Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)
Страна: | СССР |
Тип: | Дизель-электрическая подводная лодка |
Дата выпуска: | 1963 г. |
Водоизмещение: | Надводное — 3174 тонн, подводное — 4137 тонн |
Длина: | 90 м |
Ширина: | 10 м |
Осадка: | 7 м |
Бронирование: | Нет |
Экипаж: | 82 человека (из них 12 офицеров) |
Силовая установка: | 2х дизеля (по 4000 л.с.), 2х электромотора (по 6000 л.с.), дизельгенератор (1720 л.с.), 2х электромотора по 150 л.с. |
Дальность хода: | 9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении, 810 миль при скорости 2,74 узла в подводном положении (на одном заряде батарей). Автономность — 90 суток. |
Максимальная скорость: | Надводная — 19 узлов, подводная — 14 узлов. Нормальная глубина погружения — 240 м, предельная — 360 м. |
Вооружение: |
|
Авиагруппа: | Нет |
Литература
- А. Е. Тарас.
2-е поколение 661 «Анчар» • 667AT «Груша» • 667M «Андромеда» • 670 «Скат» • 670M «Скат-М/Чайка» • 06704 «Чайка-Б» 3-е поколение проект 949 «Гранит» • проект 949A «Антей» 4-е поколение 885 «Ясень»
История создания подводных лодок проекта 651
Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.
В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.
Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651
Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:
- Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
- Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.
Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.
Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет
Галерея
- Juliett-US-Navy-Photo.jpg
- Submarine Juliett class.jpg
Лодка проекта 651 в море
- U 461 1.jpg
Б-24 в роли «U-461». Левый борт
- U 461 2.jpg
Б-24 в роли «U-461». Нос
- U 461 3.jpg
Б-24 в роли «U-461». Правый борт
- U 461 4.jpg
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
- Peenemuende museum 15.jpg
«Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»
- Peenemuende museum 16.jpg
Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении
- Peenemuende museum 17.jpg
- U 461 2592×1944.jpg
Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.
Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.
Подводная лодки проекта 651 в надводном положении
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:
1. Носовой торпедный отсек.2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.4. Отсек управления.5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.7. Отсек электоромоторов.8. Кормовой торпедный отсек.
Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).
Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:
- Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
- Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки. Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.
Одна из «Джульетт» проекта 651
Современный статус
14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461
на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.
Примечания
- ↑ 12
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПР. 651
(неопр.)
. book.uraic.ru/elib/pl/. Дата обращения: 8 октября 2007. - ↑ 12
Подводная лодка К-77. История проекта
(неопр.)
(недоступная ссылка). www.k-77.com. Дата обращения: 8 октября 2007. Архивировано 9 декабря 2011 года. - ранее учитывали, что часть экипажа находится на вахте, потому спальных мест было меньше, чем людей
- Вспомогательная ядерная энергетическая установка ВАУ-6 — российский вариант воздухонезависимой ЭУ для дизельных ПЛ
- История создания и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 651Э со вспомогательной атомной энергетической установкой ВАУ-6. И. В. Иванов. Стр.28
- Проект 651 (NATO — Juliett) (неопр.)
(недоступная ссылка).
2003-2004
. ruspodlodka.narod.ru. Дата обращения: 8 октября 2007. Архивировано 14 июля 2010 года. - С. Апрелев «Метаморфозы К-77»
- K-77 — Подводная лодка К-77
- К-77, Б-77, «U-484» проект 651, deepstorm.ru
- К-81 модифицирована по проекту 651К.
- К-58, Б-58 проект 651
Представители
Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на в Горьком.
Название | Место постройки | Заводской номер[6] | Дата закладки | Дата спуска | Дата вступления в строй | Флот | Примечания |
K-156 | Балтийский завод | 552 | 16 ноября 1960 | 31 июля 1962 | 10 декабря 1963 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-85 | Балтийский завод | 553 | 25 октября 1961 | 31 января 1964 | 30 декабря 1964 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1988 |
K-63 | «Красное Сормово» | 513 | 25 апреля 1962 | 26 июля 1963 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 | сдана на слом в 1991 |
K-70 | «Красное Сормово» | 514 | 25 марта 1962 | 6 февраля 1964 | 31 декабря 1964 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 | сдана на слом в 1991 |
K-24 | «Красное Сормово» | 511 | 15 октября 1961 | 15 июля 1962 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, | продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461 |
K-68 с 1977 Б-68 с 1990 БС-68 | «Красное Сормово» | 512 | 25 января 1962 | 30 апреля 1963 | 28 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 Балтийский флот | В 1985 году модернизирована по проекту 651Э В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на в Мурманской области. |
K-77 | «Красное Сормово» | 515 | 31 января 1963 | 11 марта 1965 | 31 октября 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, | продана в Финляндию, затем — в США[7], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[8], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[9] |
K-81[10] | «Красное Сормово» | 522 | 20 ноября 1963 | 7 августа 1964 | 14 декабря 1965 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., | Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл. |
K-58 | «Красное Сормово» | 521 | 15 июля 1963 | декабрь 1966 | 23 сентября 1966 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-58[11] | Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом. |
K-73 | «Красное Сормово» | 523 | 11 августа 1964 | 31 мая 1966 | 15 декабря 1966 | Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 | сдана на слом в 1991 |
K-67 | «Красное Сормово» | 524 | 31 января 1965 | 29 октября 1966 | 30 сентября 1967 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 | сдана на слом в 1994 |
K-78 | «Красное Сормово» | 525 | 25 июля 1965 | 30 марта 1967 | 11 января 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, | Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл |
K-203 | «Красное Сормово» | 531 | 25 декабря 1965 | 30 июня 1967 | 2 декабря 1967 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот | сдана на слом в 1994 |
K-304 | «Красное Сормово» | 532 | 6 августа 1966 | 24 января 1967 | 21 сентября 1968 | Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 | сдана на слом в 1994 |
K-318 | «Красное Сормово» | 533 | 29 марта 1966 | 29 марта 1968 | 29 сентября 1968 | Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 | сдана на слом в 1994 |
K-120 | «Красное Сормово» | 534 | 25 марта 1967 | 11 июля 1968 | 26 декабря 1968 | Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 | сдана на слом в 1991 |