Отечественные тягачи повышенной проходимости отличаются от многих западных аналогов ходовыми характеристиками, мощностью и возможностями, но вместе с тем уступают по части комфорта. КамАЗ 4310 продолжительное время оставался для Камского автозавода приоритетной моделью. Отметим, что машина изначально производилась для потребностей армии, после чего начала распространяться среди строительных, производственных и торговых компаний по всему СНГ. Впервые тягач КамАЗ модели 4310 появился на свет в 1981 году, когда с конвейера завода сошел первый грузовой автомобиль.
Назначение
Поступивший в Вооруженные Силы СССР КАМАЗ-4310 стал использоваться как многоцелевой грузовой автомобиль повышенной проходимости для перевозки грузов и личного состава. С установленными на базе автомобиля КУНГами, машина стоит на вооружении в качестве передвижных мастерских, штабов или медицинских пунктов. Довольно часто КАМАЗ-4310 используется для организации работы подразделений МЧС и геолого-разведочных экспедиций. В качестве бортового грузового автомобиля его применяют для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения, при строительстве, в охотхозяйствах и на различных производствах. Довольно часто можно встретить КАМАЗ-4310 с установленным подъемным оборудованием и специальным прицепом для погрузки и перевозки древесины в лесозаготовительной отрасли. По заказу некоторые комплектации машины оснащались спальным местом водителя, что давало возможность отдохнуть водителю при перевозках грузов на значительные расстояния. Автомобиль имеет военное происхождение, поэтому конструкция и все системы рассчитаны на эксплуатацию в условиях плохих дорог, в любую погоду и во всех климатических зонах.
Стоимость подержанного грузовика КамАЗ-4326
На электронных досках объявлений можно найти немало предложений к продаже автомобилей данной модели (в особенности, в тех регионах, где хороших дорог нет и не предвидится). Разброс цен довольно большой, напрямую зависящий не только от года выпуска автомобиля, но и от специальных надстроек, которые установлены на его шасси. К примеру, за вахтовый автобус 2011 года выпуска в Когалыме просят 1 200 000 рублей. Телескопический автогидроподъёмник АГП-22М на базе КамАЗ-4326 2013 года выпуска в Благовещенске оценивается в 1 650 000 рублей. За ямобур – буровую установку на базе ПСКБМ-1 – просят в Ярославской области 2 200 000 рублей.
Особенная тема – вахтовки и кунги, переделанные в «дома на колёсах», обладающие высокой степенью автономности и предназначенные для затяжных выездов на охоту и (или) рыбалку. Так, непритязательный и спартанский, переделанный для охоты вахтовый автобус на шасси КамАЗ-4326 2000 года выпуска продаётся за 1 000 000 рублей. Более или менее комфортабельный «дом на колёсах»: с газовой плитой и оборудованием, резервуаром для воды, с возможностью её подогрева, металлической раковиной и компактным душем, спальными местами и обеденным столом, и т.п., также 2000 года выпуска идёт за 2 200 000 рублей. Предлагается и практически «люксовый» вариант самодельного комфортабельного кунга, на базе КамАЗ-4326 2009-го года выпуска, за который просят 3 миллиона рублей.
Технические характеристики
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 10000 по шоссе 7000 по грунту |
Полная масса, кг | 15000 |
Снаряженная масса, кг | 8410 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 7650 х 2500 х 2900 |
Размеры платформы (ДхШхВ), мм | 4800 х 2320 х 500 |
Погрузочная высота, мм | 1530 |
Дорожный просвет, мм | 365 |
Колесная база, мм | 3340 + 1320 |
Колея передних/ задних колес, мм | 2010/ 2010 |
Наружный радиус поворота, м | 11,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Расход топлива, л/100 км | 30 |
Объем топливного бака, л | 125 х 2 |
Запас хода, км | 830 |
Двигатель: КамАЗ-740.10 | |
Дизель четырехтактный 8-цилиндровый V-образный 90° верхнеклапанный жидкостного охлаждения | |
Диаметр цилиндра, мм | 120,0 |
Ход поршня, мм | 120,0 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Степень сжатия | 17 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) (с ограничителем числа оборотов) | 210 (154) при 2600 об/мин |
Крутящий момент, кГс*м (Нм) | 65,0 (637) при 1500-1800 об/мин |
Трансмиссия | |
Сцепление | двухдисковое сухое |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая (синхронизаторы 2, 3, 4, 5) |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая (1,692:1 и 0,917:1) с блокируемым межосевым дифференциалом (1:2) |
Главная передача | двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (7,22:1) |
Привод переднего моста | постоянный неотключаемый |
Привод задних мостов | последовательный проходной |
Размер шин/модель | 1220×400-533/ ИП-184 |
Проходимость | |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
Преодолеваемый подъем, град. | 31 |
Силовой агрегат
На КамАЗ-4310 устанавливали силовую установку КамАЗ-740.10, сила которой составляла 210 лошадей. Также предусматривался и более лучший модифицированный КамАЗ-740.20, мощность какого уже составляла 220 лошадиных сил. В дальнейшем на машины стали ставить 430-сильные 8-цилиндровые силовые агрегаты.
Расход Топлива
На 100 км КамАЗ-4310 расходует 31 л горючего. Грузовик имеет два топливных бака объемом по 125 л. Запас хода техники составляет 830 км.
Трансмиссия
Она была представлена 5-скоростной механической коробкой переключения передач, где есть синхронизаторы на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й скоростях. Раздатка идет с наличием двухступенчатого редуктора и цилиндрического блокируемого межосевого дифференциала планетарной разновидности, который распределяет крутящий момент промеж постоянно подсоединенным мостом, установленным впереди, и задними мостами в пропорции 1:2.
Управляется раздатка дистанционным методом с применением электропневматического привода переключения скоростей. Привод устройства блокировки дифференциала представлен пневматическим методом с ДУ.
Подвеска
Она является независимой, где впереди она стоит на полуэллиптических рессорах с амортизаторами и задними скользящими концами рессор. Подвеска, установленная сзади, является балансирной и стоит тоже на полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, где конечные части рессор – скользящие.
Техническая составляющая трехмостового грузового автомобиля позволяет ему преодолевать броды глубиной вплоть до 1.5 метра, что делает его явным лидером по бездорожью.
Тормозная система
Она имеет барабанные устройства и двухконтурный пневматический привод. Есть наличие стояночного тормоза, запасного и вспомогательного. Барабаны имеют в диаметре 400 мм, а ширина накладок составляет 140 мм, разжим – кулачкового типа.
Управление рулем
Оно представлено наличием механизма с винтом, шариковой гайкой и поршнем-рейкой, какая зацепляет зубчатый сектор вала сошки. Помогает управлять такой большой машиной гидравлический усилитель рулевого колеса. С подобными усилениями машина хорошо едет даже по бездорожью.
Электрическое оборудование
Напряжение составляет 24В. Самих батарей 2 штуки. Есть наличие генератора и регулятора напряжения. Электросхема КамАЗ 4310 представлена ниже.
Лебедка
Конструкторы даже предусмотрели применение лебедки барабанного устройства, где есть червячный редуктор и ленточный тормоз. Трос может растягиваться до 83 метров.
Очень важно вовремя проводить профилактический осмотр, дабы восстановить рабочую техническую составляющую машины и продолжить срок ее эксплуатации.
Грузоподъемность варьируется от 5 000 до 6 000 кг. Снаряженная масса – 8 410 кг. Полный вес грузового автомобиля – 15 000 кг. Предельный скоростной режим упирается в 80 км/ч. Расход горючего на 100 километров при скоростном режиме до 40 километров в час составит 31 литр.
Данный расход может изменяться в зависимости от технического состояния машины и условий эксплуатирования. Предельный преодолеваемый подъем – 31 градус. Машина сможет преодолевать брод, глубина какого составляет 1.5 метра. Самый маленький радиус поворота составит 10.8 м. Высота дорожного просвета на уровне 365 мм, что очень хорошо.
Динамические показатели:
- максимальная скорость 85 км/час;
- разгон до 60 км/час – 35 сек;
- тормозной путь с 40 км/час – 17,2 м;
- выбег техники с 50 км/час – 600 м.
Массово-габаритные характеристики:
- высота – 3590 мм;
- ширина – 2500 мм;
- длина – 7650 мм;
- колесная база – 3340 мм;
- передняя колея – 2010 мм;
- задняя колея – 2010 мм;
- масса – 8410 кг;
- грузоподъемность – 6000 кг;
- погрузочная высота – 1530 мм;
- наружный радиус поворота – 11200 мм;
- дорожный просвет – 365 мм.
Преимущества и недостатки
Камаз модели 4310 – седельный продуктивный тягач с массой достоинств. Однако есть и недостатки.
Начнем с положительных качеств машины:
- Улучшенная обзорность за счет отсутствия капота
- Отличная проходимость
- Высокий дорожный просвет
- Работает в разных климатических поясах
- Не теряет функции в условиях бездорожья
- Радиус поворота невелик
- Полный привод
- Имеются разные модификации
- Мощность силовых установок
- Превосходная производительность и грузоподъемность
К минусам модели и «собратьев» можно отнести большой расход топлива, минимальный уровень комфорта в салоне, устаревший внешний вид. Также к недостаткам относятся динамические характеристики и простые сиденья.
Устройство автомобиля
Если брать техническое состояние, то для 80-х годов данный КамАЗ вездеход являлся самым отличным грузовым внедорожником, какой умел преодолеть большие помехи, и не боялся крутых подъемов и спусков, мог почти «переплыть» броды, по глубине какие достигали 1.5 метра. Серийный выпуск данной модели начался с января 1981 года, как раз, накануне 26-го съезда Коммунистической партии.
Само наименование показывает, что грузовая машина производилась на мощностях КамАЗ (Набережные Челны). Но немногие знают, что, в действительности КамАЗ-4310 обладает московскими корнями и разрабатывался конструкторским составом от объединения «ЗИЛ». Поручение разработать внедорожную машину инженерный состав принял в далеком 1960 году.
Спустя год утряслись технические составляющие, и на производство выделили 10 лет. За всю продолжительность работ над заказом на предприятиях ЗИЛа собрали около 12 прототипов возможного автомобиля КамАЗ. Интересно, что во время разработок нашли немалое число оригинальных технических внедрений, какие предоставили для инженерного состава ЗИЛа больше 50 авторских свидетельств.
Штатная комплектация грузовика получила совершенно новенький принцип работы ведущих мостов. Модель была оборудована приводом постоянного типа с 4 карданными валами. Штатная конфигурация была вместе с кузовом, который состоял из металлической базы, где был также тент и каркас. Грузовой автомобиль служил для транспортировки пассажиров и разных грузов повышенного тоннажа.
Модель КамАЗ-4310 умеет работать в разнотипных климатических широтах. Может выдерживать температуру от -45 до +50, поэтому является довольно востребованным во многих странах мира.
Салон кабины
Кабина получилась 3-местной и имеет термоизоляцию, которая вместе с шумовой изоляцией позволяет более комфортно себя чувствовать. Не забыли также внедрить независимый отопитель калориферного образца. Кабину можно откидывать с помощью гидравлического подъемника вперед.
Базовая комплектация не имеет спального места, но в качестве отдельной опции его можно установить. Сидение водителя является подрессоренным и может регулироваться по длине, массе и наклону спинки. Вдобавок ко всему, производителем предусмотрено наличие сидений тропической конфигурации.
Понятно, что до европейских аналогов салону КамАЗ-4310 еще очень далеко, но на те времена выпуска кабина была довольно уютной и позволяла не так сильно уставать при долгой работе. Сами сидения довольно простого типа. Панель приборов выглядит в спартанском стиле, но все, что необходимо, вынесено на приборную доску.
Не стоит забывать, что многие экземпляры взяла себе на вооружение армия, где не так важен комфорт, а отдается предпочтение проходимости, надежности и функциональности. Есть возможность опустить козырек при ярком солнечном дне, как для водителя, так для пассажира.
Модификации
Тут будет представлен каталог модификаций КамАЗ-4310. Самая первая модификация получилась такой успешной, что ее стали производить с небольшими изменениями начиная с 1981 года и по 1990-е. Смотря на то, какая была модификация, кабина шла вместе с гидравлической системой наклона вперед, и в качестве отдельной опции можно было установить спальное место.
Уже спустя 8 лет, в 1989 году, завод стал производить дополнительные комплектации, например, в помощь сельскому хозяйству был направлен КамАЗ-43101, укомплектованный скамейками, которые убирались, что в результате предоставляло возможность перевезти до 30 человек. Кроме того, что можно перевезти пассажиров, данная комплектация позволяет использовать прицеп «2ПН-4М». Стандартная комплектация имеет лебедку и обладает дополнительным спальным местом.
Тот же год позволил выйти в свет КамАЗу 43106, который отличался от прошлого исполнения пониженным собственным весом, однако, мог брать на себя на 1 тонну больше (7 тонн). К нему можно было присоединять прицеп, который часто применяли в открытом плане «ГКБ-8350», либо его вариация с откидным тентом.
Модель КамАЗ 4310 лесовоз могла работать в труднодоступных местах и подразумевала наличие прицепа. Автомобиль прекрасно справляется со своими задачами, несмотря на частые перегрузы.
Начало 90-х годов показало всем полукустарную бронированную версию «Тайфун-1». Данная модификация имеет будку, чтобы перевозить солдат, и мощные лобовые пластины брони, какие смогут защитить кабину. Хорошие технические характеристики позволили взять за основу для подобной модификации именно 4310.
Некоторые по ошибке могут считать, что эта модель, как раз, и есть первый вариант новенького антитеррористического бронетранспортера «Тайфун», который сделали по заказам Министерства обороны Российской Федерации. Однако, все не так. Дебютные «Тайфуны» показали только в 2011 году. Это плод общих разработок инженерного состава автомобильной компании Урал и КамАЗ. Их построили не на базе 4310.
Тайфун-1 Также, что очень интересно, компания выпустила спортивную версию автомобиля, которая носила наименование С4310. Цель производства заключалась в участии на ралли-рейдах. Когда строили свою дебютную спортивную машину, специалисты позаимствовали серийный вариант КамАЗ 4310.
Поэтому новой машине присвоили индекс КамАЗ С4310. Если говорить про техническую начинку, то базовый силовой агрегат (210 лошадей) форсировали до 290 лошадиных сил, благодаря внедрению турбокомпрессоров и повышения подачи горючего.
Вдобавок ко всему, двигатель гоночной машины обладал наличием поршней с переменным профилем, гасителей крутильных колебаний, усовершенствовали систему смазки, а охладительная система имела вязкостную муфту и вентилятор с повышенной эффективностью. Ходовка модели обладала жесткими рессорами и специальными амортизаторами.
В согласии со стандартами FIA на грузовик поставили дуги безопасности. Также на внешний вид отличалась марка С4310 от базовой тем, что применили новенький тент, который окрашивали в желтый цвет, в то время, как обычные автомобили шли с тентом зеленого цвета. Сентябрь 1988 года стал первым месяцем участия грузовика на раллийной дороге.
Экипажи команды «КамАЗ-Мастер» принимали участие в ралли Европы «Ельч», который проходил в чертах города Вроцлав в Польше. Машина смогла занять 2-е и 4-е место в личном зачете и 1-е — в командном. Спустя несколько лет, в 1991 году, спортивный грузовик занял 2-е итоговое место на знаменитом ралли-марафоне «Париж-Дакар».
После этого производитель проводил следующие обновления, поэтому уже в 1991 году КамАЗ имел наличие новенького восьмицилиндрового силового агрегата (КамАЗ 7482), который выдавал 430 лошадиных сил. Позже именно этот мотор стал стандартным для серийного КамАЗа.
Основные модификации
КАМАЗ-4310 | Базовая версия. Отличалась укороченной платформой с тентом, задним откидным бортом и откидными сиденьями (на 30 чел.) вдоль бортов. Выпускалась в 1983-1990 годах. |
КАМАЗ-43101(опытный) | Транспортный вариант. Отличался грузовой платформой от КАМАЗ-5320 тремя откидными бортами. |
КАМАЗ-43101 | Модернизированный вариант КамАЗ-4310. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъёмность увеличена до 6 т. Выпускался в 1989-2000 годах. |
КАМАЗ-431010 | Спортивная версия. Изготовлен для ралли Париж-Дакар. В 1992 году участвовал в марафоне Париж-Москва-Пекин. |
КАМАЗ-43102(опытный) | Вариант КАМАЗ-43101 с кабиной со спальным местом. |
КАМАЗ-43103(опытный) | Еще один вариант КАМАЗ-4310 с кабиной со спальным местом. |
КАМАЗ-43105 | Гражданский транспортный. Отличался отсутствием лебёдки и системы регулирования давления в шинах. |
КАМАЗ-43106 | Гражданский транспортный. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20. Выпускался в 1989-2000 годах. |
КАМАЗ-43114 | Модернизированный армейский вариант. Отличается дизелем с турбонаддувом КамАЗ-7403.10 мощностью 260 л. с. Выпускается с 1996 года. |
КАМАЗ-43115 | Модернизированный, гражданский, транспортный. Отличается двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 года. |
КАМАЗ-43118 | Транспортный с увеличенной грузовой платформой. Отличается двигателем КамАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 года. |
КАМАЗ-4410 | Седельный тягач на базе 4310. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 15 т. |
Успешное шасси
Шасси КамАЗ 63501 оснащают различными надстройками: крановыми установками, пожарной техникой и геологоразведочным оборудованием. Он находит применение в различных климатических зонах с движением по сложным трассам; тягово-сцепное устройство автопоезда – крюк-петля.
Автомобиль оснащен двигателем в 360 лошадиных сил с рабочим объемом в 11,76 л. Восьмицилиндровый верхнеклапанный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха четырехтактный двигатель соответствует стандарту Евро-2. На новые модификации устанавливается движок стандарта Евро-3.
Технические характеристики шасси КамАЗ 63501 позволяют перевозить 16 тонн груза, либо нагруженную надстройку, не превышающую этот вес. При этом масса полного автопоезда достигает 37900 кг, максимальная скорость автопоезда – 80 км/ч.
Шасси оснащено двумя топливными баками объемом 350 и 210 литров, расход топлива на 100 км пути – 42 литра. Коробка передач механическая 16-ступенчатая германского производства с механическим дистанционным управлением.
Сцепление однодисковое, диафрагментарное, гидравлический привод оснащен пневмоусилителем. Двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивает не только межосевую, но и межколесную блокировку.
Автопоезд на базе шасси КамАЗ-63501 оснащается четырьмя тормозными автономными системами: рабочая система, управляемая педалью на передней панели кабины грузовика, запасная система (соединенная со стояночной) и вспомогательная. Тормозная система такого типа прошла успешные испытания и отлично зарекомендовала себя на других моделях. Автомашина оснащена ABC.
Шасси КамАЗ-63501 и модификации на базе этого автомобиля в целях увеличения проходимости машины и хорошего сцепления с плоскостью передвижения оснащены односкатными шинами 425/85 R21 специального вездеходного типа с грунтозацепами и пневматической подкачкой воздуха в зависимости от степени загрузки надстройки. Модель 63501 можно купить в дилерских центрах, цена варьируется от 3000000 до 3600000 рублей, пробежные автомобили от 180000 рублей.
На шасси этой модели завод выпускает бортовой грузовик КамАЗ-63501-996 грузоподъемностью 14 тонн. Для грузовика снижена масса прицепа до 11000 кг, полная масса автопоезда не должна превышать 26900 кг. Нагрузка на оси: 11100 кг на переднюю и 15800 кг на заднюю. Также как и базовая модель, грузовик оснащается цельнометаллической комфортабельной трехместной кабиной, которая монтируется поверх двигателя. По желанию покупателя трехместная кабина может быть в двух вариантах: со спальным местом или без него.
Ходовые характеристики КамАЗ-63501-996 не отличаются от базовой модели. Автомобиль создан для эксплуатации по бездорожью, преодолевает угол подъема в 31%, радиус поворота 14 метров, максимальная скорость в загруженном состоянии 90 км/ч. Платформа грузовика с откидными бортами может оснащаться каркасом и тентом. В дилерских центрах цена КамАЗ 63501-996 от 3 до3,5 млн. рублей.