История появления бронированной машины, которая легла в основу современной отечественной школы танкостроения
Средний танк Т-44, хотя и был разработан в 1943-44 годах, на войну не успел, а потому не стал так широко известен, как его предшественник – легендарный Т-34. Но в истории отечественного танкостроения он занимает совершенно особое место. «Сорок четвертый» стал той самой машиной, на которой советские конструкторы освоили многие совершенно новые для них технические решения и приемы. Именно они впоследствии и легли в основу большинства советских послевоенных танков. А сам Т-44, точнее, его глубокая модернизация, стал знаменит под индексом Т-54 и еще больше – как Т-55, один из самых массовых танков СССР, выпущенных после войны.
Не переделать, а сделать заново
Появление на Курской дуге немецких «Пантер» показало, что без серьезной модернизации существующие советские средние и тяжелые танки не могут воевать с ними на равных. Уступало бронирование, уступала дальнобойность и пробиваемость орудия… Одним словом, требовался новый танк. К тому времени уже стало понятно, что попытка простой модернизации Т-34, известная как Т-43, требуемого результата не дает. И тогда на свет появились два других танка: Т-34-85 и Т-44. Первый представлял собой модернизированную «тридцатьчетверку» с усиленным вооружением и увеличенным до пяти человек экипажем, выпуск которой можно было быстро освоить на тех же сборочных линиях, где уже занимались производством этих танков. Второй стал настоящей революцией в отечественном танкостроении.
Конструкторский коллектив под руководством Александра Морозова при заводе №183 в Нижнем Тагиле понимал, что создать танк, который не просто должен быть лучше Т-34, но и имел бы достаточный модернизационный запас, можно при одном условии: он будет совсем другим. И как в Германии внимательно изучили конструкцию «тридцатьчетверки», чтобы сделать «Пантеру», так и в КБ Морозова приняли во внимание опыт немецких танкостроителей. Прежде всего это касалось расположенной практически в центре корпуса башни. Такое размещение решало довольно многие проблемы, от которых страдали Т-34, в первую очередь – с размещением люка механика-водителя не в лобовом броневом листе, а наверху. Фронтовой опыт показывал, что именно этот люк стал самым слабым местом «тридцатьчетверки» при обстреле спереди, и эту проблему непременно нужно было решить.
Чтобы разместить башню в центре корпуса, нужно было решить другую задачу – изменить длину моторно-трансмиссионного отделения. На Т-34 это сделать было невозможно, поскольку двигатель располагался вдоль продольной оси танка. Следовательно, требовалось установить мотор поперек, чего в СССР не делали со времен первого советского серийного танка Т-18. Тем не менее его опыт доказывал, что задача эта выполнима. Правда, при одном условии: необходимо расширить моторное отделение. Эту проблему в КБ Александра Морозова решили оригинальным образом: изменили систему подвески. Прежняя, пружинная, требовала специальных надгусеничных полок, за счет чего сокращалось внутреннее пространство. Новая, торсионная, избавляла танк от этого недостатка, позволяя сделать борта вертикальными. А значит, можно было, не сильно меняя ширину корпуса, разместить двигатель поперек, сдвинуть назад башню – и получить совершенно новый, по сути, танк. Причем по сравнению с Т-34-85 он обладал еще одним преимуществом: в экипаже из четырех человек не было стрелка-радиста, стало быть, сокращались людские потребности танковых частей.
Рассказы об оружии. Танк Т-44 снаружи и внутри
Что показали события Великой Отечественной войны в отношении танка Т-34? На начальном этапе – чудесная машина, намного опередившая современников. На окончательном, на примере Т-34-85, стало ясно, что модернизировать машину уже некуда.
Мировое танкостроение шагало десятикилометровыми шагами, и Т-34 явно уже не поспевал за «одноклассниками». Да, некоторое изменение башни и установка более мощной пушки 85-мм сделали свое дело, но дальше оказался тупик.
И в конце 1943 года советские конструкторы пришли к выводу, что надо что-то делать.
Изначально компоновка Т-34 была спроектирована так, что двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка.
Башню пришлось максимально сдвигать вперед, а экипаж распихивать по оставшемуся пространству. В итоге, как мы уже отмечали, внутри Т-34 было весьма тесно, но и это не самое страшное. Неприятно было то, что невозможным стали дальнейшее наращивание лобовой брони и установка более мощной пушки. Это было вызвано серьезным перегрузом ходовой части в передней части танка.
Поэтому уже в 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А. А. Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.
Основной задачей для конструкторов стала полная перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения танка. Удалось. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором. Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки передач и смещения вентилятора к корме танка.
Компоновка получилась не просто более удачной: в сравнении с Т-34 на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.
Боевое отделение не просто увеличилось. Если пересесть из Т-34 в Т-44, ощущаешь, что попал в современную квартиру после «сталинки», настолько увеличивается внутренний свободный объем. Башню можно было сдвинуть в центр корпуса, ближе к центру тяжести танка. Это повысило балансировку и положительно сказалось на точности огня на ходу. Увеличился модернизационный потенциал, места теперь хватало даже для установки 122-мм пушки от ИС-2.
Снизилась нагрузка на передние катки, значит, стало возможно увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм.
Угол наклона лобового листа увеличили до 60°, и он стал монолитным. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя вообще убрали на корпус.
Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того, получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа, повышало оперативность.
Курсовой пулемёт оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вёл механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.
Ну, и экипажу стало намного более комфортно.
ТТХ Т-44:
Боевая масса, т 31,0 Экипаж, чел. 4
Годы производства 1944—1947 Годы эксплуатации 1945 — конец 1970-х Количество выпущенных, шт. 1823
Размеры Длина корпуса, мм 6070 Длина с пушкой вперёд, мм 7650 Ширина корпуса, мм 3180 Высота, мм 2410 База, мм 3800 Колея, мм 2630 Клиренс, мм 425
Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 60°[1] Лоб корпуса (низ), мм/град. 90 / 45°[1] Борт корпуса, мм/град. 75 / 0°[1] Днище, мм 15[1] Крыша корпуса, мм 15—20[1] Лоб башни, мм/град. 120 Борт башни, мм/град. 90 / 20°[1]
Вооружение Калибр и марка пушки 85-мм ЗИС-С-53 обр.1944 года Боекомплект пушки 58 Углы ВН, град. −5…+25° Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТМ
Подвижность Мощность двигателя, л. с. 500 Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25..30 Запас хода по шоссе, км 200..250 Запас хода по пересечённой местности, км 180..200 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,73 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,3
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством.
Замена старой, тяжёлой и громоздкой пружинной подвески Кристи на торсионную подвеску освободила достаточно много места. Именно это дало возможность полностью пересмотреть компоновку танка.
Исчезли надгусеничные ниши, а высвободившееся место позволило расположить новый двигатель В-44 не вдоль, а поперёк корпуса танка. За счет разворота двигателя было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа.
После внесения ряда незначительных конструктивных доработок 23 ноября 1944 года Т-44А был принят на вооружение.
Первые пять серийных машин вышли из цехов ХТЗ в ноябре 1944 года. Всего же за период производства с 1944 по 1947 годы было произведено 1823 танка Т-44.
На фронт, правда, они не поступали и в боевых действиях Второй мировой войны не участвовали.
Более того, почти сразу после запуска в производство в конце 1944 года стало ясно, что по вооружению Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина. 85-мм пушка практически исчерпала свои возможности и для борьбы с современными танками не годилась.
Было решено начать работы по следующей модификации танка – Т-44Б, оснащенной 100-мм пушкой Д-10. К работе приступили в октябре 1944 года, проектирование завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года.
Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. От «базовой» модели Т-44 он отличался уже многими вещами: новой пушкой, башней иной конфигурации, двигателем, иной схемой бронирования.
Фактически это был уже совершенно другой танк, поэтому вместо литеры «Б» машина получила самостоятельное название, под которым и была вскоре запущена в производство – Т-54.
Но это уже совсем другая история.
В 1961 году все выпущенные танки Т-44 прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию.
В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской Армии.
Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы машинам всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне: в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину».
Кадр из кинофильма «Горячий снег»
Кадр из киносериала «Освобождение»
После соответствующей переделки танки становились малоотличимы от немецких машин (за исключением ходовой части).
В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин», «На дорогах войны», «Родная кровь», где он «играет» роль Т-34-85.
Танк короче, пушка толще
Поперечное расположение двигателя позволяло решить еще две проблемы, которые беспокоили воюющих танкистов. Во-первых, сокращение длины танка давало существенный выигрыш в весе, который можно было использовать для увеличения толщины брони. Во-вторых, смещение башни назад разгружало переднюю часть подвески, что опять-таки позволяло сделать лобовые броневые листы толще.
Эти преимущества новой компоновки в руководстве страны оценили сразу. Председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин, который узнал о проекте нового танка уже в декабре 1943 года, взял его разработку и производство, образно говоря, под личный контроль. К этому времени первые разработки по теме Т-44 прошли необходимые согласования у военных и в наркомате танковой промышленности, а на заводе №183 (нынешний Уралвагонзавод) уже вовсю шли работы по изготовлению опытных образцов новой машины.
Строили не один танк, а сразу три, заметно отличавшиеся друг от друга. Особенно заметно это было по машине, которая получила в качестве эксперимента 122-мм пушку, чьи снаряды легко справлялись даже с лобовой броней «Пантер» и «Тигров» (таким же орудием были вооружены тяжелые танки ИС-2). Два других танка вооружили такими же 85-мм пушками, как и Т-34-85, и отличались они только башнями. У одной машины она была ближе по характеристикам к башне новой «тридцатьчетверки», у другой – к одному из вариантов Т-43.
Последний из танков первым вышел на испытания в конце января 1944 года, которые показали, что машина получилась легче, быстрее и экономичнее, чем сопровождавший ее на испытательных заездах серийный Т-34-76. Второй образец с 85-мм пушкой тоже успешно прошел испытания, а вот танк, вооруженный 122-мм орудием, признали бесперспективным из-за низкой скорострельности. После испытаний на полигоне НИБТ в подмосковной Кубинке новый танк признали перспективным, но, как обычно, отметили множество дефектов, недоработок и неудобств для экипажа, которые сопровождают любые опытные машины. Все они были устранимы, но на это требовалось время. Как ни удивительно, его у создателей Т-44 оказалось в достатке: несмотря на очевидное превосходство над Т-34, «сорок четвертый» не стали в спешке загонять на конвейер. Объяснялось это просто: фронту нужно было как можно больше танков в как можно более короткие сроки, а выполнить это требование можно было, только сохранив в качестве основной серийной машины Т-34 и Т-34-85, которые в январе 1944 года уже приняли на вооружение.
В течение всей первой половины 1944 года конструкторское бюро завода №183 занималось доводкой и переделкой опытных Т-44. Замечаний у военных и испытателей накопилось много, еще больше проблем вскрыл экспериментальный обстрел корпусов нового танка на полигоне. В частности, стало понятно, что предложенная КБ рубка механика-водителя, которая заменила люк в переднем броневом листе, все равно остается слабым местом машины. Военные требовали увеличить толщину брони, особенно лобовой и бортовой. Не выдерживал обстрелов даже не самыми крупнокалиберными снарядами кормовой броневой лист, который стоял вертикально. Кроме того, потребовалось переделать башню, в которую теперь установили новое орудие С-53 – такое же, как начали ставить на Т-34-85. Одним словом, шел нормальный рабочий процесс по доводке танка, который явно намереваются принять на вооружение.
Опоздавший на войну
Это решение приняли в середине лета 1944 года. 18 июля вышло подписанное Сталиным постановление о начале серийного производства нового танка Т-44 на заводах №75 в Харькове (легендарном Харьковском паровозном, где некогда создали «тридцатьчетверку») и №264 в Сталинграде. Первые боевые машины планировалось получить уже в ноябре того же года. Но прежде чем начался серийный выпуск, КБ Александра Морозова успело построить еще один опытный вариант «сорок четвертого», отличавшийся лучшей броневой защитой и лишившийся рубки механика-водителя. Именно этот вариант в итоге и был запущен в серию.
Головным, а вскоре единственным предприятием по выпуску Т-44 стал восстановленный харьковский завод №75. Именно здесь в конце ноября 1944 года собрали первые пять «сорок четвертых», которые в начале декабря отправились прямым ходом в танковые училища и учебные танковые бригады. Туда ушли и многие последующие машины, поскольку и на заводе, и в наркомате танковой промышленности, и в Красной армии хорошо понимали, что отправлять страдающую массой «детских болезней» машину в боевые части рискованно.
В итоге принять участие в Великой Отечественной войне Т-44 так и не успел. Первые машины, которые признали годными для боевых частей, поступили в 5-ю гвардейскую танковую армию только в конце весны 1945 года, и до фронта дойти им не довелось. Зато у них оказалась удивительно долгая история службы. В 1956 году Т-44 в первый и последний раз приняли участие в боевых действиях во время антисоветских выступлений в Венгрии. В конце 1950-х все имеющиеся в войсках «сорок четвертые» модернизировали до уровня Т-44М. Эта модернизация представляла собой унификацию двигателя, трансмиссии и ходовой части с танком Т-54, который к тому времени стал основным в Советской армии. Примечательно, что сам «пятьдесят четвертый» представлял собой глубокую модернизацию Т-44 – теперь прародителя подтянули до уровня потомка. После этого «сорок четвертые» служили до конца 1970-х, пока их постепенно не сняли с вооружения.
Всего за три года выпуска (1944-1947) на харьковском заводе №75 выпустили 1823 танка Т-44. Подавляющее большинство из них использовалось в качестве учебных, причем не только в Советской армии, но и в армиях союзников по Варшавскому договору. Это оказалось удобно, поскольку во многом более распространенные Т-54 были его наследником. В каком-то смысле «учебным» этот танк оказался и для отечественного танкостроения, хотя вернее было бы назвать его рубежным: именно на нем подход к проектированию танков радикально изменился и начала складываться послевоенная школа конструирования гусеничных боевых машин.
Советский [не совсем] стальной монстр КВ-44
Предыстория обычная, ну как у всех, у кого есть дети. В какой-то момент ты прогибаешься, показываешь YouTube, и понеслась. Так незаметно переходишь от того же «Синего трактора» к «Щенячьему патрулю», потом к «Суперкрыльям» и, в принципе, с промежуточными можно было бы добраться до «Острова сокровищ», но тут вмешивается сбежавшая из того же мульта фортуна, и мы уже все вместе плотно подсели на канал Gerand’a и его стальных монстров.
Ну а так как главный, хорошо, один из главных, героев у него это сверхтяжелый танк КВ-44, то понятно, кого мне захотелось напечатать.
Для начала я изучил матчасть, а именно — доступные изображения КВ-44 из мультфильмов и заодно — неповторимого оригинала:
По всему выходило, что оба в некотором смысле франкенштейны. Оригинал — больше, мультяшный — меньше. Но в любом случае получалось, что даже если определишься с количеством и расположением башен, одновременная стрельба оказывалась невозможной — это нам не ган-ката. Тут и карапузу ясно, что застрелишься раньше, чем попадешь во врага.
Поэтому я, насколько мог, абстрагировался от рациональности и стал делать КВ-44. Чтобы понимать, что такое КВ-44:
Итак, каким должен быть КВ-44? Правильно: огромным, опасным и чтоб глаза горели красным. А область печати у моего принтера — всего 220х220 мм по характеристикам и в лучшем случае 200х200 по практике.
Так что началось все с того, что танковую платформу я разбил на три части и начал думать над тем, как их потом скрепить, чтобы ничего не разваливалось и не ломалось. Первый вариант сопряжения был зубодробительным и я настолько сильно сомневался в его целесообразности, что даже не пытался печатать:
Здесь на скрине половина танка — именно так я рисовал большую часть. Ведь танк планировался симметричным, а значит можно сделать половину, а потом просто отзеркалить.
По этому же изображению можно понять, что вдохновлялся я, все-таки, КВ-44 руки Gerand’a. В свое оправдание хочу сказать, что он, по моему мнению, классик КВ-44 и непонятно, куда смотрит наш Минкульт.
Через некоторое количество итераций я пришел к сэндвичной конструкции основания танка:
В основании половинки гусеничного блока. Половинки — потому что принтер (и, наверное, пластик) у меня не очень и поддержки при печати PET-G выламываются с большим трудом, оставляя после себя душераздирающее зрелище. Так что я постарался сделать гусеницы и танк вообще таким, чтобы количество поддержек было минимальным с учетом моих способностей, конечно.
Другой принципиальный момент — унификация и минимизация номенклатуры печатаемых деталей. По этой причине передний и задний гусеничный блок, а также оба соединителя — абсолютно одинаковы. Правда, если быть до конца честным, то половинки гусеничных блоков немного отличаются, что объясняется наличием ребер, чтобы хотя бы гипотетически увеличить поперечную жесткость и заодно облегчить сборку.
Не знаю, насколько понятен чертеж, но словами будет еще более бестолково. Например, смысл конструкции в том, что по горизонтали гусеницы объединяются соединителем, а чтобы он никуда не делся, сверху прикручиваются крышки в виде верхних передней, средней и задней частей. При этом верхняя средняя часть заходит на переднюю и заднюю, что по моей идее должно предотвращать перелом танка, если брать его совсем уж варварским способом — только за нос или корму.
Кстати, из этого же чертежа следует, что внешний вид танка можно изменять, переделывая только часть деталей, например, гусеницы или крышки.
Следующий вопрос — как крепить башни, если помнить, что все они должны вращаться. Здесь первая версия, как и в случае с танковой платформой, до финала не дошла:
Ее идея была в том, чтобы скручивать все части платформы шпилькой, достаточно длинной, чтобы насадить на нее и башни. А сверху планировалась гайка. Здесь же можно видеть, что в начале я еще был оптимистичен и надеялся печатать гусеничные блоки целиком, а чтобы поддержек было меньше, части с катками планировал вставными.
Вот только я не смог придумать, как обездвижить гайку-шпильку при подвижных башнях. Полагаю, что в дело вступил встроенный скрам-менеджер (я даже не знал, что это такое, но загуглил): если решение задачи занимает слишком много времени, отправляем все в пропасть и начинаем заново.
И, сюрприз, тут я заново вляпался в ту же ерунду. Мне не давала покоя идея со шпилькой, поэтому я придумал сделать ее полой и с кольцевыми пазами. Полой — для того, чтобы в нее заходил винт для скрепления шпильки и слоев танковой платформы, а с кольцевыми пазами — чтобы по ним, как по направляющим вращались башни. Защелкивание башен в этом случае обеспечивалось тем, что шпилька была разрезной и на время установки башни сжималась. В общем, объяснять долго и не нужно, с учетом того, что этот вариант тоже отправился на свалку истории. Понимаете, очень сложно оказалось подбирать диаметры отверстий и высоту расположения кольцевых пазов, чтобы обеспечить желаемую фиксацию и усилие поворота.
Ощутить частичку моей боли можно по следующей картинке:
Здесь сразу три тупиковых решения. Про шпильку я уже рассказал. Теперь про башни. Было очевидно, что напечатать без поддержек башни сразу с пушками невозможно. Также я знал, что и с поддержками у меня это не получится — поломаю еще в процессе отделения поддержек. Плюс я думал, что пушки будут ломаться первыми, а это значит, что каждый такой инцидент влечет повторную печать всей башни. Поэтому башни и пушки должны были печататься отдельно.
Однако в этом случае нужно было придумать, как их скреплять. Вариант с резьбой я почему-то даже не попробовал — сразу отмахнулся и стал делать защелку. Идея была в печати башен в режиме вазы (один периметр, по спирали) с вырезом под пушку. Защелка на пушке — два встречно направленных усеченных конуса. При должном расчете, пушка должна была прогнуть переднюю поверхность башни, разводя в стороны края выреза, а затем встать на место, позволив вырезу сомкнуться (простите, если кому-то это покажется излишне эротичным).
Короче, идея сработала, но возникли трудности. Например, исходя из концепции крепления башен на кольцевые пазы, верхняя башня не могла быть напечатана в режиме вазы, а это автоматически делало стенку более жесткой — вплоть до невозможности толком установить пушку. Кроме того, получалось не очень эстетично. Ведь у танков здесь должна быть качающаяся броня окна пушки, а не то, что получилось у меня.
С этим надо было что-то делать. И, так как меня в первую очередь беспокоило сопряжение башен, им я и занялся. После экспериментов с попытками попасть в десятые доли миллиметра при совмещении деталей, я понял простую вещь: соединение должно быть таким, чтобы не требовало особой точности при печати и особых умений при сборке.
Вообще жаль, что от башен в режиме вазы пришлось отказаться. Рисовать их лично мне было не очень просто, но снизу они выглядели довольно изящно:
Как ни парадоксально, финальное решение оформилось это в виде подобия шкантового соединения, которое, если бы не случайность, я бы вообще в расчет не принимал. Случайность — это «раз ничего не помогает, давай попробуем его — пять минут потеряем, а вопрос закроем раз и навсегда».
До шканта я довольно долго пытался вдохнуть жизнь в защелку со сквозным отверстием:
Выходило не очень. Если фиксация была достаточной, то соединение оказывалось условно-неразъемным. Буквально: ломалось при попытке разобрать.
Вариантов было много, но всех их объединяли одни и те же качества:
Ну и поле экспериментов тоже получилось обширным:
А в продакшн пошел вот такой шкант:
Да, сначала шкант был сплошным, но соединение с ним довольно плохо вращалось и его было сложно разбирать, поэтому появились выборки.
Чтобы обеспечить сопряжение вращающейся нижней башни с неподвижной платформой я использовал шкантовую вставку:
Она входит в выемку танковой платформы и фиксируется тем же винтом, который скрепляет части платформы. Квадратная форма не дает вставке прокручиваться и разбалтывать соединение. При этом стенка достаточно толстая, чтобы не ломаться при разъединении. И даже если вставка сломается — не беда, новая печатается очень быстро. К слову, у меня ни одна такая вставка пока что не сломалась.
На этом же этапе я применил принцип «попробуем и, если что, выбросим» к резьбовому соединению башен и пушек. На удивление все срослось — нужно было только принять в расчет тот факт, что резьба на башнях чуть провисала, что лечилось небольшим увеличением диаметра резьбы на пушке.
Другая особенность пушек в том, что я печатал их в моем любимом режиме вазы, от которого пришлось отказаться в башнях. Причин две: во-первых, это красиво (и быстро). Во-вторых, когда (а не если) такая пушка ломается, то остатки довольно просто выкрутить, вставив внутрь отвертку подходящего размера.
Собственно, здесь случился переворот. Наконец-то танк стал собираться и в конечном итоге собрался. Схема выглядит примерно так (без излишне повторяющихся деталей):
Или вот небольшая демонстрация:
По мере готовности условных чертежей условных башен я, как мог, пытался проверить кинематику — чтобы поворачивались, не задевая деталей корпуса. В целом все получилось, но я не учел расположение пушек, поэтому случилась небольшая неожиданность по унификации башен. Несмотря на то, что задние центральные башни по размерам точно такие же, как и передние, у одной пришлось сместить орудийное окно, иначе при повороте пушка упиралась в выхлопные трубы.
Спереди:
Сзади:
Дело оставалось за малым. Именно — краской и звездами. Так получилось, что пластик у меня только белый и в спешке я забыл сделать в корпусе и пушке выемки для обязательных звезд.
Поэтому звезды я нарисовал и приклеил к корпусу, а для покраски использовал акриловую аэрозольную краску. И если с грунтом и черным цветом все понятно, то хочу сказать, что краска REF 0310 (хаки) в применении к корпусу меня просто потрясла. Это оказался тот самый оттенок, который я ожидал от военной техники.
Конечно, у меня получилось не 77 пушек, а всего 35 пушек и 31 башня на трех платформах. При этом унификация вылилась в то, что разновидностей пушек всего 6, а башен — 10. Размер соединительных гаек один, размеров винтов — два. Конструкцию я постарался сделать такой, чтобы при поломке количество деталей для восстановления было минимальным.
Также можно увидеть, что качество окраски плавает. Действительно, я ошибся в количестве краски и одного баллона хаки на танк не хватило. Поэтому местами проглядывает коричневый грунт, а местами все покрыто черной краской, которая, напротив, осталась после покраски гусениц. Вообще, хотя краской я остался очень доволен, в идеале, конечно, танк лучше печатать уже окрашенным пластиком.
В завершение хочу сказать, что для всех резьбовых соединений я пользовался скриптом Nut job, потому что сам не умею.
Модель уже загружена в библиотеку 3DToday. Примерный вес готового изделия — 760 граммов.
С наступающим Днем Победы!