Leichttraktor4 su5basata su11 utenti.
Нравится
Leichttraktor представляет собой начальный, но достаточно эффективный тип бронетехники. Данный тип танка предназначен для ведения ближнего боя с вышеуровневыми танками с целью добивания после предварительной атаки, а также для прямого противостояния одноуровневым противникам с целью полного уничтожения.
Танк Leichttraktor используется в игре в качестве стартового арсенала, исследование и прокачка которого в дальнейшем способствуют открытию остальных веток немецкой бронетехники, а именно: танки PzKpfw 35(t), PzKpfw II, Panzerjager I иSturmpanzer I «Bison».
Танк Leichttraktor в игре
Исследование и прокачка танка Leichttraktor основываются на базовых принципах игры — это своеобразный начальный этап, предназначенный для введения в курс дел игрока, включает в себя элементы обучения и знакомства с немецкой бронетехникой. Внимательно изучив принципы исследования и прокачки данного танка, игроку будет проще в дальнейшем ориентироваться и в бронетехнике, и в процессах ведения боя.
Танк Leichttraktor является начальным элементом бронетехники Германии. Данный тип танка относится к легкой бронетехнике. Танк Leichttraktor на бесплатной основе получает каждый игрок, который только начинает игру. Исследование и прокачка данного танка не является сложным процессом и до топ-комплектации игрок доведет бронетехнику за достаточно короткий игровой период. И так, какие модули необходимы танку Leichttraktor и каков план его прокачки:
- Прежде всего, необходимо уделить внимание двигателям и шасси. Развитие данных модулей придаст маневренности вашей бронетехнике, сделает танк более поворотливым и удобным в управлении.
- Позаботьтесь об орудии 2см Breda — это боевое орудие выступает максимально лучшим вариантом для танка Leichttraktor. С помощью данного орудия вы будете идеально проводить схватки с такой одноуровневой бронетехникой, как МС-1 и T1 Cunningham.
- Ни один танк не обходится без рации: обеспечьте наличие связи и всегда будете в курсе действий вашей команды.
- Также необходимо выбрать второе орудие — выбираете из представленного списка то, которое соответствует вашим представлениям об эффективности.
Боевая эффективность является важной составляющей в игровом процессе. Для каждого танка существуют свои принципы ведения боя, стратегические и тактические особенности. Не стоит забывать, что танк Leichttrakt является начальным вариантом бронетехники и, соответственно, боевая эффективность этого танка основывается на базовых принципах ведения боя.
Какой тактики следует придерживаться при использовании танка Leichttraktor в бою? Основная задача этого танка заключается в поддержке более сильной бронетехники, а также в проведении отвлекающих маневров. Использовать Leichttraktor можно и в ближнем бою, при условии что вам нужно добить противника. Чаще всего Leichttraktor ведет огонь из укрытия. Но необходимо учитывать также и тот момент, что башня танка расположена в задней части корпуса, поэтому для точного выстрела вашему танку нужно будет практически в полный корпус выехать из укрытия. Не нужно забывать и о том, что двигатель находится в передней части бронетехники. Соответственно, если безрассудно подставиться под вражеский огонь, появляется риск повреждения двигателя и даже возгорания танка.
Выбор количества снарядов и заполнение боеукладки может стать решающим фактором во время ведения боя с помощью танка Leichttraktor.
Какое оборудование, снаряжение и боекомплект используются данным танком? Если необходимо использовать 20 мм орудия, тогда выбирается заряд в количестве 200-300 боеприпасов. Абсолютно бессмысленным является полное заполнение боеукладки. Если в бою вы решили использовать 37 мм пушку, для ее эффективной работы будет достаточно бронебойных снарядов в количестве 25 штук, также можно использовать еще и около 15 осколочно-фугасных снарядов. Для танка Leichttraktor не рекомендуется приобретать дополнительные виды оборудования и снарядов — этот танк не обладает той мощностью, которую следует развивать за деньги. Лучше потратить имеющиеся средства на приобретение нового танка.
Конструкция[править]
Корпус и бронирование[править]
Сформировавшийся летом 1928 г. облик Leichttraktor отчасти напоминал LK II на новом техническом уровне. Правда, теперь шасси было единым целым, а не рамой, на которую надевался корпус. Это позволило существенно снизить высоту корпуса, поскольку теперь пол боевого отделения был значительно ниже, соответствуя уровню пола шасси. При этом, впрочем, имелась небольшая проблема. Как и на LK II, мотор находился впереди, а трансмиссия сзади, но теперь механик-водитель размещался значительно ниже. Поэтому обзорность вперед оказалась хуже. Leichttraktor Rheinmetall сделали таким образом, что у него имелся скос вперед, поэтому обзорность, по сравнению с Kp.L.Tr., получилась чуть лучше. Но не более того. В этом был существенный недостаток подобной компоновки. Помимо этого, на Leichttraktor баки размещались внутри моторного отделения, что было не самой лучшей идеей.
Компоновка танка осталась тракторной, что давало некоторые преимущества.
Согласно спецификации, танк имел броневую защиту толщиной 14 мм, что защищало от пуль винтовочного калибра со всех дистанций. В средней части располагалось отделение управления. В отделении управления размещались механик-водитель (с левой стороны) и радист. Поскольку особенности компоновки танка не давали возможности обеспечить оптимальный обзор, над головой водителя была установлена небольшая башенка со смотровыми щелями. В походном положении смотровая башенка откидывалась вбок. На корпусе размещалась поручневая антенна, а радиостанцию закрепили на моторной перегородке. В кормовой части был довольно большой люк-дверь, позволяющая вполне спокойно забираться внутрь. Надо сказать, что именно с точки разработки шасси и подбашенной коробки «Rheinmetall» справился явно лучше конкурентов из «Krupp». Общая высота шасси составляла 1 470 мм, для подобной машины вполне хороший показатель. Люки располагались более удачно, куда грамотнее проработали бронировку моторного отделения.
Исходная конструкция башни.
Существенным отличием от LK II оказалась новая концепция боевого отделения, которая позже стала визитной карточкой немецких танков. Сам корпус делался сварным (немцы стали едва ли не первыми, кто так массово применял сварку), а вот подбашенная коробка крепилась на болтах. Сделано это было не просто так. Помимо упрощения обслуживания трансмиссионной группы, подобная система позволяла делать на базе данного шасси несколько типов спецмашин.
Благодаря створкам надмоторной плиты обеспечивался отличный доступ к мотору и радиатору. Жалюзи в лобовом листе сделали крепящимся на болтах, что также облегчало удобство обслуживания силовой установки. Танк первым из немецких боевых машин получил надгусеничные полки, что уменьшило забрызгивание корпуса и башни грязью. Даже поручневая антенна получилась функциональной — получалось своеобразное ограждение.
От боковых лючков в корпусе конструкторы отказались, поскольку особой нужды в них не было, да и большой люк сзади оказался куда удобнее. Механик-водитель имел откидывающийся влево люк-рубку, благодаря чему в походном положении обеспечивался вполне сносный для танка с передним расположением мотора обзор. Также в походном положении предусматривалась возможность установки ветрового щитка.
Отдельного упоминания достойна башня. Изначально разрабатывали ее на «Krupp», но дальше контракт достался «Rheinmetall». Во всех публикациях указывается, что башня двухместная, но это не совсем так. Действительно, исходная башня была рассчитана на двух человек. Слева сидел наводчик, справа заряжающий, он же командир. Но дальше ее переделали, о чем в публикациях не пишут. Аккурат за орудием разместили место для командира, выдав ему перископический смотровой прибор. Именно в таком виде башни и построили, о чём прямо намекает размещение второго перископического прибора. Перед командиром находилась спаренная установка 37-мм пушки (также разработки «Rheinmetall») и пулемета. Для наблюдения за окружающей обстановкой на крыше монтировалось два смотровых прибора, а в кормовой части башни, с небольшим смещением вправо, был выполнен эвакуационный люк.
Вооружение[править]
Спаренная установка вооружения.
Вооружение состояло из одной 37-мм пушки KwK 36 L/45 и 7,92-мм пулемёта Dreyse M 14/18 с водяным охлаждением, установленных в башне конической формы. Пулемет имел ленточное питание с массивным дисковым коробом.
Вооружение устанавливалось в спаренной установке. Немцы, не были первыми, кто сделал спаренную установку вооружения (тут их опередили американцы), но наиболее совершенное вооружение было как раз в башне Leichttraktor. Визитной карточкой также стало использование перископического прицела, плюс массивная подвижная бронировка орудийной маски.
Двигатель и трансмиссия[править]
В передней части находилось моторно-трансмиссионное отделение, где был установлен бензиновый, карбюраторный двигатель Daimler-Benz M36 объемом 7,8 литров, и мощностью 100 л.с.
Трансмиссия механического типа с 4-скоростной КПП ZF Soden. В 1930-м г. её заменили на КПП ZF Aphon, менее шумную.
Ходовая часть[править]
Не имея опыта постройки танковых шасси, немецкие инженеры из «Rheinmetall» решили использовать ходовую часть от гусеничного тягача-транспортёра. Применительно на один борт ходовая часть танка состояла из 12 сдвоенных опорных катков диаметром 210 мм, сблокированных в 3 тележки, одного натяжного и двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Кроме того, впереди имелся дополнительный каток, амортизирующий удары при наезде на вертикальные препятствия. Катки были сгруппированы в тележки по 4 катка, каждая из которых имела упругий элемент в виде листовых рессор. Для защиты элементов шасси был сохранён бортовой бронеэкран, в котором было сделано три прямоугольных вреза, предназначенных для сброса накапливавшейся внутри грязи. При этом нижняя часть экранов при необходимости откидывалась, так что доступ к опорным каткам и подвеске мог осуществляться без их демонтажа.
В 1930-м г. были разработаны цельнометаллические траки (ширина 250 мм, шаг 120 мм). Заменили и ведущие колеса, теперь они имели цевочное зацепление, более надежное, чем конструкция, имевшая гребневое зацепление. Траки имелись двух типов – литые из сталистого чугуна, а также штампованные.
Танк Leichttraktor: историческая справка
Leichttraktor или VK 31 представляет собой вид легкой немецкой бронетехники, относящейся к довоенному периоду и обладающей достаточной опытностью и маневренностью.
Версальский мирный договор, в подписании которого принимала участие Германия, гласит, что немецким вооруженным силам запрещается иметь обширный перечень орудий и военной техники, среди которого были, конечно, и танки. Но, как известно, не все страны и не всегда придерживались условий того или иного мирного договора. И Германия, используя различные хитрости и уловки, продолжала разработку и постройку танкового вооружения.
Так, немецкие компании Крупп и Рейнметалл-Борзинг, специализирующиеся на разработке и создании тяжелой техники, получили заказ на постройку трактора особой конструкции. Важным условием было создание легкой и маневренной машины. Конечно, под словом “трактор” замаскировалось понятие “танк” — таким образом немецкие власти пытались не нарушить, но обойти условия Версальского соглашения. Соответственно, компании разрабатывали не трактор, а боевую бронированную машину на гусеницах.
Разработка этого танка включала в себя также моменты, способствующие возможности использовать машину не только, как боевой танк, но и в качестве шасси, которое смогло бы перевозить необходимые установки, в том числе и трактор, что маскировало разработку под мирную технику. Первые прототипы танка Leichttraktor появились в 1930 году. Примечательно, что испытания прототипов проводились на территории полигонов СССР, чтобы избежать нарушения Версальского мирного договора со стороны Германии. Территория СССР была подходящей площадкой для немецких военных испытаний. В тоже время, советские власти получали возможность следить за новыми образцами военного арсенала Германии, беря на вооружение наиболее интересные идеи.
Первые испытания прототипов показали, что Leichttraktor не соответствуют требованиям, выдвигаемым к боевой машине, в тоже время его производство требует достаточно больших финансовых затрат. Инженеры немецких компаний в последующий год доработали прототипы, значительно изменив ходовую часть. Следующие испытания прошли удачно, и в 1931 году немецкие компании получили официальный заказ на строительство “трактора” 289 VK 31. Но в последствии заказ отменили, а имеющиеся прототипы использовали для обучающих целей.
Немирный трактор
Немецкие танки первой половины
XXвека, как правило, ассоциируются в первую очередь с «Тиграми», «Пантерами», линейкой лёгких и средних танков (отPz.Kpfw.IдоPz.Kpfw.IV), созданных в 30-е годы, а также первенцем немецкого танкостроения периода Первой мировой войныA7V. Между тем, деятельность немецких танкостроителей в 20-е годы остаётся малоизвестной, хотя в этот период было создано немало интересных конструкций. По ряду причин немецкие танкостроители были вынуждены работать за рубежом, тем не менее, в конце 20-х начались секретные разработки танков непосредственно в Германии. Одной из таких разработок стал танк Leichttraktor Rheinmetall.
Маленький и ещё меньше
Согласно Версальскому договору, Германии запрещалось разрабатывать и изготовлять новые образцы вооружения и военной техники, включая танки. Часть оставшихся не у дел инженеров покинула Германию и стала работать в других странах. Это во многом объясняет, почему немецкое танкостроение обошлось практически без всевозможных танковых кадавров, которых создавали в других государствах. Фактически за деньги иностранных заказчиков немецкими инженерами были созданы машины, многие из которых оказались тупиковыми путями развития. Тем не менее, вечно это продолжаться не могло, рано или поздно аналогичные разработки должны были начаться уже в Германии.
Первые зачатки возрождённого немецкого танкостроения появились в 1925 году. Разумеется, все работы проводились в обстановке секретности. Годом спустя на шасси коммерческих тракторов в Германии стали разрабатывать самоходные артиллерийские установки. Примерно в то же время начались работы по Armeewagen 20 — среднему танку, который 14 марта 1928 года переименовали в Großtraktor (большой трактор). Концептуально новая машина не имела аналогов, хотя внешне чем-то напоминала сильно уменьшенный французский тяжёлый танк FCM 2C. Немцы извлекли уроки из боёв Первой мировой войны и внимательно следили за тенденциями в мировом танкостроении. Новый танк должен был развивать скорость порядка 40 км/ч, что обеспечивало ему высокую мобильность на поле боя.
Заводская схема Rheinmetall Leichttraktor
Одним только «большим трактором» дело обойтись не могло. Вооружение, состоявшее из 75-мм короткоствольной пушки, напрямую указывало на то, что основным врагом этого танка должна была стать пехота и лёгкие укрепления. Примерно ту же функцию выполняли английские Medium Tank Mk.ICS и Mk.IICS, с которых концепцию «гаубичного танка» немцы и скопировали. Между тем, основная масса новых английских средних танков имела 47-мм пушки, которые выполняли противотанковые функции. Вполне логично, что помимо средних танков немцы должны были разрабатывать и другие боевые машины.
Увы, самые ранние сохранившиеся документы об этих танках датированы мартом 1928 года, хотя очевидно, что их разработка началась раньше. Первоначально лёгкий танк носил обозначение Kleintraktor (малый трактор). В данном случае это было не только кодовое обозначение, но и одна из трёх функций машины. Помимо танка, база Kleintraktor должна была использоваться для артиллерийского тягача и самоходной установки с вооружением в виде 37-мм противотанковой пушки 3.7 cm Tak, либо 77-мм полевой пушки 7.7 cm FK 96 n.A. Согласно планам моторизации, утверждённым 17 апреля 1928 года, первый готовый Kleintraktor ожидался к октябрю 1929 года. В 1930 году должны были проходить испытания, а годом спустя планировалось изготовить 17 танков стоимостью 50 тысяч рейхсмарок каждый.
Концептуальные проработки, в которых участвовал Krupp, а также 6-е управление вооружений, ответственное за разработку бронетанковой техники, шли в течение весны 1928 года. Первоначальная концепция подразумевала создание двухместной боевой машины, оснащённой 60-сильным двигателем, который изначально создавался для грузовика. С ним максимальная скорость танка должна была составлять 40 км/ч. Впрочем, в конце апреля стало ясно, что для Kleintraktor этот мотор слабоват. Растущие аппетиты военных привели к тому, что танк явно стал выбиваться за рамки исходной концепции.
Первым делом было изготовлено шасси, на которое позже установили башню и подбашенную коробку. В таком виде, как на фото, машина вполне могла претендовать на название «трактор»
26 мая 1928 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Krupp и 6-го управления вооружений. Поскольку Kleintraktor уже вовсю выбивался за рамки исходного проекта, было принято решение разработку разделить. Обозначение Kleintraktor присваивалось машине боевой массой около 3 тонн, а текущий проект обозначили как Leichttraktor (лёгкий трактор), сокращённо L.Tr. Согласно утверждённой на совещании предварительной спецификации, боевая масса Leichttraktor оценивалась в 6 тонн, а его экипаж должен был состоять из 3 человек. Максимальная скорость машины должна была составить 40 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунту. В качестве основного вооружения предусматривалась 37-мм пушка Tak, установленная в башне, которую разрабатывал концерн Krupp. В качестве дополнительного оснащения танк получал прибор дымопуска и радиостанцию.
Бумажные модификации
Как и Großtraktor, проект Leichttraktor не отдавался в монопольную разработку Krupp. Немецкий оружейный гигант разрабатывал общую концепцию машины, после чего подписывались контракты с другими компаниями, и по итогам конкурса выбирался наиболее подходящий образец. Параллельно разработками занимались Rheinmetall и Daimler-Benz. Впрочем, фирма Daimler-Benz особого интереса в работах по Leichttraktor не проявляла, ей вполне хватало и Großtraktor. Тем не менее, в том или ином виде в конкурсе она всё равно участвовала, поскольку по итогам проектирования Krupp склонился к использованию её 100-сильного мотора M 36. Конкурентом ему был двигатель Maybach, но он оказался менее компактным.
Rheinmetall Leichttraktor в исходной конфигурации
Облик Leichttraktor стал приобретать законченные очертания в начале июля 1928 года. Детище инженеров Krupp одновременно напоминало очертаниями английский Medium Tank Mk.I/Mk.II и немецкий лёгкий танк LK.II. Впрочем, с последним сходство было относительным. Английское влияние выглядело куда более явным. Как и английская машина, Leichttraktor имел переднее расположение моторного отделения, при этом механик-водитель находился слева по ходу движения. Сходство с «англичанином» придавали боковые люки и большой люк-лаз сзади (впрочем, он появился несколько позже).
Башня танка находилась в кормовой части корпуса. Экипаж расширили до 4 человек. Увеличение его численности произошло за счёт введения в состав радиста, сидевшего справа от механика-водителя. Инженеры Krupp разработали ходовую часть с большим числом опорных катков. Для защиты ходовой части от вражеского огня предусматривались съёмные бортовые экраны.
Что касается траков, то они имели французское происхождение. Взяв за основу гусеничные ленты доработанного Renault FT-Kégresse, в Krupp (если точнее, речь здесь идёт о Генрихе Книпкампе, который уже к тому моменту активно работал на 6-е управление вооружений) сделали свои резинометаллические траки. У немцев получилась довольно хитрая конструкция, представлявшая собой две полосы из армированной резины, к которой крепились металлические траки с резиновыми подушками.
Вид на Leichttraktor спереди с открытыми люками
Как и Kleintraktor, новый танк разрабатывался в расчёте на дальнейшее его использование в качестве базы для других военных машин. Вариант без башни предполагалось использовать как подвозчик боеприпасов. Также разрабатывались машина наблюдателей с новой рубкой, артиллерийский тягач и самоходная артиллерийская установка.
В случае с САУ выяснилось, что идея с пушкой калибра 75 мм, которую планировали ставить вместо FK 96 n.A., оказалась неосуществимой из-за слишком маленького размера боевого отделения. Таким образом, единственным орудием для САУ оказалась противотанковая пушка 3.7 cm Tak. Подразумевалось и создание коммерческого трактора на этой базе, но спустя некоторое время этот вариант отпал.
Большие люки в корпусе и башне обеспечивали экипажу комфортный доступ в танк и возможность быстрого его покидания
Между тем, в проект продолжали вносить изменения. Несмотря на то что масса танка всё ещё оставалась в пределах шести тонн, его максимальную скорость снизили до 35 км/ч. Делать из Leichttraktor амфибию, как это предполагалось в случае с Großtraktor, в планы не входило, хотя такую возможность конструкторы держали в уме.
Зато с защитой танка в лобовой проекции 6-е управление вооружений поступило крайне оригинально. Изначально предполагалось разместить радиаторы в максимально возможном горизонтальном положении, но в октябре сверху дали указание поставить их перед двигателем. В итоге в самом уязвимом месте танка появился большой воздухозаборник, хоть и прикрытый жалюзи. Крупные правки в проект Leichttraktor перестали вноситься только в конце осени 1928 года, когда уже шли работы по макетам танков.
Конкурент из Дюссельдорфа
Как уже говорилось выше, Daimler-Benz не была особо заинтересована в работе по Leichttraktor. В июле 1928 года фирма официально отказалась от участия в работах по нему. Таким образом, конкурентов осталось двое. История создания Krupp Leichttraktor достойна отдельного повествования, а дальше речь пойдёт о конкурирующем проекте, который вела фирма Rheinmetall. Как и Krupp, компания заключила в октябре 1928 года контракт на разработку и изготовление двух Leichttraktor. Кроме того, на долю Rheinmetall пришлась постройка башен не только для своих танков, но и тех, что создавали инженеры Krupp. Танки Rheinmetall получили номера 39 и 40.
Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette. Как можно заметить, разница с исходной машиной минимальная
Надо сказать, что конкурирующая машина получилась куда удачнее, чем у Krupp. Несмотря на то что спецификация у машин была общая, на деле у Rheinmetall получился несколько иной танк. Его боевая масса составила 8 тонн, что было на 100 кг больше, чем у конкурента. При этом танк получился на 70 мм короче, на 35 мм ниже и на 32 мм шире. Корпус танка получился весьма лаконичным по форме, с большим углом наклона лобовой части корпуса. Жалюзи надмоторной плиты явно не способствовали улучшению пулестойкости, но при навязанной «сверху» компоновке деваться инженерам Rheinmetall было некуда. Справедливости ради, те же проблемы были и у американского Light Tank T1, и у британских Medium Tank Mk.I/Medium Tank Mk.II.
Что сразу бросается в глаза при изучении Rheinmetall Leichttraktor (на чертежах также встречается обозначение Rh L.Tr.), так это внимание инженеров к удобству эксплуатации своего детища. Благодаря створкам надмоторной плиты обеспечивался отличный доступ к мотору и радиатору. Жалюзи в лобовом листе сделали крепящимся на болтах, что также облегчало удобство обслуживания силовой установки. Танк первым из немецких боевых машин получил надгусеничные полки, что уменьшило забрызгивание корпуса и башни грязью. Даже поручневая антенна получилась функциональной — получалось своеобразное ограждение.
От боковых лючков в корпусе конструкторы отказались, поскольку особой нужды в них не было, да и большой люк сзади оказался куда удобнее. Механик-водитель имел откидывающийся влево люк-рубку, благодаря чему в походном положении обеспечивался вполне сносный для танка с передним расположением мотора обзор. Также в походном положении предусматривалась возможность установки ветрового щитка.
Открытый как всем ветрам, так и вражеским пулям радиатор выглядит, по меньшей мере, легкомысленно
Ходовая часть танка Rheinmetall несколько отличалась от той, что разработали конструкторы Krupp. На каждый борт приходилось по 12 сдвоенных опорных катков. Кроме того, впереди имелся дополнительный каток, амортизирующий удары при наезде на вертикальные препятствия. Катки были сгруппированы в тележки по 4 катка, каждая из которых имела рессорную подвеску. Ходовую часть прикрывали съёмные экраны. При этом нижняя часть экранов при необходимости откидывалась, так что доступ к опорным каткам и подвеске мог осуществляться без их демонтажа.
Рабочее место командира Rheinmetall Leichttraktor
Стоит отметить, что, помимо двух танков, Rheinmetall Leichttraktor послужил базой для создания ещё одной машины. В октябре 1930 годы был построен Rh L.Tr. Sfl. (Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, то есть самоходный лафет на базе лёгкого трактора Рейнметалл). Фактически это был тот же самый Rheinmetall Leichttraktor, но с новой башней меньших размеров и без перископических смотровых приборов. Экипаж этой машины сократили до трёх человек, избавившись от радиста и рации. В лобовой части корпуса появился большой воздухозаборник, который улучшил охлаждение, но одновременно представлял собой отличную мишень для вражеских пуль. Эта машина территорию Германии не покидала, накатав по полигону в Куммерсдорфе 1277 километров. У танков же была несколько иная судьба.
Модернизация без перспектив
О сотрудничестве Германии и СССР в 1929–1933 годах сейчас не пишет только ленивый. На деле ситуация несколько отличалась от формулы «немецкий меч ковался в СССР». Кстати, полигон, на котором испытывались немецкие танки, назывался не «Кама», а ТЕКО (Технические курсы Осоавиахима). Сотрудничество было обоюдовыгодным. Немцы получили возможность испытывать свою технику вдалеке от посторонних глаз и проводить обучение танкистов (коих на деле здесь было выпущено немного). С другой стороны, СССР получил от ТЕКО гораздо больше, чем немцы. Но об этом немного позже.
Rheinmetall Leichttraktor №40 с переделанной по итогам испытаний в СССР ходовой частью, запасными топливными баками и удлинёнными надгусеничными полками
В СССР Rheinmetall Leichttraktor были отправлены в мае 1930 года, практически сразу после постройки. Уже в июне начались их испытания, которые совмещались с обучением личного состава. В общей сложности танк №39 прошёл 1865 километров, а танк №40 – 1735. Машины возвратились в Германию летом 1932 года. По ходу испытаний выяснилось, что резинометаллические гусеницы, разработанные Книпкампом, имеют массу недостатков. Один из этих недостатков заключался в том, что менять такую гусеничную ленту было очень сложно. Расположение ведущих колёс сзади тоже было признано не самым удачным решением, поскольку оно часто становилось причиной сброса гусениц. Были претензии и к конструкции подвески.
Имелись у танка проблемы и другого характера. Дело в том, что командир совмещал свои прямые функции с обязанностями заряжающего, причём как пушки, так и пулемёта. В виду наличия системы охлаждения пулемёт занимал много места, да и короб его ленты был немаленький. В результате в распоряжении у командира оставалось совсем немного места. Общий вывод оказался простым и бесхитростным: командир должен не совмещать должности, а заниматься своим делом. Вот только увеличить экипаж танка до 5 человек и добавить в конструкцию Rheinmetall Leichttraktor командирскую башенку с имевшейся башней было нереально.
Rheinmetall Leichttraktor №39 с ходовой частью по типу Кристи
Надо сказать, что советские специалисты, имевшие доступ к немецким танкам, считали Leichttraktor машиной скорее устаревшей. Это мнение вполне справедливо, поскольку к 1932 году СССР приобрела лицензию на танк Кристи и Vickers Mk.E, которые послужили базой для танков БТ и Т-26. Вместе с тем, немецкие машины обладали внушительным количеством технических новинок, которые советские инженеры не преминули скопировать. Для начала, с Leichttraktor позаимствовали спаренную установку орудия и пулемёта. Если в МС-1 и БТ-2 пушка с пулемётом стояли отдельно, то в БТ-5 и Т-26 с двухместной башней и 45-мм пушкой была использована спаренная установка.
Понравились советским специалистам и перископические прицелы, которые также появились на советских танках с 1933 года. Позаимствовали у немцев и электроспуск пушек и пулемётов. Приглянулись советским инженерам немецкие радиостанции и сварные корпуса. Одним словом, немецкий лёгкий танк оказал немалое влияние на советское танкостроение. И в этом смысле заявления про ковавшийся под Казанью «немецкий меч» вызывают снисходительную улыбку.
Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, превращённый в испытательную лабораторию с новой ходовой частью
По возвращении танков в Германию Rheinmetall провел модернизацию Rh L.Tr. Для начала, вместо резинометаллических гусениц были установлены гусеницы из цельнометаллических траков. Заодно были заменены опорные катки. В корме появился дополнительный воздухозаборник. Поручневую антенну, а вместе с ней и надгусеничные полки, удлинили, а по бортам корпуса появились дополнительные топливные баки.
Впрочем, это было лишь начало. В 1933 году один из танков получил новую ходовую часть, представлявшую собой вариацию на тему свечной подвески Кристи. Танк получил по 4 опорных катка большого диаметра на борт, а также по 3 поддерживающих. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. Эти наработки были использованы при проектировании ходовой части нового среднего танка Z.W.
Подвергся переделке и «самоходный лафет» Rh L.Tr. Sfl. Испытания показали, что из него получилась скорее ухудшенная версия танка, чем полноценная самоходная артиллерийская установка. По этой причине машину переделали в самоходную лабораторию, на которой испытывалась новая ходовая часть. Представляла она собой подобие свечной подвески Кристи, но вместо катков большого диаметра в ней с каждого борта были установлены по 8 опорных катков малого диаметра, сгруппированных в тележки по два катка на каждую свечу. В этой машине были заменены траки, ведущие колёса и ленивцы. Испытания показали, что такая ходовая часть уступает системе с катками большого диаметра.
Закат карьеры Rheinmetall Leichttraktor: танк №40 со снятой башней, использовавшийся как учебная машина. 1936 год
Помимо функции испытательных стендов, Rheinmetall Leichttraktor успели послужить как учебные танки и в Германии. На учениях 1935 года один из танков лишился башни и подбашенной коробки. В таком виде он использовался несколько лет. Закончили Rheinmetall Leichttraktor свой путь на постаментах перед танковыми частями. К этому моменту было очевидно, что концепция Leichttraktor неудачна и безнадёжно устарела.
Источники и литература:
- BAMA
- Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
- Фотоархив автора
Галерея[править]
- Шасси Rh.L.Tr., май 1930 г.
- Шасси Rh.L.Tr., май 1930 г.
- Шасси Rh.L.Tr., май 1930 г.
- Шасси Rh.L.Tr. с кузовом, май 1930 г.
- Шасси Rh.L.Tr. с кузовом, май 1930 г.
- Шасси Rh.L.Tr. с кузовом, май 1930 г.
- Танк №40 с переделанной по итогам испытаний в СССР ходовой частью, удлинёнными надгусеничными полками, переделанными поручневыми антеннами, а также вынесенными наружу топливными баками.
- Танк №40 со снятой башней, использовавшийся как учебная машина. 1936 г.
Испытания[править]
Первоначально, Leichttraktor испытывался именно как тягач. Никаких крупных недочетов не выявилось. Оно и немудрено, поскольку в таком варианте отсутствовала часть нагрузки в виде подбашенной коробки, башни и боезапаса. L.Tr. Nachschubfahrzeug, как еще именовали подобную версию, не имел и бронировки воздухозаборника. В то время, как боевая масса базового танка ожидалась уже в районе 7,5 тонн, тягач имел массу 4-5 тонн. При этом «Krupp» свой тягач всё же построил, а «Rheinmetall» просто переделал одно из шасси, позже его доработали в обычный танк. И вот на этапе тягача ни перегрева, ни проблем с ходовой частью не имелось. Надо сказать, что «Rheinmetall» в плане ходовой части справился с задачей чуть лучше, хотя и его разработка выглядела весьма консервативно. Обеспечивался максимальный контакт ходовой с поверхностью, что было важно с точки зрения проходимости по тяжелым грунтам. В теории, такая конструкция неплохо работала на тяжелом бездорожье, но плохо подходила для высокой скорости передвижения.
В 1929 — 1933 гг. Германия тесно сотрудничала с СССР. Кстати, полигон, на котором испытывались немецкие танки, назывался ТЕКО (Технические курсы Осоавиахима под Казанью, немцы называли данное место Kama). Сотрудничество было обоюдовыгодным. Немцы получили возможность испытывать свою технику вдалеке от посторонних глаз и проводить обучение танкистов (коих на деле здесь было выпущено немного). С другой стороны, СССР получил от ТЕКО гораздо больше, чем немцы.
На ТЕКО оба Rh.L.Tr. были отправлены в мае, а прибыли 4 июня 1930 г., практически сразу после постройки. Практически сразу танкам пришлось менять сальники на водяных помпах. Уже в июне начались их испытания, которые совмещались с обучением личного состава. Но первая проблема обнаружилась при запуске моторов. При температуре окружающего воздуха 16 градусов вода нагрелась до 93 градусов, а масло — до 76 градусов. И это танки прошли всего 5 километров по ровной поверхности. Солидол от нагрева стал вытекать наружу, а выхлопная система, проходящая рядом с механиком-водителем, нагревалась настолько, что быстро появилась идея обмотать трубы асбестом. Внутри отделения управления быстро становилось жарко, про моторное отделение и говорить не приходится (а там находились топливные баки). Доступ к агрегатам моторного отделения признали недостаточным. Вишенкой на торте стало плохое управление и постоянные проблемы с гусеничными лентами. Мало того, что они имели склонность к спаданию, так же после 18 километров пробега отвалилось 25% металлических накладок с резиновыми подушками. Одним словом, машины прибыли непригодными для эксплуатации. Прибывшие чуть позже танки «Krupp» оказались ничуть не лучше.
Чтобы машины не перегревались, было решено снять бронировку воздухозаборника системы охлаждения. Помогло, но не сильно. Далее пришлось делать дополнительные вырезы, это помогло, но более боевой машиной Leichttraktor назвать было нельзя. Первая же пуля попадала бы аккурат в радиатор. Расход топлива достигал чудовищные 300 литров на 100 километров. Имелись претензии к работе 4-скоростной КПП ZF Soden, например, для перехода на низшую передачу требовалось снизить скорость до темпа шага. Мотор даже на ровной местности работал на 4/5 своей мощности, с чем и связан такой расход топлива. В дальнейшем выяснилось, что у гусеничных лент крайне низкий ресурс. Одна гусеничная лента порвалась через 46 километров, вторая чрез 80 километров. В результате всего происходящего за 1930 г. танк №39 прошел 382 километра, а танк №40 – 290 километров. Самое же главное, что появилось четкое понимание: для серийного производства данные машины не годятся. Про контракт на выпуск 17 серийных танков явно забыли, как страшный сон. Теперь танки «Krupp» и «Rheinmetall» являлись не более чем тестовыми лабораториями, которые, после доводки, могли использоваться как учебные.
В общей сложности танк №39 прошёл 1 865 километров, а танк №40 – 1 735. Машины возвратились в Германию летом 1932 г. По ходу испытаний выяснилось, что резинометаллические гусеницы, разработанные Книпкампом, имеют массу недостатков. Один из этих недостатков заключался в том, что менять такую гусеничную ленту было очень сложно. Расположение ведущих колёс сзади тоже было признано не самым удачным решением, поскольку оно часто становилось причиной сброса гусениц. Были претензии и к конструкции подвески.
Первые же тестовые стрельбы показали, что трехместная башня слишком тесная. Поэтому позже расчет сократили до 2 человек, заодно изменив и конструкцию сидений. Тогда у танка появились проблемы и другого характера. Дело в том, что командир совмещал свои прямые функции с обязанностями заряжающего, причём как пушки, так и пулемёта. В виду наличия системы охлаждения пулемёт занимал много места, да и короб его ленты был немаленький. В результате в распоряжении у командира оставалось совсем немного места. Общий вывод оказался простым и бесхитростным: командир должен не совмещать должности, а заниматься своим делом. Также выяснилось, что у Leichttraktor имеется типичная для машин с кормовым размещением боевого отделения проблема. Боевое отделение сильно болтало вверх-вниз, что сильно утомляло расчет и не давало возможности для прицельного огня.
Надо сказать, что советские специалисты, имевшие доступ к немецким танкам, считали Leichttraktor машиной скорее устаревшей. Это мнение вполне справедливо, поскольку к 1932 г. СССР приобрела лицензию на танк Кристи и Vickers Mark E, которые послужили базой для танков БТ-2 и Т-26. Вместе с тем, немецкие машины обладали внушительным количеством технических новинок, которые советские инженеры не преминули скопировать. Для начала, с Leichttraktor позаимствовали спаренную установку орудия и пулемёта. Если в 1МС-1 и БТ-2 пушка с пулемётом стояли отдельно, то в БТ-2 и Т-26 с двухместной башней и 45-мм пушкой была использована спаренная установка.
Понравились советским специалистам и перископические прицелы, которые также появились на советских танках с 1933 г. Позаимствовали у немцев и электроспуск пушек и пулемётов. Приглянулись советским инженерам немецкие радиостанции и сварные корпуса. Одним словом, немецкий лёгкий танк оказал немалое влияние на советское танкостроение.
За 1931 г. оба танка сильно переработали. В 1930 г. изменился воздуховод системы охлаждения, ничуть не меньше изменений внесли в ходовую часть. Были разработаны цельнометаллические траки (ширина 250 мм, шаг 120 мм). Заменили и ведущие колеса, теперь они имели цевочное зацепление, более надежное, чем конструкция, имевшая гребневое зацепление. Траки имелись двух типов – литые из сталистого чугуна, а также штампованные. Внутри осей траков находились роликовые подшипники. Это значительно уменьшало трение, но при условии, что нет грязи. Испытания в Германии показали, что шарниры требовалось смазывать каждые 500 километров. На практике же выяснилось, что после 75 километров пробега смазка из подшипников «ушла», осталась лишь грязь. Также выяснилось, что литые траки были лучше штампованных. Далее на танках приподняли ведущие колеса, снова улучшили охлаждение, в виду чего в корме корпуса появился воздухозаборник. Размер крыльев увеличили, дабы танк не забрасывало грязью. Изменилась конструкция бортовых экранов, особенно в задней части. Также говорится об «устройстве обзора для радиста», на самом деле ему просто поставили смотровую башенку. Переделали рессоры подвески, поставили более мощную пружину для ленивца, наконец, установили КПП ZF Aphon, менее шумную.
По итогам дополнительных испытаний, за время которых танк №39 прошел 708 километров, а танк №40 – 513 километров, внесли изменения по 17 пунктам. Топливные баки перенесли на крылья, начались разговоры о существенной переделке ходовой части. В 1932 г. километраж был еще больше: танк №39 прошел 775 километров, а танк №40 — 932 километра. Фактически только в 1932 г. шло обучение танкистов, а заодно и новые переделки. Кое-как машину довели до ума, но фактически Rh.L.Tr. для боевого применения не годился. Зато годился как носитель технологий.
В 1933 г., после прихода к власти нацистов, танки вернулись на родину, но безо всяких перспектив с точки зрения серийного производства.
Помимо функции испытательных стендов, Rheinmetall Leichttraktor успели послужить как учебные танки и в Германии. На учениях 1935 года один из танков лишился башни и подбашенной коробки. В таком виде он использовался несколько лет. Закончили Rheinmetall Leichttraktor свой путь на постаментах перед танковыми частями. К этому моменту было очевидно, что концепция Leichttraktor неудачна и безнадёжно устарела.
Машины на базе Leichttraktor[править]
В 1933 г. один из танков Leichttraktor получил новую ходовую часть, представлявшую собой вариацию на тему свечной подвески Кристи. Танк получил по 4 опорных катка большого диаметра на борт, а также по 3 поддерживающих. Также были заменены ведущие колёса и ленивцы. Эти наработки были использованы при проектировании ходовой части нового среднего танка Z.W.
Отдельно от танков развивалась история с самоходными орудиями. Проектирование САУ велось с мая 1928 г. и уже 3-го июля был составлен отчет в соответствии с которым установка на имевшееся танковое шасси 75-мм представлялось невозможным в виду небольших габаритов машины и башни. Таким образом, основным стал проект имевшей обозначение L.Tr. als Selbstfahrer fuer 3,7 cm Kanone, предполагавший получение «противотанкового танка».
НИ-1 — «На испуг», как трактора маскировали под танки для видимого количества
Здравствуйте читатели. Расскажу вам сегодня о том, как с помощью тракторов обороняли Одессу. В ситуации, когда спешно надо было конструировать новую бронетехнику для обороны города. Промышленность была сильно ослабленной и делать качественные танки, или другие бронированные машины не было возможности.
Поэтому начали делать бронированные трактора, которые получили не официальное название «На испуг», то есть они не представляли для немецких бронемашин никакой серьезной опасности, просто создавались для отвода глаз и для создания количественного преимущества.
История создания
В 1941году, когда к Одессе подошли огромные силы Вермахта, которые осадили город. Защитники не имели достаточного количества бронированных машин, не говоря уже о танках. П.К. Романов, который являлся главным инженером Одесского машиностроительного завода предложил обшивать броней трактора и устанавливать на них легкое вооружение.
Такими тракторами стали три СТЗ-НАТИ, которые были предоставлены Одесскому заводу от руководства СССР. Так же военное руководство предоставило машиностроителям и вооружение для этих бронированных тракторов.
Руководителем проекта стал лично директор завода Романов. Так же в строительстве бронированных тракторов принимали участие рабочие из судостроительного завода. Когда трактора переделывали, их верхнюю часть срезали. С броней было сложно, ее в Одессе практически не осталось, поэтому конструкторы придумали небольшую хитрость.
Бронированный лист разрезали на две тонкие части, между этими тонкими листами устанавливали деревянные доски и бруски. Использовали для брони корабельную сталь, которую предоставили с Одесской морской базы.
Первые бронированные трактора
Первые бронированные трактора получили орудия с калибром 37 миллиметров. Орудия сняли с легких танков Т-26, которые не подлежали восстановлению после боев. Но оказалось, что такое орудие совсем не эффективное, оно располагалось слишком высоко. После этого его заменили на пулеметы.
После этого на такие трактора начали устанавливать по два пулемета калибром 7,62 мм. Уже 20 августа 1941 года три бронированных трактора отправили на передовые позиции, чтобы защищать Одессу.
25 стрелковая дивизия проводила контратаку на подступах к городу. У дивизии в наличии был один настоящий танк и три бронетрактора. После быстрой атаки немцы были выбиты из своих окопов и отступили.
После завершения боя и возврата техники на свои позиции, инженеры осмотрели трактора. Они сделали вывод, что такая легкая броня не пропускает осколков и пуль, но один снаряд, который имел мощнее калибр, пробил трактор насквозь. Но, в целом, инженера сделали вывод, что такую технику можно использовать и дали разрешение на обустройство еще 70 таких бронированных тракторов.
Производство таких тракторов было под серьезной угрозой еще и из-за того, что немецкие самолеты постоянно бомбили Одесский машиностроительный завод. Но советская система противовоздушной защиты работала достаточно успешно и ей удалось предотвратить серьезные разрушения.
Во втором бою из десяти тракторов два было потеряно безвозвратно. В одном из боев против румынской армии бронетрактора начали двигать в наступление на позиции врага даже без помощи артиллерии. Трактора включили громкие сирены и прожекторы, предприняв ночную атаку, противник покинул позиции и начал убегать. Именно после этого между солдатами и даже инженерами закрепилось название трактора «НИ», то есть «На испуг».
Спасибо, что прочли мою статью, надеюсь, понравилась, отметьте ее лайком и подпишитесь на канал, у нас есть еще много чего интересного. Уверен, что вам понравится статья:
[править] Собственно стихи
Уже и в мультфильмах У пиндосов есть свой мирный бронированный Air Tractor Мирный пожарный автомобиль Этой Страны Ещё более мирный российский трактор
Я расскажу о вопиющем факте: На берегах Амура, средь полей Попался наш простой советский трактор В прицел шести китайских батарей. Ударил залп, снаряды полетели, Но тракторист был парень с головой: Он жмёт педаль — и вот не видно цели В поставленной завесе дымовой. А трактор взмыл над милой стороною И в тот же миг агрессору в ответ, Чтоб постерёгся нас пугать войною Ударил залп тактических ракет. А тракторист наш, капитан Литвинов, Взглянул на карту и включил форсаж, Спокойно отбомбился над Пекином И заложил на родину вираж. Он над Амуром выключил реактор, Чтоб не пугать родных овец и коз. Пронёсся в небе наш советский трактор На дозаправку в свой родной колхоз. И, если враг опять предпримет меры, Чтоб помешать собрать нам урожай, Приказом Агропром СССР-а У нас на поле вылетит комбайн. |
Игорь Байков |
Вариант 1
Мы сообщаем вам о вопиющем факте: На берегах Амура посреди родных полей Подвергся наш простой советский мирный трактор Обстрелу шестерых китайских батарей. Услышав дикий крик китайского десанта Советский тракторист, по званию старлей, Ответил на огонь одним могучим залпом И уничтожил шесть китайских батарей. А после, слив бензин и запустив реактор, Он всех их пропахал и быстро внёс навоз. Поднялся в небо наш советский мирный трактор И улетел домой, в родимый свой совхоз. Назавтра, в интервью спецкорам их редакций Советский бригадир, по званью капитан, Сказал, что в случае второй подобной провокации На поле вместо трактора мы выпустим комбайн! |
Вариант 2
Когда родной колхоз был занят важным делом — Посеять на полях гречиху поскорей Советский мирный трактор подвергся артобстрелу Шести крупнокалиберных китайских батарей. Он отстегнул прицеп и запустил локатор, Работу автоматики проверил поскорей. Ответил тракторист одним могучим залпом И уничтожил шесть китайских батарей. А после, слив бензин и разогнав реактор, Он быстро допахал гречиху и овёс. Поднялся в небеса советский мирный трактор И полетел обратно в свой родной колхоз. А после, в интервью какой-то из редакций, Наш бригадир сказал, как будто невзначай Что в случае повторения подобных провокаций На поле вместо трактора мы выпустим комбайн |
Другие варианты тут
Испытания
Машинам «Даймлер-Бенц» дали номера 41 и 42, и назвали «Grosstraktоr I». «Крупповским сельхозмашинам» дали номера 43 и 44 и наименование «Grosstraktоr III». «Трактора» Rheinmetall-Borzig получили номера 45 46 и название «Grosstraktоr II». Использование, испытание и постройка любой военной техники в Германии было запрещено, поэтому Германия тайно вывезла свои танки в танковую школу под городом Казань в СССР. Там прошли первые испытания «Гросс-тракторов». Машины и «Даймлер-Бенц» были сразу сняты с испытаний, ввиду постоянных поломок. Из танков этих двух фирм только Grosstraktоr I смог пройти 66 км. Больше всего комиссию Вермахта удовлетворил Grosstraktоr II, . Он прошел 1200 км, однако у всех машин регулярно скидывало гусеницы. Это объяснили задним расположением ведущих катков. Впоследствии, этот факт отразился во всех немецких танках Второй Мировой.