Королевские военно-морские силы на протяжении нескольких столетий занимали лидирующую позицию в мире. Такое положение не случайно, ведь Великобритания – это остров. Большинство стран развивало одновременно сухопутные войска и флот. Англия же не имеет сухопутных границ с другими государствами, а значит, все свои усилия в военной сфере они возлагали на боевые корабли. Такая стратегия показала отличные результаты. Вместе с обеспечением обороны своих границ, Британия в средние века сумела захватить множество земель по всему миру, благодаря чему стала одной из самых могущественных держав.
Военное развитие требовало новых разработок и тактик ведения боевых действий. Так, в годы Второй мировой войны стало понятно, что некогда мощные линкоры больше не являются необходимостью. Развитие авиастроительства подтолкнуло инженеров-проектировщиков на мысль о совмещении кораблей и самолетов. Так появились первые разработки авианосцев.
Первые авианосцы Великобритании
Наряду с США, Англия была в числе первых стран, которая проводила множество испытаний перед тем, как создать корабли с авиацией на борту. Изначально судна перестраивались из линейных транспортных кораблей – поверхность палубы увеличивали и укрепляли для возможности размещения на ней вооружения. В первые годы 20 века ВМС ввели в строй первые гидроавианосцы. На них размещались гидросамолеты, которые взлетали и приземлялись непосредственно с водной поверхности. А при помощи специального крана вооружение спускалось на воду и поднималось на корабль. В числе первых таких кораблей были HMS Ark Royal и HMS Ben-my-Chree. Оба судна принимали активное участие в Первой мировой войне. Такие разработки показали возможность ведения боевых действий с воздуха вдали от дома. Однако они имели существенный недостаток. При сильном волнении моря не было возможности продолжать боевые задания с использованием гидроавиации.
HMS Ark Royal 1914 модель
Авианосец Фьюриес (HMS Furious)
Развитие американского флота требовало новых разработок и Королевских ВМС. Так, первый британский авианосец «Фьюриес» был переоборудован из легкого линейного крейсера. Его палуба была увеличена и составляла 50 метров. Однако этого расстояния не хватало для безопасной посадки самолета и его приходилось сажать на воду. Лишь одно приземление было успешным – пилот Эдвин Харрис Даннинг сравнял скорость самолета со скоростью движения корабля, после чего матросы вручную притянули на борт как бы зависшее в воздухе судно. Спустя 5 дней вторая подобная попытка закончилась трагически: самолет перевернулся, пилот погиб.
HMS Furious 1918
Произошедшая неудача требовала дальнейшей модернизации. Палубу увеличили до 100 метров, установили улавливающие сети и аэрофинишеры. При выполнении боевого задания 19 августа 1918 года семь самолетов, взлетевших с Фьюриеса, успешно выполнили свою задачу – разбомбили немецкие ангары с дирижаблями. При этом ни один пилот так и не смог посадить судно на борт корабля: 5 утонули при посадке, 2 сели на аэродроме в Дании.
Авианосец «Гермес» (HMS Hermes)
Британия должна была стать первой державой в мире, которая построит авианосец, а не переоборудует его, как до этого делали все остальные страны. Она произвела закладку судна «Гермес», однако строительство длилось целых семь лет. К этому времени японцы уже спустили на воду свой «Хосё».
Королевский флот недооценил возможности авиации, а потому снабдил корабль дополнительным вооружением, которое занимало достаточно места и утяжеляло судно. В результате, при сильном шторме авианосец кренился на бок на 4 градуса, что серьезно усложняло его функциональность. К началу Второй мировой войны Гермес считался устаревшим судном, тем не менее он активно нес службу у берегов Западной Африки, Ирака, в Красном море сражался против Итальянского флота. В 1942 году был затоплен японской палубной авиацией.
Подписание Вашингтонского морского договора ограничивало все морские державы в количестве авианосцев. Для Великобритании общее водоизмещение не должно было превышать 135 тысяч тонн.
Участие в войнах и военных конфликтах
Вторую мировую войну можно смело назвать войной авианосцев. Это был период активного строительства данных судов, а также их активного уничтожения. Было проведено множество морских сражений, которые запомнились именно благодаря этим кораблям. Сколько за годы войны было уничтожено британских авианосцев – сложно сосчитать. Ниже расскажем о наиболее значимых суднах, внесших весомый вклад в историю военного дела.
Авианосец типа «Арк Роял» (HMS Ark Royal)
Перед Второй Мировой Войной Англия имела в своем распоряжении 5 авианосцев, общим водоизмещением 115 тысяч тонн, это значит, что у них была возможность построить еще один тяжелый корабль, размер которого может составлять 20 тысяч тонн. «Арк Роял» включал множество новых решений во внутреннем обустройстве. Это значительно улучшило нахождение персонала на судне, а также облегчило возможности взлета и посадки самолетов.
hms ark royal 1937
В годы войны авианосец участвовал в охоте на самый известный немецкий линкор тех времен, «Бисмарк». Самолет «Арк Рояла» повредил рулевой отсек вражеского корабля, в результате чего британские линкоры его затопили. Однако уже в ноябре 1941 года немецкая подлодка U-81 торпедировала авианосец, спустя сутки он затонул.
Авианосцы типа «Илластриес» (Illustrious class)
Боевой опыт показал, что авианесущий корабль нуждается в мощной брони. В период с 1937 по 1940 годы было построено 4 корабля с бронированными ангарами, расположенными под палубой. Количество авиации составляло 33 самолета. Последнее судно «Индомитебл» было построено с более тонкой броней, что позволило увеличить количество вооружения до 45 воздушных судов.
Все авианосцы активно участвовали в боевых сражениях: в Средиземном море, у побережья Африки, в Индийском и Тихом океанах. В годы войны каждый из них был серьезно поврежден и отремонтирован. Окончательное списание произошло лишь в 50-60-е годы.
Авианосцы типа «Имплакабл» (Implacable class) и «Юникорн» (HMS Unicorn)
Последователями «Илластриелс» стали «Имплакабл». Они отличались от своих предшественников увеличенным размером и более тяжелыми самолетами. В 1944 году было спущено на воду 2 судна, которые успели поучаствовать в битве за Окинаву. В 1954 году сняты с вооружения.
HMS Unicorn 1941
В качестве вспомогательного легкого авианосца Англии выступал «Юникорн», введенный в эксплуатацию в 1943 году. Он начинал нести службу в Атлантике, а затем был отправлен к берегам Юго-Восточной Азии. Выведен из флота в 1953 году.
Авианосцы типа «Колоссус» (Colossus class)
Авианосцы типа «Колоссус»
В последний год войны в строй ВМФ Британии вошли сразу 10 легких авианосцев типа «Колоссус». Они не успели получить боевой опыт в сражениях Второй мировой войны, однако приняли участие в военном конфликте на Корейском полуострове. Проект кораблей был согласован еще в 1942 году, предполагалось, что они будут относительно недорогой альтернативой тяжелым суднам типа «Илластриелс». Полетная палуба была достаточно вместительной – длина составляла 210м, при этом корпус практически не имел брони. Экипаж составлял 1300 человек, авиационная группа включала 37 самолетов.
Клуб одиноких сердец «Хельге Ингстад»
В 2022 году один из самых современных кораблей ВМС Норвегии фрегат «Хельге Ингстад», обошедшийся бюджету страны в миллиарды крон, был списан на металлолом как не подлежащий восстановлению. В ноябре 2022 года «Хельге Ингстад», возвращаясь с учений, в районе норвежской коммуны Эйгарден фрегат столкнулся с греческим нефтяным танкером «ТС Сола».
Экипаж военного корабля эвакуировали, а само судно затонуло. Норвежскую гордость выловили в марте 2022 года, потратив на спасательную операцию около 770 миллионов норвежских крон.
Гуд бай, «Хельге Ингстад». Утонувший фрегат НАТО списали в утиль Подробнее
Но изучение повреждений показало, что восстановление «Хельге Ингстад» будет стоить дороже, чем строительство нового корабля.
Кажется, что боевых действий сегодня не нужно — сами военные с уничтожением техники в мирное время справляются лучше любого вероятного противника.
Авианосцы в послевоенный период
В годы войны Великобритания была настроена вполне решительно. Поэтому за это время они успели заложить большое количество кораблей, в том числе авианосных. Основная их часть так и не успела достроиться в запланированный период. Это было связано с тем, что военные действия завершились и государство направило все вложения на восстановление экономической мощи страны. А значит, средства на завершение производства судов были ограничены. Тем не менее большинство авианосцев все же начали нести службу в ВМС Великобритании.
Авианосцы типа «Маджестик» (Majestic class)
Серия из 6 легких кораблей, вставших на вооружение в послевоенный период, были заложены еще 1943 году. Ввиду окончания военных действий скорость постройки была замедленна. В результате, еще на этапе строительства 4 судна было продано в Австралию, Канаду и Индию. Еще один так и не был достроен. Последний авианосец был передан в аренду Канаде в период с 1946 по 1957 года. Все боевые единицы на сегодняшний день списаны.
Авианосцы типа «Одейшес» (Audacious class)
В годы войны было запланировано к постройке еще 4 тяжелых авианосца. Он должны были стать модернизированной серией кораблей типа «Имплакабл». В итоге началось строительство всего 3 единиц, после победы над фашистской Германией скорость производства сократилась. В связи с этим в начале 50-х вступило в строй только 2 судна.
«Одейшес» считаются самыми мощными кораблями в послевоенный период. На сегодняшний день им уступают лишь авианосцы «Куин Элизабет», один из которых уже находится на вооружении Королевского флота, а второй находится в стадии строительства. Длина судна составляла 247 метров, экипаж включал 2 750 человек. На борту располагалось 60 самолетов.
В 1966 году в связи с нахождением Британии в составе НАТО было принято решение об оптимизации флота и сокращении количества английских кораблей. Кроме того, новейшие реактивные самолеты не могли базироваться на устаревших кораблях. Поэтому в 70-х годах «Одейшес» сняли с вооружения.
Авианосцы типа «Центавр» (Centaur class)
Еще одну серию легких авианосцев начинали производить в последний год войны. В отличие от типа «Маджестик» они могли эксплуатировать новые, более тяжелые самолеты. Однако окончание войны и в их случае изменило планы постройки. Из запланированных 8 единиц строительство 4 было остановлено уже осенью 1945 года. Оставшиеся встали на вооружение в 50-х годах. Однако к тому времени самолетостроение ушло далеко вперед, и «Центавр» уже не был актуален. Поэтому одно судно было списано, а три других переоборудованы в вертолетоносцы.
В 70-х годах появились самолеты укороченного/вертикального взлёта и посадки. Такие модификации позволили последнему несписанному кораблю – «Гермесу», вновь стать авианосцем. В 1986 году он был продан Индии. На сегодняшний день все экземпляры «Центавра» списаны.
Авианосцы типа «Инвинсибл» (Invincible class)
В 60-х годах Королевский флот планировал строительство самого большого тяжелого авианосного корабля «Куин Элизабет». Однако решение 1966 года о сокращении расходов на флот приостановило постройку. Взамен ему началось производство крейсеров-вертолетоносцев. Ряд усовершенствований в процессе строительства позволил преобразовать их в легкие авианосцы типа «Инвизибл». Они несли в себе 14 единиц вооружения – самолеты укороченного или вертикального взлёта и посадки и вертолётов. Так, в 80-х годах в состав флота вошло 3 судна. Все они участвовали в Фолклендской войне между Аргентиной и Великобританией.
В начале 90-х годов все корабли прошли модернизацию, в результате которой был увеличен ангар и снят ракетный комплекс «Си Дарт». Это позволило увеличить вместимость авиатехники до 22 единиц. На сегодняшний день все судна типа «Инвинсибл» списаны.
Авианосцы типа «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth class)
В 2000-х годах появились планы строительства новых авианосцев, которые будут отвечать всем современным потребностям. Было решено дать этому типу имя корабля, который так и не был построен в середине 60-х годов: Королева Елизавета.
7 декабря 2022 года был введен в эксплуатацию первый из двух запланированных судов. Данное событие стало весьма значимым для Англии. Этот факт можно подтвердить тем, что сама королева Елизавета II присутствовала на данном мероприятии. Второй корабль планируется спустить на воду летом 2022 года, а уже в 2022 году он должен будет встать на вооружение Королевского флота. Примечательно, что принц Уэльский присутствовал в сухом доке во время официальной церемонии крещения второго судна. А его супруга Камилла стала «крестной матерью» авианосца, разбив бутылку виски о борт корабля. Водоизмещение кораблей составляет 70 600 тонн. Длина палубы равна 280 метров. Среднее количество авиации составит 40 самолетов, при этом максимальная загрузка включает до 50 единиц техники. Британские авианосцы «Королева Елизавета» и «Принц Уэльский» являются самыми большими военными кораблями за всю историю существования Королевского флота. За это средства массовой информации дали им негласное название – «суперавианосцы».
Авиационная группа включает:
- Многофункциональные истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Они несут в себе пушки GAU-22 / A и GAU-12, управляемые ракеты «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120, а также ряд ракет класса «воздух-земля».
- Многоцелевые вертолеты «Мерлин» AgustaWestland AW101;
- Вертолеты «Wildcat» AgustaWestland AW159.
Для строящегося «Принца Уэльского» просчитывался вариант использования истребителей-бомбардировщиков F-35С. Такая конфигурация позволяет осуществлять взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадку на палубу — с использованием аэрофинишёра. Однако в этом случае придется увеличить затраты на установку необходимых конструкций, в результате чего стоимость постройки вырастет в два раза. После данных расчетов было решено оставить палубу без изменений и укомплектовать корабль теми же F-35В.
Bonhomme Richard: модернизировать, спалить и распилить
Неделю тому назад АиФ.ru сообщал о том, что американский универсальный десантный корабль-вертолетоносец Bonhomme Richard, серьезно пострадавший в результате пожара летом 2022 года, будет разрезан на металлолом.
Пожар на борту Bonhomme Richard вспыхнул 12 июля во время его нахождения на военно-морской базе в Сан-Диего, где судно проходило плановый ремонт. Эпицентром пожара стала нижняя грузовая палуба, где на время ремонта разместили различные материалы и оборудование, используемое при проведении работ. Пожар оказался настолько мощным, что погнул стальные конструкции и расплавил шины на транспортных средствах, припаркованных на взлетной палубе. Только период открытого горения на борту корабля продолжался 27 часов, а на полную ликвидацию пожара потребовалось пять суток.
Статья по теме
Списать и забыть. Сгоревший вертолетоносец США восстанавливать не будут Незадолго до пожара Bonhomme Richard прошел модернизацию, в ходе которой получил возможность принимать новейшие американские истребители-бомбардировщики F-35. Стоимость работ составила около 250 миллионов долларов.
После того как с пожаром удалось справиться, ВМС США потратили около 10 млн долларов на уборку мусора с пострадавших палуб.
Оказалось, что ремонта требуют 60 процентов помещений корабля, а его переделка в госпитальное судно обойдется в 1,5 млрд долларов. Возвращение в боевой строй и вовсе стоило бы американскому бюджету больше 3 млрд долларов.
«После тщательного изучения вопроса ВМС приняли решение списать USS Bonhomme Richard в связи со значительными повреждениями, полученными во время пожара в июле», — объявил контр-адмирал Эрик Верхаге, командующий Региональным центром технического обслуживания ВМС.