«Москва», «Минск» и «Баку»: история развития советских и российских авианесущих кораблей

Впервые в СССР эскизы авианесущих кораблей начали создавать в 1920-х годах, однако их полноценное проектирование и строительство началось только в 1960-х годах. Первоначально на таких кораблях базировались вертолеты. Со временем в авиагруппы вошли самолеты сначала вертикального, а позднее — горизонтального взлета и посадки.

Всего в СССР было построено семь авианесущих кораблей. Их проекты были разработаны Невским проектно-конструкторским бюро (ПКБ) в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Все корабли строились на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (Украинская ССР, ныне — Украина).

О российских и советских авианесущих кораблях — в материале ТАСС.

Проект 1123 (шифр «Кондор»)

Классифицировались как противолодочные крейсера, служили базой для авиагруппы из 14 вертолетов Ка-25 разных модификаций. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 11 100 тонн (полное — 15 280 тонн), длину 189 метров, ширину 34 метра.

Оснащались двухвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 90 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 29 узлов. Дальность плавания составляла 6 000 морских миль (11 100 км), автономность плавания — 15 суток. Экипаж — 541 человек, из них 131 офицер.

Вооружение корабля включало пусковые установки зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Шторм» (боезапас — 96 ракет), противолодочные комплексы «Вихрь» (9 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки АК-725 калибра 57 мм.

  • Головной корабль «Москва» был заложен под заводским номером 701 15 декабря 1962 года, спущен на воду 14 января 1965 года, принят в состав флота 25 декабря 1967 года. Исключен из состава флота 7 ноября 1996 года. Впоследствии разрезан на металл в Индии.
  • Первый серийный корабль «Ленинград» под заводским номером 702 был заложен 31 июля 1966 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, вошел в состав флота 22 апреля 1969 года и покинул его 5 декабря 1992 года. В 1995 году разрезан на металл в Индии.
  • Второй серийный корабль (заводской номер 703, проект 1123М/11233, с увеличенной на 12 метров длиной) планировался к закладке в 1968 году, однако строительство было отменено.

Боевая «Орлица»

Начало Первой мировой войны приостановило опыты с гидропланами и их носителями, но уже 9 января 1915 года командующий Морскими силами Балтийского моря адмирал Николай фон Эссен направил морскому министру адмиралу Ивану Григоровичу записку, в которой излагал идею ввести в состав Балтийского флота «авиационное судно», предназначенное для воздушной разведки. По замыслу фон Эссена, это должен был быть вспомогательный крейсер с размещенным на нем отрядом гидросамолетов числом от четырех до семи, которые он мог бы спустить на воду в назначенном районе. В военных условиях не могло быть и речи о том, чтобы построить такой корабль с нуля, поэтому предлагалось переоборудовать уже имеющийся, например, мобилизованный для военных нужд транспорт.

На роль первого отечественного гидроавиатранспорта был отряжен пароход «Императрица Мария» (бывшая «Вологда»), принадлежавший рижской судоходной и совершавший до войны рейсы в Лондон. Его решили не просто мобилизовать, а приобрести для нужд морского министерства и сразу переоборудовать под новые задачи, построив на палубе два парусиновых ангара на два гидросамолета каждый и установив четыре облегченных поворотные стрелы для их спуска и подъема. Такое оборудование позволяло тратить на выгрузку одного аэроплана 12 минут, а на подъем 20 минут, что было весьма приличными показателями. Недостатком можно было считать разве что необходимость проводить эти операции только при небольшом волнении, но, впрочем, в ту пору и сами гидросамолеты не умели взлетать и садиться на серьезную волну.

20 апреля 1915 года вспомогательный крейсер II ранга, получивший имя «Орлица» и проходивший по разряду учебных судов, был зачислен в состав службы связи Балтийского моря. Его авиаотряд состоял из четырех французских летающих лодок F.B.A. (еще один запасной гидросамолет хранился в трюме в разобранном виде), которые через год заменили отечественными летающими лодками М-9. Эти гидропланы конструкции Дмитрия Григоровича выгодно отличались от французских наличием пулемета и возможностью брать на борт бомбы. Именно эти летающие лодки и стали участниками первого в истории русской морской авиации воздушного боя 4 июля (21 июня по ст. ст.) 1916 года, в ходе которого нашим летчикам удалось сбить один и повредить два германских гидроплана, потеряв один свой.

Проект 1143 (шифр «Кречет»)

Противолодочные крейсера с авиационным вооружением служили базой для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, вертолетов Ка-25 и Ка-27. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 30 530 тонн (полное — 41 370 тонн), длину 273 метра, ширину 49 метров.

Оснащались четырехвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 180 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 31 узла. Дальность плавания составляла 8 000 морских миль (14 800 км), автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 1 642 человека, из них 384 офицера.

Вооружение корабля включало пусковые установки ЗРК «Шторм» (96 ракет), ЗРК «Оса-М» (40 ракет) и противокорабельных ракет (ПКР) П-500 «Базальт» (16 ракет), противолодочные комплексы «Вихрь» (16 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки калибров 76 мм и 30 мм.

  • Головной корабль «Киев» был заложен 21 июля 1970 года под заводским номером 101, спущен на воду 26 декабря 1972 года, вошел в состав флота 28 декабря 1975 года и выведен из него 30 июня 1993 года. Позднее продан китайской компании, в настоящее время находится в Тяньцзине (КНР), где стал частью парка развлечений и в 2011 году был переоборудован в отель.
  • Крейсер «Минск» строился по незначительно измененному проекту 11432 (заводской номер 102). Был заложен 28 декабря 1972 г., спущен на воду 30 сентября 1975 г., вошел в строй 27 сентября 1978 г. и выведен из состава флота 30 июня 1993 г. Впоследствии продан в Китай, в 2006 г. стал частью парка аттракционов в Шэньчжэне.
  • Крейсер «Новороссийск» (проект 11433, первоначальное имя «Баку», заводской номер 103) был заложен в сентябре 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, вошел в состав флота 24 ноября 1982 года и выведен из него в 1991 году, после чего продан на металл в Южную Корею, где разобран в 1997 году.

«Императорские» авиатранспорты

«Орлица» так и осталась единственным кораблем-носителем гидропланов в составе Балтийского флота. Остальные одиннадцать русских гидроавиатранспортов, которые успели переоборудовать до выхода России из Первой мировой войны, служили на Черном море. Это были уже упомянутые транспорт «Днепр», яхта «Алмаз» и бронепалубный крейсер «Кагул», а также бывшие пассажирские пароходы «Император Александр I» и «Император Николай I» и переоборудованные из румынских грузопассажирских судов «Дакия», «Император Траян», «Король Карл», «Принчипесса Мария» и «Румыния».

Оба «императорских» гидроавиатранспорта до начала войны принадлежали Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ) и ходили на Черном море, а затем были мобилизованы и превратились во вспомогательные крейсеры II класса. Примечательно, что один из этих крейсеров — «Император Александр I» — первоначально носил имя «Император Александр III», он был переименован после призыва на военную службу, поскольку в составе Черноморского флота уже служил линкор с таким же именем. Оба гидроавиатранспорта наряду с «Алмазом» и «Румынией» в самом конце декабря 1916 года вошли в состав первого в истории русского флота настоящего авианесущего соединения — отряда (позднее дивизиона) корабельной авиации. Согласно утвержденному в конце ноября 1916 года «Положению о дивизионе корабельной авиации», он был предназначен «действовать вдали от своих прибрежных районов, независимо от постоянных прибрежных воздушных станций» и состоял из тридцати двух гидросамолетов и четырех кораблей.

Два корабля из состава дивизиона — те самые «императорские» гидроавиатранспорты — участвовали 7 февраля (23 января по ст. ст.) 1916 года в налете на Зонгулдак и в других боевых операциях. Активно воевал и гидроавиатранспорт «Алмаз», который нес на борту сначала два, а затем четыре гидросамолета М-5 конструкции Дмитрия Григоровича. В самом начале войны бывшая яхта, ставшая крейсером II ранга, участвовала в поисках переданного Турции германского крейсера «Гебен», а ее гидросамолеты вели противолодочную разведку и выполняли связные функции. Всего же за годы Первой мировой войны с участием «Алмаза» были потоплены шесть судов противника. Крейсеры «Память Меркурия» и «Кагул», тоже переоборудованные под размещение гидросамолетов, не менее активно воевали, хотя и не как гидроавиатранпорты, а как обычные боевые корабли. А вот «Днепр» в серьезных операциях не участвовал, поскольку к тому времени был уже сильно устаревшим и служил учебным судном для морских летчиков Черноморского флота.

По-разному сложилась и судьба переданных России 9 сентября 1916 года пяти румынских грузопассажирских пароходов, которые с самого начала решено было переоборудовать под гидроавиатранспорты. Из них в серьезных боевых операциях довелось участвовать прежде всего «Румынии», чьи гидросамолеты М-9 в 1917 году вели аэрофотосъемку босфорских укреплений и бомбардировали их, а «Дакия» и «Король Карл» в августе 1917 года поддерживали огнем бортовой артиллерии и вылетами своих гидропланов операции Румынского фронта. Остальные два «румынских» гидроавиатранспорта принять участие в боевых действиях не успели, а после революции все пять кораблей были возвращены Румынии.

Проект 11434

Классификация — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). База для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков Як-38 или Як-141, вертолетов Ка-27 разных модификаций. Корабль этого проекта имел стандартное водоизмещение 33 000 тонн (полное — 44 500 тонн), длину 273 метра, ширину 29 метров, осадку 9,5 метра.

Оснащался четырехвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 180 тысяч лошадиных сил, развивал скорость до 30 узлов. Дальность плавания составляла 7 000 морских миль (13 000 км). Экипаж — 1 610 человек, из них 383 офицера.

Вооружение включало пусковые установки ЗРК «Кинжал» (192 ракеты) и противокорабельных ракет (ПКР) П-500 «Базальт», противолодочные реактивные бомбометы РБУ-12000 (60 бомб), торпедные аппараты калибра 100 мм, зенитные установки АК-630 калибра 30 мм, артиллерийские установки калибра 100 мм (600 снарядов).

  • Головной и единственный корабль проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 104, до 4 января 1990 года носил имя «Баку») бал заложен 26 декабря 1978 года, спущен на воду 31 марта 1982 года, вошел в состав флота 20 декабря 1987 года и выведен из него 5 марта 2004 года. Позднее продан Индии, перестроен, 14 июня 2014 года вошел в состав индийских ВМС как Vikramaditya («Викрамадитья»).

«Рычагов».

Спущенный на воду летом 1940 года авианосец, не имел верхней части бака почти до рубки-острова, т.к. вследствие недостаточной высоты эллинга Руссуда, постройка ее на стапеле была невозможна. В итоге, к началу войны достройка «Рычагова» оказалась далека от завершения. Недостроенный авианосец был отбуксирован в Новороссийск, а оттуда в Поти, где и простоял до конца войны. Достройка возобновилась лишь в 1947 году, а в строй «Рычагов» вступил лишь в 1949 и был сразу отправлен на Тихоокеанский флот.

Проект 11435

Тяжелый авианесущий крейсер. Состав авиагруппы — 50 палубных истребителей (Су-27К, МиГ-29К), вертолеты Ка-27 разных модификаций. Принципиально новый проект, который с проектом 1143 роднит только энергоустановка. Корабль получил сквозную полетную палубу с трамплином и впервые примененными в советской практике бортовыми самолетоподъемниками.

«Островная» надстройка мало изменилась по сравнению с проектом 11434, при этом улучшилась подводная и надводная конструктивная защита корабля, выросла автономность.

Стандартное водоизмещение ТАВКР проекта 11435 — 43 000 тонн (полное — 55 000 тонн), длина — 304 метра, ширина — 72 метра, осадка — 10 метров.

Четырехвальная котлотурбинная силовая установка имеет общую мощность 200 тысяч лошадиных сил. Скорость полного хода — 29 узлов, дальность плавания — 8 000 морских миль (14 800 км), автономность плавания — 45 суток. Команда — 1 960 человек, в том числе 518 офицеров.

Вооружение — пусковые установки ПРК «Гранит», ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 тысяч снарядов), противолодочные реактивные бомбометы РБУ-12000 (60 бомб).

  • Головной корабль проекта — ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (заводской номер 105, на стадии проекта назывался «Советский Союз», в 1982 году получил название «Рига», в том же году был переименован в «Леонид Брежнев», в 1987-90 годах назывался «Тбилиси») заложен 22 февраля 1983 года, спущен на воду 4 декабря 1985 года, вошел в состав флота 20 января 1991 года. В настоящее время — крупнейший корабль ВМФ России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.
  • По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился ТАВКР «Варяг», который в 1993 году отошел Украине и в 1998 году был продан Китаю. 25 сентября 2012 года принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как «Ляонин». В настоящее время — единственный китайский авианосец.

Боевые корабли. Авианосцы России

Этот миф до сих пор и кочует по многочисленным монографиям, посвященным советскому авианосному флоту. Сами же проектанты «пятерки» утверждают, что создание проекта 1143.5 было не результатом эволюционного развития кораблей типа «Киев», а третьей попыткой осуществления начатого еще в 1971 г. проектирования настоящего авианосца. Требования к новому кораблю пересматривались с калейдоскопической быстротой — менялись состав авиагруппы, авиационного оборудования, количество зенитных средств и водоизмещение. В 1980 г. министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов (1908–1984) требует сократить на 10 000 т водоизмещение проектируемого авианосца, убрать катапульты и переориентировать его на самолеты укороченного взлета и посадки, для старта которых применить трамплин.

В феврале 1982 г. первый советский авианосец со сплошной полетной палубой был заложен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) под названием «Рига» (заводской номер С-105). Однако через год был перезаложен под новым именем «Леонид Брежнев». Затем ходовые испытания проходил под названием «Тбилиси», но когда Грузия объявила о суверенитете, кораблю было дано нынешнее название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 1 августа 1990 г. начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16 200 миль, совершено 454 полета самолетов. В мае 1990 г. корабль был временно включен в состав 30-й дивизии надводных кораблей КЧФ, а 25 декабря 1990 г., спустя восемь лет, три месяца и 24 дня после закладки, подписан приемный акт. 20 января 1991 г. он был официально зачислен в состав Северного флота, и на нем поднят военно-морской флаг. 1–24 декабря 1991 г. крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево Мурманской области.

Основные технико-технические характеристики следующие: водоизмещение 55 000 т, скорость 29 узлов, длина 304,5 м, ширина по ватерлинии 38 м, ширина наибольшая 72 м, осадка 10,5 м, экипаж 1 960 чел., авиаперсонал 626 чел. Главная энергетическая установка — котлотурбинная, суммарной мощностью около 200 000 л. с. Вооружение: 52 летательных аппарата (истребители МиГ-29К, Су-27К, штурмовики Су-25К, вертолеты Ка-27), 12 пусковых установок для противокорабельных ракет, восемь установок для зенитных ракет, восемь шестиствольных 30-мм автоматов, два реактивных бомбомета.


Схема общего расположения авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Корабль имеет сквозную полетную палубу, которая в носовой части завершается трамплином. В кормовой части полетной палубы установлены тросовые аэрофинишеры — при посадке самолет захватывает трос аэрофинишера установленным под фюзеляжем гаком и, испытывая перегрузку до 3,5 g, тормозится, что сокращает пробег после посадки до 80–100 м. В носовой части корабля под палубой размещены 12 вертикальных пусковых установок противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит», прикрытых бронированными крышками заподлицо с полетной палубой.


Взлет самолета с «Кузнецова»

Архитектура ТАКР проекта 1143.5 по сравнению с его предшественниками стала «более авианосной» — со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м², трамплином с углом схода в 14,3° в носовой части, двумя бортовыми 40-тонными самолетоподъемниками по правому борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки (высота над палубой 32 м). Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палубы (205 x 26 м), включая спонсон левого борта, располагается под углом 7° к оси корабля. Вся поверхность полетной палубы и трамплина имеет противоскользящее термостойкое (до 450 °С) покрытие «Омега», а три участка (10 x 10 м), предназначенные для вертикальной посадки Як-41, выкладывались термостойкими (до 750 °С) плитами АК-9ФМ.


Трамплин «Кузнецова», отражатель газов реактивного двигателя поднят

Полностью сварной корпус имеет по высоте семь палуб и две платформы. Сплошное двойное дно идет по всей длине корабля. Основной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки — сталь; для изготовления второстепенных выгородок и переборок использовались алюминиево-магниевые сплавы (с креплением к стальным конструкциям). Надводная конструктивная защита (НКЗ) выполнена по принципу экранирования, внутренними защитными преградами служат композитные конструкции (типа сталь-стеклопластик-сталь). Основной материал НКЗ — высокопрочная сталь. Для защиты топливных цистерн и погребов авиационного боезапаса применено локальное коробчатое бронирование. Впервые в практике отечественного авианосного кораблестроения для повышения живучести корабля использовалась подводная конструктивная защита (ПКЗ), что значительно повышает характеристики непотопляемости. По итогам многочисленных НИР и натурных экспериментов, глубину бортовой ПКЗ приняли в пределах 4,5–5,0 м. Из трех продольных переборок вторая выполнена бронированной (на головном корабле она была пакетная, т. е. многослойная, на втором — монолитная).


Ангар ТАКР «Кузнецов»

Ангар — закрытого типа, общей площадью 3 980 м² (153 x 26 x 7,2 м) — порядка 50 % длины и 70 % ширины корабля, служит для хранения и технического обслуживания до 70 % штатного числа корабельных летательных аппаратов (ЛАК). В нем же хранятся попоходному тягачи, корабельные газоструйные и пожарные машины, а также комплекс средств для палубного обслуживания ЛАК. Транспортировка и размещение самолетов предусмотрены со сложенными консолями крыльев, а вертолетов — со сложенными лопастями несущих винтов. На всех штатных местах стоянки ЛАК в ангаре и на технических позициях производится их швартовка и заземление. Ангар оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки ЛАК, позволяющей отказаться от использования тягачей и исключить загазованность внутренних помещений выхлопными газами. Тягачи требуются лишь для операций с ЛАК на полетной палубе, при подаче их из ангара на платформы подъемников и обратно. Типовой состав базирующейся на корабле проекта 1143.5 авиагруппы включает 52 летательных аппарата: по 18 самолетов типа Су-27К и МиГ-29К и 16 вертолетов Ка-27.

Для обеспечения посадки скоростных самолетов на палубу служат аэрофинишеры «Светлана-2» — четыре натянутых поперек палубы троса, расположенных на расстоянии 12 м друг от друга и связанных через блоки с четырьмя тормозными гидравлическими машинами, предназначенными для гашения кинетической энергии. В рабочем положении тросы поднимаются над палубой на заданную высоту для захвата тормозным гаком садящегося самолета, обеспечивая его полную остановку через 90 м пробега с продольной перегрузкой не более 4,5 g. Четвертый трос, считая от кормы, совмещен с аварийным барьером «Надежда». Трос первого аэрофинишера находится в 40 м от среза кормы. Посередине второго аэрофинишера на палубе нанесен белый круг диаметром 17 м — рекомендованное пилотам при посадке место касания самолетного тормозного гака.

Главная энергетическая установка ТАКР почти полностью повторяет примененную в проекте 1143.4: четырехвальная, паротурбинная, суммарной мощностью 200 000 л. с. Увеличенный запас топлива позволил довести дальность плавания 18-уз. ходом до 8 000 миль. Мощность повысили за счет установки новых котлов. Благодаря этому при увеличении стандартного водоизмещения на 10 000 т удалось получить скорость полного хода 29 узлов. Пар вырабатывают восемь котлов КВГ-4 с повышенной паропроизводительностью. Пар для нужд, не связанных с движением корабля, получают за счет отбора от главных котлов, поэтому вспомогательная котельная установка не понадобилась. Движители корабля — четыре бронзовых малошумных пятилопастных гребных винта фиксированного шага диаметром 4 260 мм и массой 12 524 кг каждый.


Шахты ракет «Гранин»

Российский ТАКР обладает мощным ракетным вооружением: ударный комплекс ракетного оружия «Гранит-НК» включает 12 противокорабельных крылатых ракет ЗМ-45, размещенных в подпалубных ПУ шахтного типа (крышки шахт выполнены заподлицо с палубой). Зенитно-ракетное вооружение — четыре модуля ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР) и восемь модулей ЗКБР «Кортик» (256 ракет и 48 000 30-мм снарядов), расположенных на спонсонах побортно и обеспечивающих возможность кругового обстрела воздушных целей. Артиллерийское вооружение представлено тремя батареями в составе шести 30-мм скорострельных артустановок АК-630М (48 000 снарядов). Первоначально планировалось разместить еще одну батарею этих автоматов под носовой кромкой взлетного трамплина для ведения огня на носовых курсовых углах. Под их установку предназначались два вырезаамбразуры (они хорошо видны на фотоснимках раннего этапа постройки головного корабля), но от них отказались.


Ракетно-артиллерийский комплекс ПВО «Кортик»

В связи с перестройкой и началом развала экономики СССР ввод корабля в строй сильно затянулся. Первую посадку на палубу авианосца летчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачев (р. 1948) выполнил 1 сентября 1989 г., строевые же летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» только в 1994 г. и уже на Северном флоте. В 1996 г. авианосец совершил первый дальний поход из Баренцева моря в Средиземное. В ходе плавания отрабатывались задачи боевой подготовки; в Средиземном море российские летчики обменялись визитами дружбы с американскими коллегами из состава авиагруппы авианосца «Америка», правда, американцы не рискнули сажать на палубу российского корабля свои самолеты и направили вертолет. С 1996 по 1998 гг. находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 г. принимал участие в крупных учениях Северного флота.

В 1999 г. дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 г. участвовал в крупных учениях, в ходе которых погибла подводная лодка К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции, из-за чего отменен второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 г. С 2001 по 2004 гг. находился на плановом среднем ремонте.


Пусковые шахты ЗРК «Кинжал»

В 2004 г. в составе группы из девяти кораблей Северного флота, включающей тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный эсминец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения, участвовал в месячном походе в Северную Атлантику. 5 декабря 2007 г. в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 г. По заявлению представителей Минобороны России, авианосец требует капитального ремонта, однако из-за недостатка финансов ремонт откладывается на неопределенный срок. Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 г. С 14 мая по 20 августа 2015 г. ТАКР находился на ремонте в доке 82-го судоремонтного завода (Росляково). 6 ноября 2016 г. ТАКР отправился в поход на Средиземное море в составе группы Северного флота.

В настоящее время «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» входит в состав Северного флота и является единственным авианесущим кораблем российского ВМФ. На крейсере во время походов базируются самолеты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка (аэродром базирования — Североморск-1). Таким образом, этот авианесущий крейсер можно с полным основанием считать полноценным авианосцем. Не таким, конечно же, как американские атомные гиганты типа «Нимиц», но вполне равным по боевому потенциалу, например, новейшему французскому атомному авианосцу «Шарль де Голль». А по численности корабельной авиагруппы «Кузя» даже имеет превосходство: 52 летательных аппарата против 40 — у француза.


Бортовой самолетоподьемник ТАКР «Адмирал флота Кузнецов»

В 1983 г. было принято решение о строительстве второго корабля пр. 1143.5, получившего имя «Рига» (заводской номер С-106). В ТТЗ закладывалась возможность усовершенствования проекта на случай появления новых образцов вооружения и электронных средств. Постройка его началась сразу же после спуска на воду головного ТАКР: на стапель двумя 900-тонными кранами установили закладной блок (носовое МКО) нового заказа с уже смонтированными и зачехленными двумя ГТЗА и четырьмя главными котлами. Корабль спустили на воду 25 ноября 1988 г., и уже во время достройки переименовали в «Варяг» (19 июня 1990 г.).


На палубе российского авианосца

Первоначально 6-й полностью повторял «пятерку», но уже в июне 1986 г. вышло постановление Совета Министров СССР об изменении некоторых основных элементов крейсера, в частности радиоэлектронного вооружения (кораблю присвоили индекс пр. 1143.6). Так, РЛК «Марс-Пассат» подлежал замене на более эффективный новый «Форум» в составе РЛС «Подберезовик» с возможностью селекции воздушных целей, двух РЛС «Фрегат-МА» и системы обработки информации, целераспределения и целеуказания типа «Пойма». Это все потребовало переделки около 150 помещений, главным образом — в надстройке. Также понадобилось откорректировать значительный объем конструкторской документации, что привело к задержке сроков достройки крейсера приблизительно на девять месяцев. К тому же на «Варяге», в отличие от головного корабля, уже предполагалось обеспечить базирование самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД (с возможностью взлета с дальней стартовой позиции), что также вызвало ряд переделок. Правда, до конца 1991 г. реально эти работы начаты не были из-за отсутствия данных по самолету от ОКБ им. Яковлева.

«Варяг» строился для Тихоокеанского флота со сроком сдачи в 1993 г. Даже после распада СССР, до конца 1991-го, достройка шла в соответствии с графиком, согласованным и утвержденным еще до упразднения бывшего Минсудпрома СССР. Для обеспечения базирования ТАКР на ЧСЗ успели изготовить и отправить на Дальний Восток специальный понтон-причал, аналогичный тому, который ранее поставили в Видяево для «Адмирала Кузнецова». С учетом запланированной модернизации на надстройке срезали блоки помещений, ранее предназначенных для постов РЛК «Марс-Пассат», и установили фундаменты под АП «Фрегат-МА» РЛК «Форум».


«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в Атлантике, 2009 г.

Но вскоре экономический кризис в бывших республиках Союза дал о себе знать и на ЧСЗ — были сорваны поставки кабеля предприятиями «Амуркабель» и «Азовкабель», которые, в свою очередь, не получили сырье из Узбекистана. Затем возникли проблемы с ценообразованием и его влиянием на стоимость постройки корабля. К тому же, как всегда бывает в периоды распада больших государств, это сопровождалось обвальными явлениями в экономике, ростом цен и галопирующей инфляцией.

Несмотря на прекращение финансирования (IV квартал 1991 г.), Черноморский судостроительный (генеральный директор Ю. И. Макаров) достраивал ТАКР за свой счет, надеясь, что позже Москва возместит затраты (более 700 млн долларов США в ценах 1980-х гг.). Однако ставшие независимыми бывшие советские республики не проявляли никакого интереса к достройке «Варяга». Россия, заявившая было в 1993 г. о своей готовности достроить корабль, тоже ничего для этого не сделала, ограничившись безрезультатными переговорами. В частности, по «Варягу» предлагалось создать некий специальный межправительственный орган с чрезвычайными полномочиями, который бы координировал достройку крейсера. Для его осмотра в Николаев даже приезжали правительственные делегации Украины и России. Но ни у кого из них в новых условиях средств на достройку столь сложного корабля не нашлось.

Поэтому в марте 1995 г. Россия официально отказалась финансировать строительство «Варяга», передав его ЧСЗ в счет долгов предприятию1 . Украина же после рассмотрения разных вариантов утилизации находившегося в 67 %-й готовности корабля, включая возможность использования его в качестве плавучего космодрома, в конце концов была вынуждена пойти на продажу недостроенного авианосца за границу. По итогам проведенного в 1997–1998 гг. международного тендера, победителем которого стала зарегистрированная в Макао китайская был продан фондом госимущества Украины всего за 20 млн долларов США.


Буксировка «Варяга» в Китай

Пока решалась его судьба, «Варяг» продолжал оставаться на заводе, превратившись на начало 2000 г. для ЧСЗ в «курицу, несущую золотые яйца» — китайцы платили заводу за стоянку ТАКР по 5000 долларов в сутки. В первом полугодии 2000 г, ожидалось подписание контракта с китайской фирмой на достройку и переоборудование «Варяга» в плавучий самоходный развлекательно-туристический комплекс (сумма контракта предполагалась в 200–300 млн долларов США). Но планы изменились, и 14 июня в 5.30 утра буксиры вывели «Варяг» с заводской акватории и начали буксировку в Китай. О его дальнейшей судьбе обязательно будет рассказано в соответствующем выпуске НиТ.

Первоначально крейсеры проектов 1143.5 и 1143.6 предполагали оборудовать паровыми катапультами (одна из них была даже построена и испытана на суше). Но разработчикам не удалось обеспечить необходимую жесткость конструкции трека катапульты, и она оказалась неработоспособной. Поэтому в качестве вынужденной меры вместо катапульт корабли получили трамплины. Летом 1982 г. в Крыму на комплексе «Нитка» начались экспериментальные работы по взлету с трамплина самолетов Су-27 и МиГ-29, которые в итоге завершились успехом.

В использованной трамплинной схеме взлет с палубы производится за счет разгона самолета собственными двигателями в форсажном режиме. В конце разбега самолет выходит на трамплин, который задает необходимый угол подъема и несколько облегчает взлет. До выхода двигателей на полную тягу самолет удерживается на палубе специальными захватами на шасси, которые затем строго синхронно опускаются под палубу, делая возможным начало разбега. Для отражения реактивной струи стоящего на старте самолета над палубой поднимается защитный щит-дефлектор.


«Варяг» на ЧСЗ в достройке

«Кузнецов» имеет три стартовые позиции, две из которых расположены на палубе одна за другой на удалении около 85 м. Но так как взлет производится только с трамплина, несколько самолетов одновременно взлетать не могут. Вполне естественно, что для повышения быстроты подъема в воздух самолетов используется быстрое чередование стартов с левой и правой позиции. Скорость чередования связана с быстротой уборки щита-дефлектора ближней стартовой позиции. Отсутствие катапульт не позволяло крейсерам сравниться с современными авианосцами США по возможности быстрого подъема в воздух авиагруппы по тревоге. Преимущество американских авианосцев в этом плане состоит в том, что они для запуска самолетов оснащены четырьмя катапультами, которые попарно расположены под углом друг к другу на носу на угловом участке палубы. Такая схема позволяет поднимать в воздух самолеты с интервалом всего 15 секунд между ними.

В 1984 г. умер главный противник авианосцев — Устинов. Практически сразу после этого Невскому ПКБ вновь поручили проектирование атомного авианосца с увеличенным водоизмещением, большим количеством самолетов и паровыми катапультами. Несмотря на принципиальное отличие от кораблей типа «Киев», авианосец все же продолжают называть седьмым ТАКР — проект 1143.7. При закладке этого корабля на стапеле ЧСЗ в Николаеве 25 ноября 1988 г. он получил наименование «Ульяновск». ТТЗ на его разработку в соответствии с программой вооружений на 1986–1995 гг. НПКБ получило в декабре 1984 г. В 1986 г. был завершен и утвержден эскизный, а в 1987-м — технический проект (главный конструктор Л. В. Белов, затем Ю. М. Варфоломеев). В октябре того же года утвердили основные элементы АТАКР: авиагруппа в составе 70 летательных аппаратов (истребители Су-27К и МиГ-29К, самолет РЛД и наведения Як-44РЛД, вертолеты Ка-27 и Ка-31), трамплин, две катапульты, аэрофинишеры, новый ПКРК «Болид» (позже заменен на «Гранит»), ЗРК «Кинжал», ЗКБР «Кортик», четырехвальная АЭУ (280 000 кВт), полное водоизмещение 73 400 т, скорость полного хода 30 узлов.

АТАКР предназначался для придания боевой устойчивости соединениям флота в оперативно важных морских и океанских районах, а также для уничтожения корабельных группировок противника во взаимодействии с другими силами флота. Внешне он отличался бы от кораблей пр. 1143.5 увеличенными главными размерениями, наличием третьего самолетоподъемника (с кормы по левому борту), уменьшенной по длине надстройкой, а главное — наличием двух паровых катапульт. В целом же сохранялась и преемственность — на корабле предусматривался носовой взлетный трамплин.

Создание АТАКР представляло собой качественно новый этап развития советского военного кораблестроения и авианосного флота. Зарубежных аналогов АТАКР проекта 1143.7 не имел. По части авиационнотехнических средств он мог быть сопоставим с находившимся тогда в постройке американским атомным авианосцем «Дж. Вашингтон», а по наличию ударного ракетного оружия и зенитных огневых средств превосходил его. На корабле в максимально возможном объеме использовались образцы вооружения, механизмы, оборудование и материалы, ранее предусмотренные для кораблей пр. 1143.5. Было проведено 33 опытно-конструкторских работы, 11 из которых — по планам Минобороны (ВМФ и ВВС). Увеличивалась численность и номенклатура корабельной авиагруппы. В частности, предусматривалось создание многоцелевого самолета Су-27КМ, самолета — постановщика помех Су-27КПП, самолета целеуказания и разведки Су-27КРЦ, противолодочного самолета Як-44ПЛО и самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44РЛД. Опытный образец паровой катапульты «Маяк» и опытный образец обеспечивающего его работу энергетического комплекса на перегретом паре в составе котлоагрегата, пароаккумуляторов и конденсаторов прошли предварительные испытания на комплексе «Нитка» и были рекомендованы для эксплуатации. В целом, по оценкам специалистов, новые образцы вооружения корабля пр. 1143.7 должны были отвечать мировому уровню 1995–2000 гг.


Схема общего расположения авианосца «Ульяновск» (проект)

ГЭУ корабля создавалась на базе серийно производившихся и успешно эксплуатировавшихся на ракетных крейсерах типа «Киров» (пр. 1144) ППУ КН-3 и ГТЗА-653. Внедрение атомной энергетики обещало дать существенные сокращения расхода органического топлива, обеспечив тем самым кораблю практически неограниченную дальность плавания, возможность длительного поддержания высоких скоростей хода и увеличения более чем вдвое запасов авиатоплива и авиационного боезапаса. Улучшались условия посадки самолетов — ввиду отсутствия обычного для кораблей предыдущих проектов с КТУ теплового шлейфа. Заодно уменьшалась коррозия летательных аппаратов, размещенных на полетной палубе.

Корабль должен был иметь следующие главные размерения: длина наибольшая — 321 м, длина по КВЛ — 280 м, ширина максимальная (с угловой палубой и переходными мостиками) — 79,5 м, ширина по ватерлинии — 38 м; высота борта от основной линии до верхней палубы на миделе — 27,5 м, в носу — 33 м, высота габаритная — 65,5 м; стандартное водоизмещение — 62 580 т.


Модель авианосца «Ульяновск»

Головной АТАКР, названный «Ульяновск» (заводской номер С-107, старший строитель П. С. Герасимов), заложили в Николаеве на стапеле «О» 25 ноября 1988 г. Стапельный период был рассчитан на 36 месяцев, общая продолжительность строительства — 105 месяцев, срок сдачи флоту — 1995 г. Стоимость заказа оценивалась в 800 млн рублей. На «Нитке» предполагалось начать отработку катапультного взлета Су-27К и МиГ-29К. Кроме того, там же планировали достроить законсервированный ранее блок БС-3 для испытаний серийных образцов катапульт и аэрофинишеров, предназначенных для монтажа на строившихся ЧСЗ кораблях.

Стапельные работы на «Ульяновске» шли по прогрессивной технологии, с формированием корпуса на стапеле из 27 крупных блоков массой до 1 380 т, насыщенных механизмами, устройствами и оборудованием. Для обеспечения атомного кораблестроения на ЧСЗ были начаты работы по реконструкции и модернизации всего производства. Предстояло построить целый ряд специальных производственных подразделений, для их размещения на прилегавшей к ЧСЗ акватории Южного Буга была намыта песком достаточно обширная территория.

Работы по формированию корпуса на стапеле продвигались достаточно быстро. Всего успели установить конструкции общей массой порядка 27 000 т. На ЧСЗ практически все было готово для монтажа АППУ, образован технический отдел спецэнергетики, ответственный за монтаж и физический пуск атомной установки. На корабле предполагалось смонтировать четыре реактора, объединенных в два 1 400-тонных зональных блока — для носовой и кормовой машинных групп. Для их сборки был специально построен и установлен на грунте по корме стапеля «О» плавучий автономный цех с раздвижной крышей. По завершении сборки блоки предполагалось поднимать 900-тонными кранами и устанавливать на корабле. Были сварены корпуса четырех баков металлической радиационной защиты, оболочка которых заливалась свинцом. В 1990–1991 гг. на ЧСЗ поступили корпуса реакторов, парогенераторов, насосы, фильтры и трубопроводы. Один из указанных блоков успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. Никаких проблем или задержек в ходе постройки «Ульяновска» не было, и корабль вполне мог быть сдан в установленные сроки. Планировалась и постройка второго АТАКР (С-108), закладка которого намечалась на 1992 г.

К ноябрю 1991 г. готовность корабля составляла 17–20 %. После распада СССР и прекращения финансирования стапель оказался блокированным корпусом АТАКР, что не позволяло использовать его по назначению. Исходя из реальной оценки ситуации, 4 февраля 1992 г. вышло распоряжение Премьер-министра Украины об утилизации «Ульяновска», а 5 февраля — приказ по ЧСЗ о прекращении работ на заказе С-107 (и С-108). Разборку корпуса завершили к ноябрю2 . Таким образом, на эволюции отечественных авианосных кораблей была поставлена точка… А место России в элитном клубе атомных авианосцев заняла Франция, в 1995 г. спустившая на воду свой первый такой корабль «Шарль де Голль».

С 1991 г. в России осуществление проектов по строительству авианесущих кораблей приостановилось. Примерно в 1990 (1991?) г. в «Московских новостях» появилась статья «Нужен ли нам авианосец». Эту тему подхватили десятки «очень специализированных изданий» — «Московский комсомолец», «Эхо планеты» и др. Только ленивый об этом не писал. На их страницах «экспертами» высказывалась только одна мысль — «новой демократической России АВ не нужны, лучше на эти деньги…». Результатом данной компании стало сокращение, а потом и полное сворачивание авианосной программы. Но это не значит, что в новых условиях не было оснований иметь такие корабли в составе российского ВМФ. В печати отмечалось, что после распада Варшавского договора последовал перенос оборонных усилий государств в межнациональное пространство.


«Ульяновск» на стапеле, 1990 г.

Как известно, протяженность морских границ России составляет 38,8 тыс. км (для сравнения, протяженность сухопутной границы — 14,5 тыс. км), площадь континентального шельфа 4,2 млн км2 . На протяжении всей морской границы простирается 200-мильная исключительная экономическая зона площадью более 6,3 млн км2 , в которой нужно обеспечивать суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации и защиту ее интересов.

На этих гигантских морских и океанских просторах должны постоянно или периодически (по вызову, с обострением обстановки и пр.) находиться силы ВМФ, корабли различного предназначения, классов, типов, в том числе и авианосцы. Вот почему, учитывая также все более усиливающийся в ближайшем будущем дефицит органических видов корабельного топлива, придется признать безальтернативность АЭУ для военного кораблестроения развитых в промышленном и экономическом отношении государств на ближайшие несколько десятилетий. Безусловно, корабельные АЭУ требуют высокой культуры обслуживания, жесткого соблюдения требований ядерной безопасности (конструктивных, эксплуатационных, экологических и др.) Такой опыт и, самое главное, система эксплуатации атомных энергетических установок в ВМФ и на ледокольном флоте страны имеются.


Комплекс «Нитка» в Крыму

Важнейшим фактором является количественный состав авиапарка и типы его летательных аппаратов. И это, пожалуй, одна из главных проблем для строительства российских авианосцев.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Флот

Предыдущая статья Флот в XXI веке. ВМФ Российской Федерации. Упущенные возможности

Следующая статья Пятая эскадра и судный день. Часть 1

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Проект 11437

В середине 1980-х годов Невское ПКБ разработало проект тяжелого авианесущего крейсера с атомной энергетической установкой, паровыми катапультами на угловой палубе, взлетным трамплином и тремя самолетоподъемниками.

  • Головной корабль проекта 11437, «Ульяновск», был заложен 25 ноября 1988 года. Он должен был стать флагманом советского ВМФ и первым из четырех однотипных крейсеров. После распада СССР в 1991 году производство было прекращено, корабль разобран на стапеле в 1992 году.

Авианосцы проекта 54.

Проектирование новых авианосцев началось сразу после завершения испытаний «Красного авиатора». Проект, получивший номер 54, первоначально предполагалось унифицировать по корпусу и МКО с проектируемыми одновременно с ним тяжелым крейсером проекта 55, но требуемого военными увеличения авиагруппы в стандартном водоизмещении 10000 т добиться не удалось. В итоге оно было увеличено до 15 тыс. т, но считавшееся недопустимым понижение скорости заставило перейти к трехвальной силовой установке, что в свою очередь вновь заставило увеличить водоизмещение.

Самолеты располагались в трех однояусных ангарах, соединенных между собой раздвижными воротами. Для подьема самолетов на палубу имелись два лифта.

Артиллерийское вооружение, по эскизному проекту, состояло из 4х2 152-мм и 4х2 102-мм башенных установок расположенных побортно, но вскоре 152-мм орудия были заменены на 102-мм, что в условиях сопровождения авианосцев артиллерийскими кораблями было сочтено достаточным для отражения торпедных атак. От первоначального намерения забронировать верхнюю палубу отказались, чтобы не увеличивать и так возросшее водоизмещение.

Водоизмещение: 18500 т (стандартное), 23 860 т (полное).

226,5 (по палубе 240,0)х23,0 (по палубе 33,0)х6,6 м.

Вооружение проектное: 8х2 102-мм/55, 8х4 37-мм.

Бронирование: пояс 80 мм, палуба (над цитаделью) 50 мм.

165000 л.с. 34 узла.

Первый авианосец нового проекта, получивший название «Чкалов», был заложен на Адмиралтейском заводе (Галерный островок) летом 1937 года. Спустя год на Руссуде был заложен однотипный «Рычагов», а осенью 1938, в Молотовске, «Громов».

Программа строительства новых авианосцев чуть не была сорвана, когда проект 54 подвергся резкой критике из-за недостаточной защиты ангаров от пуль штурмовой авиации, выявившейся вследствие опыта полученного во время Гражданской воны в Испании. Предлагалось прекратить их постройку и начать разработку нового, лучше бронированного проекта. Однако настойчивость Н. Г. Кузнецова, желавшего получить новые авианосцы как можно быстрее, взяла верх и строительство «пятьдесят четвертых» было, после небольшого перерыва продолжено. Решение оказалось правильным – авианосец проекта 95 «Леваневский», был заложен в Молотовске лишь в 1940 году и после начала войны разобран на стапеле.

Вследствие неготовности штатного артиллерийского вооружения, на авианосцы проекта 54, при достройке, были установлены щитовые спаренные 102-мм универсальные установки, которые после завершения изготовления башен должны были быть переданы на строящиеся сторожевые корабли, и спаренные же 37-мм автоматы.

Российские разработки

В России авианесущие корабли не строились. В 2010-х годах Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) разработал эскизный проект многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм» (проект 23000, шифр «Логово») водоизмещением 100 000 тонн, предполагающего размещение авиагруппы численностью до 90 самолетов и вертолетов. Макет корабля был продемонстрирован летом 2015 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценил стоимость постройки такого корабля в 200-280 млрд рублей.

Кроме того, в КГНЦ и Невском ПКБ ведется проектирование нескольких типов десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД), данные проекты носят шифры «Прибой», «Лавина» и «Кашалот».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]