Фото: Уралвагонзавод
Уралвагонзавод в составе Ростеха продолжает поставки модернизированных танков Т-90М «Прорыв». Машины получили принципиально новую башню и более мощный двигатель. Благодаря многоканальному прицелу танки могут применяться в любое время суток, а возможность обмениваться данными с другими машинами и иные новшества приближают Т-90М к танкам последнего поколения, По мнению военных, уже успевших познакомиться с новой моделью, сегодня Т-90М «Прорыв» является самым современным танком в российской армии. Рассказываем об истории создания и особенностях «прорывной» машины.
Немного истории
Известно, что танк Т-90АМ является прямым потомком Т-90, разработка которого началась ещё в 2004 г. Экспортная версия изделия, именуемая Т-90МС, была представлена публике в 2011 году. В ходе производства изделию присваивались такие маркировки, как «Объект 188МС», ОКР «Прорыв-2», а также Т-90С (Т-90МС).
Танк задумывался как воплощение передовых военных технологий в области балансирования боевых и технических характеристик. Возможности новой боевой единицы позволяют вести военные действия в любых климатических условиях, при любом времени суток и выполнять поставленные боевые задачи, соответствующие современным реалиям ведения боя.
Устройство
Танк Т-90АМ имеет V-образный двигатель, состоящий из двенадцати цилиндров, произведённый на Челябинском тракторном заводе. Двигатель является четырёхтактным и имеет маркировку В-92С2Ф. От предшественников отличается качеством отливки, шатунами и пальцами повышенной прочности, усиленными насосами, картерами и форсунками.
При производстве коленвала была применена технология азотирования. Суть метода заключается в покрытии поверхности деталей сплавом, насыщенным азотом, что позволяет значительно повысить сопротивление коррозии и износу. В случае нарушения работы двигателя танка Т-90АМ происходит оповещение экипажа.
Инновационные методы воплотились и в реализации принципов питания В-92С2Ф. Двигатель является дизельным и способен запуститься в работу при минимальной температуре в −20 °C. Однако же, считается, что рабочий температурный диапазон варьируется от −50 °С до +50 °C.
Изюминки
Особенностей конструкции у Т-90АМ несколько.
Во-первых, это расположение выхлопной системы в патрубках над гусеницами. Обусловлено это желанием конструкторов снизить температуру корпуса, что значительно усложняет задачу для локационных систем условного противника, работающих на основе распознавания тепловой энергии. Например, систем инфракрасного наведения ракет различных классов.
Во-вторых, для успешной эксплуатации Т-90АМ в российской армии была реализована система управления на основе штурвала — аналогично системе летательных аппаратов и плавательных средств. Коробка передач подразумевает как автоматизированный режим работы, так и переход на ручное управление.
В-третьих, модернизирована система наблюдения, включающая в себя современный комплекс приборов ночного видения для механика-водителя и видеокамеры для обзора с задней стороны.
Бронирование
Т-90АМ частично оснащён узлами активной защиты «Афганит». Представляет собой комплекс мер для агрессивного противодействия противнику в случае атаки боевой единицы.
Сам комплекс «Афганит» включает в себя импульсно-доплеровские радары ближнего и дальнего действия, ультрафиолетовые пеленгаторы, а также роботизированную управляемую пулемётную установку для противодействия подлетающим снарядам класса «земля — земля» и «воздух — земля».
В полной комплектации «Афганит» предусмотрен на Т-14 семейства «Армата», частичная установка, как уже упоминалось выше, идет на Т-90АМ, а на экспортном варианте Т-90МС возможна интеграция системы «Арена-Э», которая во многом аналогична вышеупомянутой, но имеет значительные функциональные ограничения. Таким образом, всё великолепие передовых технологий не пойдёт на экспорт, и всеми преимуществами будут пользоваться члены расчёта Т-90АМ в российской армии.
«Реликт»
Отдельно следует упомянуть, что отечественные конструкторы ушли от применения средств защиты «Контакт-5», используемой ранее для таких образцов как Т-90, Т-90А, Т-90С, начиная с 1988 года.
Модульный комплекс «Реликт» относится с средствам динамической защиты третьего поколения, предназначен для противодействия современным снарядам подкалиберного типа. Например, M829 западного производства. Предусмотрена установка и на танк Т-90АМ.
В основе системы лежит принцип «двойного метания», согласно которому навстречу подлетающему снаряду выстреливается сразу две бронепластины, снижая таким образом в разы поражающий эффект. Преимущества системы «Реликт» на примере Т-90АМ «Прорыв»:
- простота конструкции и эксплуатация, благодаря чему возможна беспрепятственная замена или ремонт вышедших из строя деталей;
- лобовая бронь башни имеет значительно больший процент перекрытия (до 68% по сравнению с 45% у предшественника);
- предусмотрена возможность дальнейшей модернизации путём простой замены элементов динамичной защиты на модернизированные варианты;
- переход с «Контакта-5» не требует монтажа дополнительного оборудования.
Защита
Динамическая защита «Реликт», установленная на танке, обеспечивает защиту от кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов, причем модульная система «Реликта» позволяет не только заменять поврежденные элементы, но и со временем переоборудовать защиту танка более современными бронематериалами. На сегодня это, возможно, лучшая в мире система защиты. Как заверяют разработчики системы из ОАО «НИИ стали», в лобовой проекции танк Т-90АМ не может быть поражен ни одним из существующих противотанковых средств.
Башенный модуль танка защищен противоосколочным огнестойким материалом типа кевлар взамен пожароопасного антинейтронного надбоя, улучшилась и система пожаротушения. Для защиты моторно-трансмиссионного отделения танка от кумулятивных боеприпасов были установлены решетчатые экраны.
Таким образом, танк Т-90АМ получил повышенную огневую мощь и усиленную защищенность, стал более подвижным, при этом габариты его остались прежними, а масса составила лишь 48 т, что значительно меньше, чем у немецких и американских аналогов.
Вооружение
Советский образец орудия Д-81ТМ (по индексу ГРАУ — 2А46), произведённый однажды в 1970 году, претерпевал модернизацию значительное количество раз. Модель с маркировкой 2А46М-5 была разработана для танка Т-90АМ. Технические характеристики позволяют установить пушку как на Т-90, так и на прародителя серии — Т-72. Причём перестволение не требует обязательного демонтажа танковой башни.
По сравнению с предшествующими образцами, 2А46М-5 стреляет кучнее на 20%, улучшена точность и жесткость самой конструкции изделия. Кроме того, автомат заряжания уже несёт в себе 22 выстрела. Остальные части боекомплекта размещены как внутри изделия, так и снаружи.
В комплекте «Прорыва» имеется управляемая зенитная установка калибра 7,62 мм. Возможности командира по поиску целей также улучшены и доработаны, благодаря чему целенаведение не вызывает затруднений как в ночное, так и в дневное время суток.
Основные узлы
- Ходовая. Танк Т-90 ввёл такое понятие «Летающий танк», прыгая с 2 м. трамплина, он опускается днищем почти на всю высоту клиренса 49 см и делает второй прыжок не останавливаясь, продолжает движение. Гребёнку проходит на полном ходу. Такую нагрузку на гидравлику и торсионную подвеску, кроме нижнетагильской машины никто не выдержит. В пустыне он легко проходил по слоям пыли 20 см. Преодолевает вертикальную стену высотой 1 м. и легко поднимается вверх под углом 300.
- Корпус. Конструкция корпуса Т-72, габариты по стволу*длина*ширина (9530х6860х3795 мм), высота по уровню башни 2280мм. Предшественник прославился живучестью и передал её на Т-90. Конструкция защищена несколькими ступенями: встроенная динамическая защита (35 лет назад эффективно применялась и навесная, но трагедия в Чеченской войне 1994 г. в том, что солдат отправили в бой без неё). Танк может выдержать десятки попаданий от всех типов иностранных танков, РПГ и ПТУРов и вернуться в строй. Неудачное расположение ствола башни над люком механика-водителя не приносит практического вреда. В случае повреждения гидропривода вертикального наведения (ствол ложится на люк) казённик упрётся в люк башни и освободит место, чтобы водитель быстро покинул танк. Пожар, возникший в башне, воспламенит заряды за 30 секунд (худший вариант, а вообще 15 – 20 мин.), из Т-90 легко выбраться. Это всё из практики боевого Т-72.
- Двигатель. Двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. – это последняя модификация выносливого мотора работающего на дизельном топливе, керосине, бензине (а также подсолнечное масло, спирт и т.д.). Мощности для машины весом 48 т предостаточно, есть резервный запас для утяжеления, если потребуется.
Читайте Боевая единица БМП-3М Драгун – лучшая броня для похода в атаку
Средства связи и наблюдения
Известно, что Т-90АМ имеет башенку с многофункциональным комплексом «Калина», который впервые был заявлен как инновационная разработка для Т-90.
Ключевые детали системы:
- командирский панорамный прицел «Соколиный глаз»;
- автоматизированная система сопровождения цели;
- прицел наводчика «Сосна-У», в комплект которого входит лазерный дальномер и тепловизор;
- комплекс систем управления тактического звена;
- функционал распознавания цели по принципу «свой/чужой»;
- программное обеспечение для взаимодействия боевых единиц в рамках батальона;
- комплекс для управления дымовыми завесами;
- система ориентирования на местности на основе GPS и ГЛОНАСС;
- радиоаппаратура для внутренней связи и внешнего взаимодействия.
Эволюционные скачки
Танк Т-90 поступил на вооружение ещё в 1992 году, как следствие модернизации Т-72. С тех пор боевая машина заслужила уважение как в рядах российской армии, так и за рубежом.
Между тем модернизация Т-90 ни на минуту не останавливалась. Вверх росли как показатели огневой мощи, так и коэффициенты бронирования и мобильности боевой единицы. Исследовательские работы (сокращённо НИОКР) под названием «Прорыв» ставили целью создание универсального образца вооружения, способного броситься в пыл сражения и выйти победителем.
Российские конструкторы давно отказались от подражания западу в части реализации проектов военной техники, так случилось и с танком Т-90АМ. Аналогами изделия могут быть лишь предшественники, которые в чём-то схожи, либо модернизированные версии (по той же причине). Значительные отличия «Прорыва» (Т-90МС) от предшественников были описаны выше — это переоснащённая система наблюдения, вооружения и принципы бронирования.
Второй «Прорыв» (Т-90АС) отличается внешними данными: имеет сварную башню, у которой верхняя часть лобовой брони была значительно усилена.
Т-90АМ «Прорыв-3» также имеет незначительные внешние отличия: разработчики уделили больше внимания бронированию гусениц, удлинив боковые бронелисты, обеспечив защиту подвижных частей. Важным аспектом является установка на «третий прорыв» модели орудия под маркировкой 2А82-1М, у которой износоустойчивость рассчитана на 900 выстрелов. Такой же образец установлен на боевую платформу Т-14 семейства «Армата».
История предшественника
Традиции побеждать заложены в Т-90СМ его предшественником Т-72. С кого же ещё брать пример? А сколько резервистов и добровольцев со всего мира (знающих Т-72 и Т-90) могут помочь России в трудную минуту. Современный «Прорыв» создан на базе проверенного в многочисленных боях танка Т-72. Он победитель ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.), где английские «Чифтен» и «Скорпион», американские М47, М60А1 не составляли ему конкуренции (Ирак приобрёл в СССР 1100 Т-72/М/М1, выигравших все сражения, иранские военные признали в боях полное превосходство наших танков). В Ливане в 1982 г. Израиль получил отпор от Сирии уступив танку Т-72. В результате Ливия, Сирия и Ирак (у иракцев Т-72М1 был назван «Вавилонский лев») получили лицензии и производили эти машины для себя.
Именно преимущество боевых и эксплуатационных характеристик танков производства СССР стало причиной появления у американцев принципиально нового танка М1А1/НА. В «Буре в пустыне» США отреагировало на вторжение иракцев в Кувейт только через полгода, заменив за это время М1/IP на «Абрамсы» (У иракцев для Т-72М1 не было советского снаряда для пробития брони из обеднённого урана, велись ночные танковые бои, т.к. днём небо контролировала американская авиация. В ночных сражениях преимуществом стали тепловизоры, установленные на танках США.). Но продвижение вглубь Ирака американских танков было остановлено у своих границ, из-за большого количества потерь «Абрамсов». Ирак имел опыт противостояния 120 мм английской пушке L11А5, и изготавливал сварной экран для лобовых частей своей машины. А ещё использовалась противопожарная система французского производства и китайский противооптический генератор (аналог «Шторы» имевшейся тогда в СССР).
Т-72 проверен и другими войнами: воевал в Югославии (1991-1995; 1998-2001 гг.), Чечне (1994 – 1995 гг.), Нагорном Карабахе (1991-1994 гг.), Шри-Ланке и Сомали (1997), Южной Осетии (2008 г.), Ливии (2012 г), Судане (2012 г.) и сегодня в Сирии. Всё время боевой опыт анализировался и учитывался конструкторами «Уралвагонзавода» при создании новых модификаций. В 1991 г. создана последняя модификация Т-72БУ, в 1992 г. она появилась в армии как Т-90.
Читайте БТР-90 Росток
Подробнее о «третьем прорыве»
Известно, что танк Т-90АМ «Прорыв-3» после завершения НИОКР был переименован в Т-90М. Боекомплект включает в себя 45 снарядов, часть таковых расположена уже в системе заряжания, а другая — в задней части башни танка. Это обусловлено тем, что изделие предназначено для выполнения задач в условиях города (для этого снаряды располагаются готовыми к подаче в ствол) и на открытой местности.
Помимо упомянутого боезапаса, в комплекте вооружения «третьего прорыва» имеется ракета 9М119М, которая служит для вывода из строя современных танков противника на дальности до 5 километров.
Танк для командиров
Еще во времена СССР УКБТМ получило задание разработать на базе «Объекта 188» его командирский вариант, который должен был обеспечивать управление подчиненными подразделениями в ходе боевых действий как днем, так и ночью, а также связь с вышестоящими командирами.
Танк получил наименование Т-90К (командирский) и оснащался специальным оборудованием — коротковолновой радиостанцией Р-163-50К («Арбалет-50К»), танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3, телескопической мачтой антенн, артиллерийской буссолью ПАБ-2М и электроагрегатом АБ-1-П мощностью 1 кВт, служащим для обеспечения электропитания аппаратуры во время стоянки, при выключенном двигателе танка. С 11-метровой мачтовой антенной коротковолновая радиостанция Р-163-50К обеспечивает устойчивую связь на дальности до 350 км.
Несмотря на то, что на командирской машине пришлось установить значительное количество дополнительных блоков системы управления огнем и средств связи, боевые характеристики Т-90К удалось сохранить на уровне линейного Т-90.
ТТХ
Следует упомянуть о тактико-технических характеристиках Т-90АМ. Боевая машина имеет массу 48 тонн, расчёт состоит из трёх человек: наводчик, механик-водитель и связист.
Оба упомянутые орудия (2А46М-5 и 2А82-1М), монтируемые на модели изделия, являются гладкоствольными и имеют калибр 125 мм. Дальность стрельбы, производимая подкалиберными бронебойными снарядами, достигает 3 км. Если же производится атака противотанковой управляемой ракетой (вышеупомянутая 9М119М), то цель может быть поражена на расстоянии 5 км.
А также установлено дополнительное вооружение «Рефлекс-М», предназначенное для борьбы с дотами, вражескими танками и вертолётами.
Танк способен развить скорость до 70 км/ч по шоссе и примерно 45 км/ч по пересечённой местности.
«Рефлекс-М»
Согласно индексу ГРАУ, изделие имеет маркировку 9М119М. НАТО также присвоили свою классификацию — AT-11 Sniper. Снаряд представляет собой ракету на твёрдом топливе.
Боевая часть снаряда «Инвар» или «Инвар-М» является кумулятивной. Внутри боевой части содержатся два заряда: основой и лидирующий. Принцип действия таков: сначала уничтожается элемент динамической защиты, выставленный на пути между бронёй сооружения противника и летящим снарядом, затем происходит непосредственно пробитие брони.
Изделие «Инвар» принято на вооружение в 1992 г., а «Инвар-М» — в 1990 г. Существует также версия для поражения живой силы противника — с термобарическим эффектом.
Состав «Рефлекс-М» следующий:
- Два выстрела противотанковой управляемой ракеты «Инвар» или «Инвар-М» для гладкоствольного орудия калибром 125 мм (под термином «выстрел» в армии подразумевается сам снаряд).
- Статический преобразователь напряжения под маркировкой 9С831.
- Аппарат наведения со встроенным дальномером «Иртыш», в составе которого имеется информационный блок.
- Блок автоматики 9С517-1С, который отвечает за сбор сведений о контролируемой боевой единице, предназначенных для выполнения поставленных боевых задач.
Танки
ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.
ИС-3 — советский тяжелый танк (Объект 703). Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.
Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.
Тяжелый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.
ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.
Основные требования предъявлялись к повышению защищенности. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, «обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков «Тигр» и «Пантера» со всех дистанций». Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.
С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 («Кировец-1»). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ «Шершень» и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.
В итогах отчета по испытаниям было сказано: «Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете».
ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.
При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный «щучий» нос.
На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжелый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.
Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении «по-походному» и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.
ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.
Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Курсовой и кормовой пулеметы отсутствовали.
Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.
Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.
30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.
20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 («Объект 703») № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.
ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.
К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.
Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе — сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.
Характеристики:
- Тяжелый танк прорыва.
- Боевая масса, т: 49;
- Компоновочная схема: классическая;
- Экипаж, чел.: 4;
- Разработчик: КБ ЧТЗ;
- Годы производства: 1945-1946;
- Годы эксплуатации: 1945-1969;
- Количество выпущенных, шт.: 1555;
- Длина корпуса, мм: 6900;
- Длина с пушкой вперед, мм; 9850;
- Ширина корпуса, мм: 3150;
- Высота, мм: 2450;
- Клиренс, мм: 450;
- Тип брони: Стальная литая и катаная. Лоб корпуса (верх), мм/град. — 110 / 72°. Лоб корпуса (середина), мм/град. — 110 / 55°+43° (Двойной наклон). Лоб корпуса (низ), мм/град. — 110 / 63°. Борт корпуса (верх), мм/град. — 90 /60° + 30 / 30°. Борт корпуса (низ), мм/град. — 90 / 0..60°. Корма корпуса (верх), мм/град. — 60 / 48°. Корма корпуса (низ), мм/град. — 60 / 41°. Днище, мм — 20. Крыша корпуса, мм — 20. Лоб башни, мм/град. — 250. Маска орудия, мм/град. — 250. Борт башни, мм/град. — 110…220 / 0…60°. Корма башни, мм/град. — 110…220 / 0…60°. Крыша башни, мм — 20 / 82…90°.
- Калибр и марка пушки: 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.;
- Тип пушки: нарезная танковая пушка;
- Длина ствола, калибров: 48;
- Боекомплект пушки: 28;
- Углы ВН, град.: -3…+20°;
- Углы ГН, град.: 360°;
- Дальность стрельбы, км: около 15;
- Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень;
- Пулеметы: 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ;
- Тип двигателя: В-11-ИС3;
- Мощность двигателя, л. с.: 520;
- Скорость по шоссе, км/ч: 40;
- Скорость по пересеченной местности, км/ч: 16 по целине;
- Запас хода по шоссе, км: 315;
- Запас хода по пересеченной местности, км: 150 по целине;
- Удельная мощность, л. с./т: 11,2;
- Тип подвески: индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,85…0,87;
- Преодолеваемый подъем, град.: 32;
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0;
- Преодолеваемый ров, м: 2,5;
- Преодолеваемый брод, м: 1,4.
В армии
Танк Т-90АМ представляет собой инновацию отечественной оборонной промышленности. Служит очередным доказательством того, что военная конструкторская мысль не стоит на месте и модернизация ранее реализованных проектов не прекращается ни на минуту.
Нет точных сведений о том, какое количество Т-90АМ в российской армии пребывает на данный момент (эти сведения как минимум секретны). Однако встречаются упоминания, о том, что заказано определённое количество «третьих прорывов», то есть Т-90М. И это логично! Глупо использовать условно не доработанную версию Т-90АМ в российской армии, если уже существует передовой образец.
В начале пути
История Т-90 началась в середине 80-х годов — еще при «великом и нерушимом» Советском Союзе. Тогда в Министерстве обороны (МО) и в Министерстве оборонной промышленности (МОП) СССР возобладала вполне здравая мысль о необходимости разработки единого для всей Советской Армии перспективного основного танка. С принятием его на вооружение должен был завершиться чрезвычайно самобытный период советского танкостроения, когда заводы вели параллельный выпуск двух-трех типов основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80. Они были близки по боевым характеристикам, но существенно различались по конструкции, что крайне осложняло процесс их эксплуатации в войсках из-за разунификации танкового парка.
В соответствии с вышедшим 7 февраля 1986 года Правительственным постановлением «О мерах по созданию нового танка», базой для него должен был послужить харьковский Т-80УД. Это была усовершенствованная «восьмидесятка» с компактным двухтактным дизельным двигателем 6ТД вместо дорогого и прожорливого газотурбинного ГТД-1000. Постепенно Т-80УД вытеснил бы в войсках танки других типов. Предполагалось, что «изюминкой» перспективной машины будет только входившая тогда в моду компьютеризированная система управления частями и подразделениями, доведенная вплоть до отдельного танка.
Однако, пока перспективный танк являлся всего лишь «журавлем в небе», встал вопрос о том, что же делать с «синицами в руках» — многочисленными имеющимися в войсках основными танками, боевые характеристики которых уже не соответствовали требованиям времени. В первую очередь это относилось к Т-72 ранних модификаций. Не секрет, что данный танк представлял собой вариант боевой машины на мобилизационный период, и его конструкция была максимально упрощена для массового производства и эксплуатации слабо подготовленным личным составом. Отчасти поэтому «семьдесятдвойки» широко поставлялись за рубеж в ближневосточные и африканские страны, а лицензии на их производство были проданы союзникам по Варшавскому Договору — Польше и Чехословакии.
Основным недостатком Т-72 считался его примитивный, хотя и надежный прицельный комплекс 1А40, который уже не обеспечивал ведение эффективного огня, требовавшегося от современных танков. Дело в том, что комплекс 1А40 хотя и измерял дальность до цели и определял углы бокового упреждения (для движущейся цели), однако введение поправок в угол прицеливания на: отклонение температуры окружающего воздуха, температуры заряда, атмосферного давления от нормальных, а также на падение начальной скорости снаряда в результате износа канала ствола пушки нужно было вводить только вручную перед началом ведения огня. В инструкции ввод поправок описывался так: «Командир танка при наличии информации (!) определяет поправки по номограммам, расположенным справа на щитке пушки, и передает результирующее значение наводчику». Т.е. практически «от руки на глаз».
Требовалось «подтянуть» характеристики «семьдесятдвоек» до уровня не ниже Т-80У и, в первую очередь, повысить огневую мощь. Надо сказать, что подобные мероприятия советской оборонной промышленностью уже проводились. В начале 80-х годов похожая программа по повышению эффективности ведения огня и защищенности была реализована для средних танков Т-55. В результате появилась модификация Т-55АМ, боевая эффективность которой соответствовала уровню ранних Т-64 и Т-72. Для этого на Т-55АМ устанавливали новый прицел, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, часть машин получала комплекс управляемого вооружения «Бастион».
19 июля 1986 года вышло Постановление Совета Министров СССР, которым Уральское КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) поручались работы по теме «Совершенствование Т-72Б», а проще говоря — доведение его до уровня более совершенных советских танков Т-80У и Т-80УД. Начало работ по этому постановлению совпало со сменой руководства УКБТМ — главный конструктор В.Н. Венедиктов, почти два десятка лет возглавлявший КБ после Л.Н. Карцева, ушел на пенсию, а на его место был назначен В.И. Поткин.
Т-72Б — усовершенствованная советская модификация «семьдесят двойки», предшественник нового Т-90 — в музее Уралвагонзавода
Для увеличения огневой мощи Т-72Б необходимо было оснастить его современной, эффективной системой управления огнем (СУО). Для ускорения работ, сокращения стоимости модернизации и повышения степени унификации отечественных танков конструкторы УКБТМ решили использовать для модернизированной «семьдесятдвойки» комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш», уже отработанный на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72 (механизм заряжания Т-80 существенно отличался от автомата заряжания Т-72, в первом снаряды располагались горизонтально, а заряды вертикально, во втором — и тот и другой — горизонтально). Доработанный комплекс управления огнем получил обозначение 1А45Т.
В январе 1989 года опытный вариант модернизированного Т-72, получивший внутренний индекс «Объект 188», вышел на этап государственных испытаний. В различных же официальных документах и внешней переписке машина упоминалась сначала как Т-72БМ (модернизированный), а позже как Т-72БУ (усовершенствованный) — по всей вероятности, слово «модернизированный» звучало для руководства УВЗ слишком просто.
В СССР к испытаниям новой боевой техники подходили очень серьезно. Так, в 70-х годах для испытаний различных типов танков устраивались пробеги протяженностью до 10 тыс. км по различным регионам СССР. Танкисты и конструкторы шутливо называли их «звездные пробеги». Подобного широкомасштабного мероприятия во времена горбачевской перестройки устроить было уже невозможно, но тем не менее четыре опытных образца «Объект 188» испытывались около года в различных климатических условиях, в том числе на полигонах Уралвагонзавода в Сибири, а также в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях.
Доработанные по результатам испытаний машины еще раз прогнали по полигонам, а в конце, для определения уровня защищенности, одна машина была расстреляна. По воспоминаниям участника этих испытаний А.Бахметова, сначала под одну из гусениц был заложен фугас, соответствующий наиболее мощным противотанковым минам иностранных государств, но после взрыва машину удалось привести в работоспособное состояние силами экипажа за нормативное время, затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем били по «слабым» местам.
После завершения всей программы испытаний, 27 марта 1991 года, совместным решением МО и МОП СССР «Объект 188» был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии. Однако спустя всего полгода не стало ни Советской Армии, ни самого Советского Союза, и перспективы серийного производства усовершенствованного Т-72Б стали весьма туманными. Тем не менее, несмотря на тяжелейшее положение в экономике, руководству Уралвагонзавода и УКБТМ удалось пробить решение о принятии усовершенствованного Т-72 на вооружение уже Российской Армии. В ходе этой борьбы за производство, чтобы подчеркнуть «российскость» танка и отмежеваться от эпохи «застойного» СССР, возникла мысль изменить наименование танка с тривиального улучшенно-модернизационного Т-72БУ на что-то более звучное и оригинальное. Первоначально было предложено наименование Т-88 (очевидно, по аналогии с объектовым индексом 188). Но судьба распорядилась иначе.
За рубежом
В июле 2022 года всплыла информация, что практически «космические» технологии, воплощённые в Т-90М, не остались без внимания мировой прессы и правительств других стран.
Был заключен договор с Ираком, на первых этапах реализации которого планируется экспорт в эту страну 73 единиц Т-90МС. Успешность сделки обусловлена не только высокой эффективностью новой боевой единицы, но и растущей военной угрозой на Ближнем Востоке. На новый танк обратила внимание и Саудовская Аравия.
Модель Т-90 производится и в Индии по российской лицензии. Известно, что около 70% индийского вооружения произведено в России.
Договорённость на поставку 100 единиц Т-90 в Азербайджан практически выполнена. Ранее более 120 образцов этой же модели экспортированы в Алжир.
Коммерческий проект в судьбе Т-90
С 1992 г. производство нижнетагильского уникального танка стало под угрозой. Военный атташе в России 28.06.1993. передал секретную информацию в ЦРУ, что лучший танк в мире по дальности стрельбы и защищённости Т-90 не будет выпускаться минимум 10 лет. И если бы не усилия главного конструктора Владимира Ивановича Поткина так бы и произошло. Выходом из ситуации (отсутствие финансирования) стал коммерческий проект Т-90. Это давало возможность вовремя получить его для Армии России. В.И. Поткин лично проводил переговоры с представителями Индии. После неудачной попытки самостоятельно разработать новый танк для гористой местности индийцы рассмотрели предложения других стран.
В 1999 г. после долгих переговоров представители «Уралвагонзавода» согласились на невыгодную цену, стоимости контракта хватало только на заработную плату и переоборудование производства для нового танка. Но ещё нужно было пройти испытания, чтобы убедиться в преимуществах именно российского образца. В пустыне Тар и горах Аравалли (штат Индии Раджастхан) прошли испытания Т-90С. Индийские испытатели составили максимальную программу, чтобы ломалось всё, что только можно. Удивлением для них стало, как в полевых условиях в течение нескольких часов русские механики произвели ремонт двигателя.
Мировой рынок
По версии западного печатного издания под названием The National Interest, новая боевая машина вошла в пятёрку лучших танков мира.
Примерно 27% общемирового рынка завоёвано оружием российского производства. Это почётное второе место (первое всё ж принадлежит США). В течение последних лет доход от экспорта отечественных образцов вооружения держится в пределах 15 миллиардов долларов. К сожалению, весьма затруднительно вычислить, какая доля из указанной суммы принадлежит уральскому заводу, но стоит отметить, что стоимость экспортной модели Т-90МС составляет примерно 4 миллиона долларов США. Для сравнения, самый передовой французский танк AMX-56 Leclerc считается весьма дорогостоящим (около 12 миллионов долларов США).
Даже украинские новости о бронетанковом заводе в городе Львове в средствах массовой информации сопровождают иллюстрациями российского танка Т-90АМ.
Т-90М: танк поколения 3++
При своей высокой боевой эффективности, неприхотливости в эксплуатации и других выдающихся качествах основной российский танк Т-90 – детище 1980-х годов, и за это время и танкостроение, и военная наука продвинулись вперед. Чтобы соответствовать современным тенденциям, российским танковым войскам нужна была новая, более совершенная машина. Для экономии времени и средств было решено провести модернизацию проверенного Т-90.
Опытно-конструкторская работа шла под шифром «Прорыв», и это название закрепилось за серийной машиной. Первое соглашение о поставках Т-90М «Прорыв» военным было подписано на форуме «Армия-2017». Новая машина разработки УКБТМ с апреля 2022 года поступает в танковые войска российской армии. Согласно заключенным договоренностям Уралвагонзавод проводит капитальный ремонт танков семейства Т-90 выпуска 1990-х и 2000-х годов с модернизацией их до уровня Т-90М, а также создает полностью новые машины этой модификации. В июне 2022 года танк впервые прошел по Красной площади на параде Победы.
Т-90М получил принципиально новый башенный модуль, отличающийся от серийных в прошлых версиях. Мощная 125-миллиметровая танковая пушка обеспечивает применение новых боеприпасов высокой эффективности. Например, для поражения тяжелобронированных целей новый «девяностый» может стрелять бронебойными подкалиберными боеприпасами. А управляемая ракета 9М119М разработки тульского КБ приборостроения способна поражать не только танки с современной динамической защитой, но и низколетящие цели, в том числе вертолеты. Для борьбы с живой силой, например с противотанковыми гранатометчиками, в арсенале «Прорыва» есть осколочно-фугасные снаряды дистанционного подрыва. Атаковать противника танк способен на дистанции до 5 км, в том числе и на ходу.
«Глазами» Т-90М служит многоканальный прицел с тепловизионным, телевизионным, визирным и дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Новейшие электронные устройства обеспечивают всесуточное применение. На месте командира есть восемь триплексов и система видеонаблюдения, обеспечивающие полный обзор.
Не только средства нападения, но и средства защиты были обновлены в новом танке. Кроме обычной брони, Т-90М окружен толстым слоем динамической защиты. Корма и башня защищены от ручных гранатометов противокумулятивными решетчатыми экранами. Комплекс активной защиты готов автоматически выбросить аэрозольные гранаты, спрятав танк от систем наведения противника за облаком плотного дыма.
За маневренность и «прорывную» скорость танка отвечает дизельный двигатель мощностью 1130 л.с. Он достаточно экономичен и обеспечивает боевой машине хороший запас хода.
В «Прорыве» появилось множество маленьких новшеств: камера заднего вида, кондиционер, кресла с регулировкой, броня с антискользящим покрытием. Все это по уровню комфорта роднит Т-90М с российским танком последнего поколения Т-14 «Армата». Одна из важных особенностей модернизированного танка – возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. То есть и здесь Т-90М приближается к новому поколению танков, готовых для участия в сетецентрических войнах. До принятия на вооружение и старта массовых поставок «Арматы» именно Т-90М будет оставаться самым современным танком российской армии.