«Стрижи» — это авиационная группа высшего пилотажа (АГВП) Военно-Воздушных Сил России созданная на базе 234 гвардейского Проскуровского истребительного авиаполка. Официальным днём рождения группы считается 6 мая 1991 года, когда она впервые выступила на авиационном показе под названием «Стрижи» на сверхзвуковых реактивных фронтовых истребителях МиГ-29. «Стрижи» располагаются на авиабазе ВВС России Кубинка в Одинцовском районе Подмосковья.
Основной состав пилотажной группы АГВП «Стрижи» в 2022 году:
- Ведущий — подполковник Сергей Осяйкин
- Левый ведомый — майор Дмитрий Зубков
- Правый ведомый — майор Дмитрий Рыжеволов
- Хвостовой ведомый — майор Денис Кузнецов
- Левый крайний ведомый — майор Василий Дудников
- Правый крайний ведомый — майор Сергей Синькевич
«Русские Витязи» — единственная в мире авиационная группа, показывавшая фигуры высшего пилотажа на тяжёлых строевых истребителях Су-27. Группа «Русские Витязи» была сформирована 5 апреля 1991 года из летчиков 1 эскадрильи 237 гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка. Как и «Стрижи», они базируются на подмосковной авиабазе Кубинка. Первое выступление «Витязей» состоялось через четыре с половиной месяца после официального дня рождения группы, 24 августа 1991 года, на первом польском авиашоу в Познани. С 2016 года на «Витязи» летают на двухместных многоцелевых тяжёлых истребителях Су-30СМ.
Основной состав пилотажной группы АГВП «Русские Витязи» в 2017 году:
- № 1 — командир авиагруппы, гвардии полковник Андрей Алексеев
- № 2 — гвардии капитан Владимир Кочетов
- № 3 — гвардии подполковник Александр Богдан
- № 4 — гвардии подполковник Сергей Щеглов
- № 5 — гвардии подполковник Олег Ерофеев
Зачем нужны «Стрижи» и «Русские Витязи»?
Российские пилотажные группы создавались с целью привлечения молодёжи в авиацию, но главное — для демонстрации возможностей передовой авиационной техники ВВС и взаимодействия с лётчиками других стран.
Пилоты АГВП имеют классную квалификацию «лётчиков 1 класса» и общий налёт свыше 1000 часов. Самолеты «Стрижей» и «Витязей» не отличаются от строевых машин ничем, кроме окраски (цвета российского триколора). В боевых действиях самолёты участия не принимают.
Статья по теме
Лучшие выступления авиационной группы «Стрижи»
Прирождённый ас
Свой жизненный выбор погибший сегодня Сергей Ерёменко сделал ещё в десятом классе, когда впервые сел за штурвал спортивного самолета Як-52. Уроженец Зернограда Ростовской области, Ерёменко одним из самых счастливых своих дней считал 21 марта 2015 года, когда ему довелось продемонстрировать своё мастерство землякам — «Русские витязи» участвовали в авиашоу в Ростове. Чуть больше чем за месяц до своей трагической гибели лётчик пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Ерёменко дал интервью Лайфу. Высшим пилотажем он занимался с 2011 года. Налёт — более 900 часов. В свободное время отец двоих дочерей увлекался футболом, а также был заядлым болельщиком.
Совместные полёты «Стрижей» и «Русских Витязей»
15 марта 2003 года состоялся публичный совместный пилотаж «Стрижей» с «Русскими Витязями». Одной из наиболее узнаваемых фигур высшего пилотажа стал гигантский ромб, состоявший из четвёрки МиГ-29 и пяти Су-27. Этот пилотажный строй получил имя «Кубинский бриллиант».
В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп в составе девяти самолетов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт стал мировым рекордом в истории авиации. Уже несколько лет подряд «Стрижи» и «Витязи» летают девяткой над Красной площадью 9 мая и представляют Россию на международных авиасалонах.
Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-29
- Длина — 17,32 м
- Размах крыла — 11,36 м
- Высота — 4,73 м
- Нормальная взлётная масса — 15 300 кг
- Максимальная скорость полёта — 2450 км/ч на высоте, 1500 км/ч у земли
- Вооружение — ракеты средней дальности — 2 х Р-27(Т), ракеты ближнего боя — 6 х Р-73, пушка — ГШ-301 (30/150)
Тактико-технические характеристики истребителя Су-30СМ
- Длина — 21,9 м
- Размах крыла — 14,7 м
- Высота — 6,36 м
- Нормальная взлётная масса — 24900 кг
- Максимальная скорость полёта — 2125 км/ч на высоте, 1350 км/ч у земли.
- Вооружение — 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, 6 управляемых ракет средней дальности и 6 ракет ближнего боя, свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц).
Уровни пилотажа и основные фигуры. Инфографика Подробнее
МиГ-29 и МиГ-35
Еще в 2022 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что «Стрижи» получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС
«Самолет МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он еще не поступил на вооружение. Он стал тяжелее, при практически тех же параметрах тяговооруженности. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолета максимум», — говорил он.
Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы «Стрижи» получили современный авиационный комплекс МиГ-35.
«Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП «Стрижи» новыми самолетами. Утвержденной государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолетов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолетов МиГ-29 на новые МиГ-35″, — пояснил он.
Он также о находятся на заверщающей стадии испытаний. «МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком (Минобороны РФ — прим. ТАСС) в оперативном порядке их решаем», — заявил Балоян.
Истребитель МиГ-29 «Стрижей» на авиабазе в Кубинке
Источник изображения: © Наталья Дмитрак/ТАСС
А пока «Стрижи» не получили МиГ-35, их авиатехника обслуживается на заданном уровне. «Часть комплектующих изделий самолетов МиГ-29 изготавливалась в странах бывшего СССР. На текущий момент времени такие запчасти уже замещены», — сказал он.
Происшествия
12 декабря 1995 года при заходе на посадку в 25 километрах от расположенной во Вьетнаме авиабазы Камрань произошло столкновение трёх самолетов Су-27 «Русских Витязей» со склоном горы, закрытой облаками. Пилоты возвращались с международного авиасалона «Лима‑95». В результате столкновения самолёты полностью разрушились, четыре члена пилотажной группы — подполковник Борис Григорьев, майоры Александр Сыров, Hиколай Кордюков, и Hиколай Гречанов — погибли. После трагедии в течение почти года эскадрилья «Русских витязей» не поднималась в воздух. С 1996 года «Витязи» возобновили полёты.
В 2006 году самолёт МиГ-29УБ пилотажной группы «Стрижи» упал сразу после взлёта из пермского аэропорта Большое Савино. Экипаж в составе Николая Дятла и Игоря Куриленко успешно катапультировался. Причиной аварии стало попадание птиц в оба двигателя. На месте падения самолёта жертв и разрушений не было.
История выступлений группы
Первое выступление «Русских витязей» состоялось 24 августа 1991 года на авиашоу в Познани (Польша), где программу одиночного пилотажа продемонстрировал командир группы Владимир Баженов. В начале осени того же года в ОКБ Сухого создали единое визуальное оформление истребителей группы в бело-сине-красных цветах. Первые групповые выступления «Витязей» прошли осенью 1991 года на авиабазах ВВС Великобритании Люкерс и Финнингли, где российские Су-27 летали вместе с британской пилотажной группой Red Arrows (англ. «красные стрелы»).
С 1991 года «Русские витязи» регулярно участвуют в показах авиационного мастерства на авиашоу в российских городах и за рубежом — в Чехии (1991), Малайзии (1991, 1995, 2013), США (1992), Франции (1992, 1997), Голландии (1993), Канаде (1993), Словакии (1994, 1996), Норвегии (1994), Люксембурге (1994), Туркмении (1994), Австрии (1996), Китае (1998, 2006, 2012), ОАЭ (2005, 2006), Белоруссии (2006), Финляндии (2008), Бахрейне (2012, 2014), Индии (2013), Венгрии (2013) и др.
Полеты истребителей группы строем в форме ромба, как отдельно, так и в составе «Кубинского бриллианта» (девятки самолетов совместно с МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи», которая также базируется в Кубинке), — традиционный элемент программы Международного авиационно-космического салона (МАКС, Жуковский, Московская обл.), Парада Победы на Красной площади в Москве, Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.
«Витязи» участвовали в лазерном шоу Жан-Мишеля Жарра во время празднования 850-летия Москвы (1997), сопровождали авиалайнеры британской королевы Елизаветы II и французского президента Жака Ширака во время их визитов в Россию в 1994 и 1997 годах.
Превосходство МиГ-35
По словам командира «Стрижей», в первую очередь от МиГ-35 летчики ждут усовершенствованную систему навигации. Отдельное пожелание — чтобы создали систему визуализации, которая позволит сделать выступления еще интереснее. «Чтоб навигация хорошая была.
Если брать именно для пилотажной группы, хотелось бы, чтобы реализовали системы визуализации, то есть как на авиашоу МАКС иностранные группы летают с цветным дымом. Это было бы зрелищнее, интереснее, и мы бы с этим могли гораздо дальше пойти», — говорит Кузнецов.
Одно из ожидаемых обновлений — система помощи летчику. Такая система стоит на современных истребителях Су-30СМ и Су-35С коллег из «Русских витязей». «В наших МиГ-29 она тоже есть, но, естественно, в более современных машинах система более совершенна», — отметил летчик.
Обновленные самолеты «конкурирующей Русским витязям», но и «Стрижам»: им стало легче пилотировать во время совместных выступлений. «В каких-то моментах нам стало удобнее летать с ними вместе», — сказал командир «Стрижей».
Истребители Су-30СМ «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей»
Источник изображения: © Антон Новодережкин/ТАСС
«Когда они летали на Су-27 и мы совместно выполняли «петлю Нестерова», при проходе верхней точки нам приходилось включать форсаж, то есть добавлять обороты, потому что самолет у них вверху легче разворачивался. Нам приходилось тягой двигателя пытаться за ними удержаться. Когда самолет идет вниз, обычно уменьшают тягу двигателя, а нам приходилось ее, наоборот, добавлять. Это психологически тяжело. А с этими самолетами добавляем не так сильно, и для нас это легче», — пояснил Кузнецов.
По словам представителя корпорации «МиГ», пожелания летчиков учитываются при создании нового самолета. В корпорации готовы и оснастить новую технику системами визуализации, если соответствующее требование поступит от Минобороны. «Мы готовы установить это оборудование в случае соответствующего требования заказчика», — сказал Балоян.
Он также подчеркнул, что МиГ-35 получил новейшую навигационную систему. «Самолет МиГ-35 оснащен новейшей навигационной системой российского производства, включающей современные системы инерциальной и спутниковой навигации», — рассказал представитель корпорации.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: © Гавриил Григоров/ТАСС
Истребитель получит и ряд других усовершенствований. «Безопасность и комфорт летчика во время полета является приоритетной целью для конструкторов и инженеров корпорации «МиГ», — говорит Балоян. — Одной из отличительных особенностей МиГ-35 является интуитивно понятная работа в кабине, что подтверждают и сами летчики. В критической ситуации система может предложить оптимальное действие, так как ее работа направлена на помощь летчику».
Он пояснил, что бортовой комплекс оборудования МиГ-35 имеет глубокую степень самоконтроля и отслеживает состояние систем самолета и условий полета. «В случае отказов или попадания на близкие к критическим режимы летчик будет проинформирован, а в некоторых случаях автоматика возьмет управление на себя и уведет самолет из опасного режима», — сообщил он.
Балоян подчеркнул, что, несмотря на то, что МиГ-35 стал тяжелее своего предшественника, его пилотажные возможности удалось сохранить благодаря мощным двигателям. «При разработке МиГ-35 мы исходили из того, что пилотаж остается одним из основных элементов при подготовке летного состава ВВС большинства стран. Да, МиГ-35 стал тяжелее МиГ-29, но и двигатели РД-33МК, установленные на самолете, стали мощнее. Силовая установка обеспечивает самолету высокую тяговооруженность», — пояснил представитель корпорации.
Истребитель МиГ-35
Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС
МиГ-35 обладает и улучшенными аэродинамическими характеристиками. «Более 20% элементов планера изготовлены из композитных материалов. Принятые нашими конструкторами решения позволили улучшить характеристики устойчивости и управляемости самолета и повысили показатели маневренности. Фигуры высшего пилотажа, которые может выполнять МиГ-35, не раз были продемонстрированы на авиашоу», — сказал Балоян.
Как и в новых самолетах КБ «Сухой» Су-30 и Су-35, МиГ-35 получил подогрев сиденья и другие функции, обеспечивающие удобство и комфорт летчика. «При разработке МиГ-35 мы исходили из этого принципа, — отмечает он. — Эргономика кабины, индикация, органы управления — все это создавалось в соответствии с пожеланиями летного состава ВКС РФ и корпорации «МиГ».
Истребитель МиГ-35 на МАКС в Жуковском, 2022 год
Источник изображения: © Гавриил Григоров/ТАСС
Балоян подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолет стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе.
«С точки зрения вооружения и оснащения МиГ-35 превосходит во всем своего предшественника. Новые радиолокационная и оптико-локационная станции, новая нашлемная система целеуказаний, современные ракеты класса «В-В» и «В-П» (такие же, как и на Су-57, за исключением крупногабаритных), большая номенклатура авиационных бомб, как свободного падения, так и корректируемых», — заявил он.
По словам Балояна, самолет имеет возможность работы по наземным и надводным поверхностям. «МиГ-35 может применять всю номенклатуру существующего авиационного вооружения, в том числе перспективные образцы», — подчеркнул представитель корпорации.
Кого берут в пилотажную группу
Говорят, что по собственному желанию летчики из «Русских Витязей» не уходят. Ведь эта пилотажная группа – вершина карьеры боевого летчика. Чтобы летать как они, пилоты учатся годами. Их работа почетна, трудна и красива. Но попасть в эту легендарную группу все же можно. Во-первых, за крылом «Русские Витязей» остались целых 30 лет их истории, а рано или поздно летчики все же уходят в отставку. Во-вторых, есть цель подготовить второй состав пилотажной группы. И, наконец, техники и задач у «Русских Витязей постепенно становится все больше. Поэтому время от времени они приглашают лучших пилотов ВКС России принять участие в конкурсе, чтобы войти в состав пилотажной группы.
Как рассказывал в одном из своих интервью командир группы, гвардии подполковник Сергей Щеглов, будущих «Витязей» отбирают из числа военных летчиков не ниже 2 класса, которые служат в строевых частях ВКС России. «Обычно пилот высказывает в личной беседе с представителями нашей группы желание летать у нас, после чего мы принимаем решение о том, стоит ли этого пилота вызвать на экзамен. Если решение положительное, посылаем в часть официальную телеграмму, и кандидат едет к нам экзаменоваться. Оценивается и теоретическая, и физическая подготовка и, конечно же, летное мастерство».
Истребитель Су-З0СМ пилотажной группы «Русские Витязи» на военном аэродроме Кубинки во время репетиции воздушной части военного парада на Красной площади, посвященного 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Татьяна Белякова/ТАСС
Каждый кандидат должен быть очень здоровым человеком, с отличным вестибулярным аппаратом.
О том, насколько выносливым должен быть кандидат, говорит тот факт, что при одиночном пилотаже перегрузка может доходить до 9 единиц. Это значит, что на человека давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. При групповом пилотаже перегрузки чуть ниже, но все равно значительные. По словам летчиков, даже при перегрузке в 3 единицы уже трудно оторвать руку от колена. И в этих условиях летчики должны молниеносно соображать, виртуозно управлять самолетом и мгновенно реагировать на действия ведущего, точно выдерживая свое место в строю. А ведь в некоторых показах интервал между тяжелыми истребителями может составлять не более двух метров при скорости машин около 600-700 км в час.
Когда летчик уже принят в группу и приступает к программе пилотажной подготовки, он сперва летает в одиночку, потом в двойке и в тройке, где один ведущий и два ведомых. В таком варианте он осваивает весь комплекс высшего пилотажа на малой высоте. Затем то же самое изучается в строе типа «ромб», потом в пятерке, в шестерке. И постепенно приобретаются все необходимые навыки. Так что дефицит кадров пилотажной группе не грозит.