ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БЕТОНОБОЙНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ ВЕДУЩИХ СТРАН НАТО

В связи операцией, которую воздушно-космические силы России проводят в Сирии, в прессе все чаще упоминается о применении необычного вида боеприпасов – бетонобойных или противобункерных бомб. Что это за бомбы, для чего они нужны и чем отличаются от других видов авиационных боеприпасов?

Бетонобойная бомба (БетАБ) – это вид авиационного боеприпаса, который используется для поражения различных укрытий (в основном защищенных железобетонными конструкциями), а также взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов.

По сути, бетонобойные бомбы – это разновидность фугасных авиабомб, которая отличается более толстыми стенками (обычно их изготавливают из высокопрочной легированной стали) и специальным взрывателем. Бетонобойные бомбы имеют большой калибр: от 500 до 1 тыс. кг (например, российская бомба БетАБ-500), иногда используются еще более мощные боеприпасы.

В классической войне БетАБ применяются для уничтожения бункеров противника, его командных пунктов, дотов, береговых батарей, шахтных установок. Однако бетонобойные бомбы с успехом применяются и в противопартизанской войне, что многократно доказано практикой последних лет.

В Афганистане и в Сирии повстанцы используют мощную сеть подземных коммуникаций, которые иногда расположены на достаточно приличной глубине. Афганские моджахеды активно использовали (и продолжают это делать) для своих баз и опорных пунктов естественные пещеры. Бойцы ливанской Хезболлы за много лет создали на границе Израиля разветвлённую сеть туннелей. Причем это не просто наспех вырытые норы в земле, многие из подобных туннелей надежно укреплены, оснащены электричеством и другими коммуникациями.

Для поражения всех вышеперечисленных объектов часто используются бетонобойные бомбы.

Эпоха расцвета этих авиационных боеприпасов пришлась на окончание Второй мировой войны: союзная авиация использовала гигантские противобункерные авиабомбы (массой до 10 тонн) для уничтожения бетонных укрытий нацистских подводных лодок. После появления ядерных бомб и совершенного ракетного оружия разработки в этом направлении стали не так актуальны. Однако в последние десятилетия наблюдается настоящий “ренессанс” противобункерных боеприпасов.

Сейчас разработкой противобункерных боеприпасов активно занимаются в США, России и Израиле.

Существует два основных вида бетонобойных бомб. К первой группе относятся БетАБ свободного падения, которые обычно применяют с большой высоты. Благодаря этому боеприпас набирает большую скорость, за счет чего может поражать глубоко расположенные и хорошо защищенные укрытия. Ко второй группе бетонобойных авиационных бомб относятся боеприпасы с реактивными ускорителями. Их можно применять для бомбометания с малых высот. Часто такие бомбы имеют парашют, который стабилизирует полет боеприпаса под определенным углом. Затем парашют отстреливается и включается реактивный двигатель.

Одним из направлений развития данного вида авиационных боеприпасов является создание кассетных бомб с поражающими бетонобойными элементами. Такие авиабомбы особенно эффективны против взлетно-посадочных полос неприятеля и позволяют гарантировано разрушить покрытие ВПП сразу на больших площадях. Примером такой авиабомбы является российская РБК-500У.

Также продолжается совершенствование и унитарных бетонобойных авиабомб. Большое внимание уделяется улучшению соотношения между массой боеприпаса и его сечением. Кроме того, ведутся исследования относительно новых материалов для корпуса.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. – в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) – 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой
    определяющей этот коэффициент, принято значение
    характеристического времени падения авиабомбы
    — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб: Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
  • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.
  • «Самые-самые» среди авиабомб[править | править код]

    Авиабомбы обычного снаряженияправить | править код

    Grand Slam

    • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
    • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
    • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
    • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
    • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества – 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2022 года.
    • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
    • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
    • ОДАБ-9000[источник не указан 3639 дней
      ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
    • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
    • («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
    • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
    • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
    • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
    • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
    • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

    Ядерные авиабомбыправить | править код

    • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа (8:15).
    • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа г. (11:02).
    • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
    • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
    • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
    • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
    • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
    • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
    • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

    История рождения

    Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.

    Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения

    Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.

    У нас

    Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.

    Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.


    Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью

    По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.

    Ввиду отсутствия технологии создания высокопрочных корпусов авиационных бомб, конструкторы взяли за основу артиллерийский снаряд гаубицы калибром 203 мм. Новый боеприпас имел твердотельный реактивный разгонный блок и боевую часть, содержащую 14,5 кг бризантного взрывчатого вещества.

    Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС

    Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.

    И у них

    Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.

    Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».

    Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.


    Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике

    Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.

    Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».


    Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками

    Обо всех перипетиях грандиозного противостояния бетона нацистов и взрывчатки союзников можно почитать в специализированной литературе, а нам стоит отметить, что англосаксы накопили грандиозный опыт и создали первоклассную конструкторскую школу, успешно работающую и ныне.

    Пересчитать этажи

    Тема более эффективного противобункерного оружия получила развитие и в дальнейшем. В боевых действиях в Югославии (операция «Союзная сила») ВВС США применили «перспективную унитарную проникающую» (английская аббревиатура AUP) боевую часть BLU-116. По габаритам она точно соответствовала старой доброй BLU-109, однако сам снаряд, пробивающий бетон, имел меньший калибр. При этом он был заключен в кожух большего диаметра- из алюминиевого сплава. Для изготовления самого «стержня» использовался твердый сплав стали, никеля и кобальта марки 9430 М. Боевая часть BLU-116 применялась в составе авиабомб с лазерным наведением GBU-24 C/B и GBU-24 D/B

    Главное, что отличало снаряд нового поколения, — это возможность проникновения сквозь бетонные препятствия толщиной до 6 м и, что немаловажно, умение работать с бетонными сооружениями сложной конструкции. BLU-116 снабжалась HTSF (FMU-157D) — так называемым умным взрывателем для твердых целей

    Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот. Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера.

    Давно отгрохотали битвы американцев с Саддамом, относительно тихо на Балканах. В наши дни одной из самых жгучих тем стала ядерная программа Ирана, которую США и некоторые их союзники стремятся прекратить любыми методами, не исключая и силовой. На Западе считается, что Исламская Республика Иран уже спрятала или вот-вот спрячет свои ядерные секреты двойного назначения под толщей камня и бетона, в секретные горные бункеры. Понимая, что иранцы, скорее всего, усвоили уроки Саддама и позаботятся о сохранности своих достижений лучше, чем иракский сосед-недруг, Америка приготовила новый сюрприз.

    Ни много ни мало 60 м армированного бетона сможет пробить супербомба компании Boeing под названием GBU-57, или Massive Ordnance Penetrator (MOP). Этот гигант по длине сравним с GBU-28 (6,2 м), но ни в какое сравнение не идет с ней по толщине корпуса (80 см против 35). Сигарообразная бомба весит 13,6 т, что превышает на несколько тонн любую из бетонобойных супербомб Второй мировой и в несколько раз тяжелее GBU-28 (2268 кг). MOP имеет лазерное наведение при поддержке GPS, а к цели ее доставит малозаметный для радаров стратегический бомбардировщик B-2A Spirit. В ноябре прошлого года было объявлено о поставке ВВС первой партии сверхмощных бомб из общего заказа в 20 штук, что говорит о серьезной подготовке к вероятному удару по заглубленным целям. Предназначаются ли все бомбы одному Ирану, Ирану и Северной Корее или есть другие потенциальные адресаты, неизвестно.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БЕТОНОБОЙНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ БОЕПРИПАСЫ ВЕДУЩИХ СТРАН НАТО

    Министерства обороны США, Великобритании, Германии и Франции в начале 1990-х годов выработали требования к боеприпасам (БП) с повышенной проникающей способностью. Такие БП требуются для поражения важных подземных объектов противника, защищенных железобетонными перекрытиями толщиной до 6 м. В настоящее время в достаточном количестве производятся боеприпасы только одного типа, способные поражать подобные объекты. Это BLU-113, входящие в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и -37 (масса 2.130 кг), которые могут размещаться на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E и в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А. Таким образом, руководство вооруженных сил (ВС) перечисленных и некоторых других стран заинтересовано в создании новых, более легких боеприпасов этого типа, что позволит применять их и с других носителей, имеющих ограничение по массе и размерам БП, размещаемых на пилоне.

    Европейские и американские специалисты выдвинули две концепции создания бетонобойных боеприпасов массой не более 1.000 кг. Согласно европейской концепции предлагается разработка тандемных бетонобойных боевых частей (ТББЧ) нового типа. На вооружении ВВС Великобритании уже имеются бетонобойные суббоеприпасы с тандемным размещением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, входящие в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и применяемые для повреждения взлетно-посадочных полос. Однако в связи с малыми размерами и небольшой мощностью заряды SO-357 не способны поражать заглубленные подземные объекты. Предлагаемая типовая ТББЧ новой конструкции состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ) и одного или нескольких кумулятивных зарядов (КЗ), расположенных перед основной боевой частью (ОБЧ). Корпус ОБЧ должен изготавливаться из прочных материалов на базе вольфрамовой стали с добавлением других тяжелых металлов со сходными свойствами. Внутри размещается заряд взрывчатого вещества (ВВ), а в донной части — программируемое взрывательное устройство (ВУ). По утверждению разработчиков, потеря кинетической энергии ОБЧ в результате ее взаимодействия с продуктами детонации не превышают 10% начального значения. Подрыв кумулятивного заряда осуществляется на оптимальном расстоянии от цели по данным от ОНВУ. В образовавшееся в результате взаимодействия кумулятивной струи (КС) и материала преграды свободное пространство входит ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды .взрывается внутри объекта. Лабораторные исследования подтвердили, что глубина проникновения бетонобойных боеприпасов в преграду зависит главным образом от скорости соударения, физических параметров взаимодействующих тел (плотность, твердость, предел прочности и т.д.), параметра M/S (соотношение массы БЧ и площади поперечного сечения), а для ТББЧ – еще и от диаметра кумулятивного заряда.

    В ходе испытаний этого ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения 260 – 335 м/с) было установлено, что они способны проникать в грунт средней плотности на глубину 6–9 м и затем пробивать железобетонные плиты общей толщиной 3–6 м. Кроме того, боеприпасы с такими боевыми частями могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных БП, значениях кинетической энергии, более острых углах подхода (угол между плоскостью касательной к точке пересечения продольной оси боеприпаса с поверхностью цели в момент соударения и самой осью) и менее острых углах атаки (угол между продольной осью боеприпаса и вектором скорости его центра масс в момент соударения).

    Американские специалисты пошли по пути усовершенствования унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенность применения боеприпасов с такими БЧ заключается в том, что им необходимо сообщать значительную кинетическую энергию, в результате чего повышаются требования к прочности корпуса. При разработке новых боеприпасов проводились обширные научные исследования по созданию особо прочных сплавов для изготовления корпуса и нахождению его оптимальных геометрических размеров, например формы носовой части. Для увеличения значения параметра M/S (что обеспечит большую проникающую способность) предложено при прежних габаритных размерах существующих боеприпасов увеличить толщину их оболочки за счет уменьшения количества ВВ в БЧ. К достоинствам новых унитарных боевых частей следует отнести относительную простоту конструкции и их более низкую по сравнению с ТББЧ стоимость. В результате проведенных испытаний было установлено, что УББЧ (масса до 1 000 кг, скорость БП равна 300 м/с) нового типа могут проникать в грунт средней плотности на глубину 18–36 м и пробивать железобетонные плиты общей толщиной 1,8–3,6 м. Продолжаются работы по увеличению значении этих показателей.

    Европейские и американские специалисты создали и успешно испытали новые образцы тандемных (BROACH, «Лансер», MEPHISTO) и унитарных (AUP-3, J-1000) бетонобойных боевых частей (см. таблицу). Боеприпасы с такими БЧ предназначены для уничтожения подземных коммуникаций противника, сильнозащищенных наземных объектов, пусковых установок ракет, мостовых конструкций. Ими предполагается оснащать авиационные управляемые ракеты класса «воздух–земля» и управляемые авиационные бомбы.

    Бетонобойная БЧ MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator High Sophisticated and Target Optimised, известна также под названием «Эффектор») была разработана франко-германской фирмой TDA/TDW по заказу министерства обороны Германии для оснащения авиационных управляемых ракет KEPD-350 и -150 класса «воздух–земля». В ТББЧ используется электромеханический предохранительно-исполнительный механизм, входящий в состав ВУ PIMPF (Programmable Intelligent Multi-Purpose Fuze), выполненного по технологии SHAFT(Smart Hard target Attack Fuzing Technology). Отличительной чертой этого устройства является то, что оно способно распознавать большое количество преград разных типов путем сравнения данных, заложенных в его электронную память, с информацией, которая поступает со встроенного акселерометра, измеряющего ударные ускорения. Это позволяет подсчитать количество преград, имеющих разную плотность и твердость, а также пройденное расстояние и правильно вычислить время подрыва основного заряда ВВ.

    Взрывательное устройство может программироваться как на земле, так и в полете на воздушный или подземный подрыв, что дает возможность уничтожать и наземные площадные цели. В случае воздушного подрыва оба заряда инициируются одновременно. Бетонобойные БЧ BROACH (Bomb Royal Ordance Augment Charge) и «Лансер» были разработаны британскими (BROACH) и «Томсон–Торн» («Лансер» и BROACH) соответственно. По своему устройству и принципу действия боеприпасы сходны с ТББЧ MEPHISTO. Как отмечают западные эксперты, отличительной особенностью ТББЧ BROACH является то, что в его состав входит программируемое взрывательное устройство FMU-157/B HTSF (Hard Target Smart Fuze), используемое в УАБ GBU-28/B.

    В настоящее время специалисты ведут работы по созданию нового ВУ MEHTF (Multi Effect Hard Target Fuze) с учетом опыта, накопленного в ходе создания ВУ HTSF. Новое ВУ отличается меньшими размерами и стоимостью, а также более широкими возможностями использования. Как подчеркивают западные эксперты, БЧ BROACH может эффективно применяться как с низких, так и со средних высот. Технология производства ТББЧ BROACH допускает существенное варьирование ее массогабаритных характеристик. В частности, были созданы три варианта БЧ: с диаметром 450 мм (для оснащения авиационных управляемых ракет «Скальп» и «Сторм Шэдоу» класса «воздух–земля» большой дальности), 300 мм (вариант управляемой авиационной кассеты AGM-154C JSOW без суббоеприпасов) и 127 мм (под 155-мм артиллерийский снаряд). Диаметр третьего варианта БЧ позволяет использовать BROACH в ракетном оружии, запуск которого осуществляется из ПУ безоткатного типа.

    Унитарная бетонобойная боевая часть AUP-3 (BLU-116/B), разработанная в 1997 году по заказу ВВС США американской корпорацией «Локхид–Мартин» для установки на УАБ GBU-24 и крылатую ракету воздушного базирования AGM-86D. Корпус БЧ выполнен из высокопрочной никель-кадмиевой стали (марка 1410) и при сходных с БЧ BLU-109/B массо-габаритных характеристиках обладает почти вдвое большей проникающей способностью. В его донной части расположено ВУ FMU-157/B HTSF. По мнению разработчиков, наличие небольшой массы ВВ, содержащегося в корпусе БП, призвано повысить его проникающую способность и свести к минимуму ущерб, наносимый окружающей среде в случае попадания взрывного устройства в подземные склады химического, биологического и ядерного оружия. Боевая часть J-1000 была создана в 1995 году по заказу ВВС США для установки на УР AGM-158 JASSM и другие ракеты класса «воздух–земля». Корпус выполнен из металлического сплава на основе вольфрамовой стали. Боеприпас используется для оснащения УАБ «Пейв Уэй» с ВУ FMU-143 А/В или FMU-152B. Взрывательное устройство FMU-152B может быть запрограммировано в полете пилотом на подземный или воздушный подрыв.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ БЕТОНОБОЙНЫХ БОЕВЫХ ЧАСТЕЙ*
    Название или обозначение БЧМасса, кгM/S, кг/кв.смМасса ВВ (КЗ/ОБЧ), кгГлубина проникновения в преграду (грунт + ж/бетон), м при скорости БП, равной 300 м/сек
    MEPHISTO5000,9245/566,1 — 9,1 + 3,4 — 6,1
    BROACH4500,7791/556,1 — 9,1 + 3,4 — 6,1
    «Лансер»4500,7791/556,1 — 9,1 + 3,4 — 6,1
    AUP-37501,35524,4 — 36,6 + 2,4 — 3,4
    J-10004350,641096,1 — 24,2 + 1,2 — 2,1
    BLU-1098900,8124312,2 — 30,5 + 1,5 — 2,4
    BLU-11321301,8930624,4 — 36,6 +3 — 6
    * – В таблице для сравнения приведены характеристики принятых на вооружение боеприпасов BLU-109 и -113

    Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»

    Поделиться в социальных сетях:

    Ядерное землетрясение

    Планы ударов по ядерным объектам даже с помощью конвенционального оружия, к которому относится и GBU-57, ставят вопрос о последствиях подобных атак для мирного населения, оказывающегося под угрозой радиоактивного заражения. Еще более опасной стала бы весьма соблазнительная с точки зрения военных попытка добавить противобункерному боеприпасу ядерной мощи. Тем не менее у Соединенных Штатов такой боеприпас есть. Речь идет о модификации 11 термоядерной бомбы B61. Действие этого боеприпаса несколько отличается от действия конвенциональных бомб. Если задача последних — как можно глубже уйти под землю и взломать бетонную защиту, то B61−11 не предназначена для заглубления на десятки метров. Уйдя в грунт максимум метров на шесть, она приведет в действие ядерный заряд, взрыв которого вызовет сейсмическую волну. Именно она станет тем поражающим фактором, что способен разрушить вражеские бункеры, спрятанные на глубине десятков метров под слоем бетона или горной породы. Имея сравнительно небольшую мощность (по некоторым данным, 5−10 кт — меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой), противобункерная бомба, как считают некоторые американские военные специалисты, не вызовет тех фатальных последствий, которые повлек бы за собой взрыв аналогичного заряда в атмосфере. Остается надеяться, что проверить это на практике в ближайшее время не удастся: даже столь ограниченное и специальное применение ядерных боеприпасов повлекло бы за собой слишком серьезные международно-правовые последствия.

    Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2012).

    Российские бетонобойные бомбы

    История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

    БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

    В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

    На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

    БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

    БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

    Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

    Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

    Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП. Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

    БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

    В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

    Израиль

    В начале 2012 году широкой общественности была представлена новая израильская противобункерная бомба MPR-500, разработанная компанией IMI. Общий вес боеприпаса составляет 270 кг, она может пробивать слой железобетона толщиной до одного метра или же проникать сквозь четыре бетонных перекрытия с толщиной до 200 мм каждое.

    Высокая пробивная способность авиабомбы обуславливается не только ее значительной массой и прочным корпусом, но и реактивному разгонному двигателю, который создает боеприпасу ускорение сразу после его сброса.

    Авиабомба MPR-500 после взрыва дает больше тысячи осколков, которые весьма эффективно поражают живую силу противника на дистанциях до ста метров.

    ЗАБ-500 500 кг

    Зажигательная авиабомба ЗАБ-500Ш, калибра 500 кг, предназначена для поражения огнем боевой техники (самолеты на открытых стоянках, автомашины, РЛС), открытых складов боеприпасов, складов ГСМ, строений с легкими перекрытиями и т.п., а также живой силы в любое время года при температурах окружающего воздуха не ниже -25 0С и наличии снежного покрова до 20 см.

    ЗАБ-500Ш может применяться с высот от 50 м и выше. Она наиболее эффективна при применении с высот до 500 м в сухое время года при положительной температуре окружающего воздуха.

    Авиабомба может применяться с горизонтального полета, пикирования и кабрирования самолета. При установке времени дальнего взведения взрывателя 1,5 с обеспечивается безотказное действие зажигательной авиабомбы при бомбометании с высот от 50 До 1000 м и безопасность самолета-носителя от поражения осколками сброшенной авиабомбы яри скорости горизонтального полета самолета не менее 700 км/ч.

    БРОНЕБОЙНЫЕ АВИАБОМБЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Бронебойные авиабомбы БРАБ-500 (слева), БРАБ-1000

    Бронебойные бомбы второго поколения были спроектированы в 1939-1941 гг. в ГСКБ-47. В служебных документах их называли бронебойными бомбами «новой конструкции». Часть испытаний этих авиабомб на эффективность провели не натурным бомбометанием, а в наземных условиях стрельбой моделями авиабомб из гладкоствольных пушек по бронеплитам. Этот метод позволил резко ускорить и удешевить отработку изделий. За несколько дней до начала войны испытания авиабомб были завершены, и изделия представлены в правительство для приема на вооружение ВВС.

    Корпуса бронебойных авиабомб новой конструкции изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой и имели конусообразную фоому, суживающуюся к хвостовой части. Стенки корпуса переменной толщины, что обеспечивает при ударе о преграду его равнопрочность по всей длине.

    На головной части, имеющей оживальную форму, сделаны 2 кольцевые канавки, определяющие границу разрушения головки при проникании бомбы в броню различной прочности. В хвостовую часть ввинчивается дно, к которому приварены запальные стаканы, один – у БРАБ-250 и два – у БРАБ-500 и БРАБ-1000.

    Стабилизатор имел коробчатую форму. У БРАБ-250 и ББРАБ-1000 он смонтирован на штампованном конусе и закреплялся на дне корпуса с помощью прижимного кольца. У БРАБ-500 крылья приварены непосредственно к дну корпуса.

    Бронебойные авиационные бомбы снабжались основными и дополнительными бугелями. Корпус и дно снаряжались тротилом отдельно.

    Данные бронебойных бомб новой конструкции
    Тип бомбыБРАБ-250БРАБ-500БРАБ-1000
    Вес бомбы, кг2555101012
    Вес ВВ, кг31,365,5131
    Длина бомбы, мм1828-18412297-23132789-2815
    Диаметр корпуса, мм220277356
    Размах стабилизатора, мм390480
    ВзрывательАВ-87АВ-87два АВ-87

    При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-500 с высоты 500 м проникает в железобетон на 248 мм, с высоты 3000 м – на 574 мм, а с высоты 8000 м – на 860 мм.

    При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-1000 проникает в железобетон с высоты 500 м – на глубину 496 мм, 3000 м – 1156 мм и 8000 м – 1780 мм.

    Одной из характерных целей для тактической авиации являются разнообразные защищенные и заглубленные сооружения различного назначения. Для поражения таких целей самолетам требуется особое оружие – проникающие или бетонобойные бомбы. Подобные средства поражения разрабатываются в нескольких странах и получили широкое распространение.

    Американская номенклатура

    Наиболее широкая номенклатура проникающих авиабомб разработана и производится в США. Заказчикам предлагается несколько универсальных боевых частей с разными особенностями конструкции и отличающимися характеристиками, которые могут применяться в составе разных авиабомб. За счет этого достигается удачный баланс характеристик и унификации. В 1985 г. на вооружение ВВС США поступила БЧ BLU-109/B. Это изделие имело корпус длиной 2,4 м диаметром 370 мм с 25-мм стенками. Внутри корпуса помещалось 240 кг тритонала и донный взрыватель с замедлителем. Разрабатывались модификации с другим взрывчатым веществом или иным эффектом. Так, изделие BLU-118/B имеет заряд объемного взрыва, поражающий живую силу после пробития бетонного укрытия.

    БЧ семейства BLU-109/B разных модификаций используются в составе четырех типов авиабомб и на ракете AGM-130. При падении на цель с оптимальной скоростью BLU-109/B пробивает до 1,5-1,8 м железобетона, после чего происходит взрыв. Несмотря на солидный возраст, BLU-109/B производятся до сих пор. Так, в 2022 ф.г. закупили более 4200 таких боевых частей общей стоимостью свыше 146 млн долл. В 2021-м запланирована закупка 2 тыс.ед. на 70 млн долл. Наибольший интерес в бетонобойной номенклатуре ВВС США представляет авиабомба GBU-57A/B МОР массой 13,6 т, принятая на вооружение в 2012 г. Ее боевые качества связаны с применением БЧ типа BLU-127/B. Такая боевая часть весит более 2,4 т и несет крупный заряд взрывчатого вещества. Имеется спутниковая система наведения. В зависимости от условий, GBU-57A/B может пробить более 60 м железобетона.

    Термоядерные B61.

    В 2016 г. на вооружение принята новая модификация бомбы, GBU-57E/B с повышенными характеристиками пробития. Серийное производство бомб MOP продолжается с начала прошлого десятилетия и не является массовым, поскольку ВВС не нуждаются в больших количествах такого оружия. Кроме того, его применение возможно только с дальних бомбардировщиков B-52H и B-2A. С 1997 г. на вооружении состоит тактическая термоядерная бомба B61 Mod. 11. Ее выполнили на основе серийной B61-7 с применением нового упрочненного корпуса. Внутри него помещается заряд переменной мощности, от 10 до 340 кт, управляемый взрывателем с задержкой. При падении с высокой скоростью бомба B61-11 пробивает преграды толщиной до 3-6 м. Недостаток пробивной силы, в зависимости от типа цели и глубины ее нахождения, компенсируется мощностью взрыва. Термоядерная БЧ создает мощную ударную волну, разрушающую объекты на глубинах в десятки метров.

    В настоящее время на вооружении ВВС США состоит шесть типов конвенциональных БЧ для бетонобойных бомб и одна термоядерная. Они способы пробивать от 1-1,5 м до 50-60 м бетона с последующим поражением живой силы и оборудования бункера. С их помощью строится значительное число бомб с теми или иными особенностями. Ряд образцов американской разработки поставляется за рубеж – партнерам по НАТО и внеблоковым государствам.

    Ближневосточный прогресс

    В прошлом на вооружении ВВС Израиля имелись проникающие бомбы только американского производства. В дальнейшем были приняты меры по созданию собственного оружия этого класса. Первым образцом такого рода стало изделие MPR-500 от компании Elbit Systems, представленное в 2012 г. Как отмечала организация-разработчик, целью проекта являлось создание бомбы с боевыми качествами на уровне американской Mk 84 в габаритах Mk 82. Кроме того, обеспечили унификацию с этими изделиями по взрывателю, системам наведения и т.д. MPR-500 имеет обтекаемый усиленный корпус с хвостовыми рулями. Масса изделия – 230 кг. Имеется спутниковая система наведения. При разгоне до 330 м/с бомба способна пробить до 1 м железобетона или 4 перекрытия между этажами. После пробития преграды обеспечивается сплошное поражение живой силы в радиусе 23-25 м с разлетом отдельных осколков до 80-100 м.

    Изделие Elbit MPR-500 производится серийно и поставляется военно-воздушным силам Израиля. Сообщается о случаях боевого применения такого оружия. Подробности неизвестны, но указывается высокая точность и эффективность против защищенных объектов. Свой первый вариант бетонобойной авиабомбы в 2016 г. представила Турция. Предприятие TÜBİTAK SAGE разработало изделие NEB. Проникающая боевая часть имеет длину 2,6 м при диаметре 457 мм. Масса – 870 кг. БЧ типа NEB имеет два заряда. Под головным обтекателем находится лидирующий кумулятивный с ВВ PBXN-110, обеспечивающий первоначальное пробитие цели. За ним расположен основной упрочненный корпус с фугасным зарядом состава PBXN-109. К хвостовой части БЧ стыкуется блок с аппаратурой управления и наведения – предлагаются блоки турецкого или иностранного производства. В ВВС Турции авиабомба NEB должна применяться истребителями-бомбардировщиками F-4E/2020. Минимальная пробиваемость БЧ с двумя зарядами заявлена на уровне 2,1 м железобетона. Основной заряд обеспечивает поражение живой силы за преградой в радиусе десятков метров.

    В 2016 г. авиабомба NEB поступила на вооружение ВВС Турции и, вероятно, пошла в серию. Какие-либо сведения о производстве, его объемах и стоимости отсутствуют. О применении по реальным целям тоже не сообщалось.

    Серия «БетАБ»

    На вооружении ВКС России в последние десятилетия поступили несколько типов бетонобойных бомб с разными характеристиками и возможностями. Изделия с разным оснащением способны эффективно поражать как заглубленные сооружения, так и взлетно-посадочные полосы. Кроме того, обеспечена совместимость со всеми современными ударными самолетами фронтовой авиации. Авиабомба БетАБ-500 представляет собой изделие длиной 2,2 м диаметром 330 мм и массой менее 480 кг. Внутри толстостенного корпуса с прочной головной частью помещается 76 ТНТ. На ее основе создано изделие БетАБ-500У, отличающееся наличием ракетного ускорителя. В хвостовой части ее корпуса помещен заряд твердого топлива, обеспечивающий разгон при падении. За счет внедрения ускорителя длина бомбы увеличилась до 2,5 м, масса – до 510 кг, но заряд ВВ сокращен до 45 кг.

    Штурмовая бетонобойная бомба БетАБ-500ШП.

    Набирая скорость при падении, бомбы БетАБ-500(У) способны пробивать более 1,2 м железобетона и свыше 3 м грунта. Базовая БетАБ-500 должна сбрасываться с больших высот. Изделие с ускорителем применяется с высоты от 150 м – затем она самостоятельно развивает требуемую скорость. Также разработана специализированная «штурмовая» бетонобойная бомба БетАБ-500ШП. За счет особой конструкции она показывает повышенную эффективность против ВПП и иных подобных сооружений. Эта бомба незначительно длиннее других изделий и весит только 424 кг и несет 350 кг ТНТ. Бомба оснащена ускорителем и парашютом. После сброса выбрасывается парашют, обеспечивающий торможение и дающий самолету время для ухода из опасной зоны. Затем ускоритель разгоняет бомбу. БетАБ-500ШП пробивает не менее 550 мм железобетона, а при подрыве оставляет воронку диаметром 4-5 м.

    Прошлое и будущее

    Проникающие (бетонобойные) бомбы в их нынешнем виде появились в период Холодной войны в связи с активным строительством заглубленных и подземных сооружений для размещения тактически и стратегически важных объектов. Для борьбы с ними понадобились новые авиационные средства поражения, ядерные и обычные. Целый ряд образцов того времени, а также более новые изделия той же идеологии до сих пор остаются на вооружении.

    В ходе нынешних локальных конфликтов бункеры не являются распространенной и частой целью для авиаударов. Тем не менее, бетонобойные бомбы не только сохраняются в арсеналах, но и продолжают свое развитие. Именно в последние годы были созданы наиболее мощные образцы, а список разработчиков такого оружия пополнился новыми странами. Некоторые из них, насколько известно, даже использовали такие бомбы в реальных операциях. Таким образом, бетонобойные бомбы, несмотря на ограниченный круг решаемых задач, остаются важной составляющей арсеналов развитых ВВС и будут сохранять такой статус в будущем. Это означает, что производство существующих образцов продолжится, а на смену им будут приходить новые.

    Подвеска авиационных бомб

    Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

    При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

    При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

    Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

    Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

    • Бомбовый отсек
    • Узел подвески вооружения

    Саддам застал врасплох

    К моменту вступления иракской армии в Кувейт и начала подготовки американской акции наиболее «продвинутой» в ВВС США противобункерной боевой частью была BLU-109 (Bomb Live Unit). Эта БЧ имела корпус из стального сплава толщиной 25 мм, который заполнялся 240 кг взрывчатки (тритонала). BLU-109 использовалась в авиабомбах GBU-24 (для F-111 Aardvark и F-15E) и GBU-27 с системой лазерного наведения Paveway III (для F 117A), а также в бомбах электронно-оптического наведения GBU-15 и в ракетах (фактически в управляемых бомбах с ракетным двигателем) AGM-130. Эта штуковина могла пробить примерно метровый слой армированного сталью бетона, а затем, благодаря электромеханическому взрывателю, подорвать заряд тритонала и уничтожить содержимое бункера.

    Однако Саддам Хусейн был, похоже, в курсе возможностей американского оружия: он закопал и забетонировал свои стратегически важные объекты так, что BLU-109 они оказались не по зубам. Разведка докладывала, что иракские бункеры для укрытия живой силы и пунктов управления представляли собой разветвленную систему трубчатых переходов, которые соединяли помещения разного назначения. Все это помещалось под 15-метровым слоем грунта и железобетонной плитой толщиной 60 см. Неядерного оружия, которое обладало бы достаточной энергией для преодоления такой двухслойной защиты, у американцев на тот момент не было.

    В этой ситуации Томас Фергюсон, один из высокопоставленных чинов ВВС США, в октябре 1990 года дал задание конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, располагающемуся на военно-воздушной базе Эглин (штат Флорида), срочно подготовить предложения по созданию оружия, способного дотянутся до подземных бункеров Саддама. К проекту также подключили инженеров Lockheed Missile and Space Company.

    Оружие В России создали оружие против стай дронов

    Современные проникающие (бетонобойные) авиабомбы

    Боевые части BLU-109/B в составе авиабомб. Фото US Air Force

    Одной из характерных целей для тактической авиации являются разнообразные защищенные и заглубленные сооружения различного назначения. Для поражения таких целей самолетам требуется особое оружие – проникающие или бетонобойные бомбы. Подобные средства поражения разрабатываются в нескольких странах и получили широкое распространение.

    Американская номенклатура

    Наиболее широкая номенклатура проникающих авиабомб разработана и производится в США. Заказчикам предлагается несколько универсальных боевых частей с разными особенностями конструкции и отличающимися характеристиками, которые могут применяться в составе разных авиабомб. За счет этого достигается удачный баланс характеристик и унификации.
    В 1985 г. на вооружение ВВС США поступила БЧ BLU-109/B. Это изделие имело корпус длиной 2,4 м диаметром 370 мм с 25-мм стенками. Внутри корпуса помещалось 240 кг тритонала и донный взрыватель с замедлителем. Разрабатывались модификации с другим взрывчатым веществом или иным эффектом. Так, изделие BLU-118/B имеет заряд объемного взрыва, поражающий живую силу после пробития бетонного укрытия.

    Бомба GBU-57A/B MOP и ее создатели. Фото US Air Force

    БЧ семейства BLU-109/B разных модификаций используются в составе четырех типов авиабомб и на ракете AGM-130. При падении на цель с оптимальной скоростью BLU-109/B пробивает до 1,5-1,8 м железобетона, после чего происходит взрыв.

    Несмотря на солидный возраст, BLU-109/B производятся до сих пор. Так, в 2022 ф.г. закупили более 4200 таких боевых частей общей стоимостью свыше 146 млн долл. В 2021-м запланирована закупка 2 тыс.ед. на 70 млн долл.

    Наибольший интерес в бетонобойной номенклатуре ВВС США представляет авиабомба GBU-57A/B МОР массой 13,6 т, принятая на вооружение в 2012 г. Ее боевые качества связаны с применением БЧ типа BLU-127/B. Такая боевая часть весит более 2,4 т и несет крупный заряд взрывчатого вещества. Имеется спутниковая система наведения. В зависимости от условий, GBU-57A/B может пробить более 60 м железобетона.

    Термоядерные B61. Фото US Air Force

    В 2016 г. на вооружение принята новая модификация бомбы, GBU-57E/B с повышенными характеристиками пробития. Серийное производство бомб MOP продолжается с начала прошлого десятилетия и не является массовым, поскольку ВВС не нуждаются в больших количествах такого оружия. Кроме того, его применение возможно только с дальних бомбардировщиков B-52H и B-2A.

    С 1997 г. на вооружении состоит тактическая термоядерная бомба B61 Mod. 11. Ее выполнили на основе серийной B61-7 с применением нового упрочненного корпуса. Внутри него помещается заряд переменной мощности, от 10 до 340 кт, управляемый взрывателем с задержкой.

    При падении с высокой скоростью бомба B61-11 пробивает преграды толщиной до 3-6 м. Недостаток пробивной силы, в зависимости от типа цели и глубины ее нахождения, компенсируется мощностью взрыва. Термоядерная БЧ создает мощную ударную волну, разрушающую объекты на глубинах в десятки метров.

    Израильская бомба MPR-500. Графика Elbit Systems

    В настоящее время на вооружении ВВС США состоит шесть типов конвенциональных БЧ для бетонобойных бомб и одна термоядерная. Они способы пробивать от 1-1,5 м до 50-60 м бетона с последующим поражением живой силы и оборудования бункера. С их помощью строится значительное число бомб с теми или иными особенностями. Ряд образцов американской разработки поставляется за рубеж – партнерам по НАТО и внеблоковым государствам.

    Ближневосточный прогресс

    В прошлом на вооружении ВВС Израиля имелись проникающие бомбы только американского производства. В дальнейшем были приняты меры по созданию собственного оружия этого класса. Первым образцом такого рода стало изделие MPR-500 от компании Elbit Systems, представленное в 2012 г. Как отмечала организация-разработчик, целью проекта являлось создание бомбы с боевыми качествами на уровне американской Mk 84 в габаритах Mk 82. Кроме того, обеспечили унификацию с этими изделиями по взрывателю, системам наведения и т.д.
    MPR-500 имеет обтекаемый усиленный корпус с хвостовыми рулями. Масса изделия – 230 кг. Имеется спутниковая система наведения. При разгоне до 330 м/с бомба способна пробить до 1 м железобетона или 4 перекрытия между этажами. После пробития преграды обеспечивается сплошное поражение живой силы в радиусе 23-25 м с разлетом отдельных осколков до 80-100 м.

    Турецкая авиабомба NEB. Графика TÜBİTAK SAGE

    Изделие Elbit MPR-500 производится серийно и поставляется военно-воздушным силам Израиля. Сообщается о случаях боевого применения такого оружия. Подробности неизвестны, но указывается высокая точность и эффективность против защищенных объектов.

    Свой первый вариант бетонобойной авиабомбы в 2016 г. представила Турция. Предприятие TÜBİTAK SAGE разработало изделие NEB. Проникающая боевая часть имеет длину 2,6 м при диаметре 457 мм. Масса – 870 кг. БЧ типа NEB имеет два заряда. Под головным обтекателем находится лидирующий кумулятивный с ВВ PBXN-110, обеспечивающий первоначальное пробитие цели. За ним расположен основной упрочненный корпус с фугасным зарядом состава PBXN-109. К хвостовой части БЧ стыкуется блок с аппаратурой управления и наведения – предлагаются блоки турецкого или иностранного производства.

    В ВВС Турции авиабомба NEB должна применяться истребителями-бомбардировщиками F-4E/2020. Минимальная пробиваемость БЧ с двумя зарядами заявлена на уровне 2,1 м железобетона. Основной заряд обеспечивает поражение живой силы за преградой в радиусе десятков метров.

    Макет бомбы NEB. Фото Wikimedia Commons

    В 2016 г. авиабомба NEB поступила на вооружение ВВС Турции и, вероятно, пошла в серию. Какие-либо сведения о производстве, его объемах и стоимости отсутствуют. О применении по реальным целям тоже не сообщалось.

    Серия «БетАБ»

    На вооружении ВКС России в последние десятилетия поступили несколько типов бетонобойных бомб с разными характеристиками и возможностями. Изделия с разным оснащением способны эффективно поражать как заглубленные сооружения, так и взлетно-посадочные полосы. Кроме того, обеспечена совместимость со всеми современными ударными самолетами фронтовой авиации.
    Авиабомба БетАБ-500 представляет собой изделие длиной 2,2 м диаметром 330 мм и массой менее 480 кг. Внутри толстостенного корпуса с прочной головной частью помещается 76 ТНТ. На ее основе создано изделие БетАБ-500У, отличающееся наличием ракетного ускорителя. В хвостовой части ее корпуса помещен заряд твердого топлива, обеспечивающий разгон при падении. За счет внедрения ускорителя длина бомбы увеличилась до 2,5 м, масса – до 510 кг, но заряд ВВ сокращен до 45 кг.

    Штурмовая бетонобойная бомба БетАБ-500ШП. Фото Militaryarms.ru

    Набирая скорость при падении, бомбы БетАБ-500(У) способны пробивать более 1,2 м железобетона и свыше 3 м грунта. Базовая БетАБ-500 должна сбрасываться с больших высот. Изделие с ускорителем применяется с высоты от 150 м – затем она самостоятельно развивает требуемую скорость.

    Также разработана специализированная «штурмовая» бетонобойная бомба БетАБ-500ШП. За счет особой конструкции она показывает повышенную эффективность против ВПП и иных подобных сооружений. Эта бомба незначительно длиннее других изделий и весит только 424 кг и несет 350 кг ТНТ. Бомба оснащена ускорителем и парашютом. После сброса выбрасывается парашют, обеспечивающий торможение и дающий самолету время для ухода из опасной зоны. Затем ускоритель разгоняет бомбу. БетАБ-500ШП пробивает не менее 550 мм железобетона, а при подрыве оставляет воронку диаметром 4-5 м.

    Прошлое и будущее

    Проникающие (бетонобойные) бомбы в их нынешнем виде появились в период Холодной войны в связи с активным строительством заглубленных и подземных сооружений для размещения тактически и стратегически важных объектов. Для борьбы с ними понадобились новые авиационные средства поражения, ядерные и обычные. Целый ряд образцов того времени, а также более новые изделия той же идеологии до сих пор остаются на вооружении.
    Разрезной макет БетАБ-500ШП. Фото Militaryarms.ru

    В ходе нынешних локальных конфликтов бункеры не являются распространенной и частой целью для авиаударов. Тем не менее, бетонобойные бомбы не только сохраняются в арсеналах, но и продолжают свое развитие. Именно в последние годы были созданы наиболее мощные образцы, а список разработчиков такого оружия пополнился новыми странами. Некоторые из них, насколько известно, даже использовали такие бомбы в реальных операциях.

    Таким образом, бетонобойные бомбы, несмотря на ограниченный круг решаемых задач, остаются важной составляющей арсеналов развитых ВВС и будут сохранять такой статус в будущем. Это означает, что производство существующих образцов продолжится, а на смену им будут приходить новые.

    РБК-500АО 380 кг

    БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

    Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

    Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

    С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

    https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI

    КАБ-500Л 534 кг

    Представитель семейства советских/российских корректируемых авиационных бомб весом около 500 килограмм. Первая из семейства (КАБ-500Л) была принята на вооружение в 1975 году.

    Одновременно с неуправляемым вариантом был разработан корректируемый вариант бомбы КАБ-500Кр наводящийся на цель с помощью телевизионной ГСН. В последующем появились другие варианты корректируемых КАБ-500 с наведением по лазерной подсветке целей, а также КАБ-500С с наведением по ГЛОНАСС.

    Боевая часть бомбы может быть бетонобойной для разрушения бетонных перекрытий, фугасной и объемнодетонирующей для поражения пехоты и техники в том числе в укрытиях ударной волной.

    Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (КАБ) относится к высокоточному оружию. Свойство планирования, которым обладают КАБ, позволяет самолётам-носителям применять их без входа в зону объектовой ПВО противника.

    Стальная кувалда

    Советские артиллеристы вели огонь бетонобойными снарядами в зимней войне с Финляндией. После первых неудачных попыток прорыва линии Маннергейма и больших потерь личного состава командование решило активнее использовать артиллерию перед тем, как пускать в бой бронетехнику и пехоту. Особенно эффективны против железобетонных укреплений на Карельском перешейке были 203-миллиметровые гаубицы Б-4.

    Их бетонобойные снаряды буквально вгрызались в двухметровые стены и многослойную броню бункеров, превращая доты и дзоты в бесформенные груды строительного мусора. Эти гиганты уничтожили несколько сотен дорогостоящих сооружений, а за мощь и разрушительность финны даже прозвали гаубицу Б-4 «кувалдой Сталина».

    Успех бетонобойной артиллерии вдохновил советских военных и инженеров на разработку аналогичных авиационных средств поражения. За основу первой отечественной бетонобойной бомбы БетАБ-150ДС взяли все тот же артиллерийский 203-миллиметровый снаряд. Боевая часть бомбы весила больше ста килограммов, а реактивный разгонный блок придавал ей дополнительное ускорение при приближении к цели. БетАБ-150 проникала в горную породу на глубину более полутора метров, образуя при этом воронку диаметром до двух метров.

    Бойцы Красной армии обстреливают финские укрепления.
    Источник: РИА Новости / РИА Новости

    Рекордная скорость

    Из арсенала Watervliet собранные корпуса вновь доставили на базу Эглин, где их предстояло зарядить. Разумеется, никакого специального оборудования для бомбы такого размера на авиабазе не было, и работать приходилось почти кустарными методами. В частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность корпуса, должен был пройти термообработку в специальной печи, однако вместо печи инженеры были вынуждены использовать самодельный внешний электронагреватель. Вручную, вкопав корпус вертикально в землю, в бомбу ведрами заливали горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения использовали лазерное прицельное устройство от GBU-24. Получившаяся боевая часть в итоге стала называться BLU-113, а бомба, сделанная на ее основе, — GBU-28.

    Поскольку время поджимало, вместо положенных 30 испытательных пусков ограничились всего двумя. 24 февраля 1991 года бомба была сброшена с F-111 на пустынном полигоне. GBU-28 ушла в грунт на 30 м — с такой глубины ее решили даже не выкапывать. Два дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по стоящей вертикально стопке железобетонных плит. Снаряд пробил все плиты и улетел еще на 400 м.

    Еще два корпуса, сделанные на авиабазе Эглин, были заряжены, оборудованы и отправлены непосредственно в Ирак. Пользуясь полным господством американской авиации в воздухе, 23 февраля 1991 года два F-111 без происшествий добрались до цели — одного из подземных бункеров иракской армии. Пока один бомбардировщик подсвечивал цель с помощью устройства ЛПЦ, другой заходил на бомбометание. Одна бомба прошла мимо, сделав вероятность успеха испытаний всего лишь 50-процентной. Зато другая улетела точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов удара. Лишь семь секунд спустя из вентиляционной шахты бункера повалил густой дым, что могло означать только одно — бункер поражен и выжжен дотла. От постановки задачи до появления мощной противобункерной бомбы GBU-28 прошло всего-то четыре месяца.

    Убить Саддама

    Армия США тоже научилась пользоваться бетонобойным оружием. Самой распространенной считается управляемая бомба GBU-28. Ее разработали специально для операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе в 1991-м. Американским военным тогда не хватало мощности вооружения для уничтожения правительственных бункеров и командных пунктов иракской армии.

    Для ускорения работ (промышленности дали только две недели) в качестве корпуса первых версий GBU-28 использовались стволы 203-миллиметровых артиллерийских орудий. На испытаниях снаряд массой более двух тонн и почти с трехстами килограммами взрывчатки пробивал бетонное перекрытие толщиной до шести метров. А точность бомбометания повышалась лазерным наведением.

    В ходе операции «Буря в пустыне» американцы сбрасывали такие наспех сделанные бомбы с бомбардировщиков F-111. В бункерах и бомбоубежищах Багдада находились не только военные и члены правительства, но и обычные граждане. После нескольких дней бомбардировок сообщили о сотнях погибших и раненых.

    Самолеты российских ВКС нанесли точечный авиационный удар бетонобойными бомбами БетАБ-500 по бункеру боевиков «ИГ» (террористическая организация, запрещенная в России) в сирийской провинции Латакия.
    Источник: РИА Новости / Министерство обороны РФ

    Чуть менее внушительные размеры у BLU-109/B. Бомба весит около тонны и пробивает перекрытия толщиной до двух метров. Ее преимущество в том, что боеприпас оснащен умными системами наведения JDAM и Paveway III.

    Бетонобойные бомбы активно разрабатывают и другие страны. На вооружении ВВС Израиля, например, стоят авиационные корректируемые MRP-500, а французские летчики пользуются проникающими BLU-107 Durandal. Очевидно, что такое оружие отправят в отставку еще не скоро.

    БРОНЕБОЙНЫЕ АВИАБОМБЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Бронебойные авиабомбы БРАБ-220 (слева), БРАБ-500 (старой конструкции).

    Советские бронебойные авиабомбы первого поколения были созданы в начале 1930-х гг. В их число входили БРАБ-220, БРАБ-500 и БРАБ-1000. В служебных документах 1940-х гг. их называли бомбами «старой конструкции».

    Бомбы «старой конструкции» состояли из двух свинчиваемых частей. Головную часть составлял корпус-снаряд с приваренным к нему кольцом жесткости (БРАБ-220 кольца жесткости не имела) и хвостовой, свальцованный из листовой стали конус, к которому были приварены соединительное резьбовое кольцо, донный запальный стакан и 4-первый стабилизатор. Бомбы снабжались основным и дополнительным бугелями.

    Снаряжение производилось тротилом, отдельно – головная и хвостовая части, в запальный стакан ставился дополнительный детонатор.

    В довоенное время считалось, что бронебойные бомбы старой конструкции могут пробить палубную броню толщиной до 200 мм, но опытным путем это не проверялось.

    Корпус авиабомбы БРАБ-220 состоит из фугасного 11-дюймового (279-мм) морского снаряда. К нему приварена хвостовая часть, состоящая из конуса и 4-перого стабилизатора. Снаряд переснаряжен тротилом (в 11-дюймовых артиллерийских снарядах первоначально в качестве взрывчатого вещества использовался черный порох, влажный пироксилин и мелинит). Все бомбы старой конструкции снабжались взрывателями АПУ-1 и АПУВ-М.

    Бомба из гаубицы

    Рассматривались разные идеи, в том числе проект создания сверхтяжелой бомбы, которая сбрасывалась бы с B-52 и имела массу, сопоставимую с легендарной бомбой времен Второй мировой войны Tallboy массой 5 т. Проблема же состояла главным образом в том, что, поскольку новая бомба нужна была военным практически немедленно, ее предстояло собрать из неких готовых компонентов.

    Чтобы успешно пробивать грунт, бетон и броню, снаряд должен быть достаточно тяжелым, иметь малое сечение (чтобы не «размазывать» кинетическую энергию по большой площади) и состоять из прочного сплава, чтобы при соприкосновении с препятствием БЧ не оставалась на твердой поверхности, а пронизывала ее. Найти соответствующий этим требованиям корпус, да еще из готовых деталей, казалось малореальным. Выход подсказал бывший армейский офицер, работавший на Lockheed. Он вспомнил, что где-то на складах должны храниться списанные гаубичные стволы M201 SP. Они как раз были сработаны из сплава, идентичного тому, из которого были изготовлены и носовые части BLU-109. Стволы нашлись на складах нескольких артиллерийских арсеналов, в частности в арсенале Watervliet (штат Нью-Йорк). Именно в мастерских этого арсенала стволы были доработаны до нужных параметров. Их обрезали под заданный размер, удалили все выступающие элементы с внешней поверхности. Изнутри стволы рассверлили до диаметра 10 дюймов (254 мм), чтобы к новому «телу» бомбы можно было плотно пригнать наконечник от BLU-109.

    Бомба на разделочном столе

    Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.

    Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части

    Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.

    На эшелоне больших высот

    Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.


    Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот

    Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.

    Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.

    С парашютом со сверхнизких

    Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.

    Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.


    В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза

    Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.


    На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса

    Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.

    Разложим по полочкам

    Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:

    • Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
    • В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
    • На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
    • В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.


    В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза

    • Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
    • Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
    • Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
    • Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.

    Оптические и телевизионные головки наведения бетонобойных боеприпасов — пока очень редкое конструкторское решение

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]