Авиационные бомбы: устройство и основные виды

Авиационные бомбы или авиабомбы – это один из основных видов авиационных боеприпасов, который появился практически сразу после зарождения боевой авиации. Авиабомба сбрасывается с самолета или другого летательного аппарата и достигает цели под действием силы тяжести.

В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.

Современные авиационные бомбы используются для поражения живой силы противника, его бронетехники, боевых кораблей, вражеских укреплений (в том числе и подземных бункеров), объектов гражданской и военной инфраструктуры. Основными поражающими факторами авиабомб является взрывная волна, осколки, высокая температура. Существуют специальные виды бомб, которые содержат различные виды отравляющих веществ для поражения живой силы противника.

С момента появления боевой авиации было разработано огромное количество типов авиационных бомб, часть из которых используется и в наши дни (например, фугасные авиационные бомбы), а другие давно сняты с вооружения и стали частью истории (ротативно-рассеивающая авиационная бомба). Большинство типов современных авиабомб были изобретены до или во время Второй мировой войны. Однако нынешние авиационные бомбы все-таки отличаются от своих предшественников – они стали гораздо «умнее» и смертоноснее.

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) – один из наиболее распространенных видов современного высокоточного оружия, они совмещают в себе значительную мощность боевой части (БЧ) и высокую точность поражения цели. Вообще, следует отметить, что применение высокоточных средств поражения – это одно из основных направлений развития ударной авиации, эпоха ковровых бомбардировок постепенно отходит в прошлое.

Если спросить обычного обывателя, какие бывают авиабомбы, то вряд ли он сможет назвать больше двух-трех разновидностей. На самом деле арсенал современной бомбардировочной авиации огромен, в него входят несколько десятков различных видов боеприпасов. Они отличаются не только калибром, характером поражающего действия, весом взрывчатого вещества и назначением. Классификация авиационных бомб довольно сложна и основана сразу на нескольких принципах, причем в разных странах она имеет некоторые различия.

Однако прежде чем перейти к описаниям конкретных видов авиационных бомб, следует сказать несколько слов об истории развития этого боеприпаса.

История

Идея применять летательные аппараты в военном деле родилась практически сразу после их появления. При этом самым простым и логичным способом нанести вред супостату с воздуха было сбрасывание чего-либо смертоносного ему на голову. Первые попытки использовать аэропланы в качестве бомбардировщиков были предпринята еще до начала Первой мировой войны – в 1911 году во время итало-турецкой войны итальянцы сбросили несколько бомб на турецкие войска.

Во время Первой мировой войны для поражения наземных целей, кроме бомб, использовали еще и металлические дротики (флешетты), которые были более или менее эффективны против живой силы противника.

В качестве первых авиационных бомб зачастую использовали ручные гранаты, которые летчик просто бросал из своей кабины. Понятно, что точность и эффективность подобного бомбометания оставляла желать лучшего. Да и сами самолеты начального периода Первой мировой войны мало подходили на роль бомбардировщиков, гораздо большей эффективностью обладали дирижабли, способные брать на борт несколько тонн бомб и преодолевать расстояние в 2-4 тыс. км.

Первым полноценным бомбардировщиком ПМВ стал российский самолет «Илья Муромец». Вскоре подобные многомоторные самолеты-бомбардировщики появились на вооружении всех участников конфликта. Параллельно шла работа над совершенствованием их главного средства поражения противника – авиационных бомб. Перед конструкторами стояло несколько задач, главной из которых был взрыватель боеприпаса – необходимо было добиться того, чтобы он срабатывал в нужный момент. Недостаточной была устойчивость первых бомб – они падали на землю боком. Первые авиационные бомбы часто изготавливали из корпусов артиллерийских снарядов разных калибров, но их форма не слишком подходила для точного бомбометания, да и стоили они очень дорого.

После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.

В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.

В 1915 году немцы стали применять первые осколочные авиабомбы, чуть позже подобные боеприпасы появились на вооружении других стран-участниц конфликта. Российский изобретатель Дашкевич придумал «барометрическую» бомбу, взрыватель которой срабатывал на определенной высоте, разбрасывая на определенной площади большое количество шрапнели.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: всего за несколько лет Первой мировой войны авиационные бомбы и бомбардировщики прошли немыслимый путь – от металлических стрел до полутонных бомб вполне современной формы с эффективным взрывателем и системой стабилизации в полете.

В период между мировыми войнами бомбардировочная авиация стремительно развивалась, больше становилась дальность и грузоподъемность самолетов, совершенствовалась и конструкция авиационных боеприпасов. В это время были разработаны новые виды авиационных бомб.

На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб.

Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».

Во время польской кампании немцы впервые применили настоящие кассетные авиабомбы, которые по своей конструкции практически не отличаются от современных. Они представляли собой тонкостенный боеприпас, который подрывался на необходимой высоте и освобождал большое количество маленьких бомб.

Вторую мировую войну можно смело назвать первым боевым конфликтом, в котором боевая авиация сыграла определяющую роль. Немецкий штурмовик Ju 87 «штука» стал символом новой военной концепции – блицкрига, а американские и английские бомбардировщики с успехом воплощали в жизнь доктрину Дуэ, стирая в щебень немецкие города вместе с их обитателями.

В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».

Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.

Ракетные авиабомбы – это вид авиационного боеприпаса, оснащенного ракетным двигателем, который придавал ему дополнительное ускорение. Принцип их работы был прост: «пробивная» способность бомбы зависит от ее массы и высоты сброса. В СССР перед войной посчитали, чтобы гарантировано уничтожить линкор, необходимо сбросить двухтонную бомбу с высоты четыре километра. Однако, если установить на боеприпас простейший ракетный ускоритель, то оба параметра можно уменьшить в несколько раз. Изготовить подобный боеприпас тогда так и не получилось, но ракетный способ ускорения нашел применение в современных бетонобойных авиабомбах.

6 августа 1945 года началась новая эпоха развития человечества: оно познакомилось с новым разрушительным оружием – ядерной бомбой. Этот тип авиационного боеприпаса до сих пор находится на вооружении разных стран мира, хотя значение ядерных авиабомб значительно уменьшилось.

Боевая авиация непрерывно развивалась в период Холодной войны, вместе с ней совершенствовались и авиационные бомбы. Однако чего-то принципиально нового в этот период придумано так и не было. Совершенствовались управляемые авиабомбы, кассетные боеприпасы, появились бомбы с объемно-детонирующей боевой частью (вакуумные бомбы).

Примерно с середины 70-х годов авиабомбы все больше становятся высокоточным оружием. Если во время вьетнамской кампании УАБ составляли всего лишь 1% от общего количества авиабомб, сброшенных американской авиацией на противника, то при проведении операции «Буря в пустыне» (1990 год) эта цифра возросла до 8%, а во время бомбежек Югославии – до 24%. В 2003 году в Ираке уже 70% американских авиабомб относились к высокоточному оружию.

Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.

Ах вот ты какая, «бомба-бабочка»!

ЦБ снизил ставку до 8,5%

Центробанк РФ снизил ключевую ставку до минимума за три года—c 9% до 8,5% годовых. Регулятор ожидает инфляцию по итогам года на уровне 4% и рост ВВП на 1,7-2,2%. Это четвертое снижение в этом году. При этом отмечена возможность дальнейшего снижения «на горизонте ближайших двух кварталов». Но для поддержания инфляции вблизи заданного уровня Банк России продолжит проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

Миллиард—к пенсиям

Правительство России дополнительно распределило миллиард рублей между 7 регионами на выплату региональных соцдоплат к пенсиям в 2017 г., которые выплачиваются для поддержания доходов неработающих пенсионеров на уровне не ниже величины прожиточного минимума по месту проживания. Федбюджет на этот год предусмотрел межбюджетные трансферты в размере 6,4 млрд для 13 регионов, заявившими о наличии потребности в софинансировании доплат. Миллиард распределен между бюджетами Республики Коми и Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Архангельской и Московской обл. Общее число получателей доплат в 2022 г.—около 407000.

Рост акциза на бензин

Решение о повышении акцизов на топливо на 1 руб./л (в два этапа по 50 коп.) принято в правительстве. Ранее о том, что с таким предложением выступил Минтранс, писал РБК. Деньги пойдут на дороги в Крыму и Калининграде. По данным «Ведомостей», повышение должно произойти по этой схеме с 1 января и с 1 июля. Повышение на 50 коп. превышает индексацию, предусмотренную Налоговым кодексом (в 4%), то есть примерно на 30 коп. за 1 л бензина и 23 коп. за 1 л дизтоплива. Дополнительные доходы от такого повышения составят 55-60 млрд руб. «Из-за повышения акциза на 50 коп. 1 л топлива в рознице может подорожать на 1,5%, или на 60 коп. Также на цены могут повлиять рыночные риски до конца 2022 г. Между тем рост цен на бензин в России уже в 2 раза превысил инфляцию.

контрольные закупки

Премьер-министр РФ Д. Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, согласно которому «Роспотребнадзор» сможет делать контрольные закупки товаров и услуг у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сообщается на сайте Кабмина.

Автостанции обновят

С 1 июля 20117 года к правилам Минтранса РФ «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций» добавился ряд новых. Ранее среди требований числилась необходимость наличия зала ожидания, комнаты матери и ребенка, туалета, камеры хранения, пункта общепита. Сейчас к ним добавились билетные кассы и/или автоматы для продажи билетов, камера хранения вещей, здравпункт, комната отдыха водителей с местами для сидения, сообщили в пресс-службе ГУП РК «Крымавтотранс», в ведении которого находятся 4 автовокзала и 54 автостанции. Почти все они требуют оборудования или реконструкции в соответствии с приказом. Так, в этом году в Джанкое, Алуште, Красноперекопске, Евпатории, Ялте, Белогорске и Керчи была обновлена кассовая оргтехника. На автовокзале «Керчь» и автостанции «Алушта» установлены туалетные модули-павильоны. Для пассажиров с детьми на автовокзале «Симферополь» оборудована комната матери и ребенка. Дополнительно для удобства пассажиров на автовокзале «Евпатория» установлен экран, на котором отображается обновляющаяся информация с расписанием рейсов. Общая сумма, запланированная на реконструкцию и оборудование объектов транспортной инфраструктуры «Крымавтотранс» в 2017 г., составляет более 18 млн руб.

Центр сертификации РК

Региональный центр сертификации, отмечают в Минэкономразвития РК, будет обучать специалистов по программе проектного управления для дальнейшего внедрения системы в Крыму. Центр создан на базе госучреждения «Центр инвестиций и регионального развития» и в партнерстве с автономной НКО «Центр оценки и развития проектного управления». Он оказывает содействие в дистанционном обучении и прохождении сертификационных испытаний «ПМ Стандарт». Первым в Крыму сертифицированным руководителем проектов стала замминистра экономразвития РК Н. Чабан.

что прячут в оффшорах?

В оффшорах сосредоточено 8% финансов всего населения Земли. Это 10% мирового ВВП, или 5,6 трлн (по курсу 2007 года, взятого в качестве точки отсчета). При этом россияне держат в оффшорах активы на сумму, составляющую 60% российского ВВП,—почти 60 трлн руб., или более $1 трлн, по данным американской некоммерческой организации «Национальное бюро экономических исследований» (NBER). В целом, несмотря на сокращение практики банковской секретности в последние годы, статистика остается крайне непрозрачной, что затрудняет оценку мирового богатства, отмечает NBER.

В упряжке с США

США и Украина отказались работать с текстом российского проекта резолюции о размещении на Донбассе миротворцев ООН, сообщил постпред России в ООН В. Небензя. «Этот проект уже обсуждался в рамках Совета Безопасности. Киев и Вашингтон заявили, что далее по тексту они работать не готовы, у них будут существенные замечания. Возможно, Киев представит альтернативный проект»,—отметил дипломат. При этом он заверил, что Россия продолжит работу над документом.

Киевский «мечтатель»

Украинским властям нужно научиться трезво смотреть на мир, озвучивая желания вернуть Крым под свою юрисдикцию, заявил глава госкомитета Совмина РК по межнациональным отношениям З. Смирнов. Ранее украинские СМИ сообщили, что Киев намерен в 2022 г. вернуть Крым под свой контроль. Президент Порошенко заявил, что «вместе с безвизовым режимом и соглашением об ассоциации мы вернем и Ялту». «Пану Порошенко нужно трезво смотреть на мир, его желания абсолютно не соответствуют реальности. Ялта, как и весь российский Крым, вряд ли будут гостеприимны для любого из представителей киевского режима»,—сказал Смирнов.

Гривны листами!

Таможенники в аэропорту Новосибирска изъяли у отправлявшегося на родину гражданина Китая поддельные 4600 молдавских лей и 920 листов с подлинными, но не разрезанными на купюры украинскими гривнами. Экспертиза показала, что валюта Молдовы оказалась поддельной, а 920 листов с напечатанными на них купюрами Украины в 5, 10 и 20 грн на общую сумму 819000 грн—подлинными. «Каким образом в руки гражданина Китая попали листы с не разрезанными на купюры украинскими деньгами и с какой целью он вез на родину поддельные молдавские леи, предстоит выяснить следствию»,—отметили в таможне.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

Если говорить о классификациях авиационных бомб, то их существует несколько. Все бомбы делятся на:

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Одним из важных и печальных событий в истории человечества стала Вторая мировая война. Количество погибших в результате боёв исчисляются миллионами. Большая часть из них стала жертвами немецких бомб, используемых в авиации, мощность которых на те времена казалось запредельной. Фугасная бомба SC-10

На то время бомбу можно было встретить в двух вариантах: с литым и кованым корпусом. Её вес достигал 12 кг, а масса ВВ — 0,9 кг. Длина бомбы, начинённой стальными шариками, залитые бетоном, составляла 585 мм; диаметр — 86 мм. SC-10 имела 4 стальных стабилизатора, закреплённых к рёбрам, которые, в свою очередь, приваривались к корпусу. Взрыватель устанавливался на нос бомбы, чьё хвостовое оперение и тело окрашивалось в тёмно-серый цвет.
Фугасная бомба SC-50
Корпус SC-50 изготавливался из литой стали, имеющей дальнейшую механическую обработку. Окрас тела и хвостового оперения — зелёный или тёмно-серый цвета. Сваренные между собой 4 стабилизатора также изготавливались из листовой стали. Хвост крепился за счёт применения 8 винтов. Разрушительная сила бомбы начиналась с психологического воздействия на человека: хвостовая часть оснащалась специальным устройством, которое издавало громкий свист. Вес бомбы — 55,5 кг. Масса ВВ — 24,4 кг. Длина — 1100 мм.
Фугасная бомба SC-250
Пожалуй, самое распространённое взрывчатое устройство ВВС Германии. Эту бомбу немецкого производства можно было использовать практически для любого бомбардировщика. SC-250 условно делится на три части: 1. Носовой конус. 2. Тело. 3. Базовая пластина, оснащённая 4-мя стабилизаторами. Изготавливали корпус из разных материалов, что позволяет разделить SC-250 на три типа. Также её можно было классифицировать по разным типам взрывателей (механические, электрические). Так, взрыватели оснащались механизмом замедления, а также противодействию обезвреживанию бомбы. Взрывное устройство также издавало громкий свист для устрашения врага. Масса бомбы — 250 кг. Масса ВВ — 130 кг. Длинна — 1630-1651 мм.
Фугасная бомба SC-1000
SC-1000 можно было встретить в трёх модификациях: 1. SC1000C. 2. SC1000L. 3. SC1000L2. Каждая из них имела свой вес и размер. Средняя часть бомбы тонкостенная, цилиндрическая. Стабилизатор располагается на привинченном магниевом хвостовом обтекателе. Для того чтобы снизить глубину проникновения бомбы в землю, а также для увеличения ударной волы, SC-1000 оснащалась кольцом в головной части. Кроме этого её оборудовали разными взрывателями. Помимо всего прочего, её часто применяли против небронированных судов и подлодок. Масса — 1002 – 1090 кг. Масса ВВ — 530 – 620 кг. Длина — 2527 – 2781 кг.
Фугасная бомба SC-2500
Эта бомба обладала алюминиевым корпусом, к которому приваривалась хвостовая и головная части. Взрыватель помещался внутрь устройства. Скидывать такую авиабомбу могли только некоторые модели самолётов. Основное её назначение — уничтожение крупных судов. Масса — 2450 кг. Масса ВВ — 1700 кг. Длина —3912 мм.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше — километров на восемь — и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Из этой затеи ничего не получилось. Подземный взрыв, конечно же, сотрясал почву, но явно недостаточно для обрушения зданий. Зато подземные сооружения он уничтожал очень эффективно. Поэтому уже в конце войны английская авиация подобные бомбы использовала специально для уничтожения бункеров.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва — это более правильное название — довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]