим силам служила дымовая завеса, выставляемая самолетами и самими экипажами, выкатывавшими на лед дымовые шашки. Только к вечеру изменение силы и направления ветра позволило кораблям и судам освободиться из ледового плена.

Стоит привести оценку этой операции, данную командующим 2-й ударной армией генерал-полковником И.И. Федюнинским: «Вряд ли можно припомнить в истории военного искусства подобный пример, когда переброска войск огромных масс людей и техники непосредственно в зоне наблюдения противника была проведена так скрытно и без потерь. Противник до самых последних дней не имел представления о масштабах перевозок, полагая, что мы перебрасываем войска с плацдарма в город и, видимо, не придавал значения этой перегруппировке».

Переброска войск 2-й ударной армии

***

В 20 часов 27 января 1944 года 324 орудия 24 артиллерийскими залпами салютовали доблестным войскам Ленинградского фронта и морякам Краснознаменного Балтийского флота, освободившим Ленинград от вражеской блокады. В этом праздничном салюте принимали участие и корабли Балтийского флота, стоявшие на Неве. Тысячи ленинградцев, вышедших на улицы и набережные города, со слезами на глазах поздравляли друг друга и чествовали своих освободителей – воинов Ленинградского фронта и моряков Краснознаменного Балтийского флота.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]