Американские авианосцы типа «Essex» лучшие корабли XX столетия


Эволюция

При проектировании нового корабля взяли за основу сравнительно небольшую (три корабля) серию «Йорктаун». Полное водоизмещение выросло почти на 10 тысяч тонн, но конструкторы не породили ничего революционного — требовалось сделать эффективный авианосец, который удобно эксплуатировать, а не комбинационное решение всех проблем сразу. Дополнительная масса пошла на увеличение запасов авиатоплива, размеров взлётной палубы, усиление бронирования и вооружения, а также более просторный ангар. Не стали (хотя подумывали) сильно бронировать палубу, как у британцев, — это бы снизило численность авиагруппы.
Самым радикальным изменением стал один бортовой самолётоподъёмник за контуром палубы. Так увеличивались скорость запуска авиации и размеры ангара, а также появлялась возможность использовать самолёты, размеры которых превышали очертания лифтов.


Авианосец типа «Йорктаун» (CV-5)

Не обошлось и без ложек дёгтя — мореходность «эссексов» хоть и была вполне достаточной для успешного функционирования, но на общем фоне оставляла желать лучшего. Не прошло бесследно и стремление сократить до минимума количество любых отверстий в палубе. Хотели увеличить её прочность — на деле ухудшили не только вентиляцию, но и возможность эвакуации при пожарах — впоследствии это стоило немалого количества жизней.

Как горячие пирожки

Творцы японского блицкрига на Тихом океане предполагали, что Соединённые Штаты, потеряв удобные базы и ядро флота, предпочтут «не связываться» и пойдут на мирные переговоры. Но Вашингтон «связался», применив главный козырь — преимущество американцев в промышленной мощи. Самым ярким её выражением стали авианосцы «Эссекс» — их было построено 24 единицы, в том числе 17 — во время войны.

Первый «Эссекс» (CV-9) был готов в декабре 1942 года — спустя полтора года строительства и через год вступления Америки в войну. После этого и до самого конца Второй мировой флот США получал по «Эссексу» каждые 1,8 месяца — удивительные темпы постройки!


Авианосец типа «Эссекс» (CV -9)

Происхождение авианосцев типа «Эссекс»

Происхождение авианосцев типа «Эссекс»

Авианосцы типа «Эссекс» ведут родословную от двух кораблей суммарным водоизмещением 40 000 т, строительство которых предусматривалось законом о расширении военно-морских сил от 1938 г. (закон Винсона — Траммеля). Первый корабль, «Хорнет» (CV-8), был заложен в Марье 1939 г. и спущен на воду в сентябре 1939 г. В силу острой необходимости в авианосцах, «Хорнет» строился по проекту «Йорктауна», водоизмещение которого составляло 19 000 т. Разработка нового проекта затянула бы начало постройки корабля на 15 месяцев. Изменения, внесенные в конструкцию «Хорнета» но сравнению с «Йорктауном», были ограничены заменой системы управления огнем Мк. 33 на систему Мк. 37 и уменьшением размеров острова с целью компенсации возросшей массы, кроме того была несколько увеличена ширина полетной палубы в се носовой части.

Зато «Эссекс» (CV-9) представлял собой корабль нового проекта, специально предназначенный для действий против ВМС Японии в акватории Тихого океана. Авианосец CV-9 выбрал весь запас водоизмещения в 20 400 т, установленный для кораблей «Йорктаун» и «Энтерпрайз», подтвердив, что по сравнение с 14 700 — тонным «Уоспом», крупные авианосцы в большей степени отвечают критерию стоимость — эффективность. В то же время проект CV-9 представлял собой развитие «Йорктауна», хотя и учитывал опыт эксплуатации кораблей более ранней постройки.

U.S.S. LANGLEY (CV-1)

U.S. S. LEXINGTON (CV-2)

U.S.S. RANGER (CV-4)

U.S.S. YORKTOWN (CV-5)

U.S.S. WASP (CV-7)

U.S.S. ESSEX (CV-9)

Новый корабль должен был стать более скоростным, с лучшей живучестью и улучшенной бронезащитой, а также должен был принимать большее количество самолетов, причем размеры самолетов увеличивались. Опыт эксплуатации авианосцев выявил настоятельную необходимость включения в состав корабельной авиагруппы пятой эскадрильи — истребительной, в дополнение к эскадрильям торпедоносцев, бомбардировщиков, разведчиков и истребителей, то есть — в авиагруппе должно было быть две истребительных эскадрильи. Однако состав авиагруппы ограничивался размерами полетной палубы в силу принятой в ВМС США концепции снаряжения самолетов непосредственно на палубе. Иначе говоря — на палубе должны были разместиться все самолеты авиагруппы и еще остаться свободное место для взлета первых аэропланов. Конструкторы решили увеличить размеры палубы за счет уменьшения размеров надпалубных конструкций. Орудия калибра 5 дюймов на галерее правого борта, установленные на «Йорктауне», на «Эссексе» заменили двухуровневыми башнями, установленными в вырезах борта. Размеры островной надстройки минимизировали, самолетоподъемник был размещен как на «Уоспе» в конце палубы, а не в ее середине.

Авианосец CV-20 «Пеннингтон» у достроечной стенки судостроительного заводи в Бруклине, Нью-Йорк Сити, 9 марта 1944 г. В верхней части снимка — линкор ВВ-63 «Миссури».

Авианосец CV-16 «Лексингтон» в акватории порта Бостон. Снимок сделан в день вступления корабли в строй ВМС США 17 февраля 1943 г. Снег и лед покрывают полетную палубу, ничего — впереди у авианосца «горячие» денечки.

Авианосцы типа «Эссекс»

порядковый номерназваниевошел в строй
CV-9«Эссекс»31 декабря 1942 г.
CV-10«Йорктаун»15 апреля 1943 г.
CV-11«Интрепид»16 августа 1943
CV-12«Хорнет»29 ноября 1943 г.
CV-13«Франклин»31 января 1944 г.
CV-14«Тикондирога»8 мая 1944 г.
CV-15«Рэндольф»9 октября 1944 г.
CV-16«Лексингтон»17 февраля 1943
CV–I7«Банкер Хилл»24 мая 1943 г.
CV-18«Уосп»24 ноября 1943 г.
CV-19«Хэнкук»15 апреля 1944 г.
CV-20«Беннигтон»6 августа 1944 г.
CV-21«Боксер»16 апреля 1945 г.
CV-31«Боном Ричард»26 ноября 1944 г.
CV-32«Лейте»11 апреля 1946 г.
CV-33′«Кирсардж»2 марта 1946 г.
CV-34«Орискани»25 сентября 1950 г.
CV-35«Реприсал»заказ аннулирован 15 августа 1945 г.
CV-36«Энтитем»28 января 1945 г.
CV-37«Принстон»18 ноября 1945 г.
CV-38«Шангри Ла»15 сентября 1944 г.
CV-39«Лэйк Чэмплейн»3 июня 1945 г.
CV-40«Тарава»8 декабря 1945 г.
CV-45«Вэлли Фордж»3 ноября 1946 г.
CV-47«Иводзима»заказ аннулирован 15 августа 1945 г.
CV-47«Филиппин Си»11 мая 1946 г.
CV-50 — CV-55заказы аннулированы 27 марта 1945 г.

Авианосец CV-10 «Йорктаун», погрузки ни борт самолетов пера) отправкой корабля ни театр боевых действий, май 1943 г. Истребители F6F «Хеллкэт» окрашены по новой трехцветной схеме, по сохранили крупные опознавательные знаки образца 1942 г. Антенны по краю полетной палубы установлены вертикально. Самолетоподъемник опущен в ангар.

К моменту начала проектирования «Эссекса» в начале 1939 г., авианосец «Йорктаун» эксплуатировался всего год. Также конструкторы не представляли как изменятся взгляды военных на способы боевого применения авианосцев. К примеру, военные продолжали настаивать на способности корабля развивать высокую скорость задним ходом, якобы необходимую для спасения приводнившегося самолета или на способности корабля вести артиллерийский бой, используя только орудия калибра 8 дюймов. Военные требовали от авианосца бронирования, способного защитить корабль от артиллерийского огня крейсеров, бронирования по типу бронирования авианосцев «Лексингтон» и «Саратога».

Авианосец CV-13 «Франклин» под парами на реке Элизабет, 21 февраля 1944 г. Корабль совсем недавно вошел в боевой состав ВМС США. Авианосец окрашен по схеме 32/6А, палуба — голубого цвета No. 21.

Короткий корпус

Удлиненный корпус

«Эссексы» получили бронирование лучшее, чем их предшественники. Количество орудий калибра 5 дюймов довели до 12 стволов. в то время как на «Йорктауне» стояло восемь пятидюймовок. Полностью было обновлено зенитное вооружение путем установки новых 40-мм и 20-мм зенитных автоматов Эрликон.

Пассивная оборона представлена бронированным ангаром и броневым поясом по ватерлинии. От бронепалубы пришлось отказаться. так как она значительно увеличивала массу корабля и ухудшала его остойчивость. Интерес к бронеплубе был вызван британским опытом использования авианосцев в Средиземноморье, где их часто бомбила авиация противника. Решающим фактором отказа американцев от бронепалубы, были соображения отнюдь не конструктивного характера: в силу американской практики снаряжения самолетов непосредственно на палубе, а не в ангаре, делало опасным попадание бомбы «всего-навсего» на палубу. Чтобы вызвать сильный пожар на британском авианосце бомбе требовалось пробить палубу и попасть в ангар. Для «организации» пожара на авианосце американской постройке от бомбы требовалось только взорваться среди наставленных на палубе самолетов с разложенным вокруг них боезапасом.

Авианосец CV -20 «Беннингтон», 13 декабря 1944 г. На палубе случайным образом нанесены пятна цвета Deck Blue. Сравните более светлый камуфляж «Беннигтона» по сравнению с темным камуфляжем «Франклина». Самый темный цвет камуфляжи бортов «Беннигтона» — Deck Blue, «Франклина» — Dull Black.

На «Эссексах» броня прикрывала котельное отделение и вспомогательную силовую установку, что положительно сказывалось на живучести корабля. Такая вспомогательная силовая установка имелась на «Уоспе», но ее не было на «Хорнете». Именно отсутствие такой установке, по мнению официальных историков ВМС США, стало причиной гибели «Хорнета» в октябре 1942 г. в проливе Санта-Круз, когда потерявший ход авианосец стал жертвой японских эсминцев. Едва ли не главным недостатком «Эссексов» являлась плохая система вентиляции. С целью лучшей защищенности в бронированном ангаре корабля сделали минимум отверстий, в результате даже при небольшом пожаре ангар быстро заполнялся дымом и газом, которые сильно осложняли борьбу с огнем. Пожар порой принимал катастрофические размеры, как э го случилось на «Франклине». Неудачно расположили на «Эссексе» помещение боевой подготовки и кубрики экипажа — сразу под полетной палубой, из-за чего они были уязвимы при любом обстреле. Частично данные дефекты кораблей были ликвидированы в ходе послевоенных ремонтов и модернизаций.

Платой за все изменения в конструкции корабля стало быстрое увеличение водоизмещение с изначальных 20 400 т до 23 000 т — верхний предел водоизмещения авианосца, установленный Лондонским военно-морским соглашением 1936 г. В конечном итоге стандартное водоизмещение «Эссекса» составило 27 000 т, а полное — 33 000. После войны в ходе ремонтов и модернизации полное водоизмещение корабля возросло до 44 700 т.

U.S.S. Essex-1943

Зенитное вооружение, 1943–1945 г.г.

Авианосец CV-19 «Хэнкук», антенны но краю полетной палубы установлены в вертикальное положение. Обратите внимание на «клипперный» форштевень и укороченную полетную палубу «длиннокорпусного» «Эссекса». Удлинение корпуса вкупе с более короткой полетной палубой позволило разместить в носовой части 40-мм зенитки.

Уже в 1940 г. флот осознал необходимость в постройки серии авианосцев, а не одного корабля. Конгресс законом мая 1940 г. одобрил постройку 10–12 кораблей CV–I0 — CV-12 для так называемого «флота двух океанов», уже летом 1940 г., после падения Франции, была одобрена постройка кораблей CV-13 — CV-19. Авианосцы CV-20 и CV-21 были заказаны буквально через несколько дней после нападения японцев на Перл-Харбор — 15 декабря 1941 г. Корабли CV-31 — CV-40 заказаны в августе 1942 г., CV-45 — CV-47 — в июне 1443 г. Авианосцы CV-50 — CV-55 предполагалось заказать в 1945 г… но на постройку этих кораблей свое вето наложил президент США Рузвельт. Реально постройкой было начато 26 авианосцев типа «Эссекс», в строй вступило 24 корабля, включая один модернизированный корабль, который был достроен после окончания войны. 17 из 24 авианосцев вступило в строй до окончания Второй мировой войны, 14 из них принимали участие в боевых действиях.

Авианосцы типа «Эссекс» строились на верфи Ньюпорт-Ньюс, на кораблестроительных заводе ВМС в Норфолке, Филадельфии, Ныо-Иорке, верфи Бетлихим Куинси. Первый в серии корабль, «Эссекс», был заложен 28 апреля 1941 г. на верфи Ньюпорт-Ньюс, там же где строился «Хорнет». Строительству авианосцев был присвоен наивысший приоритет. поэтому в среднем постройка одного «Эссекса» занимала всего 15 месяцев.

Авианосец CV-9 «Эссекс», снимок сделан сразу после спуска корабля на воду. Хорошо видна носовая оконечность «короткого» корпуса.

Авианосец CV -9 «Эссекс» держит курс на театр военных действии, 20 марта 1943 г. Па палубе стоят истребители F6F «Хеллкэт» и пикирующие бомбардировщики SBD «Лайитлесс». Самолеты окрашены по схеме 1942 г.: верх — серо-голубой, низ — светло-серый. Опознавательные знаки — крупные.

Авианосец CV-11 «Интрепид» пополняет запасы в Хантерз-Пойнт, июнь 1944 г. «Интрепид» — «Эссекс» с «коротким» корпусом, в носовой части которого установлена одна счетверенная зенитка калибра 40 мм.

Авианосец CV-19 «Хэнкук» у достроечной стенки военно- морского кораблестроительного завода в Бостоне.

Любимый авианосец Простака Ричарда

Мир знает не так много случаев, когда разные корабли в одном флоте в один и тот же период времени были бы названы в честь одного человека. С «эссексами» вышел забавный курьёз — в честь одного человека было не просто названо два корабля одновременно, но ещё и два корабля одной серии.

Это были авианосцы CV-13 и CV-31 — «Франклин» и «Бон Омм Ричард». Если с первым всё понятно, то название второго воспроизводило один из псевдонимов Бенджамина Франклина — Простак Ричард. Таким образом, если бы сам Франклин смог бы назвать свои любимые два корабля Второй мировой, он бы мог небезосновательно назначить таковыми эти два «эссекса».

Технически, конечно, CV-31 нарекался не буквально в честь Франклина, а в память о знаменитом парусном корабле «Бонн Омм Ричард» времён Войны за независимость, получившем имя как раз в честь франклиновского псевдонима. Да, это именно тот фрегат, которым командовал знаменитый Джон Пол Джонс, ставший адмиралом на службе Екатерины Великой и бивший турок на Днепровско-Бугском лимане.


Авианосец «Бон Омм Ричард» (CV-31)

Содержание

  • 1 Энергетическая установка
  • 2 Представители
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Энергетическая установка[ | ]

Установка была унифицирована с аналогичной установкой лёгкого крейсера «Атланта» и представляла собой как бы удвоенный вариант последней: четыре главных агрегата и восемь паровых котлов вместо двух и четырёх на крейсере. Каждый из ГТЗА работал на свой гребной винт. По сравнению с примененными на крейсере котлы авианосца отличались пониженным давлением (39,5 атм). Зубчатые редукторы были основным источником неполадок, а шум при их работе достигал 125 децибел.

Боевые действия

«Эссексы» появились в хорошее время — японский блицкриг уже был остановлен. Американская промышленность раскочегарилась на полную катушку и поставляла на войну не только авианосцы, но и огромное количество отличной техники и предметов снабжения — от танка «Шерман» до шерстяных носков. Американское преимущество во всём росло с каждым месяцем, а способность японцев наносить хоть сколь-нибудь адекватный урон падала.

Поэтому ни один «Эссекс», в отличие от многих своих предшественников, не был потоплен в бою — хотя повреждения случались, в том числе и самые тяжёлые.

С капитуляцией Японии война для «эссексов» не закончилась — их ждали Корея и Вьетнам. В первой войне приняли участие шесть авианосцев этого типа, во второй — пять.

Помимо боевых походов и учений, «эссексы» привлекались и к поискам упавших в море космических модулей — обилие авиации на кораблях резко повышало возможности визуальной разведки.

Вооружение

Основное вооружение авианосцев

типа «Эссекс» составляли их самолеты:

  • Группа истребителей, оснащенная 36 F6F Hellcats , которые превосходили японские A6M Zero .
  • Группа пикирующих бомбардировщиков, оснащенная SB2C Helldiver .
  • Группа торпедных катеров, оснащенная 18 торпедоносцами TBF Avenger .

Война заставила их диверсифицироваться. Таким образом, Avenger проектировались как торпедные катера, но их большая грузоподъемность позволяла им выполнять и другие типы задач (противолодочное патрулирование, разведка, атака и т. д.).

С апреля 1944 года истребители F6f Hellcat дополнялись новыми F4U Corsair . Истребители выполняли штурмовые, противолодочные и ночные боевые задачи.

Авианосцы

класса Essex имеют вторичное вооружение, аналогичное большинству других авианосцев США. У них было 12 5-дюймовых (127-мм) орудий с реальными зенитными возможностями, поскольку их зенитные снаряды имели неконтактный взрыватель . Помимо этих орудий, их вооружение ближней дальности состояло из счетверённых 40-мм пушек, дополненных зенитными автоматами и пулемётами. Самое крупное зенитное вооружение, необходимое по ходу войны, достигло веса около 1000 тонн.

Модернизации

«Эссексы» стали дорабатывать ещё во время войны. Не столько в силу устаревания, сколько из-за появления камикадзе — рецептом от этого было резкое возрастание количества зенитной артиллерии и улучшение систем управления огнём.

После войны некоторые «Эссексы» модернизировали так, чтобы они могли принимать и запускать реактивные самолёты. Им увеличили корпус и добавили ноу-хау того времени — угловую палубу, как на сегодняшних авианосцах.

Но необычнее всего была судьба трёх «эссексов», которые переоборудовали в вертолётоносцы (LPH) — они несли 1650 пехотинцев, три-четыре десятка вертолётов, пехотное снаряжение и боеприпасы.


Модернизация «эссексов» с 1940-го по 1960-й

Дизайн

воздушные операции

Как и у « Йорктаунов

», у «
Эссекса
» ангар был отделен от корпуса, чтобы избежать повреждения корпуса корабля в случае аварии или столкновения с противником. Размещение центрального лифта было большим дизайнерским новшеством, он располагался на носу по левому борту, а также мог складываться в сторону, закрывая таким образом доступ в ангар во время навигации.

Авианосцы имели три катапульты для пусковых устройств, две в носовой части полетной палубы и одну поперечную в ангаре. но последний не очень понравился флоту, он устанавливался только на USS Yorktown , USS Intrepid , USS Hornet , USS Bunker Hill и USS Wasp . Теоретически это позволяло запускать разведывательные приборы на стоянке корабля, но на практике от этого было мало толку и это никому не нравилось. Катапульты представляли собой модели H-IVc, способные запускать 7,3 тонны на скорости 74 узла. В последних агрегатах собирали H-IVb грузоподъемностью 8,2 тонны на скорости 78 узлов.

В устройстве тормозных элементов собраны многолетние уроки, они были изучены так, чтобы можно было принимать самолет как с кормы, так и с носа. Остров был максимально уплотнен, чтобы кабина экипажа была совершенно чистой, чтобы не мешать действиям авиации, а также позволяла увеличить дальность стрельбы для зенитных средств.

Защита

С учетом уроков первых лет войны защита была улучшена: броневой пояс толщиной 76 мм (мм) в центре корпуса сужался до 50 мм на концах. Поперечные переборки толщиной от 50 до 76 мм защищали жизненно важные центры салона. У него было три бронированных палубы; кабина экипажа имела толщину 38 мм, ангар 76 мм и главная палуба 48 мм. Против торпед и мин имелись отсеки и продольные переборки по всей длине корабля.

Во время войны их вооружение менялось. Главные орудия представляли собой 4 спаренные 127-мм установки двойного назначения, две башни располагались впереди острова и две сзади. Кроме того, во внешних опорах по левому борту разместили еще 4 простых куска 127 мм. Самым смертоносным зенитным оружием были счетверённые установки Hazemeyer калибра 40/56 мм

.
К 1945 году на « Эссексе
» было установлено 17, а на «
Тикондероге
» — 18 , что к 1945 году составило 72 40-мм орудия. Зенитные орудия комплектовались простыми установками «
Эрликон ».
20 мм, распределенных по группам в количестве 52, которые к концу войны были увеличены до 70. Большое количество установленных зенитных средств увеличило вес корабля примерно на 1000 тонн.

ВМС США остановились на этих калибрах для своих зенитных орудий, так как считали, что использовавшиеся до тех пор калибры не обладают огневой мощью против современных самолетов, с которыми могут столкнуться их корабли. Кроме того, 127-мм орудия можно было использовать и для ведения зенитного огня.

В 1945 г. на авианосцах имелись все достижения РЭБ: 1 РЛС СК дальнего предупреждения (дальность 120 миль), КА ближнего предупреждения, СП альтиметрии и управления истребителями, 2 РЛС корабельного поиска ФК, системы госопознавания, активный и пассивный ECM; и две обстреливающие РЛС Mk.4.

Движение

Движение обеспечивалось 8 котлами Babcock & Wilcox, которые приводили в движение 4 турборедуктора Westinghouse, каждый из которых состоял из турбины высокого давления и двухпоточной турбины низкого давления со встроенным реверсом. Турбина низкого давления для крейсерской скорости была соединена с турбиной высокого давления с помощью зубчатого редуктора. Эти машины оказались надежными и очень эффективными, поскольку они позволяли пройти 18 000 миль на скорости 12 узлов.

авиагруппа

Авиагруппа насчитывала от 80 до 90 самолетов, но в особых случаях отгружалось до 110 самолетов, конечно, не все они помещались в ангаре. В начале вступления в строй первых кораблей эксплуатировались те же модели самолетов, что и « Йорктауны».

В начале 1943 года на вооружение стали поступать новые, более мощные и тяжелые самолеты, что вызвало увеличение их водоизмещения. Сначала авиагруппа была сформирована по нормам ВМС США: 36 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков и 18 торпедоносцев. Но к июлю 1944 г. это было уже 54 истребителя, 24 пикирующих бомбардировщика и 15 торпедоносцев. В январе 1945 г. официальный состав ВМФ составлял 73 истребителя, 15 пикирующих бомбардировщиков и 15 торпедоносцев. Увеличение количества истребителей отвечало как угрозе со стороны камикадзе, так и тому, что они могли выполнять функции истребителей-бомбардировщиков, поддерживая войска на земле или защищая флот по мере необходимости. [ 1 ]

Реформы после 1945 г.

Вид с воздуха на USS Intrepid
после переоборудования SCB-27C (слева) и SCB-125 (справа).

После войны было несколько программ модернизации класса Essex.

Не все авианосцы получили одинаково. [ 2 ]

  • SCB-27: Реконструкция надстройки, кабины экипажа и других элементов. Работы заняли около двух лет. SCB-27A: Новые катапульты, новый остров, пушка подавления, новый лук.
  • SCB-27C: То же, что и A, но с другими катапультами и задним рулем высоты, перемещенным сбоку.
  • SCB-125 : между 1954 и 1959 годами. Наклонная кабина экипажа и другие улучшения для летной годности и воздушных операций.
  • SCB-144 : в 1965 г. были улучшены противолодочные возможности (корпус SQS-23 и новый центр боевого управления). [ 3 ]

Три авианосца класса Essex были преобразованы в вертолетоносцы после того, как ВМФ отказался от эскортных авианосцев из-за их возраста и неадекватных размеров. USS Boxer

(LPH-4), USS
Valley Forge
(LPH-8) и USS
Princeton
(LPH-5) служили вертолетоносцами морской пехоты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]