Российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Вооружен крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии более, чем в пять тысяч километров Идея использования летательных аппаратов на полях сражений возникла задолго до того, как в воздух поднялись первые аэропланы, сконструированные братьями Райт. Последующее развитие военной авиации было необычайно стремительным, и к нынешнему дню самолеты и вертолеты стали грозным орудием в руках полководцев, уступая по своей мощи разве только ракетно-ядерным силам. Без господства в небе добиться победы на земле невероятно трудно, а зачастую и невозможно. Авиация способна обнаружить и уничтожить любую цель, от неё сложно спрятаться и еще труднее защититься.
Что собой представляет военная авиация
Современные военно-воздушные силы включают в себя специальные войска и службы, а также довольно сложный комплекс разнообразных по своему целевому предназначению технических средств, которые могут использоваться для решения ударных, разведывательных, транспортных и некоторых других задач.
Основной частью этого комплекса являются следующие виды авиации:
- Стратегическая;
- Фронтовая;
- Санитарная;
- Транспортная.
Дополнительные подразделения авиации входят также в состав сил противоздушной обороны, военно-морского флота и сухопутных войск.
Гражданские самолёты
Гражданские самолёты делят: на пассажирские [напр., крупнейший широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигат. реактивный пассажирский авиалайнер А-380 (рис., 2), созданный концерном «Airbus» (выс. 24,08 м, длина 72,75 м, размах крыла 79,75 м, вместимость 525 пассажиров в салонах трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации, может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15400 км); региональный пассажирский Сухой Суперджет 100 (рис., 3), созданный концерном «Гражданские самолёты Сухого» (выс. 10,28 м, длина 29,94 м, размах крыла 27,80 м, вместимость 98, в базовой компоновке до 108 пассажиров, может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 4578 км); межконтинентальный пассажирский широкофюзеляжный С. для средней и большой протяжённости Ил-96, созданный в ОКБ С. В. Ильюшина]; транспортные; почтовые; сельскохозяйственные; санитарные; пожарные; учебно-тренировочные и др. (см. Гражданская авиация).
История создания военной авиации
Самолет Сикорского «Илья Муромец» — первый в мире четырехмоторный бомбардировщик
Первые аэропланы долгое время использовались почти исключительно в развлекательных и спортивных целях. Но уже в 1911 году, в ходе вооруженного конфликта между Италией и Турцией, самолеты были применены в интересах армии. Вначале это были разведывательные полеты, первый из которых состоялся 23 октября, а уже 1 ноября итальянский лётчик Гавоти применил оружие по наземным целям, сбросив на них несколько обычных ручных гранат.
К началу Первой мировой войны великие державы успели обзавестись воздушными флотами. Состояли они в основном из аэропланов-разведчиков. Истребителей не было вовсе, а бомбардировщики имелись только у России – это были знаменитые самолеты «Илья Муромец». К сожалению, наладить полноценный серийный выпуск этих машин так и не удалось, так что их общее количество не превысило 80 экземпляров. Между тем Германия во второй половине войны производила собственные бомбардировщики сотнями.
В феврале 1915 года на Западном фронте появился первый в мире истребитель, созданный французским летчиком Роланом Гарросом. Придуманное им приспособление для стрельбы через воздушный винт было довольно примитивным, хотя и работающим, однако, уже в мае того же года немцы ввели в строй собственные истребители, оборудованные полноценным синхронизатором. С этого момента воздушные бои стали всё более частым явлением.
Немецкий истребитель Fokker Dr.I. Один из таких самолетов использовался лучшим асом Первой мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном
После окончания Первой мировой войны самолеты продолжали быстро развиваться: увеличивалась их скорость, дальность полета и грузоподъемность. В то же время появилась и так называемая «доктрина Дуэ», названная в честь её автора, итальянского генерала, который считал, что добиться победы в войне можно одними только воздушными бомбардировками, методично уничтожая оборонный и промышленный потенциал противника, подрывая его моральный дух и волю к сопротивлению.
Как показали дальнейшие события, эта теория далеко не всегда оправдывает себя, но именно она во многом определила последующие направления развития военной авиации во всём мире. Наиболее заметной попыткой реализовать «доктрину Дуэ» на практике стали стратегические бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны. В итоге военная авиация внесла огромный вклад в последующий разгром «Третьего Рейха», правда, обойтись без активных действий сухопутных войск всё же не удалось.
Армады дальних бомбардировщиков считались главным ударным инструментом и в послевоенный период. Именно в те годы появились реактивные самолеты, которые во многом изменили само представление о военной авиации. Огромные «летающие крепости» стали всего лишь удобной мишенью для советских скоростных и отлично вооруженных «МиГов».
B-29 – американский стратегический бомбардировщик 40-х годов, первый носитель ядерного оружия
Это означало, что бомбардировщики тоже должны стать реактивными, что вскоре и произошло. В эти годы самолеты становились всё более сложными. Если во время Второй мировой для обслуживанием истребителя занимался всего один авиатехник, то в последующие годы приходилось привлекать целую бригаду специалистов.
Во время войны во Вьетнаме на первый план вышли многоцелевые самолеты, способные к ударам по наземным целям, а также к воздушному бою. Таким был американский F-4 Phantom, ставший в какой-то мере источником вдохновения для советских конструкторов, разрабатывавших МиГ-23. В то же время конфликт во Вьетнаме в очередной раз показал, что одних только бомбардировок, даже самых интенсивных, для победы недостаточно: боевая авиация без помощи сухопутных войск способна принудить к капитуляции лишь морально сломленного, заранее готового к поражению противника.
В 70-80-е годы прошлого века в небе появились истребители четвертого поколения. Они отличались от своих предшественников не только лётными характеристиками, но составом вооружения. Применение высокоточных средств поражения в очередной раз изменило облик воздушной войны: произошел переход от массированных авиаударов к «точечным».
Су-27 (слева) и F-15 – лучшие истребители 80-х годов прошлого века
Сегодня главным направления развития военной авиации стало интенсивное применение беспилотников как разведывательных, так и ударных, а также создание малозаметных многоцелевых самолетов, таких как американский F-35, или российский Су-57.
Классификация самолётов
Классификация самолётов производится по конструктивным признакам (в т. ч. по числу несущих поверхностей, аэродинамич. схеме, силовой установке), лётно-технич. характеристикам, системе бортового оборудования, назначению (гражданские и военные) и др.; различают С. экспериментальные, опытные, серийные.
Конструктивные признаки
По конструктивным признакам С. должен обеспечивать высокие аэродинамич. характеристики (макс. подъёмную силу при миним. лобовом сопротивлении), обладать необходимой прочностью, жёсткостью, живучестью и выносливостью при миним. весе, быть технологичным в произ-ве и обслуживании. По числу несущих поверхностей (крыльев) различают моноплан (осн. тип совр. С.), биплан, полутораплан (биплан, площадь нижнего крыла которого значительно меньше площади верхнего), триплан (3 несущие поверхности расположены друг под другом) и полиплан (С. с 4 и более главными несущими поверхностями). В зависимости от взаимного расположения крыла и горизонтального оперения (ГО) выделяют следующие осн. аэродинамические схемы С.: нормальная аэродинамич., «утка», «бесхвостка», летающее крыло (см. рис. при ст. Оперение летательного аппарата). Силовая установка С. состоит из авиационного двигателя и движителя (винтового, реактивного), а также топливной, масляной, противопожарной систем и др. По типу двигателей в силовой установке различают: поршневые двигатели (см. в ст. Двигатель внутреннего сгорания); газотурбинные двигатели (в т. ч. турбовинтовые двигатели); воздушно-реактивные двигатели (ВРД), в т. ч. прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД), гиперзвуковые прямоточные (ГПВРД), турбореактивные двигатели. По числу двигателей С. бывают от однодвигательных (напр., Ан-2, МАИ-890) до четырнадцатидвигательных (напр., ВВА-14, вертикально-взлетающая амфибия, СССР).
Лётно-технические характеристики
Типы самолётов: 1 – самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38; 2 – широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер А-380; 3 – региональный сам… Фото А. И. Нагаева ( 2–5 )
Лётно-технические характеристики представляют комплекс количественных показателей, определяющих возможности ЛА выполнять своё целевое назначение, как то: скорость полёта, взлётно-посадочные характеристики, условия базирования, а также дальность и продолжительность полёта, скороподъёмность, манёвренность, высота полёта, пассажировместимость (в осн. для пассажирских С.), грузоподъёмность (бомбовая нагрузка для военных С.), надёжность и др. По скорости полёта различают С. дозвуковые, макс. полётное Mаха число не более 0,8 (напр., Ту-334), трансзвуковые – от 0,8 до 1,2 (Ту-22), сверхзвуковые – от 1,2 до 3 (Ту-144), гиперзвуковые – св. 3 (Х-15, США). По длине взлётно-посадочной полосы бывают С. обычного взлёта и посадки (напр., МиГ-29); вертикального взлёта и посадки (СВВП), способные взлетать и садиться при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу двигателя, направленную вертикально [делятся на аппараты, использующие энергию газовой струи реактивного двигателя, напр. Як-38 (рис., 1), РФ, McDonnell Douglas, США, и создающие вертикальную тягу посредством возд. винтов разл. конструкции]; вертикально-ультракороткого взлёта и посадки (напр., сверхзвуковой палубный Як-141); короткого взлёта и посадки [напр., СУ-33, Ан-72, Боинг (Boeing) YC-14, Макдоннелл-Дуглас YC-15, США], отличающиеся меньшими скоростями отрыва и приземления и соответственно меньшими длинами разбега и пробега (требуемая длина взлётно-посадочной полосы 400–600 м). По условиям базирования различают С., использующие для взлёта и посадки аэродром; авианесущий корабль – обычно СВВП и С. вертикального-ультракороткого взлёта (с разбегом на палубе и дальнейшим разгоном на возд. участке после отрыва от палубы или от трамплина) и посадки (вертикальная, аэрофинишёром или с коротким пробегом); воду – гидросамолёты, амфибии и летающие лодки. Дальность полёта – наибольшее расстояние, которое С. может пролететь по прямой без пополнения запаса топлива; пассажирские и транспортные С. с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями летают на 10000 км и более; С. Фоссетт (США) 8–11 февр. 2006 на эксперим. одноместном реактивном С. «Virgin Atlantic GlobalFlyer» совершил без дозаправок беспосадочный полёт вокруг земного шара, установив абсолютный рекорд дальности и продолжительности полёта без остановки – 41467,53 км за 76 ч 45 мин. Скороподъёмность – время набора С. заданной высоты (измеряется в м/с), зависит от величины вертикальной скорости подъёма; наибольшую скороподъёмность имеют истребители, для которых преимущество в вертикальном манёвре важно при ведении возд. боя и при перехвате возд. целей (напр., МиГ-25 набирает высоту 25000 м за 154,2 с, т. е. скороподъёмность – 162,1 м/с). Манёвренность – способность С. (особенно военного) в полёте выполнять тот или иной манёвр (разворот на 90° и 180°, разгон до макс. скорости, вираж, спираль, фигуры высшего пилотажа и др.), характеризуется временем его выполнения, величиной перегрузки при изменении траектории и др. показателями. Высота полёта (практический потолок) – высота, на которой С. ещё обладает некоторой условно принятой вертикальной скоростью для набора высоты (ограничена обычно 8–12 км для пассажирских С., 17–23 км и более для военных). Пассажировместимость – число пассажирских кресел в салонах С.; зависит от плотности компоновки салонов и класса устанавливаемых кресел; как правило, используется «смешанная» компоновка салонов (8–20% кресел первого класса, остальные – экономкласса). Грузоподъёмность – вес грузов (вооружения, съёмного оборудования и др.), в т. ч. и пассажиров, перевозимых на С. при выполнении полёта; требования по грузоподъёмности предъявляются особо к тяжёлым и лёгким бомбардировщикам. Надёжность – свойство С. выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатац. показатели в заданных пределах, в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Системы бортового оборудования
Системы бортового оборудования включают комплекс радиоэлектронных устройств, формирующих для экипажа и автопилота информацию, необходимую для управления полётом С., и обеспечивающих его безопасность, в т. ч. бортовой вычислительный комплекс, бортовой накопитель полётной информации, т. н. чёрный ящик, системы радиоэлектронного противодействия, фото- и ИК-разведки, закрытой кодированной связи и др.; авиационное вооружение для воен. машин (радиолокац. и телевизионно-оптич. прицельные системы и др.). Для спасения экипажей (в осн. военных) разработана система катапультирования с использованием спец. устройств [катапультного кресла (наиболее распространено), капсулы или отделяемой кабины]. Оборудования авионики (за последние 30–40 лет) превосходят по стоимости всю остальную конструкцию самолёта.
Предназначение военной авиации
Перечень основных задач, которые решаются при помощи военных самолетов и вертолетов:
- Проведение всех видов воздушной разведки;
- Корректировка огня артиллерии;
- Уничтожение наземных, морских, воздушных и космических целей, малоразмерных и крупных, стационарных и подвижных, площадных и точечных;
- Минирование участков местности;
- Защита воздушного пространства и наземных сил;
- Перевозка и десантирование войск;
- Доставка различных военных грузов и снаряжения;
- Эвакуация раненых и больных;
- Проведение агитационных акций;
- Обследование местности, обнаружение радиационного, химического и бактериологического заражения.
Таким образом, военная авиация способна принести огромную пользу, конечно, при условии её грамотного применения.
Техника военной авиации
В годы Первой мировой войны активно применялись ударные дирижабли («Цеппелины»), однако, сегодня в составе ВВС ничего подобного нет. Вся используемая техника — это самолеты (аэропланы) и вертолеты.
Самолеты
Широта спектра решаемых при помощи авиации задач заставляет включать в состав ВВС машины нескольких разных видов. У каждой из них своё собственное предназначение.
F-111 – американский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Боевые самолёты
Этот вид авиации включает в себя:
- Истребители. Их основное предназначение — уничтожение вражеских летательных аппаратов и завоевание превосходства в воздухе, локального или полного. Все остальные задачи второстепенны. Вооружение – управляемые ракеты «воздух-воздух», автоматические пушки;
- Бомбардировщики. Могут быть фронтовыми или стратегическими. Используются в основном для ударов по наземным целям. Вооружение – ракеты «воздух-поверхность» (в том числе неуправляемые), свободнопадающие, планирующие и корректируемые бомбы, а также торпеды (для противолодочных самолетов);
- Штурмовики. Используются в основном для непосредственной поддержки войск на поле боя;
- Истребители-бомбардировщики — самолеты, способные наносить удары по наземным целям и вести воздушный бой. Все современные истребители в какой-то мере являются таковыми.
Стратегические бомбардировщики существенно отличаются от прочих боевых аэропланов по своему комплексу вооружения, в состав которого входят крылатые ракеты большой дальности.
Самолеты разведки и воздушного наблюдения
В принципе, для решения задач разведки могут привлекаться «обычные» истребители или бомбардировщики, оснащенные необходимой аппаратурой. Примером может служить МиГ-25Р. Но есть и специализированная техника. Это, в частности, американские U-2 и SR-71, советский Ан-30.
Сверхскоростной разведывательный самолет SR-71 Blackbird
К этой же категории относятся и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения – российский А-50 (создан на базе Ил-76), американский Е-3 Sentry. Такие машины способны вести глубокую радиоразведку, однако, они не отличаются скрытностью, поскольку являются источником мощного электромагнитного излучения. Значительно более «скромно» ведут себя такие разведчики, как Ил-20, занимающиеся в основном радиоперехватом.
Транспортные самолёты
Этот вид авиатехники используется для перевозки войск и снаряжения. Некоторые модели машин, входящих в состав транспортной авиации, приспособлены для десантирования – как обычного, так и беспарашютного, осуществляемого с предельно малых высот.
В российской армии наиболее часто используются военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. При необходимости доставки значительных по весу или объему грузов могут применяться тяжелые Ан-124. Из американских военных самолетов аналогичного предназначения самыми известными являются С-5 Galaxy и C-130 Hercules.
Ил-76 – основной самолет российской военно-транспортной авиации
Учебные самолеты
Стать военным лётчиком довольно трудно. Сложнее всего получить реальные навыки, которые нельзя заменить виртуальными полетами на тренажере или глубоким изучением теории. Для решения этой задачи применяется учебная авиация. Такие самолеты могут быть или специализированными машинами, или вариантами боевого самолета.
К примеру, Су-27УБ, хотя и применяется для обучения летчиков, может быть использован как полноценный истребитель. В то же время Як-130 или британский BAE Hawk – специализированные учебные самолеты. В некоторых случаях даже такие модели могут быть привлечены в качестве легкого штурмовика к нанесению ударов по наземным целям. Обычно такое происходит «по бедности», при отсутствии полноценных боевых самолетов.
Вертолёты
Хотя винтокрылые машины ограниченно применялись уже во время Второй мировой войны, после окончания боевых действий интерес к «геликоптерам» заметно снизился. Вскоре стало ясно, что это было ошибкой, и сегодня вертолёты используются в армиях самых разных стран мира.
Транспортные вертолеты
Обычные аэропланы не могут взлетать и садиться вертикально, что несколько сужает область их применения. Вертолеты же изначально обладали этим свойством, что сделало их очень привлекательным средством для доставки грузов и перевозки людей. Первый полноценный «дебют» таких машин состоялся во время войны в Корее. Армия США, используя вертолеты, эвакуировала раненых прямо с поля боя, доставляла солдатам боеприпасы и снаряжение, создавала проблемы противнику, высаживая у него в тылу небольшие вооруженные отряды.
V-22 Osprey – один из самых необычных образцов винтокрылой техники
Сегодня наиболее типичным транспортным вертолетом в российской армии является Ми-8. Используется также огромный тяжелый Ми-26. В американских вооруженных силах эксплуатируются UH-60 Blackhawk, CH-47 Chinook, а также конвертоплан (гибрид самолета и вертолета) V-22 Osprey.
Ударные вертолеты
Первая винтокрылая машина, созданная специально для поражения наземных целей и непосредственной огневой поддержки собственных войск, появилась в США в 60-е годы. Это был вертолет UH-1 Cobra, некоторые модификации которого применяются американскими военными и сегодня. Функции этих машин в какой-то мере пересекаются с задачами штурмовиков.
В 70-е годы ударные вертолеты считались едва ли не самым эффективным противотанковым средством. Это стало возможным благодаря новым видам управляемых авиационных ракет, таких как американские TOW и Hellfire, а также советским «Фалангам», «Атакам» и «Вихрям». Чуть позже боевые вертолеты были дополнительно оборудованы ракетами «воздух-воздух».
Самый «брутальный» боевой вертолет в мире — Ми-24 — способен не только наносить удары по наземным целям, но и перевозить десантников
Наиболее известными машинами этого класса являются Ми-24, Ка-52, AH-64 Apache.