Советская амфибия МАВ ГАЗ-46: рождение в муках


ГАЗ-46 МАВ амфибия 1953 г.

Технические характеристики

Оснащение НАМИ-011

Конец 1950-ых и середина 1960-ых годов, были планами руководства на конвейерном заводе по производству трех генераций грузовых машин, которые были унифицированы между собой. В качестве базового, было принято считать новенький автомобиль ГАЗ 52, который стал преемником грузовика ГАЗ 51А, где тоже была формула колес 4х2, а грузоподъемность составляла 2 500 килограмм. Когда создавали автомобиль, то старались учитывать, что главнейшей областью применения грузовика, будет городские перевозки и эксплуатация в сельской местности. Учитывая данные моменты, конструктивные особенности автомобиля должны были обеспечивать неплохую маневренность и довольно хорошую проходимость вместе с плавностью хода, ведь асфальтированные дороги можно было встретить довольно редко.

фотография ГАЗ-46

ГАЗ-46


амфибия
— это советский плавающий автомобиль, который выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1953 года. В Советской Армии данный автомобиль получил обозначение «
МАВ
» — малый автомобиль водоплавающий. Основным предназначением данного автомобиля было обеспечение действий подразделений разведки, а также проведение инженерных работ на водоемах. Опыт закончившейся Второй мировой войны продемонстрировал сильные и слабые стороны различной советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Так в армии не было отечественных плавающих автомобилей. В то же время полученные по программе ленд-лиза полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили советским войскам форсирование рек Восточной Европы на заключительном этапе войны. Вполне естественно, что данная боевая техника была взята военными на заметку и уже после завершения конфликта ее включили в перспективный план перевооружения наряду с другими образцами. В СССР началось проектирование как легковых, так и грузовых плавающих автомобилей.

В первую очередь советских военных интересовал легкий командирский автомобиль, который смог бы форсировать различные водные преграды и передвигаться в одной группе с бронемашинами. Грузовой 6-колесный DUKW стал первым прототипом для ЗИС-485 — большого автомобиля водоплавающего (БАВ), а аналогом плавающего джипа Ford GPA в СССР со временем стал ГАЗ 46 МАВ

— малый автомобиль водоплавающий.

фотография ГАЗ-46

Сразу после завершения Второй мировой войны в московском Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) были инициированы работы по созданию плавающего автомобиля, построенного на базе узлов и механизмов хорошо освоенного советской промышленностью полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Новую амфибию

было решено разрабатывать с оглядкой на американские плавающие внедорожники Ford GPA, которые начали поступать в американскую армию в 1942 году. При этом московские инженеры из НАМИ решили творчески переработать американскую идею. 22 июля 1948 года Инженерный комитет ВС СССР утвердил окончательные тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю, который получил название НАМИ-011 и военное обозначение МАВ. Автомобиль был предназначен для перевозки по суше и переправе через различные водные преграды небольших разведывательных и других групп, буксировки по водной поверхности легких катеров или других легких прицепов, понтонов и иных плавсредств, используемых инженерными частями Советской Армии.

фотография ГАЗ-46

При этом в создании такой машины была одна загвоздка. Дело было в том, что сконструированный еще в годы войны внедорожник ГАЗ-67 устаревал, ему на смену готовился прийти новый автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. Несмотря на это в конце апреля 1949 года опытные образцы плавающего автомобиля НАМИ-011 уже были построены, а в мае того же года прошли серию заводских испытаний. Вскоре, летом 1949 года, последовали полигонные испытания новинки, а осенью — межведомственные, которые прошли в окрестностях Ленинграда. Все испытания прошли достаточно успешно. Настолько успешно, что после их завершения создателей плавающего автомобиля НАМИ-011 наградили Сталинской премией 3-й степени «За работу в области машиностроения».

фотография ГАЗ-46 вид сзади

Позднее один из опытных образцов автомобиля НАМИ-011 вместе со всей имеющаяся техдокументацией на автомобиль был передан на ГАЗ. Именно в Горьком после, казалось бы, незначительной доводки конструкции предстояло наладить серийное производство амфибии. При этом помимо устаревшей конструкции самого автомобиля ГАЗ-67 существовала еще одна проблема. Все дело в том, что инженеры НАМИ со своей задачей справились, однако их плавающий автомобиль был сделан в буквальном смысле «на коленке». Полученные из Москвы чертежи автомобиля имели нестыковки, что было вполне нормально для опытного производства, но абсолютно неприемлемо для серийного. В то же время не выполнить постановление правительства в то время было очень опасно, и на ГАЗе была создана отдельная группа, которую возглавил В. А. Крещук. Эта группа занялась отработкой техдокументации и исправлением ошибок, допущенных НАМИ. При этом в Горьком еще в 1944 году, когда на предприятии рассматривалась возможность создания собственной амфибии на базе ГАЗ-67, пришли к выводу, что такая идея абсолютно бесперспективна. Запуск автомобиля в серию при массовом производстве требовал достаточно много значительных технологических изменений, которые в НАМИ при постройке опытных образцов удалось преодолеть разными непригодными для серийного выпуска способами. В то же время на ГАЗе ставку изначально делали на «шестьдесят девятый», в котором с самого начала была учтена возможность будущей переделки в плавающий вариант.

фотография ГАЗ-46

Логичнее и дешевле было бы просто отвергнуть вариант, созданный НАМИ. Но только не в СССР. Проигнорировать прямое указание правительства и отказаться от конструкции машины, которая получила Сталинскую премию, было немыслимо. Поэтому осенью 1950 года ГАЗ-011 (он же НАМИ-011)

был готов для того, чтобы встать на конвейер в Горьком. При этом на предприятии параллельно велись работы под руководством конструкторов А. А. Смолина и Г. М. Вассермана над созданием амфибии на базе агрегатов внедорожника ГАЗ-69, которая получила новое обозначение ГАЗ-46. И по плавающему автомобилю ГАЗ-011, и по ГАЗ-46 работы на заводе велись достаточно основательно. Андрей Липгарт главный конструктор предприятия рассчитывал на то, что амфибии ГАЗ-011 и ГАЗ-46 выйдут на испытания одновременно, и заказчик сможет выбрать более новую конструкцию.

В 1951 году Инженерным комитетом ВС СССР были проведены контрольные испытания доработанного группой В. А. Крещука автомобиля ГАЗ-011. Амфибия в итоге оказалась неплохой. Конструкторы существенно уменьшили ее вес, повысили скорость хода и улучшили надежность. Военные ГАЗ-011 также одобрили. В результате этого сложилась ситуация, когда отказаться от выпуска амфибии на базе внедорожника ГАЗ-67 завод уже не мог, однако и выпускать его также не было никакой возможности, особенно в условиях развертывания производства более современного ГАЗ-69. Начать серийное производство амфибии ГАЗ-46, раз его конкурент настолько понравился военным, тоже было довольно затруднительно. Вся эта неразбериха с двумя параллельными проектами продолжалась до тех пор, пока в 1952 году лично конструктором Крещуком на имя товарища Сталина секретной почтой не было отправлено письмо, в котором рассказывалось о ситуации с плавающими автомобилями на заводе.

фотография НАМИ-011 или ГАЗ-011

Реакция на это письмо не заставила себя долго ждать, на предприятии «полетели шапки», хорошо еще никого не посадили, но многих чиновников и конструкторов завода и разнообразных ведомств понизили в должности. Также постановление Совмина от 14 марта 1951 года за номером 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам плавающего автомобиля «НАМИ-011» было отменено. А в Горьком решили собирать ГАЗ-46. При этом план производства ГАЗ-011 в 1953 году на заводе выполнили на 100%, всего было произведено 68 экземпляров данного автомобиля. После чего ему на смену пришел новый автомобиль ГАЗ-46.

Советская амфибия МАВ ГАЗ-46: рождение в муках

В 1953 году в СССР появилась очень любопытная машина. По суше она могла проехать как угодно и где угодно. На воде развивала скорость 4 узла (8 км/ч). Был даже проект амфибии с подводными крыльями на ее основе. Ее рождение было связано с громким скандалом и увольнением многих чиновников. А под Минском, уже в наши дни, был восстановлен и усовершенствован этот автомобиль. У нас в гостях – МАВ ГАЗ-46.


Ford GPA

В течение Второй мировой войны Канада, Англия и США посылали в СССР большое количество военного снаряжения, в том числе плавающие внедорожники Ford GPA и грузовики DUKW (6×6). Эти машины применялись для перевозки людей, техники и грузов через многие реки Восточной Европы во время наступления на Германию. После окончания войны Советский Союз решил создать две подобные машины. Так и появился МАВ ГАЗ-46 — аналог Ford GPA, и ЗИЛ-485 — аналог DUKW. Сегодня речь пойдет про МАВ.


МАВ ГАЗ-46

Аббревиатура переводится как «малый автомобиль водоплавающий». Автомобиль предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде. Его путь на конвейер был очень тернист


БАВ (большой автомобиль водоплавающий) ЗИЛ-485 – советская амфибия на базе грузовика ЗиЛ. Была способна перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза, в том числе автомобили, артиллерийские орудия. Для облегчения погрузки задний борт сделан откидным. Имеется лебёдка и колейные трапы.

Сразу после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались работы по проектированию плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Новую амфибию решили создавать с оглядкой на американские водоплавающие внедорожники Ford GPA, которые поступали в американскую армию в 1942 году. Нужно было творчески переработать американскую идею.

22 июля 1948 года Инженерный комитет Вооруженных Сил утвердил тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю, который получил наименование НАМИ-011 и военное МАВ. Машина предназначалась для перевозки по суше и переправе через водные преграды мелких разведывательных и других групп, буксировки по воде лёгких катеров или иных лёгких прицепов, понтонов и прочих плавучих средств, применяемых инженерными частями.


Советский внедорожник ГАЗ-67 вдоволь навоевался на фронтах Великой Отечественной войны. Производился с 1943 по 1953 год.

Но в деле была одна загвоздка. Дело в том, что сконструированный в годы войны ГАЗ-67 устаревал и на смену ему готовился прийти ГАЗ-69. Тем не менее в конце апреля 1949 года опытные образцы НАМИ-011 были уже построены, а в мае прошли заводские испытания. Вскоре, летом, последовали полигонные испытания, а осенью — межведомственные в окрестностях Ленинграда. Все прошло успешно. Настолько успешно, что после завершения испытаний создатели НАМИ-011 были удостоены Сталинской премии 3-й степени «За работу в области машиностроения».


НАМИ-011 – не самый удачный первоначальный вариант малого автомобиля «водоплавающего»

Затем один из опытных образцов НАМИ-011 и вся имеющаяся техническая документация на машину были переданы на ГАЗ, которому, после вроде бы незначительной доводки конструкции, предстояло освоить серийное производство. Однако помимо устаревшей конструкции 67-го была еще одна проблема. Дело в том, что в НАМИ со своей задачей справились, но автомобиль был сделан буквально «на коленке». Полученные из НАМИ чертежи имели нестыковки, что нормально для опытного производства, но неприемлемо для серийного.

ГАЗ-46 – герой фильма «Измена по-словацки»

Не выполнить постановление правительства было в то время очень опасно, и на ГАЗе создали отдельную группу под руководством В.А.Крещука, которая занималась отработкой технической документации и исправлением ошибок НАМИ. При этом ГАЗ еще в 1944 году, когда на заводе рассматривалась возможность создания амфибии на базе ГАЗ-67, пришел к выводу, что идея совершенно бесперспективна. Запуск в серию при массовом производстве требовал слишком много серьёзных технологических изменений, которые в НАМИ при создании опытных образцов были преодолены различными, непригодными для серийного производства способами. Газовцы изначально делали ставку на «шестьдесят девятый», в котором изначально была учтена возможность переделки автомобиля в амфибию. И каким это образом заводу выпускать модель из старых узлов и агрегатов ГАЗ-67, который вот-вот должен смениться 69-м? Приходилось бы выпускать устаревшие детали параллельно с новыми…

Логичнее и дешевле вариант, разработанный НАМИ, было попросту отвергнуть. Но не в Советской стране. Как можно было проигнорировать указание правительства? Отказаться от конструкции, получившей Сталинскую премию? Это было смерти подобно…


НАМИ-011 и ГАЗ-46. Более длинный автомобиль – ГАЗ. Это две очень похожие друг на друга амфибии. Но у одного из них не было никаких перспектив…

Поэтому осенью 1950 года ГАЗ-011 (он же НАМИ-011) был уже готов для постановки на конвейер. При этом на заводе параллельно велись работы под руководством конструкторов Г.М.Вассермана и А.А.Смолина над амфибией на базе агрегатов ГАЗ-69, которая получила индекс ГАЗ-46. И по ГАЗ-011, и по ГАЗ-46 работы велись основательно. Главный конструктор завода, Андрей Липгарт, рассчитывал, что ГАЗ-011 и ГАЗ-46 выйдут на испытания одновременно, и заказчик выберет более новую конструкцию.

В 1951 году Инженерным Комитетом армии проведены контрольные испытания доработанного группой В.А.Крещука ГАЗ-011. Машина в итоге оказалась неплохой. Конструкторы значительно уменьшили вес, повысили скорость и улучшили надежность. Военные 011-й одобрили. Сложилась такая ситуация: отказаться от выпуска амфибии на базе ГАЗ-67 завод не мог, но и выпускать его также не было никакой возможности. Начать производство ГАЗ-46, раз его конкурент так понравился военным, тоже было затруднительно. Вся эта неразбериха продолжалась пока в 1952 году на имя товарища Сталина секретной почтой не ушло письмо конструктора Крещука о ситуации с амфибиями на заводе, в результате которого полетели шапки… Хорошо, что никого не посадили и не расстреляли, но многих конструкторов и чиновников завода и различных ведомств понизили в должности. Постановлением Совмина от 14 марта 1951 года N 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам «НАМИ-011» было отменено.

Постановление Совета Министров СССР N 2286-866сс, от 15 мая 1952 года: «… а) По вине Министерства автомобильной и тракторной промышленности (тт. Хламова и Гарбузова) плавающий автомобиль ГАЗ-67, разработанный НАМИ, был передан в 1950 г. для производства ГАЗу с наличием серьёзных недостатков и без отработанной технической документации; б) По вине МАТП (т. Хламова) и Военного Министерства СССР (тт. Богданова, Галицкого и Дацюка) конструкторы НАМИ тт. Шишкин, Архаров, Горанов и другие неправильно получили Сталинскую премию за недоработанную конструкцию плавающего автомобиля».

В итоге было решено производить ГАЗ-46. План выпуска 011 в 1953 году завод выполнил на 100%, изготовив 68 экземпляров амфибий. После этого ему на смену пришел ГАЗ-46.

Кстати! В Беларуси есть один сохранившийся экземпляр ГАЗ-011, его можно найти в детском техническом под Слуцком, о котором мы как-то писали.

Итак, что было интересного в 46-м? Корпус МАВ ГАЗ-46 стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре, запасные колеса уложены горизонтально на задней верхней площадке. Водитель и командир имеют отдельные сиденья, позади них расположена трехместная скамья. Ветровой щиток может складываться на капот, при необходимости над отделением экипажа может подниматься брезентовый тент. По воде машина передвигается с помощью одного трехлопастного гребного винта, установленного сзади на корпусе и приводимого от главного двигателя; перед входом в воду поднимается волноотбойный экран спереди, чтобы закрыть двигатель и отделение экипажа от попадания воды (и предотвратить «зарывание» носа в воду).

С ГАЗ-46 проводили довольно интересные эксперименты по установке его на подводные крылья для приданию ему большей скорости передвижения на воде. Однако, работы в этом направлении были свернуты, поскольку время, затрачиваемое на монтаж подводных крыльев значительно превышало выигрыш в скорости преодоления водных преград.

ГАЗ-46 оснащался 4-цилиндровым двигателем 2.1 литра (52 л.с.), таким же, как и в ГАЗ-М20 Победа. С ГАЗ-69 была унифицирована трансмиссия и подвеска колес. Двигатель соединялся с ручной 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Что такое ГАЗ-69 – мы уже рассказывали.

Что любопытно, у амфибии были колеса особой конструкции, позволяющие для улучшения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания внутрь воды. На щитке приборов имелись тахометр и …сигнальная лампочка появления воды в трюме!

Производство ГАЗ-46 продолжалось до 1958 года. Выпуск базовой машины ГАЗ-69 переместилось на УАЗ, поэтому предполагалось развернуть там и выпуск ГАЗ-46. Но в Ульяновске в то время не было возможности производства ГАЗ-46. Да и у военных особенной потребности в этом автомобиле не было, что и послужило причиной к прекращению производства. По непроверенной информации было выпущено не более 654 экземпляров. Так что сегодня это очень редкая и эксклюзивная машина.

Кстати, в Беларуси частное научно-производственное предприятие «ПроКарИнжиниринг» в 2000-х гг. усовершенствовало ГАЗ-46. Машина была сконструирована чуть ли не заново. Предприятие существует сегодня и продолжает делать интересные проекты. О них мы неоднократно писали («Как узаконить «переделку» автомобиля. История легализации одного тюнинг-проекта», «Мечта партизана, или Как доработать лучшее», «ЗИЛ-157: вторая жизнь для легенды»).

Об усовершенствовании белорусами ГАЗ-46 более подробно можно почитать в выпускавшемся ранее нашей редакцией журнале «АБС». Интересный белорусский проект мелькал и в российской прессе.

Мнение владельца ГАЗ-46

После покупки машины (ее чудом удалось найти), ремонт с перерывами занял долгих 6 лет. Самые большие трудности возникли с родственниками (моими), которые ходили и смеялись, приговаривая, какое чудовище я приобрел и сколько денег потратил впустую.

Выпуск ГАЗ-46 был не востребован войсками из-за технического несовершенства и острой надобности в данной модели у военных тоже не было, ее серийное производство было закрыто. Оставшиеся амфибии в военных частях доживали свой век, ржавея на задворках. Выкупить в то время гражданским лицам такую технику было невозможно, лишь единичным экземплярам доставались документы.

Разобрал все, что осталось не разобранным, и начал восстанавливать по чертежам. Сначала переварил кузов. Покрасил, начал собирать ходовую. Двигатель взял от ГАЗ-24, т.к. родной от Победы вставлять не захотел. По моему мнению, он слабоват для 2,5-тонной машины. А 24-й вполне справляется, но в процессе эксплуатации выяснилось, что конструктивные особенности таковы, что охлаждение происходит с большим трудом, потому что двигатель находится в трюме. В планах — дизельный движок.

3-ступенчатая КПП, раздатка и винт оригинальные. Мосты родные, но в планах заменить их на военные для лучшей проходимости, т.к. нет блокировки. Оригинальных колес найти не удалось, так как они были разборные для удобства вулканизации в полевых условиях. Поэтому поставил от УАЗа. В общем, собирал я ее долго и трудно, рассказать все невозможно. Самое интересное, что ездить на ней по дорогам города практически невозможно — не дают проходу любопытствующие, только после 12 ночи, когда улицы пусты. А плавать я с детства боюсь. Тем более на машине…

Юрий ГЛАДЧУК Фото из открытых источников ABW.BY

Описание конструкции

Плавучесть МАВ

обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Это был корпус понтонного типа, в котором не было дверей. Корпус плавающего автомобиля внутри был разделен вертикальными поперечными перегородками на 3 отсека: носовой, средний и кормовой. В носовом отсеке автомобиля находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Средний отсек представлял собой кабину экипажа и пассажиров, а в задней части располагалось багажное отделение. На носу плавающего автомобиля находился перекидной волноотбойный щиток, который поднимается экипажем перед входом автомобиля в воду. Щиток или экран предотвращали «зарывание» автомобиля носом в воду, а также защищали воздухозаборник, необходимый для охлаждения двигателя, и центральный отсек от попадания воды. Между фарами находился кнехт, необходимый для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя. За пределами кузова ГАЗ-46 были установлены рычажные амортизаторы, а на задней верхней площадке были размещены запасные колеса. Плавающий автомобиль ГАЗ-46 был оснащен 4-цилиндровым мотором от легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», а от внедорожника ГАЗ-69 была заимствована подвеска колес и трансмиссия.
Двигатель
машины был соединен с ручной коробкой переключения передач, обладавшей тремя передними и одной задней передачей, и двухступенчатой раздаточной коробкой. На водной поверхности автомобиль мог передвигаться с помощью трехлопастного гребного винта, который приводился в движение карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения автомобиля в воде можно было менять водяным рулем, который помещался в струе воды, отбрасываемой винтом лодки. Отличительной особенностью амфибии ГАЗ-46 (МАВ) были колеса особой конструкции, для увеличения проходимости они позволяли двигаться и на подспущенных шинах без какого-либо риска их проворачивания и попадания внутрь покрышки воды.

фотография ГАЗ-46 двигатель

Так как автомобиль был плавающим, вся его электропроводка была выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждался в дополнительной защите и распределитель зажигания, который был полностью герметичным. На носовую палубу плавающего автомобиля ГАЗ-46 были выведены глушитель и выхлопная труба. Правда, глушитель создавал настолько много шума, что демаскировал автомобиль. С другой стороны носовой палубы находилась горловина бензобака, то есть в случае возникновения необходимости можно было провести дозаправку топливного бака непосредственно на воде.

фотография ГАЗ-46 кабина экипажа

Дизайн кабины экипажа, если здесь уместно использовать столь громкое определение, был по-спартански прост, поскольку плавающий автомобиль изначально проектировался по заданию военных. Какой-то особый уровень комфорта ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен просто не был. А по общему оформлению плавающий автомобиль ГАЗ-46

, скорее, был похож на катер. Приборный щиток МАВ был полностью позаимствован с внедорожника ГАЗ-69. При этом на щитке приборов имелись тахометр и сигнальная лампочка, которая оповещала о появлении воды в трюме. Рычаги управления трансмиссией находились с правой стороны от водителя. Кронштейны педалей отличались своей необычной формой и находились близко друг к другу, для того чтобы было как можно меньше разных технологических отверстий, через которые вода могла попасть внутрь корпуса автомобиля. Рама ветрового стекла могла быть уложена на капот, а над пассажирским отсеком можно было легко растянуть тент из брезента. Передний ряд сидений включал в себя два кресла: для командира и водителя. Позади них была смонтирована трехместная скамья, не имевшая регулировок. Для удобства обслуживания в кабине автомобиля был установлен топливный фильтр.
Плавающий автомобиль ГАЗ-46 (МАВ)
поступал на вооружение отдельных переправочно-десантных батальонов, а также отдельных понтонно-мостовых полков, помимо этого он экспортировался в страны, которые были участниками Варшавского договора. Выпуск автомобиля продолжался в Советском Союзе с 1953 по 1958 год, когда производство базового ГАЗ-69 было передано на завод УАЗ. При этом в Ульяновске просто не было производственной возможности, чтобы продолжать выпуск плавающего автомобиля, что, наряду с небольшой потребностью в подобных машинах, послужило причиной к прекращению их выпуска. К тому же в армию тогда уже начали поступать первые БРДМ. Точной информации о количестве выпущенных МАВ нет, но, по всей видимости, всего было собрано около 650 таких автомобилей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]