Разработка
С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.
В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).
дКЪ ОПХЛЕМЕМХЪ Я РЮЙНИ ЛЮКНИ БШЯНРШ ЬРСПЛНБШЕ тюа НЯМЮЫЕМШ БЯРПНЕММШЛ РНПЛНГМШЛ СЯРПНИЯРБНЛ Х БГПШБЮРЕКЕЛ, ЪБКЪЧЫХЛЯЪ ХМРЕЦПЮКЭМНИ ВЮЯРЭЧ ЙНМЯРПСЙЖХХ АНЛАШ. дЕИЯРБХЕ БГПШБЮРЕКЪ ОПНЦПЮЛЛХПСЕРЯЪ Х ГЮБХЯХР НР БШЯНРШ ЯАПНЯЮ Х ЯБЪГЮМН Я ОЮПЮЬЧРМНИ ЯХЯРЕЛНИ РНПЛНФЕМХЪ, ПЮЯЙПШБЮЪЯЭ НМН НАЕЯОЕВХБЮЕР МХГЙСЧ ЯЙНПНЯРЭ ОЮДЕМХЪ АНЕОПХОЮЯЮ. сЯРПНИЯРБН ЯНЯРНХР ХГ УБНЯРНБНЦН ЙНМРЕИМЕПЮ ЯНДЕПФЮЫЕЦН РНПЛНГМНИ ОЮПЮЬЧР БШОСЯЙЮЧЫХИЯЪ Б ЛНЛЕМР ЯАПНЯЮ АНЛАШ. оЮПЮЬЧР СБЕКХВХБЮЕР ЯНОПНРХБКЕМХЕ АНЛАШ Х, ЙЮЙ ЯКЕДЯРБХЕ, ЯХКЭМН ГЮЛЕДКЪЕР ЯЙНПНЯРЭ ОЮДЕМХЪ. щРН Х ОНГБНКЪЕР ОПНХГБНДХРЭ АНЛАНЛЕРЮМХЕ Я ЛЮКШУ Х ОПЕДЕКЭМН ЛЮКШУ БШЯНР Я СЯРЮМНБЙНИ БГПШБЮРЕКЪ МЮ ЛЦМНБЕММНЕ ДЕИЯРБХЕ, ОНЯЙНКЭЙС ЯЮЛНК╦Р ГЮ БПЕЛЪ ОЮДЕМХЪ АНЛАШ СЯОЕБЮЕР ОНЙХМСРЭ ГНМС ПЮГКЕРЮ Е╦ НЯЙНКЙНБ. вЕПЕГ МЕЙНРНПНЕ БПЕЛЪ ОЮПЮЬЧР НРЯРПЕКХБЮЕРЯЪ Х юа Я МЮПЮЯРЮЧЫЕИ ЯЙНПНЯРЭЧ СЯРПЕЛКЪЕРЯЪ Й ГЕЛКЕ.
тюа-500ь
тСЦЮЯМЮЪ ЬРСПЛНБЮЪ ЮБХЮЖХНММЮЪ АНЛАЮ тюа-500ь, ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ОПЕНДНКЕМХЪ ЮБХЮЖХЕИ ГНМ обн Х ОНПЮФЕМХЪ Я ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОНКЕРЮ Я ЛЮКШУ Х ОПЕДЕКЭМН ЛЮКШУ БШЯНР (100-200Л) БНЕММН-ОПНЛШЬКЕММШУ НАЗЕЙРНБ, ФЕКЕГМНДНПНФМШУ СГКНБ, КЕЦЙНСЪГБХЛНИ Х КЕЦЙНАПНМХПНБЮММНИ РЕУМХЙХ, ФХБНИ ЯХКШ Х БНЕММН-ОНКЕБШУ ЯННПСФЕМХИ. нМЮ ЯНГДЮМЮ Б 1969Ц Б цмоо «аЮГЮКЭР».
тюа-500ь ХЛЕЕР НФХБЮКЭМСЧ ЦНКНБМСЧ ВЮЯРЭ. й ЙНРНПНИ ОПХБЮПЕМ ГЮОЮКЭМШИ ЯРЮЙЮМ ОНД БГПШБЮРЕКЭ юбс-щ (БГПШБЮРЕКЭ юбс-щ ЯМЮПЪФЮЕРЯЪ Б ЦНКНБМНЕ oВЙН ЮБХЮАНЛАШ ДКЪ ОНБШЬЕМХЪ МЮДЕФМНЯРХ ЯПЮАЮРШБЮМХЪ). й ГЮОЮКЭМНЛС ЯРЮЙЮМС АНЛАШ ЙПЕОХРЯЪ НАРЕЙЮРЕКЭ. уБНЯРНБЮЪ ВЮЯРЭ АНЛАШ ЙПЕОХРЯЪ Й ЕЕ ЙНПОСЯС АНКРЮЛХ Х ЯНЯРНХР ХГ ЯРЮАХКХГЮРНПЮ, ЙНМРЕИМЕПЮ Я ОЮПЮЬЧРМШЛ РНПЛНГМШЛ СЯРПНИЯРБНЛ Х ОПХАНПМНЦН НРЯЕЙЮ, Б ЙНРНПНЛ СЯРЮМНБКЕМШ АКНЙХ БЯРПНЕММНЦН ЮБРНМНЛМНЦН БГПШБЮРЕКЭМНЦН СЯРПНИЯРБЮ (бс) юбс-526. бс юбс-526 НЯСЫЕЯРБКЪЕР ЛЦМНБЕММШИ ОНДПШБ ЮБХЮАНЛАШ ОПХ Е╦ БЯРПЕВЕ Я ОПЕЦПЮДНИ Х НАЕЯОЕВХБЮЕР БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ЮБХЮАНЛА Я ЯЮЛНК╦РНБ, НАНПСДНБЮММШУ ЛЕУЮМХВЕЯЙХЛХ ( лос) Х ЩКЕЙРПХВЕЯЙХЛХ (щос) ЯХЯРЕЛЮЛХ СОПЮБКЕМХЪ. юБХЮАНЛАШ тюа-500ь ПЮГПЕЬЮЕРЯЪ ОПХЛЕМЪРЭ ОПХ АНЛАНЛЕРЮМХХ — Я БШЯНР 85-500 Л ОПХ ЯЙНПНЯРЪУ ОНКЕРЮ ЯЮЛНКЕРЮ НР 770 ДН 1500 ЙЛ/В ОПХ ЩКЕЙРПХВЕЯЙНЛ СОПЮБКЕМХХ БГПШБЮРЕКЭМШЛ СЯРПНИЯРБНЛ. х Я БШЯНР 110-500 Л ОПХ ЯЙНПНЯРЪУ ОНКЕРЮ НР 500 ДН 1000 ЙЛ/В ОПХ ЛЕУЮМХВЕЯЙНЛ СОПЮБКЕМХХ БГПШБЮРЕКЭМШЛ СЯРПНИЯРБНЛ. мЮХАНКЭЬЮЪ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ ДНЯРХЦЮЕРЯЪ ОПХ ХУ ОПХЛЕМЕМХХ Я БШЯНР 150-200 Л Х АНКЕЕ.
рНКЫХМЮ ЯРЕМНЙ НЯМНБМНИ ВЮЯРХ ЙНПОСЯЮ ЯНЯРЮБКЪЕР 10ЛЛ. яОНЯНА ТНПЛХПНБЮМХЪ НЯЙНКЙНБ √oПЦЮМХГНБЮММШИ. оКНЫЮДЭ ОНПЮФЕМХЕ √ 1600 Л2 (ФХБЮЪ ЯХКЮ МЮ НРЙПШРНИ ЛЕЯРМНЯРХ (КЕФЮ).
бГПШБЮРЕКЭМНЕ СЯРПНИЯРБН БШДЮЕР ЙНЛЮМДС МЮ БШАПНЯ РНПЛНГМНЦН ОЮПЮЬЧРЮ ВЕПЕГ 1.0-1.4 Я Х НАЕЯОЕВХБЮЕР БГБЕДЕМХЕ ДХЯРЮМЖХНММНЦН СДЮПМНЦН ЛЕУЮМХГЛЮ 3,6-4,0 Я ОНЯКЕ НРДЕКЕМХЪ ЮБХЮАНЛАШ ОПХ ХЯОНКЭГНБЮМХХ щос, ВРo ЯННРБЕРЯРБСЕР БШЯНРЕ АНЛАНЛЕРЮМХЪ м>85 Л. оПХ ХЯОНКЭГНБЮМХИ лос ЩРН БПЕЛЪ ЯННРБЕРЯРБЕММН ПЮБМН 1,0-1,8 Х 4,6-5,8 Я, Ю БШЯНРЮ АНЛАНЛЕРЮМХЪ H>110 Л. лЮЯЯЮ ЙНМРЕИМЕПЮ орс 29ЙЦ, ОКНЫЮДЭ НЯМНБМНЦН ЙСОНКЮ орс 6Л2. хЯОНКЭГСЕРЯЪ НДМНЯРСОЕМВЮРЮЪ ОЮПЮЬЧРМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ.
тюа-500ь
б 1970-80-У цмоо аЮГЮКЭР ПЮГПЮАНРЮМШ АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЕ ЛНДХТХЙЮЖХХ тюа-500ьм (1976Ц) √ МХГЙНБШЯНРМЮЪ Х тюа-500ьк (1986Ц) √ ЬРСПЛНБЮЪ Я КХДЕПНЛ-СОПЕДХРЕКЕЛ. юБХЮАНЛАШ ХЛЕЧР РНПЛНГМНЕ СЯРПНИЯРБН ОЮПЮЬЧРМНЦН РХОЮ (ОКНЫЮДЭ ЙСОНКЮ — 6 Л2), ЯМЮПЪФЕМШ БГПШБЮРЕКЭМШЛ СЯРПНИЯРБНЛ ДНОСЯЙЮЧЫХЛ ХУ АНЛАНЛЕРЮМХЕ Я ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОНКЕРЮ Я БШЯНР НР 30 ДН 1200/1000Л ОПХ ХЯРХММНИ ЯЙНПНЯРХ ОНКЕРЮ ЯЮЛНКЕРЮ НР 770 ДН 1500 ЙЛ/В (тюа-500ьм) Х НР 550 ДН 1100 ЙЛ/В (тюа-500ьк). юБХЮАНЛАШ ОПХЛЕМЪЧРЯЪ ОПХ АНЛАНЛЕРЮМХХ Я ОХЙХПНБЮМХЪ ОНД СЦКЮЛХ ДН 45 ЦПЮД. йПХРХВЕЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ ОЮДЕМХЪ юа Я ОЮПЮЬЧРМНИ ЯХЯРЕЛНИ — 47 Л/Я.
тюа-500ьк
юБХЮАНЛАЮ тюа-500ьк ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ОНПЮФЕМХЪ БНИЯЙНБШУ Х РШКНБШУ НАЗЕЙРНБ ОПНРХБМХЙЮ Я ЛЮКШУ БШЯНР:
- КЕЦЙНАПНМХПНБЮММНИ Х КЕЦЙНСЪГБХЛНИ РЕУМХЙХ РХОЮ: ЯЮЛНКЕРШ МЮ НРЙПШРНИ ЯРНЪМЙЕ Х Б НАБЮКНБЮМХХ, пкя, ос ПЮЙЕР, АПНМЕРПЮМЯОНПРЕПШ, ЮБРНРЕУМХЙЮ, Ю РЮЙ ФЕ ФХБЮЪ ЯХКЮ Б НЙНОЮУ, РПЮМЬЕЪУ Х МЮ НРЙПШРНИ ЛЕЯРМНЯРХ — ОПХ МЮДОНБЕПУМНЯРМНЛ ОНДПШБЕ ЮБХЮАНЛАШ;
- ГЮБНДЯЙХУ ГДЮМХИ, ФЕКЕГМНДНПНФМШУ СГКНБ, МЮГЕЛМШУ ЯЙКЮДЯЙХУ ОНЛЕЫЕМХИ, ОЕПЕОПЮБ, ОНЯРПНЕЙ ЦНПНДЯЙНЦН РХОЮ Х Р.О. — ОПХ ЙНМРЮЙРМНЛ ОНДПШБЕ ЮБХЮАНЛАШ;
бГПШБЮРЕКХ НАЕЯОЕВХБЮЧР МЕЯЙНКЭЙН БХДНБ ДЕИЯРБХЪ ЮБХЮАНЛАШ:
- МЮДОНБЕПУМНЯРМНЕ (Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ КХДЕПЮ-СОПЕДХРЕКЪ);
- ЙНМРЮЙРМНЕ;
- ЯН ЬРСПЛНБШЛ ГЮЛЕДКЕМХЕЛ 20-32 Я.
оПХ ОЮДЕМХХ АНЛАШ ПЮЯЙПШБЮЕРЯЪ РНПЛНГМНИ ОЮПЮЬЧР, ОНЯКЕ ВЕЦН БШАПЮЯШБЮЕРЯЪ ХГ ЦНКНБМНИ ВЮЯРХ юа КХДЕП — СОПЕДХРЕКЭМНЕ СЯРПНИЯРБН (ДКХМЮ ФЦСРЮ КХДЕПЮ СОПЕДХРЕКЪ — 5 Л). оПХ ЙЮЯЮМХХ КХДЕПЮ ОНБЕПУМНЯРХ, ГЮЛШЙЮЧРЯЪ ЕЦН ХМЕПЖХНММШЕ ГЮЛШЙЮРЕКХ Х ОПНХЯУНДХР ОНДПШБ юа. оПХ НРЙЮГЕ КХДЕПЮ, БГПШБ ОПНХГНИДЕР ОПХ БЯРПЕВЕ юа Я ОПЕЦПЮДНИ.
юБХЮАНЛАЮ тюа-500ьм ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ОНПЮФЕМХЪ ОНГХЖХИ АЮККХЯРХВЕЯЙХУ ПЮЙЕР, ЮРНЛМНИ Х РЪФЕКНИ ЮПРХККЕПХХ, боо ЮЩПНДПНЛНБ, ЮБРНЯРПЮД, ЛНЯРНБ Х ОЕПЕОПЮБ, ФЕКЕГМНДНПНФМШУ СГКНБ, ОПНЛШЬКЕММШУ Х ЦНПНДЯЙХУ ЯННПСФЕМХИ, БНЕММН-ЛНПЯЙХУ АЮГ, БНЕММШУ ЙНПЮАКЕИ Х РПЮМЯОНПРМШУ ЯСДНБ, ЯЙКЮДНБ цяо Х АНЕОПХОЮЯНБ, пкя Х Р.Д. Я ЛЮКШУ БШЯНР. яМЮПЪФЕМЮ БГПШБЮРЕКЭМШЛ СЯРПНИЯРБНЛ юбс-551. оПХ ЙЮЯЮМХХ ОНБЕПУМНЯРХ ОПНХЯУНДХР ОНДПШБ юа, ОПХ ЕЦН НРЙЮГЕ БГПШБ ОПНХГНИДЕР ОН ХЯРЕВЕМХЧ ЬРСПЛНБНЦН ГЮЛЕДКЕМХЪ бс.
бХДШ ДЕИЯРБХЪ БГПШБЮРЕКЪ:
- ЛЦМНБЕММН-ЙНМРЮЙРМНЕ;
- ЯН ЬРСПЛНБШЛ ГЮЛЕДКЕМХЕЛ 20-32 Я.
тюа-500ьм
тюа-500ьк
яЕЛЕИЯРБН ЬРСПЛНБШУ ЮБХЮЖХНММШУ АНЛА тюа-500ьм ПЮГПЮАНРЮМН Б ЙНМЖЕ 70-У МЮВЮКЕ 80-У ЦЦ Х ОПЮЙРХВЕЯЙХ ЯПЮГС НМХ ЯРЮКХ ОНЯРЮБКЪРЯЪ Б юТЦЮМХЯРЮМ. мН РЮЛ ХУ МЕ ЯОЕЬХКХ ХЯОНКЭГНБЮРЭ — МЕ АШКН НОШРЮ. дН ЩРНЦН тюа-500ь ОНВРХ МХЙРН Б ббя МЕ ОПХЛЕМЪК, Х НМХ ОПНКЕФЮКХ ДНКЦНЕ БПЕЛЪ МЮ НРЙПШРНЛ БНГДСУЕ, ВРН ЯЙЮГЮКНЯЭ МЮ МЮДЕФМНЯРХ ЯПЮАЮРШБЮМХЪ ОЮПЮЬЧРМНИ ЯХЯРЕЛШ. оПХ Е╦ НРЙЮГЕ БГПШБЮРЕКЭ АНЛАШ ЯПЮАЮРШБЮК Я ГЮЛЕДКЕМХЕЛ 34 Я, Х НРПХЙНЬЕРХБ НР РБЕПДНИ ОНВБШ, АНЛАЮ БГПШБЮКЮЯЭ ВЕПЕГ ОНКЛХМСРШ ГЮ МЕЯЙНКЭЙН ЙХКНЛЕРПНБ НР ЖЕКХ. оНЩРНЛС БОНЯКЕДЯРБХХ НР ОПХЛЕМЕМХЪ ЬРСПЛНБШУ АНЛА Я ОПЕДЕКЭМН ЛЮКШУ БШЯНР ОПХЬКНЯЭ НРЙЮГЮРЭЯЪ. оНОШРЙХ ОПХЛЕМЕМХЪ ЩРХУ АНЛА Я ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОНКЕРЮ Я БШЯНРШ 100 Л ОНЙЮГЮКХ, ВРН ЖЕКЭ, НРКХВМН МЮАКЧДЮЕЛЮЪ Я АНКЭЬЕИ БШЯНРШ, ВЮЯРН РЕПЪКЮЯЭ КЕРВХЙНЛ ОПХ ЯМХФЕМХХ МЮ АНЕБНЛ ЙСПЯЕ Х НАМЮПСФХБЮКЮЯЭ ГЮ ДНКХ ЯЕЙСМДШ ОЕПЕД ЯАПНЯНЛ. оНЩРНЛС АШК НОПНАНБЮМ ОПХЕЛ, ОПХ ЙНРНПНЛ ОПХ БШУНДЕ ЯЮЛНКЕРЮ Я тюа-500ьм МЮ АНЕБНИ ЙСПЯ ЖЕКЭ НАНГМЮВЮКЮЯЭ ДПСЦХЛ ХЯРПЕАХРЕКЕЛ мюп я-24 Я ОХЙХПНБЮМХЪ. щРН НАЕЯОЕВХКН БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЖЕКЭМНЦН АНЛАНЛЕРЮМХЪ, НДМЮЙН РНВМНЯРЭ АШКЮ БЯЕ ФЕ МХФЕ, ВЕЛ ОПХ ЯАПНЯЕ Я ОХЙХПНБЮМХЪ. мН РЮЙНЕ ХУ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ РПЕАНБЮКН ЦНПЮГДН АНКЕЕ ФЕЯРЙХУ СЯКНБХИ — ЯАПНЯ МЮ БШЯНРЕ 800Л ОПХ ПЮЯВЕРМНЛ СЦКЕ ОХЙХПНБЮМХЪ 400. аНЛАНЛЕРЮМХЕ Я ЛЮКШУ БШЯНР НРКХВЮКНЯЭ ОНБШЬЕММНИ РНВМНЯРЭЧ, ВРН ОНГБНКЪКН ОНПЮФЮРЭ РНВЕВМШЕ ЖЕКХ. мН ОНЯКЕ ОНЪБКЕМХЪ Б ЯЕПЕДХМЕ 80-У С ДСЬЛЮМНБ «яРХМЦЕПНБ», ЮБХЮЖХЪ, БН ХГАЕФЮМХЪ ОНРЕПЭ, ОЕПЕЬКЮ Й АНЛАНЛЕРЮМХЧ ЯН ЯПЕДМХУ БШЯНР Х ХЯОНКЭГНБЮМХЕ тюа-500ь ЯМХГХКНЯЭ.
тюа-500ьм
Модификации
С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.
В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.
Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.
Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.
Авиационные боеприпасы | СССР
Осколочная авиабомба АО-2,5
Авиабомба АО-2,5-2, переделанная с артиллерийского снаряда калибра 45 мм
Осколочная бомба АО-10-6,5сг переделанная из снаряда калибра 76 мм
Осколочная авиабомба АО-10
Рисунок авиабомбы АО-10сч
Осколочная авиабомба АО-15
Авиабомба АО-25М под крылом истребителя Ла-5ФН
Рисунок бомбы АО-25М13
В ходе войны СССР использовала осколочные авиационные бомбы весом 2,5 , 5, 10, 15, 20 и 25 кг. При этом бомбы подразделялись на специально изготовленные (с корпусами из сталистого чугуна и сталистого литья) и на переделанные из артиллерийских боеприпасов (в связи с недостатком авиабом). К специально изготовленным бомбам относились:
ТТХ бомбы/обозначенине | АО-2,5 | АО-2,5сч | АО-8М | АО-10 | АОХ-10 | АОХ-15 | АО-20М |
Длина бомбы, мм | 370 | 378 | 480 | 612 | 480 | 610 | 1030 |
Диаметр корпуса, мм | 45 | 52 | 76 | 90 | 90 | 107 | 106 |
Масса бомбы, кг | 2,5 | 2,5 | 5 | 10 | 10 | 15 | 20 |
Размах стабилизатора, мм | 61 | 60 | 100 | 125 | 110 | 125 | 130 |
Радиус поражения, м | 7-11 | 12 | 15 | 18 | 18 | 20 | 25 |
К бомбам, переделанным с артиллерийских боерипасов относились:
Обозначение авиабомбы | Масса (кг) | Исходный боеприпас |
АО-2,5-2 | 2 | 45-мм артиллерийский снаряд |
АО-2,5-3 | 3 | 82-мм мина |
АО-10-6,5 сг | 6,5 | 76-мм артиллерийский снаряд |
АО-25-20 | 20 | 107-мм артиллерийский снаряд |
АО-25М1/М2 | 25 | 122-мм артиллерийских снарядов |
АО-25М13 | 25 | 132-мм фугасно-осколочный ракетный снаряд |
Переделка артиллерийских снарядов в авиабомбы производилась с 1941 г. и заключалась в оснащении их штампованным железным стабилизатором (перьевыми или коробчатыми) и авиационными взрывателями. Бомбы сбрасыались с высоты 150 — 350 м. Многие бомбы оснащались вертушкой АВ-4, благодаря которой взрыватель бомбы срабатывал над землей, тем самым увеличиая зону поражения осколками. Бомбы весом 2,5 кг, как правило, использовались в качестве суббоеприпасов – ими оснащались контейнеры (кассетные бомбы).
Рисунок бомбы ФАБ-50
Авиабомба ФАБ-50
Авиабомбы ФАБ-50 выпускались в большой номенклатуре: ФАБ-50св (сварная, выпускалась в 1932-1939 гг.); ФАБ-50св (корпус из серого чугуна); ФАБ-50сл (выпускались с 1940 г., стальные литые); ФАБ-50цк (цельнокованная); ФАБ-50шг (выпускалась с 1943 г. со штампованной головкой); ФАБ-50-М43 (выпускалась с 1943 г. упрощенной конструкции и технологии изготовления). Кроме того, с 1936 г. 260 тысяч 152-мм фугасных снарядов от устаревших орудий переделали в бомбы ФАБ-50м путем оснащения их четырьма стабилизаторами и авиационным взрывателем. Несмотря на то, что официально бомба обозначалась как фугасная, фактически являлась осколочно-фугасной. Все бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 с. Бомбы использовались, как бомбардировщиками, так и истебителями. ТТХ бомбы: длина – 936 мм; диаметр – 219 мм; масса – 50 — 60 кг; масса ВВ – 25 кг; толщина стенок – 8-9 мм; размах оперения – 210 — 264 мм; бронепробиваемость – до 30 мм палубной брони, 900 мм кирпичной кладки или 220 мм железобетона.
Рисунок ФАБ-70м2
Авиабомба ФАБ-70м1
В 1929-1932 гг. выпускались бомбы ФАБ-70м1 и ФАБ-70м2, которые представляли собой переделку трофейных боеприпасов от французских 240-мм минометов. Первый вариант бомбы выпускали без перенаряжения, второй – с переснаряжением. Переделка мин заключалась в установке бугеля для их подвески на горизонтальных бомбодержателях и онащении авиационным взрывателем. С 1936 г. выпускались бомбы под обозначением ФАБ-70, которые представляли собой 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с четырьмя приваренными стабилизаторами. ТТХ ФАБ-70м2: длина – 1305 мм; длина корпуса – 855 мм; диаметр – 240 мм; размах стабилизатора – 310 мм; масса – 70 кг; масса ВВ – 34 кг.
Авиабомба ФАБ-100
В годы войны авиабомбы ФАБ-100 выпускались в такой номенклатуре: ФАБ-100 (выпускалась с 1932 г.), ФАБ-100цк (выпускались с 1938 г., цельнокованные), ФАБ-100М (выпускалась с 1942 г.), ФАБ-100св (сварная), ФАБ-100 КД (выпускалась в 1941-1944 гг., ознащалась взывчатой жидкой смесью); ФАБ-100НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-100 М-43 (выпускалась с 1943 г., упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-100сч (выпускались с 1944 г., корпус из серого чугуна), ФАБ-100сл (выпускалась с 1944 г., стальной литой корпус). Все бомбы оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 с. ТТХ бомбы: длина – 964 мм; диаметр – 267 мм; масса – 100 кг; масса ВВ – 70 кг; толщина стенок – 14 мм; радиус поражения – 18 м.
Авиабомба ФАБ-250
250-килограммовые бомбы выпускались в таких варинантах: ФАБ-250 (выпускалась с 1932 г.), ФАБ-250св (выпускалась с 1932 г, сварная), ФАБ-250цк (цельнокованный корпус), ФАБ-250сч (выпускалась с 1943 г, серого чугуна), ФАБ-250НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-250М-43 (выпускалась с 1943 г., упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-250М44 (выпускалась с 1944 г.,с укороченным стабилизатором). Бомба имела четырехперистый стабилизатор с распорными планками. Боеприпас использовался для разрушения гражданских объектов, подземных коммуникаций и полевых оборонительных сооружений с железобетонными перекрытиями толщиной до 0,4 м. ТТХ бомбы: длина – 1589 мм; диаметр – 285 мм; масса – 250 кг; масса ВВ – 99 кг; радиус повреждений — 56 м.
Авиабомба ФАБ-500
К номенклатуре 500-килограммовых бомб относились: ФАБ-500, ФАБ-500св (выпускалась в 1932-1940 гг., сварная), ФАБ-500М (выпускалась 1942-1943 гг., с упрощенным изготовлением), ФАБ-500НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-250М43 (выпускалась с 1943 г, упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-500М44 (выпускалась с 1945 г., с укороченным стабилизатором). Бомба могла применяться со взрывателями большого замедления (часы, сутки) для минирования местности. При этом они снабжались вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу. При взрыве на глубине 3 — 3,5 м. образовывалась воронка диаметром 8,5 — 16 м. ТТХ бомбы: длина – 2,1 — 2,3 м; диаметр – 392 — 447 мм; масса – 500 кг; масса ВВ – 213 — 226 кг; размах стабилизатора – 570 — 600 мм; бронепробиваемость – 1,2 м бетонного перекрытия или 0,8 м железобетонного; радиус повреждений – 80 м.
Авиабомба ФАБ-1000
В период войны выпускались такие 1000-килограмовые бомбы: ФАБ-1000св (выпускалась в 1932-1943 гг., сварная), ФАБ-1000М (выпускалась с 1942 г., с упрощенным изготовлением, коромбачым стабилизатором и меньшей длиной), ФАБ-1000М43 (выпускалась с 1943 г, упрощенной конструкции и технологии изготовления), ФАБ-1000М44 (выпускалась с 1945 г., с укороченным стабилизатором), ФАБ-1000НГ (выпускалась с 1941 г., корпус из тонкостенного железобетона), ФАБ-1000сл (выпусклась с 1943 г., стального литья). При взрыве на глубине 4 м образовывалась воронка диаметром 17 м. ТТХ бомбы: длина – 2765 мм; диаметр – 630 мм; масса – 1000 кг; масса ВВ – 674 кг; бронепробиваемость – 1,8 м. бетонного перекрытия или 1 м железобетонного.
Авиабомба ФАБ-1500
1500-килограмовые бомбы выпускались в таких вариантах ФАБ-1500, ФАБ-1500Т и ФАБ-1500-2500ТС. Толстостенная бомба ФАБ-1500-2500ТС имела литую боевую часть с толщиной стенок около 100 мм. Масса — 2,5 т. ТТХ бомбы: длина – 3 м; диаметр – 642 мм; масса – 1400 кг; масса боевой части – 1200 кг; масса ВВ –675 кг; толщина стенок – 18 мм; радиус повреждений – 160 м.
Авиабомба ФАБ-2000
Бомба ФАБ-2000св была принята на вооружение в 1934 г. Она имела корпус сварной конструкции, головные и донные взрыватели с замедлением 0,3 с. В 1943 г. в связи с упрощением конструкции бомбы и технологии ее изготовление стали выпускать ФАБ-2000М-43. В 1945 г. на вооружение приняли ФАБ-2000М44. При взрыве бомбы на глубине 4 м. образовывалась воронка диаметром 20 м. ТТХ бомбы: длина – 4,5 м; толщина стенок – 12 мм; бронепробиваемость – 1,8 м. бетонного перекрытия или 1,2 м железобетонного.
Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000
Бомба относилась к авиабомбам сварной конструкции и была принята на вооружение в 1943 г. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали. Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, проваривая двухсторонним швом все стыки. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Бомба имела 6 взрывателей — по одному в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя с установкой на мгновенное действие. Наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивало настильность взрывной волны, что было чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам. Носителем бомбы являлся ПЕ-8. При этом створки бомболюка закрывались лишь на одну треть. ТТХ бомбы: длина – 3107 мм; диаметр – 642 мм; масса – 4900 кг; масса ВВ – 2207 кг.
Авиабомба ОФАБ-100
фугасная авиабомба была принята на вооружение в 1945 г. Она комплектовалась контактными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5–15 м. При взрыве бомбы образовывалась воронка диаметром 5 м. и глубиной 1,7 м. ТТХ бомбы: длина – 1065 мм; диаметр – 273 мм; масса – 100 кг; масса ВВ – 30,7 кг; радиус поражения – 50 м; бронипробиваемость – 40 мм.
Авиабомба БетАБ
В период войны выпускалась бетонобойная бомба БетАБ-150 ДС (с дополнительной скоростью) с ракетным ускоритетелем для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский снаряд. Ракетный укоритель придавал бомбе дополнительную скорость в 210 м/с. Бомба проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,7 м. При взрыве бомбы в грунте образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,5 м. ТТХ бомбы: длина — 2097 мм; длина – 210 мм; масса — 165 кг; масса боевой части — 102 кг; масса ВВ — 14,5 кг; масса ракетного заряда – 17,2 кг.
Авиабомба БрАБ
В период войны выпускались следующие бронебойные бомбы: БРАБ-200 ДС, БрАБ-220, БрАБ-250, БрАБ-500, БрАБ-1000. Бомба БРАБ-200 ДС имела ракетный ускоритель, который сообщал бомбе дополнительную скорость 180 м/с. Бомба изготавливалась на базе «морских» 203 мм полубронебойных артснарядов без задней части, к которым сзади крепился обтекаемый конус с донным взрывателем и большим четырёхпёрым стабилизатором. ТТХ бомбы БрАБ-200: длина – 2054 мм; длина – 278 мм; масса – 213 кг; масса боевой части – 150 кг; масса ВВ – 12,3 кг; масса ракетного заряда – 19,2 кг; бронепробиваемость – 182-260 мм. Бомбы БРАБ-500 и 2БРАБ-1000 были оснащены биконическими противорикошетными наконечниками. Корпуса бронебойных авиабомб новой изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой к имели конусную форму, суживающуюся к хвостовой части. Головные части авиабомб, отливали из высоколегированной стали. Крылья стабилизаторов крепили к коническим обтекателям на клепке посредством стальных угольников. Для размещения на внешних горизонтальных бомбодержателях самолетов авиабомбы оснащали основными и дополнительными бугелями с подвесными ушками соответствующих весовых групп. ТТХ бомб изложено в таблице.
ТТХ бомбы/обозначенине | БрАБ-220 | БрАБ-250 | БрАБ-500 | БрАБ-1000 |
Масса, кг | 238 | 255 | 502-510 | 965-1 012 |
Масса ВВ, кг | 38 | 31,3 | 65,5-106 | 131-207 |
Длина, мм | 1 680 | 1 828–1 841 | 2 313–2 385 | 2 789- 075 |
Диаметр, мм | 278 | 220 | 277-400 | 356-480 |
Размах стабилизатора, мм | 370 | н/д | 390-400 | 480 |
Зажигательная авиабомба ЗАБ-2,5т
Кассета КД-1-8 с бомбами ЗАБ-10ТГ
Рисунок зажигательная авиабомба «ЗАБ-50тг»
Рисунок зажигательной авиабомбы ЗАБ-100 тш
К началу войны в СССР выпускались зажигательные авиабомбы лишь малых и средних калибров – ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т, ЗАБ-10тг и ЗАБ-50тг. В 1941-1944 гг. было выпущено незначительное количество зажигательных бомб крупного калибра ЗАБ-100 и ЗАБ-500. Все они относились к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. Их общим недостатком оказалось то, что они были эффективны лишь при прямом попадании в цель, и их легко можно было потушить. Бомбы ЗАБ-1э, ЗАБ-2,5т относились к разряду суббоеприпасов — ими снаряжали ротативно-рассеивающие авиабомбы РРАБ, а также сбрасывали группами из кассет-ведер. Зажигательные авиабомбы калибра 1,5–2,5 кг снаряжаются термитными составами. Бомбы калибром более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения — на самолете их размещали на замках бомбодержателей и сбрасывали в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания. Всего было выпущено 5,8 млн. зажигательных бомб всех видов.
Зажигательная авиационная бомба ЗАБ-500
Бомба предназначалась для поражения целей посредством загущённой зажигательной смеси, имеющей высокую температуру горения (бензин, керосин, толуол). Загущенная огнесмесь дробилась взрывом на крупные куски, которые разбрасывались на большое расстояния и горели с температурой 1000–1200°С в течение нескольких минут. Огнесмесь прилипала к различным поверхностям и трудно удалялась с них. Горение происходило за счет кислорода воздуха, поэтому в радиусе действия бомбы образовывалось значительное количество отравляющей двуокиси углерода. Для повышения температуры горения огнесмеси до 2000–2500°С в нее добавляли порошки горючих металлов. Благодаря прочному корпусу бомба была способна пробивать стены и крыши зданий, поражая внутренние помещения. Основными целями для ЗАБ-500 являлась авиационная техника на стоянках, автомобили, установки РЛС, небольшие здания и живая сила противника. Минимально допустимая высота применения 750 м. Всего было выпущено 3,5 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 500 кг; масса боевой части – 480 кг; длина – 2142 мм; диаметр – 321 мм.
Зажигательные ампулы АЖ-2 с дополнительными взрывателями
Контейнер АБК-П-500 с зажигательными ампулами АЖ-2К
Авиационные жидкостные жестяные ампулы АЖ-2 калибра 125 мм, снаряженные самовоспламеняющимся сгущенным керосином марки КС пришли на смену стеклянным ампулам АК-1 и выпускалсись с 1936 г. Их изготавливали путем штамповки двух полусфер из тонкой латуни толщиной 0,35 мм, а с 1937 г. с белой жести толщиной 0,2-0,3 мм. Конфигурация деталей для производства жестяных ампул сильно варьировалась. В 1937 г. в производстве состояли АЖ-2 из полусферы с заливочной горловиной и второй полусферой из четырех сферических сегментов. В начале 1941 г. были опробованы технологии производства АЖ-2 из черной жести (тонкого проката 0,5-мм декапированного железа). Детали корпусов АЖ-2 стали соединять при помощи закатки краев и утапливания шва заподлицо с контуром сферы. В 1943 г. ампулы дополнили взрывателями из термореактивной пластмассы. При встрече с прочной преградой корпус ампулы АЖ-2КС разрывался, как правило, по спаечным швам, зажигательная смесь выплескивалась и воспламенялась на воздухе с образованием густого белого дыма. Температура горения смеси достигала 800°С. Наряду с АЖ-2 использовалась модификация увеличенной емкости – двухлитровые ампулы «АЖ-4» в шарах диаметром 260 мм. Ампулы загружали в специальные контейнеры (кассеты) мелких бомб. Всего было выпущено около 6 млн. ампул различных модификаций. ТТХ АЖ-2: полная масса — без взрывателя – 1,5 кг., со взрывателем – 1,9 кг., полная емкость – 0,9 л.
Противотанковая авиабомба ПТАБ-2,5
Бомба с кумулятивным зарядом предназначалась для поражения бронетехники. Впервые бомбы были применены в 1943 г. в битве на Курской дуге. Корпуса бомб и клепаные стабилизаторы перисто-цилиндрической формы изготавливали из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для увеличения осколочного действия на цилиндрическую часть авиабомб дополнительно надевали стальную 1,5-мм рубашку. Взрыватель – донный. Бомбы снаряжались в кассеты от 22 до 86 штук в зависимости от типа контейнера. Максимальное количество бомб помещалось в универсальный бомбоотсек штурмовика Ил-2 (280 шт.). Минимальная высота бомбометания – 70 м. Всего за время войны было изготовлено 14,6 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 2,5 кг; масса ВВ – 1,5 кг; длина – 355-361 мм; бронепробиваемость – 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм при 90°.
Рисунок авиабомбы ПЛАБ-100
Противолодочная бомба ПЛАБ-100 была принята на вооружение в 1941 г. Она предназначалась для поражения подводных лодок с высот 300-800 м. Бомба состояла из корпуса, парашютной коробки с парашютом и расцепляющего механизма. При сбрасывании бомбы с самолета вытяжная стропа, срывая крышку, извлекала тормозной парашют из коробки и запускала замедлители петарды расцепляющего механизма. Спустя 4-5 секунды она срабатывала, освобождая боеприпас от тормозного парашюта и его транспортировочной коробки. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: длина – 1046 — 1062 мм; диаметр — 290 мм; размах стабилизатора — 310 мм; масса — 100 кг; масса ВВ — 70 кг; толщина стенок – 3 мм.
Авиабомба АНАБ-2
Вспомогательная аэронавигационная морская бомба, выпускавшаяся с 1936 г. и служила для визуального фиксирования отправной точки на водной поверхности при измерении углов сноса и путевой скорости. Кроме того, их применяли для постановки «вспомогательной точки прицеливания» на местности и маркирования заданной точки на водной поверхности. АНАБ транспортировали в кабине штурмана и сбрасывали вручную. Головная часть бомбы выполнена из 0,25-мм белой жести, хвостовая часть — из 0,75-мм декапированного железа, состояла из двух разделенных диафрагмой камер – поплавковой и камеры под снаряжение. Поплавковую камеру оживальной формы с приваренным стабилизатором оснащали газоотводящими трубками. Головные части заполняли раствором флуоресцина в ацетоне и фосфористого кальция (снаряжение дневного действия), а заливное отверстие закрывали крышкой и запаивали. При ударе о водную поверхность головная часть разбивалась, освобожденный груз тонул, а жидкость, растекаясь по поверхности воды, образовывала яркое зеленовато-желтое пятно протяженностью 9-10 м. Хвостовая часть через 2-3 секунды всплывала и, приняв через трубку и донное отверстие воду, «запускала» реакцию разложения фосфористого кальция. При этом образовывался жидкий фосфористый водород, воспламенявшийся на воздухе и зажигавший смесь фосфина. Горения сопровождалось выделением белого дыма. Кроме того, пламя бело-желтого цвета имело вид факела высотой 20 — 25 см с продолжительностью горения 1 — 1,5 минуты, после чего еще 10 — 15 минут можно было наблюдасть вспышки с интервалом 5 — 15 с.
Рисунок гидростатической бомбы ГАБ-100Д
Гидростатические (плавающие) боеприпасы предназначались для постановки на море маскирующих дымовых завес с целью прикрытия ими атаки и маневров своих кораблей. В 1939 г. на вооружение была принята плавающая авиабомба ПАБ-100. В 1944 г. боеприпас получил наименование ГАБ-100Д. Корпус авиабомбы состоял из двух поперечных половин, соединенных между собой на резьбе. В передней части содержалась дымовая смесь, а задняя выполняла роль поплавковой камеры. Бомба сбрасывалась со специальным парашютом. Взрыватель – мговенного действия. ТТХ бомбы: масса заряда – 40 кг; время образования дыма – 7 — 10 минут.
Рисунок дымовой бомбы ДАБ-100-80ф
В годы войны на вооружении стояли две дымовые авиабомбы: ДАБ-25 и ДАБ-100. С 1944 г. они получили обоначение ДАБ-25-30Ф и ДАБ-100-80Ф. Боеприпасы предназначались для постановки на местности маскирующих дымовых завес с целью прикрытия атак и маневра своих войск, а также ослепления огневой системы обороны противника (авианаводчиков и корректировщиков артогня). Боеприпасы изготавливали в сварных корпусах, штампованных и свальцованных из листовой стали. Оперение – четырехперистое, взрыватель – мгновенного действия. ТТХ ДАБ-25-30Ф: масса – 15 кг; масса заряда – 17 кг белого фосфора; диаметр – 203 мм; толщина стенки – 4 мм; время образования дыма – 3 — 5 минут. ТТХ ДАБ-100-80Ф: масса – 100 кг; толщина стенки – 3 мм; время образования дыма – 5 — 10 минут; протяженность дымовой завесы – 100 — 1500 м; высота завесы – 50 — 80 м.
Осветительная бомба САБ-3М
Рисунок осветительной бомбы САБ-100-55
Осветительные (светящие) авиабомбы, относящиеся к боеприпасам вспомогательного назначения, применяли в ночных операциях разведывательной и бомбардировочной авиации в ходе визуальной разведки и освещения местности при прицельном бомбометании, в совместных действиях авиации с кораблями ВМФ и авиации с артиллерией. Последнее заключалось в корректировке артиллерийского огня с самолетов, наведении кораблей и подводных лодок ночью на флот противника, бомбардировщиков — на цели, а также в освещении местности при посадках самолетов вне аэродромов. В период войны СССР выпускал четыре типа осветительных бомб: САБ-3 и САБ-3М, САБ-50-15, САБ-100-55. Бомба состояла из трех основных узлов: корпуса из тонкой листовой стали, осветительного пиротехнического факела в бумажной гильзе и парашюта. При сбрасывании бомбы на заданной дистанции пиротехнический факел воспламеняется и давлением пороховых газов вместе с парашютом выталкивается из корпуса авиабомбы. Выброшенный из корпуса горящий факел медленно снижается на парашюте, освещая местность. Наиболее распространненая бомба САБ-50-15(2.000.000 — 2.200.000 свечей) использовавшаяся на высоте 2000 м создавала световое пятно в радиусе 3000 м. Время горения – около 4,5 минут. Масса – 55 кг; толщина корпуса – 04 мм. Всего в период войны было выпущено 602 тысячи осветительных бомб всех типов.
Фотоосветительная авиабомба ФОТАБ-50-35
Авиабомба являлась источником света при ночном воздушком фотографировании. Она представляла собой заряд пиротехнического состава, заключенный в оболочку авиационной бомбы и дающей мощную вспышку. Этого освещения было достаточно, чтобы в ночных условиях получать качественные аэрофотоснимки с высоты до 7500 м. Иногда бомба использовалась среди ночи для подавления наводчиков зенитных орудий посредством мощной вспышки. ТТХ бомбы: максимальная сила света – 500 млн. свечей; продолжительность вспышки – 0,1 — 0,2 с; время падения – 27 с; длина – 890 мм; масса – 35 кг; диаметр – 203 мм.
Рисунок агитационной авиабомбы АГБ-100-30
Агитационные бомбы предназначались для разбрасывания листовок и других агитматериалов на территории противника. Бомба состояла: из пустотелого разборного корпуса, который заполнялся листовками перед использованием; вышибного заряда для выталкивания агитационных материалов; дистанционного взрывателя, обеспечивающего срабатывание вышибного заряда на определенном расстоянии или высоте. Бомба была создана в габаритах ФАБ-100. Ее корпус был выполнен из фанеры и весил не более 20 кг. Вдоль корпуса была установлена труба с пороховой петардой, позволяющая взрывом разкрыть корпус на заданной высоте. Снаряжали бомбу листовками в виде рулонов массой 2,7 — 3,2 кг каждый. Листовка имела формат 206х146 мм. Сбрасывали бомбу, как с наружных, так и с внутренних бомбодержателей. В зависимости от погоды высота сброса составляла от 50 до 500 м.
Контейнер РРАБ
Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и других авиационных бомб массой 1-2,5 кг в СССР были разработаны разные носители – стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ (ротативно-рассеивающие авиационные бомбы). Боеприпасы устанавливались хвостовым оперением под 45º к основной продольной оси. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении заданной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за действия центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая большую площадь. Изготавливали РРАБ в трех вариантах: до одной тысячи килограммов (РРАБ-1); до полутонны (РРАБ-2); до 250 килограммов (РРАБ-3). Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенами, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Все РРАБ были аналогичной конструкции: В РРАБ-1 помещалось: 84-130 бомб типа АО-8, 100 – типа АО-10, 50 – АО, 260 – АО-2,5. В РРАБ-2 помещалось: 50-78 бомб типа АО-8, 66 – ЗАБ-10, 25 – АО-20, 260- АО-2,5. В РРАБ-3 помещалось 34 бомбы АО-8, 25 – ЗАБ-10 или АО-10, 18 – АО-20, 116-АО 2,5, 126 – ПТАБ-2,5.
Реактивные снаряды РС-82
Направляющие с РС-82 под крылом штурмовика Ил-2
РС-132
Пе-2 с подвеской десяти реактивных снарядов PC-132
Реактивный снаряд РС-82 (класса воздух-воздух) впервые был применен в 1939 г. истребителями И-16 при разгроме японских войск на реке Халхин-Гол. К 1942 г. были созданы промышленные пусковые установки для самолетов И-153, СБ и ИЛ-2. В ходе советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет PC-132 (класса воздух-земля). Эффективность применения реактивных снарядов в воздушном бою, а также при стрельбе по одиночным наземным целям (танкам, автомобилям и т. п.) была крайне низкой, поэтому их применяли для залповой стрельбы по площадям. Снаряд состоял из головной боевой и реактивной части (порохового реактивного двигателя). Боевая часть была снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого использовался контактный или неконтактный взрыватели. Реактивный двигатель имел камеру сгорания, в которой был помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. Стабилизация снаряда в полете обеспечивалась с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев. Головка снаряда тупая, с надрезами на оживальной части. В 1935-1936 гг. ракеты PC-82 запускали с авиационных пусковых устройств бугельного типа, которые имели большое лобовое сопротивление и заметно снижали скорость самолета. В 1937 г. была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Позднее и в пусковых устройствах для PC-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образным профилем. Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов. В 1942 г. авиационные снаряды PC-82 и PC-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13. ТТХ РС-82: калибр – 82 мм; длина снаряда – 600 мм; масса ВВ – 360 г; вес ракетного топлива – 1,1 кг; полная масса снаряда – 6,8 кг; скорость – 340 м/с; дальность – 6,2 км; радиус сплошного осколочного поражения – 6-7 м. ТТХ РС-132: калибр – 132 мм; длина снаряда – 845 мм; масса ВВ – 900 г; вес ракетного топлива – 3,8 кг; полная масса снаряда – 23 кг; скорость – 350 м/с; дальность – 7,1 км; радиус сплошного осколочного поражения – 9-10 м. Известны следующие модификации РС-82: РБС-82 (бронебойный вариант, бронепробиваемость до 50 мм); РОС-82 (реактивный осколочный снаряд); РОФС-82 (вариант с осколочно-фугасной боевой частью); ЗС-82 (зажигательный РС); ТРС-82 (турбореактивный снаряд). РС-132 имел такие модификации: БРС-132 (бронебойный вариант, бронепробиваемость до 75 мм); РОФС-132 (вариант с осколочно-фугасной боевой частью); РОС-132 (осколочный снаряд); ЗС-132 (зажигательный снаряд); ТРС-132 (турбореактивный снаряд).
Поделиться в:
Принцип действия
Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.
Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.
Эффективность
Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:
- Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
- Поражение осколками корпуса.
- Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).
Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.
Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.
Перспективы
Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.
ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.
Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.
Какие бывают бомбы
Какие бывают бомбы? Ну что за вопрос — фугасные, зажигательные… на этом познания 90% населения обычно и заканчиваются. На самом деле существуют несколько десятков разновидностей авиационных бомб, и в этой статье, я постараюсь охватить большую часть их разновидностей.
Агитационные бомбы
Попытки сбрасывать листовки с самолетов, а это возможно только с небольшой высоты, чтоб не разнесло ветром, обычно заканчивались плачевно для этих самолетов. Решение данной проблемы потребовало серьезного вмешательства в дело конструкторов-оружейников, которые и разработали особый тип авиационного снаряда, известного как агитационная бомба. Причем, гуманные советские конструкторы, в отличие от западных коллег, сделали бомбу максимально «безопасной» — её корпус был выполнен из дерева. Смеяться тут нечего, стоит помнить, что после разрыва «обычного» агитационного реактивного снаряда, на окопы падал и его 17-килограммовый корпус.
ФАБ-5000М-54 во всей красе. Только подумайте — 5000 кг тротила!
Аэронавигационные морские бомбы
Боеприпасы вспомогательного назначения, применявшиеся в годы ВОВ. Они служат для визуального фиксирования отправной точки на водной поверхности при измерении углов сноса и путевой скорости. Кроме того, их применяли для постановки «вспомогательной точки прицеливания» на местности и маркирования заданной точки на водной поверхности. При ударе о воду, бомба оставляет на ней яркое пятно 10 метров в диаметром, которое затем начинает испускать хорошо заметный столб дыма на протяжении примерно 15 минут.
Бронебойные бомбы
Бомбы весом от 250 до 1000 кг., предназначенные для поражения хорошо бронированных целей, таких как крупные надводные корабли. Имеют значительно утолщенную переднюю часть, снаряжены тротилом или «морской смесью» (гексоген, тринитротолуол и алюминиевая пудра в специальных пропорциях).
Гидростатические дымовые бомбы
Предназначены для постановки дымовой завесы на море. С учетом сложности применения, применялись редко, чаще заменяясь плавающими сигнальными дымовыми авиационными шашками. Кстати, сухопутные версии дымовых авиабомб, в СССР по-крайней мере, на вооружение так и не поступили.
ФАБ-50. Эхо войны, к счастью, уже беззвучное
Зажигательные бомбы
Печально известный, начиненный легковоспламеняющимся составом снаряд, поджигающий любую поверхность и приносящий ужасающие разрушения.
Кассетные бомбы
Это не какой-то отдельный вид авиабомбы, а скорее способ «упаковки». Представляет собой тонкостенную «капсулу», внутри которой находится множество более мелких снарядов различного назначения (противотанковых, противопехотных, зажигательных и т.п.) массой до 10 кг.
Осветительные авиабомбы
Боеприпасы вспомогательного назначения. Благодаря большой концентрации световой энергии в единице объема боевого заряда, компактности и простоте обращения, а также возможности транспортировки на большие расстояния осветительные авиабомбы получили широкое применение. Такие боеприпасы использовали в ночных операциях разведывательной и бомбардировочной авиации в ходе визуальной разведки и освещения местности при прицельном бомбометании, в совместных действиях авиации с кораблями ВМФ и авиации с артиллерией.
Осколочные авиабомбы
Осколочные бомбы относятся к классу боеприпасов основного назначения и предназначены для поражения осколками живой силы противника на открытой местности при движении в походных колоннах, а также в боевых порядках на поле боя. Кроме того, эти боеприпасы применяют по артиллерии противника, расположенной на открытых позициях или в легких укрытиях, и по боевым машинам с легким броневым покрытием. Пожалуй, это семейство авиабомб наиболее разнообразное, включающее бомбы разного калибра, веса, способа применения.
РС-132 на подвеске. Неслучившаяся реактивная авиабомба.
Противолодочные авиабомбы
Противолодочные авиабомбы предназначены для нанесения поражения подводным лодкам с высоты 300-800 м. Её боевого заряда будет достаточно, чтобы разрушить сварные швы корпуса подлодки, если «уложить» боеприпас в 8-10 м от цели.
Противотанковые авиабомбы
Особый тип авиабомб, предназначенный для борьбы с танками противника, появившийся в годы Великой Отечественной войны. «Промежуточный» калибр — достаточно небольшие, чтоб взять на борт штурмовика достаточное количество, и достаточно мощные, чтоб при близком взрыве пробить сравнительно тонкую броню крыши башни или кормы танка. Штурмовики Ил-2 оснащали четырьмя крыльевыми контейнерами таких бомб (ПТАБ). В центральные умещалось по 72 таких боеприпаса, в крайние — по 68. По одной цели расходовали содержимое одного — двух контейнеров.
Ракетные авиабомбы
Знаете ли вы, что…
…германские и советские противотанковые пушки
имели взаимозаменяемые снаряды?
Задача авиабомбы, это среднеарифметическое между двумя противоречиями — попасть точно, и с достаточной кинетической скоростью. Первое достигается малой высотой сброса бомбы, второе, напротив, высокой. Устранить это противоречие можно с помощью дополнительного ускорителя авиабомбы, ведь чем выше скорость, тем сильнее удар… Ещё в 1936 г. было подсчитано, что для гарантированного уничтожения такой цели, как линкор, вес авиабомбы должен составлять 2 тонны, а сброшена она должна быть с высоты 4 км. Применение простейшего ракетного двигателя позволяло в несколько раз снизить оба требования. Забегая вперед, хочу отметить — супербомбы в годы ВОВ изготовить так и не получилось, зато известные реактивные снаряды РС-132 и их производные (правильнее РАБ-132, ракетная авиабомба) — прямые потомки эксперименты по «разгону» авиационных бомб.
Рассеивающие авиабомбы
Для массового применения малогабаритных осколочных, фугасных, химических и зажигательных авиабомб калибрами от 1 до 25 кг разрабатывали не только стационарные кассеты и контейнеры для установки на самолетах и аэростатах, но и ротативно-рассеивающие кассеты, послужившие предтечей сбрасываемым авиационным боеприпасам кассетного типа. За счет установки хвостового оперения под углом 45˚ к продольной оси, боеприпас после сброса на траектории начинал вращаться с большой частотой. По достижении критического значения скорости вращения кольца из тросов с ослабленными сечениями, стягивающие тонкостенный корпус, под действием центробежных сил разрывались, и боевое снаряжение рассеивалось на большой площади. В отечественных ВВС использовали ротативно-рассеивающие авиабомбы трех калибров — РРАБ-1 калибром 1000 кг, РРАБ-2 калибром 500 кг и РРАБ-3 калибром 250 кг.
Фотобомбы
Ночная фотосъемка считалась более эффективной, поскольку позволяла фотографировать в условиях, когда противодействие истребительной авиации и ПВО противника затрудняла темнота. Такая аэрофотосъемка требовала мощных световых источников и специальных фотоматериалов, благодаря чему ночной снимок соответствовал бы нормальному дневному и не требовал специальных правил дешифровки. Однако при этом источник света должен быть кратковременным, с высокой интенсивностью и необходимым спектром излучения. Фотобомбы начинялись измельченным сплавом алюминия с магнием и бариевой селитрой. При падении они чрезвычайно ярко светились (среднее значение — 261 млн. свечей), средняя продолжительность вспышки составляла 0,177 с, что было вполне достаточно, чтобы в аппаратуре фоторазведчиков использовать фотопленку типа изохром отечественного производства с высот 1000-1300 м.
Осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-250-70.
Фугасные авиабомбы
Фугасные авиабомбы всегда составляли наиболее важную и многочисленную часть авиационных боеприпасов в классе авиабомб основного назначения. Основными калибрами были 50, 100, 250, 500 и 1000 кг с корпусами из многочисленных деталей, соединенных между собой сплошными или прерывистыми сварными швами. Обозначались такие снаряды как ФАБ — фугасная авиабомба.
Химические авиабомбы
Авиационные бомбы начиненные вместо взрывчатки боевыми отравляющими веществами.
Источник: Александр Фролов, компиляция по книге «Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.»