Эскадренные миноносцы проекта 956 “Сарыч”: последние эсминцы СССР


Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта стали последними эсминцами, построенными в СССР. Шифр проекта 956 – «Сарыч», в НАТО их называли Sovremenny class destroyer – по названию первого корабля этой серии, эскадренного миноносца «Современный».

Постройка кораблей проекта 956 проводилась на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде, заказчиком последних кораблей серии уже был ВМФ РФ. Сегодня в составе российского флота находится шесть эсминцев «Сарыч»: три в строю, два в резерве и еще один корабль проходит плановый ремонт.

После распада СССР закладка новых кораблей проекта 956 «Сарыч» была прекращена из-за недостаточного финансирования, два корабля были достроены для ВМС Китайской Народной Республики по экспортному проекту 956-Э (1997-2000 гг.), в нулевые годы для китайцев были изготовлены еще два «Сарыча» по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Изначально планировалось, что эскадренные миноносцы проекта 956 станут самыми массовыми не только в своем классе, но и во всем советском флоте. Всего их планировали построить около пятидесяти. Всего же на вооружение ВМФ СССР (а затем и России) поступило 17 эсминцев проекта «Сарыч».

История создания

Эскадренный миноносец (эсминец) – это класс многоцелевых быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: бороться с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе и ракеты), работать по надводным кораблям неприятеля, прикрывать соединения кораблей и сопровождать конвои. Также эсминцы можно использовать при проведении десантных операций, несения дозорной и разведывательной службы, постановки минных заграждений.

Первые эскадренные миноносцы появились еще в конце XIX столетия. В то время их основной задачей было уничтожение миноносцев противника с помощью мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадренный» обозначала то, что эти корабли могут действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.

Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировой войны. Широкий спектр задач, которые могли решать эти корабли, существенно повысило их значимость в составе флота. Водоизмещение современных эсминцев примерно равняется крейсерам периода Второй мировой войны, но значительно мощнее их. Еще более выросла роль эскадренных миноносцев после появления ракетного оружия.

В начале 60-х годов в СССР начинается активное развитие надводного флота. В 50-е годы большое количество крупных надводных кораблей было утилизировано, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.

В 60-е годы ВМФ СССР становится океанским, перед ним был поставлен целый ряд новых задач: охранение районов патрулирования советских ракетных подлодок, слежение за стратегическими подлодками противника, обнаружение и разведка авианосных групп неприятеля, контроль морских коммуникаций, проведение внешнеполитических акций.

Для выполнения подобных задач лучше всего бы подошли авианесущие корабли, но их постройка обходилась очень дорого. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), однако их следовало прикрывать кораблями эскорта, которых остро не хватало. Кроме того, эсминцы, которые находились в тот момент на вооружении ВМФ СССР, уже считались морально устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных противостоять своим зарубежным аналогам. Особенно наглядно все вышесказанное показали большие океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году.

Советскому флоту нужен был современный эскадренный миноносец, обладающий мощным артиллерийским и ракетным вооружением и способный действовать как в составе корабельных группировок, так и самостоятельно.

Создание подобного корабля было предусмотрено в судостроительной программе на 1971-1980 гг., которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог принимать участие в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противодесантную оборону противника, обеспечивать противовоздушную оборону в зоне высадки. Будущий эсминец назывался «кораблем огневой поддержки десанта». Его прототипом был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту присвоили номер 956.

Работы над созданием нового эсминца стартовали в 1971 году и продвигались довольно медленно.

Дело в том, что заказчики несколько раз меняли целевое назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance – первых по-настоящему многоцелевых кораблей ВМФ США. Именно появление подобной программы у американцев способствовало превращению «корабля огневой поддержки десанта» в многоцелевой эсминец.

Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155. Советские стратеги считали, что вместе они будут обладать большей эффективностью, чем пара американских эсминцев Spruance.

Аванпроект нового корабля разрабатывался ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). По ходу выполнения работ конструкторам ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип его силовой установки. Разработчиков ограничивали возможности судостроительного завода им. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: его длина не должна была превышать 146 метров, а ширина – 17 метров.

Всего было изготовлено тринадцать вариантов предэскизных проектов, все они тщательно изучались с точки зрения боевой эффективности и стоимости.

В итоге для будущего эсминца были выдвинуты следующие требования:

  • паротурбинная энергетическая установка (ЭУ);
  • наличие в составе вооружения ПКР «Москит»;
  • ЗРК «Ураган»;
  • размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252;
  • наличие артустановок АК-130.

Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Однако и после этого в проект продолжали вноситься изменения. Паротурбинная ЭУ была заменена на котлотурбинную, что признается многими экспертами довольно неудачным решением.

В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца был выбран ГАК «Платина». Установить на «Сарычи» более совершенный комплекс «Полином» не представлялось возможным из-за значительных массо-габаритных характеристик последнего.

По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но зато советский корабль значительно превосходил своего оппонента по мощи артиллерийского вооружения.

Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка проекта эсминца 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс. рублей.

1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году с судостроительным заводом им. Жданова был заключен официальный договор на постройку кораблей. Стоимость рабочего проектирования составляла 2,22 млн рублей.

В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 — эсминца «Современный». Завершен проект «Сарыч» был в 1993 году, когда последний корабль из этой серии был принят представителями ВМФ РФ.

Изначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть, проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей было уменьшено до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев данного проекта. В среднем каждый эсминец проекта 956 строился четыре года.

Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. Там даже начали строить новый эллинг и получили документацию из Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже заложенных корпуса эсминца были законсервированы.

До момента распада Советского Союза военно-морскому флоту были переданы 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля достраивались уже для российского ВМФ («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»).

Постройка кораблей проекта 956 «Сарыч» проводилась с использованием секционного метода сборки корпуса. Стоимость одного эсминца (на момент постройки головного и двух последующий кораблей) составляла более 90 млн рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.

Проект эсминца 956 создавался исключительно для нужд советского ВМФ. Это был новейший корабль, и никто не собирался продавать его за рубеж. Однако после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынудило искать заказчиков на стороне. К тому же к началу 90-х годов вооружения «Сарычей» несколько устарело.

В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца – 956Э. В 1999 году в состав ВМС КНР вошел первый «Сарыч». Он вооружен противокорабельными ракетами с несколько большей дальностью поражения (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», нет кормовой артиллерийской установки, зато оборудован полноценный вертолетный ангар. Несколько увеличено водоизмещение корабля. До 2006 года для Китая были построены четыре эскадренных миноносца проекта 956Э и 956ЭМ.

ПРОЕКТ 956У

Описание проекта 956У

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (проекта 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Главным конструктором проекта оставался И. И. Рубис, главным наблюдающим от ВМФ был сначала капитан 2 ранга С. Н. Сургаев, а позднее капитан 2 ранга М. А. Цюх. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска 3С-14 на 16 крылатых ракет «Калибр». Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит»[1].

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27).

Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6 700—6 750 тонн[1].

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты[1].

Чертежи проекта 956У в открытых источниках не представлены.

[1] Овсянников С. И., Спиридопуло В. И. Советский суперэсминец третьего поколения. Часть 3. Отличительные особенности проекта 956 // История корабля : альманах. — предприниматель Богатов С . А., 2005. — Вып. 3, № 1. — С. 18.

Оценка проекта 956У

Итак, хотя проект 956У реализован не был, опыт истёкших десятилетий даёт основания дать оценку отдельным проектным решениям, легшим в его основу.

Так, опыт боевых действий ВМФ РФ в 2015 году против террористов на территории Сирии показал высокую боевую эффективность ВПУ УКСК 3С14 «Калибр».

Наклонные пусковые установки СМ-403 промышленностью освоены не были. Единственным реализованным отечественным ВПК проектом наклонной пусковой установки оказался проект четырехконтейнерной пусковой установки ПКР «Уран».

Гипотеза периода 80х..90х годов о значительном росте эффективности противовоздушной обороны корабля за счёт замены шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-630 на зенитно-ракетные артиллерийские комплексы «Кортик-М» или их аналоги своего объективного подтверждения не нашла. Напротив, в ходе реализации программы военно-технического сотрудничества с Индией, поставки ЗРАК «Каштан» в составе фрегатов типа «Тальвар» были по окончании строительства первой серии прекращены, с заменой во второй серии фрегатов на АК-630.

Гибель в 2010 году корейского корвета «Чхонан» в результате внешнего взрыва, предположительно явившегося результатом торпедной атаки, показывает, что необходимость наличия на борту надводного корабля противоторпедного вооружения не утратила своей актуальности и в XXI веке. Таким образом, предлагавшийся проектом 956У демонтаж противоторпедного вооружения РБУ-1000 без его адекватной замены на иные варианты противоторпедного вооружения в настоящее время представляется ошибочным. Сочетание РБУ и двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов, при избыточных массово-габаритных характеристиках в сравнении с современными комплексами противолодочного и противоторпедного вооружения «Пакет-НК», сохраняет свою боевую ценность и в 2022 году, что подтверждается продолжением поставки в Индию фрегатов проекта 11356.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

В носовой части корпуса, в подкильной бульбе, находится антенна ГАК «Платина».

Площадь боковой парусности эсминца – 1700 м2. Палубы размещаются параллельно ватерлинии, что упростило установку оборудования во время постройки и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.

Пятнадцать основных переборок делят корпус судна на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторая, третья и верхняя палубы, палуба полубака, две платформы, одна из которых плавно переходит в настил второго дна. Главные конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения расположены две продольные переборки, они обеспечивают дополнительную жёсткость кормовой части корабля. Шпангоуты эсминца имеют значительный развал, что увеличивает остойчивость корабля.

Эсминцы проекта 956 обладают высокими мореходными качествами (мореходность неограниченная). Моряки могут использовать бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оснащены успокоителями качки. При волнении моря в шесть баллов эсминцы способны развивать ход до 24 узлов.

Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединяются с корпусом и палубами с помощью заклепок.

Надстройку корабля можно условно разделить на две больших блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а кормовая состоит из блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором расположена грот-мачта.

Стандартное водоизмещение эсминца составляет 6500 т, пол¬ное водоизмещение – 7940 т, с перегрузом – 8480 т.

Силовая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 (общая мощность 100 тыс. л. с.), расположенных в двух машинных отделениях – носовом и кормовом. Следует о — это единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной ЭУ.

Турбозубчатый агрегат имеет систему управления, которая способна регулировать частоту вращения в разных режимах работы установки. В каждом из машинных отделений находятся два котла и паровая турбина. На все эсминцы, начиная с седьмого («Стойкий»), были установлены более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к подаваемой воде, довольно часто выходят из строя.

Система водоподготовки, установленная на корабли проекта, не обеспечивает должным образом качество воды, что приводило к быстрому изнашиванию котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев, она является открытой, то есть сообщается с атмосферным воздухом.

Опыт использования высоконапорных котлов показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) пока еще не готов переходу на такие энергетические установки.

Кроме основных, в силовую установку корабля входит и дополнительный аварийный котел, который может дать 14 тыс. кг пара. У эсминца два вала и два малошуных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта – 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тыс. тонн, что обеспечивает дальность плаванья в 3900 морских миль.

Рулевой агрегат состоит из гидравлической машины и полусбалансированного руля.

Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенератора (общая мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600кВт), которые обеспечивают корабли электроэнергией.

В обычных условиях численность экипажа составляет 296 человек, включая 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время корабельная команда увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия для обитания команды: для офицеров оборудованы одно- и двухместные каюты, а для мичманов – двух- и четырехместные. Матросы размещаются в шестнадцати кубриках по 10-25 человек в каждом. На одного человека приходится более трех квадратных метров жилой площади.

На борту есть отдельная кают-компания для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где пищу принимают матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. К услугам экипажа библиотека, кинозал, кабельное телевидение, есть даже сборной бассейн.

Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования, она обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в температурном диапазоне от −25°C до +34 °C. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки в плане условий для обитания экипажа.

Автономность эсминцев «Сарыч» по запасам провизии составляет 30 суток.

Последние эсминцы Советского Союза — проект 956

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», НАТО «Sovremenny class destroyer» — эсминцы 3 поколения типа «Современный». Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.

В 1960 годах у Советского Союза возникает острая необходимость в крупных кораблях, так как ВМФ стал активно выходить в Мировой океан, пополняться кораблями среднего класса и нести службу в океанской зоне.

Вырисовались основные боевые задачи ВМФ СССР:

— обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подлодок; — поиск, обнаружение и слежение за подлодками противника; — вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ, КПУГ); — обнаружение коммуникаций противника; — готовность к боевому применению на потенциальных морских и океанских театрах; — выполнение внешнеполитических задач.

Были пересмотрены различные варианты решения данных задач: — соединения с авианесущими крейсерами. Осуществление данного варианта было невозможно из-за слишком дорогого строительства; — массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК или РКА;

Кроме этого, эсминцы с артиллерией 130мм и арткрейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения — ПКР. Всем становится понятно, что подобные задачи невозможно выполнить, используя только определенный класс кораблей. Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы.

Начало истории эсминцев проекта 956 – Постановление СМ СССР и ЦК партии №75-250 от 01.09.1969 года. В первом задании оперативно-тактического значения новый корабль назывался кораблем огневой поддержки для десантных отрядов и дополнительно для совместных действий с БПК проекта 1155. связка ЭМ – БПК должна была превзойти по эффективности (теоретически) пару ЭМ «Спрюэнс» (США).

Предэскизный проект (аванпроект) поручили разрабатывать ленинградскому ЦКБ-53. По ходу разработки для корабля определялись все новые и новые задачи, что потребовало от конструкторов выполнения многовариантного исполнения проекта. Рассматривались различные типы комбинаций вооружения и энергетических установок. Из-за возможностей мощностей планируемого судостроителя (завод имени А.Жданова) габаритные размеры не превышали в длину 146 метров, в ширину — 17 метров. На основе работ по аванпроекту начинают разрабатывать эскизный проект.

Согласно договору № 927/е/1017-71 между ГУК ВМФ и ЦКБ-53, начинается разработка эскиза ЭМ под номером 956 и шифром «Сарыч». Проводится тщательный анализ 13 вариантов предэскизных проектов с военно-экономической оценкой. В итоге был выбран четвертый из представленных вариантов с дополнительной доработкой вооружения и количества боезапаса. В конце 1971 года первое представление проекта 956 ГК ВМФ окончилось продолжением работ по поиску оптимального варианта. В то же время появилась информация о начале разработок вероятным противником многоцелевых ЭМ «Спрюэнс». Именно отсюда начинается разработка отечественного многоцелевого корабля. Корабль переименовывают в ЭМ, и с 1971 года он проходит по документам как эсминец. Второе представление окончилось утверждением в ходе, которого выбор полностью пал на десятый из тринадцати вариантов: — наличие площадки для вертолета типа Ка-252; — установка ЗРК «Ураган»; — пусковые с противокорабельными ракетами Москит (8 единиц); — артустановки АК-130; — установка паротурбинной энергоустановки.

В окончательном варианте вместо выбранной энергоустановки была выбрана газотурбинная ЭУ. Со всеми доработками, выбранным оборудованием и вооружением водоизмещение ЭМ стало больше на одну тысячу тонн. Стоимость эскизного проекта обошлась Советскому Союзу в 165 000 рублей.

Середина 1973 года. Конструкторы получили задание на выполнение техпроекта. Главный конструктор В.Аникиев. Все работы по техпроекту были готовы к концу 1973 года, хотя в дальнейшем проходили различные корректировки и уточнения. Выясняется невозможность установки запланированных котлоагрегатов — их заменяют на паровые КВН 98/64-ПМ. Также добавили ангар и возможность заправки вертолета. Общая стоимость техпроекта – 205 тысяч рублей.

Строительство ЭМ проекта 956

1.11.1973 года – официальная дата строительства новейших отечественных ЭМ проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. Рабочий проект разработан также ЦКБ-53 к 1978 году. Общая стоимость – более 2 миллионов рублей. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли всостав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии.

Устройство и оборудование

У северного проектно-конструкторского бюро имелась отличительная черта при проектировании кораблей: они имели внешнюю эффектность пропагандистского характера. То есть одним своим видом они должны были влиять на противника. В то время корабли использовали не только для выполнения боевых задач, но и были отличным инструментом для политического влияния и убеждения. Внешний вид подводился под максимальную функциональность бортового вооружения и оборудования. ЭМ проекта 956 созданы по длиннопалубной конструкции с седловатостью передней части корабля. Седловатость и оптимизированные обводы корпуса обеспечивает незаливаемость палубных построек и широкие углы обстрела для АК-130. Палубы размещены параллельно ватерлинии. Для придания кораблю устойчивости шпангоуты установлены с большим развалом. Надводная часть борта исполнена с двойным сломом для уменьшения РЛ-заметности.

Корабль имеет 15 переборок, 16 отсеков и 6 палуб. Основные конструкции корпуса – низколегированная сталь. В местах больших напряжений использованы листы стали с повышенной текучестью. Надстройки корабля состоят из носового и кормового блоков, и созданы из сплавов алюминия и магния. Крепление клепочного типа.

ЭМ проекта 956 — единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ состоит из двух КТА ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя. Дополнительно установлен аварийный котел на 14 000 килограмм пара. Для обеспечения корабля электроэнергией установлены 2 паротурбогенератора типа АК-18, общей мощностью 2500 кВт, и 4 дизельных генератора (резерв) по 600кВт каждый. Рулевой агрегат – электрогидравлическая машина и полубалансирный руль. Два вала и два малошумных винта с фиксированным шагом позволили ЭМ достигать скорости до 33.4 узла. Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.

Рабочие температуры внутри корпуса составляют от 34 до -25 градусов. Имеются 5 цистерн по 50 кубометров для сбора отходов. Для получения груза на ходу на каждом борту установлено устройство «Струна».

Экипаж корабля в мирное и военное время составляет соответственно 296 и 358 человек. Для размещения экипажа на борту имеется 21 каюта для офицеров (38 мест) и каюты для мичманского состава на 48 мест. Для матросов срочной службы имеется 16 кубриков на 310 мест. Все помещения имеют аппараты радиосвязи. На эсминцах имеются библиотеки, киноустановки, спортзалы и даже разборные бассейны. Весь корабль обеспечен единой системой кабельного телевидения. В медблоке имеются операционная, амбулатория, лазарет, изолятор и стерильная комната. Из-за установленного вооружения и энергоустановки проходы с коридорами теснее, чем на БПК проекта 1155.

Установленное вооружение:

— ЗРК «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект — 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ ЗРК — 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86;

— Артустановки АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 боеприпасов на каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок. — Арткомплекс АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч боеприпасов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» — 0.4 -1.0. — ПКРК «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР. Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. СУ эсминца проводила полный залп за полминуты. Вероятность поражения — 0.94-0.99;

— РБУ -1000 – противолодочное/противоторпедное вооружение. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ. Дальность поражения до одного километра. — 2 ТА калибра 533мм. противолодочное вооружение. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80. — РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины. — КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки. — 21-КМ – салютные орудия. В носовой части корабля (полубак) установлены два 45мм салютных орудия.

РТВ включает в себя:

-РЛС обнаружения «Фрегат» см-диапазона на первых 3 кораблях, РЛС «Фрегат-М» на двух следующих, и на остальных РЛС «Фрегат-МА»; — систему загоризонтного целеуказания «Мост», в которую входит пассивная РЛС КРС-27 (4 дианазона), РТС и ВЗОИ. — комплекс целеуказания «Минерал» для ПКРК; — ГАК «Платина-С» — станция обнаружения подлодок, установлена в бульбовом носовом обтекателе. С шестого корабля – ГАК «Платина-МС» и система управления «Пурга»; — станция МГ-7 – станция обнаружения пловцов-диверсантов.

В состав РЭБ входят:

— МП-401 – комплекс РТР; — МП-407 – станция постановки активных помех; — ПК-2М – комплекс постановки пассивных ложных целей. Состоит из двух 140-мм двуствольных ПУ ЗиФ-121; — СУ «Смета» — система управления ПК-2М — с 9 корабля устанавливают дополнительно ПК-10М – комплекс с 4/8 122-мм десятиствольными ПУ ложных целей; — СРЭП с РТР «Спринт-401С» дополнительные СОиП.

Навигация: навигационные РЛС типа МР-212, лаг ИЭЛ-1, гирокомпас, автопрокладчик, эхолот, системы навигации типа КПФ-3К/КПИ-7Ф, радиопеленгатор, магнитный компас, космические системы навигации типа Парус, АДК-3М, Цикада.

Эскадренные эсминцы проект 965 – 22 единицы:

— списаны корабли: «Отчаянный», «Современный», «Отличный», «Окрыленный», «Безупречный», «Расторопный», «Боевой», «Безудержный»/»Гремящий». — проданы КНР: «Важный»/»Екатеринбург»/»ХАНЬЧЖОУ», «Вдумчивый»/»Александр Невский»/ «ФУЧЖОУ», «Внушительный»/ «ТАЙЧЖОУ», «Вечный»/»НИНБО». — утилизация: «Осмотрительный», «Стойкий», «Внушительный». — недостроенный: «Внушительный».

В составе ВМФ России:

— КТОФ –»Бурный» (ремонт), «Быстрый», «Безбоязненный»(резерв) — КСФ – «Адмирал Ушаков». — ДКБФ – «Беспокойный» (резерв), «Московский комсомолец»/»Настойчивый».
Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2012 год – 3 единицы
Основные характеристики:

— водоизмещение стандарт/полное/макс – 6.5/7.9/8.5 тысяч тонн; — длина по ватерлинии/макс — 145/156.5 метра — ширина по ватерлинии/макс – 16.8/17.2 метра; — осадка средняя/макс – 5.9/8.2 метра; — автономность до 30 суток; — дополнительные плавсредства – командирский катер пр1390, рабочий катер пр338М, шестивесельный ял.

Источники информации: https://korabley.net/news/esminec_sovremenii_proekta_956/2008-12-06-72 https://voencom.net/index.php?id=103 https://azlok.livejournal.com/482183.html https://shipwiki.ru/voennye_korabli_2/drugie_voennye_korabli/esminec_sovremennyy_proekta_956.html

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение эсминцев «Сарыч» состоит из ЗРК М-22 «Ураган», который является морской модификацией комплекса «Бук». На кораблях позднейшей постройки установлены ЗРК «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет находятся на носу (надстройка полубака) и на корме (за взлетно-посадочной площадкой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект – 48 управляемых ракет, которые находятся в погребах на специальных барабанах.

Характеристики ЗРК «Ураган» позволяют одновременно вести огонь по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс. метров и на удалении до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляющи: максимальная дальность поражения – 70 км. Темп стрельбы – один запуск ракеты в 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет составляет от 0,81—0,96, крылатой ракеты – 0,43—0,86.

Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибр 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, которая является последним рубежом ПВО кораблей. Также в состав артиллерийского вооружения эсминцев входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из РЛС, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.

Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, что позволяет ей вести огонь с темпом от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боезапас на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к использованию.

Автоматизация процессов загрузки и подачи боеприпасов позволяет вести огонь до полного исчерпания боекомплекта.

Вес одной артустановки составляет 98 тонн.

Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических комплексов АК-630М. Батареи располагаются с каждого борта корабля и предназначены для уничтожения крылатых ракет на малых высотах. В состав каждой из батарей входит по две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и СУ «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М – 4 км, темп стрельбы 4 тыс. выстрелов в минуту.

Главное противокорабельное оружие эсминца «Сарыч» — противокорабельные ракеты «Москит». На «Беспокойном» и всех последующих кораблях проекта установлен модернизированный комплекс «Москит-М». Эсминцы проекта 956 имеют по две неподвижные пусковые установки, в каждой из которых размещено по четыре ПКР «Москит».

Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» — 170 км. Ракеты имеют боевую массу весом в 300 кг и развивают в полете скорость до M=2,5—3. Корабль может выпустить все восемь ракет всего за 30 секунд.

На верхней палубе эсминцев установлены два двухтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными минометами РБУ-1000, которые могут вести огонь на дистанции в 1 тыс. метров. Бомбометы расположены в кормовой части корабля. Их основная задача – уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб – 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать мины заграждения (на борт принимается до 22 мин).

У эсминцев проекта 956 нет постоянно вертолетного ангара, но предусмотрен временный, сдвижной. В нем может базироваться вертолет Ка-27. Вертолетная площадка расположена практически по центру корабля, поэтому на нее оказывает меньшее влияние килевая качка.

Вертолет можно использовать для противолодочной борьбы, также он может проводить разведку и давать целеуказание для противокорабельных ракет.

На эскадренных миноносцах «Сарыч» установлены несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения объектов противника и целеуказания используется система «Мост», она может осуществлять поиск на дистанциях до 200 км. Целеуказание для противокорабельного ракетного комплекса выдает система «Минерал», она имеет и активный, и пассивный радиолокационный канал. Корабль может принимать целеуказание от самолетов или вертолетов.

На эсминцах проекта 9566 отсутствует бортовая информационно-управляющая система, ее функции выполняет планшет обстановки «Сапфир-У».

Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и система постановки помех, а также средства пассивного и активного противодействия.

Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему обеспечения живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (погреба, машинное отделение) созданы противопожарные отделения за счет усиления корпуса стальными конструкциями.

Есть противопожарная магистраль с несколькими насосами, системы объемного пожаротушения, пенотушения, водяного орошения сходов и переборок. Также на корабле имеют системы быстрого орошения и затопления погребов.

Для устранения водной угрозы на кораблях проекта имеются: системы осушения, водоотлива и балансировки цистерн. Есть система внешнего обмыва в случае заражения внешних поверхностей.

Броневой защитой (противоосколочной) обеспечены только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956

Оригинальный проект эсминца проекта 956

Вооружение эсминца проекта 956 включает: две спаренные 130-мм универсальные корабельные артиллерийские установки АК-130, четыре шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса АК-630; две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет П-270 «Москит»; два зенитно-ракетных комплекса «Ураган» (суммарный боезапас 48 ракет); две шестиствольные реактивные бомбовые установки РБУ-1000; два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Корабельная авиационная группа может включать один вертолет типа Ка-27 в сдвижном ангаре.

Перевооружение, часть 1

Основой боевого могущества современных боевых кораблей являются ракетные комплексы. В этой связи почти безальтернативным видится необходимость вооружения эсминца проекта 956 некоторым числом вертикальных пусковых ячеек УКСК «Калибр», без существенного переустройства подпалубного пространства.


Анализ продольного разреза показывает возможность размещения трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек при условии демонтажа кормовой или носовой артиллерийской установки АК-130 с устройством новой кормовой или носовой надстройки высотой около 2 метров.

Однако, ограничения в ширине корпуса в районе 2 и 17 шпангоутов соответственно, определяют в качестве единственного места для монтажа трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» кормовую артиллерийскую установку АК-130:


Масса артиллерийской установки АК-130 совместно с механизированным погребом составляет около 130 тонн, что позволяет без роста массы вооружения разместить три ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 пусковых ячеек, боекомплект из 24 ракет (3х14 тонн + 24х2 тонны = 90 тонн) и стальную надстройку.

Таким образом, первая часть модернизации эсминца проекта 956 могла бы включать демонтаж кормовой артиллерийской установки АК-130 (9), кормовых погребов 130-мм выстрелов (11), агрегатной кормовой АК-130 (8) и монтаж трёх ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек с устройством новой кормовой стальной надстройки с конструкционной защитой. При этом высвобождается часть подпалубных объемов для прочих целей по предназначению:

Перевооружение, часть 2

Вторая часть модернизации могла бы включать размещение некоторого числа четырёхконтейнерных наклонных пусковых установок ПКР «Уран» на месте подлежащих демонтажу наклонных пусковых установок устаревших ПКР П-270 «Москит».

И в этом случае, сдерживающим фактором скорее является ограничение по доступному пространству, нежели ограничение по массе (масса ПКР «Уран» Х-35УЭ около 600 кг., а масса ПКР «Москит» — около 4000 кг.)

По образцу индийских фрегатов типа «Дели», представляется возможным монтаж на месте одной пусковой установки ПКР «Москит» двух пусковых установок ПКР «Уран»:

Таким образом, после модернизации и перевооружения по представленному эскизному проекту 956М, эсминец будет вооружён 40 ракетами, из них 16 ПКР «Уран» и 24 ракет семейств «Калибр», «Оникс» и «Циркон» (тактических, гиперзвуковых и противокорабельных). При этом число спаренных 130-мм артиллерийских установок АК-130 снижается с двух до одной. Целеуказание для крылатых ракет должен будет обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент-М», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал», как было предусмотрено проектом 956У:


Перевооружение эсминцев «Адмирал Ушаков» и «Быстрый» по проекту 956М существенно повысит ударные возможности эсминцев проекта 956, за счет роста числа ракет в пять раз с 8 до 40, многократного роста номенклатуры поражаемых целей, роста дальности поражения сухопутных целей до нескольких тысяч километров и роста вероятности поражения целей за счет использования гиперзвуковых ракет.

Дополнительно, перевооружение и модернизация эсминцев по предлагаемому проекту 956М позволит на новом техническом уровне реализовать формирование малых тактических ударных групп в составе «один эсминец проекта 956 + один БПК проекта 1155». Как известно, в таких группах противолодочная оборона ордера возлагается на БПК, а противовоздушная — на эсминец. После модернизации БПК проекта 1155 по варианту, реализованному на БПК «Маршал Шапошников», огневые возможности будут гармонично распределены между обоими кораблями малой тактической ударной группы, а однотипный состав ударного вооружения облегчит логистику.

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабляДата спуска на водуДата списанияПримечания
«Современный»18.11.197830.09.1998
«Отчаянный»29.03.198030.09.1998
«Отличный»21.03.198130.09.1998
«Осмотрительный»24.04.198230.09.1998
«Безупречный»25.06.198320.07.2001
«Боевой»4.08.1984в 2010
«Стойкий»27.07.198530.09.1998
«Окрылённый»31.05.198630.09.1998
«Бурный»30.12.1986В ремонте
«Гремящий»30.05.198718.12.2006
«Быстрый»28.11.1987В составе КТОФКорабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный»4.06.1988СписанНа утилизации
«Безбоязненный»18.02.1989В резерве
«Гремящий»30.09.1989Списан
«Беспокойный»9.06.1990В резерве ДКБФ
«Настойчивый»19.01.1991В составе ДКБФФлагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков»28.12.1991В составе КСФ
«Внушительный»17.10.1987Разделан на металл
«Ханчжоу» «Важный»27.05.1994Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу» «Вдумчивый»16.04.1999Входит в состав ВМС Китая
«Буйный»Постройка прекращена
«Тайчжоу»
«Внушительный»
27.04.2004Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»
«Вечный»
23.06.2004Входит в состав ВМС Китая

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА 956

На сегодня эсминцы проекта 956 можно отнести к устаревшим ракетно-артиллерийским кораблям первого ранга, боевая ценность которых в 2022 году сводится, преимущественно, к способности вести эффективный артиллерийский обстрел береговых целей и к противовоздушной обороне небольшой корабельной группы. Наличие всего восьми противокорабельных ракет для корабля такого водоизмещения представляется совершенно недостаточным.

При этом, на сегодня в строю ВМФ РФ находится только два современных ракетно-артиллерийских корабля первого ранга: это фрегаты проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Касатонов». Если известные общественности планы ввода новых кораблей в строй будут реализованы, то численность современных ракетно-артиллерийских кораблей первого ранга в ВМФ РФ ощутимо возрастёт к 2028..2029 году, достигнув, предположительно, десяти фрегатов проекта 22350.

В этой связи, в условиях острого дефицита кораблей первого ранга в строю, утилизация находящихся в строю двух эсминцев проекта 956 («Адмирал Ушаков» и «Быстрый») до 2030 года маловероятна, а вскоре после 2030 года — почти неминуема. Таким образом, жизненный цикл оставшихся эсминцев проекта 956 можно предположительно определить как «подлежащие утилизации в 2030 году». Следовательно, с учётом нахождения эсминцев проекта 956 в строю в ближайшие 10 лет, представляет интерес их модернизация с перевооружением, выполненная под девизом «максимальный эффект как можно быстрее за самые маленькие деньги».

С учетом 10-летнего жизненного цикла эсминцев проекта 956, длительность реализации такого этапа жизненного цикла, как «модернизация и перевооружение», следует ограничить одним-двумя годами, для чего необходимо:

во-первых, ограничить модернизацию и перевооружение минимальным числом изменений;

во-вторых, сосредоточиться исключительно на ударном вооружении, которое способствует выполнению целевой функции корабля, оставив вспомогательные функции (противовоздушную и противолодочную оборону корабля) в состоянии «как есть»;

в-третьих, использовать исключительно серийные образцы вооружения и военной техники (избегая, например, применения гипотетически возможных наклонных пусковых установок УКСК «Калибр»).

Характеристики

Водоизмещение, т:
Стандартное6500
Полное7940
Размеры, м:
Длина156,5
Ширина17,19
Осадка5,96
Макс. скорость, уз.33,4
Дальность плавания, миль:
на скорости 32,7 узла1345
на скорости 18 узлов3920
Автономность, суток30
Экипаж, чел.
мирного времени296
военного времени358
Главная энергетическая установка2хГТЗА-674
Суммарная мощность, л. с.100000 (2х50000)
Вооружение
Ударное ракетноеПКР «Москит»
Зенитное ракетноеМ-22 «Ураган»
Артиллерийское вооружениеАК-130
Артиллерийское зенитное вооружениеАК-630М
Противолодочное2хДТА-53, 2хРБУ-1000

Рождение проекта

Советский надводный Военно-Морской флот до определенного момента оставался военной силой с ограниченными тактическими возможностями. Артиллерийские корабли, составлявшие основу советской военно-морской мощи в 50-е и в 60-е годы, уже не отвечали современным условиям. Имеющиеся в составе советского флота крейсера и эсминцы морально устарели. Для державы, которая стремилась создать боеспособный флот открытого моря, требовались корабли с новыми видами вооружений. Вместо артиллерии главного калибра основное место должны были занять противокорабельные ракетные комплексы. На замену паровым турбинам приходят газотурбинные двигательные установки. Меняется концепция развития флота, где превалирует универсализация военных судов. Флоту необходимы были универсальные корабли, которые бы обладали широкими тактическими и техническими возможностями.

На эту роль прекрасно подходили эскадренные миноносцы – класс кораблей, который с успехом прошел горнило морских сражений Второй Мировой войны. Эсминцы превратились в универсальные боевые суда, участвующие практически во всех операциях, проводимых с участием военных флотов. В Советском Союзе имелся достаточно богатый опыт применения эскадренных миноносцев в боевых условиях. Оставалось только построить новые и современные боевые корабли, которыми в итоге стали эскадренные миноносцы проекта 956.

Эти корабли задумывались как боевые суда, способные оказать огневую поддержку десантным операциям и обеспечить фланги сухопутным войскам. При этом не упускалась возможность использовать новые корабли для действий в открытых и обширных акваториях, как самостоятельно, так и в составе оперативных соединений флота. Старт новой программе строительства судов дало Постановление Совмина СССР от 1 сентября 1969 года, в котором указывалась необходимость строительства в Советском Союзе новых кораблей огневой поддержки, способных действовать в тесной связке с Большими Противолодочными кораблями.

Начало проектных работ подстегивалось появлением информации о начале проектирования за океаном эсминцев типа «Спрюэнс» («Spruance»). Советский корабль должен был по всем параметрам не уступать заокеанскому аналогу. Насколько это получилось, показало время.

Разработкой эскиза и созданием проектной документации занялось Центральное Конструкторское Бюро №53, находящееся в Ленинграде. Перед конструкторами поставили задачу создать несколько вариантов проекта, которые бы в ходе последующего рассмотрения и реализации послужили проектной базой для начала строительства. Основной причиной разработки сразу нескольких вариантов проекта, стала неопределенность с целевым назначением корабля. В ходе проектирования шла борьба между сторонниками идеи создания многоцелевого корабля, оснащенного всеми видами морских вооружений и сторонниками строительства корабля с преобладанием ударных видов вооружения. В итоге победила партия сторонников создания многоцелевого, универсального корабля, в котором основным средством вооруженной борьбы стал ПКР. Зенитные средства ПВО, противолодочные средства борьбы и артиллерия выполняли вспомогательную функцию. Окончательно с технической точки зрения видение нового корабля сформировалось в 1971 году, которое вылилось в проект 956.

Предполагалось, что строительством новых советских боевых судов займется Ленинградский судостроительный завод им. Жданова. Эта верфь имела опыт постройки крупных океанских судов, к тому же для успешного и быстрого строительства могло сыграть свою роль близкое соседство конструкторского бюро. Изменение целевого назначения корабля привело к тому, что уже в проектной документации, начиная с 1971 года, начинает фигурировать класс судна – эскадренный эсминец, вместо «корабля огневой поддержки».

Официально класс эскадренных миноносцев в Советском Военно-Морском флоте появился только в 1977 году. С этого момента все корабли этого проекта были переведены в класс эскадренных миноносцев. Хотя еще на стадии проектирования новый корабль по классификации НАТО относился к классу эсминцев – Sovremenny class destroyer.

В процессе принятия решения о постройке, новые советские эсминцы должны были строиться самой массовой серией, до 50 единиц. Кораблями планировалось оснастить все четыре флота, создав на основных флангах мощные оперативные соединения. В течение четырех лет шла доработка проектной документации, результатом которой стал эсминец проекта 956, получивший шифр «Сарыч».

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

ГРАФИК ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦЕВ ПРОЕКТА 956 ПО ПРОЕКТУ 956М

С 2022 года флагман Балтийского Флота эсминец «Настойчивый» проходит плановый ремонт, в ходе которого была запланирована замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения корабля. При условии восстановления технической готовности к началу 2021 года, представляется целесообразным перевооружение эсминца «Настойчивый» по проекту 956М в 2021-2022 годах.

Дальнейший график перевооружения мог бы включать перевооружение эсминца «Адмирал Ушаков» в 2023-2024 годах и эсминца «Быстрый» в 2025-2026 годах.

В связи с приближением плановой даты утилизации эсминцев проекта 956, завершение ремонта и последующее перевооружение «Бурного», а также вывод из резерва «Боевого», «Беспокойного» и «Гремящего» представляются маловероятным.

Москва, сентябрь 2022 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]