Правители неба. Военный эксперт назвал 4 лучших ВВС мира

Запрос «ВВС» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

О фильме см. Военно-воздушные силы (фильм).

Не следует путать с Би-би-си.

Лозунг, самолёты и Флаг военно-воздушных сил ВС Союза ССР, на марке Почта СССР, 1948 год Флаг Военно-воздушных сил России Эмблема ВВС России Истребитель пятого поколения Су-57 Стратегический бомбардировщик B-2 Spirit

Военно-воздушные силы

(ВВС) — вид вооружённых сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения и военной техники, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.

ВВС являются важным элементом вооружённых сил и включает в себя:

  • авиацию, некоторые её называют военной
    ;
  • специальные войска;
  • службы;

Например, помимо авиации, ВВС России, имеют: части и подразделения разведки, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, РЭБ, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, морально-психологического, материально-технического и медицинского обеспечения, части обеспечения и охраны органов военного управления)[1];

В различных государствах ВВС могут выступать как самостоятельный вид Вооружённых сил или совместно с войсками противовоздушной обороны (ВПВО).

Получив первое боевое применение в 1911 году, ВВС уже в первой мировой войне играли существенную роль. Во второй мировой войне их применение носило массовый характер, они оказывали важнейшее влияние на решение стратегических задач воюющих сторон. За время этой войны ВВС всех воюющих стран совершили свыше 12 миллионов боевых вылетов, сбросив не менее 5 миллионов тонн авиабомб (в 100 раз больше, чем в 1914—1918 гг.). Воюющие государства произвели за годы войны не менее 700 000 самолётов, из них к концу войны на вооружении находились 90 000[2].

В послевоенное время роль ВВС продолжает усиливаться, поставленные перед ними цели и задачи — расширяться.

Виды сил авиации в ВВС ВС Союза ССР и России:

  • дальняя (стратегическая);
  • фронтовая;
  • военно-транспортная;
  • санитарная.

В составе сухопутных войск, военно-морского флота и войск ПВО государства может быть морская (палубная и берегового базирования) авиация и авиация ПВО соответственно. Может существовать также авиация Сухопутных войск (также известная как армейская авиация), а также авиация наземных стратегических ядерных сил (например, авиация РВСН в России). Указанные структуры обычно не входят в состав ВВС государства.

Производство собственных летательных аппаратов и наиболее мощные военно-воздушные силы имеют вооруженные силы Великобритании, Германии, Израиля, Китая, России, США, Франции, Турции и Саудовской Аравии. Старейшими ВВС в мире являются Королевские ВВС Великобритании, созданные как отдельный вид вооружённых сил 1 апреля 1918 года[3].

Основу ВВС большинства развитых стран в настоящее время составляют самолеты четвёртого поколения. В то же время активно ведётся разработка самолётов пятого поколения. Основные задачи, которые ставятся перед разработчиками летательных аппаратов нового поколения, это: оптимизация под определённые виды боевых задач, пониженная радиолокационная заметность и высокие манёвренные характеристики при сверхзвуковых скоростях[4].

Формирования[ | ]

Представлены основные формирования (подразделения, части, соединения и объединения) рода сил (авиация) вида вооружённых сил — ВВС или флота (ВВФ).

Название формированийРод силВ составеПостоянное или временное
ЭкипажАвиация (стратегическая, армейская, транспортная, морская)Звено (отряд)Постоянное
Звено (отряд)Авиация (стратегическая, армейская, транспортная, морская)ЭскадрильяПостоянное
ЭскадрильяАвиация (стратегическая, армейская, транспортная, морская)Полк, отдельная эскадрилья (дивизион)Постоянное
Полк, отдельная эскадрилья (дивизион)Авиация (стратегическая, транспортная, морская)БригадаПостоянное
БригадаАвиация (стратегическая, армейская, транспортная, морская)Дивизия (эскадра)Постоянное
Дивизия (эскадра)Авиация (стратегическая, армейская, транспортная, морская)Авиационный корпусПостоянное
Авиационный корпусАвиация (стратегическая, армейская, транспортная, морская)Воздушная армияПостоянное
Воздушная армияАвиация (стратегическая, армейская, транспортная)Военно-воздушные силы (Военно-воздушный флот)Постоянное
Военно-воздушные силы (Военно-воздушный флот)АвиацияВооружённые силыПостоянное

История военной авиации

Болгарские пионеры

Болгарский царь Фердинанд
Человек еще только начал осваивать воздушное пространство, а военные уже задумались над тем, как использовать самолеты для нужд армии. Первые шаги в этом направлении сделала Болгария. Царь Фердинанд очень увлекся авиацией, что способствовало ее быстрому внедрению в жизнь страны. Болгарская армия впервые применила самолеты для разведки вражеских позиций во время Первой Балканской войны (1912−1913). К моменту начала Первой мировой боевые самолеты уже стояли на вооружении у большинства стран-участниц. Самым мощным военным авиапарком обладала Россия — 263 самолета. ВВС Германии насчитывали 232 самолета, третье место по этому показателю занимала Франция — 156. На этом фоне достижения Великобритании (90 самолетов) и Австро-Венгрии (65) выглядят довольно скромно.

Российская авиация и «Илья Муромец»

Илья Муромец Игоря Сикорского

Российская империя добилась огромных успехов в плане развития военной авиации. Ежегодные расходы на строительство новых самолетов превышали миллион рублей. С 1908-го года в стране существовал императорский аэроклуб, главой которого был Великий князь Александр Михайлович. Впрочем, участники клуба занимались, в основном, развитием строительства дирижаблей. Первые аэропланы появились в стране в 1909-м году, а уже в 1910-м Россия приступила к созданию своих боевых самолетов. Отрасль развивалась быстро. К 1914-м году в стране открылось не менее пяти авиашкол, работало четыре завода по сборке самолетов. За год до войны был построен и первый в истории человечества стратегический бомбардировщик. Четырехмоторный самолет, созданный по проекту Игоря Сикорского, получил название «Илья Муромец». Аэроплан установил рекорд грузоподъемности (более тонны). Впрочем, тогда в 1913-м, никто еще не подозревал, что «Илья Муромец» станет стратегическим бомбардировщиком, сам Сикорский задумывал его как пассажирский самолет, но война внесла свои коррективы в эти планы. На первое боевое задание «Муромцы» отправились уже в феврале 1915-го года. К концу войны Российская Империя имела на вооружении сразу 60 таких самолетов. К слову, до поры до времени, Российская Империя использовала самолеты лишь для разведки и корректировки артиллерийского огня. Пулеметы появились на аэропланах лишь в 1915. К тому времени многие российские самолеты уже были потеряны. Военное командование даже издало особый указ, в котором отмечалось, что аэропланы можно использовать лишь в случае крайней необходимости, ибо страна сталкивалась с серьезными проблемами при производстве новых летательных аппаратов. Например, практически всегда приходилось закупать за рубежом моторы.

Российский асс Петр Нестеров первым в истории применил воздушный таран

Германия и старые самолеты

Моноплан «Таубе»

Германская Империя к началу войны обладала вторым по численности (после России) авиапарком. Впрочем, военное командование не уделяло авиации должного внимания. Немецкие генералы, конечно, не сочли самолеты бесперспективными с военной точки зрения (как это было с танками), но все же, ставку они делали в первую очередь на боевой дух солдат, а не на новейшие достижения техники. Так и получилось, что большинство из 232-х немецких самолетов были устаревшими. Да-да, несмотря на то, что авиации зародилась менее чем за десять лет до начала войны, многие модели уже успели устареть. К таковым относился и немецкий моноплан «Таубе» стоявший на вооружении в Германской Империи. На вооружении, это, тоже сильно сказано. Германия почти не производила самолеты для армии, военные попросту конфисковали уже имевшиеся гражданские аэропланы. До 1916-го года авиация даже не считалась в Германии отдельным родом войск. Военные вообще отдавали приоритет воздухоплаванию, так что акцент делался на строительство дирижаблей. Именно они в 1915-м году были использованы для налетов на Лондон. Именно они позволяли Германии долгое время сохранять господство в небе. Впрочем, именно Германская Империя добилась колоссального успеха в использовании истребителей. При помощи голландского инженера Антона Фоккера, немецкие военные решили проблему эффективного использования пулемета в воздушных боях. Прежде его применению мешал пропеллер, вращение которого создавало препятствие для огня. Фоккер разработал синхронизатор, теперь пулемет стрелял лишь тогда, когда на его пути не было пропеллера.

Немецкий истребитель «FokkerE.
I.»
С новым истребителями Германия наносила колоссальные потери ВВС Антанты. Явление даже было названом Бичом Фоккера.

Макс Иммельман «Лилльский орел» — один из первых немецких ассов Первой мировой.

Франция и инженерная мысль


Французский истребитель «Моран-Сальнье«
Во Франции развитию военной авиации придавали огромное значение. На строительство новых самолетов и развитие технологий правительство выделяло 6 миллионов франков ежегодно. Основной задачей самолетов было совершение налетов на Эльзас-Лотарингию. В итоге, именно французы первым установили на самолетах пулеметы. Именно французским инженерам принадлежала идея истребителя. Именно французские пилоты проводили сложнейшие операции по выслеживанию и уничтожению немецких дирижаблей. Для этих целей использовались знаменитые истребители «Моран-Сальнье», вооруженные одним пулеметом. Их появление на фронте позволило Франции достичь краткосрочного перевеса в воздухе над Германией. Впрочем, все усилия сошли на нет, когда в дело были пущены описанные выше немецкие «Фоккеры». Тем не менее, Франция не отказалась от выпуска «Моранов». К концу войны авиация страны насчитывал свыше 600 таких истребителей. Позднее французские военные инженеры предложили устанавливать на истребителях ракеты. Идея долго муссировалась. В итоге, ракеты на французских самолетах, все-таки, появились, но уже ближе к концу войны.


Самолет-ракетоносец Первой мировой

Великобритания и организация


А вот так в годы Первой мировой выглядели авианосцы
Великобритании бурно развивалась мирная авиация, а армия еще до войны сделала промышленникам несколько крупных заказов на производство боевых самолетов. Тем не менее, к лету 1914-го, британцы заметно отставали и от Германии, и от Франции, и от России. Дело было, прежде всего, в количестве. 90 — самолетов, и это притом, что у Германии и России их было более 200. Зато, британцы первым выделили авиацию в отдельный род войск — Королевский летный корпус. Несколько позже RFK был вообще выведен из подчинения военного министерства и юридически оформлен как самостоятельная структура, но это произошло уже в 1918-м году. К слову, Великобритания опоздала и с созданием истребителей и бомбардировщиков. Самолеты применялись исключительно для разведки и фотосъемки, а в бою предпочтения отдавались дирижаблям. К изменениям правительство Великобритании подтолкнули успехи немецких Фоккеров. Было ясно, что без превосходства над Германией в воздухе успеха в войне не добиться. Но тут возникла новая проблема — финансовая. Разработки истребителей более совершенных, чем Фоккеры, требовали огромных денежных затрат. Строительство бомбардировщиков также влетело бы в копеечку. Вовсе не все высокопоставленные военные считали необходимым развивать авиацию. Чтобы переубедить их понадобились месяцы сложных переговоров.

Источник: Дилетант

Большая десятка: крупнейшие военные самолёты мира

Пока ещё не очень продолжительная история авиации изобилует эпизодами, когда в разных странах, в разное время и по разным причинам в военную моду входила гигантомания, приводившая к постройке огромных летающих машин. В этом материале представлены 10 таких самолётов, построенных за последние три четверти века.

Junkers Ju 390

Эта машина была построена в Германии на базе четырёхмоторного Junkers Ju 290 в 1943 году и предназначалась для использования в качестве тяжёлого транспортного, морского патрульного самолёта, а также стратегического бомбардировщика. В планах у немцев была постройка 26 подобных самолётов, с помощью которых в теории можно было бомбить даже территорию США, но в реальности они смогли построить лишь две машины. Размах крыльев самолёта составлял 50,3 метра, а его длина – 34,2 метра, дальность полёта – до 9700 километров.

Антонов Ан-225 «Мрия»


masterok.livejournal.com
Самолёт Ан-225 «Мрия» был разработан конструкторским бюро Антонова в 1980-х годах. Он является самым длинным (84 метра) и тяжёлым (максимальная взлётная масса 640 тонн) самолётом из когда-либо построенных. «Мрия» изначально создавалась для транспортировки многоразового космического корабля «Буран», а также различных крупногабаритных компонентов ракеты-носителя от места производства к месту запуска, и была произведена в единственном экземпляре (второй экземпляр в готовности примерно на 70% с советских времен находится на ). После завершения программы «Энергия — Буран», Ан-225 на протяжении восьми лет находился на консервации. В начале 2000-х годов самолёт восстановили силами украинских компаний, и в настоящее время он выполняет коммерческие грузовые перевозки.

Messerschmitt Me 323 «Gigant»

Германский Messerschmitt Me 323 был крупнейшим серийным сухопутным самолётом Второй мировой войны. Всего их было построено чуть более 200 штук. Он был сконструирован и построен в рамках подготовки к планируемому вторжению в Великобританию. Исходно его создавали как тяжёлый планер Me 321, но в 1941 году было принято решение строить вариант этого планера с мотором. Обладая грузоподъёмностью до 23 тонн, этот самолёт с тканевой и фанерной обшивкой использовался немцами в основном для снабжения войск в Северной Африке, хотя встречался и на Восточном фронте.

Blohm & Voss BV 238

Эта немецкая летающая лодка с размахом крыльев в 60,17 метра совершила первый полёт в марте 1944 года и была построена в единственном экземпляре. Blohm & Voss BV 238 был крупнейшим из построенных к тому моменту самолётов, и, по иронии судьбы, стал крупнейшим самолётом, уничтоженным во время Второй мировой войны. Самолёт базировался на озере Шальзее на севере Германии и в сентябре 1944 года был потоплен в результате атаки группы американских истребителей P-51 Mustang. По другой версии, его уничтожили британские Hawker Typhoon в мае 1945 года.

Martin JRM Mars

Большой транспортный гидросамолёт Martin JRM Mars был в ограниченном количестве (1 опытный образец и 6 серийных) построен для ВМС США во время Второй мировой войны. Он создавался как «летающий дредноут» — дальний патрульный самолёт. После войны четыре уцелевших «Марса», списанных в 1959 году на металлолом, были выкуплены канадскими лесопромышленниками и переоборудованы в летающие танкеры для тушения лесных пожаров. После 2012 года в строю ещё остаётся один Martin JRM Mars.

Convair B-36 Peacemaker


Прототип ХВ-36 (справа) рядом с B-29 Superfortress
B-36 Peacemaker («Миротворец») – американский межконтинентальный бомбардировщик, крупнейший по размаху крыла (70,1 метра) боевой самолёт за всю историю авиации. Первый полёт осуществил в августе 1946 года. Всего было построено 384 самолёта.

Convair XC-99

ХС-99 – американский прототип тяжёлого грузового самолёта, построенный с применением деталей бомбардировщика B-36. Построенный в единственном экземпляре, первый полёт он совершил 24 ноября 1947 года, а в 1949-м поступил на вооружение ВВС США. В ходе Корейской войны ХС-99 совершал межконтинентальные рейсы в интересах армии США. Последний полёт выполнил 19 марта 1957 года.

Boeing B-52 Stratofortress

Межконтинентальный стратегический бомбардировщик В-52 совершил свой первый полёт в апреле 1952 года и пришёл на смену Convair B-36. Являясь одним из основных средств доставки американского ядерного оружия, В-52 участвовал в нескольких военных конфликтах, в ходе которых с его борта применялось только обычное вооружение. ВВС США планируют использовать В-52 как минимум до 2040-х годов. Размах крыла самолёта составляет 56,39 метра.

Hughes H-4 Hercules

Прототип американского военно-транспортного самолёта проектировался как трансатлантический транспорт для быстрой переброски войск на европейский ТВД. Он имел фюзеляж из дерева и совершил лишь один короткий полёт 2 ноября 1947 года. «Геркулес» имеет наибольший размах крыла (97,54 метра) среди всех построенных и летавших самолётов в истории.

Lockheed C-5 Galaxy

Американский стратегический военно-транспортный самолёт, совершивший первый полёт 30 июня 1968 года. Всего произведена 131 машина этого типа. Lockheed C-5 Galaxy использовался американцами во всех крупных конфликтах, начиная с 1969 года, включая войны во Вьетнаме, Ираке, Югославии и Афганистане, а также при поддержке союзников, таких, как Израиль во время войны Судного дня. Самолёт имеет размах крыла 67,88 метра и максимальную взлетную массу 380 тонн (в модификации C-5B).

Материал подготовлен с использованием информации ресурса warhistoryonline.com

Пассажирские самолеты

Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров.

Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году.

Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3, совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2.

Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации — Boeing и Airbus.

Советские пассажирские самолеты

На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты «Аэрофлота». Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як.

Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104. Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом. Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер. Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты «Аэрофлота». Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

Сравнение авиации РФ и США

С первой публикации данного поста прошло уже больше года. За это время я узнал много нового о себе и выслушал энное количество «лестных и остроумных» отзывов. К счастью, среди них было много конструктива, благодаря которому я скорректировал данные по количественному составу авиации. Нашей и невероятного союзника. Но прежде чем переходить к самому посту, я хочу сказать следующее:

А) В современной войне нет одиночных «уберкрафтов», способных изничтожать всех и вся. Война — это мультимодальное взаимное уничтожение. В ней участвует и авиация, и ПВО, и мотопехота, и разведка, и артиллерия и т.д. Еще больше места в ней отводится воле случае, боевой слаженности, погодным условиям, моральному духу войск. Поэтому нет и не будет такой ситуации, когда Ф-35 будет воевать только с Су-35С или ФА, а все остальное его не будет интересовать. «И все остальное» не будет интересоваться Ф-35. Нет никаких автономных индивидуальных дуэлей в воздухе. Есть возможности кого-то сбить, разбомбить, от кого-то отбиться, от чего-то уйти.

Б) Меня не волнует количественный состав истребительной и ударной авиации США. Причины следующие: 1) у нас с США возможен лишь обмен МРЯУ с последующими атаками «стратегов», если, конечно, к тому моменту что-то останется; 2) США не смогут сконцентрировать такое кол-во авиации у нашей границы. Авианосцы несут только определенные типы самолетов. Еще и доплыть надо без происшествий. Подходящих аэродромов в Европе, находящихся в пределах боевого радиуса их самолетов, может банально не хватить для размещения такого кол-ва машин. Не стоит забывать и о «подарках с сюрпризами» от наших ОТРК (м.б, с ТЯО), армейской разведки и, возможно, МБР. Во что превратятся эти «филды», думаю, понятно. Плюс остро встает вопрос снабжения и обеспечения всей этой порнографии техники.

Ну, начнем. Для тех, кто ценит свое время, выводы даю в самом начале:

1) ВВС США превосходят ВВС РФ в общем количественном отношении примерно в 4 раза. И в 2 раза по количеству боевых самолетов в эксплуатации;

2) тренд на ближайшие 5-7 лет — капитальная модернизация парка российской авиации;

3) PR, реклама и психологические войны — излюбленный и эффективный метод ведения боевых действий США. Противник, который психологически повержен (неверием в силу своего оружия, руководства и т.д.) уже наполовину побежден.

Итак, начнем.

Авиация ВВС/ВМС/Гвардии США — мощнейшая в мире.

Да, это, действительно так. Общая численность авиации США на 2013 год составила 2960 (1593 в эксплуатации) истребителей, 162 (95) бомбардировщиков, 424 (255) ударных самолетов, 1795 танкеров и транспортников и более 1100 УТС. Всего ~ 8 250 машин.

Для сравнения: общая численность ВВС РФ составляет на май 2013 года 897 (760) истребителей, 321 (88) бомбардировщик, 329 (153) ударных самолета, 372 транспортных самолетов, 18 танкеров, 200 УТС. Всего ~ 2 200 машина.


Однако есть нюансы, главный из которых — авиация США стареет, а замена её запаздывает.

Поясню, что я имею в виду под «устареванием». Если вы посмотрите на таблицу, то увидите, что на F-15/16 приходится чуть более 50% всего парка авиации США. Это были хорошие самолеты для своего времени, но уже тогда они по ряду показателей уступали нашим МиГ-29 и Су-27 (особенно с точки зрения эксплуатации в прифронтовых условиях), что сильно «озадачило» американских коллег.

Что мы видим сейчас? Наша страна 20 лет назад пошла по пути демократии и капитализма с Су-27 и МиГ-29. Благодаря грамотной экспортной политике машины смогли выжить, а затем и повысить свой потенциал до Су-35С и МиГ-35. Т.е. инженерам и проектировщикам не пришлось создавать самолеты буквально с «нуля». Безусловно, любая буква в индексе может означать, что перед нами совершенно иная машина, превосходящая свою предшественницу в разы. Но планеры у МиГ-29СМТ и у Су-27СМ3 или Су-35С остались прежними. А это совершенно иные затраты.

А что у США? Они вошли в кризис с F-22 (полностью новая машина), снятым с производства, и с недоделанным F-35 (полностью новая машина), а также массовым парком хороших, но уже устаревших F-15/16. Свой бред я веду к тому, что на данный момент у США нет относительно дешевого задела, который позволил бы им поддерживать количественное (а в чем-то и качественное) превосходство над РФ без многомиллиардных вложений в новые разработки. Через 5-7 лет им придется списать порядка 450-500 F-15/16, а у нас к этому времени будет около 250 новых Су-27СМ и СМ3, 64 МиГ-29СМТ, 96 Су-35С и 60 Су-30СМ.


То есть
авиационный парк РФ за следующие 5-7 лет будет активно модернизироваться. В том числе и за счет создания абсолютно новых самолетов. На данный момент до 2022 года заключены контракты на производство/модернизацию:
МиГ-31БМ — 100 ед.; Су-27СМ — 96 ед.; Су-27СМ3 — 12 ед.; Су-35С — 95 ед.; Су-30СМ — 60 ед.; Су-30М2 — 4 ед.; МиГ-29СМТ — 50 ед.; МиГ-29К — 24 ед.; МиГ-35 — 37 ед. (?); Су-34 — 124 (184) ед.; ФА — 60 ед.; Ил-476 — 100 ед.; Ан-124-100М — 42 ед.; А-50У — 20 ед.; Ту-95МСМ — 20 ед.; Як-130 — 65 ед. Фактически к 2022 году в строй будут введены чуть более 850 новых машин.

Справедливости ради отмечу, что Карфаген должен быть разрушен США в 2001 году планировали до 2022 года закупить около 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а принятие на вооружение самолета отложено до середины 2015 года. Всего на данный момент у США 63 «Лайтнинга-2».

У нас всего несколько самолетов 4++ и нет 5 поколения, а у США их уже сотни.

Да, все верно, у США на вооружении 141 F-22А. У нас Су-35С — 48 штук. ПАК-ФА проходит летные испытания. Но необходимо учитывать: А) Самолеты F-22 сняты с производства из-за 1) дороговизны (280-300 ед. $ супротив 85-95 у Су-35С); 2) косяков с хвостовым оперением (разваливалось при перегрузках); 3) глюков с СУО (система управления огнем); 4) отсутствия для США угрозы со стороны чьей-либо авиации (мы с ними будем воевать СЯС), проблем с вентиляцией и невозможности его кому-либо продать.

Б) F-35 при всем его пиаре весьма далек от 5 поколения. Да и косяков хватает: то ЭДСУ откажет, то планер сломается, то СУО лагает.

В) К 2022 году в войска поступят: Су-35С — 150 ед, ФА — 60 ед.

Г) Сравнение отдельных самолетов вне контекста их боевого применения — некорректно. Боевые действия — это высокоинтенсивное и мультимодальное взаимное уничтожение, где многое зависит от конкретной топографии, погодных условий, везения, выучки, слаженности, морального состояния и т.д. Отдельные боевые единицы ничего не решают. На бумаге обычный ПТУР любой современный танк разорвет, а вот в условиях боя все куда более прозаично.

Их 5 поколение в разы превосходит наши ФА и Су-35С.

Это весьма смелое заявление.

А) Начать следует с того, что Ф-22 создавался для борьбы с нашими Су-27 и МиГ-31. И было это довольно давно. ФА создается для противостояния с 4-ым поколением, которое он встретит в Европе, и с Ф-35, который по своим параметрам далеко не самый грозный «уфолет».

Б) Если Ф-22 и Ф-35 такие классные, почему они: 1) Так тщательно скрываются? 2) Почему не дают произвести замеры ЭПР? 3) Почему не устраивают показательные догфайты или хотя бы простое сравнительное маневрирование, как на авиасалонах?

В) Если сравнивать ЛТХ наших и американских машин, то можно обнаружить отставание у наших самолетов лишь по ЭПР (у Су-35С) и дальности обнаружения (20-30 км). 20-30 км по дальности — это не так уж и критично по той простой причине, что те ракеты, что у нас есть, превосходят штатовские AIM-54, AIM-152AAAM по дальности на 80-120 км. Я про РВВ БД, КС-172, Р-37. Так что, если БРЛС Ф-35 или Ф-22 имеют лучшую дальность по малозаметным целям, то вот сбивать-то они чем эту цель будут? Да и где гарантия, что «контакт» не будет лететь «низэнько-низэнько», прячась в складках местности?

В) В военном деле нет ничего универсального. Есть многоцелевые самолеты, способные как работать по воздушным целям, так и по земле в зависимости от вооружения. Попытка создать универсальный самолет, способный выполнять функции перехватчика, бомбера, истребителя и штурмовика, приводит к тому, что универсальный становится синонимом слова посредственный. Война признает только лучшие образцы в своем классе, заточенные для решения конкретных задач. Поэтому если штурмовик, то — Су-25СМ, если фронтовой бомбер — Су-34, если перехватчик — МиГ-31БМ, если истребитель — Су-35С.

И уж тем более Ф-22 — не универсальный самолет. Он создавался для завоевания господства в воздухе. Для уничтожения Су-27 и МиГ-31, которые представляли немалую опасность для американской стратегической и ударно-штурмовой авиации. Его основная задача — контроль воздушного пространства. А в этой категории разработка самолетов подчинена единому лозунгу — «ни грамма (ни фунта) по земле». Так что ни о каких «сверхвозможностях» Ф-22 говорить не приходится.

Г) Война — это не сравнение, у кого копье длиннее. Важнее, у кого эти копья будут лучше по отношению цена/качество/количество. У нашего потенциального друга самолеты стоят бешеных денег, а сколько они потратили на НИОКР, даже вспоминать не хочется: 400 млрд. $ на Ф-35 (и программа еще не завершена) и 50 млрд. $ на Ф-22. Для сравнения, на ФА у нас планируется «извести» 10 млрд. $ бюджетных денег.

У США значительное превосходство в силах стратегической авиации.

Это не так.

В боевом составе ВВС США находится уже 95 стратегических бомбардировщиков: 44 В-52Н, 35 В-1В и 16 В-2А. Б-2 — исключительно дозвуковой — из ЯО несет только свободнопадающие бомбы. Б-52Н — дозвуковой и старый, . Б-1Б — больше не является носителем ЯО (СНВ-3). По сравнению с Б-1 Ту-160 имеет в 1,5 раза большую взлётную массу, в 1,3 раза больший боевой радиус, в 1,6 раз большую скорость и большую нагрузку во внутренних отсеках. К 2025 году мы планируем ввести в строй новый стратегический бомбардировщик (ПАК-ДА), который пойдет на замену Ту-95 и Ту-160. США же продлили срок службы своих самолетов до 2035 года, а разработку нового «стратега» и новой КРВБ отложили на 2030-2035 годы.

Если сравнивать их КРВБ (крылатые ракеты) с нашими, то совсем все интересно получается. AGM-86 ALCM имеет дальность в 2400 км. Наши же Х-55 — 400-4500 км, а Х-101 — 7000-8500 км. Т.е. Ту-160 может отстреляться по территории или АУГ противника, не входя в зону поражения, а потом спокойно уйти на сверхзвуке (для сравнения, макс. время работы на полной тяге с форсажем у F/A-18 — 10 минут, у 160-ого — 45 минут). Также вызывает глубокие сомнения их возможность преодолеть нормальную (не арабо-югославскую) систему ПВО.

* * *

Подводя итоги, хочу еще раз отметить, современная воздушная война — это не индивидуальные бои в воздухе, а работа систем обнаружения, целеуказания, подавления и т.д. И рассматривать самолет (будь то Ф-22 или ФА) как гордого небесного джигита — не нужно. Вокруг много всяких нюансов в лице ПВО, работы РЭБ, наземных РиРТР, погодных условий, фальшфейеров, ЛТЦ и прочей радости, что не даст пилоту даже выйти на цель. Поэтому не нужно складывать саги и петь гимны одиночным фантастическим крылатым кораблям, что принесут лавры побед к ногам тех, кто их создал, и уничтожат всех, кто осмелится «поднять руку» на их создателей.

9.Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon (США)

Ещё пару лет назад Falcon, расположившийся на девятой строке рейтинга самых лучших истребителей мира, был самым распространённым боевым самолётом в мире. Невысокая стоимость и качественные показатели сделали его главным экспортным продуктом американских ВВС. По состоянию на сегодняшний день, во всем мире истребителей F-16 насчитывается 4750 единиц. Модернизированный вариант будет производиться как минимум до конца 2022 года. Снимки данного самолёта неоднократно попадали в объективы камер военных репортёров, он успел поучаствовать в 100 конфликтах, наиболее известными из которых являются Операция НАТО против югославских войск и Иракская война. В армии Израиля F-16 Fighting Falcon являются наиболее эффективными боевыми истребителями. По официальным данным на их счету сорок воздушных побед.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]