1936 СОВЕТСКИЕ АСЫ 1953
Ж-З У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я |
Сафонов Борис Феоктистович
25 побед (20 + 5) |
Родился 26 августа 1915 года в селе Синявино (ныне Плавский район Тульской области). Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Туле. В 1931 году начал заниматься в аэроклубе. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил 1-ю военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова в Каче, служил в 106-й авиационной эскадрилье 40-й авиационной бригады ВВС Белорусского Военного округа. Был рядовым пилотом, инструктором парашютно-десантной службы, позднее — помощником военкома эскадрильи по комсомольской работе. С 1940 года служил в ВВС Северного флота в должности командира звена 15-го авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года (командир эскадильи, старший лейтенант) в составе 72-го смешанного авиационного полка ВВС СФ, летал на И-16. В октябре 1941 года назначен командиром вновь сформированного в составе ВВС флота 78-м истребительным авиаполком на английских истребителях «Харрикейн» (Hawker Hurricane). С марта 1942 года — командир 2-го Гвардейского САП ВВС СФ (18.01.1942 г. преобразован из 72-го САП). Летал на «Харрикейне» и истребителе «Киттихаук» (Curtiss P-40 Kittyhawk) американского производства.
К 28 августа 1941 года капитан Б. Ф. Сафонов совершил 130 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, в которых лично сбил 11 самолётов противника. 16 сентября 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Указом Президиума ВС СССР удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 533).
30 мая 1942 года командир 2-го Гвардейского смешанного авиационного полка ВВС Северного Флота Гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов вылетел в группе из 3-х «Киттихауков» своего полка на прикрытие транспортов союзного конвоя PQ-16 в Баренцевом море (изначально пилоты 2-го ГСАП взлетели четвёркой, но ведомый Сафонова Гвардии капитан А. Н. Кухаренко вернулся с маршрута на свой аэродром из-за неисправности самолёта и командир принял решение продолжать выполнение задания без напарника). Над охраняемыми кораблями советские лётчики вступили в воздушный бой с группой немецких бомбардировщиков Ю-88, во время которого Сафонов пропал без вести (предположительно у его «Киттихаука» отказал мотор вследствие боевых повреждений или технической неисправности и машина вместе с лётчиком упала в море).
Всего совершил 234 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 20 и в составе группы 5 самолётов противника. 14 июня 1942 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина (16.09.1941), тремя орденами Красного Знамени (14.07.1941, 22.12.1942, 22.01.1942), британским орденом DFC (19.03.1942).
* * * Список известных воздушных побед Б. Ф. Сафонова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
24.06.1941 | 1 Хе-111 | губа Большая Волоковая | И-16 |
27.06.1941 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | севернее посёлка Титовка | |
16.07.1941 | 1 Хш-126 | Ура-губа | |
17.07.1941 | 1 Ю-87 | западнее посёлка Мурмаши | |
18.07.1941 | 1 Ю-88 | восточнее аэродрома Ваенга | |
25.07.1941 | 1 Ю-88 | Цып-Наволок | |
05.08.1941 | 1 Ме-109 | аэродром Ваенга | |
06.08.1941 | 1 Ю-88 | острова Малый Олений — Териберкой | |
09.08.1941 | 1 Ю-88 | юго-восточнее озера Кядел-Явр | |
23.08.1941 | 1 Ю-88 | озеро Куырк-Явр | |
26.08.1941 | 3 Ю-88 (в группе 3/9) | Ваенга — Луостари | |
27.08.1941 | 1 Хш-126 | Ура-губа | |
02.09.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/6) | Мурманск | |
09.09.1941 | 1 Ю-87 | западнее озера Ура-Губское | |
15.09.1941 | 1 Ме-110 | Западная Лица | |
1 Хш-126 | озеро Куырк-Явр | ||
1 Ю-87 | |||
17.12.1941 | 1 Ме-109 | южнее Лопаткина губа | «Харрикейн» |
31.12.1941 | 1 Хе-111 | северо-западнее острова Кильдин | |
17.05.1942 | 1 Ю-88 | Мурманск | «Киттихаук» |
30.05.1942 | 3 Ю-88 * | Конвой PQ-16 | |
Всего сбитых самолётов — 20 + 5; боевых вылетов — 234. |
*
Документального подтверждения нет, засчитаны сбитыми только на основании радиопереговоров во время боя. Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет:
Биография
Тульская губерния, село Синявино — это место, где 26.08.1915 г. родился Борис Сафонов. Отец и мать будущего героя были простыми крестьянами.
После окончания с отличием школы-семилетки Борис поступил в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества). Данное учебное заведение готовило специалистов, знающих паровозное дело. В этой школе парень вступил в ряды ВЛКСМ.
Борис Сафонов, биография которого считалась обычной для его сверстников, скорее всего, стал бы железнодорожником. Однако Ленинский комсомол, членом которого он являлся, объявил о своем шефстве над авиацией. И тогда тысячи юношей и девушек устремились в небо. Среди них был и Борис Феоктистович Сафонов. Он стал членом кружка, организованного при школе Осовиахима, впоследствии ставшей Тульским аэроклубом. Именно здесь будущий военный летчик Сафонов приобрел качества, весьма необходимые для пилота. Это уверенность в своих силах и самостоятельность, дисциплинированность и выдержка.
Далее молодой парень благополучно прошел медицинскую комиссию и стал учеником летчика в аэроклубе Тулы. Он много и усердно занимался теорией наземной подготовки. Даже перед сном, уже лежа в постели, Борис мысленно перебирал в памяти все детали приборной доски, которая находится в самолете перед пилотом. Так он закреплял свои знания, полученные во время занятий. Далее были самостоятельные полеты, во время которых Сафонов проявил свой незаурядный талант.
Тульская губерния – место, где родился, вырос и учился будущий орденоносец, была покинута им в августе 1933 г. Это случилось после успешного окончания парнем аэроклуба, когда Борис по направлению командования попал в Качу. Здесь готовили военных летчиков.
Семейная жизнь
В Белоруссии Борис Сафонов встретил свою будущую жену Евгению.
С женой Евгений
28 октября 1937 года родился сын Игорь. О семейной жизни известно мало, оно и не удивительно. Вместе прожили недолго. С 40 по 41-й год семья жила в Североморске. Потом наступила война. Семья Бориса была в эвакуации в Туле, Куйбышеве, Галиче. Судя по письмам, сын Бориса Игорь уехал вместе с бабушкой и дедушкой, а жена Евгения работала зубным врачом в Североморске. В эвакуацию не ушла.
Сын Бориса Сафонова не посрамил чести отца. Свою жизнь он посвятил военному делу, окончив Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМФ. Служил в Заполярье. Работал в Управлении капитального Северного флота. Потом был ведущим инженером Военморпроекта. Сейчас помощник депутата Мурманской областной думы.
Последний бой
Возглавляя 2-й Гвардейский авиаполк, гвардии подполковник Сафонов много времени и сил отдавал руководству. В связи с этим летать он стал меньше, но практически в каждом бою пополнял список своих побед.
В 1942 г. перед его полком поставили новую задачу. Помимо обороны порта Мурманск летчики должны были охранять союзные военные конвои, находящиеся на территории Северного флота. При выполнении этой задачи и погиб знаменитый советский летчик. Свой последний боевой вылет он совершил 30 мая 1942 г., поднявшись в воздух для прикрытия следовавшего в Мурманск конвоя союзников.
Сафонов был ведущим четверки советских машин. Однако одна из них из-за неполадок в двигателе вернулась назад. Три советских летчика ввязались в бой с шестью вражескими бомбардировщиками, пойдя на врага в стремительной атаке. В суматохе, возникшей во время схватки, звено распалось. Больше Бориса Сафонова не видели.
Место гибели отважного летчика в Баренцевом море можно найти по карте. Это 69 градусов 51 секунда северной широты и 64 градуса 42 секунды восточной долготы. Он погиб в неравном бою с фашистами, сбив при этом два самолета. ВВС потеряли аса морской авиации, на счету которого в мае 1942 г. числилось 25 сбитых машин врага.
Какова причина гибели Бориса Сафонова? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. По одной из версий, он не смог совладать с внезапной атакой одного из «Юнкерсов», а по другой – упал из-за отказа двигателя. Последнее из этих двух предположений считается наиболее вероятным.
Новые назначения
24 октября 1941 г. Сафонову поступило предложение собрать лучших летчиков в 78-й истребительный авиационный полк и возглавить его. Борис Феоктистович принял новое назначение. Вооружение нового авиаполка состояло из двадцати семи «Харрикейнов» — машин, которые передали советским ВВС английские летчики. Техника была не новая и в большинстве своем требовала ремонта. Кроме того, английские самолеты решено было перевооружить. По инициативе Сафонова на них поставили четыре крупнокалиберных пулемета, два из которых вскоре заменили на пушки. Несколько позже под плоскостями машин были установлено направляющее снаряжение для реактивных снарядов.
Будучи командиром 78-го авиационного полка, Борис Сафонов показал замечательные организаторские способности, а также умение воспитывать и обучать подчиненных. За эти заслуги ему было присвоено очередное звание – майор.
Борис Сафонов продолжал совершать боевые вылеты, увеличивая счет сбитых им вражеских машин. 22 декабря 1941 г. ему был вручен второй орден Красного Знамени, а 22 января 1942 г. – третий.
Командиром 78-го полка авиации Сафонов был короткий период. 20 марта 1942 г. его поставили во главе 2-го Гвардейского. В этом авиаполку отважный летчик начинал войну. Сафонов продолжал пополнять список своих боевых побед. В этот период на его кителе появилось еще две награды. Это Золотая Звезда Героя и награда Британии – орден «Ди-Эф-Си».
Личный поединок
В те же осенние дни 1941 г. Сафоновым был уничтожен известный немецкий ас. «Мессер» это летчика, на фюзеляже которого был изображен рыжий пес, держащий в зубах краснозвездный истребитель, часто видели во время атак на авиаполк. Враг держался нагло, но открытого боя избегал. Сафонов мечтал о встрече с фашистом, и однажды такой случай ему представился. Советский летчик смело навязал бой врагу, который умело выбирал выгодные для него позиции с помощью выполнения сложных пилотажных фигур. Однако уже по истечении пары минут Сафонов завел свой «Ястребок» в хвост «Мессеру» и после непродолжительного преследования произвел несколько метких очередей. Машина врага загорелась и камнем упала вниз. Немецкий летчик оставил пылающую машину и на парашюте приземлился прямо на позиции наших зенитчиков. Плененный советскими бойцами враг оказался не кем иным, как известным Вилли Френгером. На счету этого матерого немецкого аса было девятьсот боевых вылетов и тридцать шесть самолетов, сбитых над Ла-Маншем, за что военное командование наградило его двумя Железными Крестами.
Учеба в Качинской школе
В период нахождения в этом учебном заведении Борис Сафонов тщательно изучал труды классиков марксизма-ленинизма. Это стало начальным этапом подготовки к вступлению в Коммунистическую партию.
В годы учебы в Качинской школе, в возрасте девятнадцати лет, Сафонов становится летчиком-истребителем. При этом он показывает великолепные навыки по воздушной стрельбе, по технике пилотирования и по знаниям материальной части, заслуживая по всем этим дисциплинам высшие оценки. В характеристике, написанной в эти годы инструкторами, отмечено, что Сафонов отличается быстрой реакцией, сообразителен и находчив в воздухе, кроме того, отмечена его достаточно высокая степень инициативности.
Работа инструктором
На Севере Борис увлекся историей морской авиации, что и определило его последующий жизненный путь. Кроме того, летное мастерство Сафонова, талант организатора и умение обучать не остались незамеченными. Старшего лейтенанта назначили на должность командира учебно-тренировочной эскадрильи. Будучи превосходным морским летчиком-истребителем, Сафонов стал строгим и терпеливым педагогом. Он готовил новичков ко всем неожиданностям, с которыми им предстояло встретиться в реальном сражении.
Белорусский военный округ
В декабре 1934 г. Борис Сафонов был направлен к дальнейшему месту прохождения своей службы. Им стал Белорусский военный округ, а конкретнее его 40-я авиационная бригада. В это время на вооружение советских ВВС были приняты новые самолеты. Ими были И-15 и И-16, а также И-153. Борис с воодушевлением изучал новые машины, часами пропадая в библиотеке. Уже в начале лета 1936 г. появившиеся на вооружении Советской Армии самолеты были хорошо изучены Сафоновым. Летчик-истребитель даже выработал собственный метод ведения боя, который впоследствии великолепно зарекомендовал себя в годы войны.
В 1937 г. Борис Феоктистович Сафонов был принят кандидатом в члены Коммунистической партии. В это же время он становится также секретарем комсомольской организации.
В 1938 г. сформировался пятнадцатый авиационный полк. Борис Сафонов стал в нем помощником командира по комсомольской работе.
В декабре 1939 г. по радио прозвучала первая сводка о боевых действиях, которые начались на границе Советского Союза с Финляндией. Военный летчик Сафонов тут же подал рапорт, в котором изложил о своем желании зачисления в истребительную эскадрилью, отправлявшуюся на Север. Просьба Бориса Феоктистовича была удовлетворена.
Первые победы
Уже через два дня после начала войны с фашистами Сафонов вылетел на своем И-16 с целью перехвата немецкого разведывательного Ju-87. После долгой погони вражеский самолет был атакован. Вначале Сафоновым был убит стрелок и повреждена машина. После этого советский летчик при помощи длинной очереди отрезал самолету хвостовое оперение. Вражеская машина упала в бухту Зеленцы, где ее обломки были подобраны подошедшим катером. Этот самолет стал первым из сбитых в небе Севера.
Вторая победа была одержана Сафоновым 27.06.1941 г. На землю упал сбитый им совместно с товарищами немецкий самолет HS-126, который впоследствии советские пехотинцы прозвали «Костылем».
В дни начала войны над Кольской землей проходили упорные авиационные бои. Немцы стремились использовать время полярного дня, когда солнце в течение круглых суток стоит над горизонтом. Вражеские самолеты, сгруппировавшись большими звеньями, производили атаку на корабли советского флота. Численность наших истребителей была небольшая, и поэтому морским летчикам приходилось совершать в день по 6-7 боевых вылетов. С каждой встречей с вражеским самолетом Борис Сафонов совершенствовал тактические приемы, ведя ближний бой. При этом он изучал все возможности немецких машин, воевавших над нашими Северными землями.
Список воздушных побед Сафонова значительно пополнился в следующие два месяца. Именно в это время немцами были предприняты массированные налеты на порт Мурманск и северные советские аэродромы.
Так, 7 июля «девятка» И-16, во главе которой находился Сафонов, прикрывала морскую базу Полярное. В это время в небе над охраняемой ими территорией появилась группа немецких самолетов Ju-87, которые сопровождали вражеские истребители Me-109. Завязался воздушный бой. Немецкие самолеты были атакованы советскими летчиками, которые сбили семь вражеских машин. Наша «девятка» вернулась на базу в полном составе.
Н.Г. Голодников о Б.Ф. Сафонове
Интервью Андрея Сухорукова
—— Каково было ваше первое впечатление о Б.Ф. Сафонове? Что вы можете сказать о нем как о летчике-истребителе и человеке?
— Мое первое впечатление о Сафонове — очень обаятельный человек. Он умел расположить к себе людей, психолог был хороший. Очень хороший аналитик. Анализировал каждое событие, каждый бой. Сафонов после каждого боя, каким бы тяжелым он ни был, всегда собирал всех и разбирал действия каждого, какие бы они ни были. Бывало, привезет кто-нибудь десяток пробоин, он всех ведет к этому самолету и разбирает, каким же образом ты эти «дырки» заполучил. «Вот эти, — говорит, — ты получил, когда не видел, что по тебе стреляли, а эти — когда сделал то-то и то-то. А надо было так-то и так-то, тогда никаких бы пробоин не было». Сафонов «видел» здорово! Был у него такой талант. Умел ответственность на себя брать. «Парой» мы первые начали летать. Думал всегда об улучшении технических возможностей, именно благодаря ему поставили РСы на И-16. Ставить РСы, пушки и «березины» на «харрикейны» тоже его идея была. И когда англичане на него зашумели: «Мол, как же… без нашего согласия… новое вооружение…» Он только сказал: «Ерунда. Война все спишет. Давай под мою ответственность».
Было еще у него одно качество, немаловажное — почти трезвенник. Никогда не видел, чтобы он водку пил. По вечерам, когда собирались, выпьет грамм 25 — 50 красного вина, и все.
Не курил. Очень грамотный. Начитанный. Культурный. Умел говорить — красиво, точно, сжато. Мог и матерком, сам знаешь, люди у нас часто нормальных слов не понимают, но у него мат всегда по делу и ситуации. Ну, в бою само собой — там больше мата, чем слов.
А чтобы кого просто так обругать — никогда такого не было.
Сафонов считал самым важным для летчика-истребителя уметь стрелять. Притом стрелять «по-сафоновски» — наверняка, «по заклепкам». Во-вторых — маневр. Уметь сблизиться, выйти на дистанцию стрельбы наверняка. В-третьих — «смотреть!» Осмотрительность — основа всего. Увидел — сманеврировал, сблизился — открыл огонь — сбил! Вот такая у него была формула.
Что касается его личного счета, то, я думаю, он сбил больше, чем 22 немецких самолета. Сафонов великолепно стрелял и, бывало, в одном бою сбивал по два, по три немецких самолета. Но у Сафонова было правило — «больше одного сбитого за бой себе не писать». Всех остальных он «раздаривал» ведомым. Хорошо помню один бой, он сбил три немецких самолета и тут же приказ, что один ему, один — Семененко (Петр Семененко летал ведомым у Сафонова) и один еще кому-то. Петя встает и говорит: «Товарищ командир, да я и не стрелял. У меня даже перкаль не прострелен». А Сафонов ему и говорит: «Ты не стрелял, зато я стрелял, а ты мне стрельбу обеспечил!» И такие случаи у Сафонова были не единожды.
Боевая осень
Своего апогея военные действия на Севере достигли в сентябре 1941 г. Это время, когда немцы предприняли решительные меры по прорыву обороны советских войск. Для этого они перебросили на Север свою авиацию со всех фронтов. Вражеские машины постоянно находились над нашими передовыми, вступая в схватки с советскими истребителями.
Во время боев Борис Сафонов использовал как приемы обороны, так и агрессивные методы, буквально ошеломлявшие врага. Порой он имитировал паническое бегство, а когда немецкий летчик уже радостно праздновал победу, вдруг сбрасывал скорость и оставался в хвосте обескураженного врага.
В любом бою Сафонова отличала взаимовыручка и взаимопомощь. Это было главным правилом советского аса. Не жалея своей жизни, летчик спешил на помощь товарищам. Так, в одном из поединков младшим лейтенантом Максимовичем был атакован бомбардировщик Ju-88. Увлекшись боем, он не заметил появившегося сзади Me-109. Сафонов тут же бросился выручать товарища, несмотря на то что к этому моменту расстрелял весь имевшийся у него боекомплект. Немецкий летчик испугался яростной атаки и вышел из боя.
Мужество и отвага Бориса Сафонова были отмечены командованием. 16 сентября 1941 г. отважный летчик удостоился звания Героя Советского Союза. К тому моменту, когда данный Указ был опубликован, на счету Сафонова был уже внушительный список воздушных побед.
Память
Боевые заслуги Бориса Феоктистовича Сафонова выразились не только в сбитых им самолетах противника. Советский командир внес большой личный вклад в развитие авиации Северного флота. Под его руководством значительный боевой опыт обрели десятки пилотов, которые впоследствии получили звание Героя Советского Союза.
Имя летчика-североморца не забыто и сегодня. Памятник Борису Сафонову установлен в Североморске, Мурманске и Плавске. Есть бюст героя и в поселке Федотово под Вологдой в расположенном там военном гарнизоне.
Именем отважного летчика назван поселок Сафоново Мурманской области. В этом населенном пункте открыт музей ВВС Северного Флота, перед которым разбита Аллея Героев. Здесь установлены бюсты пятидесяти трех летчиков-североморцев, которые были удостоены звания Героя Советского Союза, в числе которых находится бюст Б. Ф. Сафонову.
Присвоение очередного звания
Уже 10 июля 1941 г. Борис Сафонов стал капитаном. Помимо присвоения очередного звания отважного летчика назначили командиром авиационной эскадрильи истребителей. Также бойцу была вручена новая машина И-16 типа 17, которая имела заводской номер 28213-95. На ее фюзеляже Сафонов написал «Смерть фашизму!».
Борис Феоктистович скрупулезно готовился к каждому воздушному бою. Он лично следил за состоянием своего самолета, каждый раз присутствуя при зарядке боекомплекта, а также проверяя снаряды, которыми была набита лента. На выданном ему И-16 Сафонов совершил 109 вылетов, во время которых сбил 17 вражеских истребителей и бомбардировщиков. За весь период боевых действий на его машину трижды ставили новые моторы. Сегодня этот самолет является одним из экспонатов Ленинградского Военно-Морского музея.
14 июля 1941 г. Сафонова наградили орденом Красного Знамени. Проведенный в этот день воздушный бой добавил в список его побед два сбитых вражеских бомбардировщика. 27 июля им были уничтожены еще два пикировщика немцев, а 8 августа – истребитель Me-109. К концу первого военного лета в списке лично сбитых Сафоновым самолетом было десять вражеских машин.