Проникающие авиационные бомбы зарубежного производства (2020)

Главная страница » Топ 10 Самых мощных мировых ядерных бомб

ВооружениеОбщество

Евгений Подольский

Атомное оружие по праву считают не только самым страшным, но и самым величественным изобретением человечества. В нём скрыта столько разрушительной силы, что взрывной волной с лица планеты Земля сметается не только все виды жизни, но и любые, даже самые крепкие сооружения. Только на воинских хранилищах России ядерного оружия столько, что одновременный его подрыв способен привести к уничтожению нашей планеты.

И в этом нет ничего удивительного ведь российские запасы находятся на втором месте после американских. За такими представителями, как «Кузькина мать» и «Царь-бомба» закреплено звание самого мощного оружия всех времён. В ТОП 10 перечислены ядерные бомбы всего мира, обладающие или обладавшие наибольшим потенциалом. Некоторые из них были использованы, нанося при этом экологии планеты непоправимый вред.

Проникающие авиационные бомбы зарубежного производства (2020)

В. Зубров

В зарубежных странах существуют военные объекты, такие как командные центры, склады боеприпасов и исследовательские лаборатории, имеющие стратегическое значение для ведения войны, которые сложно поразить обычными авиационными бомбами. В основном они находятся под землей, их нелегко обнаружить и чрезвычайно трудно уничтожить. Для поражения таких целей используются проникающие авиационные бомбы (другое название — бетонобойные), разработкой которых занимается ряд зарубежных стран. Они способны проникать глубоко в землю или преодолевать несколько железобетонных перекрытий до взрыва. В этой связи особое внимание уделяется как совершенствованию существующих, так и разработке новых проникающих бомб (ПБ).

В США, Израиле и Турции разработано и принято на вооружение несколько образцов ПБ для поражения хорошо защищенных подземных объектов.


BLU-109/B

. Авиабомба находится на вооружении с 1990 года в ВС США, Канады, Франции, Великобритании, Дании, Бельгии, Саудовской Аравии, ОАЭ и других странах. В американских военно-воздушных силах применяют модификацию BLU-109/B, в которой используется взрывчатое вещество (ВВ) «тритонал» (масса 243 кг), представляющее собой смесь тротила (80%) и алюминиевой пудры (20%). В авиации ВМС применяют модификацию BLU-109A/B с менее чувствительным к удару и нагреву ВВ PBXN-109 (масса 238 кг). Также имеется модель BLU-109C/B с ВВ AFX-757. Толщина стенок корпуса бомбы, выполненная из высокопрочной стали, составляет 25,4 мм. Для подрыва бомбы используется взрыватель FMU-143/B различных модификаций.

Авиабомба BLU-109/B используется в качестве боевой части (БЧ) управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-10, GBU-15, GBU-24, GBU-27, GBU-31 и управляемой авиационной ракеты AGM-130. При установке комплекта крыла на УАБ GBU-31 ее дальность полета может достигать 75 км при сбросе с высоты 12 км. В 2022 финансовом году ВВС США закупают 4 230 BLU-109/B на сумму 146,6 млн долларов. На 2021 финансовый год планируется приобрести еще 2 000 единиц на сумму 69,5 млн долларов.


BLU-118/B

— это модификация авиабомбы BLU-109/B, принятая на вооружение в 2001 году. В качестве ВВ используется PBXIH-135 (масса 254 кг), основным поражающим фактором которого является высокое избыточное давление. Достигнув зоны поражения происходит инициирование БЧ с образованием аэрозольного облака, которое подрывается с некоторой задержкой, необходимой для равномерного распространения аэрозольной смеси. Образующаяся область высокого давления эффективно поражает живую силу противника, свободно проникая в зоны, недоступные для осколочных боеприпасов. Для подрыва БЧ используется взрыватель FMU-143J/B с задержкой 120 мс.

BLU-137/B

. Авиабомба принята на вооружение в 2022 году. Она обладает улучшенными поражающими действиями и заменит устаревшую бомбу BLU-109/В. В 2022 финансовом году ВВС США закупят 1000 таких бомб на сумму 32,3 млн долларов. На 2022 финансовый год планируется приобрести еще 1 000 единиц на сумму 50 млн долларов.

BLU-110/B

. Для авиации ВМС США на базе осколочно-фугасной бомбы Мк83 калибра 1 000 фунтов благодаря снижению массы ВВ и увеличению толщины стенок корпуса создана проникающая бомба BLU-110/В, в которой используется ВВ PBXN-109 массой 190 кг. Авиабомба используется в качестве БЧ на УАБ GBU-16hGBU-32.


BLU-111/B

. Для управляемой авиационной кассеты AGM-154С на базе осколочно-фугасной бомбы Мк82 калибра 500 фунтов разработана проникающая бомба BLU-111/B, в которой применяется ВВ PBXN-109 или AFX-795 массой 80 кг.

В 2022 финансовом году ВВС США закупят 2500 BLU-111/B на сумму 103,8 млн долларов. На 2022 финансовый год планируется приобрести еще 1 150 единиц на сумму 45 млн долларов.

BLU-113/B

. Авиабомба принята на вооружение в январе 1991 года. Ее корпус представляет собой артиллерийский ствол снятой с вооружения САУ М201. Носовая часть бомбы взята от BLU-109/В. В ней используется ВВ «тритонал» массой 299 кг.

Авиабомба BLU-113/B используется в качестве боевой части УАБ GBU-28, GBU-37. BLU-122/B. По программе P3I (Pre-Planned Product Improvement) была выполнена модернизация авиабомбы BLU-113/B. Новая модификация получила обозначение BLU-122/B, корпус которой изготовлен из высокопрочной стали марки ES-1. В ней используется ВВ марки AFX-757 массой 354 кг. Бомба обладает улучшенными характеристиками живучести и глубины проникания. Толщина стенки корпуса ВШ-113-57,9 мм, а BLU-122 — 44,5 мм.


Авиабомба BLU-122/B

используется в качестве боевой части УАБ GBU-28. Основными носителями являются самолеты F-15E (2 АБ) и В-2А (8 АБ). Первоначальная партия составила 350 единиц.

BLU-116/B

. В начале 2000-х годов на вооружение ВВС США была принята авиационная бомба BLU-116/B, разработанная . Ее корпус выполнен из никель-кадмиевого сплава с добавлением обедненного урана. В качестве ВВ используется PBXN-109, но его количество уменьшено до 109 кг. Для подрыва используются взрыватели FMU-157/B или FMU-159/B HTSF. По предварительной оценке, к 2022 году может быть закуплено 2 800 единиц.

Авиабомба BLU-116/B используется в качестве боевой части УАБ GBU-24, GBU-34 и КР AGM-86D CALCM.

Таблица 1 Основные ТТХ проникающих авиабомб
Характерис- тикаBLU-109/BBLU-110/BBLU-111/BBLU-113/BBLU-122/BBLU-116/BMRP-500NEB
Длина, м2,5031,851,543,914,042,41,4-1,52,6
Диаметр корпуса, м0,3680,3560,2730,3680,3870,680,2730,457
Масса, кг883-90745023520022020874230870
Глубина проникания в бетон (в грунт), м1,8-2,51,8-2,01,56 (30)73,412,1

Управляемая авиационная бомба GBU-57A/B МОР

. Разработана в 2004 году. После успешных летных испытаний (2008-2010) в 2012 году она поступила на вооружение ВВС США. С 2009 по 2012 год по контракту провела интеграцию этой бомбы с бомбардировщиками В-52Н и В-2А. В январе 2012-го на вооружении ВВС США находилось 20 единиц. Стоимость всей программы по созданию УАБ GBU-57A/B составила 400 млн долларов.

Таблица 2 Финансирование программ министерства ВВС США по совершенствованию УАБ GBU-57 МОР (млн долларов)
20162017201820192020202120222023
39,73,638,438,10000


Управляемая авиационная бомба GBU-57А/В МОР предназначена для поражения хорошо укрепленных бункеров глубокого залегания и подземных тоннелей. В качестве боевой части используется бомба BLU-127/В. УАБ оборудована комплектом наведения, включающим ИНС и ПС КРНС «Навстар», крестообразным крылом и хвостовыми рулями решетчатой формы. Корпус изготовлен из специальной легированной стали (патент № US 8414713 В2 «Военная сталь повышенной прочности» от 09.04.2013 года). По сравнению с УАБ GBU-28 проникающая способность GBU-57A/B увеличилась, по предварительной оценке, в 10 раз — до 60 м (железобетон, способный выдерживать давление 34 450 кПа). При подрыве боевой части разрушения происходят в круге диаметром 30-35 м. Для подвески бомбы в бомбоотсек самолета В-2А и при ее сбросе используется специальное подвесное оборудование, стоимость разработки которого составила 12,1 млн долларов. Боекомплект — две УАБ GBU-57A/B.

Таблица 3 Основные ТТХ УАБ GBU-57A/B МОР (по предварительной оценке)
Длина бомбы, м6,227-6,317
Диаметр, м0,8
Размах крыла, м1,5-1,7
Система наведенияИНС+ПС КРНС «Навстар»
Тип БЧфугасная
Масса БЧ, кг12 521-13 620
Масса ВВ, кг2 600-2 700
Проникающая способность, (м):
железобетон (выдерживает давление 34 450 кПа)60
железобетон (выдерживает давление 68 900 кПа)8
КВО3-6

В период с апреля 2012 по март 2014 года по контракту стоимостью 98,8 млн долларов была проведена модернизация УАБ GBU-57A/B. Так, проводились работы по обеспечению надежности срабатывания взрывателей бомбы, доработке конструкции хвостовых рулей и повышению помехозащищенности ПС КРНС «Навстар». В испытательных целях было сброшено пять бомб с самолета В-2А, а также проведены два подрыва на земле.

После 2014 года работы по модернизации УАБ GBU-57 были продолжены: осуществлены две доработки по программе ETR-III и ETR-IV.

В феврале 2018-го командование ВВС США заключило контракт с корпорацией «Боинг» стоимостью 21 млн долларов на изготовление новой партии УАБ GBU-57D/B МОР последней модификации, которая отличается от первых. В апреле 2022 года были изменены сроки завершения поставки — с июля 2020-го они перенесены на июль 2023-го.

В октябре 2022 года американские ВВС заключили контракт стоимостью 90 млн долларов с двумя и «Иллуоод нэшинал форгс» (обе — США) на производство ПБ BLU-127/B. Они войдут в состав УАБ GBU-57Е/В, которая принята на вооружение в 2016-м. По предварительной оценке, новая модификация обладает улучшенными характеристиками проникания (до 80 м) и увеличенной массой ВВ.


MPR-500.

В феврале 2012 года на вооружение ВВС Израиля поступила проникающая бомба MPR-500. Это боеприпас калибра 500 фунтов (227 кг), способный разрушать бетонные перекрытия толщиной до 1 м или пробивать до четырех бетонных перекрытий толщиной по 200 мм каждое (угол встречи с целью 80°, скорость 330 м/с). При взрыве бомбы на открытой местности образуется до 26 тыс. осколков, которые поражают цели на дальности 60-100 м.

Авиабомба MPR-500 может оснащаться комплектом наведения по сигналам КРИС «Навстар» или с лазерным наведением.


NEB.

Данная проникающая авиабомба была принята на вооружение ВВС Турции в начале 2016 года. По своим геометрическим размерам, системам интерфейса, массе и другим характеристикам она идентична авиационной бомбе Мк84 (США). Боеприпас состоит из двух частей: предварительного кумулятивного заряда, содержащего ВВ PBXN-110, и проникающей бомбы меньшего калибра, содержащей ВВ PBXN-109. Подрыв второй боевой части осуществляется приблизительно через 1 с после срабатывания предзаряда.

Основным носителем бомбы NEB является истребитель-бомбардировщик F-4E/2020. На нее могут устанавливаться комплекты с лазерным наведением «Лгк», а также с ИНС/КРНС «Навстар» турецкого производства.

Таким образом, разработка авиационных проникающих (бетонобойных) бомб в последние несколько лет осуществляется во многих странах мира. С помощью такого оружия можно уничтожать подземные бункеры и тоннели, командные пункты, исследовательские лаборатории или склады вероятного противника. Наиболее активно разработкой боеприпасов такого типа занимаются США, Израиль и Турция. В США осуществляется замена устаревших бомб BLU-109 на более современные BLU-137. Продолжается совершенствование самой мощной УАБ GBU-57 МОР, которая на сегодняшний день прошла уже четыре модернизации по улучшению точности попадания, помехозащищенности, поражающей мощи и надежности срабатывания взрывателей. По состоянию на январь 2012 года было известно, что на вооружении ВВС США имеется как минимум 20 УАБ GBU-57 MOP.

Зарубежное военное обозрение. — 2022. — №5. — С. 65-69

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]