Главная » Автомобили » Мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА
Автомобили
boroda 07.04.2019 1957
15
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой проходимости. Работы в этом направлении проводились в авральном режиме под лозунгом «Даешь Красной армии трехоску!».
Испытания опытного грузовика ГАЗ-31 с боковыми свободно вращавшимися запасными колесами
Эта статья посвящена одной из таких машин — двухтонному грузовику ГАЗ-ААА, унифицированному с двухосной полуторкой ГАЗ-АА и рассчитанному на преимущественное применение в вооруженных силах СССР.
По привычке заказ на трехосные грузовики был отправлен американской компании Ford, но в ее программе такой машины не оказалось, а спешно собранные за океаном прототипы не выдерживали наших требований. В результате доработкой несущественно обновленной машины пришлось заниматься советским инженерам, за работой которых наблюдали представители Наркомата обороны, ОГПУ и НКВД.
Первый советский серийный трехосный грузовик ГАЗ-ААА раннего выпуска
ГАЗ-ААА на Советско-финляндской войне (из фондов Военного музея в Хельсинки)
Первые образцы 40-сильного грузовика ГАЗ-ААА с главными червячными передачами появились в конце 1934-го, а затем на организацию их выпуска ушел еще один год. В 1938-м модернизированный вариант получил мотор ГАЗ-М в 50 сил. В то же время был построен опытный усиленный образец ГАЗ-31 с 76-сильным двигателем для будущей замены ГАЗ-ААА.
Опытный грузовик ГАЗ-31 повышенной мощности со съемными гусеницами
В первые два года войны ГАЗ-ААА выпускали в упрощенных исполнениях, соответствовавших родственной модели ГАЗ-ММ, но летом 1943-го после сильных бомбардировок Горьковского автозавода их выпуск пришлось остановить в пользу сборки ленд-лизовской автотехники. В общей сложности было собрано свыше 37 тысяч грузовиков ГАЗ-ААА, в том числе во время войны — около 10 тысяч.
Грузовики ГАЗ-ААА военного образца с одной фарой и кабиной, обшитой вагонкой
Военные исполнения грузовиков ГАЗ-ААА
Первоначалу автомобиль полностью отвечал требованиям военных по проходимости, надежности, простоте обслуживания, способности доставлять до 20 человек личного состава, буксировать полевые пушки и нести на себе более тяжелое оборудование и вооружение.
На параде бортовые грузовики с поперечными скамейками на 16 солдат
Перевозка в кузове ГАЗ-ААА полкового 120-мм миномета с боевым расчетом
Машины ГАЗ-ААА с 76-мм пушками на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года
Между тем номенклатура специальных армейских версий на шасси ГАЗ-ААА существенно уступала полуторке, зато гамма созданных на нем бронеавтомобилей не имела равных ни в прошлом, ни в будущем.
Американский брат советского «трехосника»
Как это ни прискорбно признавать, но прототипом советских грузовиков, поставленных на три оси, является американский автомобиль Ford-Timken. Стоит отметить, что в США машины такого класса, отличающиеся повышенной проходимостью, не являлись популярными, а вот в СССР, где проблемы бездорожья никогда не теряли своей актуальности, подобные грузовые автомобили были весьма кстати. Поэтому с 1931 года , располагавшийся в Нижнем Новгороде (позднее переименованном в город Горький), начинает изготавливать из комплектующих, поставляемых из Америки, отечественные копии «Тимкенов».
Понятно, что долго так продолжаться не могло — Стране советов нужна была полностью своя машина.
Радиотехнические средства
В мирное время на ГАЗ-ААА устанавливали мобильный приемо-передающий радиоузел РУК и ламповые радиостанции 11АК, которые на первом этапе войны заменила дуплексная радиостанция РСБ-Ф с дальностью двухсторонней связи до 1,5 тысяч километров.
Мощная войсковая радиостанция РСБ-Ф в деревянном кузове
Радиолокационная станция «Редут-40» в поворотном фургоне
В начале 1940-х появилась особо секретная двухантенная радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» дальнего обнаружения (до 100 км), которая произвела переворот в технике ПВО. В ней применялась машина ГАЗ-ААА с четырьмя домкратами и полноповоротной приемной аппаратной, которая при помощи электропривода вращалась вокруг вертикальной оси, получая информацию от синхронно вращавшейся передающей кабины на базе ЗИС-6.
Первые «шаги»
Создание нового армейского тягача ГАЗ-34, способного перевозить грузы с массой до трех тонн, началась в 1964 году. С 1 июля того же года на автозаводе наладился серийный выпуск ГАЗ-66 – двухосного бескапотного грузовика. Автомобиль ГАЗ-34 внешне очень был похож на своего двухосного брата. Различие заключалось в габаритной длине и наличии третьей оси.
Тогда же, в 1964 году, появился первый макетный образец, а следом за ним еще два автомобиля, но уже рабочих – опытных. На них была установлена кабина от 66-го, которую также можно было откинуть, чтобы получить доступ к двигателю. А к вертикальным прорезям воздухозаборника добавились дополнительные – горизонтальные, более короткие. Таких прорезей на серийных кабинах 66-го не было.
Пройдя заводские испытания, оба автомобиля были запущены в автопробег, сначала на 25, а затем на 50 тыс. км.
Еще три автомобиля ГАЗ-34 с определенными доработками вышли с конвейера в 1967 году. И уже к концу декабря 1968 года прошли как внутриведомственные, так и военные испытания.
Ряд узлов и агрегатов, а также кабину и кузов 34-ки конструкторы унифицировали с серийной моделью ГАЗ-66А, снабженной лебедкой. З4-ка также была оборудована системой, регулирующей давление в шинах, которая впоследствии вместе с лебедкой была установлена и на ГАЗ-66-02, серийно выпускавшийся заводом с 1968 года.
Характеристики ГАЗ-34 уникальными назвать было трудно, так как он представлял собой симбиоз разных грузовиков, и не только выпускаемых на Горьковском заводе.
Автомастерские
Учитывая одинаковые с полуторкой размеры монтажной площади шасси на ГАЗ-ААА монтировали походные мастерские ПМ-3, а также более тяжелую типовую мастерскую ПМ-5-6 — летучку типа Б, разработанную для установки на ЗИС-5. Ее комплектовали увеличенными наборами инструментов и материалов, а некоторые версии размещались в специальных более вместительных и тяжелых кузовах с расчетами до семи человек. Во время войны на этой базе выпускалась мастерская ТРМ для ремонта бронетанковой техники в полевых условиях.
Танкоремонтная мастерская в кузове летучки типа Б с задним краном (из архива Н. Маркова)
Автомобили службы горючего
Повышенная на полтонны полезная нагрузка ГАЗ-ААА позволила использовать его в качестве базы военных топливозаправочных машин с собственным насосным оборудованием. В 1938-м для Военно-воздушных сил СССР начался выпуск легкого бензозаправщика БЗ-38 с обтекаемой облицовкой цистерны вместимостью 1,5 тысячи литров и рабочих отсеков.
Первый аэродромный бензозаправщик БЗ-38 с задней кабиной управления
До войны для транспортировки и заправки горячим маслом авиационной техники применялся маслозаправщик МЗ-38 с системой подогрева. До окончания войны в Красной армии служил упрощенный бензозаправщик БЗ-38У с размещением заправочных рукавов непосредственно на цистерне.
Аэродромная и инженерная техника
К аэродромной технике на ГАЗ-ААА относился поздний 50-сильный вариант авиационного стартера АС-2, обеспечивавшего повышенный крутящий момент, необходимый при заводке более тяжелых винтовых самолетов. По комплектации он практически ничем не отличался от модели АС-1 на базе полуторки.
Аэродромный стартер АС-2 при механизированной заводке авиамотора
В годы войны на упрощенных трехосных машинах монтировали новую электростанцию АЭС-3 с генератором постоянного тока мощностью 15 киловатт, который обеспечивал подачу электроэнергии на 15 осветительных прожекторов и 16 точек для подключения электроприборов и инструмента полевых мастерских.
Электростанция АЭС-3 в бортовом кузове на шасси ГАЗ-ААА военного образца
Кабина, органы управления и рабочее место водителя
На шасси в передней части машины была установлена двухместная металлическая кабина. Для облегчения доступа к моторному отсеку с каждой стороны капота кабины были выполнены открывающиеся боковины. Крыша кабины была сделана с деревянной вставкой, обтянутой брезентом, поскольку в то время советская промышленность не могла изготавливать цельнометаллические листы таких размеров.
Двери подвешивались на передних петлях. Цельное лобовое стекло могло поворачиваться в раме и фиксироваться барашками. Для защиты от солнца над лобовым стеклом предусмотрели козырёк. Дворник-стеклоочиститель был один – перед лицом водителя, на верхней рамке лобового стекла. Он имел вакуумный привод, шланг которого соединялся с входным коллектором карбюратора.
На левой стойке кабины было закреплено зеркало заднего вида. Для защиты кузова от повреждений был предусмотрен передний бампер из двух упругих стальных полос. В ночное время дорогу освещали две электрические фары. Они были установлены на поперечине между передними крыльями, и к ней же прикреплялся звуковой сигнал. Некоторые грузовики выпускались только с одной фарой, расположенной с водительской стороны.
Для лёгкой посадки в кабину имелись подножки, что соединялась с передними крыльями. В кабине на приборной панели был расположен щиток с замком зажигания (слева) и тремя приборами: вверху в центре – оптическим указателем уровня горючего, справа – амперметром и внизу – спидометром, в котором нанесенные на барабан цифры сменяли друг друга в неподвижном окошке прибора.
Для подсветки приборов имелась общая внешняя лампочка, смонтированная в верхней части панели. Передаточное число рулевого механизма с глобоидальным червяком и двойным роликом – 16,6. Руль – четырехспицевый, в его центре располагались кнопка звукового сигнала и переключатель света. За ступицей руля были выполнены два рычажка: левый, предназначенный для ручной корректировки опережения зажигания, и правый – для фиксации положения дроссельной заслонки карбюратора. Стартер надо было приводить в действие гашеткой, которая располагалась над педалью газа, а чуть ниже и правее данной педали газа была сделана опора для правой ноги водителя.
Машины химической службы
В середине 1930-х специально для установки на бортовом ГАЗ-ААА была разработана легкая автодегазационная машина АДМ-750, состоявшая из цистерны-бочки, двух жестяных моечных ванн, ручного насоса и рукавов с распылителями и брандспойтами. С 1940 года выпускалась санитарно-эпидемиологическая лаборатория для исследования и анализа степени зараженности местности.
Дегазационная машина АДМ-750 в кузове ГАЗ-ААА (из архива Н. Маркова)
Испытания химической машины БХМ-1 для заражения местности (кинокадр)
В предвоенные годы в обстановке особой секретности проводились разработки специальной автотехники для заражения местности отравляющими веществами для предотвращения наступательных действий противника. Эта роль отводилась боевым химическим машинам (БХМ), представлявшим собой автоцистерны с насосным оборудованием, ёмкостями для отравляющих составов и системами их смешивания и разбрызгивания.
Одними из первых стали пробные образцы БХМ-1 на шасси ГАЗ-ААА с обычной или бронированной кабиной и цилиндрическими цистернами на 800 литров отравляющих жидкостей. Они были испытаны, но до применения их в боевых действиях дело не дошло.
Технические характеристики
Двухосный заднеприводный грузовой автомобиль ГАЗ 51 был способен развивать максимальную скорость 70 км/ч.
Двигатель
В конце 1930-х годов на Горьковском автозаводе было налажено производство рядного двигателя ГАЗ-11, изначально представлявшего собой лицензионную версию мотора американской компании Dodge. Двигатель был очень технологичным, и для изготовления его деталей нигде, за исключением поршней, не использовались цветные металлы. Значительно усовершенствованный за годы войны, этот силовой агрегат долгое время применялся на различной автотехнике, включая автобусы, спецмашины и тягачи, и выпускался в СССР вплоть до 1989 года.
Двигатель имел 6 цилиндров, его рабочий объём составлял 3485 куб.см. Мощность мотора в 70 лошадиных сил не являлась максимальной и сдерживалась ограничителем оборотов коленвала, предельное значение работы которого допускалось 2800 оборотами в минуту. Это добавило выносливости и надёжности двигателю, плохо переносившему продолжительные увеличенные нагрузки, что осложнялось большим передаточным числом главной пары заднего моста.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска ГАЗ-51 считалась достаточно прогрессивной даже по современным меркам. В её состав входили 4 продольных полуэллиптических рессоры и 2 подрессорника, относящиеся к задней оси. Также в подвеске использовались рычажные гидроамортизаторы, которые в конце 1960-х годов были заменены телескопическими элементами. Похожую конструкцию имеет подвеска выпускаемого в настоящее время грузовика «Газон Next». Допустимая нагрузка на переднюю ось составляла 1610 кг, на заднюю ось — 3760 кг.
Трансмиссия ГАЗ-51 состояла из механической 4-ступенчатой КПП без синхронизаторов, однодискового сухого сцепления и одноступенчатой главной передачи.
Задний мост и шасси
В шасси грузовика жёсткая передняя ось обеспечивала максимальную устойчивость. Задний мост имел одинарную главную передачу и собирался внутри балки, дополненной разъёмным картером. Эта конструкция считалась весьма совершенной, и позднее почти полностью была повторена на трёхосном грузовике ЗиС-151. Задняя ось автомобиля ГАЗ-51 была ведущей.
Пулеметно-пушечное вооружение
В мирное время в бортовых кузовах грузовиков ГАЗ-ААА, как и ГАЗ-АА, без особых переделок устанавливался обширный набор легкого вооружения от одиночных до счетверенных пулеметов, а также пушек калибра 25 и 37 мм. Рядом с ними размещались ящики с боеприпасами и места для боевого расчета. К началу войны на вооружении РККА состояло свыше двух тысяч таких машин, но в реальных сражениях они оказались неэффективными.
Обычный грузовик ГАЗ-ААА со спаренным пулеметом на параде в Монголии
Автомобили со счетверенными пулеметами 4М Токарева на параде в Киеве
Зенитная пушка калибра 25 мм в кузове ГАЗ-ААА с откинутыми бортами
Самоходная артиллерийская установка СУ-12 на параде на Красной площади (кинокадр)
На полубронированном трехосном шасси монтировали самоходную артиллерийскую установку СУ-12 с полковой пушкой калибра 76,2 мм и лобовым бронещитом. Плохая маневренность и уязвимость этих систем заставили отказаться от их боевого применения.
Штабные и санитарные машины
Вместительный автобус ГАЗ-05-193 на базе ГАЗ-ААА, снабженный застекленным деревометаллическим кузовом с восемью рабочими местами, был наиболее распространенным штабным средством высшего командного звена Красной армии. Его комплектацию составляли центральный раскладной стол с двумя продольными диванами, шкафы и полки для документации и карт, средства проводной и радиосвязи, розетки для подключения к внешним источникам тока, калориферный отопитель и шторы на окнах.
Штабной автобус ГАЗ-05-193 высшего руководства РККА на шасси военного времени
Специальный санитарный автобус ГАЗ-05-194, унифицированный со штабным, отличался боковыми окнами с матовыми стеклами, изображениями красного креста, продольными скамьями в салоне и установкой двухъярусных носилок для перевозки до четырех лежачих раненых или 15 сидячих. Одна из таких машин служила передвижным рентгеновским кабинетом.
Довоенный вариант автобуса медицинской службы ГАЗ-05-194 (кинокадр)
На грузовиках ГАЗ-ААА монтировали также фронтовые звуковещательные и топографические станции, легкие перегрузочные краны, передвижные типографии и кинопередвижки.
Мобильная типография в бортовом кузове довоенного автомобиля ГАЗ-ААА