Уголок неба — Авиационная энциклопедия — Airwar.ru


Российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Вооружен крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии более, чем в пять тысяч километров Идея использования летательных аппаратов на полях сражений возникла задолго до того, как в воздух поднялись первые аэропланы, сконструированные братьями Райт. Последующее развитие военной авиации было необычайно стремительным, и к нынешнему дню самолеты и вертолеты стали грозным орудием в руках полководцев, уступая по своей мощи разве только ракетно-ядерным силам. Без господства в небе добиться победы на земле невероятно трудно, а зачастую и невозможно. Авиация способна обнаружить и уничтожить любую цель, от неё сложно спрятаться и еще труднее защититься.

Что собой представляет военная авиация

Современные военно-воздушные силы включают в себя специальные войска и службы, а также довольно сложный комплекс разнообразных по своему целевому предназначению технических средств, которые могут использоваться для решения ударных, разведывательных, транспортных и некоторых других задач.

Основной частью этого комплекса являются следующие виды авиации:

  1. Стратегическая;
  2. Фронтовая;
  3. Санитарная;
  4. Транспортная.

Дополнительные подразделения авиации входят также в состав сил противоздушной обороны, военно-морского флота и сухопутных войск.

Гражданские самолёты

Гра­ж­дан­ские са­мо­лё­ты делят: на пас­са­жир­ские [напр., круп­ней­ший ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный двух­па­луб­ный че­ты­рёх­дви­гат. ре­ак­тив­ный пас­са­жир­ский авиа­лай­нер А-380 (рис., 2), соз­дан­ный кон­цер­ном «Airbus» (выс. 24,08 м, дли­на 72,75 м, раз­мах кры­ла 79,75 м, вме­сти­мость 525 пас­са­жи­ров в са­ло­нах трёх клас­сов, 853 пас­са­жи­ра в од­но­клас­со­вой кон­фи­гу­ра­ции, мо­жет со­вер­шать бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты на рас­стоя­ние до 15400 км); ре­гио­наль­ный пас­са­жир­ский Су­хой Су­пер­джет 100 (рис., 3), соз­дан­ный кон­цер­ном «Гра­ж­дан­ские са­мо­лё­ты Су­хо­го» (выс. 10,28 м, дли­на 29,94 м, раз­мах кры­ла 27,80 м, вме­сти­мость 98, в ба­зо­вой ком­по­нов­ке до 108 пас­са­жи­ров, мо­жет со­вер­шать бес­по­са­доч­ные пе­ре­лё­ты на рас­стоя­ние до 4578 км); меж­кон­ти­нен­таль­ный пас­са­жир­ский ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный С. для сред­ней и боль­шой про­тя­жён­но­сти Ил-96, соз­дан­ный в ОКБ С. В. Иль­ю­ши­на]; транс­порт­ные; поч­то­вые; сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные; са­ни­тар­ные; по­жар­ные; учеб­но-тре­ни­ро­воч­ные и др. (см. Гра­ж­дан­ская авиа­ция).

История создания военной авиации


Самолет Сикорского «Илья Муромец» — первый в мире четырехмоторный бомбардировщик
Первые аэропланы долгое время использовались почти исключительно в развлекательных и спортивных целях. Но уже в 1911 году, в ходе вооруженного конфликта между Италией и Турцией, самолеты были применены в интересах армии. Вначале это были разведывательные полеты, первый из которых состоялся 23 октября, а уже 1 ноября итальянский лётчик Гавоти применил оружие по наземным целям, сбросив на них несколько обычных ручных гранат.

К началу Первой мировой войны великие державы успели обзавестись воздушными флотами. Состояли они в основном из аэропланов-разведчиков. Истребителей не было вовсе, а бомбардировщики имелись только у России – это были знаменитые самолеты «Илья Муромец». К сожалению, наладить полноценный серийный выпуск этих машин так и не удалось, так что их общее количество не превысило 80 экземпляров. Между тем Германия во второй половине войны производила собственные бомбардировщики сотнями.

В феврале 1915 года на Западном фронте появился первый в мире истребитель, созданный французским летчиком Роланом Гарросом. Придуманное им приспособление для стрельбы через воздушный винт было довольно примитивным, хотя и работающим, однако, уже в мае того же года немцы ввели в строй собственные истребители, оборудованные полноценным синхронизатором. С этого момента воздушные бои стали всё более частым явлением.


Немецкий истребитель Fokker Dr.I. Один из таких самолетов использовался лучшим асом Первой мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном

После окончания Первой мировой войны самолеты продолжали быстро развиваться: увеличивалась их скорость, дальность полета и грузоподъемность. В то же время появилась и так называемая «доктрина Дуэ», названная в честь её автора, итальянского генерала, который считал, что добиться победы в войне можно одними только воздушными бомбардировками, методично уничтожая оборонный и промышленный потенциал противника, подрывая его моральный дух и волю к сопротивлению.

Как показали дальнейшие события, эта теория далеко не всегда оправдывает себя, но именно она во многом определила последующие направления развития военной авиации во всём мире. Наиболее заметной попыткой реализовать «доктрину Дуэ» на практике стали стратегические бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны. В итоге военная авиация внесла огромный вклад в последующий разгром «Третьего Рейха», правда, обойтись без активных действий сухопутных войск всё же не удалось.

Армады дальних бомбардировщиков считались главным ударным инструментом и в послевоенный период. Именно в те годы появились реактивные самолеты, которые во многом изменили само представление о военной авиации. Огромные «летающие крепости» стали всего лишь удобной мишенью для советских скоростных и отлично вооруженных «МиГов».


B-29 – американский стратегический бомбардировщик 40-х годов, первый носитель ядерного оружия

Это означало, что бомбардировщики тоже должны стать реактивными, что вскоре и произошло. В эти годы самолеты становились всё более сложными. Если во время Второй мировой для обслуживанием истребителя занимался всего один авиатехник, то в последующие годы приходилось привлекать целую бригаду специалистов.

Во время войны во Вьетнаме на первый план вышли многоцелевые самолеты, способные к ударам по наземным целям, а также к воздушному бою. Таким был американский F-4 Phantom, ставший в какой-то мере источником вдохновения для советских конструкторов, разрабатывавших МиГ-23. В то же время конфликт во Вьетнаме в очередной раз показал, что одних только бомбардировок, даже самых интенсивных, для победы недостаточно: боевая авиация без помощи сухопутных войск способна принудить к капитуляции лишь морально сломленного, заранее готового к поражению противника.

В 70-80-е годы прошлого века в небе появились истребители четвертого поколения. Они отличались от своих предшественников не только лётными характеристиками, но составом вооружения. Применение высокоточных средств поражения в очередной раз изменило облик воздушной войны: произошел переход от массированных авиаударов к «точечным».


Су-27 (слева) и F-15 – лучшие истребители 80-х годов прошлого века

Сегодня главным направления развития военной авиации стало интенсивное применение беспилотников как разведывательных, так и ударных, а также создание малозаметных многоцелевых самолетов, таких как американский F-35, или российский Су-57.

Классификация самолётов

Клас­си­фи­ка­ция са­мо­лё­тов про­из­во­дит­ся по кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам (в т. ч. по чис­лу не­су­щих по­верх­но­стей, аэ­ро­ди­на­мич. схе­ме, си­ло­вой ус­та­нов­ке), лёт­но-тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­кам, сис­те­ме бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния, на­зна­че­нию (гра­ж­дан­ские и во­ен­ные) и др.; раз­ли­ча­ют С. экс­пе­ри­мен­таль­ные, опыт­ные, се­рий­ные.

Конструктивные признаки

По кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам С. дол­жен обес­пе­чи­вать вы­со­кие аэ­ро­ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки (макс. подъ­ём­ную си­лу при ми­ним. ло­бо­вом со­про­тив­ле­нии), об­ла­дать не­об­хо­ди­мой проч­но­стью, жё­ст­ко­стью, жи­ву­че­стью и вы­нос­ли­во­стью при ми­ним. ве­се, быть тех­но­ло­гич­ным в про­из-ве и об­слу­жи­ва­нии. По чис­лу не­су­щих по­верх­но­стей (крыль­ев) раз­ли­ча­ют мо­но­план (осн. тип совр. С.), би­план, по­лу­то­ра­план (би­план, пло­щадь ниж­не­го кры­ла ко­то­ро­го зна­чи­тель­но мень­ше площади верх­не­го), три­план (3 не­су­щие по­верх­но­сти рас­по­ло­же­ны друг под дру­гом) и по­ли­план (С. с 4 и бо­лее глав­ны­ми не­су­щи­ми по­верх­но­стя­ми). В за­ви­си­мо­сти от вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния кры­ла и го­ри­зон­таль­но­го опе­ре­ния (ГО) вы­де­ля­ют сле­дую­щие осн. аэ­ро­ди­на­ми­че­ские схе­мы С.: нор­маль­ная аэ­ро­ди­на­мич., «ут­ка», «бес­хво­ст­ка», ле­таю­щее кры­ло (см. рис. при ст. Опе­ре­ние ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та). Си­ло­вая ус­та­нов­ка С. со­сто­ит из авиа­ци­он­но­го дви­га­те­ля и дви­жи­те­ля (вин­то­во­го, ре­ак­тив­но­го), а так­же то­п­лив­ной, мас­ля­ной, про­ти­во­по­жар­ной сис­тем и др. По ти­пу дви­га­те­лей в си­ло­вой ус­та­нов­ке раз­ли­ча­ют: порш­не­вые дви­га­тели (см. в ст. Дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния); га­зо­тур­бин­ные дви­га­те­ли (в т. ч. тур­бо­вин­то­вые дви­га­те­ли); воз­душ­но-ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли (ВРД), в т. ч. пря­мо­точ­ные (ПВРД) и пуль­си­рую­щие (ПуВРД), ги­пер­зву­ко­вые пря­мо­точ­ные (ГПВРД), тур­бо­ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли. По чис­лу дви­га­те­лей С. бы­ва­ют от од­но­дви­га­тель­ных (напр., Ан-2, МАИ-890) до че­тыр­на­дца­тид­ви­га­тель­ных (напр., ВВА-14, вер­ти­каль­но-взле­таю­щая ам­фи­бия, СССР).

Лётно-технические характеристики

Типы самолётов: 1 – самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38; 2 – широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер А-380; 3 – региональный сам… Фото А. И. Нагаева ( 2–5 )

Лёт­но-тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пред­став­ля­ют ком­плекс ко­ли­че­ст­вен­ных по­ка­за­те­лей, оп­ре­де­ляю­щих воз­мож­но­сти ЛА вы­пол­нять своё це­ле­вое на­зна­че­ние, как то: ско­рость по­лё­та, взлёт­но-по­са­доч­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ус­ло­вия ба­зи­ро­ва­ния, а так­же даль­ность и про­дол­жи­тель­ность по­лё­та, ско­ро­подъ­ём­ность, ма­нёв­рен­ность, вы­со­та по­лё­та, пас­са­жи­ров­ме­сти­мость (в осн. для пас­са­жир­ских С.), гру­зо­подъ­ём­ность (бом­бо­вая на­груз­ка для во­ен­ных С.), на­дёж­ность и др. По ско­ро­сти по­лё­та раз­ли­ча­ют С. доз­ву­ко­вые, макс. по­лёт­ное Mаха чис­ло не бо­лее 0,8 (напр., Ту-334), транс­зву­ко­вые – от 0,8 до 1,2 (Ту-22), сверх­зву­ко­вые – от 1,2 до 3 (Ту-144), ги­пер­зву­ко­вые – св. 3 (Х-15, США). По дли­не взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­сы бывают С. обыч­но­го взлё­та и по­сад­ки (напр., МиГ-29); вер­ти­каль­но­го взлё­та и по­сад­ки (СВВП), спо­соб­ные взле­тать и са­дить­ся при ну­ле­вой го­ри­зон­таль­ной ско­ро­сти, ис­поль­зуя тя­гу дви­га­те­ля, на­прав­лен­ную вер­ти­каль­но [де­лят­ся на ап­па­ра­ты, ис­поль­зую­щие энер­гию га­зо­вой струи ре­ак­тив­но­го дви­га­те­ля, напр. Як-38 (рис., 1), РФ, McDonnell Douglas, США, и со­здаю­щие вер­ти­каль­ную тя­гу по­сред­ст­вом возд. вин­тов разл. кон­ст­рук­ции]; вер­ти­каль­но-ульт­ра­ко­рот­ко­го взлё­та и по­сад­ки (напр., сверх­зву­ко­вой па­луб­ный Як-141); ко­рот­ко­го взлё­та и по­сад­ки [напр., СУ-33, Ан-72, Бо­инг (Boeing) YC-14, Мак­дон­нелл-Ду­глас YC-15, США], от­ли­чаю­щие­ся мень­ши­ми ско­ро­стя­ми от­ры­ва и при­зем­ле­ния и со­от­вет­ст­вен­но мень­ши­ми дли­на­ми раз­бе­га и про­бе­га (тре­буе­мая дли­на взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­сы 400–600 м). По ус­ло­ви­ям ба­зи­ро­ва­ния раз­ли­ча­ют С., ис­поль­зую­щие для взлё­та и по­сад­ки аэ­ро­дром; авиа­не­су­щий ко­рабль – обыч­но СВВП и С. вер­ти­каль­но­го-ульт­ра­ко­рот­ко­го взлёта (с раз­бе­гом на па­лу­бе и даль­ней­шим раз­го­ном на возд. уча­ст­ке по­сле от­ры­ва от па­лу­бы или от трам­пли­на) и по­сад­ки (вер­ти­каль­ная, аэ­ро­фи­ни­шё­ром или с ко­рот­ким про­бе­гом); во­ду – гид­ро­са­мо­лё­ты, ам­фи­бии и ле­таю­щие лод­ки. Даль­ность по­лё­та – наи­боль­шее рас­стоя­ние, ко­то­рое С. мо­жет про­ле­теть по пря­мой без по­пол­не­ния за­па­са то­п­ли­ва; пас­са­жир­ские и транс­порт­ные С. с тур­бо­ре­ак­тив­ны­ми и тур­бо­вин­то­вы­ми дви­га­те­ля­ми ле­та­ют на 10000 км и бо­лее; С. Фос­сетт (США) 8–11 февр. 2006 на экс­пе­рим. од­но­ме­ст­ном ре­ак­тив­ном С. «Virgin Atlantic GlobalFlyer» со­вер­шил без до­за­пра­вок бес­по­са­доч­ный по­лёт во­круг зем­но­го ша­ра, ус­та­но­вив аб­со­лют­ный ре­корд даль­но­сти и про­дол­жи­тель­но­сти по­лё­та без ос­та­нов­ки – 41467,53 км за 76 ч 45 мин. Ско­ро­подъ­ём­ность – вре­мя на­бо­ра С. за­дан­ной вы­со­ты (из­ме­ря­ет­ся в м/с), за­ви­сит от ве­ли­чи­ны вер­ти­каль­ной ско­ро­сти подъ­ё­ма; наи­боль­шую ско­ро­подъ­ём­ность име­ют ис­тре­би­те­ли, для ко­то­рых пре­иму­ще­ст­во в вер­ти­каль­ном ма­нёв­ре важ­но при ве­де­нии возд. боя и при пе­ре­хва­те возд. це­лей (напр., МиГ-25 на­би­ра­ет вы­со­ту 25000 м за 154,2 с, т. е. ско­ро­подъ­ём­ность – 162,1 м/с). Ма­нёв­рен­ность – спо­соб­ность С. (осо­бен­но во­ен­но­го) в по­лё­те вы­пол­нять тот или иной ма­нёвр (раз­во­рот на 90° и 180°, раз­гон до макс. ско­ро­сти, ви­раж, спи­раль, фи­гу­ры выс­ше­го пи­ло­та­жа и др.), ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вре­ме­нем его вы­пол­не­ния, ве­ли­чи­ной пе­ре­груз­ки при из­ме­не­нии тра­ек­то­рии и др. по­ка­за­те­ля­ми. Вы­со­та по­лё­та (прак­ти­че­ский по­то­лок) – вы­со­та, на ко­то­рой С. ещё об­ла­да­ет не­ко­то­рой ус­лов­но при­ня­той вер­ти­каль­ной ско­ро­стью для на­бо­ра вы­со­ты (ог­ра­ни­че­на обыч­но 8–12 км для пас­са­жир­ских С., 17–23 км и бо­лее для во­ен­ных). Пас­са­жи­ров­ме­сти­мость – чис­ло пас­са­жир­ских кре­сел в са­ло­нах С.; за­ви­сит от плот­но­сти ком­по­нов­ки са­ло­нов и клас­са ус­та­нав­ли­вае­мых кре­сел; как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ет­ся «сме­шан­ная» ком­понов­ка са­ло­нов (8–20% кре­сел пер­во­го клас­са, ос­таль­ные – эко­ном­клас­са). Гру­зо­подъ­ём­ность – вес гру­зов (воо­ру­же­ния, съём­но­го обо­ру­до­ва­ния и др.), в т. ч. и пас­са­жи­ров, пе­ре­во­зи­мых на С. при вы­пол­не­нии по­лё­та; тре­бо­ва­ния по гру­зо­подъ­ём­но­сти предъ­яв­ля­ют­ся осо­бо к тя­жё­лым и лёг­ким бом­бар­ди­ров­щи­кам. На­дёж­ность – свой­ст­во С. вы­пол­нять за­дан­ные функ­ции, со­хра­няя свои экс­плуа­тац. по­ка­за­те­ли в за­дан­ных пре­де­лах, в те­че­ние тре­буе­мо­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни или тре­буе­мой на­ра­бот­ки.

Системы бортового оборудования

Сис­те­мы бор­то­во­го обо­ру­до­ва­ния вклю­ча­ют ком­плекс ра­дио­элек­трон­ных уст­ройств, фор­ми­рую­щих для эки­па­жа и ав­то­пи­ло­та ин­фор­ма­цию, не­об­хо­ди­мую для управ­ле­ния по­лё­том С., и обес­пе­чи­ваю­щих его безо­пас­ность, в т. ч. бор­то­вой вы­чис­ли­тель­ный ком­плекс, бор­то­вой на­ко­пи­тель по­лёт­ной ин­фор­ма­ции, т. н. чёр­ный ящик, сис­те­мы ра­дио­элек­трон­но­го про­ти­во­дей­ст­вия, фо­то- и ИК-раз­вед­ки, за­кры­той ко­ди­ро­ван­ной свя­зи и др.; авиа­ци­он­ное воо­ру­же­ние для во­ен. ма­шин (ра­дио­ло­кац. и те­ле­ви­зи­он­но-оп­тич. при­цель­ные сис­те­мы и др.). Для спа­се­ния эки­па­жей (в осн. во­ен­ных) раз­ра­бо­та­на сис­те­ма ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем спец. уст­ройств [ка­та­пульт­но­го крес­ла (наи­бо­лее рас­про­стра­не­но), кап­су­лы или от­де­ляе­мой ка­би­ны]. Обо­ру­до­ва­ния авио­ни­ки (за по­след­ние 30–40 лет) пре­вос­хо­дят по стои­мо­сти всю ос­таль­ную кон­ст­рук­цию са­мо­лё­та.

Предназначение военной авиации

Перечень основных задач, которые решаются при помощи военных самолетов и вертолетов:

  1. Проведение всех видов воздушной разведки;
  2. Корректировка огня артиллерии;
  3. Уничтожение наземных, морских, воздушных и космических целей, малоразмерных и крупных, стационарных и подвижных, площадных и точечных;
  4. Минирование участков местности;
  5. Защита воздушного пространства и наземных сил;
  6. Перевозка и десантирование войск;
  7. Доставка различных военных грузов и снаряжения;
  8. Эвакуация раненых и больных;
  9. Проведение агитационных акций;
  10. Обследование местности, обнаружение радиационного, химического и бактериологического заражения.

Таким образом, военная авиация способна принести огромную пользу, конечно, при условии её грамотного применения.

Техника военной авиации

В годы Первой мировой войны активно применялись ударные дирижабли («Цеппелины»), однако, сегодня в составе ВВС ничего подобного нет. Вся используемая техника — это самолеты (аэропланы) и вертолеты.

Самолеты

Широта спектра решаемых при помощи авиации задач заставляет включать в состав ВВС машины нескольких разных видов. У каждой из них своё собственное предназначение.


F-111 – американский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности

Боевые самолёты

Этот вид авиации включает в себя:

  1. Истребители. Их основное предназначение — уничтожение вражеских летательных аппаратов и завоевание превосходства в воздухе, локального или полного. Все остальные задачи второстепенны. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух», автоматические пушки;
  2. Бомбардировщики. Могут быть фронтовыми или стратегическими. Используются в основном для ударов по наземным целям. Вооружение – ракеты «воздух-поверхность» (в том числе неуправляемые), свободнопадающие, планирующие и корректируемые бомбы, а также торпеды (для противолодочных самолетов);
  3. Штурмовики. Используются в основном для непосредственной поддержки войск на поле боя;
  4. Истребители-бомбардировщики — самолеты, способные наносить удары по наземным целям и вести воздушный бой. Все современные истребители в какой-то мере являются таковыми.

Стратегические бомбардировщики существенно отличаются от прочих боевых аэропланов по своему комплексу вооружения, в состав которого входят крылатые ракеты большой дальности.

Самолеты разведки и воздушного наблюдения

В принципе, для решения задач разведки могут привлекаться «обычные» истребители или бомбардировщики, оснащенные необходимой аппаратурой. Примером может служить МиГ-25Р. Но есть и специализированная техника. Это, в частности, американские U-2 и SR-71, советский Ан-30.


Сверхскоростной разведывательный самолет SR-71 Blackbird

К этой же категории относятся и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – российский А-50 (создан на базе Ил-76), американский Е-3 Sentry. Такие машины способны вести глубокую радиоразведку, однако, они не отличаются скрытностью, поскольку являются источником мощного электромагнитного излучения. Значительно более «скромно» ведут себя такие разведчики, как Ил-20, занимающиеся в основном радиоперехватом.

Транспортные самолёты

Этот вид авиатехники используется для перевозки войск и снаряжения. Некоторые модели машин, входящих в состав транспортной авиации, приспособлены для десантирования – как обычного, так и беспарашютного, осуществляемого с предельно малых высот.

В российской армии наиболее часто используются военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. При необходимости доставки значительных по весу или объему грузов могут применяться тяжелые Ан-124. Из американских военных самолетов аналогичного предназначения самыми известными являются С-5 Galaxy и C-130 Hercules.


Ил-76 – основной самолет российской военно-транспортной авиации

Учебные самолеты

Стать военным лётчиком довольно трудно. Сложнее всего получить реальные навыки, которые нельзя заменить виртуальными полетами на тренажере или глубоким изучением теории. Для решения этой задачи применяется учебная авиация. Такие самолеты могут быть или специализированными машинами, или вариантами боевого самолета.

К примеру, Су-27УБ, хотя и применяется для обучения летчиков, может быть использован как полноценный истребитель. В то же время Як-130 или британский BAE Hawk – специализированные учебные самолеты. В некоторых случаях даже такие модели могут быть привлечены в качестве легкого штурмовика к нанесению ударов по наземным целям. Обычно такое происходит «по бедности», при отсутствии полноценных боевых самолетов.

Вертолёты

Хотя винтокрылые машины ограниченно применялись уже во время Второй мировой войны, после окончания боевых действий интерес к «геликоптерам» заметно снизился. Вскоре стало ясно, что это было ошибкой, и сегодня вертолёты используются в армиях самых разных стран мира.

Транспортные вертолеты

Обычные аэропланы не могут взлетать и садиться вертикально, что несколько сужает область их применения. Вертолеты же изначально обладали этим свойством, что сделало их очень привлекательным средством для доставки грузов и перевозки людей. Первый полноценный «дебют» таких машин состоялся во время войны в Корее. Армия США, используя вертолеты, эвакуировала раненых прямо с поля боя, доставляла солдатам боеприпасы и снаряжение, создавала проблемы противнику, высаживая у него в тылу небольшие вооруженные отряды.


V-22 Osprey – один из самых необычных образцов винтокрылой техники

Сегодня наиболее типичным транспортным вертолетом в российской армии является Ми-8. Используется также огромный тяжелый Ми-26. В американских вооруженных силах эксплуатируются UH-60 Blackhawk, CH-47 Chinook, а также конвертоплан (гибрид самолета и вертолета) V-22 Osprey.

Ударные вертолеты

Первая винтокрылая машина, созданная специально для поражения наземных целей и непосредственной огневой поддержки собственных войск, появилась в США в 60-е годы. Это был вертолет UH-1 Cobra, некоторые модификации которого применяются американскими военными и сегодня. Функции этих машин в какой-то мере пересекаются с задачами штурмовиков.

В 70-е годы ударные вертолеты считались едва ли не самым эффективным противотанковым средством. Это стало возможным благодаря новым видам управляемых авиационных ракет, таких как американские TOW и Hellfire, а также советским «Фалангам», «Атакам» и «Вихрям». Чуть позже боевые вертолеты были дополнительно оборудованы ракетами «воздух-воздух».


Самый «брутальный» боевой вертолет в мире — Ми-24 — способен не только наносить удары по наземным целям, но и перевозить десантников

Наиболее известными машинами этого класса являются Ми-24, Ка-52, AH-64 Apache.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]