Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 “Ясень”


Подводная лодка «Ясень» (проект 885) — это самая современная и наиболее дорогая российская атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения. Пока на воду спущена только одна подлодка этой серии – в 2022 году в состав Северного флота вошел головной корабль проекта «Северодвинск».

Сегодня на стапелях «Севмаша» находятся еще пять подводных лодок проекта 885: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Все они будут построены по усовершенствованному проекту – 885М.

Разработкой этого проекта занимались конструкторы СПМБМ «Малахит».

Проект 885 – это российский ответ американским АПЛ SeaWolf и Virginia. Изначально планировали построить 30 подлодок «Ясень», в настоящее время ВМФ РФ рассчитывает получить до 2022 года 7 кораблей этого проекта.

АПЛ «Ясень» — это один из самых секретных проектов российского ВПК: любые съемки в цехах Северного машиностроительного предприятия, где происходит сборка кораблей, строго запрещены. И в этом нет ничего удивительного: «Ясень» называют самым передовым проектом российского военного кораблестроения. Например, если в новейших подводных ракетоносцах четвертого поколения типа «Борей» (проект 955) впервые примененное оборудование составляет примерно 40%, то у АПЛ «Казань» практически все системы, узлы и механизмы нигде и никогда прежде не использовались.

Кроме того, подводные лодки проекта 885 называют самыми дорогими кораблями российского ВМФ. Есть информация, что стоимость первой из серии подводных лодок «Ясень» составляет 47 млрд рублей (2015 год). Хотя, такие суммы вполне сопоставимы с тем, что тратит на подводный флот вероятный противник: цена одного американского «Морского волка» составляет примерно 4,4 млрд долларов.

Подводные лодки проекта 885 – это квинтэссенция всего опыта, который получил отечественный военно-промышленный комплекс за полвека создания и эксплуатации атомных субмарин.

История создания

С момента выхода в море первой атомной подводной лодки Nautilus в 1955 году подводное кораблестроение стало важнейшей сферой соперничества между США и СССР. Установка на субмарину ядерного реактора настолько повысило боевые характеристики этого типа кораблей, что они превратились в настоящих «повелителей океанов». В СССР подводные лодки на долгие десятилетия превратились в главную силу военно-морского флота.

Значение АПЛ возросло еще больше после их оснащения баллистическими ракетами. После этого они стали частью ядерной триады, причем наиболее опасной ее составляющей.

Давно известны точные координаты всех шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, перехватчики и системы ПВО делают стратегические бомбардировщики малоэффективным средством доставки ядерного оружия, но попробуйте обнаружить подводную лодку, вооруженную баллистическими ракетами в бескрайних просторах Мирового океана. Недаром ядерные подводные ракетоносцы называют «убийцами городов».

Развитие атомного подводного флота в США и СССР шло по несколько разным путем. В США «отцом атомного флота» считается адмирал Хьюман Риковер. Этот человек жестко контролировал все этапы проектирования и постройки подводных кораблей, жестко отметая все параллельные проекты, которые он считал бесперспективными и ненужными. Результатом такой политики стала простая, стройная и единая линия развития американского подводного флота и как результат ее небольшое количество типов субмарин, которые стоят на вооружении ВМФ США.

В Советском Союзе ситуация была противоположной. Существовали три КБ, которые занимались проектированием АПЛ: «Малахит» и «Рубин» (г. Ленинград) и горьковское «Лазурит». Эти конструкторские бюро конкурировали между собой, предлагали руководству страны различные проекты стратегических и многоцелевых подлодок, что привело в итоге к использованию ВМС СССР большого количества различных типов и модификаций субмарин. Это значительно усложняло их эксплуатацию и обслуживание. И конечно же, делало их во много раз дороже.

В середине 70-х годов ВМФ СССР получил сразу несколько АПЛ третьего поколения. Советским конструкторам наконец-то удалось по характеристикам скрытности (он наиболее важен для боевой субмарины) приблизиться к американским подводным лодкам.

В 1977 году начались работы над созданием облика подводной лодки следующего, четвертого поколения. Задание на проектирование нового корабля получили все три конструкторских бюро. «Рубин» работал над подлодкой с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» — над специализированной противолодочной АПЛ, а конструкторы КБ «Малахит» занялись разработкой многоцелевой подводной лодки, со временем получившей наименование «Ясень».

Однако позже военные приняли поистине революционное решение: объединить все три проекта в один и создать первую отечественную многоцелевую подводную лодку. Основной его причиной стало постоянное увеличение стоимости субмарин от поколения к поколению. Базовым проектом для создания нового корабля был выбран «малахитовский» «Ясень».

Перед конструкторами была поставлена непростая задача, поэтому сроки проектных работ затянулись. Они были завершены только к началу 90-х годов, но в это время возможность постройки нового революционного корабля была поставлена под большой вопрос.

Несмотря на все экономические трудности, новая субмарина была в торжественной обстановке заложена на «Севмашзаводе» 21 декабря 1993 года. Символично, но АПЛ «Северодвинск» – это первый боевой корабль, заложенный в современной России.

Спуск этой лодки был запланирован на 1996 год, однако в действительности все получилось совершенно по-другому. Первый «Ясень» стал долгостроем. Из-за отсутствия финансирования работы над субмариной были полностью остановлены в 1996 году. В начале нулевых годов, когда на проект опять обратили внимание, выяснилось, что многие элементы его оборудования уже морально устарели, поэтому проект пришлось серьезно корректировать. Кроме того, возникли сложности со старыми поставщиками, которые теперь оказались в других государствах, а то и просто перестали существовать.

Только в 2004 году продолжились работы по измененному проекту. 24 июня 2010 года лодка наконец-то была спущена на воду. В следующем году она вышла в море на заводские испытания, которые вместе с доработками заняли три года. Параллельно шли работы и испытания крылатых ракет «Оникс» и «Калибр» — основного оружия будущего боевого корабля. Только 17 июля 2014 года АПЛ «Северодвинск» была принята в состав Северного флота.

На постройку первого корабля проекта 885 ушло более двадцати лет.

Вторая подводная лодка этого проекта была заложена 24 июля 2009 года, она получила название «Казань». Второй и последующие корабли проекта будут строить по модернизированному проекту «Ясень-М». От базового они будут отличаться более совершенным оборудованием, измененной формой обводов корпуса корабля и еще большим снижением уровня шумности. Кроме того, вторая и все последующие лодки проекта 885 будут строиться исключительно силами российских предприятий. От поставщиков из бывших советских республик было решено отказаться.

26 июля 2013 года заложена третья лодка проекта — «Новосибирск». В строй ее планируют ввести в эксплуатацию в 2020 году.

Четвёртая субмарина проекта 885 «Красноярск» заложена 27 июля 2014 года.

Пятая подводная лодка «Архангельск» была заложена 19 марта 2020 года.

29 июля 2022 года на «Севмашзаводе» заложена шестая подводная лодка проекта «Пермь».

Стоимость ПЛАРК «Ясень»

Лодки проекта «Ясень-М», как предполагается, имеют довольно значительные расхождения в величине расходной части на строительные работы. Несмотря на то, что строятся они по одному проекту, каждая следующая подлодка отличается от всех предыдущих. Конструкторы и инженеры находятся в постоянном поиске улучшения тактико-технических характеристик кораблей. Прежде всего, это касается:

  • бортового электронного оборудования;
  • боевой управляющей информационной системы;
  • главной энергетической установки;
  • вооружения.

Стоимость головной лодки проекта «Ясень» (К560 «Северодвинск») — 47 миллиардов рублей. У К-561 «Казань» (проект «Ясень-М») сравнимые цифры расходной части. Но у неё более совершенное противошумное оборудование, другие обводы корпуса.

Военное ведомство и разведка постоянно работают над проблемой утечки секретной технической информации. Это послужило причиной полного импортозамещения при строительстве ПЛАРК «Ясень-М». Абсолютно все материалы, комплектующие и оборудование — российского производства.


Уникальные технологии и коллектив — гарантии успеха проекта «Ясень-М»

Стоимость последующих лодок проекта должна последовательно снижаться в связи с усовершенствованием технологического цикла постройки и применением более совершенных технологий и новых разработок. Аналогичные тенденции прослеживаются и при постройке прямых конкурентов.

Примерная стоимость американских многоцелевых подводных крейсеров также снизилась практически вдвое за десять лет:

  • АПЛ класса «Сивулф» — 4,7 млрд. долл;
  • АПЛ класса «Вирджиния» — 2,7 млрд. долл.

Описание конструкции

Как уже упоминалось выше, проект 885 «Ясень» является одним из самых секретных в российском ВПК. Долгое время это служило причиной многочисленных догадок и весьма причудливых фантазий относительно нового корабля. Впервые изображения этой субмарины появились в журнале «Гангут» в 1998 году. Однако и сегодня точной информации об оборудовании, установленном на новой подводной лодке мало, хотя, ее основные характеристики известны.

Проект 885 «Ясень» унаследовал многие фирменные черты предыдущих подводных лодок, спроектированных в КБ «Малахит»: обтекаемый корпус каплевидной формы и характерное ограждение рубки корабля. Однако внутренняя компоновка подводной лодки во многом стала исключением из традиций советского подводного кораблестроения.

Большинство советских атомных подводных лодок имели двухкорпусную конструкцию. То есть, они имели прочный корпус, который находился внутри легкого, а между ними располагались балластные цистерны. На такой конструкции настаивало военно-морское руководство, считая, что субмарины, построенные по такой схеме, имеют больший запас плавучести.

Однако подобная конструкция подводной лодки имеет и серьезные недостатки: двухкорпусная схема отрицательно сказывается на скрытности АПЛ. В этом случае легкий корпус играет роль своеобразного резонатора и значительно усиливает шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. Именно по этой причине американцы давно отказались от подобной схемы и строили свои подводные лодки с одним корпусом, размещая прямо в нем балластные цистерны.

АПЛ проекта 885 «Ясень» имеют компромиссную полуторакорпусную конструкцию: легкий корпус закрывает прочный только в носовой части корабля и над надстройкой в районе ракетных шахт.

Лодка выполнена по одновальной схеме, корпус субмарины изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы.

Экипаж субмарины состоит из 90 человек, из которых 32 являются офицерами.

Еще одним конструкторским решением, необычным для советской школы подводного кораблестроения, стало размещение в носовой части субмарины большой сферической антенны гидроакустической станции «Амфора». Она является важнейшей частью гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш». Сферическая антенна имеет большое количество чувствительных детекторов, а ее расположение обеспечивает наилучшие условия для ее работы. Необычность ситуации в том, что из-за размещения антенны из носовой части лодки пришлось убрать торпедные аппараты, которые на советских АПЛ традиционно находились в носовом отсеке.

На «Ясенях» они перенесены в среднюю часть корабля и расположены под углом к диаметральной плоскости лодки. Подобное размещение уже более сорока лет используется в американском подводном флоте, но всегда отвергалось в ВМС СССР, потому что при таком расположении торпедных аппаратов при стрельбе лодка должна значительно снижать ход.

Согласно другим данным, кроме гидроакустического комплекса «Иртыш», лодки проекта 885 будут оснащены гидроакустическим комплексом «Аякс», с антеннами, расположенными по всей площади корпуса корабля. Вероятно, субмарины этого проекта также будут иметь буксируемую низкочастотную антенну, выпускаемую из верхней части руля.

Еще одной «изюминкой» подводных лодок проекта 885 является их силовая установка. Субмарины получат водо-водяной атомный реактор нового поколения, что существенно повысит надежность энергетической системы АПЛ проекта «Ясень». Реактор имеет интегральную компоновочную схему, трубопроводы теплоносителя первого контура находятся непосредственно в его корпусе. Эксперты считают, что срок службы подобного реактора составит 25-30 лет, что сопоставимо с обычным временем эксплуатации самой подводной лодки.

Подобная конструкция атомного реактора субмарины значительно снижает вероятность аварий и нештатных ситуаций. Он оснащен современной информационно-управляющей системой, которая постоянно держит на контроле уровень радиоактивного излучения.

Кроме того, реактор АПЛ «Ясеня» имеет высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что значительно уменьшает шумность субмарины. Лодка сможет идти на достаточно высокой скорости (вероятно, до 25 узлов) не используя насосы для циркуляции теплоносителя – один из главных источников шума современных подводных лодок.

Также с целью снижения заметности подлодки все ее узлы и агрегаты оснащаются системой активного подавления шума. Впервые подобная система была использована на АПЛ «Гепард» и «Вепрь». В конструкции «Ясеня» активно применяются различные вибропоглощающие материалы, все оборудование крепится на специальных каркасах, которые уменьшают шум их работы. Кроме того, каждый блок покрыт собственными звукоизолирующими панелями. Корпус судна также имеет специальное резиновое покрытие, уменьшающее шумность судна и снижающее заметность корабля на гидролокаторах.

На малых скоростях «Ясени» будут использовать электромоторы, чтобы понизить шумность хода.

Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 120 (по другим источника – 139,2) метров, а ширину – 15 (по другой информации – 13) метров. Прочный корпус корабля разделен на девять отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост и выход в сплывающую спасательную камеру, в которой может разместиться весь экипаж субмарины. Вокруг первого отсека АПЛ находятся цистерны главного балласта.

Второй отсек субмарины занимают торпедные аппараты и стеллажи с торпедами. Третий отсек разделен на четыре палубы, здесь находится различное оборудование и элементы общекорабельных систем.

Четвертый отсек жилой, в нем расположены помещения для отдыха матросов и офицеров. Пятый отсек подлодки ракетный. Здесь же находятся цистерны быстрого погружения.

В шестом отсеке субмарины расположен реактор, также на этом уровне находится уравнительная цистерна, которая обеспечивает удержание корабля на необходимой глубине после проведения ракетных стрельб.

В седьмом отсеке подводной лодки находится паротурбинная установка и другое энергетическое оборудование. Вокруг этого отсека находятся цистерны основного балласта (кормовая группа). Восьмой отсек занят оборудованием общекорабельных систем.

Хвостовое оперение имеет классическую крестообразную схему. Горизонтальные рули расположены в носовой части корабля, сразу за обтекателем гидроакустической антенны.

Основным видом вооружения подводных лодок проекта «Ясень» являются крылатые ракеты и торпеды.

Подводные лодки оснащены восемью вертикальными пусковыми установками СМ-346 (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 ПКР П-800 «Оникс». Также можно использовать ПКР «Бирюза» и «Калибр». Система управления стрельбой позволяет производить запуск через четыре минуты после поступления команды.

Кроме ракетных пусковых установок, АПЛ «Ясень» имеют десять торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет тридцать торпед. Подлодки могут использовать торпеды УСЭТ-80, а также телеуправляемые торпеды, в будущем АПЛ планируют вооружить новыми торпедами «Физик-1» и «Футляр».

Подводные лодки проекта 885 оснащены боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Округ», которая собирают всю информацию о состоянии корабельных систем и механизмов, а также получает данные о боевой обстановке от многочисленных средств наблюдения и целеуказания. АПЛ может получать необходимую информацию и от других кораблей через специальную защищенную систему звукоподводной связи.

Подводный воздух

Вторым по значимости после энергетической установки на подлодке является сжатый воздух. Им продуваются цистерны с балластной водой, выстреливаются торпеды. Именно запасы воздуха на субмарине ограничивают время движения в подводном положении.
На субмаринах воздух содержится в трех системах:

  • основной, высокого давления (ВВД) ─ под давлением от 193 до 400 атмосфер;
  • среднего давления (в районе от 30 до 6 атмосфер);
  • низкого давления (менее 6 атмосфер).

Пока подводные суда не способны существовать без запасов воздуха, сжатого под высоким давлением. На современных субмаринах существуют системы получения воздуха из морской воды, но они не настолько совершенны, чтобы полностью заменить запасы ВВД. Запасы можно пополнять при всплытии, но тогда нарушается режим скрытности подлодки.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Поэтому ведётся жесткий контроль запасов ВВД на борту субмарины, рационирования и циркуляции воздуха. Баланс кислорода внутри лодки восстанавливается специальными устройствами. Подсчитано, что в конце похода современной АПЛ, подводники дышат воздухом, восстановленным более 150 раз

Системе регенерации воздуха на субмаринах уделяется особое внимание, технологии там почти космические

Оценка проекта

Российские АПЛ четвертого поколения «Ясень» на сегодняшний день являются одними из наиболее совершенных боевых подводных кораблей в мире. Их основными конкурентами являются новейшие американские АПЛ SeaWolf и Virginia. Эти корабли имеют сходные характеристики (в первую очередь шумность), однако «Ясень» — это более многофункциональная подводная лодка.

По своему вооружению АПЛ проекта «Ясень» напоминают американские атомные субмарины типа «Огайо», переоборудованные под использование крылатых ракет.

Подводные лодки от античности до наших дней

Античные авторы говорят о подводных работах, как о чем-то само собой разумеющемся. Об этом свидетельствует знаменитое сообщение Аристотеля о… слоне! Слон, оказывается, представлял для древнего европейского естествоиспытателя куда большую диковину, чем подводник!

Риторика требовала «описывать непонятное через знакомое», и Аристотель дает объяснения хоботу неведомого слона через терминологию подводников: «слон переходит реку под водой благодаря задранному над поверхностью хоботу, через который, как к водолазу, поступает воздух».

Это означает, что подводные работы являлись для древних чем-то обыденным. Они были менее удивительными, чем слон. Вероятно, многие документы утеряны, иначе исследователям пришлось меньше ломать голову, например, над тем, что за «спецназ» смог во время войны Афин с Сиракузами (еще до Архимеда) перепилить «противокорабельное» подводное ограждение из толстых бревен.

Сохранились данные о гигантской перевернутой коробке из стекла, в которой Александр Македонский исследовал дно. Этот «проект» можно считать прообразом батискафа или подлодки античности.

В записях об этом факте есть упоминания, что колокол Македонского освещался изнутри. Электричества не знали, освещать могли только факелами, масляными лампами или свечами. Значит, Великий Александр сам себе злобно сократил время пребывания на дне ради «понтов», не учтя того, что реакция горения уменьшит запасы кислорода.

Характеристики

Тип корабляПЛАРК
Обозначение проекта885 «Ясень»
Скорость (надводная), уз.16
Скорость (подводная), уз.31
Рабочая глубина погружения, м520
Макс. глубина погружения, м600
Автономность плавания, сут.100
Экипаж, чел.64
Размеры
Водоизмещение надводное, т8 600
Водоизмещение подводное, т13 800
Длина макс., м139,2
Ширина корпуса макс., м13
Средняя осадка, м9,4
Силовая установкаВодо-водяной реактор ОК-650В
Вооружение
Торпедно-минное вооружениеДесять 533-мм торпедных аппаратов. Торпеды УСЭТ-80, а в будущем — тепловые самонаводящиеся торпеды «Физик» и «Футляр».
Ракетное вооружение8х4 ПУ Оникс, Калибр и планируется Х-101 (X-102).

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того,Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель —архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствамиЯсень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместитьшумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.

К-560Северодвинск»(фото: Источник)

Традиционно для российского подплаваЯсень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощныешумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делаютЯсень» значительно тише по сравнению сЩуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот жеусовершенствованный Лос-Анджелес»,Ясень» превосходитВирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

Ясень» — 4,5Вирджиния» — 4

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]