Цвета военного неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков

Люфтваффе (нем. Luftwaffe воздушные силы Германии) был одной из самых элитных военных подразделений нацистской Германии от начала его существования вплоть до мая 1945 года, когда страна капитулировала по результатам Второй Мировой войны. Мальчишки мечтали служить в летных эскадрильях, собирали статьи о легендарных летчиках, знали все самолеты. Сформированные в рекордные сроки, ВВС Германии обеспечили ей победу во многих военных операциях, сыграли огромную роль, как в истории Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом.

фото: feldgrau.info

Люфтваффе имело четко организованную структуру. Все военно-воздушные силы были поделены на воздушные флоты, отвечающие каждый за определенную территорию, всего их было 5 (позже цифра выросла до 9). Каждый флот состоял из корпусов и дивизий.

Структура и задачи Люфтваффе

Основные боевые единицы люфтваффе – эскадры подразделялись на группы, а те на эскадрильи. Каждая эскадра выполняла определенные задачи. Были такие эскадры: истребители, ночные истребители, тяжелые истребители, штурмовики, ночные штурмовики, бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, скоростные бомбардировщики, транспортники, учебно-боевые, специального назначения.

Помимо этого, отдельную структуру имели морские и разведывательные части люфтваффе, части специального назначения и наземные воинские подразделения: части связи, зенитно — артиллерийская, парашютно-десантная и пехотная части.

Цвета военного неба: «голубые эскадрильи» против красных лётчиков

Как известно, среди прочих
иностранных лётчиков, воевавших в ВВС РККА, были испанцы, эмигрировавшие в СССР после поражения республиканцев в гражданской войне. Однако на советско-германском фронте воевали не только сторонники павшей республики – практически сразу после нападения Гитлера на СССР испанцы появились в рядах вермахта, в том числе и в люфтваффе. Какова была история франкистских лётчиков, решивших вернуть долги «большевикам»?
Победа мятежников в гражданской войне в Испании во многом была определена военной поддержкой, которую им оказывали Германия и Италия. Таким образом, режим генералиссимуса Франко стал к началу Второй мировой естественным союзником Гитлера, но разорённой войной стране меньше всего было нужно втягивание в крупный европейский конфликт. Это усугублялось и неудачным географическим положением относительно потенциальных союзников и противников. Поэтому 4 сентября 1939 года каудильо заявил о нейтралитете Испании, и этот шаг был встречен немцами с пониманием.


Bf 109F-2 из испанской эскадрильи на советско-германском фронте, лето 1942 года

После успешного германского вторжения во Францию ситуация изменилась, и с 12 июня 1940 года Франко изменил статус страны с «нейтралитета» на «невоюющую», но, несмотря на давление со стороны германского правительства, вступать в войну вновь наотрез отказался. Единственной его уступкой, впрочем, связанной в первую очередь с внутриполитическими причинами, стало прозвучавшее после нападения Германии на СССР предложение об отправке добровольцев на восточный фронт в качестве ответной помощи в борьбе с коммунизмом.

В армии и фаланге (фашистская милиция) нашлось достаточно желающих оказать такую помощь, и уже 13 июля 1941 года в Германию прибыл первый эшелон с личным составом испанской добровольческой дивизии (División Española de Voluntarios), более известной как «Голубая дивизия» (División Azul). Строго говоря, цвет униформы фалангистов был синим, и более правильно было бы говорить про «Синюю дивизию», но мы имеем дело с устоявшимся в отечественной историографии термином. В вермахте дивизия получила название 250-й пехотной и прибыла на фронт под Ленинград 14 октября 1941 года.

Дебют «Голубой эскадрильи»

В испанских ВВС также нашлись желающие повоевать с большевиками, и 14 июля был сформирован испанский экспедиционный авиационный эскадрон (Escuadrón Aéreo Expedicionario Español), более известный как «Голубая истребительная эскадрилья» (Escuadrilla Azul de Caza) или попросту «Голубая эскадрилья». Цвет в данном случае был отсылкой и к дивизии, и к знаменитому «Голубому патрулю» (Patrulla Azul) времён гражданской войны – испанскому звену в составе итальянской истребительной эскадрильи.

Во главе эскадрона поставили команданте (майора) испанских ВВС Анхеля Салас-Ларрасáбаля (Ángel Salas Larrazábal), опытного лётчика и командира, во время гражданской войны одержавшего 15 побед лично и пять в группе. Организационно часть состояла из трёх патрулей (звеньев) по пять лётчиков в каждом: командир в чине капитана, рядовые лётчики – тененте (старшие лейтенанты) плюс два лётчика в штабе: командир и его заместитель. Всего подразделение насчитывало 17 человек лётно-подъёмного состава, все были ветеранами минувшей войны.


Испанский механик летом 1941-го выпускает своего лётчика в тренировочный полёт

25 июля эскадрилья убыла в Германию, где прошла переподготовку под руководством инструкторов люфтваффе, получила 12 истребителей Bf 109E-7 и на правах 15-й эскадрильи (штаффеля) эскадры JG 27 (15.(span.)/JG 27) прибыла 1 октября на фронтовой аэродром в районе Смоленска.

На следующий день испанцы приступили к выполнению боевых заданий. 3 октября лётчики провели первый воздушный бой и понесли первую потерю: один из лётчиков не уследил за уровнем бензина в баке и погиб при неудачной вынужденной посадке. 5 октября (по другим данным, 4 октября) команданте Салас открыл боевой счёт эскадрильи, одержав сразу две воздушные победы.

Испанцы приняли участие в наступлении на Москву, отступив в середине декабря обратно к Смоленску, а в начале января отойдя дальше на запад, в Витебск. Подобно тому, как Германия использовала гражданскую войну в Испании как полигон для испытания новой техники и отработки тактики её применения, так и испанские ВВС решили пропустить через боевую стажировку на восточном фронте по возможности большее число лётчиков, при этом избежав серьёзных потерь. Для этого срок пребывания на фронте был ограничен несколькими месяцами.

«Боевой тур» эскадрильи 15.(span.)/JG 27 завершился 12 февраля 1942 года, и 1 марта её персонал вернулся в Мадрид.

Всего за четыре с небольшим месяца на фронте испанцы выполнили 422 (по другим подсчётам 460) боевых вылета и провели 94 воздушных боя, в которых одержали 11 побед. Ещё три самолёта им засчитали уничтоженными во время штурмовых ударов по советским аэродромам. Собственные потери составили три лётчика погибшими, два пропавшими без вести и одного тяжело раненым. Самым результативным лётчиком части и единственным асом стал её командир, одержавший шесть воздушных и две «наземных» победы. Есть также сведения о его седьмой победе, но в тот период её официально не признавали.


Испанский лётчик вернулся из очередного боевого вылета на «анонимном» Bf 109E-7

Самолёты, на которых летала «Голубая эскадрилья», были далеко не новыми и не всегда предназначенными для европейского театра военных действий. Например, в наличии был как минимум один Bf 109E-7 в тропическом исполнении и пустынном камуфляже из красок RLM 79 (песочно-жёлтый Sandgelb) и RLM 78 (небесно-голубой Hellblau), в котором мало подходящий для центральной России песочный цвет был затенён зелёными пятнами (RLM 70, RLM 71 и/или RLM 02). Но это всё же было исключением, и большинство истребителей имели стандартную окраску RLM 71/02/65 (тёмно-зелёные и серо-зеленые пятна поверх голубого низа).

Все самолёты несли стандартные опознавательные знаки люфтваффе и жёлтые элементы быстрого опознавания восточного фронта с уже устаревшей окраской в жёлтый цвет носовой части целиком, а не только нижней части капота. Коки на разных машинах были жёлтыми или «секторными» чёрно-белыми.

Прямые указания на принадлежность к Испании на самолётах отсутствовали, но в качестве эмблемы был выбран знак «Голубого патруля», дополненный римской цифрой II – символом второй войны с коммунизмом. К индивидуальным обозначениям лётчики оказались абсолютно равнодушны и сохраняли исходный внешний вид попавших к ним самолётов. Полученные после капитального ремонта и со складов хранения истребители так и использовались в «анонимном» виде, а переданные из других частей несли истребительные бортовые номера и «штурмовые» буквы и треугольники.


Bf 109E-7/B (W.Nr. 3297), ранее принадлежавший штурмовой группе II.(Sch.)/LG 2 и переданный «Голубой эскадрилье», вероятно, для восполнения потерь. В ноябре 1941 года он был персональным самолётом командира 15.(span.)/JG 27 команданте Анхеля Салас-Ларрасабаля и нёс отметки его шести официально подтверждённых воздушных побед.

Все прочие обозначения, включая штурмовую эмблему на борту, сохранились от прежних хозяев. Камуфляж стандартный, состоящий из тёмно-зелёного RLM 71 Dunkelgrün и серого с зеленоватым отливом RLM 02 Grau на верхних поверхностях и голубого RLM 65 Hellblau на нижних. Борта, исходно тоже голубые, были затемнены размытыми пятнами RLM 71 и 02

С началом зимы, в ноябре-декабре, самолёты поверх прежнего камуфляжа получили легкосмываемое, а потому нестойкое белое покрытие. Имеющиеся опознавательные и тактические знаки при этом старались не затронуть.

Есть также информация о получении испанскими добровольцами в декабре 1941 года нескольких современных Bf 109F, но достоверных данных на этот счёт нет.

Вторая эскадрилья

Экспедиционный эскадрон второго формирования, обычно известный как «Вторая голубая эскадрилья», был организован 6 февраля 1942 года. Его возглавил начальник истребительной школы в Реусе (Escuela de Caza de Reus) команданте Хулио Сальвадор-и-Диас-Бенхумеа (Julio Salvador y Díaz-Benjumea) – также известный ас гражданской войны с 26 личными и четырьмя групповыми победами и единственный на тот момент оставшийся в живых лётчик оригинального «Голубого патруля». Новая эскадрилья была организована по тем же принципам, что и старая, только лётчиков в ней было на два больше, и часть из них были альфересами (лейтенантами) ускоренного выпуска.

До конца месяца лётчики тренировались на родине, затем продолжили переучивание в Германии, но из-за худшей в среднем подготовки, чем у первого состава, их введение в строй затянулось. На фронтовой аэродром в районе Орла испанцы прибыли только в середине июня 1942 года. JG 27 давно уже воевала в Африке, поэтому испанская эскадрилья была подчинена эскадре JG 51 под обозначением 15.(Span.)/JG 51.


Во 2-й эскадрилье было принято называть самолёты в честь павших товарищей. Этот Bf 109F-2 назван именем погибшего механика

На вооружение она получила пусть и не новейшие, но вполне современные истребители Bf 109F-2, которые несли стандартный немецкий камуфляж, опознавательные знаки и жёлтые элементы быстрого опознавания восточного фронта, а также классические бортовые номера чёрного цвета на фюзеляже. Обозначения принадлежности к группе отсутствовали за ненадобностью. В качестве эмблемы эскадрильи был выбран всё тот же символ «Голубого патруля», но размещённый поверх красного креста Сантьяго (Св. Якова). Кроме того, на многих машинах позади фюзеляжного креста была нанесена крупная эмблема фаланги.

Боевые вылеты эскадрилья начала 26 июня, первый воздушный бой провела не позднее 28 июня, но первым серьёзным боестолкновением, в котором она участвовала, стало отражение налёта советской авиации на объекты в районе Орла 3 июля. В том бою испанцы одержали первую победу и понесли первую потерю. Следующие четыре недели стали пиком активности действий эскадрильи, одержавшей за этот месяц столько же побед, сколько за весь остальной «тур», а затем фокус внимания обеих сторон переместился на юг, где началось немецкое наступление на Сталинград.

Всего за пять месяцев участия в боевых действиях вторая испанская эскадрилья совершила 1312 боевых вылетов, провела 117 воздушных боёв и одержала 13 подтверждённых побед. Самым результативным лётчиком стал командир 1-го патруля, позже замкомэска капитан Мануэль Бенгоэчеа-Менчака (Manuel Bengoechea Menchaca), одержавший три победы. Собственные потери составили два погибших лётчика.


Bf 109F-2 (W.Nr. 9609) из состава 15.(Span.)/JG 51. Теоретически, исходя из бортового номера, на нём должен был летать тогдашний командир 1-го патруля капитан Бенгоэчеа, но, насколько известно, в конце июня-начале июля 1942 года машину использовал заместитель командира эскадрильи капитан Антонио Норьега-Лабат (Antonio Noriega Labat), а после его гибели в воздушном бою 3 июля на самолёте отметились разные лётчики, в том числе тененте Федерико Гаррет-Руэда (Federico Garret Rueda) из 3-го патруля, одержавший на нём победу 7 июля, и лётчик 2-го патруля тененте Андрес Роблес-Себриан (Andrés Robles Cebrián).

Самолёт несёт камуфляж образца 1941 года из тёмно-серой с зеленоватым отливом краски RLM 74 Graugrün, более светлой серой с фиолетовым отливом RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau

Третья эскадрилья

Учтя опыт растянувшегося введения в строй второй эскадрильи, испанское командование начало собирать добровольцев в третью заблаговременно, сформировав её 1 сентября 1942 года под командованием не имевшего подтверждённых побед ветерана гражданской войны команданте Карлоса Феррандиса-Архонильи (Carlos Ferrándiz Arjonilla). В его подчинении было 19 лётчиков (от должности заместителя решили отказаться).

С учётом прошлого опыта лётчики эскадрильи проходили подготовку двумя отдельными группами. Пока менее опытные лётчики 3-го патруля выполняли тренировочные полёты, 1-й и 2-й прибыли на фронт 18 ноября. Знакомство с местностью и особенностями театра они проводили под руководством лётчиков 2-й эскадрильи, а в последний день месяца прошла официальная передача командования и самолётов. После этого персонал 1-го и 2-го патрулей 2-й эскадрильи убыл на родину, а 3-й патруль оставался на фронте вплоть до февраля 1943 года, когда его сменил наконец-то закончивший обучение 3-й патруль новой эскадрильи.


Тененте Хосе-Рамон Гавилан-Понсе-де-Леон (José Ramón Gavilán Ponce de León) – второй по результативности лётчик 3-й «Голубой эскадрильи» (девять побед) позирует перед истребителем Bf 109F-2, оставшимся в наследство от предыдущего состава части

Скорее всего, лётчики новой эскадрильи начали воевать ещё в ноябре, но первый официальный боевой вылет был зафиксирован 1 декабря. В тот же день случилась и первая потеря: из-за отказа двигателя одному из лётчиков пришлось сесть на вынужденную за линией фронта. Первые победы были одержаны в воздушном бою 27 декабря.

Примерно тогда же, когда в 15./JG 51 прошла смена командования, её самолёты получили ставшую уже традиционной белую зимнюю окраску, при нанесении которой механики аккуратно обводили все прежние обозначения. Для эскадрильи третьего состава была разработана новая эмблема, но на самолётах её никогда не рисовали, впрочем, и уже имеющиеся эмблемы удалять тоже не стали.

Ещё с июля 1942 года все пополнения техникой испанской эскадрильи шли из ремонта или из других частей при их перевооружении на более современные истребители. Сначала в эскадрилью поступали только машины модификации Bf 109F-2, но в январе 1943 года она получила первые два Bf 109F-4, а потом ещё четыре в марте-апреле, но это трудно назвать значительным улучшением ситуации.


Лучший ас 3-й эскадрильи тененте Эвия и его «Фокке-Вульф»

Тем временем немецкие подразделения JG 51 уже сменили все Bf 109F на более современные Bf 109G и Fw 190A. Более того, I группа успела даже поменять Fw 190 первых модификаций на новые Fw 190A-4 и Fw 190A-5, что создало некоторый запас Fw 190A-2 и Fw 190A-3. Их и решили передать испанцам. 21 апреля «Голубая эскадрилья» получила 15 истребителей этого типа (пять Fw 190A-2 и 10 Fw 190A-3), после чего испанцы с чистой совестью пустили на списание по износу все 17 имевшихся у них «Мессершмиттов».

Боевые вылеты на Fw 190 начались 25 апреля и быстро показали превосходство этих истребителей: за два месяца на них было одержано почти столько же побед, сколько за пять предыдущих на Bf 109. Всего за семь месяцев участия в боевых действиях третья испанская эскадрилья выполнила 1716 боевых вылетов, провела 112 воздушных боёв и одержала 62 воздушные победы, пять из которых были на счету 3-го патруля 2-й эскадрильи. Собственные потери составили пятерых лётчиков погибшими (в том числе, двух на Fw 190), одного пленным и одного тяжело раненым. Самым результативным лётчиком стал тененте Гонсало Эвия-Альварес-Киньонес (Gonzalo Hevía Alvarez-Quiñonez), одержавший 11 побед. Кроме него, асами стали ещё три офицера.

Четвёртая эскадрилья

Следующий состав эскадрильи был собран 2 апреля 1943 года. Её командиром был назначен ещё один не имевший подтверждённых побед ветеран гражданской войны команданте Мариано Куадра-Медина (Mariano Cuadra Medina), в подчинении которого находилось 19 лётчиков.

15 июня 1-й патруль прибыл на фронт, в начале июля к нему прибавился 2-й, и 5 числа прошла формальная передача командования. Четверо оставшихся в живых лётчиков 3-го патруля предыдущего состава опять остались воевать вместе с новичками и были сменены только в середине августа.


Лётчик 3-го патруля 4-й эскадрильи тененте Хосе Каванильес-и-Веретерра (José Cavanilles y Vereterra) и Fw 190A-3, формально приписанный ко 2-му патрулю

Боевые действия эскадрилья официально начала 5 июля, и уже на следующий день понесла первую потерю: один из лётчиков был тяжело ранен при неудачной вынужденной посадке после отказа двигателя. Ещё днём позже была одержана и первая победа.

«Фокке-Вульфы», которые получала «Голубая эскадрилья», на верхних и боковых поверхностях несли принятый в JG 51 нестандартный камуфляж, основой которого был RLM 71. К нему добавляли пятна RLM 70, советского зелёного АМТ-4 или коричневой краски неустановленного происхождения. Нижние же поверхности сохраняли заводскую окраску RLM 76. Также самолёты получали стандартные жёлтые элементы быстрого опознавания, уже в эскадрилье часто дополняемые жёлтой окраской кока (полностью или частично), реже жёлтой передней частью капота. Бортовые номера на них были белыми, какие-либо эмблемы или обозначения группы отсутствовали. С началом зимы самолёты получили белую окраску, при этом для сохранения достаточной заметности тактических номеров им оставили «окантовку» из незакрашенного камуфляжа.

Официально 15./JG 51 получала только самолёты модификаций Fw 190A-2 и Fw 190A-3, но на истребителях более поздних моделей лётчикам 4-й эскадрильи тоже довелось полетать. Эти самолёты несли стандартный камуфляж RLM 74/75/76 и, судя по маркировке, в большинстве своём были «одолжены» испанцами в I./JG 51.


Fw 190A-3 (предположительно, W.Nr. 5345) из состава 15.(Span.)/JG 51. По принятой в эскадрилье практике назначения бортовых номеров, он должен был принадлежать 3-му патрулю, но осенью 1943 года на нём летал лётчик 1-го патруля тененте Фернандо Санчес-Архона-и-Коуртой (Fernando Sánchez-Arjona y Courtoy), который с июля по сентябрь одержал девять подтверждённых побед.

Лётчик погиб 19 ноября в авиакатастрофе при выполнении боевого вылета в плохих метеоусловиях. Самолёт показан в камуфляже с использованием двух зелёных красок (RLM 71 Dunkelgrün и RLM 70 Schwarzgrün)

После провала операции «Цитадель» и начала советского наступления эскадрилья в сентябре отступила в Смоленск, затем в Белоруссию и в конце ноября остановилась в Бобруйске. Всего за семь с половиной месяцев на фронте её лётчики выполнили 1918 боевых вылетов, провели 277 воздушных боёв и одержали 74 победы, 10 из которых были на счету «инструкторов» из 3-й эскадрильи. Собственные потери составили семь погибших лётчиков, ещё три были тяжело ранены – 50% от общей численности части.

Наиболее результативным лётчиком стал командир эскадрильи, записавший на свой счёт 10 подтверждённых побед. Кроме него, асами стали ещё шестеро, в том числе один лётчик из предыдущего состава эскадрильи. Ещё один из «инструкторов» стал асом по совокупности побед в двух эскадрильях.


Испанские «Фокке-Вульфы» в зимней окраске

По состоянию на конец года в составе 15./JG 51 числилось девять старых и порядком изношенных истребителей Fw 190A-3. В течение января пять из них были либо потеряны, либо пошли на списание, и 24 января эскадрилья впервые за семь месяцев получила новые, а не подержанные самолёты – пятёрку Bf 109G-6. В феврале к ним добавилось ещё девять таких машин, и оставшиеся «Фокке-Вульфы» отправили в тыл. Новые «Мессершмитты» прибывали в белой зимней окраске поверх заводского камуфляжа RLM 74/75/76, а их тактические обозначения и элементы быстрого опознавания были выполнены в том же стиле, что и на Fw 190.

Впрочем, повоевать на новой технике лётчикам четвёртого состава толком не пришлось, и все их потери и победы были связаны исключительно с более ранними истребителями.

Пятая эскадрилья

После поражений немцев в Тунисе, под Курском, на Сицилии и в особенности после капитуляции Италии Франко пришлось постараться, чтобы не пойти на дно вместе с Третьим рейхом. 10 октября 1943 года он снова публично заявил о нейтралитете Испании, а 12 октября отдал приказ об отзыве испанских добровольцев на родину. 18 октября начался отвод в тыл подразделений «Голубой дивизии», но вскоре выяснилось, что достаточно большое число солдат и офицеров хотело бы продолжать сражаться, поэтому командование дало добро на создание испанского добровольческого легиона (Legión Española de Voluntarios), иначе «Голубого легиона» (Legión Azul) – части полкового уровня, которая была сформирована 17 ноября и через месяц вернулась на фронт.

Командование испанских ВВС вообще не собиралось пока отзывать свою эскадрилью и даже продолжало набирать добровольцев для её следующего состава. Пятая эскадрилья была сформирована 26 октября 1943 года под началом команданте Хавьера Мурсия-Рубио (Javier Murcia Rubio), одержавшего пять побед в гражданскую войну. Численность и процесс подготовки части полностью повторяли её непосредственных предшественников.


Bf 109G-6 из состава 15.(Span.)/JG 51, начало 1944 года

9 января 1944 года 1-й патруль прибыл в Бобруйск, 19 февраля за ним последовал 2-й, и 23 февраля состоялась передача командования эскадрильей. Из-за понесённых потерь четвёртая эскадрилья не смогла оставить никого на фронте, и новичкам пришлось вступить в бой в неполном составе (их 3-й патруль в итоге так и не покинул Испанию).

Всего за месяц 13 лётчиков выполнили 86 боевых вылетов, провели 6 воздушных боёв, потеряв одного лётчика погибшим. Воздушных побед зафиксировано не было.

К моменту вступления в бой пятой эскадрильи испанское руководство окончательно решило свернуть своё военное присутствие на фронте, и 6 марта начался вывод Легиона в Испанию. Испанская эскадрилья получила приказ о возвращении домой 18 марта. Если часть пехотинцев всё же предпочла остаться с немцами и до последнего дня войны сражалась в рядах вермахта и СС, то авиаторы подчинились приказу. Оставив всю технику соседям по аэродрому, 26 марта испанцы транспортными самолётами убыли в Берлин и далее в Мадрид по железной дороге, завершив почти трёхлетнюю историю «Голубой эскадрильи».

Для чего нужно крыло самолету?

Самолёту крыло нужно для создания подъёмной силы в результате разницы давлений воздуха на нижней и верхней поверхностях. … Это называется аэродинамическим путём создания подъёмной силы.

Интересные материалы:

Как получить души драконов через консоль? Как получить эфирное масло из цветов? Как получить эфирное масло? Как получить экипировку хищника? Как получить Экстра деньги? Как получить электронный ключ в налоговой? Как получить электронный ключ в приват24? Как получить Елец в Террарии? Как получить энергию в Галактикрафт? Как получить энергию в Хроники Хаоса?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]