« | И кирпич будет летать, была бы достаточная тяга | » |
— Сергей Павлович Королев |
Стелс на фоне пустыни Невада
Lockheed F-117 Night Hawk
(
«Ночной ястреб»
, народн.
стелс, невидимка
, чаще «Nighthawk» — гугл.
ночной таксист
(или козодой), не путать со стратегическим бомбардировщиком Northrop B-2 Spirit!) — американский тактический ударный летательный утюг аппарат тяжелее воздуха, построенный с применением технологии «стелс». В среде лётчиков получил прозвище Wobblin’ Goblin — хромой гоблин — из-за впечатляющих лётных характеристик.
[править] В теории
«Бандит» на Хромом гоблине
Аппарат предназначен для точечных ударов днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, действуя без прикрытия. Самолёт использует болванки с лазерным (точность — ±0,1 м), пассивным радиолокационным наведением, пассивным тепловым и радиокомандным наведением (точность — дрожание руки оператора). Предусмотрена возможность подвески атомных бомб. Таким образом, цель поражается в любых метеоусловиях с вероятностью 0,8…0,9. При правильном выборе боеприпаса погодные условия не оказывают влияния на точность и эффективность работы по наземным целям.
Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо́льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием и/или материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой / НЛО / кукурузник/Ту-154), передают данные зениткам / наводят ракеты / заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в ебеня.
Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают / подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали «невидимым», а потом хоть как-то учили летать.
Летные характеристики самолета-невидимки ВВС США
Параметры самолёта всецело направлены на реализацию главной задачи. F-117A предназначен для скрытного проникновения к стратегическим тыловым объектам противника. Относительно небольшой ресурс самолёта по дальности полёта и боевому радиусу означает, что главными целями находящихся на его борту высокоточных управляемых боеприпасов являются управляющие коммуникации противника — штабы, узлы связи, объекты ПВО и авиация.
Тип самолёта | F-117A Nighthawk |
Экипаж: | 1 |
Длина, м | 20,08 |
Высота, м | 3,78 |
Размах крыльев, м | 13,2 |
Площадь крыла, кв.м | 73 |
Угол стреловидности, град | 67.30 |
Масса, кг: пустого самолёта нормальная взлётная максимальная взлётная | 13 380 21 150 23 815 |
Масса топлива, кг | 5 500 |
Боевая нагрузка, кг: при полной заправке при неполной заправке | 2 270 2 500 |
Скорость самолета Стелс, км/ч: крейсерская максимальная | 905 993 |
Практический потолок, м | 13 700 |
Дальность полёта, км | 1 720 |
Боевой радиус, км | 860 |
Нагрузка на крыло, кг/кв.м.: с нормальной взлётной массой с максимальной взлётной массой | 290 327 |
Фронтальная ЭПР для моностатической РЛС в Х-диапазоне, кв.м. | 0,025 |
Тяговооружённость, кгс/кг: при нормальной взлётной массе при максимальной взлётной массе | 0,46 0,41 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | +6g |
Кабина пилота F-117A похожа на пульт управления суперкомпьютера
[править] На деле
Проверенный советский инструмент для выпиливания летающих утюгов
Когда проект показали специалисту по аэродинамике Дику Кэнтрелу, тот упал в обморок заявил: «I don’t care what in hell it looks like, I’ll get that ugly son-of-a-bitch to fly!». Лётчиков за руль 117-го сажали только самых опытных, с налётом не менее тысячи часов (это примерно от трёх до пяти лет в строю, для истребителя), чтоб не поубивались. Пытаясь исправить ситуацию, «Локхид» впилили дополнительную прокладку между штурвалом и сиденьем — хитровыебанный автопилот, который корректировал особо мудрые сигналы управления, снижая вероятность завалить самолёт в штопор. Но всё равно: статистика падений данного убердевайса говорит нам, что из семи официально признаных падений пять произошло либо из-за неспособности недостаточно опытного летчика справиться с управлением, либо из-за ошибок наземной подготовки аппарата.
Однако стелс оставался страшной тайной, только в 1988 году правительство СШП признало его существование, показав ретушированную фотографию. В апреле 1990 года Пентагон провел публичную демонстрацию «ночного гоблина» всему миру. Публика была в ахуе от одного вида такого чуда, начался бешеный пеар. Стелс замелькал в журналах, на авиасалонах, в фильмах, компьютерных играх и интернетах. И в том же 1990 году выпуск F-117 был прекращен, и деньги, предназначенные на его производство перенаправили на программу Lockheed/Boeing F-22 Raptor (тогда ещё YF-22).
Случай испытать сверхсекретную вундервафлю в деле представился в 1989 году. В это время в Панаме стал намечаться дефицит демократии, а потому туда были направлены два F-117 с целью убить президента Мануэля Норьега. Но начиненные электроникой ассасины попросту не попали бомбами в цель. СМИ СШП заявили, что операция прошла успешно, поскольку гуманные американцы просто хотели напугать врага. Народ схавал, а компетентные люди сделали выводы.
Звездным часом для F-117 стала война в Персидском заливе. Собственно, операция «Буря в стакане пустыне» и началась с удара F-117: в ночь с 16 на 17 января 1991-го 10 «Найтхоуков» из 415-й эскадрильи ВВС США пересекли границу Ирака, дошли до Багдада, в центре иракской столицы ебнули 100-метровую командную вышку и центр управления тактическими ракетами и перехватчиками, и, будучи абсолютно
незамеченными радарами ПВО Ирака, вернулись на базу. Epic win. Пентагон трубил о «сверхэффективности» стелсов со сверхточными бомбами с эффективностью удара в 80-90% Но существует мнение, что лишь 30% от сброшенных ими «сверхточных» бомб попало в цель. Теоретически, это не так уж и плохо, по сравнению с обычными бомбами, у которых вероятность попадания в заданный квадрат куда ниже одного процента (Союзники во 2-ю Мировую добились аж 3-х процентной точности попадания бомб при бомбардировках Гермашки). Но на практике выходило, что даже и 30% получалось лишь в идеальных сферически-вакумных условиях, ибо иракцы элементарными средствами маскировки часто сбивали наведение подобных бомб (тащемта, помещали под маскировочные сети стальные листы, что создавало ложную цель, или под стальными листами поджигали костерок и жарили шашлыки, что создавало эффект работающего танкового двигателя).
Обломки F-117. Того самого
До 1999 года F-117 работал преимущественно дорогой фотомоделью. Настоящее дело для него нашлось в Югославии, когда блок НАТО решил защитить бедных албанцев и подарить сербам немного демократии. На третий же день с USAF случился невиданный frustration — сербы расхуячили эту посудину. Из чего — хер знает, по официальной версии как нашего Министерства обороны, так и сербского, это был ЗРК С-125. Есть мнение, что постарался МиГ-29, но кого это волнует, если самолёт расхерачили «в упор» и прямой наводкой. Просто грохнули, и всё. И пруфпик имеется.
Американский налогоплательщик начал осознавать, что его много лет круто наёбывали, выдавая еле летающий утюг за супер-оружие. Командование НАТО постиг лютейший баттхерт, теперь F-117 летал на задание не иначе как под охраной истребителей, обвешаных противорадиолокационными ракетами HARM, дабы выжечь все вокруг при малейшем появлении радарного сигнала. К величайшей радости тамошнего «Эльдорадо», расовые балканцы успешно использовали старые микроволновки с отломанными дверцами в качестве ложных целей для ракет (sic!)
Разумеется, со своим эскортом «хромой гоблин» стал просто аццки невидимым самолетом. Думаете, помогло? Югославы через четыре дня, первого апреля, распустили слухи, что был подбит ещё один F-117, правда, он дотянул до Загреба. И ещё один был подбит пятого под Црвени Кот. Впрочем, хитрые пендосы всё отрицают и в список официальных потерь не внесли.
[править] Пятиминутка матчасти
Как ЗРК вообще мог заметить F-117A, тем более открыть по нему прицельный огонь?
А все просто. Самолет по технологии «стелс» видим, обнаруживаем и замечаем абсолютно со всех радаров
. «Стелс», это, тащем-то, технология
снижения заметности
, а не технология невидимости. Проще говоря, «стелс» работает схожим образом с маскировкой в твоих любимых танчиках. Чем эффективная площадь рассеяния ниже, тем с меньшей дистанции может быть засвечен стелс-самолет, то есть обливание агрегата радиопоглощающей краской и придание ему хитрых форм похоже на навешивание маскировочной сети и покраска камуфляжем: расстояние засвета уменьшится, но невидимым самолет (или танк) не станет. И наоборот: чем мощнее радар, тем с большего расстояния будет заметен самолет. Например, радар ЗРК С-125 (с которой и был сбит в Югославии F-117) сумеет обнаружить «Найтхоук» с расстояния примерно в сотню метров — ибо минимальная ЭПР, которую может обнаружить С-125 равна около 0,3-0,4 м², ЭПР же F-117 составляет от 0,01 до 0,0025 м², в зависимости от ракурса. Если взять ЗРК С-300 — радар отсюда сумеет обнаружить «Найтхоук» с растояния около 50-60 километров. И так далее.
Но анонимус задаст вполне разумный вопрос — если С-125 не могла вообще обнаружить F-117, тогда каким образом она вообще смогла его сбить? А ответ прост — С-125 как ЗРК малого радиуса действия обладала аппаратурой телевизионно-оптического визирования и сопровождения цели «Карат».
Оная аппаратура позволяла вести огонь по целям вообще без использования РЛС — по визуальному контакту, то есть «куда глядю, туда ракета и летит», то есть при таком наведении зенитному комплексу абсолютно похуй, «стелс» самолет или не «стелс», что весьма доставляет. Ну, по крайней мере, этот способ доставил ракету в жопу «стосемнадцатому». Даже две ракеты. Минусы визуального наведения — далеко хуй стрельнешь (максимум километров на 10) и сильная зависимость от погоды (дождь, снег, туман, дым — хуй вообще стрельнешь).
По другим сведениям пиндосы просто не подрассчитали, что сербы до сих пор пользуются советскими радарами метрового диапазона, в котором стелс парадоксально виден всё-таки чуть лучше, чем в евроатлантическом дециметровом, так как радиопоглощающие материалы на него и рассчитывались, в частности, это сотовый наполнитель фюзеляжа.
Полковник Золтан Дани смотрит на тебя, как на сбитый F-117 Слева — подполковник Дейл Зелко, пилот того самого несчастного F-117. Справа — полковник Золтан Дани, зенитчик, сбивший тот самый несчастный F-117. Яйца крепче оказались у второго, а с виду и не скажешь Уже через много лет — заклятые друзья, и вместе готовят блинчики на одной кухне. Зелко — слева, Дани — справа. Такие делы!
К тому же, зенитчик, командовавший тем расчетом ЗРК был весьма подготовлен, ибо обучался в Cовке (зовут его Золтан Дани, на данный момент он работает пекарем в собственной пекарне, и что особенно доставляет — в день сбития F-117, то есть 27 марта, он выпекает фирменные буханки в форме этого летающего утюга). Да и вообще — ЗРК был в засаде, и пилот «Найтхоука» ну никак не ожидал пиздеца. Даже летел по тому же маршруту в четвёртый раз подряд, расслабив булки от ощущения своей невидимости.
По словам Дейла Зелко, пилота того самого F-117: «Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я ее увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло».
Этот уничтоженный F-117 сразу похоронил всю серию самолётов, навсегда сняв клеймо «неуязвимости», и скоро все оставшиеся самолеты увезли на свалку. Последние боевые вылеты на нем совершились в 2003 году, в условиях практически подавленной ПВО.
Такие делы. Также товарищ Золтан утверждал, что смог сбить заодно и B-2. Вообще, сербы сообщали о сбитии 2-х таких самолетов — борта под именами «Дух Вашингтона» и «Дух Миссури». Правда, оба «сбитых» в Югославии B-2 потом внезапно «воскресли» в небе над Ираком в 2003-ем году, и так же внезапно «воскресали» на авиабазах в США на период с 2006-го по 2008-й. Впрочем, это уже никого не волнует.
[править] Что дальше?
После Сербии стелсы ещё повоевали в Ираке в 2003 году, но уже без всякого пиара. Конгресс решил, что хватит кормить гоблинскую кавалерию, в 2006 сняли с вооружения первые десять штук, и далее их резали небольшими партиями. 22 апреля 2008 совершили последний полет оставшиеся четыре F-117. Goodnight, Night Hawk.
Конструкция американского Lockheed F-117 Nighthawk
Фюзеляж и аэродинамика Стелса
При проектировании планера самолёта-невидимки инженерам пришлось полностью перекроить обычные представления об аэродинамике летательного аппарата. Схема самолёта «летающее крыло» не стала новой в американском авиастроении.
Ранее фирмой Nortrop были построены и эксплуатировались с разной степенью успешности модели истребителей XB-35 и YB-49. Спустя два десятилетия Lockheed пошла по пути усложнения задачи и добавила к необычной схеме новые технологии снижения заметности – стелс.
При строительстве использованы новые технологии.
Крыло имеет несколько особенностей:
- большой угол стреловидности;
- острую переднюю кромку;
- отсутствие скруглений в профиле.
Весь фюзеляж состоит из прямоугольных и трапециевидных блоков плоского сечения. Такая форма применена для лучшего отражения радиоволн в полёте. Концепция, в которой плоскости без скруглений и с большим количеством острых углов хорошо отражают направленные волны, получила название фасеточной.
Смотрите также статью Кукурузник Ан-2 и его модификации
При изготовлении планера применялись различные материалы:
- композиты;
- радиопоглощающие покрытия.
Доля металлических сплавов составила лишь 10% общей массы планера. ЭПР F-117A на несколько порядков меньше, нежели у других машин аналогичного назначения.
Фюзеляж истребителя
Аэродинамическое качество модели составило 4 единицы. Это привело к заметному снижению боевых характеристик:
- стал невозможен полёт на сверхзвуковой скорости;
- уменьшилась дальность полёта;
- снизилась боевая нагрузка;
- значительно упала маневренность самолёта;
Фюзеляж выкрашен в чёрный цвет ферромагнитной краской.
Система управления
Электродистанционная система управления самолётом имеет четырёхкратное резервирование каналов. Для обеспечения устойчивости планера по рысканию и тангажу на самолет F-116 установлена специальная автоматическая система.
Система управления снабжена компьютерной программой.
Она снабжается компьютерной программой, своевременно выдающей пилоту запрет на выполнение манёвров, которые могут привести к катастрофе.
Шасси
Традиционная трёхопорная схема конструкции шасси представлена одним управляемым передним колесом. Относительно невысокая масса планера позволила конструкторам сделать аналогичными (одноколёсными) и две основные стойки.
Для обеспечения безопасной посадки в конструкции предусмотрен тормозной крюк. Для снижения посадочной скорости самолёт оснащается тормозным парашютом.
Трёхопорная схема конструкции шасси
Авионика
Для лишения ПВО вероятного противника возможности обнаружения при подлёте к цели «Ночной ястреб» не оснащён бортовой РЛС. Навигация и сопровождение целей на борту самолёта осуществляются в пассивном режиме. По той же причине отсутствуют и активные системы РЭБ.
Навигация осуществляются в пассивном режиме.
Система навигации — двойного действия:
- спутниковая;
- инерциальная.
Прицельно-навигационное оборудование:
- кратковременная лазерная подсветка цели;
- инфракрасные камеры.
Для предупреждения отражения сигналов РЛС противника выдвижные средства поиска располагаются внутри фюзеляжа.
Вооружение
По характеру и количеству выполняемых боевых задач «Ночной ястреб» — чрезвычайно узкоспециализированный самолёт. Он не может вступать в открытый воздушный бой с самолётами противника. Отсюда и специфика конструкции. На F-117A полностью отсутствуют внешние подвески для вооружения. Боезапас самолёта имеет две особенности:
- размещение в фюзеляже;
- высокая точность управляемых ракет ( ±0,1 м вне зависимости от характера цели, времени суток и погодных условий).
Вооружение истребителя
Смотрите также статью Истребитель Су-47 Беркут и его технические характеристики
Неуправляемые боеприпасы на борт самолёта не загружаются.
- Тип отсека – двухсекционный.
- Размеры отсека – 4,7 х 1,75 м.
Номенклатура вооружения:
- GBU-10 или GBU-27 – 2 х 907 кг;
- ракеты – 2 х AGM-88 HARM или 2 х AGM-65 «Maverick»;
- атомные бомбы – 2 х В-61 или 2 х В-83;
- суббоеприпасы.
Возможна установка на балочные держатели направляющих для УР AIM-9 «Sidewinder».
Выпуск тормозного парашюта при посадке
[править] Про распил бюджетных денег
Ымперский пафос пиндосских поцреотов
Анонимус, знаешь ли ты, сколько ушло денег, чтобы создать F-117? Программа обошлась в 6,56 млрд. USD, включая НИОКР. Итогом стало создание угловатого ведра с ниибически дорогой эмалировкой, которое еле летало, зато стоило 42,6 млн. USD. Но для того ли компания Lockheed пробивалась к бюджетной кормушке, чтоб так просто отступить? Ответственные лица убедили кого надо, что эта фантасмагорическая хрень и есть та самая вундервафля, в которой остро нуждается USAF. Правда, на F-117 надо было не только летать, но и воевать. Потому был проведен ряд апгрейдов, увеличивших стоимость стелса до 111,2 млн. USD за штуку. А всего F-117 было построено 59 (вот и 6,56 млрд. USD). Плюс запчасти. Плюс реклама компании, как создателя самого крутого в мире самолета. Представляешь, сколько всего поимели локхиды за продвижение самолета, на котором можно было сражаться лишь с гондурасами, при условии полного господства в воздухе? Теперь прикинем стоимость базы в Неваде для «хромых гоблинов», их обслуживание, производство боеприпасов (стоимость одной бомбы GBU-27 — 55 тыс. USD) и т. д. Короче, все были при деле. А ты говоришь Булава…
Но это не предел для бездонного кошелька пиндосского налогоплательщика — один Northrop B-2 Spirit стоил в ценах 97-го года около 2 млрд. USD (с тех пор цена золота увеличилась в 5 раз, цена нефти — также, примерно в 5 раз, то есть в 2012-м году эта вундервафля стоила бы все $10 млрд, что, к слову, примерно в 3 раза превышает стоимость 75 тонн золотых слитков, по массе примерно равных массе этой вашей вундервафли), а их всего 20 штук построено, что в сумме примерно равно капитализации таких компаний, как IBM, Газпром или Microsoft (этот ваш Роспил и откат отдыхает — так и годовой ВВП экономики России в 5 раз меньше пиндосского).
Для ориентира — стоимость одного Су-27 около 30 млн. USD в экспортном варианте. F-117 на экспорт вообще не поставлялся.
- Вообще, гипотетически, освоить столько денег и не попилить их, а по пофигизму дурости именно что спустить на дело тоже реально. Для этого нужно:
- купить по полигону для испытаний и Локхиду, и Нортропу
- построить там жильё для специалистов
- посорить деньгами, дабы подтянулись коммерсы торговать ширпотребом для персонала полигона же!
- ??????
- ПРОФИТ в виде оставшихся в собственности полигонов и созданные рабочие места (для любителей бороться с безработицей таки плюс)
Проще говоря, налогоплательщик платит за стройку чуть ли не нового города.
Помимо этого, всегда есть вариант, что часть денег попилена на ВНЕЗАПНО правительственные же нужды — а именно, на всяческий TOP SECRET, CLASSIFIED и прочие ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ.
Эксплуатация
Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. В 1991 году после войны в Персидском заливе «Найт Хок» был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.
Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы на авиабазе Тонопа, Невада, Tonopah Test Range Airport. В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла. В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло. Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).
Пилоты F-117 называли себя «Бандитами» (Bandit). Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Найт Хоке», имел свой порядковый номер; таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) «Бандит 261» был 261-м пилотом, допущенным к полётам.
Аварии и катастрофы
- За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий. «Найтхоки» налетали в общей сложности около 220 000 часов, то есть налёт на одну потерю составил около 31 000 часов.
- 20 апреля 1982 — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.
- 11 июля 1986 — F-117A (сер. номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.
- 14 октября 1987 — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) «Бандит 231». Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.
- 4 августа 1992 — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе. Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.
- 10 мая 1995 — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта. Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.
- 14 сентября 1997 — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался.
[править] Hollywood Star
Тру олдфаги скажут, что это за игра
Ещё до начала открытого пиара Кровавая Гебня в СССР описывала сабж в унылых боевиках с поцреотическим уклоном. Например, ещё в 1985 году сверхсекретные разработки загнивающий запад был вынужден распилить.
С началом открытого пиара F-117 он, естественно, начал звездить в унылых американских боевиках с маразматичными сюжетами. Первым был фильм Филадельфийский эксперимент 2
(1992 г.), про то как фошысты изменили пространственно-временной континуум, украли F-117 с ядерной бомбой и выиграли WW2. На следующий год появился
Перехватчик
, где стелс был похищен уже террористами. В 1995 сабж мелькнул в
Захват 2
.
Но самым феерическим опусом стал Приказано уничтожить
(1996), где десантники высаживаются с борта стелса в захваченный террористами Боинг-747. Былинная победа маразма, во-первых, в F-117 десант некуда впихивать, разве что в бомбоотсек, это ж не кукурузник. Во-вторых, эта пирамидка не настолько невидимая, чтобы втупую подлететь к самолёту впритык и приставить трубу, и те даже не замечали бы ни турбулентностей, ничего. По фильму захваченные пилоты даже не делали вид — они как бы и не замечали внешний самолёт. Но быдло схавало. В фильме 2005 года
Стелс
сабж был оснащён искусственным интеллектом и являлся одним из главных героев наряду с живыми актёрами. Только в этом фильме был не сам сабж, а придуманный супер-мего-шопесдецнах самолёт-невидимка.
Параллельно было разрекламлено и прилагательное «невидимый». Даже в одной из серий Утиных историй
обыгрывается полёт Зигзага и Скруджа на полностью невидимом самолёте.
Гораздо интереснее были игры про F-117. Здесь можно назвать F-117A Stealth Fighter
, переделанный Microprose из известного F-19. Более широкую популярность получил
F-117 Night Storm
, вышедший на SEGA Mega Drive. Авиасимулятор включал в себя как реальные военные кампании США, так и вымышленные (например, насаждение демократии в Северной Корее). Игра была достаточно сложной, небольшое количество боезапаса ограничивало истребление врагов разумными пределами, а сбить стелth могли парой-тройкой попаданий. Также F-117 присутствовал в не менее известной игре
Jungle strike
, где на нём нужно было выполнять миссии на 7-ом уровне. Невидимым он там ни разу не был, принципиальное отличие от основного вертолёта — бесконечное топливо! Сценаристы даже как-то топорно пытались объяснить эту бесконечность «терминами» в брифинге миссии. Ну и нет возможности зависнуть в воздухе, из-за чего эта миссия крайне трудная — с таким малым обзором (вид сверху-сбоку) он постоянно врезается во все статуи и ангары. В стратегиях F-117 тоже присутствует —
Act of war
(бомбардировщик),
Command & Conquer: Generals
(истребитель укрепсооружений), ну и в этой вашей
Цивилизации
, куда уж без нее.
Силовая установка
Силовую установку самолёта составляют два двухконтурных турбореактивных двигателя (ТРДД) F404-F1D2, сконструированные инженерами корпорации General Electric. На максимальном режиме каждый развивает тягу 4 850 кгс.
F404-F1D2
эти турбореактивные двигатели установлены на борту
С обеих сторон фюзеляжа располагаются регулируемые воздухозаборники. Материал, из которого они изготавливаются — композит с большим радиопоглощающим коэффициентом. Это сделано для снижения заметности в полёте.
Ещё одно отличие конструкции воздухозаборников, значительно снижающее радиозаметность — наличие разделителя потока. Не попадающий в двигатель воздух направляется в экранируемое крылом сопло плоского сечения. Его размеры — 165×25 см.
Снизу панели сопла оснащены специальными плитками, хорошо поглощающими тепло. Количество сопел — 2.
Двигателем F404-F1D2 кроме «Ночного ястреба» оснащались одиннадцать типов боевых самолётов, в том числе палубный штурмовик F/A-18 «Hornet».
Двигатель «Ночного ястреба» — F404-F1/D2 корпорации «Дженерал Электрик»
[править] По аналогии с F-117… F-16
Для супернавороченного F-16C тоже «нашлось дело» на Балканах. Два пиндосских самолета мирно патрулировали территорию, на которой насаждалась демократия[1]. В это же время, недалеко от них, боснийские сербы устраивали гонки на православном мобильном ЗРК 2К12Е «Куб» (SA-6). У поцанов в «кубике» созрел хитрый план по сдаче летающих пиндосских утюгов в металлолом, который, с успехом, был претворен IRL: к ебени матери, двумя залпами был сбит один F-16C (это притом, что сбитого лошка крышевал самолет ДРЛО). К счастью, пилот сбитого самолета успел катапультироваться и шесть дней пробирался к своим, при этом высирая по дороге туеву кучу кирпичей и вспоминая «теплыми словами» фирму-производителя утюга — General Dynamics. По сюжету даже была снята доставляющая клюква «В тылу врага», где расовый итальянец по бабке Машков изображал урку по имени Sasha, который был выпилен тем самым ползающем по земле летчиком.
Боевое применение
Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.
Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.
Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.
Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.
Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).
Изначально данный самолет планировали использовать до 2022 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.
Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.
F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.
[править] Галерея
1 | 3 | yes | Показать | Скрыть |
|
История создания[править]
Был разработан только проект F-117 наземного базирования — F-117A. Предлагавшиеся фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.
Обозначение и названиеправить
Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk
— англ.
Ночной Ястреб
), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям. Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (
Stealth Fighter
), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач. Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.
[править] Примечания
- Босния и Герцеговина
[ + ] F-117 Nighthawk — залог победы! | |||||||||||||||||||||||
|
[ + ] F-117 — гордость авиастроения. | |||||||||||||
|
Боевое применение[править]
F-117 в Кувейте, 1998 год
- Вторжение США в Панаму (1989)
- Война в Персидском заливе (1991) См. также Бомбардировка бомбоубежища Амирия
- В первую ночь войны уничтожили почти весь парк иракских дальних бомбардировщиков Ту-22.
Потериправить
Обломки сбитого F-117 в Белградском музее
27 марта 1999 года — F-117A (серийный № 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой. Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани). Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь».
Существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21: по утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотировавшимся подполковником Гвозденом Дюкичем (в то же время сербская газета «Политика» сообщает, что «Гвозден Дюкич» (Gvozden Đukić
) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны). Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.
30 апреля 1999 года — был повреждён F-117A, возможно зенитно-ракетным комплексом С-125.
Неподтверждённые потери и поврежденияправить
- 5 апреля 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина со ссылкой на сербские данные, был уничтожен во время атаки телебашни «Црвени Кот», однако потеря данного самолёта американцами не подтверждается.
- 1 апреля 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина, был повреждён и совершил вынужденную посадку
- 20 мая 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина со ссылкой на некие сербские данные, был уничтожен истребителем МиГ-29 над Косово. Аргентинский автор Диего Зампини в своей статье, посвящённой действиям сербских МиГ-29, эту победу не упоминает, и она отсутствует в приводимом им итоговом списке побед сербских лётчиков. По данным украинского автора Михаила Жирохова, последний боевой вылет МиГ-29 в ходе войны был совершён 4 мая.