Созданные в 70-е годы прошлого столетия подводные лодки «Барракуда» имеют уникальную конструкцию корпуса, которая остается неповторимой на протяжении 45 лет. Полученный, в ходе разработки и эксплуатации кораблей, опыт широко применяется на современных российских подводных лодках.
Усовершенствованные методики расчета и применение новых марок сталей уже сейчас позволили новым кораблям превзойти параметры прочности титановых корпусов подводных лодок проекта 945 «Барракуда». Старые лодки, после запланированной модернизации, останутся в строю, предположительно, до середины 2020-х годов.
История создания
При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.
Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.
Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».
Ведущим разработчиком проекта стал Николай Кваша, а наблюдателем от флота – Игорь Богаченко.
В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.
Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).
Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.
Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».
Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).
В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.
Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам», куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.
АПЛ «Кострома» проекта 945 на своей последней стоянке
Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.
Автор статьи:
Федоров Дмитрий
Конструкция
По всей протяженности корпус лодки «Барракуда» двухкорпусный. Гидродинамически совершенный наружный легкий корпус формирует эллипсоидную носовую часть и вытянутую в форме веретена кормовую.
Под легкой оболочкой расположен основной корпус, имеющий цилиндрическую центральную часть, с которой состыкованы конические элементы в носу и корме.
Между корпусами корабля расположены две цистерны для размещения главного балласта, оснащенные шпигатными затворами и кингстонами.
При возникновении аварийных ситуаций продувка цистерн выполняется газами, образующимися при сгорании пиротехнических зарядов. Балластные цистерны прикреплены к внешней поверхности прочного корпуса, что позволило избежать деформации и изгибов, неизбежных при нахождении на больших глубинах.
Внутри прочный корпус разделен на шесть отсеков, между которыми установлены водонепроницаемые переборки. В одном из отсеков «Барракуды» установлена спасательная капсула, рассчитанная на размещение всего экипажа лодки (по штату 59…61 человек). Капсула, после отделения от подлодки, самостоятельно всплывает на водную поверхность.
Основным элементом силовой установки кораблей проекта 945 «Барракуда» является реактор модели ОК-650А, использующий воду в качестве теплоносителя и замедлителя реакции.
В качестве топлива применяется двуокись урана с высоким процентом содержания изотопа 235. Тепловая мощность установки составляет 180…190 МВт. Реактор укомплектован четырьмя парогенераторными установками и продублированными циркуляционными насосами в контурах охлаждения.
Совместная работа устройств обеспечивала надежное охлаждение реакторной установки.
Парогенераторы подают пар на турбозубчатый агрегат мощностью до 43 тыс. л.с., который вращает основной многолопастный гребной винт лодки. Применение винта такой схемы позволило сократить число оборотов и снизить уровень гидроакустических шумов.
На корабле имеются два дополнительных винта с малым диаметром, предназначенных для движения с невысокой скоростью. Винты приводятся во вращение отдельными электродвигателями с максимальной мощностью до 370 кВт.
Система малого хода применяется для выполнения маневров под водой со скоростью до 5 узлов, а также в качестве аварийной системы надводного хода. Двигатели и винты расположены в выдвижных обтекателях и находятся вне пределов легкого корпуса «Барракуды» только при их использовании.
Кроме этого на лодках «Барракуда» смонтированы генераторы переменного тока с приводами от отдельных паровых турбин в количестве двух штук. При возникновении аварийной ситуации, на борту обеспечение электроэнергией ведут две ДГУ с дизелями типа ДГ-350 (по 750 сил каждый).
ДГУ способны вырабатывать как постоянный ток для электродвигателей выдвижных винтов, так и переменный, для обеспечения электричеством оборудования лодки.
Запас, размещенного на борту корабля топлива, позволяет обеспечить работу этих генераторов в течение 10 суток.
Генераторы заряжают аккумуляторные батареи, которые размещены двумя группами в так называемых аккумуляторных ямах. Переменный ток, необходимый для питания электронного оборудования лодки формируется инверторными преобразователями.
АПЛ серии «Барракуда» оснащались гидроакустическим комплексом модели МГК-503, оборудованным аналоговой системой обработки данных. Улучшенные характеристики комплекса и снижение гидроакустических параметров работы механизмов лодки позволили в два раза расширить радиус поиска целей (по сравнению с лодками предыдущих поколений).
Кроме этого, сократилось число ошибок при вычислении координат корабля, что позволяло реже подниматься на поверхность для уточнения местоположения.
Для связи на кораблях «Барракуда» применялся комплекс «Молния-М», который поддерживал систему связи через спутники с помощью буксируемой антенны типа «Параван». Применение модернизированного комплекса связи улучшило дальность приёма и передачи сигналов, а также их различимость.
Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проекты 945 «Барракуда» и 945А «Кондор»
Параллельно с разработкой многоцелевых атомных подлодок второго поколения в ведущих КБ страны, флотских и отраслевых научных центрах, вели поисковые работы по субмаринам третьего поколения. Например, в начале 1960-х годов Горьковское (сегодня нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» разработало предэскизный проект № 673 — многоцелевая атомная подводная лодка, в конструкции которой заложили много передовых решений — оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы (без ограждения рубки), полуторакорпусная схема, одновальная энергетическая установка, имеющая один реактор и тому подобное. Позднее работы по новым многоцелевым атомным подлодкам в Горьком продолжили. Одна такая проработка и была в 71-м году взята за основу проекта первой советской АПЛ третьего поколения.
Б-239 «Карп», фото с норвежского самолёта 1 ноября 1984 года
Расширение боевых возможностей флота США — в первую очередь, подводной составляющей, которая в 1960-80-х годах развивался наиболее динамично, требовало резкого увеличить противолодочный потенциал советского военно-морского флота. В 73-м году в СССР в рамках программы «Аргус» разработали концепцию противолодочной обороны. В рамках данной концепции ЦНПО «Комета» (руководитель – генеральный конструктор Савин) начали реализовывать программу создания КСОПО «Нептун» (комплексная система освещения обстановки) которая включала: — центральным звеном системы являлись центр сбора, обработки, распределения и отображения информации, отражения; — стационарная система освещения подводной обстановки, которая работала по различным физическим полям подводной лодки; — гидроакустические буи, которые выставляются в океанах самолетами и кораблями; — космические системы обнаружения подлодок по разным демаскирующим признакам; — маневренные силы, которые включают самолеты, подлодки и надводные корабли. При этом многоцелевые АПЛ нового поколения, которые обладали повышенными поисковыми возможностями, рассматривали как важнейшее средство обнаружения, слежения и уничтожения (после получения соответствующей команды) субмарин противника.
ТТЗ на разработку большой многоцелевой атомной подводной лодки выдали в марте 72-го года. При этом военно-морской флот ставил задачу ограничить водоизмещение лодок в пределах, которые обеспечивают строительство подлодок на внутренних заводах (в частности — на г. Горький). Основным назначением новых субмарин проекта 945 («Барракуда») было слежение за ракетными авианосными ударными группами и подлодками потенциального противника, а также уничтожение данных целей в случае начала боевых действий. Главный конструктор проекта – Н.И. Кваша, а главный наблюдающий от военно-морских сил — И.П. Богаченко.
Принципиально важным элементом новой атомной подлодки было применение в ее прочном корпусе титанового сплава имеющего предел текучести 70-72 кгс/мм2, что обеспечивало увеличение в 1,5 раза предельной глубины погружения по сравнению с субмаринами второго поколения. Использование титанового сплава имеющего высокую удельную прочность позволяло за счет снижения массы корпуса сэкономить на водоизмещении подлодки до 30%, что давало возможность строить атомные подводные лодки в Горьком и транспортировать их внутренними водными путями. Кроме того, титановый корпус позволял значительно уменьшить магнитное поле судна (по данному параметру подлодки 945-го проекта сохраняют лидерство среди подлодок и сегодня).
Однако использование титана влекло за собой существенное увеличение стоимости атомной подлодки и по тех. причинам ограничивало количество строящихся судов, а также число предприятий, участвующих в программе (в Комсомольске-на-Амуре технология постройки корпусов из титана освоена не была).
Торпедно-ракетный комплекс новой подлодки по сравнению с атомными субмаринами предыдущего поколения должен был обладать вдвое большим боезапасом, возросшей дальностью стрельбы, за счет использования усовершенствованной системы целеуказания и новых боеприпасов, (для ракето-торпед – в 3 раза, для торпед – в 1,5 раза), а также повышенной боеготовностью (для подготовки к стрельбе первым залпом требовалось в два раза меньше времени).
В ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством Л.В. Люльева в декабре 1969 года начали работать над новыми 533-миллиметровыми противолодочными ракетными комплексами второго поколения «Водопад» и 650-миллиметровыми «Ветер», предназначенных главным образом для оснащения перспективных атомных подводных лодок третьего поколения. «Водопад» в отличие от ПЛРК «Вьюга-53» должен был комплектоваться не только специальной боевой частью, но и малогабаритной самонаводящейся торпедой УМГТ-1 (разработан в НПО «Уран») с дальностью реагирования 1500 м по акустическому каналу, дальностью хода до 8000 м и максимальной скоростью подводного хода 41 узел. Применение двух типов комплектации расширяло диапазон использования оружия. У «Водопада», по сравнению с «Вьюга-53», возрастала максимальная глубина запуска ракеты, которая составляла до 150 метров, увеличивался диапазон дальностей огня (с глубин от 20 до 50 метров — от 5 до 50 тыс. м, со 150 метров — от 5 до 35 тыс. м), значительно уменьшалось время предстартовой подготовки (которое составляло 10 секунд).
Атомная подводная лодка К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. — Б-276, с 06.04.1993. — «Краб», с 15.11.1996. — «Кострома») проекта 945 «Барракуда»
«Ветер», который имел в два раза большую, по сравнению с «Водопадом», максимальную дальность, мог комплектоваться торпедой УМГТ или ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» (индекс РПК-6) на вооружение ВМФ поступил в 1981 г (им оснащались как АПЛ, так и надводные корабли), «Ветер» (индекс РПК-7) — в 84-м г.
Еще одним типом оружия, которое было внедрено на АПЛ третьего поколения, стала самонаводящаяся телеуправляемая торпеда ТЭСТ-71. Данная торпеда предназначалась для поражения подлодок и оснащалась активно-пассивной ГАС самонаведения, которая вместе с системой телеуправления обеспечивала двухплоскостное наведение на цель. Наличие системы телеуправления давала возможность осуществлять контроль за работой аппаратуры самонаведения и маневрированием торпеды, а также управлять ими при выстреле. Оператор на борту атомной подводной лодки, в зависимости от тактической ситуации, мог перенацелить торпеду или запретить ее самонаведение.
Электрической силовой установкой обеспечивалось движение торпеды в двух режимах — поисковый (скорость 24 узла) и режим сближения (скорость 40 узлов) с многократным переключением режима. Максимальная дальность хода (зависит от преобладающей скорости) составляла от 15 до 20 тыс. м. Глубина поиска/поражения цели от 2 до 400 метров. По уровню скрытности ТЭСТ-71 во многом превосходила американскую торпеду Мк.48, оснащенную поршневым двигателем, хотя американская торпеда, при сопоставимой дальности, имела несколько большую скорость хода (около 50 узлов).
АПЛ К-276 (зав. № 302, с 03.06.1992. — Б-276, с 06.04.1993. — «Краб», с 15.11.1996. — «Кострома»), после столкновения 11 февраля 1992 года с АПЛ «Батон-Руж» класса «Лос- Анджелес». Снимок сделал во время сопровождения лодки в базу с борта спасательного буксира СБ-523 дежуривший на нём в числе спасательного отряда Северного флота
Боевые повреждения ограждения выдвижных устройств АПЛ К-276 (с 03.06.1992. — Б-276, с 06.04.1993. — «Краб», с 15.11.1996. — «Кострома») проекта 945 «Барракуда» после столкновения 11.02.1992. с АПЛ «Батон Руж» ВМС США
Для освещения надводной и подводной обстановки и целеуказания было принято решение применить усовершенствованный ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря мерам по уменьшению шумности атомной подлодки и уменьшению собственных помех во время работы гидроакустического комплекса дальность обнаружения целей увеличилась более в два раза по сравнению с субмаринами второго поколения.
Использование новой системы радиоэлектронного вооружения дало возможность уменьшить в пять раз предельную ошибку при определении места, а также значительно увеличить интервалы между всплытиями при определении координат. В два раза возросла дальность связи, в три раза – глубина приема радиосигналов.
Для отработки технологии и вопросов прочности из титанового сплава построили натурный отсек, а также полунатурный отсек с использованием другого, более прочного титанового сплава, который предназначался для использования на сверхглубоководных перспективных АПЛ. Отсеки доставили в Северодвинск, где провели усталостные и статические испытания в специальной док-камере.
Атомная подлодка проекта 945 предназначалась для ведения борьбы с ракетными подлодками противника, и с надводными судами из состава ударных группировок и авианосных соединений. Боевой потенциал повышался за счет усиления торпедного и ракетно-торпедного вооружения, прогресса в развитии систем целеуказания, обнаружения, навигации, связи, внедрения информационно-управляющих комплексов и улучшения тактико-технических элементов — глубины погружения, скорости, скрытности, маневренности, живучести и надежности.
АПЛ «Кострома», 23 сентября 2007 г
Подводная лодка 945-го проекта была выполнена по двухкорпусной схеме. У легкого корпуса эллипсоидная носовая и веретенообразная кормовая оконечность. Забортные отверстия закрываются при помощи шпигатных затворов, а также кингстонов на цистернах главного балласта.
Прочный корпус, изготовленный из сплава титана, имеет относительно простые формообразования – конические оконечности и цилиндрическая средняя часть. Концевые переборки — сферические. Прочные цистерны к корпусу крепятся таким образом, что исключаются изгибные напряжения, которые возникают при обжатии подлодки на глубине.
Корпус субмарины разделен на 6 водонепроницаемых отсеков. Лодка оснащена системой аварийного продувания цистерн главного балласта при помощи продуктов сгорания топлива.
Экипаж лодки состоит из 31-го офицера и 28-ми мичманов, для которых создали хорошие условия обитаемости. Атомная подлодка имеет всплывающую спасательную камеру, способную вместить весь экипаж субмарины.
Главная энергоустановка номинальной мощностью 43 тыс. л. с. включает водоводяной реактор ОК-650А (мощностью 180 МВт) и паро-зубчатый агрегат. ОК-650А имеет 4 парогенератора, по 2 циркуляционных насоса первого и четвертого контуров и 3 насоса третьего контура.
Лодка имеет два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Для обслуживания потребителей, которые используют постоянный ток, имеется два обратимых преобразователя и две группы аккумуляторных батарей.
Многолопастный гребной винт имеет улучшенные гидроакустические характеристики и уменьшенную частоту вращения.
Слева большая АПЛ «Псков» проекта 945А «Кондор», справа АПЛ «Кострома» проекта 945 «Барракуда». Главное визуальное отличие — форма носовой части ограждения выдвижных устройств и боевой рубки
При выходе из строя главной энергоустановки для последующего ввода были предусмотрены аварийные источники питания, а также резервные средства движения. Имеются пара дизельных генераторов ДГ-300 оснащенных обратимыми преобразователями (каждый 750 л. с.) с десятисуточным запасом топлива. Они предназначались для выработки переменного тока для общекорабельных потребителей и постоянного – для гребных электродвигателей.
Для обеспечения движения в подводном положении со скоростью до 5 узлов атомная подводная лодка оборудовалась двумя гребными электродвигателями постоянного тока (мощность каждого 370 кВт), каждый работает на собственный винт.
Подлодка оснащена ГАК МГК-503 «Скат-КС» (имеет аналоговую обработку информации). Комплекс «Молния-М» состоит из системы спутниковой связи и буксируемой антенны «Параван».
Комплексом ракетно-торпедного вооружения и боевой информационно-управляющей системой обеспечиваются одиночная и залповая стрельба без ограничений по глубине (вплоть до предельной глубины погружения). В носовой части смонтировано четыре торпедных аппарата калибром 533 миллиметра и два 650 миллиметров. В боекомплект входит 40 единиц оружия — торпеды и ракето-торпеды.
Головная лодка проекта 945, К-239 «Карп», заложили 8 мая 1982 года в Сормово, 29 июля 1983 году спущена на воду и 21 сентября 1984 года вступила в строй. Второе однотипное судно, К-276 «Краб», заложили в августе 1983 года и в апреле 1984 года спустили на воду. Атомная подводная лодка вошла в состав военно-морского флота осенью 1987 года. В 96-м году К-276 (под командованием капитана первого ранга В. Соколова) было присвоено название — «Кострома».
Дальнейшим развитием подлодки 945-го проекта стала атомная подводная лодка проекта 945А («Кондор»). Основное отличие субмарины от кораблей предыдущей серии – измененный состав вооружения, который включал шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. В боекомплект включили стратегические крылатые ракеты «Гранат», предназначавшиеся для поражения на дальности до 3 тыс. м наземных целей. Подлодку также оснастили восемью комплектами самообороны ПЗРК «Игла».
Проекции АПЛ проекта 945А «Кондор»
Число водонепроницаемых отсеков увеличилось до семи. Субмарина получила усовершенствованную энергоустановку мощностью 48 тыс. л.с. со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б. В выдвижных колонках установили два подруливающих устройства (370 л.с каждый). По уровню демаскирующих признаков (магнитному полю и шумности) субмарина проекта 945А была самой малозаметной подлодкой в отечественном флоте.
Первая усовершенствованная подлодка, К-534 «Зубатка», была заложена в июне 1986 года в Сормове, в июле 1988 года спущена на воду и 28 декабря 1990 года вступила в строй. «Зубатку» в 1995 году переименовали в «Нижний Новгород» (капитан первого ранга Воронков). После этого последовал «Окунь» К-336 (в мае 1990 года заложен, в июне 1992 года спущен на воду и в 1993 году вошел в строй). Эту АПЛ в 1995 году переименовали в «Псков».
Пятую атомную подлодку, строившуюся по проекту 945Б («Марс») которая по своим характеристикам практически соответствовала требованиям к субмаринам четвертого поколения, разрезали в 1993 году на стапеле.
АПЛ «Псков». Ара-Губа. Лето 2004. Правый борт со следами копоти после возгорания в ходе ремонта в плав-доке ПД-50 82-го СРЗ
У острова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992 года К-276 под командованием капитана второго ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая пыталась осуществлять скрытное слежение за кораблями ВМФ России в районе учений. В результате столкновения у «Краба» была повреждена рубка, имеющая ледовые подкрепления. Положение американской атомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти до базы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.
В настоящее время все большие атомные подлодки проектов 945 и 945А продолжают нести службу в составе первой флотилии подлодок на Северном флоте (Ара-губа), кроме выведенной в 1998 году из боевого состава Б-239 «Карп».
Основные технические характеристики атомных подводных лодок проектов 945 и 945А:
Надводное водоизмещение – 6300/6470 т; Подводное водоизмещение – 9100/10400 т; Длина – 107,0/110,5 м; Ширина – 12,2 м; Осадка – 8,8/9,4 м; Максимальная подводная скорость 35 узлов; Максимальная надводная скорость 19 узлов; Рабочая глубина погружения – 480/520 м; Предельная глубина погружения – 550/600 м; Экипаж – 60/65 человек.
АПЛ «Кострома» на ремонте в 2006 г. Редкое фото гребного винта АПЛ проекта 945
Характеристики и вооружение
Параметр | Значение |
Водоизмещение надводное/подводное, тонн | 5940/9600 |
Длина, м | 107,16 |
Ширина, м | 12,28 |
Средняя осадка, м | 9,62 |
Скорость хода надводная /подводная, узлов | 12,1/35,15 |
Рабочая глубина, м | 480 |
Предельная глубина, м | 550 |
Автономность плавания, сутки | 100 |
На лодках «Барракуда» в носовой части установлено шесть торпедных аппаратов, приспособленных для пуска торпед или ракето-торпед:
- два с диаметром труб 650 мм;
- четыре с диаметром 533 мм.
Боекомплект лодки включает в себя до 40 торпед и ракето-торпед (из них 12 с калибром 650 мм) или до 42 мин заграждения. В качестве основного вооружения «Барракуды» оснащались малозаметной 533 мм электрической торпедой типа ТЭСТ-71, оснащенной прибором самонаведения.
Для наведения торпеды на малых дистанциях могло применяться ручное дистанционное наведение по проводам, выполняемое оператором с борта лодки. В случае необходимости, он мог переназначать цели или отключать режим самонаведения.
Ракето-торпеды комплекса ПРК-7 «Ветер» с калибром 650 мм обладали увеличенным радиусом действия и могли оснащаться обычной (УГМТ-1) или ядерной боевой частью.
В качестве средства ПВО на борту лодок типа «Барракуда» имелся ЗРК «Игла-1», боекомплект составлял 8 ракет.
Представители
Всего в период с 1982 по 1993 годы было построено 2 АПЛ проекта 945А «Кондор»: Б-336 «Окунь» («Псков»), К-534 «Зубатка» («Нижний Новгород»). Подводные лодки входят в состав 7-й дивизии Северного флота с местом базирования на Ура-губу (Видяево)[2].
Название | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Статус |
К-534 «Нижний Новгород» («Зубатка») | 3003 | 15.02.1986 | 08.07.1989 | 26.12.1990 | В составе . В строю |
Б-336 «Псков» («Окунь») | 3004 | 29.07.1989 | 28.07.1992 | 14.12.1993 | В составе СФ. В строю |
Интересные факты
Применение титана в конструкции корпуса заметно уменьшило магнитное поле от корабля. Показатели поля АПЛ проекта 945 «Барракуда» оставались непревзойденными на начало 2000-х годов, т.е. спустя 30 лет после начала проектирования.
Субмарина К-276 зимой 1992 года столкнулась с американской атомной подлодкой «Батон Руж» (класса «Лос-Анджелес»). В результате контакта на К-276 была частично разрушена верхняя часть рубки, оснащенная усилителями для всплытия во льдах.
Американский корабль остался на плаву, но получил значительные повреждения, и в строй обратно введен не был.
Экипаж К-276 впоследствии нанес на рубке звезду с расположенной внутри цифрой 1. Подобная практика обозначения побед была распространена на советских подлодках во время Великой Отечественной войны.
На плаву: получит ли российский флот атомные подлодки
Какие изменения претерпела новая госпрограмма вооружения ВМФ
По сообщению ТАСС, в ходе форума “Армия-2019”, открывшегося в подмосковной Кубинке, планируется подписание контракта на постройку в рамках госпрограммы вооружений на 2018–2027 годы еще четырех атомных подводных лодок для ВМФ России. В числе заказанных субмарин будут два “стратега” — подводных ракетоносца проекта 955А “Борей-А” — и два многоцелевых подводных крейсера с крылатыми ракетами проекта 885М “Ясень-М”. Их строительство должно начаться в ближайшие годы, однако сдача этих кораблей флоту предполагается уже после 2027 года. “Известия” разбирались в последствиях данного контракта.
Влияние на историю
Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.
На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».
Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.
Первый корабль серии «Карп» поставили на долговременное хранение на базе в Североморске в 1998 году, но перед этим ему успели присвоить новое имя «Тула». В 2013 году корабль передали на в Северодвинске для проведения ремонта и модернизации.
В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.
Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.
Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.
Применение на учениях и на боевом дежурстве
К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.
На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.
Одна из первых иностранных фотографий АПЛ «Карп». Сделана 1 ноября 1984-го года с норвежского разведывательного самолета
Впоследствии, рассказывая про опыт эксплуатации «Барракуд», вице-адмирал М.В. Моцак, занимавший в 2000 году пост начальника штаба Северного флота, отметил, что оборудование этих подводных лодок позволяло уверенно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его перемещения. Российские субмарины при этом оставались незамеченными. Моцак, в частности, сказал, что одна только К-239 в 1995 году обеспечила слежение за американскими подводниками в течение вчетверо более продолжительного времени, чем все надводные корабли.
Самый известный инцидент с участием субмарины проекта 945 произошел в феврале 1992 года, во время учений. Находясь в пределах российских территориальных вод, близ острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (впоследствии переименована в Б-276 «Кострома») протаранила американскую АПЛ SSN-689 Baton Rouge. Эта многоцелевая субмарина типа «Лос-Анджелес» пыталась, оставаясь незамеченной, следить за ходом маневров.
Результат столкновения для американских моряков оказался довольно печальным – на лодке вспыхнул пожар, последствия которого в конце концов привели к списанию боевого корабля. На «Крабе» была повреждена рубка, восстановить которую удалось уже летом того же 1992 года. Оценка этого происшествия едва ли может быть однозначной – противники ухитрились не увидеть друг друга, что не говорит в чью-либо пользу. «Смертельные» повреждения американской АПЛ стали, таким образом, результатом случайности.
Разборка поврежденной SSN-689 Baton Rouge после её списания
Сегодня обе подводные лодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в ремонтные мастерские. Но едва ли им суждено вернуться в строй – денег на проведение модернизации нет. Та же судьба, к сожалению, может постигнуть и две субмарины проекта 945А.