Флот Испании 17 века
Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.
Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.
В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.
Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.
Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.
Корветы проекта 11661 сегодня
В 2022 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.
Военный флот 17 века
XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.
Военные корабли по Эпохам и Странам
Самый сильный корабль в начале века
На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.
HMS «Prince Royal»
На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.
- Водоизмещение около 1200 тонн;
- Длина(по килю) 115 футов;
- Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
- Глубина интрюма 18 футов;
- 3 полноценные артиллерийские палубы.
В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.
Самый сильный корабль в конце века
Soleil Royal
Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:
- Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
- Водоизмещение 2200 тонн;
- В длину 55 метров(по килю);
- Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
- Осадку(интрюма) 7 м;
- Команду из 830 человек.
Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.
Пункты базирования
В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):
- Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
- Влера, Албания (1955-1962);
- Сурабая, Индонезия (1962);
- Бербера, Сомали (1964–1977);
- Нокра, Эфиопия (1977–1991);
- Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
- Камрань, Вьетнам (1979-2002)
И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:
- Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
- Росток, ГДР;
- Сплит и Тиват, Югославия;
- Свиноустье, Польша;
- Ходейда, Йемен;
- Александрия и Марса-Матрух, Египет;
- Триполи и Тобрук, Ливия;
- Луанда, Ангола;
- Конакри, Гвинея;
- Бизерта и Сфакс, Тунис;
- Тартус и Латакия, Сирия;
- Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.
Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.