Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)


Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Страна:СССР
Тип:Дизель-электрическая подводная лодка
Дата выпуска:1963 г.
Водоизмещение:Надводное — 3174 тонн, подводное — 4137 тонн
Длина:90 м
Ширина:10 м
Осадка:7 м
Бронирование:Нет
Экипаж:82 человека (из них 12 офицеров)
Силовая установка:2х дизеля (по 4000 л.с.), 2х электромотора (по 6000 л.с.), дизельгенератор (1720 л.с.), 2х электромотора по 150 л.с.
Дальность хода:9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении, 810 миль при скорости 2,74 узла в подводном положении (на одном заряде батарей). Автономность — 90 суток.
Максимальная скорость:Надводная — 19 узлов, подводная — 14 узлов. Нормальная глубина погружения — 240 м, предельная — 360 м.
Вооружение:
  • 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов (18 торпед, в том числе с ядерным зарядом);
  • 4 х 400-мм кормовых торпедных аппарата (4 торпеды);
  • 4 х управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500);
Авиагруппа:Нет

Литература

  • А. Е. Тарас.
    2-е поколение 661 «Анчар» • 667AT «Груша» • 667M «Андромеда» • 670 «Скат» • 670M «Скат-М/Чайка» • 06704 «Чайка-Б»
    3-е поколение проект 949 «Гранит» • проект 949A «Антей»
    4-е поколение 885 «Ясень»

История создания подводных лодок проекта 651

Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.

В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.


Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:

  • Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
  • Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.

Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.


Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет

Галерея

  • Juliett-US-Navy-Photo.jpg
  • Submarine Juliett class.jpg

    Лодка проекта 651 в море

  • U 461 1.jpg

    Б-24 в роли «U-461». Левый борт

  • U 461 2.jpg

    Б-24 в роли «U-461». Нос

  • U 461 3.jpg

    Б-24 в роли «U-461». Правый борт

  • U 461 4.jpg

    Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении

  • Peenemuende museum 15.jpg

    «Российская субмарина U-461 с крылатыми ракетами»

  • Peenemuende museum 16.jpg

    Кормовые ракетные контейнеры в боевом положении

  • Peenemuende museum 17.jpg
  • U 461 2592×1944.jpg

Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.


Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.4. Отсек управления.5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.7. Отсек электоромоторов.8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

  • Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
  • Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки. Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.


Одна из «Джульетт» проекта 651

Современный статус

14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461

на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.

Примечания

  1. 12
    ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПР. 651
    (неопр.)
    . book.uraic.ru/elib/pl/. Дата обращения: 8 октября 2007.
  2. 12
    Подводная лодка К-77. История проекта
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). www.k-77.com. Дата обращения: 8 октября 2007. Архивировано 9 декабря 2011 года.
  3. ранее учитывали, что часть экипажа находится на вахте, потому спальных мест было меньше, чем людей
  4. Вспомогательная ядерная энергетическая установка ВАУ-6 — российский вариант воздухонезависимой ЭУ для дизельных ПЛ
  5. История создания и опытной эксплуатации подводной лодки проекта 651Э со вспомогательной атомной энергетической установкой ВАУ-6. И. В. Иванов. Стр.28
  6. Проект 651 (NATO — Juliett) (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    2003-2004
    . ruspodlodka.narod.ru. Дата обращения: 8 октября 2007. Архивировано 14 июля 2010 года.
  7. С. Апрелев «Метаморфозы К-77»
  8. K-77 — Подводная лодка К-77
  9. К-77, Б-77, «U-484» проект 651, deepstorm.ru
  10. К-81 модифицирована по проекту 651К.
  11. К-58, Б-58 проект 651

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на в Горьком.

НазваниеМесто постройкиЗаводской номер[6]Дата закладкиДата спускаДата вступления в стройФлотПримечания
K-156Балтийский завод55216 ноября 196031 июля 196210 декабря 1963Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-85Балтийский завод55325 октября 196131 января 196430 декабря 1964Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1988
K-63«Красное Сормово»51325 апреля 196226 июля 196331 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63сдана на слом в 1991
K-70«Красное Сормово»51425 марта 19626 февраля 196431 декабря 1964Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270сдана на слом в 1991
K-24«Красное Сормово»51115 октября 196115 июля 196231 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот,продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461
K-68
с 1977 Б-68 с 1990 БС-68
«Красное Сормово»51225 января 196230 апреля 196328 декабря 1965Северный флот, с 1977 Балтийский флотВ 1985 году модернизирована по проекту 651Э
В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на в Мурманской области.
K-77«Красное Сормово»51531 января 196311 марта 196531 октября 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот,продана в Финляндию, затем — в США[7], в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула[8], поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.[9]
K-81[10]«Красное Сормово»52220 ноября 19637 августа 196414 декабря 1965Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г.,Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет.
В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл.
K-58«Красное Сормово»52115 июля 1963декабрь 196623 сентября 1966Северный флот, с 1977 — переименована в Б-58[11]Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73«Красное Сормово»52311 августа 196431 мая 196615 декабря 1966Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73сдана на слом в 1991
K-67«Красное Сормово»52431 января 196529 октября 196630 сентября 1967Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67сдана на слом в 1994
K-78«Красное Сормово»52525 июля 196530 марта 196711 января 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот,Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203«Красное Сормово»53125 декабря 196530 июня 19672 декабря 1967Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флотсдана на слом в 1994
K-304«Красное Сормово»5326 августа 196624 января 196721 сентября 1968Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304сдана на слом в 1994
K-318«Красное Сормово»53329 марта 196629 марта 196829 сентября 1968Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318сдана на слом в 1994
K-120«Красное Сормово»53425 марта 196711 июля 196826 декабря 1968Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120сдана на слом в 1991
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]