Танковый каток: «Армата» уже в войсках, но в приоритете «Прорыв»

Производство танков Т-14. Когда и сколько?

В 2015 г. общественности впервые показали перспективный основной танк Т-14, построенный на унифицированной платформе «Армата». Позже появились первые сообщения о запуске массового производства такой техники в тех или иных целях. Промышленность выполняет полученные заказы, а военное ведомство занято испытаниями техники. Тем не менее, некоторые особенности программы «Армата» могут выглядеть как поводы для беспокойства. Кроме того, из известных фактов порой пытаются сделать нездоровые сенсации.


ОБТ Т-14

В процессе производства

К маю 2015 г. НПК «Уралвагонзавод» построила для проведения испытаний сразу несколько ОБТ Т-14. Эти машины приняли участие в параде на Красной площади и затем вернулись на полигон для испытаний. Вероятно, именно их в дальнейшем неоднократно показывали в различных репортажах, на выставках и т.д.
Весной 2016 г. в отечественных СМИ появились новости о закупке 100 новых танков для проведения войсковых испытаний. В начале сентября того же года руководство НПК «УВЗ» уточнило информацию о выпуске техники. Действительно, производство танков стартовало, и первые машины были переданы заказчику. В общей сложности планировалось построить для нашей армии 2300 танков. На выполнение такого заказа могло уйти несколько лет. Такое строительство могло завершиться в 2022 или 2025 г. – в зависимости от разных факторов.

Новая информация о закупках бронетехники на платформе «Армата» появилась только в августе 2022 г. В рамках форума «Армия-2018» Минобороны заключило контракт на покупку установочной партии из 132 единиц техники. В это число входили ОБТ Т-14, тяжелые БМП Т-15 и ремонтно-эвакуационные машины Т-16. Первые девять машин должны были отправиться к заказчику уже в прошлом году. Завершение контракта запланировано на 2022 г.

В самом конце прошлого года было объявлено о завершении заводских испытаний и скором начале государственных. Этот этап работ должен был начаться в 2022 г. и занять некоторое время. По его результатам ожидалось принятие решения о дальнейшей судьбе танков и другой техники.

Новые сообщения о контрактах на производство ОБТ Т-14 пока не поступали. Кроме того, промышленность и армия пока не спешат раскрывать подробности выполнения имеющихся контрактов. По всей видимости, заказчик уже получил определенное количество танков и других бронемашин на унифицированной платформе. При этом новые образцы пока не приняты на вооружение официально.

Известные образцы

Точное количество уже построенных танков Т-14 неизвестно. То же касается и другой техники на платформе «Армата». Однако доступные данные позволяют определить, как минимум, нижнюю границу количества готовой техники. Кроме того, известно и возможное максимальное число требуемых танков. Все это позволяет строить предположения и делать оценки.
Известно, что к моменту проведения парада на Красной площади НПК «УВЗ» построила не менее 20 опытных ОБТ и ТБМП. 10 танков и 10 боевых машин пехоты участвовали в праздничных мероприятиях, после чего вернулись на испытания.

Статус опытной партии из 100 машин, о которой сообщалось в 2016 г., до сих пор остается неясным. Отсутствие точной информации не позволяет отнести эту партию к известным и использовать в подсчетах.

Прошлогодний контракт предусматривает поставку 132 бронемашин, причем 9 планировалось построить до начала 2022 г. По известным данным, на текущий год запланирована сдача 44 единиц. Таким образом, по этому контракту уже готово не менее десятка машин, а примерно 120 будут построены не позднее 2022 г.

К настоящему времени с достаточной уверенностью можно говорить о выпуске не менее 20 танков Т-14. Не менее сотни новых машин предусматривается существующим и выполняемым контрактом. В ближайшее время могут появиться новые заказы на сотни танков и других бронемашин. Однако перед этим существующая техника должна завершить государственные испытания и получить необходимую оценку.

Следует отметить, что реальное количество перспективной бронетехники на испытательных полигонах и в частях может быть существенно больше известного. Высокий приоритет проекта «Армата» приводит к соответствующей секретности. Далеко не все новости о выпуске или проверках такой техники доходят до прессы и общественности.

Планы и производство

В ходе обсуждений состояния и перспектив ОБТ Т-14 нередко вспоминают о заявлениях прошлого и сопоставляют их с последними новостями. Так, в 2016 г. руководство «Уралвагонзавода» упоминало необходимость строительства 2300 танков нового типа к 2020-25 гг. При этом реальные контракты предусматривают поставку более скромных партий – 132 машины к 2021-му.
Такое расхождение заявлений и действий может трактоваться разными способами. Вполне ожидаемо из него пытаются сделать нездоровую сенсацию. Несоответствие цифр и сроков называют провалом всей программы, угрозой обороноспособности страны, стратегическим просчетом и т.д.

В то же время, хорошо известны заявления официальных лиц о существующих планах по производству техники. Они объясняют текущее положение дел и раскрывают ожидаемые события ближайшего будущего. Также имеются основания для различных правдоподобных оценок. Впрочем, все официальные объяснения и реалистичные оценки вряд ли могут стать поводом для громких публикаций.

Причины отставания

Главной причиной недостаточно высоких темпов производства Т-14 можно считать общую сложность проекта. В платформе «Армата» используется целый ряд новых для нашей промышленности решений, усложняющих проект. ОБТ на базе такой платформы тоже достаточно сложен. Все новые идеи нуждаются в отработке и доводке, для чего требуются время и деньги.
Сложность проектов нередко приводит к затягиванию работ и переносу новых этапов. Тем не менее, подобные проблемы обычно находят решение, и проект завершается с желаемыми результатами. ОБТ Т-14, имея новые необычные компоненты, действительно мог потребовать более длительной доводки, и в этом нет ничего удивительного. В соответствии с изменением графика работ сдвинулись сроки серийного производства.

В июле прошлого года интересные особенности проекта Т-14 раскрыл вице-премьер Юрий Борисов. Он указал, что перспективный танк дороже существующих образцов, прошедших модернизацию. При этом обновленная техника соответствует актуальным требованиям в части характеристик.


ТБМП Т-15 — другой образец на базе «Арматы»

Если бы танки Т-72Б3 уступали зарубежной технике – Минобороны начало бы полномасштабное строительство новых Т-14. Однако нынешнее положение дел позволяет не торопиться и спокойно завершать работы по «Армате». Таким образом, армия получит новый танк в нужных количествах – но произойдет это позже, зато машина будет полностью готова к службе.

Ранее в сообщениях об «Армате» фигурировали планы по строительству 2300 танков в обозримом будущем. По всей видимости, речь шла о максимально необходимом количестве техники, способном обеспечить перевооружение армии. По результатам такого серийного строительства сухопутные войска могли бы резко снизить долю старых и модернизированных машин, а новые Т-14 стали бы основой танкового парка.

Тем не менее, от срочного выполнения таких планов отказались. Строительство ОБТ «Армата» не будут форсировать, что позволит сэкономить, а обороноспособность поддержат модернизируемые танки старых моделей. Впрочем, такой подход не исключает строительство 2300 танков новой модели – но последние из них поступят в армию позже, чем предполагалось изначально.

Желания, возможности, планы и коррективы

Очевидно, что российской армии нужен совершенно новый танк, не являющийся переработкой существующей бронемашины. Такой образец техники уже создан и даже производится малой серией. Ориентировочно в 2022 г. некоторым частям армии предстоит начать опытную войсковую эксплуатацию танков Т-14, заказанных в 2018-м.
ОБТ Т-14 создается с прицелом на отдаленное будущее. Согласно нынешним оценкам и планам, такая техника будет эксплуатироваться чуть ли не до середины XXI века. Вследствие этого она должна не только соответствовать современным требованиям, но и иметь задел для модернизации в будущем. Выполнение таких требований связано с известными трудностями, и работа может затягиваться. Тем не менее, очевидно, что основные танки Т-14 в скором будущем пойдут в войска и официально поступят на вооружение. Вопрос только в точной дате и в точном количестве техники в каждой отдельной партии.

Как опозорился проект «Армата»

Срок поставки танков «Армата» в войска в очередной раз перенесён. Теперь на 2022 год. А ведь изначально планировалось начать серийное производство примерно в 2015 году. В результате прорывной проект ультрасовременного танка, вместо того чтобы стать триумфом российской оборонной промышленности, показал всему миру её слабые стороны.

Сюжет: Армия

В концепцию танка было заложено несколько передовых (на момент создания) решений. Например, бронекапсула для экипажа, «умная» подвеска, дистанционно управляемое оружие. Но главное – интеллектуальная начинка. По идее, «Армата» могла бы получать информацию от разведчиков-беспилотников и радаров и передавать целеуказание звену Т-90, координируя его работу. Но красивую идею пока так и не удалось реализовать. Что же пошло не так?

В России нет нужных технологий

Историки вооружений говорят, что концептуально «Армата» не так уж и нова. Ей предшествовали разработки Т-74 и Т-95 1970-х и 1990-х годов соответственно. Но они так и не были реализованы, потому что возможности советской промышленности просто не поспевали за идеями военных конструкторов. В первую очередь речь шла об электронике. А вот в XXI веке появился реальный шанс воплотить былые мечты в реальность. Но дело не в том, что отечественная оборонка сделала резкий скачок в развитии. Просто появилась возможность купить технологии за рубежом, в том числе и у недавних потенциальных противников, стран НАТО.

В результате на иностранные комплектующие, насколько нам известно, оказались завязаны важнейшие узлы и агрегаты. От силовой установки до прицельного комплекса. Даже броня, которая использовалась на демонстрационных образцах, была сделана с применением иностранной технологии. Но после введённых в 2014 году против РФ санкций некоторые западные разработки оказались недоступны. Пришлось закладывать время на создание отечественных аналогов.

Планы обрушились вслед за рублём

Те импортные комплектующие, которые всё же можно купить, преподнесли другой сюрприз – постоянно растущую цену. Ведь курс рубля в последние годы уверенно проседает. В результате Уралвагонзавод просто не мог назвать окончательную стоимость серийного производства «Армат». В 2015 году речь шла о 250 млн рублей, в 2018-м – уже о 450 миллионах. Первоначальный план Минобороны закупить 2300 танков нового поколения даже при первой цене не укладывался в разумные бюджеты. А появление нового ценника поставило переговоры о массовых закупках на долгую паузу.

По её окончании было заявлено, что нет необходимости оснащать Российскую армию большим количеством такой техники, как «Армата», поскольку последние версии танков Т-72 имеют высокую эффективность. И это выглядело разумным с учётом того, что сейчас на вооружении в войсках находится более 3 тыс. танков Т-80, Т-90 и модернизированных Т-72. Кроме того, от 10 до 15 тыс. машин законсервировано на базах хранения. Зачем пополнять эту армаду, толком не ясно. Ведь сценарий массового использования танков для обороны рубежей РФ выглядит довольно фантастичным.

Вместо цехов – долгострой

Впрочем, разрабатывать и внедрять новую технику взамен старой всё же необходимо, чтобы не отстать от прогресса. И западные санкции, как заявлялось, способствуют развитию отечественной промышленности. В итоге Минобороны и производители согласовали партию в размере «более сотни машин». Резкое сокращение планов можно объяснить не только высокой ценой, но и вот такой неприятной историей.

Под сборку танка нового поколения Уралвагонзавод затеял строительство новых цехов. Тендер на 756 млн рублей в 2022 году получила московская , но в 2022 году руководство компании было арестовано. Менеджеров обвинили в хищении около 3 млрд рублей, полученных на реконструкцию оборонных предприятий. Уже до этого Уралвагонзавод судился с генподрядчиком по поводу затягивания сроков сдачи объекта и взыскивал неустойки, но в итоге цеха так и остались недостроенными. Так что если бы в самое ближайшее время и возникла необходимость в массовом производстве «Армат», то встал бы вопрос – где их делать?

Кстати

До сих пор не представлен штатный боеприпас под гладкоствольную пушку 2А82, которой должны быть оснащены серийные боевые машины «Армата». Подряд на разработку снаряда получил «Росатом». Новости об этом появились ещё в 2022 году, но о результатах разработки пока информации нет.

– Снаряд будет готов к моменту поставок в Вооружённые силы РФ установочной партии танков в конце 2022 года, – пообещал на выставке IDEX 2022 в Абу-Даби Андрей Терликов

, генеральный конструктор разработчика машины, Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

Танк для парадов и выставок

Уралвагонзавод не сдаётся и время от времени информирует общественность об очередных успехах своего вечно перспективного изделия. Например, для экипажа разрабатываются такие удобства, как голосовой помощник. То есть бортовая система диагностики танка «Армата» может самостоятельно определять неисправность и сообщать о ней приятным женским голосом. Также в танке предусмотрен полноценный туалет, чтобы экипаж мог максимально долго выполнять боевую задачу.

Пока происходили все эти доработки, военные эксперты стали поговаривать о том, что сама концепция «Арматы» вот-вот устареет. Ведь сейчас ставка делается на беспилотную военную технику. В соответствии с этим трендом в июле прошлого года «Армату» протестировали в беспилотном режиме. Однако функционеры «Ростеха» тут же заявили: о серийном производстве беспилотных «Армат» речь не идёт. Просто на экспериментальном танке отрабатываются перспективные технологии.

Между тем в прошлом году «Армата» получила экспортный паспорт, а в этом её рассекретили на международной выставке вооружений IDEX 2021 в Абу-Даби. Ещё раньше было заявлено, что ряд стран – Китай, Индия, Египет и некоторые государства Юго-Восточной Азии – выразили заинтересованность в покупке танка. Однако трудно сказать, как этот интерес будет удовлетворён, ведь Уралвагонзавод до сих пор не выполнил контракт на поставку сотни машин Минобороны РФ, о котором было объявлено ещё в 2016 году. Изготовить их предстоит в течение ближайших одного-двух лет. Пока что результат проекта «Армата» – это пробная партия из двух десятков машин. Они вот уже более пяти лет как проходят испытания, участвуют в парадах и выставках.

Александр Храмчихин

Александр Храмчихин, Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа

– Детали реализации проекта «Армата» держатся в секрете, и судить о его готовности сегодня довольно сложно. Вероятнее всего какие-то недоработки есть, и ещё потребуется некоторое время на устранение. Но всё-таки основной причиной задержки является неподъёмная цена этого танка. Видимо, военные и промышленность не могут договориться между собой. Очень жаль, если это станет причиной отказа от танка «Армата», а также от целого семейства машин, созданных на его базе. В Российской армии бронетанковая техника безнадёжно устарела и требует обновления. По конструкции танк Т-14 «Армата» радикально отличается от всех современных российских и зарубежных машин. Главной инновацией стала необитаемая башня, что даёт экипажу больше шансов на выживание.

Танковый каток: «Армата» уже в войсках, но в приоритете «Прорыв»

Мы ехали ехали и наконец приехали — разрабатываемый с 2009 года новейший российский танк Т-14 на платформе «Армата» поставлен в войска уже не в «парадном» варианте, а в виде промышленной партии. Не уточняется, правда, в каком количестве, но если вспомнить, что Минобороны ещё в прошлом году заключило контракт с на поставку 100 таких танков, то их точно не больше.

Т-14 «Армата» — новейшая разработка отечественных танкостроителей, опередившая время, по праву может считаться лучшим танком в мире. «Наворочено» в нём много чего — необитаемая башня, динамическое бронирование четвёртого поколения, единая система управления тактическим звеном, круговой доплеровский радар с АФАР (активная фазированная антенная решетка) средней дальности и ультрафиолетовые HD-камеры кругового наблюдения. Ну и много чего другого из передовых технологий, что делает этот танк уникальным и… недоступным. В том числе для Вооруженных сил России.

Танк Т-14 «Армата»: трепет, почтение и зависть Запада

Британия и США вот уже шесть лет испытывают противоречивые чувства. После появления Т-14 «Армата» в 2015 году стало ясно, что у англо-саксов нет подобной техники. Стратеги НАТО, по сути, проглядели важность бронетанковых войск. Упущение стратегическое.

«Армата» (Т-14) – один из проектов начала 21 века, которые Россия успешно реализовала, признают в The National Interest. Работа над танком началась в 2010 году, вместо свернутой программы «Объект 195» (так в конструкторской документации называли Т-95). Все наработки по нему перекочевали в новую машину. Она получилась революционной: безлюдная башня, эшелонированная защита и мощное вооружение.

Как и его ударные возможности, защита бронетехники Т-14 так же важна. И здесь тоже есть чем похвастаться. Машина имеет низкий силуэт, затрудняющий обнаружение и поражение. Экипаж из трех человек находится в передней части машины, в изолированной от боекомплекта бронекапсуле.

Его многослойная композитная броня танка способна выдержать попадание любого существующего противотанкового боеприпаса. А корма защищена решетками против гранат и кумулятивных ракет. Проблему всех танкистов – ограниченный обзор – конструкторы «Арматы» решили высокотехнологично, разместив по периметру брони широкоугольные видеокамеры. С их помощью экипаж видит все, что происходит вокруг.

Для управления боем у командира и наводчика есть панорамные прицелы с тепловизором и лазерным дальномером-целеуказателем. Благодаря ним можно не только поражать цели самим, но и подсвечивать их для других танков, а также самолетов и противотанковых ракетных комплексов. «Армата» – первый в мире танк, разработанный для сетецентрической войны, когда различные боевые комплексы взаимодействуют в цифровой сети, обмениваются данными и помогают друг другу.

На комфорт военные обычно обращают мало внимания, но конструкторы Т-14 подумали и о нем. В танке есть даже туалет, чтобы экипажу не приходилось покидать машину по физиологической необходимости.

Но в статье далее относительно возможностей ОПК запада, лишь какие-то упреки самим себе, сетования на тяжелую жизнь, трудности с выведением образцов на рынок, укоры в адрес существующей системы и так далее. Ни абзаца внятного о перспективах собственных аналогичных разработок. А все это почему? Потому что западные партнеры как никто другой хорошо знают, что танк «Армата» действительно отличается максимальными современными возможностями.

Известно, что в наступающем году батальон танков «Армата» поступит в российские войска. «Армата» – самый современный танк в мире, он опережает все современное танкостроение примерно на 10-15 лет.

В общем, дерзайте, господа, если получится. Через пару десятилетий может и получится догнать этот танк. За это время российские инженеры создадут новый. «Догоним и перегоним Россию!» – новый вековечный лозунг американского ОПК, похоже, может звучать именно так.

Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik

Коротко и по делу. Только отборные цитаты
в нашемТелеграм-канале.

Защита и нападение

Комплекс активной защиты «Афганит» обеспечивает защиту Т-14 от любых существующих боеприпасов. Противотанковые ракеты отводятся от танка средствами радиоэлектронной борьбы, ракеты с теплонаведением сбивает с толку дымометаллическая завеса. В дополнение к «Афганиту» используется динамическая защита − реактивная броня, с помощью которой снаряды, прорвавшиеся ближе к танку, физически уничтожаются детонирующими модулями на безопасном от корпуса расстоянии.

Ко всему прочему в Т-14 впервые использовано революционное решение – необитаемая башня. Благодаря этому экипаж размещается отдельно в корпусе танка в бронированной капсуле. Степень защиты танкистов такова, что они способны работать даже в условиях химической или ядерной атаки.

По огневой мощи танк «Армата» тоже превосходит все существующие аналоги. Гладкоствольная 125-миллиметровая основная пушка 2А82-1М с полностью автоматизированной системой заряжания может управляться дистанционно. Для различных целей могут использоваться разные снаряды: кумулятивные, управляемые или фугасные.

Стоит отметить и стелс-средства, примененные конструкторами Т-14. Они снижают заметность танка в ИК- и радиомагнитных диапазонах. Специальная система смешивает выхлопные газы танка с холодным воздухом. А корпус машины теплоизолирован изнутри и покрыт специальной краской снаружи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]