Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)


Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.

В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.


,


,


,


,


,


,


,


), на вооружение ВВС России не принимался.

Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.

Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.

В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.

Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.

Макет управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности Р-37М на авиационном катапультном устройстве АКУ-620 под крылом истребителя Су-35С (бортовой номер «51 красный») в экспозиции авиасалона МАКС-2019. Жуковский, август 2022 года (с) Михаил Жердев

Убийца бомбардировщиков: почему российскую ракету Р-37М боятся на Западе

Директор программы по концепциям будущего и оценкам военного потенциала Института аэрокосмических исследований Митчелла полковник ВВС США в отставке Марк Ганцингер заявил, что российские ракеты Р-37М представляют серьезную угрозу для американских бомбардировщиков и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. По мнению аналитика, опасность для американских ВВС исходит не только от современных российских интегрированных систем противовоздушной обороны, но и от истребителей, оснащенных радарами с активной фазированной антенной, инфракрасными датчиками и ракетами класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности.

Российские ракеты Р-37М способны с легкостью уничтожить дорогостоящие американские бортовые средства, такие как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, воздушные танкеры и бомбардировщики, не выполненные с использованием стелс-технологии, — отметил Марк Ганцингер.

При этом истребителями, которые являются частью интегрированной системы ПВО и способны «уничтожать» авиацию США, американский полковник назвал Су-57, Су-37 и МиГ-35.

twitter.com / @mod_russia

Как заявил в беседе с iReactor заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов, опасения американского аналитика более чем оправданы. В настоящее время всего спектра вооружения, устанавливаемого на российские истребители, достаточно, чтобы противостоять в воздухе абсолютно любому противнику, убежден эксперт.

Современные средства поражения, которые разрабатываются и модифицируются в России, в действительности являются крайне опасными для любых воздушных целей противника, начиная от беспилотников и тяжелых дронов, до крупных самолетов, таких как стратегические бомбардировщики, ракетоносцы, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Последних, к слову, очень много у ВВС США, — заявил Владимир Попов.

Он также добавил, что ракета Р-37М обеспечивает истребительным соединениям ВВС РФ большие возможности. Так, благодаря данному вооружению становится возможным эффективный перехват истребителей, ударных самолетов, а также самолетов радиоэлектронной борьбы на больших дальностях. Кроме того, в дальнем воздушном бою самолеты, вооруженные Р-37М, также будут иметь преимущество.

wikimedia.org / Dmitriy Pichugin/ GFDL 1.2

В настоящее время, кроме России, обладателями ракет сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух» является КНР. При этом Соединенные Штаты, которые традиционно являются лидером в создании авиационных боеприпасов, в данной области оказались среди главных аутсайдеров. Причина этому — особенности стратегии развития собственных военно-воздушных сил. В 2017-м году компания Lockheed Martin начала разработку своей перспективной ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-260 JATM. Однако Пентагон до сих пор не отчитался в успешно проведенных испытаниях своих опытных образцов.

Уязвимость американской авиации заключается в особенностях ее стратегии. Истребители F-35 и F-22 — это самолеты-невидимки, которые должны успеть выполнить боевую задачу вне поля видимости чужой авиации. То есть, они должны ударить первыми по вражеским самолетам и уйти незамеченными. Дальность радиолокационных станций обнаружения на самолетах в пределах 90-100 км. Сегодня эта стратегия является заведомо проигрышной. Российские самолеты даже четвертого поколения могут обнаружить и взять на автосопровождение американские истребители, — отметил собеседник iReactor.

Согласно информации, представленной в ряде мировых СМИ, максимальная дальность пуска ракеты Р-37М оценивается в 200 км. Однако эти значения характерны для экспортной версии оружия, в то время как дальность образцов в исполнении для российских ВВС оцениваются в более чем 300 км. Кроме того, головка самонаведения Р-37М обеспечивает захват цели с большой отражающей поверхностью. Это достигается благодаря достаточно большому диаметру ракеты и, как следствие, антенны головки самонаведения.

Напомним, ранее аналитики авторитетного вьетнамского издания Soha сообщили о том, что смертоносные российские истребители-невидимки Су-57 доставят Соединенным Штатам массу проблем в случае начала вооруженного конфликта между странами. Как подчеркнули восточные эксперты, российский самолет оснащен наиболее современным бортовым электронным оборудованием, а также пригоден для использования широкого спектра систем вооружения, среди которых Р-77М, Р-74М2 и Р-37М.

Дизайн [ править ]

Р-37 был разработан на основе Р-33 . Для совместимости с самолетами, не имевшими сложной РЛС МиГ-31, полуактивная ГСН была заменена вариантом активной ГСН Агат 9Б-1388. [2] Точно так же складывающееся хвостовое оперение позволяет полуконформную перевозку [2] на самолетах, которые не такие большие, как МиГ-31.

Выпрямление средней части тела увеличивает подъемную силу [2], следовательно, увеличивает дальность полета. По данным Defense Today , дальность полета зависит от профиля полета: от 80 морских миль (150 км) для прямого выстрела [2] до 215 морских миль (398 км) для крейсерского профиля планирования. [2] По словам Джейн, существует два варианта: Р-37 и Р-37М; последний имеет сбрасываемый ракетный ускоритель, увеличивающий дальность до «300–400 км» (160–220 нм). [3]

Р-37M

обозначение с тех пор используется для модернизированного варианта ракеты, также известный как РВВ-BD (Ракета-Vozduh VOZDUH Bolyshoy Dalnosty, или большие расстояния воздух-ракетный). Дальность полета Р-37М превышает 300 км, а на завершающей стадии полета он способен развивать гиперзвуковую скорость (~ 6 Махов). [6] Его будут нести модернизированные истребители-перехватчики МиГ-31БМ и многоцелевые истребители Су-35С и Су-57 . [7] Неизвестно, является ли ракета «воздух-воздух» большой дальности для Су-57, получившая обозначение «
Изделие 810»
, производной от Р-37М. [
необходима цитата
]

Ракета способна поражать цели на высоте 15–25 000 метров при полуактивном или активном наведении с помощью системы «Агат 9Б-1388». [8]

Фатальный гиперзвук! Обеспечит ли Р-37М господство над авиацией НАТО без прямоточной напарницы?

Множество дискуссий в российском интернете вызвала новость о грядущем обретении оперативной боевой готовности тяжёлой сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которая должна стать наиболее «крупным калибром» для завоевания воздушного господства в боекомплектах многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57. Тем не менее, анонсированное генеральным директором АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым в ходе беседы с журналистами «Интерфакса» поступление опытно-войсковой партии данных изделий в строевые части ВКС, оснащённые первыми серийными Су-57, к сожалению, трудно причислить к разделу резонансных новостей в сфере становления Воздушно-космических сил России. И тому есть несколько крайне веских причин.

Во-первых, принимая во внимание запомнившееся далеко не в лучшем свете июльское заявление председателя комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ВПК Владимира Гутенева о якобы «неоправданной дороговизне серийного производства Су-57 и обеспечения тонких сервисов этих машин», а также информацию от заместителя министра обороны Алексея Криворучко о передаче в 2019 году липецкому 4-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава ВВС лишь 2 ПАК ФА, легко предположить, что на том же европейском ТВД, изобилующем сотнями современных истребителей переходного поколения (F-16C/D Block 52+, «Рафаль» и «Тайфун»), «связка» из двух «Сушек» и 8 Р-37М в их внутренних отсеках вооружения особой погоды не сделает. Максимум, на который можно рассчитывать от столь малочисленного звена в боевых условиях, это, к примеру, уничтожение одного или пары самолётов радиолокационного дозора и наведения E-3A/C при помощи ракет Р-37М, а также перехват пары-тройки F-15E «Strike Eagle» и F-35A с помощью ракет воздушного боя среднего радиуса действия.

Во-вторых, УРВБ Р-37М не относится к перспективным типам ракет-перехватчиков воздушного пуска, а является лишь усовершенствованной модификацией уже известной ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37 (РВВ-БД), разработанной на базе Р-33/С для интеграции в комплекс управления вооружением дальнего перехватчика МиГ-31БМ, который предусматривает программно-аппаратную синхронизацию «Изделия 610М» с мощным бортовым радиолокационным комплексом «Заслон-АМ». Как следствие, опциональный пакет обновления Р-37М в сравнении с обычной Р-37 включает в себя лишь более продвинутую шину обмена данными, позволяющую использовать её не только в КУВ и боекомплекте модернизированного «Фоксхаунда», но в комплектах вооружения малозаметных истребителей Су-57, а также машин переходного поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С. В то же время слегка доработанное детище государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел», по-видимому, сохранило все конструктивные особенности (а значит, и недостатки) ракет семейства Р-33С/Р-37, что позволит эффективно применять его лишь для ликвидации воздушных оперативно-стратегических средств информационного обеспечения противника (беспилотников RQ-4A/B «Global Hawk», MQ-4C, самолётов РТР RC-135V/W, радиолокационной разведки E-8C и т.д.), а также тактических истребителей, несущих на узлах подвески полную боевую нагрузку в ударном варианте и обладающих посредственными маневренными качествами.

Дело в том, что, несмотря на максимальную скорость на маршевом участке траектории в 6М (6380 км/ч), конструктивный запас прочности Р-37М позволяет ей реализовать собственную перегрузку лишь в 20—22 ед., что обуславливает максимальную перегрузку поражаемой цели в 7—8 ед. Более того, подобный показатель может быть достигнут лишь в том случае, когда подлётная скорость Р-37М составляет порядка 1700 км/ч и более. Вывод: если маневрирующий истребитель противника будет осуществлять полёт в низковысотном или средневысотном режиме, то добиться его перехвата при пуске с дистанции 250—300 км будет крайне затруднительно, так как двигающаяся по аэробаллистической траектории Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения, что в итоге снизит её манёвренные качества до нуля. Конечно же, частичному сохранению скоростных параметров ракеты в плотных слоях атмосферы способствует масса в 600 кг, но диаметр корпуса в 380 мм, обеспечивающий высокий коэффициент аэродинамического сопротивления, по-прежнему является определяющей характеристикой в ухудшении энергетических параметров Р-37М на расстояниях, близких к максимальному радиусу действия.

Что касается бортового радиоэлектронного оборудования ракеты, в частности, активной радиолокационной ГСН, то, на первый взгляд, всё обстоит достаточно неплохо. Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 «Шайба» с диаметром антенного полотна в 350 мм (установлена на стандартной Р-37) позволяет захватывать цель с ЭПР в 1,5 кв. м (F/A-18E/F «Super Hornet» с подвеской) на удалении в 30 км, в то время как частота более высокопроизводительной БЦВМ достигает 50 МГц, а обычные механические гироскопы заменены на волоконно-оптические и механические с форсированным запуском.

Разработчик заявляет, что дальность канала радиокоррекции от носителя у штатной Р-37 достигает всего лишь 100 км (1/3 от радиуса действия). Это значит, что, начиная с дистанции в 100 км, Р-37 (а возможно, и Р-37М) переходит на полуактивное радиолокационное самонаведения, которое может быть сорвано посредством современных станций РЭБ типа AN/ALQ-249 «Next Generation Jammer», которыми вскоре будут оснащаться штатовские палубные самолёты РЭБ EA-18G «Growler». Следовательно, Р-37/М будет переходить на режим инерциального наведения со всеми вытекающими последствиями, одним из которых является погрешность выхода на цель, которая не стоит на месте. И если в момент сближения с целью на дистанцию 30—40 км конус сканирования ГСН «Шайба» охватит последнюю (этого может и не произойти), то произойдёт «повторный захват», позволяющий продолжить перехват. Но для этого потребуется резкий манёвр Р-37М, который лишит ракету ещё 15—20% скорости. Компенсировать эту потерю будет нечем, так как заряд РДТТ израсходован. Вот вам и основные недостатки AA-13 «ARROW». Муссировать проблему большой ЭПР Р-37М, которая делает её уязвимой для ЗУР корабельного базирования SM-6 (RIM-174 ERAM) и ракет воздушного боя AIM-120C-7/D, нет никакого смысла; это известно спецам давно. Впору напомнить о другой дальнобойной ракете воздушного боя, которая была забыта и Министерством обороны и ВКС России.

Речь об уникальном «Изделии 180-ПД» (ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД), оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим сохранять высочайшие манёвренные качества и скорость даже на критических дистанциях, близких к дальности действия. Данное изделие, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по которому были завершены ещё в 2012 году, могло бы не только дополнить далеко не блестящие возможности Р-37М в борьбе с тактической авиацией противника, но и парировать угрозу от аналогичных британских ракет MBDA «Meteor», которые уже давно опередили наши серийные РВВ-СД и Р-27ЭР. Возможность регулирования подачи газогенератора в ИРПД посредством специального клапана перед камерой сгорания давала бы возможность поддерживать полёт с умеренной скоростью в 2,7—3М на протяжении более чем 140—150 км от точки сброса с узла подвески, после чего открывалась полная подача топлива, и ракета разгонялась до 4,3—4,7М, что обеспечило бы перехват даже маневрирующих ПКР на дальности в 170 км. Тем не менее, ни «вымпеловцы» (на фоне отсутствия финансирования), ни Минобороны по-прежнему никуда не торопятся с реализацией этого замечательного проекта, и это настораживает…

Источники информации: https://nevskii-bastion.ru/rvv-ae-pd/ https://militaryrussia.ru/blog/topic-106.html https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml https://www.interfax.ru/russia/630714

Ссылки [ править ]

  1. https://www.ausairpower.net/SP/DT-Missile-Survey-May-05.pdf
  2. ^ a b c d e f g h «Ракеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (PDF) , Defense Today
    : 67, май 2005 г., заархивировано из оригинала (PDF) 26 января 2009 г.
  3. ^ a b c d e f g «Р-37, Р-37М (AA-X-13) (Российская Федерация), РАКЕТЫ» ВОЗДУХ-ВОЗДУХ «- ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВИЗУАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТИ» . janes.com
    . 12 января 2009 года Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года.
  4. «Новая интеграция российских дальнобойных зенитно-ракетных комплексов для расширения до четырех моделей истребителей — Jane’s 360» . janes.com
    . 9 июля 2022. Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года . Проверено 4 января 2022 .
  5. https://www.vpk-news.ru/articles/52503
  6. «Военные испытали ракету большой дальности для Су-57» . N + 1
    .
  7. https://www.thedrive.com/the-war-zone/36899/russian-air-to-air-missile-tests-signal-potential-new-capabilities-for-flanker-and-felon
  8. «Управляемая авиационная ракета класса» воздух-воздух «большой дальности РВВ-БД» . missile.ru
    . Октябрь 2011 . Проверено 26 августа 2022 .

Авиация России

Завершаются испытания ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» Р-37М (РВВ-БД) . Это наиболее дальнобойная управляемая ракета из стоящих на вооружении ведущих мировых держав, — она способна поразить высокоскоростные как высотные (25 км), так и низколетящие (15 м) воздушные цели на расстоянии до 300 км.

По информации газеты «Известия», полученной из Министерства обороны, изделие находится в высокой степени технической готовности.

Точность наведения на цель обеспечивает радиолокационная система истребителя, а также инерциальная система управления и активная радиолокационная ГСН с встроенным миниатюрным процессором с большим объёмом памяти и повышенным быстродействием. Волоконно-оптические и механические гироскопы с форсированным выходом на рабочий режим обеспечивают минимальное время подготовки ракеты к пуску.

Р-37М представляет собой дальнейшее развитие дальней ракеты предыдущего поколения Р-37, разработка которой началась в СССР 1980-х годах. Ракета была принята на вооружение в 1989 году и предназначалась для использования на истребителях-перехватчиках МиГ-31.

В создании систем наведения ракеты были задействованы предприятия Украины, из-за нарушения кооперационных связей в конце 90-х было принято решение о разработке ГСН с использованием только российских комплектующих. Но реально такая работа началась только в конце 2000-х годов.

Для того чтобы Р-37М можно было применять не только на МиГ-31, но и на Су-30СМ и Су-35, а также на ПАК ФА – Су-57, была уменьшена на 14 см длина ракеты и снижена её стартовая масса.

Р-37М может уничтожать воздушные цели на встречных курсах. После наведения ракеты на цель и пуска, на маршевом участке полёта работает инерциальная система управления. При этом противник не видит приближение ракеты. Перед целью на заключительном участке полёта ракета разгоняется до гиперзвуковой скорости 6М и включается активная ГСН. В этот момент она становится видна на мониторе самолёта противника, но для принятия решения и выполнения манёвра уклонения у лётчика остаются доли секунды.

Прямым конкурентом российской ракеты Р-37М является американская AIM-120 AMRAAM. Ракетой оснащаются истребители F-22 и F-35. Однако максимальная дальность пуска этой ракеты составляет 180 км.

Ранее на вооружении авиации ВМС США стояла ракета большой дальности AIM-54 Phoenix с возможностью поражать цели на удалении до 200 км. Единственным носителем этой ракеты был двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла – F-14 Tomcat. После 2006 года, когда эти самолёты были выведены из состава авиации ВМС, AIM-54 была снята с вооружения и сейчас она имеется только в ВВС Ирана.

На фото: запуск маршевого двигателя ракеты К-37М / рисунок Александра Ярцева, 2014 г., https://www.deviantart.com/abiator/art/R-37-AA-13-Arrow-engine-start-500205646

  • 07.07.2018 Почему Су-35 не будет последним вариантом наиболее удачного истребителя России
  • 27.12.2015 На Дальний Восток поступили модернизированные МиГ-31БМ
  • 28.06.2020 «Стая» истребителей ВКС отработала элементы сетецентрических боевых действий
  • 16.02.2016 Состав российской группировки в Сирии: техника и вооружение

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Р-37МСу-30СМСу-35Су-57

История [ править ]

Ракета была спроектирована в начале 1980-х годов и впервые поднялась в воздух в 1989 году. [3] Испытания Р-37 продолжались в течение 1990-х годов [3], и в 1994 году пробный снаряд был убит на дальности 162 морских миль (300 миль). км). [2] Однако программа, похоже, была прекращена примерно в 1998 году из-за высокой стоимости. [3]

Работа над ракетой, похоже, возобновилась в конце 2006 года [3] в рамках программы МиГ-31БМ по обновлению Foxhound новым радаром и возможностью наземного нападения. [3]

В 2022 году Р-37М завершил эксплуатационные испытания. [4] [5]

Производство [ править ]

В настоящее время выпускается Р-37 для оснащения модернизированных российских перехватчиков МиГ-31БМ .

Новое в блогах

Издание Strategic Culture дало оценку новой российской гиперзвуковой ракете класса «воздух-воздух» Вымпел Р-37М. На сегодняшний день это самая дальняя ракета в мире.

Ракетами Р-37М (по другим классификациям Изделие 610-м или РВВ-БД) будут оснащаться истребители пятого поколения. Хотя первоначально планировалось ее использовать на перехватчиках МиГ-31. В июле этого года Минобороны РФ объявило об итоговых испытаниях ракеты и скором ее поступлении на вооружение армии.

Р-37М — единственная среди ракет данного класса, которая способна преодолеть расстояние свыше 300 км. Если сравнить ее с американской AMRAAM AIM-120D, то наглядно заметно преимущество российской ракеты. Дальность US AMRAAM AIM-120D 180 км.

Р-37М — продолжение советских разработок (например, Р37 Arrow — Стрела, как ее назвали в НАТО), которые также были чемпионами по дальности. Но данная модификация имеет еще и новую систему наведения и меньший вес, который позволяет использовать ее даже на небольших платформах. Как ожидается, для самолетов Су-30 и Су-35 эта гиперзвуковая ракета станет основным оружием. В этом случае ракета будет участвовать практически на всех театрах военных действий.

Главная задача ракетной системы Р-37М — уничтожение таких систем противника как АВАКС, JTARS и прочие C4-ISTAR, которые используются для разведки и наблюдения. Кроме того, она предназначается для ведения электронных атак и уничтожения воздушных целей. Вес боеголовки составляет 60 кг, что его взрывная мощь достаточна для нейтрализации большого самолета.

Максимальная скорость ракеты — 6 Махов (AMRAAM развивает 4 Маха), что свыше 4500 миль в час, она обладает системой самонаведения с активным искателем, являющейся серьезной угрозой для штурмовиков. Искатель работает в двух диапазонах — X и Ku.

Оснащение боевых самолетов данной ракетой дает преимущество перед любыми боевыми бортами НАТО по скорости и по поражению целей. Ни одна ракета данного класса не может сравниться с Р-37М. После того, как Россия начнет эксплуатацию этой ракеты, откроется уязвимость натовских самолетов до тех пор, пока НАТО не введут в действие МБРР «Метеор» аналогичного класса. В настоящее время такие ракеты внедряются в ВВС Швеции.

Ракета может поражать цели на высоте от 15 м до 25 тысяч. Но может атаковать невидимки, например F-35, в диапазоне 190 км. Поскольку F-35 не развивает такую скорость, уйти от Р-37М он не сможет.

Свои цели Вымпел ведет на полуактивном либо активном радиолокационном самонаведении. Ракета может пользоваться режимом «атаковать-и-забыть», который делает ее абсолютно свободной от стартовой площадки. Также ей доступна лобовая атака. Инерциальное руководство делает ее незаметной для радиолокаторов во время полета (в его середине).

Если против Р-37М задействовано активное самонаведения, у пилота есть несколько секунд на реализацию контрмер. Боеголовка Р-37М устойчива к РЭБ и способна вести ближний бой.

В ходе учений, проводимых в Забайкалье в сентябре этого года, выпущенная с МиГ-31 БМ ракета Р-37М перехватила в стратосфере ракету-носитель Армавир РМ-75. Скорость Армавира оценивается в 2,5-50 тысяч км/ч. Р-37М поразила цель в течение 5-7 секунд на высоте 9 км с расстояния 30 км.

Гордость американских военных — новейший F-35 не способен противостоять таким сложным системам «воздух-воздух», производимых Россией. Р-37М интегрирован, как минимум, с четырьмя платформами и является существенной угрозой для стелс. АВАКС и крупные самолеты, не обладающие скрытностью, еще более уязвимы.

В наше время у США нет оружия, которое может обеспечить им превосходство в воздухе в случае, если противником выступит Россия. США утратили лидерство в бою «воздух-воздух», поскольку Р-37М не имеет равных по производительности. Российсике ракеты данного класса превосходят все американские аналоги.

Кто лидирует в создании ракет «воздух — воздух» сверхбольшой дальности?

Леонид Нерсисян, 20 апреля 2022, 10:32 — REGNUM Как недавно стало известно, в российских военно-воздушных силах ведутся работы по интеграции в состав вооружения истребителей Су-35С ракет «воздух — воздух» большой дальности Р-37М. Об этом изданию «Известия» сообщил источник в военно-промышленном комплексе России. Как ожидается, в конце 2022 года должны состояться испытательные пуски этой ракеты с истребителей Су-35С, после чего начнётся массовое оснащение их новой ракетой. Ранее Р-37М была принята на вооружение, и ею оснащаются истребители-перехватчики МиГ-31БМ и МиГ-31БСМ, для оснащения которых она и создавалась. Однако впоследствии было решено адаптировать её для применения в составе вооружения истребителей Су-35С. Как ранее было заявлено, носителями Р-37М смогут быть и новейшие истребители пятого поколения Су-57.

Ракета P-37

Иван Шилов © ИА REGNUM

Кроме того, по пока ещё неподтверждённым сведениям в перспективе может идти речь и об оснащении ракетой Р-37М истребителей Су-30СМ. Таким образом, в ближайшие годы большая часть российских истребителей может быть вооружена новыми дальнобойными ракетами. Рассмотрим, что представляет собой эта ракета и каковы позиции России на текущий момент в области создания авиационных ракет большой дальности?

История ракеты Р-37 началась ещё в конце 1980-х. Это изделие создавалась на замену ракете Р-33, являющейся главным калибром перехватчика МиГ-31. По сравнению с Р-33 новая ракета должна была иметь более чем в два раза большую дальность полёта и активную головку самонаведения. Параллельно с Р-37 велась разработка и другой перспективной ракеты «воздух — воздух» большой дальности — КС-172, предназначенной для оснащения истребителей завоевания превосходства в воздухе. Однако распад Советского Союза и последовавшие за этим события привели к прекращению работ по созданию авиационных ракет сверхбольшой дальности. В 1994 году были проведены испытательные пуски прототипов ракет Р-37, в ходе которых удалось добиться перехвата мишени на рекордном расстоянии в 304 километра от точки пуска.

Ракета КС-172

Piotr Butowski

Вновь возобновили работы по новой ракете большой дальности лишь в конце 2000-х годов. По сравнению с исходной ракетой у Р-37М была немного уменьшена длина, и самое главное, электронная часть ракеты подверглась кардинальным изменениям и выполнена на современной элементной базе. В частности, ракета оснащена современной и значительно более совершенной головкой самонаведения 9Б-1103М-350, обеспечивающей наведение ракеты на конечном участке. На основном участке траектории управление ракетой осуществляется инерциальной навигационной системой с радиокоррекцией от носителя. По сравнению с Р-33 существенно увеличились возможности по поражению манёвренных целей.

В ряде отечественных СМИ максимальная дальность пуска ракеты оценивается примерно в 200 километров. Однако, стоит заметить, что такая дальность заявлена для экспортной версии ракеты, в то время как дальность Р-37М в исполнении для российских ВВС оценивается не менее чем в 300 километров. По западным оценкам, дальность пуска ракеты может составлять от 150 километров при полёте по прямолинейной траектории и до 400 километров при полёте по аэробаллистической траектории. Максимальные оценки дальности применимы лишь в случае стрельбы по крупным и слабо маневрирующим целям на встречном курсе.

Головка самонаведения (ГСН) ракеты обеспечивает захват цели с большой отражающей поверхностью (пять и более квадратных метров) на дальности в 40 километров. Такая дальность захвата достигается, в том числе и благодаря достаточно большому диаметру ракеты, и как следствие — антенны ГСН. Однако большой диаметр ракеты не позволяет разместить её во внутренних отсеках вооружения. Так, новейший российский истребитель пятого поколения сможет применять Р-37М только на внешних подвесках.

По имеющимся данным, серийное производство Р-37М было развёрнуто в 2014 году, но сколько таких ракет имеется в строевых частях, остаётся неизвестным, особенно учитывая, что данные по авиационному вооружению в ВВС России крайне закрытые. При этом периодически Р-37М попадали на фотографии модернизированных перехватчиков МиГ-31, что позволяет с высокой долей уверенности говорить о наличии определённого запаса новых ракет. Новая ракета обеспечивает истребительным соединениям ВВС России кардинально новые возможности. В частности, благодаря этой ракете становится возможным эффективный перехват ударных самолётов до рубежа пуска ими крылатых ракет и планирующих боеприпасов, поражение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и самолётов радиоэлектронной борьбы на больших дальностях. В дальнем воздушном бою вооружённые Р-37М истребители также будут иметь существенное преимущество, эффективная дальность применения этой ракеты в любом случае будет больше, чем у ракет средней дальности.

Авиационная ракета класса воздух-воздух большой дальности Р-37

Vitaly V. Kuzmin

Помимо России, обладателем ракет «воздух — воздух» сверхбольшой дальности является Китай. Известно о наличии у Китая новой дальнобойной ракеты PL-15, которая оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем и способна развивать максимальную скорость, в пять раз превышающую скорость звука. Оценки дальности PL-15 варьируются в очень широких пределах — от 150 до 300−400 километров. Вероятно, как и у Р-37М, дальность PL-15 зависит от типа поражаемой цели и траектории.

При этом США, которые традиционно являются лидером в создании различных авиационных боеприпасов, в области создания ракет большой дальности на текущий момент оказались в аутсайдерах. Начиная с 2017 года в США корпорацией «Локхид-Мартин» ведётся разработка перспективной ракеты «воздух — воздух» большой дальности AIM-260 JATM, которая создаётся как ответ на российскую Р-37М и китайскую PL-15. По планам американского военного ведомства испытания AIM-260 должны начаться в 2022 году, а полномасштабные закупки — с 2026 финансового года.

Китайский истребитель Chengdu J-20 с четырьмя PL-15 внутри оружейного отсека

Ну, а пока что Россия занимает лидирующие позиции в области создания авиационных ракет «воздух — воздух» сверхбольшой дальности, а новые возможности ВВС России по ведению дальнего воздушного боя напрямую зависят от темпов производства новых ракет Р-37М и их количества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]