Подводные лодки Российской Империи выпуска 1914-15 годов

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 “Гепард” – видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf. АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.

Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием. Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.

Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети. Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования. Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

Атомная подводная лодка К-480 “Барс” (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. “Ак-Барс” СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.

Атомная подводная лодка К-317 “Пантера” (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.

К-401 “Волк” (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 “Леопард” (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.; 28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 “Тигр” (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 “Вепрь” (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

Атомная подводная лодка К-335 “Гепард” (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.

К-337 “Кугуар” (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 “Рысь” (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 “Акула” (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 “Дельфин” (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 “Кашалот” (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 “Кит”, “Братск” с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 “Нарвал” (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 “Морж”, “Кузбасс” с 29.01.1998. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-295 “Дракон”, “Самара” с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-152 “Нерпа”. “Чакра” (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии

История обслуживания [ править ]

Подразделения Балтийского флота участвовали в боевых действиях во время Первой мировой войны и неоднократно патрулировали Балтийское море, несмотря на то, что они были ограничены коротким эксплуатационным сезоном. В безледный сезон 1915 года они нацелились на немецкие военные корабли, но без особого успеха, которые, как правило, были быстрыми и хорошо защищенными. В сезонах 1916 и 1917 годов они использовались для нападения на немецкие поставки железной руды вдоль побережья Швеции, хотя и без особого успеха из-за ограничений, наложенных шведским нейтралитетом .

Три судна (« Барс»

, «
Львица»
и «
Гепард»
) погибли. Двое («
Единорог»
и «
Угор»
) погибли в результате морских катастроф, а два («
Форель»
и «
Яз»
) остались недостроенными. Еще два (
Кугуар
и
Вепрь
) были обозначены как учебные. С началом большевистской революции и началом Гражданской войны в России уцелевшие части на Балтике были захвачены Советами и приняли участие в боевых действиях против союзных сил интервенции; в 1919 году
Pantera
потопила британский эсминец Vittoria . [1]

Черноморские подразделения были недостроены во время Первой мировой войны и были захвачены немецкими оккупационными войсками, прежде чем были сданы союзникам и бело-русским войскам генерала Врангеля . [1] С окончанием гражданской войны уцелевшие суда класса « Барс»

оставались на вооружении до 1930-х годов, а затем были списаны.

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т: — надводное ……………………………………………………………….8 140 — подводное ……………………………………………………………… 10 500 Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3 Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6 Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68 Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный Глубина погружения, м: — рабочая……………………………………………………………………. 480 — предельная…………………………………………………………………. 600 Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100 Экипаж, чел…………………………………………………………………….73 Энергетическая установка: Главные механизмы. — тип………………………………………………………………………….АЭУ — ППУ: – марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01 — количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР — тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190 – ПТУ: — тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000 — количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200 – количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ Резервные источники энергии и средства движения — количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800 — аккумуляторная установка: — тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная — количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК — привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300 Скорость хода наибольшая, уз: – надводная………………………………………………………………..10 — подводная………………………………………………………………..33 Вооружение: Ракетное: — тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат» – тип КРСН………………………………………………………………РК-55 — вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА — тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ» — количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3 — боекомплект ЗР……………………………………………………………….18 Торпедное. – количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650 — боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР …………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер») — количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533 – боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал») — система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда» Радиоэлектронное: — БИУС ………………………………………………………..«Омнибус» — НК……………………………………………………………..«Симфония» — КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ» — система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ» – ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540) – РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59) – тк…………………………………МТК-110 — перископ ТК…………………«Сигнал-3» — командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Корабли [ править ]

Балтийский флот [1]

КорабльТезкаСтроительДата запускаСлужба / Судьба
Бары БАРС( Леопард ) [2]Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург2 июня 1915 г.Потерянный май 1917 г .; причина неизвестна
Гепард
ГЕПАРД
( Гепард )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург2 июня 1915 г.Потоплен 28 октября 1917 г.
Кугуар
КУГУАР
( Пума )Ноблесснер Двор , Ревель1916 г.Халк 1922
Леопард
ЛЕОПАРД
(Леопард) [2]Ноблесснер Двор , Ревель1916 г.Переименован в Красноармец
. Халк 1936
Львовская
ЛЬВИЦА
( Львица )Ноблесснер Двор , Ревель23 октября 1915 г.Потоплен 11 июня 1917 г.
Pantera
ПАНТЕРА
( Пантера )Ноблесснер Двор , Ревель26 апреля 1916 г.Потопил британский эсминец HMS Vittoria у острова Сейскари во время британской интервенции в России . Аксель Берг в то время был штурманом. Корабль переименовали в Комиссар
и переоборудовали в портовый учебный корабль 1941 г.
Рысь
РЫСЬ
( Рысь )Ноблесснер Двор , Ревель1916 г.Переименован в » Большевик»
, погиб в аварии 13 сентября 1935 г.
Тигр
ТИГР
( Тигр )Ноблесснер Двор , Ревель18 сентября 1915 г.Переименован в Коммунар
, раздроблен в 1936 г.
Tur
ТУР
( Зубр )Ноблесснер Двор , Ревель1916 г.Переименован в » Товарич»
, затонул в аварии 25 июня 1935 г.
Вепрь
ВЕПРЬ
( Кабан )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1915 г.Халк 1922
Волк
ВОЛК
( Волк )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1915 г.Пораженный 1936
Ягуар
ЯГУАР
( Ягуар )Ноблесснер Двор , Ревель1916 г.Пораженный 1936

Черноморский флот [1]

КорабльТезкаСтроительДата запускаСлужба / Судьба
Буревестник
БУРЕВЕСТНИК
( Буревестник )Военно-морской завод , Николаев1916 г.Захвачен немцами как SM US-1
и передан Белым русским войскам в 1918 году, интернирован в Бизерте с флотом Врангеля и списан на слом в 1924 году.
Гагара
ГАГАРА
( Гагара / Ныряльщик )Балтийская (Адмиралтейская) верфь , Николаев7 октября 1916 г.Захвачен немцами как US 4
и затоплен 26 апреля 1919 г.
Лебедь
ЛЕБЕДЬ
( Лебедь )Военно-морской завод , Николаев1917 г.Захвачен немцами и затоплен 26 апреля 1919 г.
Орлан
ОРЛАН
( Морской орел )Военно-морской завод , Николаев1916 г.Захвачен немцами как US 2
и затоплен 26 апреля 1919 г.
Пеликан
ПЕЛИКАН
( Пеликан )Военно-морской завод , НиколаевСентябрь 1917 г.Захвачен немцами и затоплен 26 апреля 1919 г.
Утка
УТКА
( Утка )Балтийская (Адмиралтейская) верфь , Николаев1916 г.Захвачен немцами как 3 США
и передан Белым русским войскам в 1918 году, интернирован в Бизерте и списан на слом в 1924 году.

Сибирская флотилия (служила на Балтийском флоте) [1]

КорабльТезкаСтроительДата запускаСлужба / Судьба
Единорог
ЕДИНОРОГ
( Единорог )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1916 г.Потоплен 25 февраля 1918 г.
Обломки корабля были обнаружены 28 мая 2009 года Эстонским морским музеем в северной части Финского залива . [3]
Змея
ЗМЕЯ
( Змей )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1916 г.Переименован в Пролетарий
, затонул в аварии 22 мая 1931 г.
Угор
УГОРЬ
( Угорь )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1916 г.Потоплен 27 марта 1920 г.
Яз
ЯЗЬ
( Иде / Орфе )Ноблесснер Двор , Ревель1917?Пораженный 1922 год
Ерж
ЕРШ
( Ерш )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1917?Преобразован в минный заградитель
Потоплен в результате несчастного случая 22 мая 1931 г.
Форель
ФОРЕЛЬ
( Форель )Балтийский судостроительный завод , Санкт-Петербург1916 г.Преобразован в минный заградитель
Пораженный 1922 год
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]