Миноносцы HMS тип «26-узловой» программы 1892-93 гг.


Эсминцы и миноносцы

Тот самый «Батум» После успешного боевого дебюта минных катеров в русско-турецкой войне 1877-78 годов начался поиск путей превращения этого излишне прибрежного типа боевых плавсредств во что-то более автономное и боеспособное. В 1879 году на верфи «Ярроу» в Великобритании был заложен первый классический миноносец, ставший, по сути, образцом для аналогичных кораблей аж до начала XX века — заказанный русским морским министерством миноносец «Батум»: полностью стальной корабль водоизмещением в 50 тонн, вооруженный двумя минными (торпедными) аппаратами и способный развить огромную по тем временам скорость в 22 узла[1]. После постройки миноносец своим ходом(!) дошел из Англии до Николаева, чего до этого также не делал ни один корабль подобных размеров. Разумеется, одним миноносцем никто ограничиваться не стал — в течение 1880-х годов миноносцы по образцу «Батума» появились во множестве государств: в Великобритании, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии, Испании, Японии и многих других (лидерство долгое время удерживала Россия, только к началу XX века уступившая первенство Франции и Великобритании). Все они имели сходные характеристики — водоизмещение в 70-120 тонн, скорость 16-20 узлов, пару малокалиберных пушек и пару минных аппаратов. Основными производителями миноносцев были британские и «Торникрофт», французская «Норман» и немецкая «Шихау». «Вайолет», типичный 400-тонный британский истребитель «Буйный», аналогичный корабль отечественной постройки. В носовой части установлен практически бесполезный аппарат для метания шестовых мин «Муракумо», еще один аналог, детище японских верфей
В 1890-е годы развитие миноносных флотов шло по нескольким направлениям. Во-первых, продолжалось эволюционное развитие классических миноносцев — наследников «Батума»: водоизмещение постепенно подросло до 150—180 тонн, скорость увеличилась до 25 узлов, традиционно располагавшиеся в носу минные аппараты переместились к бортам, а их место заняла пушка. Во-вторых, были предприняты попытки создать более крупные минные корабли — так называемые «минные крейсера», но в результате получались либо небольшие и слабо вооруженные крейсера, либо очень крупные и медленные миноносцы. Наконец, последним и наиболее удачным вариантом стало банальное усиление вооружения на новых миноносцах за счет роста водоизмещения — построенные во второй половине 1890-х годов 27-узловые и 30-узловые[2] серии миноносцев при тех же двух-трех минных аппаратах получили 75-мм пушку и 3-5 малокалиберных скорострелок. Эти корабли уже могли догнать и уничтожить любой миноносец более ранних проектов и получили соответствующее название — «истребители миноносцев» (torpedo-boat destroyer) или эскадренные миноносцы (поскольку эти корабли уже могли сопровождать броненосцы и крейсеры в открытом море, а не только действовать в прибрежных водах). Большинство развитых европейских стран и Япония быстро перешли с миноносцев на эсминцы, исключением стали Франция, построившая на рубеже XIX-XX веков почти три сотни 150-тонных и 200-тонных миноносцев и только к 1910 году обзаведшаяся нормальным количеством морально устаревших «истребителей»[3] и США, где до Первой мировой минных кораблей в товарных количествах вообще не строили.

Следующий шаг в развитии миноносцы сделали после русско-японской войны — бои миноносцев под Порт-Артуром и переход Тихоокеанской эскадры продемонстрировали, что 200-тонные миноносцы для походов в океан не пригодны в принципе (да и 400-тонные «истребители» хождение за три моря выдерживают не очень), а вооружение «истребителей» явно недостаточно — нужна еще одна 75-мм пушка, а лучше — не одна. Первый шаг сделали обладатели военного опыта: Япония заложила крупную серию эсминцев типа «Камикадзэ» (450 тонн, 6 — 76-мм пушек), Россия — серию эсминцев типа «Доброволец»[4] (550—700 тонн, 2 — 76-мм и 4-6 — 57-мм пушек, впоследствии — 2 102-мм пушки, 2 однотрубных торпедных аппарата), затем аналогичные корабли начали строить в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. С 1908 года в качестве двигателей на эсминцах стали использоваться турбины, позволившие уже не на бумаге, а в реальности достичь 30-узлового хода. Тем не менее, фактически новые эсминцы представляли из себя все те же увеличенные в размерах «истребители», просто вооруженные уже не 76-мм, а 100-мм пушками и не однотрубными а спаренными торпедными аппаратами.

«Новик» собственной персоной. И его немецкий конкурент V-25. Свято чтим традицию не ставить больше двух пушек и двух торпедных аппаратов на один корабль Британский «алфавитный» эсминец 1918 года Американский гладкопалубный эсминец «Уикс».

В 1913 году в России был построен эсминец «Новик», значительно превосходивший большинство существовавших на тот момент эсминцев практически по всем характеристикам (водоизмещение 1360 тонн, скорость 36 узлов, вооружение — 4 102-мм пушки, 4 спаренных торпедных аппарата, в конструкции впервые был применён революционный принцип «зачем закладываться на полвека эксплуатации, если всё равно через десять лет безнадёжно устареет», что позволило выбирать другие конструкционные материалы и дало огромный выигрыш в массе корпуса).

«— Взгляните, адмирал, на палубу: кроме стрингера, в котором вся крепость, все остальное, представляющее как бы крышу, проржавело почти насквозь, трубы, их кожухи, рубки и т.п. — все изношено. Посмотрите на ваш эсминец, на нем все как новенькое; правда, наш миноносец шесть лет без ухода и без окраски, но не в этом главная суть. Ваш миноносец построен из обыкновенной стали, и на нем взято расчетное напряжение в 7 кг на 1 кв.мм, как будто бы это был коммерческий корабль, который должен служить не менее 24 лет. Наш построен целиком из стали высокого сопротивления, напряжению допущено в 12 кг и больше, местами до 23 кг/кв.мм. Миноносец строится на 10–12 лет, ибо за это время он успевает настолько устареть, что не представляет больше истинной боевой силы. Весь выигрыш в весе корпуса и употреблен на усиление боевого вооружения, и вы видите, что в артиллерийском бою наш миноносец разнесет вдребезги по меньшей мере четыре, т.е. дивизию ваших, раньше чем они приблизятся на дальность выстрела своих пукалок.»
— Из воспоминаний академика Крылова

В 1916-17 годах подобные характеристики стали типовыми для всех эсминцев воюющих стран. Тогда же большинство стран перешло с 450—500 мм торпедных аппаратов на стандартный до сегодняшнего времени калибр в 533 мм. Еще одной новинкой времен войны стало появление лидеров — эсминцев, более крупных и мощных чем стандартные, предназначенных для обеспечения действий своих менее крупных собратьев, а также для размещения командующих отрядами эсминцев. Появились на эсминцах и новые типы вооружения — зенитки и глубинные бомбы.

Старый «алфавит» был хорош, но и новый не хуже. В 30-е и 40-е годы британцы построили столько подобных этому середнячков, что закончился английский алфавит (эсминцы строились сериями по 8 кораблей: 8 с названиями на «A», 8 на «B» и так далее) Z-31, один из самых мощных германских эсминцев (часть кораблей вместо расположенной в носовой части пушки получили двухорудийную башню, что капитально ухудшило мореходность) «Ле Фантаск», французский суперэсминец Еще один середнячок, отечественный «Гневный»

В межвоенный период развитие эсминцев продолжилось в эволюционном ключе — 100-мм орудия постепенно уступили место 120—130 миллиметровым, двухтрубные торпедные аппараты сменились трех-четырехтрубными. Практически все государства в организовали постройку новых типовых эсминцев, взамен устаревающих кораблей предвоенной и военной постройки. Постепенное удорожание эсминцев привело к возрождению класса миноносцев, правда, уже на новом уровне: миноносцами обозвали небольшие и дешевые корабли, по вооружению соответствовавшие эсминцам Первой мировой (первыми миноносцами, в общем-то, стали именно «разжалованные» эсминцы ПМВ) и предназначенные для действий на второстепенных морских театрах. В то же время проявилась и обратная тенденция — создание крупных кораблей, превосходящих по характеристикам типовые эсминцы[5]. Особняком стояли США, располагавшие огромным флотом построенных в 1916-20-х годах эсминцев-«гладкопалубников» и занявшиеся строительством новых кораблей только во второй половине 30-х годов, довольно быстро пополнив свой флот сотней весьма приличных эсминцев, обладавших серьезным достоинством — универсальной артиллерией главного калибра[6].

«Флетчер», классический универсал И его основной конкурент «Кагэро»

В годы войны крупномасштабной постройкой эсминцев занимались только США, Великобритания и Япония[7] — в остальных государствах флот достаточно быстро отошел на второй план. Италия и Германия после крупных потерь кораблей в 1940-42 годах попытались «родить ребенка за месяц», то есть организовать постройку относительно крупных и в то же время простых миноносцев, но в итоге половину заложенных кораблей пришлось взрывать прямо на верфях, чтобы не достались наступающей красной армии и высадившимся в Италии союзникам. СССР по объективным причинам вовсе свернул постройку крупных кораблей, ограничившись достройкой почти готовых эсминцев на Балтике и Черном море и работами на дальневосточных верфях. Эсминцы в годы войны активно применялись практически по всем мыслимым и немыслимым предназначениям — эскортировали конвои и боевые корабли, топили подводные лодки, вели радиолокационный дозор, искали сбитых над морем летчиков, высаживали и эвакуировали десанты и снабжали оружием и боеприпасами прижатые к морю войска, ставили и тралили мины. Торпедные атаки на крупные корабли противника, для чего и создавался этот класс кораблей, отошли на второй план.

«Современный», последний из отечественных эсминцев «Арли Берк», надежда и опора американского флота

В послевоенный период вектор развития эсминцев все дальше уводил корабли от их первоначального назначения — торпедных атак. Послевоенные эсминцы уже в 50-е годы стали в первую очередь кораблями противовоздушной и противолодочной обороны, а с 70-х годов, после принятия на вооружение разнообразных ракетных комплексов, торпеды и вовсе отошли даже не на второй, а на третий-четвертый план, превратившись в средство борьбы с подводными лодками. Да и сами эсминцы в ходе эволюции постепенно выросли в размерах до легких крейсеров[8], а их место в роли недорогих и многочисленных единиц заняли разнообразные сторожевые корабли, корветы и фрегаты (которые уже и сами растут в размерах).

Развитие эсминцев в начале ХХ века[править | править код]

На рубеже XIX—XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper), построенный в 1899 г. На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 г они уже были широко распространены.

Американский эсминец «Перкинс» проекта «Полдинг» (1909 г).

В 1905 г Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal)). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding) в 1909 г, Россия в проекте «Новик» в 1910 г.

Между 1890 и 1914 гг эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 300 т до 1000 т. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).

При вооружении эсминцев окончательно отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов и перешли к палубным многотрубным аппаратам на вращающемся основании. Для управления стрельбой стали использовать специальные oптические прицелы, закрепленные на вращающейся платформе аппарата. Более совершенным становится и главное ударное оружие эсминца — торпеда. Ее диаметр увеличился со 180 до 450 мм, а вес боевого заряда достиг 100 кг. Резко возросла дальность действия и скорость торпед.

На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании. Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым британским классом эсминцев, имеющим отдельные каюты для офицеров, стал «Ривер» в 1902 г.

Послевоенное время[править | править код]

В конце 1940-х — начале 1950-х гг основываясь на опыте, полученном во время войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированным главным орудием, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid

на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30 («Скорый») и 56 («Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring), американские проекта «Форест Шерман».

Некоторые устаревшие корабли были модернизированы для борьбы с подводными лодками и им был продлён срок эксплуатации, для того, чтобы избежать дорогостоящего строительства новых кораблей.

Литература[править | править код]

  • Энциклопедия военной техники. Эсминцы и эскортные корабли: Свыше 300 эсминцев, канонерских лодок и эскортных кораблей всего мира. ISBN 5-17-005060-7.
  • Теодор Роско, В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике. ISBN 5-17-025375-3, 5‒9660‒0334‒3.
  • Теодор Роско, Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане. ISBN 5-17-026036-9, 5‒9578‒1335‒4.
  • С. В. Патянин, Эсминцы ВМС Великобритании. Справочник. Часть 1. ISBN 5-8172-0088-0.
  • Ю. В. Апальков, П. П. Васильев, Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы. 10.1918 — 8.1945 гг. Часть I. Справочник. ISBN 5-8172-0046-5. Часть 2: ISBN 5-8172-0051-1.
  • Патянин С. В. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879‒1945 гг.
  • Грановский Е., Морозов М., Дашьян А. Германские эсминцы в бою в 2-х частях. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939—1945 г.г.
  • Г. И. Хорьков, Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне.

Боевое применение эсминцев в послевоенное время[править | править код]

Эсминцы принимали активное участие в нескольких войнах и локальных конфликтах после Второй мировой войны. По крайней мере четыре эсминца было потеряно:

  • В 1967 г египетскими ракетными катерами с помощью советской ПКР «Термит» был потоплен израильский эсминец «Эйлат».
  • В 1971 г во время Индо-пакистанского конфликта в районе Карачи индийскими ракетными катерами был потоплен пакистанский эсминец «Хайбер».
  • В 1982 г во время Фолклендской войны между Англией и Аргентиной аргентинским самолётам с помощью противокорабельной ракеты «Экзосет» удалось потопить английский эсминец УРО «Шеффилд», а через несколько дней 3 бомбами был потоплен однотипный с «Шеффилдом» эсминец «Ковентри».

Боевое применение ранних эсминцев[править | править код]

Первоначальное назначение эсминцев — борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

  • Защита флота от вражеских торпедных кораблей
  • Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
  • Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт
  • Атака вражеского флота

Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904г, в начале Русско-японской войны. Три дивизиона эсминцев, общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».

Вторая мировая война[править | править код]

Во время Второй мировой войны задачи эсминцев вновь усложнились. Кроме того, что подводные лодки стали значительно лучше и опаснее, важную роль в море стала играть авиация. Эсминцы стали переоборудовать для борьбы с этими новыми целями, вооружать зенитными орудиями, радарами, бомбомётами, в дополнение к уже установленному лёгкому артиллерийскому вооружению, глубинным бомбам и торпедам. К этому времени эсминцы превратились из дешёвых судов для защиты основного флота в большие многоцелевые суда, которые сами стали ценными целями, поскольку были весьма дорогостоящими. Этот класс судов был самым потопляемым во время войны, из-за своей массовости. Всё это привело к появлению более лёгких и дешёвых судов для конвоев торговых судов и борьбы с подлодками: у англичан появились корветы, а позднее фрегаты, у американцев появились эскортные эсминцы.

Эсминцы были наиболее массовыми надводными судами Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 33 эсминца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]