Летающий бронированный автобус: тест-драйв БТР-МДМ «Ракушка»

Первоначальная цель бронетранспортеров на поле боя заключалась в мобильной доставке людей на заданные позиции. Это позволяло поддерживать танковые наступления, быстро переориентировать войска в ответ на меняющуюся фронтовую обстановку. В дополнение к этому БТР доставляли грузы и вывозили раненых.

В современных условиях бронетранспортеры все больше конструируются по типу боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Это делает БТР полноценной боевой единицей поддержки и прикрытия, что особенно важно при операциях в тылу.

БТР «Ракушка» — многофункциональная десантная (МД) машина России, созданная для поддержки подразделений ВДВ. Акцент делается не только на быстрой доставке бойцов и снабжении, но и на высадке с воздуха. Также учитывается и автономность проводимых операций, в которых машина становится основным прикрытием пехоты.

История создания модели


БТР-МДМ «Ракушка»
Задача по разработке новой многоцелевой машины десанта была поставлена перед конструкторами еще в 1992 году. Тяжелое экономическое положение страны и недостаток финансирования армии привел к заморозке проекта. В итоге активная работа над ним началась только в 2008.

Ключевой задачей нового БТР ставилась замена устаревшего советского десантного бронетранспортера, выпущенного еще в 1974. Новая машина должна была отвечать требованиям современной техники и вооружений, а также учитывать специфику десантных операций.

БТР-МД создан на Волгоградском тракторном заводе. Позже серийное производство было переведено на Курганский машиностроительный завод, где собирается уже модернизированная версия БТР-МДМ. В 2013 первые машины отправлены на испытания.

В 2015 году бронетранспортеры стали поступать на вооружение армии, с этого момента их фото стали появляться в сети. По состоянию на 2022 год имелось уже 30 таких машин. Ожидается, что к 2025 году на вооружение десанта поступит около 200 БТР данной линейки в разных модификациях. В итоге БМД-4М и бронетранспортеры «Ракушка» станут базовой десантной техникой.

Исторические факты

Первой боеспособной бронемашиной стал «военный моторный вагон». Он был продемонстрирован в Лондоне, в 1902 году, 4-го апреля, инженером из Англии Симмсом. Этот проект был разработан к лету 1898 года. Автомобиль был защищен шестимиллиметровым бронированным корпусом открытого типа, три пулемета закрывались щитами. Мощность четырехцилиндрового двигателя, работавшего на тяжелом топливе, достигала 16 л. с. Однако военное министерство Англии было так же недальновидно, как и российское, отвергнув идею Симмса. Но в том же, 1989 году, французской фирмой была построена партия полубронированных вооруженных грузовых машин.

Цели и задачи по применению

Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой — поддержка подразделений в любых боевых условиях.

К задачам бронетранспортера относятся:

  • поддержка пехотных соединений, прикрытие;
  • транспортировка грузов, снабжение подразделений;
  • вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
  • организация командного центра или узла радиосвязи.

Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.

06-Rakushka_zr-09_15


Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.
Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.

Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.

Конструкция и устройство амфибии


Ключевые различия базовой и модифицированной версии
Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.

Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения. Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.

С учетом вооружения прицеливание обеспечивается с позиции стрелка. Также башенная установка оборудована прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для наведения и автоматической стрельбы с позиции командира. Через данное устройство он может наблюдать и за местностью.

Основное вооружение

Вооружение бронетранспортера «Ракушка» представлено курсовым пулеметом Калашникова калибра 7,62 мм. Питание обеспечивается двумя коробками по 1000 патронов, объединенных единым трактом. В правой передней части у модифицированной версии имеется дополнительный пулемет.

Броня БТР защищает бойцов от пуль и осколков. Предусмотрена защита ходовой части, позволяющая преодолевать мины.

Средства маскировки

Большинство элементов оснащения бронетранспортера «Ракушка» заимствована у БМП-3. К ним относят и средства маскировки. Помимо камуфлированного окраса БТР оборудован дымовыми гранатами «Туча».

Первые бронетранспортеры России

Постройкой этих машин времен Первой мировой руководил Добржанский. Конструировались они на Русско-Балтийском заводе. Грузоподъемность машин достигала двух тонн. Полковник был знаком с процессом производства бронированных грузовиков на французском . Более того, Добржанский даже участвовал в их проектировании. В России вооружение и бронирование автомобилей осуществлялось в то время под Петербургом, в Колпино, на Ижорском заводе. В связи с тем что фронт нуждался в защищенных машинах, шасси серийных грузовых автомобилей просто обшивались хромоникелевой катаной листовой сталью, которая не пробивалась с двухсот шагов остроконечной пулей. Защита к корпусу крепилась на заклепки. При постройке пришлось отказаться от вращающейся башни. В качестве вооружения использовались три станковых пулемета системы «максим». Их устанавливали в амбразурах лобового листа и бортов.

Технические характеристики


Бронетранспортер на воде
Технические характеристики БТР «Ракушка» отвечают требованиям современной боевой машины. Определенные отличия есть у разных модификаций, ориентированных на узкоспециализированные задачи. Основная модель за счет своих показателей также сохраняет широкий диапазон возможностей для применения.

Двигатель и трансмиссия

Бронетранспортер работает на оппозитном двигателе с турбонаддувом УТД-29, также позаимствованном у БМП-3. Мощность двигателя — 450 л. с. Система охлаждения инжекторно-вентиляторная. Механизм передачи и поворота находится в одном блоке с двигателем и состоит из двухвальной реверсивной коробки передач. Имеется и привод на водометный движитель, обеспечивающий управляемую плавучесть машины.

Электрооборудование

Учитывая заимствование элементов от БМП-3, электрооборудование БТР «Ракушка» представлено аппаратурой 6ЭЦ088. Точных данных о модифицированной версии машины не имеется.

Ходовая часть

Для лучшей проходимости БТР-МД передвигается на гусеничном ходу. Ходовая часть представлена пятью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Гусеницы имеют мелкозвенчатые резино-металлические шарниры. Опорные катки крепятся пневматическими рессорами.

Одна из ключевых особенностей ходовой части БТР-МД — регулируемый клиренс. Имеется три положения — минимальный в 70-100 мм, рабочий в 420 мм и максимальный в 500-510 мм.

Десантирование

Бронетранспортер «Ракушка» способен перевозить до 15 человек, включая механика-водителя и командира. Для десантирования предусмотрен люк в кормовой части. Также имеются два круглых люка в крыше рубки управления и два прямоугольных в средней десантной части бронетранспортера.

Максимальная скорость на воде и суше

Скоростные характеристики БТР-МД представлены следующими показателями:

  • максимальная скорость по шоссе — до 71 км/ч;
  • скорость на сухой грунтовой дороге — 45-50 км/ч;
  • скорость на плаву — 10 км/ч.

Запас хода по шоссе составляет 500 км, по пересеченной местности — 350 км. Гусеничная ходовая часть позволяет бронетранспортеру преодолевать подъемы в 35 градусов, объекты и стены высотой 0,8 м и рвы в 1,5 м.

Габариты и вес

По габаритам ТТХ БТР-МД имеют следующие значения:

  • длина корпуса — 6,085 м;
  • ширина — 3,15 м;
  • высота — 2,7 м;
  • масса — 13,2 т.

Габариты машины позволяют десантировать ее с воздуха с самолетов ИЛ-76 (М, МД), АН-124, а также с внешней подвески вертолетов Ми-26. Это делает бронетранспортер оптимальным выбором для проведения десантных операций.

БТР-МДМ

БТР-МДМ приспособлен для эксплуатации во всех условиях боевого применения, в самых различных климатических условиях. Машина предназначена для перевозки в подразделениях ВДВ, десантно-штурмовых формированиях морской пехоты ВМФ:

  • личного состава (десанта),
  • боеприпасов,
  • запасных частей.

В 2008 году согласно тактико-техническому заданию, утвержденного начальником ГАБТУ МО РФ и командующим ВДВ, была начата разработка БТР-МДМ в рамках программы «Ракушка-М». В короткие сроки была разработана конструкторская документация, изготовлен опытный образец бронетранспортера для предварительных испытаний. Все работы проводились на собственные средства машиностроительно-индустриальной группы «Тракторные заводы».

Базовым изделием при разработке БТР-МДМ стал бронетранспортер БТР-МД производства Волгоградской машиностроительной .

Спойлер: О БТР-МД Ракушка

БТР-МД «Ракушка»

Иногда неофициально называется БТР-Д-3, БТРД-3.

БТР-МД «Ракушка» (Индекс ГБТУ — Объект 955) — российский десантируемый бронетранспортер. Создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода. Бронетранспортер создан на базе боевой машины десанта БМД-3. Основным предназначением машины является замена в войсках БТР-Д. Габариты и масса машины обеспечивают авиатранспортабельность и быстрое преодоление водных преград.
Основные тактико-технические характеристики БТР-МД «Ракушка»

Масса, не более, т13,2
Экипаж, чел2 (командир и механик-водитель)
Грузоподъемность, т2
Количество посадочных мест, шт.13
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т)22,3 (30,3)
Максимальная мощность двигателя, кВт (л.с.)331 (450)
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч45-50
Максимальная скорость, км/ч
по шоссе, не менее71
на плаву, не менее10
Авиадесантирование:
самолеты, типИЛ-76(М, МД), АН-124
вертолет, типМИ-26 (на внешней подвеске)

Бронетранспортер является базой для многочисленных модернизаций как в настоящее время, так и в будущем.

Спойлер: О БТР-МД Ракушка
Варианты загрузки полезной площади БТР-МД

ДесантРаненые
Боеприпасы, имуществоГорюче-смазочные материалы
ООО «Волгоградская машиностроительная .

Модернизация, в рамках которой выполнена унификация по узлам шасси с БМП-3М и БМД-4М, была проделана с целью повышения основных тактико-технических характеристик и надежности. На машину установлены заимствованные с БМП-3М:

  • двигатель и трансмиссия,
  • ходовая часть,
  • водометные движители,
  • водооткачивающие средства,
  • системы управления,
  • электрооборудование,
  • пневмооборудование,
  • информационно-управляющая система шасси,
  • приборы наблюдения,
  • средства коллективной защиты,
  • противопожарное оборудование,
  • средства маскировки,
  • оборудование для установки средств десантирования.

«Конструкция БТР-МДМ обеспечивает возможность его комплектации различным сменным оборудованием, потому он и призван стать базовой машиной, на основе которой в ближайшей перспективе будет разработано целое семейство образцов военной техники для ВДВ — командно-штабные, машины связи и управления, медицинские, тылового обеспечения и др.», — сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник.

Видео: Войсковые испытания БМД-4М в условиях низких температур

https://youtube.com/watch?v=ClH64fR-aGQ

В Рязанской области бойцы ВДВ осваивали новую боевую машину

Видео: Войсковые эксплуатационные испытания модернизированного БТР «Ракушка»

https://youtube.com/watch?v=4s4iOkqY4eA

Модернизированный БТР «Ракушка» проходит войсковые эксплуатационные испытания. Осваивают новейший бронетранспортер тульские десантники. Условия максимально приближенные к боевым. Машину испытывают на прочность, чтобы выявить все возможные недочеты.

  • — В 2015 году десантники получат два батальонных комплекта БМД-4М и БТР «Ракушка»;
  • — Корректировка ТТЗ на производство БМД-4М;
  • — Владимир Шаманов лично сел за штурвал БМД-4М;
  • — Плановое перевооружение на БМД-4М начнется с 2015 года.
Вперед >

Достоинства и недостатки


БТР «Ракушка» на учениях
Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр — от санитарной машины до командного штаба.

БТРД «Ракушка» учитывает автономность проведения операций при десантировании в тыл. Электрооборудование, навигация и системы наведения позволяют эффективно выполнять боевые задачи даже новичкам, прошедшим базовую подготовку.

Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.

01-Rakushka_zr-09_15


Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.
Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.

Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.

Альтернативные решения

Конструкции из металлопрофиля имеют массу преимуществ, но некоторых не устраивает их вес, проблемы с транспортировкой, когда надо часто переезжать, и некоторые другие нюансы, поэтому подбираются альтернативные решения. Если приходится часто переезжать или отправляться на отдых, тогда можно использовать тент ракушку.


Тент ракушка Источник bhutanmusktravels.com

По сути, это тот же гараж, но вместо листов металла в нем использована высокопрочная ткань. Она не пропускает осадки, ветер или солнечные лучи. В некоторых случаях для этого применяется брезент, но лучше использовать полиэфирную ткань, которая обязательно пропитывается специальными составами. К тому же подобный тент может быть хорошим вариантом для временного жилья на отдыхе, даче и так далее.

Варианты гаража

На современном рынке предлагается несколько модификаций такой конструкции. Самым популярным является разборной гараж, который может монтироваться как независимая постройка для укрытия авто. Подобная конструкция не считается полноценной постройкой, для нее не требуется фундамент, регистрация документов и уплата налогов. Это тент для машины, который может устанавливаться во дворе многоэтажных домов. Однако чтобы избежать проблем в будущем лучше решить этот вопрос в муниципалитете заранее.


Для гаража ракушки не требуется регистрация документов и уплата налогов Источник con.varykel.ru.net

На территории личного участка можно установить встроенную модель гаража. Такая конструкция может монтироваться к боковой стене дома и выглядит как полусфера. Так дополнительно экономится место на участке и снижается стоимость конструкции. Но в этом случае все надо продумать еще на этапе обустройства фундамента дома и возводить постройку с соответствующими креплениями.

Если решено установить такой гараж после возведения дома, тогда надо приобретать пристроенный вариант. Его не надо монтировать к стене, но можно устанавливать в любом удобном месте от капитальной постройки. Соединить конструкцию и дом можно навесом или коридором.

Смотрите также: Самые популярные проекты гаражей.

Послевоенная техника

Опыт наступлений 1944-1945 годов показал, что необходима поддержка бронетанковым подразделениям в виде дополнительных единиц мотопехоты. Самым лучшим решением стало применение машин повышенной проходимости, которые имели легкое бронирование, обеспечивавшее защиту бойцов от осколков и пуль стрелкового оружия. Разработка первого такого автомобиля осуществлялась под руководством Рубцова – ведущего конструктора в то время. Разработка первой отечественной бронемашины, индекс которой был «объект 141», осуществлялась в КБ Горьковского автозавода на базе ГАЗ-63. Двухосная модель со всеми ведущими колесными базами была предназначена для транспортировки восьми пехотинцев. Машина имела сверху открытый корпус, который был сварен из листов в 6-8 миллиметров. Задняя стенка была оснащена дверью для десанта, для экипажа входы были оборудованы по бокам автомобиля.

Видео описание

В видео можно увидеть сборно-разборный гараж, который отличается удобством в транспортировке и быстрой установкой:
Чтобы ускорить сборку гаража пенала ракушка можно заранее заказать изготовление отдельных секций. Также ускорит процесс сборки заранее подготовленные отверстия под крепежные элементы. Все детали обязательно зачищаются и шлифуются. Рама должна быть покрыта специальным средством от коррозии. Это позволит в будущем избежать серьезных проблем в процессе эксплуатации конструкции. Затем все можно покрасить. Желательно раз в год проводить профилактические работы и обработку металлических элементов конструкции.


Металлические элементы нужно покрывать специальным средством от коррозии Источник market.sakh.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]