Гвардейский ракетный крейсер «Москва» – флагман Черноморского флота

В апреле 1972 года Комиссией при Совете Министров СССР было принято решение о разработке проекта 1164 (шифр «Атлант»). Сначала предполагалось построить 10 кораблей серии Атлант, но в итоге было заложено 4, а введено в строй только 3, включая самое главное судно проекта 1164 – крейсер «Москва».

На сегодняшний день данный флагман черноморского флота является единственным кораблем 1 ранга. Рассмотрим более подробно историю создания крейсера «Москва», его технические характеристики и особенности.

История создания

По итогам вьетнамской войны стала очевидна роль морской авиации в современных военных конфликтах. Авианосцы ВМС США и НАТО были способны блокировать побережье вместе с тем наносить удары по объектам, находящимся глубоко на территории противника.

Так как ВМФ Советского Союза не мог противопоставить авианосцам США абсолютно ничего, выходило что морские границы СССР были не защищены и противник мог свести к нулю все судоходство включая внутренние моря. Это стало основным мотивом для работы над проектом 1164.

К слову, в конце 40-х годов уже была попытка ответа на американские суда типа “Де Мойн”, а именно проект 66. Однако он оказался откровенно неудачным, в отличие от ракетного крейсера Москва.

Недаром на западе ракетные корабли типа Атлант прозвали “убийцы авианосцев”.

В октябре 1972 Северному ПКБ было выдано тактико-техническое задание на предварительный план 1164 шифр Атлант. Главным конструктором по данному проекту назначили директора Северного ПКБ Перькова А.К, а позже, его сменил Мутихин В.И. Основным наблюдающим от Военно Морского Флота утвердили капитана 2 ранга Блинова А.Н.

21 августа 1974 года техническая часть проект была окончательно утверждена.

Закладка головного корабля Слава, позже переименованного в Москву, состоялась 4 октября 1976 года.

Место ракетных крейсеров в структуре современного флота

В 70-е годы стало очевидным, что в США сделали ставку на развитие авианосного флота. Показательной во многих отношениях стала война во Вьетнаме, где основной ударной силой являлась морская авиация. Авианосец превратился в удобный и эффективный военно-политический инструмент, способный локально решать тактические задачи. Закладка в США атомного авианосца типа «Нимиц» заставила советское военное руководство искать адекватное ответное средство для достижения паритета на море. Советский Союз не располагал техническими возможностями для создания в кратчайшее время мощного авианосного флота. Было принято решение создать корабли, обладающие мощным ударным вооружением, способные действовать на океанских просторах.

Решение задачи лежало на поверхности. Если в американском флоте основу ударной мощи всегда составляли авианосцы, то в советском ВМФ эта функция будет возложена на ракетные крейсера. Этот класс кораблей уже присутствовал в составе ВМФ Советского Союза. Достаточно вспомнить тяжелые атомные крейсера типа «Киров» проекта 1144. Эти громадные корабли с ядерной силовой установкой строились в качестве противовеса растущей мощи авианосных сил американского флота. Советские атомные ракетные крейсера были самыми крупными и самыми мощными боевыми кораблями, вокруг которых в дальнейшем формировалось основное боевое ядро флота. В первую очередь это касается Северного и Тихоокеанского флотов – флангов, на которых имеется необходимый оперативный простор, присутствует огромная по протяженности береговая линия. Со временем корабль этого класса должен был появиться и на Черном море, где требовалось сдерживать экспансию американцев на Средиземноморском морском театре.

Единственным минусом данного проекта являлась высокая стоимость кораблей. Строить их в больших количествах было тяжелым бременем для советских судостроительных верфей. Требовалось найти компромиссное решение. Нужен был корабль меньших размеров, с обычной силовой установкой, однако по мощности вооружений не уступающий отечественным ТАРК типа «Киров». И главное, стоимость проекта – она должна быть соразмерной потребностям флота и состоянию отечественной экономики.

В высоких кабинетах Главного Морского Штаба и в Министерстве Обороны СССР была даже разработана концепция нового корабля. Это должен был быть крупный боевой корабль, по водоизмещению и типу бортового вооружения относящийся к классу крейсеров. Основное назначение корабля сводилось к следующему:

  • усиление своим присутствием военно-морской группировки отечественного флота в любой точке мирового океана;
  • борьба с ударными соединениями кораблей флотов вероятных противников;
  • сдерживание агрессивных устремлений флота вероятного противника на морских флангах вблизи морских рубежей СССР;
  • несение патрульной службы в районах наиболее вероятного появления крупных соединений флота.

Назначение корабля в точности передает мотивы, которыми руководствовалось советское военно-морское руководство при выработке технического задания, на основе которого разрабатывался и создавался проект 1164. Новые ракетные крейсера должны стать промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров», пополнив своим присутствием ударные силы флота.

Строительство ракетных крейсеров в Советском Союзе стало для американцев «холодным душем». Комплекс вооружений, который был установлен на новых советских кораблях, мореходные качества кораблей сделали их настоящей грозой для американского флота. Неслучайно советские ракетные крейсера типа «Атлант» получили на Западе прозвище – «убийцы авианосцев».

На сегодняшний день «атланты» продолжают боевую службу в составе российского флота, считаясь едва ли не самыми мощными боевыми кораблями. На Северном флоте в строю находится ракетный крейсер «Маршал Устинов». Тихоокеанские рубежи страны оберегает однотипный корабль – флагман Тихоокеанского флота крейсер «Варяг». На Черноморском морском театре несет боевую службу гвардейский ракетный крейсер «Москва».

Конструкция

На крейсерах типа Атлант ставка делалась на газотурбинные двигательные установки. Во-первых, их стоимость была ниже по сравнению с двигателями на ядерном топливе. А во-вторых, таким образом удалось уменьшить технические размеры и водоизмещение.

Кроме того, уложиться в расчетные параметры водоизмещения позволило применение легких сплавов в конструкции ракетного вертолетоносца. Ракетные флагманы серии Атлант должны были стать полноценными океанскими кораблями с мощным ракетным вооружением.

По своей конструкции противолодочный крейсер Москва представляет собой двухмачтовое судно, которое имеет развитую трех островную надстройку.

Благодаря наклонному форштевню и шпангоутам с большим развалом, удалось улучшить мореходные качества судна.

Большая часть корпуса изготовлена из корабельной стали, внутренние переборки и выгородки выполнены из прочных сплавов алюминия. Таким же образом сконструированы палубные надстройки, которые были дополнительно усилены стальными листами в местах пуска боевых ракет. Из тех же алюминиевых сплавов был сделан такелаж.

А благодаря двойному дну под цистернами с топливом, распределение погребов боеприпасов по разным частям корабля и продуманная противопожарная система была повышена живучесть Москвы. Даже при затоплении трех смежных отсеков, судно могло оставаться на плаву без потери боеспособности.

Вооружение “убийцы авианосцев”

Корабли серии Атлант создавались под новые противокорабельные ракеты Базальт, обладающие большой разрушительной силой. Однако позже флагман черноморского флота перевооружили на более мощные ПКР “Вулкан”, что позволило повысить огневую мощь. А вместе с уменьшенной массой боевой части, значительно увеличился огневой радиус ракеты.

Сегодня вооружение ракетного крейсера Москва состоит:

  • противокорабельное — комплекс Вулкан (16 пусковых установок);
  • противолодочное — два пяти трубных торпедных аппарата;
  • две реактивные бомбовые установки РБУ – 6000;
  • противолодочный вертолет КА- 25/27 с ангаром и вертолетной площадкой;
  • двухорудийная корабельная артиллерийская установка АК-130;
  • восемь установок ЗРК С-300Ф Форт;
  • две установки ЗРК Оса-МА.

Не так давно было принято решение о модернизации флагмана Черноморского Флота крейсера Москва.

Планируется заменить Вулкан на современные ПКР Оникс и сверхточные Калибры. Возможно, будут заменены зенитные системы С-300Ф и Оса-М.

ТТД:

Водоизмещение: 11280 т. Размеры: длина — 186 м, ширина — 20,8 м, осадка — 6,28 (габаритная – 8,4) м. Скорость полного хода: 32,5 узла. Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500 миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах. Силовая установка: газотурбинная, 2х71000 л.с., 2 вала. Вооружение: 8х2 пусковых установок комплекса «Вулкан» (16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса «Форт» (боекомплект 64 зенитных ракеты 5В55РМ), 2×2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» (боекомплект 48 зенитных ракет 9М33), 1×2 130-мм артустановка AK-130 (боекомплект 600 выстр.), 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект 48000 выстр.), 2×5 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед СЭТ-65), 2×12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 144 реактивных глубинных бомб РГБ-60), 1 противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27ПС). Экипаж: 485 чел.

История корабля:

Ракетный крейсер пр.1164

В середине 70-х XX века гг. в СССР был создан ракетный комплекс «Базальт» с противокорабельными ракетами П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука.На П-500 была впервые установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО авиационно-ударной группировки. Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 противокорабельных ракет, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время ракетных крейсеров.

Разработка проекта была поручена Северному ПКБ. Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием «Атлант» был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г. Корабль, получивший имя «Слава», был спущен на воду 27 июля 1979 г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ.

Название «Слава» в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль «Слава».

Корабль попал в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного ЧФ. В июле 1989 г. на крейсере «Слава» проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ «убийцы авианосцев» (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.

В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер «Слава» принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта.

В 1990 г. «Славу» поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.

22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя — «Москва»

. 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, «Москва» наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.

В апреле 2000 г. впервые за 10 лет «Москва» вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.

В 2002 г. «Москва» снова вышла в на боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане.

С 9.08 по 10.09.2008 г. крейсер в составе группировки кораблей ЧФ принял участие в проведении миротворческой операции российских войск на территории Южной Осетии, направленной на принуждение грузинских властей к миру.

С 8.02 по 24.02.2014 г. крейсер выполнял задачи по обеспечению проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.

ГРКР «Москва» с сентября 2015 г. по январь 2016 г. выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил в Хмеймим (Сирия).

Всего на счетоу корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру «Москва» в соответствии с Указом Президента России «За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач». Церемония прошла в Севастополе на борту крейсера.

В настоящее время корабль находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.

Этим кораблем командовали: — контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984); — капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988); — капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989); — капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993); — капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996); — контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998); — капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999); — капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999 — 2002); — капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002 — 2006); — капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009); — капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015); — капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 — декабрь 2016); — капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 — июнь 2017); — капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2022 — май 2020); — капитан 1 ранга Куприн Антон (май 2022 г. — по н.в.)

Технические характеристики Москвы и зарубежного аналога

Для сравнения характеристик нашего крейсера Москва и зарубежного аналога более всего подходит американский Тикондерога, так как представители этого типа обладают схожим вооружением с нашим судном. Кроме того, проектирование этих кораблей осуществлялось практически одновременно по разные стороны океана.

Технические характеристикиРоссийский противолодочный крейсер МоскваАмериканский крейсер типа Тикондерога
Водоизмещение, тонн113809600
Размер, м186 длина, 20,8 ширина172,8 длина, 16,8 ширина
Энергетическая установкагазотурбинная установка: 4 по 22,5 тыс. л.с. и 2 по 10 тыс. л.с.4 газотурбинные установки, работающие на два вала мощностью 80 тыс.л.с.
Скорость хода, узлов3430
Дальность плавания, миль6000 (при скорости 15 узлов) и 2500 при 30 узлах6000
Экипаж, человек510360

Исходя из таблицы, тактико-технические характеристики российского крейсера Москва выигрывают перед американским аналогом.

Но вооружение ВМФ США имеет более 20 единиц такого типа кораблей, в то время как российский флот обслуживает всего три судна типа Атлант.

Билды

Из того, что нужно на Москве:

Перки

1 лвл. Тут обычно стоит Арт тревога или Приоритетная цель. Но, по моему мнению, оба эти перка на Москве бесполезны. От проблеска арт тревоги бесполезно маневрировать — не успеете, а взятая приоритетка будет всегда показывать числа близкие к 180, вряд ли это вам сильно поможет. Ну, можно профилактику взять, чтоб башни ГК жили лучше.

2 лвл. Отчаянный. По щщам вы получать будете постоянно, следовательно перк будет работать. При учёте низкой скорострельности Москвы перк очень полезен.

3 лвл. Суперинтендант. Даже не думайте. 4 хилки на этом советском чуде — строгая необходимость.

То, что выше — реально необходимые перки, которые сильно повышают боевую эффективность Москвы. Всё остальное носит разную степень «подорожниковости».

1 лвл. Смена снаряда. Внезапно может пригодиться.

2 лвл. Мастер-наводчик. За счёт того, что Москва НЕ играет от манёвра — быстро крутить башнями не требуется и перк много профита в бою не даёт. Но взять можно, иногда пригодится.

3 лвл. Поджигатель. Довольно часто вашей целью будут линкоры аутирующие в 20 км. Так как у вас только 6 орудий — поднять шанс пожара не будет лишним.

4 лвл. Маскировка. 16 км засвета немного лучше, чем 18, но можно забить. ППП. Встречал мнение, что на Москве можно взять противопожарку, дескать горит часто. Гореть горит, но 2 пожарами довольно редко. Плюс теперь крейсера горят всего 30 секунд вместо 60, так что перк ещё больше теряет актуальность.

По поводу ИВ, если реальность претерпела сильный катаклизм и против вас всегда воюют 12 американских линкоров — Монтан, Айов, и прочих Каролин — перк обязателен к установке. До наступления такого катаклизма — забить.

Почему не упомянуты перки ПВО? Потому что они бесполезны. Авиков в боях на высоких уровнях почти нет. А если вы вытянули «счастливый билет», то вас от авика, кроме заградки, ничего не спасёт — вы давно видели авик, который по линкору промахивается? А при прожатой заградке авик на вас просто не полезет, в следующий раз утопит.

Вы заметили, что перки всей ветки советских крейсеров для Москвы подходят не очень? Где-то тут пробегает жадный еврей и тихо нашёптывает «просто задонать…», но можно воспользоваться и элитным опытом. Если он у вас, конечно, есть.

Модернизации

1 слот. Живучесть ГК. Без альтернатив.

2 слот. Точность, прибавка профилактическая, но хоть какая. Дальность ПВО. Если вам авики на каждом шагу мерещатся.

3 слот. Дальность ГК. Даже не думайте брать досылатели или ещё какую хрень. Строго дальность ГК.

4 слот. СБзЖ,или что вам больше по вкусу. Модернизация на РЛС ещё лучше, если она у вас есть.

5 слот. Рули –безальтернативно.

6 слот. Маскировка. Шанс хоть иногда потеряться из прицела врага вещь весьма полезная. Но можно и рули поставить. По полезности примерно одинаково бесполезно.

Расходники

Ремка. Голдовая – хорошо, но можно оставить и обычную.

ГАП. Вы ведь в КБ собрались играть? Можно и голдовый запендюрить, но обычного, как правило, хватает. Заградка. Сейчас редко когда используется больше 1 раза за бой. Обычной хватает за глаза.

РЛС. В большинстве своём вы будете юзать её где-то 1-2 раза в бою, обычной для этого хватит. Но бывают случаи острого противостояния с эсминцами и тогда голдовая может “зарешать”.

Хилка. Голдовая, строго.

История службы флагмана Черноморского флота

Корабль был спущен на воду в 1982 году, а спустя год его ввели в эксплуатацию. Он неоднократно нес службу в Средиземном море и посещал порты различных государств.

  • 1986 год — прибыл в греческий порт города Пирей;
  • 1989 год — обеспечивал безопасность президента СССР Горбачева во время встречи с американским президентом, которая проходила на острове Мальта;
  • 1991 год — крейсер Москва вернулся на Николаевский завод для проведения ремонта, где корабль простоял более 8 лет. Ввиду политической нестабильности судьба ракетного крейсера была не ясна, говорили даже о списании судна ввиду отсутствия средств на его модернизацию. Однако уже в 1998 г. судно получило флаг и гвардейское звание, в 1999 г. прибыл в порт Севастополя;
  • 2003 год — он принимал участие российско-индийских военно-морских учениях Индра -2003;
  • 2004 год — совместные учения с ВМС Италии;
  • 2008 год — Москва вместе с авианесущим крейсером “ Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” нес боевое дежурство в Средиземноморье. Свою боевую мощь гвардейский ракетный корабль показал в августе того же года, во время вооруженного конфликта с Грузией;
  • 2012 год — судно перестало быть отдельной воинской частью;
  • 2013 год — корабль был в длительном походе, с посещением ряда государств (Португалия, Никарагуа, Куба, Венесуэла);
  • Март 2014 года — флагман, совместно с другими кораблями черноморского флота блокировал украинские ВМС в заливе Донузлав. А уже 17 сентября ракетный крейсер сменил в Средиземном море СКР Сметливый, где нес боевую службу;
  • Конец января 2015 года — флагман черноморского флота вернулся из похода в Севастополь.

Ракетный крейсер «Москва» — видео

Во время службы в сентябре 1986 г. РКР с деловым визитом посетил порт Тартус (Сирия), а с 18-го по 22.11.1986 г. -с дружественным визитом порт Пирей (Греция). В апреле 1987 г. он выходил в море под флагом ГК ВМФ адмирала С.Г. Горшкова. В августе 1990 г. крейсер участвовал в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей. С 21.03.1991 г. по август 1998 г. ССЗ им. 61 коммунара «Москва» прошла средний ремонт. При этом с него сняли все АУ АК-630М, которые передали ССЗ в счет выполняемых работ. Затем корабль отбуксировали на СРЗ «Севморзавод» в г. Севастополе, где завершили ремонт и вновь установили АУ АК-630М, взятые с арсенала флота. В 2001 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Тунис. На РКР Москва и Маршал Устинов во время проведения среднего ремонта ПКРК «Базальт» был модернизирован под ПКР П-700 комплекса «Вулкан». Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета.

Интересные факты о Москве

  • Изначально ракетный крейсер был назван легендарным традиционным именем Слава, был переименован в Москву только в 1996 году;
  • В 2016 году гвардейский корабль Москва был признан лучшим кораблем Черноморского флота;
  • Корабли серии Атлант и в частности крейсер Москва не являются по сути авианосцами, так как не имеют на борту самолетов. Скорее Москва представляет собой вертолетоносец;
  • Официально шефство над флагманом черноморского флота закреплено за столицей;
  • В 1989 году на крейсере в сотрудничестве с американскими военными был проведен эксперимент, целью которого было установить возможность дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет. С поставленной задачей флагман частично справился;
  • Корабли серии Атлант — первые судна с применением системы корабль-вертолёт. До этого на советских кораблях такая система не применялась;
  • На покраску внешнего корпуса судна уходит тонна краски;
  • Корабль имеет установку ЗИФ -121, которая позволяет создавать помехи при попытке его обнаружения;
  • Для борьбы с торпедами и подводными лодками противника на судне установлены две бомбометные установки Смерч-2;
  • Для поражения головного судна серии 1164 необходимо выпустить минимум 6 ракет типа Вулкан, при этом только одна-две смогут достигнуть цели;
  • На одном двигателе Крейсер Москва способен идти со скоростью 13…14 узлов;
  • В 2016 году флагман был удостоен наивысшей награды — орден Нахимова;
  • После того, как в ноябре 2015 г. над территорией Сирии турецкими ВВС был сбит российский истребитель, правительство РФ приняло решение о размещении противоракетного крейсера Москва у берегов Сирии.

ТТХ

Артиллерия ГК

Орудия калибра 220 мм — скажу честно и сразу — это одни из лучших крейсерских орудий в игре. 5.8 выстрелов в минуту, 19.5 км дальности в стоке, и баллистика от рейлгана. При этом и на снаряды нареканий нет — фугасы лишь немного слабее чем у Зао и Анри, а бб такие же лютые, как у славящегося своими бронебойками Гинденбурга. Снаряды применяйте в зависимости от ситуации, в этом Москва довольно универсальна. Фугасы хорошо наносят урон как по лёгким эсминчикам, так и по тяжёлым броневаннам, ббшки, сделанные из отборного советского сталиниума, с готовностью достанут цитадель из любой империалистической сволочи. При этом для фугасов вам совсем не нужен инерционник, они и так пробивают большую часть целей без всяких перков.

Но, не может быть бочки такого вкусного, советского, явно сделанного пчёлами по ГОСТу, мёда, без маленькой ложечки дёгтя поблизости.

Баллистика — лучшая, что вы когда-либо наблюдали на крейсере, началка в километр/секунду, на максимальную дистанцию (с модернизацией) снаряд летит 12 секунд. Так в чём же минус? В том, что из-за специфики ведения боя на Москве — у вас нет ощущения того, что вы стреляете из лазеров. Вы как будто стреляете с обычного крейсера, но не на привычные 18 км, а на 22. И если цель, по которой вы ведёте огонь, достаточно быстроходна (Хабаровск, Анри), то упреждение порой приходится брать очень и очень весомое. Лично я, вдоволь начитавшись о Московских рейлганах, ожидал несколько большего.

ДПМ. 9 орудий — это не то чего ждёшь от крейсера 10 уровня. Да, есть пример Де Мойна и Анри, вполне себе живущих с этими 9 орудиями, но у Де Мойна бешеная скорострельность, а Анри и вовсе никому не интересен (его с момента введения вкачали 3,5 человека и тут же забросили). Проблема Москвы в том, что 9 орудий у неё только по паспорту, а в бою, чаще всего, их 6. А значит забудьте про эффектные залпы отрывающие дикую кучу ХП от супостата, чаще всего вы будете вынуждены противника «пилить». Но об этом несколько позже.

Торпеды

Нет и не надо. Как так, почему не надо? Дело в том, что даже если бы они и были — у вас бы не было возможности их применить.

ПВО

Дальняя аура весьма мощная, 111 ед. урона в секунду, да ещё и 5.7 км базовой дальности. Средняя аура, 3.5 км, и 124 единицы урона, про ближнюю и вспоминать не будем, там жалкие 50. И для крейсера 10 уровня этого, если честно, мало. Да, можно расточить Москву в ПВО, сделать дальнюю ауру огромным зонтиком, но смысл? Гинденбургом или Де Мойном Москва всё равно не станет, отбиться от авика даже в полном ПВО билде не сможет, а авиков сейчас на 10 уровнях ещё поискать надо.

Живучесть

65400 ХП. Самое большое количество единиц боеспособности на уровне среди крейсеров. Казалось бы, при в среднем на 30% большем ХП, чем у конкурентов, Москва должна быть имбой? Отнюдь.

Количественная метрика боеспособности действительно примерна равна количеству узбеков в одном квадратном метре Москвы, но вынимаются эти узбеки только в путь. Начнём с того, что у Москвы нет брони. Цитадель прикрыта бронепоясом в 155 мм, но за этим бронепоясом нет никаких хитрых скосов, дополнительных бронелистов, ничего. Просто огромная цитадель, высоко торчащая из воды. Никаких выстрелов в ватерлинию для Москвы не надо — стреляй куда-нибудь в борт, и будет тебе счастье. Да и траверзы цитадели не назвать толстыми, если вы наивно думаете потанковать носом, любой обладатель 406 мм дурынды быстро разрушит ваши грёзы.

Всё бы ничего, ведь примерно подобным образом защищён и Де Мойн. Вот только есть одно но. Де Мойн не размером с Ямато!

Знаете, в среде американских комиков популярны шутки про сравнение задниц мамок с разными объектами и прочими, указующими на огромные размеры, вещами. Например, «у твоей мамки такая огромная жопа, что для того, чтобы пройти мимо неё в супермаркете требуется 21 день». К счастью, никто из этих комиков никогда не слышал о крейсерах проекта 66, ведь карту «у твоей мамки жопа такая же огромная, как крейсер Москва» крыть просто нечем. В обозримой вселенной практически нет объектов больше!

Москва не просто огромна, она гигантская, текущей столице России, вместе со всей своей областью, такие размеры просто не снились. Догадываетесь, как это сказывается на живучести корабля, у которого крейсерская броня?

Естественно, об этом чудном феномене известно всем противникам на вашей карте. Поэтому Москву фокусят ФОКУСЯТ. В неё стреляет всё, что способно стрелять на вашем фланге. В неё частенько стреляют с других флангов. Ну а уж когда Москва начинает свой поистинне царский маневр разворота — за здравие скидывается вообще вся карта. Временами мне казалось, что снаряды прилетали и из-за границы карты, от рубящихся там соседей.

Маневренность

760 метров радиус циркуляции, 10.9 сек перекладки рулей «в стоке». Никогда не игравшему на Москве человеку может казаться, что это лучший по манёвренности десятый крейсер в игре.

На практике свою свинью подкладывают размеры корабля, поэтому манёвры Москвы хоть и довольно резко начинаются, но очень долго продолжаются. Решили «по-быстренькому» развернуться перед тремя врагами? Выбирайте себе уютное место на дне. Думаете шустренько увернуться от внезапно подкрадывающегося к борту веера торпед? Не беспокойтесь и просто выбирайте себе следующий корабль.

Любые попытки игры «от манёвра», как это делают нормальные представители класса крейсеров, на Москве заканчиваются буквально 3-4 вражескими залпами и уходом в порт. Так что привыкайте к тому, что под вашим командованием нечто более близкое к линкорам, нежели к крейсерам.

Москва, прямо как политический курс, стоящего на ней кремля — на словах быстра, но делается всё мееедленно-медленно и строго в одну сторону.

Маскировка

В чистом море-окияне, без всякой стрельбы, многие линкоры «пересвечивают» Москву. Ну что тут ещё добавить?

Думаете, что заточившись в маскировку, ситуация станет лучше? Не особо. Максимальный результат, которого можно добиться — что-то около 14 км. Поверьте, большую часть боя вражеские эсминцы к вам будут ближе, так что отсветиться и уйти в инвиз не выйдет.

Влияние на политические процессы и перспективы

В 2022 году флагман черноморского флота должен покинуть порт Севастополя и прибыть на север. Здесь на судоремонтном будет проведена его модернизация и ремонт. Ранее на заводе был отремонтирован близнец Москвы «Маршал Устинов«, в ходе чего были обновлены большая часть электронных систем и радиотехнический комплекс.

Дальнейшая судьба крейсера Москва пока не ясна, так как в СМИ есть информация о том, что после ремонтных работ Москва может остаться в составе Северного или Тихоокеанского флота. Стоит отметить, что в 2016 году флагман принял участие в сирийской операции, где проявил себя с лучшей стороны.

Сегодня одной из важных задач геополитики России является завоевание и укрепление влияния на Средиземноморье, которое является важным тактическим плацдармом.

Конечно, противоракетный крейсер Москва имеет недостатки, а именно наличие всего одной многоканальной РЛС подсветки целей комплекса ПВО С-300Ф. И после вывода его из строя корабль остается без адекватной защиты.

В перспективе, после модернизации черноморского Атланта и улучшения его вооружения и технических характеристик, крейсер если не будет превосходить зарубежные аналоги, то точно не будет уступать. Как итог, это поможет России увеличить свое влияние в средиземноморье, вытеснив флот США. .

Оценка проекта

Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.

При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.

К наиболее крупным недостаткам крейсера можно отнести наличие лишь одной многоканальной РЛС подсветки целей для комплекса ПВО С-300Ф (РЛС «Волна»). Помимо того, что в случае выхода из строя она оставляет корабль без адекватной защиты, она также не позволяет крейсеру отражать атаку более чем с одного направления одновременно.

Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]