Операция «Раскаты грома». США бросали на Вьетнам всё, кроме атомной бомбы

В 1965 году, во время так называемой Вьетнамской войны в связи с интенсивными бомбардировками американской авиацией руководство Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) обратилось за помощью к СССР. В ДРВ создали Группу советских военных специалистов (СВС), вначале только из военнослужащих войск ПВО, затем в нее влились летчики, моряки, танкисты, медики. В разное время старшими группы СВС являлись: 04.65-09.65 — генерал-майор Дзыза А.М., 09.65-10.67 — генерал-майор Белов Г.А., 10.67-12.68 — генерал-полковник авиации Абрамов В.Н., 12.68-12.70 — генерал-лейтенант артиллерии Стольников Б.А., 12.70-12.72 — генерал-майор Максименко Н.К., 12.72-01.75 — генерал-полковник Хюпенен А.И.

С этого места в 1965 г. стартовала первая ракета. Окоп рядом с позицией восстановлен.

Зарождение ПВО Вьетнама

Авиация США начала бомбить территорию Демократической Республики Вьетнам в 1964 году после того как в Тонкинском заливе небольшие вьетнамские военные корабли якобы атаковали американский авианосец. В настоящее время считается, что Тонкинский инцидент был лишь предлогом для начала бомбардировок с целью разрушить на Севере объекты подготовки и снабжения партизан Южного Вьетнама. Вьетнамцы в начале бомбардировок могли сбивать американские самолеты зенитной артиллерией только на небольших высотах. Первый самолет был сбит 5 августа 1964 г.

После переговоров с правительством ДРВ и транспортировки техники во Вьетнам через КНР в июле 1965 года во Вьетнаме были сформированы 63-й (командир Можаев Б.И.) и 64-й (командир Ильиных Ф.П.) дивизионы 236-го ЗРП ПВО Вьетнамской народной армии. Начиная с 1965 г. советская техника ПВО поступала во Вьетнам тремя путями: через Китай, по морю на судах торгового флота и на транспортных самолетах по воздуху. Канал через Китай действовал недолго. Советские военспецы обучали вьетнамских ракетчиков в полковых учебных центрах и на боевых позициях по принципу «делай как я», а также преподавали во вьетнамских высших военных учебных заведениях. После непродолжительного периода обучения вьетнамские военнослужащие овладели достаточными навыками и роль советских специалистов стала заключаться в консультировании на месте боевых действий и обучению новинкам в технике, которые появлялись после непрерывных доработок, производившихся в СССР в институтах и КБ.

Номер первый: напалм

Многим он памятен по фильму «Апокалипсис сегодня» и монологу подполковника Килгора со словами: «Я люблю запах напалма поутру».

Напалм — это зажигательная смесь, состоящая из бензина или дизельного топлива и различных загустителей. Кроме горючести (вещество дает температуру 800-1200 °C), напалм приобретает свойство липнуть ко всем поверхностям и долго поддерживать огонь. Это вещество разрабатывалось против японских городов еще во Вторую мировую войну, но пик использования пришелся на Вьетнам.

В период с 1963 по 1973 годы в регионе было сброшено около 388 000 тонн напалмовых бомб. Хотя сперва они и бомбами не были: напалм применялся в кувыркающихся при падении неоперенных контейнерах сигарообразной формы.

Фото: Commons.wikimedia.org

Первый бой с использованием ракет

24 июля 1965 года 63-й и 64-й дивизионы впервые заняли позицию. Примерно в 14.00 на экранах локаторов были обнаружены две крупных цели. Это были четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 ст.л-т Константинов В.М. нажал кнопку «Пуск» двух каналов. Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающий. Второй дивизион здесь же сбил еще два «Фантома». По указу Хо Ши Мина этот день стал отмечаться как День зенитно-ракетных войск ВНА.

Американские авианосцы, легко подходили к побережью Вьетнама, вытянутого узкой полосой вдоль Южно-Китайского моря. На экранах локаторов вьетнамских ЗРК было хорошо видно как от авианосцев начинают отделяться самолеты и направляться в сторону Северного Вьетнама.

Вьетнамские военные летчики. Фото из книги Ho Chu tich Voi Bo Doi Phong Khong Khong Quan

Ссылки [ править ]

  • Эндикотт, Джуди Г. (1999) Действующие крылья ВВС по состоянию на 1 октября 1995 года; Действующие летные, космические и ракетные эскадрильи ВВС США по состоянию на 1 октября 1995 года. База ВВС Максвелл, Алабама: Управление истории ВВС. CD-ROM.
  • Глассер, Джеффри Д. (1998). Тайная война во Вьетнаме: ВВС США в Таиланде, 1961–1975. McFarland & Company. ISBN 0-7864-0084-6 .
  • Равенштейн, Чарльз А. (1984). Родословная и история достижений боевых крыльев ВВС 1947–1977 гг. База данных Максвелла, Алабама: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .
  • Шлайт, Джон (1988), Годы наступления, 1965–1968, Управление истории ВВС, ВВС США
  • Шлайт, Джон (1996), Слишком длинная война: история ВВС США в Юго-Восточной Азии, 1961–1975, Управление истории ВВС, ВВС США,
  • Футрелл, Роберт Ф. при содействии Блюменсона, Мартина (1991), ВВС США в Юго-Восточной Азии: консультативные годы до 1965 года, Управление истории ВВС, ВВС США
  • Ван Ставерен, Джейкоб (2002), Постепенный провал: Воздушная война над Северным Вьетнамом, 1965–1966, Управление истории ВВС, ВВС США

Техническое и тактическое противоборство

После первых понесенных от ЗРК потерь американцы предприняли контрмеры. Они начали применять противоракетные средства «Шрайк», активные помехи, беспилотные летательные аппараты для разведки на больших высотах. В ударных группах авиации самолеты ВВС США увеличили интервалы и глубину между ними, стали летать на малых и предельно малых высотах. Умело использовались «мертвые зоны» в долинах между гор. Стали применять шариковые бомбы, от которых погибали и мирные жители. Например, по воспоминаниям командира 41-го ЗРД Бондаренко И.В., 30 июня 1967 г. в горном районе Тамао расчеты ПВО ВНА сбили один самолет F-105. После этого позиция подверглась мощному бомбо-штурмовому удару американских самолетов. Было сброшено несколько контейнеров с шариковыми бомбами, часть из которых попала на дома в находившейся недалеко деревне, в том числе в детский сад. Погибло много детей и взрослых. Самонаводящаяся ракета «Шрайк» запускалась с американских самолетов для уничтожения зенитно-ракетных комплексов. Она шла по радиолокационному лучу ЗРК «Двина» и при попадании из нее вылетало множество шариков, поражавших военнослужащих и технику. Вся кабина была изрешечена. Для борьбы со «Шрайками» применялся такой способ: при его обнаружении и включенном излучении радиолокационной антенны она отводилась в сторону или вверх, а затем излучение отключалось. «Шрайк», следуя за максимумом излучения, уходил в сторону или вверх, а после его выключения терял сигнал самонаведения и падал в стороне. Советскими военными специалистами и учеными, оборонной промышленностью были предприняты меры по повышению эффективности применения ЗРК в новых появившихся условиях, что приносило свои результаты. На месте боев использовались и организационные меры, военные хитрости. Например, вьетнамцы изготавливали макеты ракет из бамбука, причем так искуссно, что часто американские пилоты бомбили их и отчитывались перед своим командованием как за реальный результат.

Гром над Сомбангом

Склад боеприпасов Сомбанг насчитывал 49 построек на площади 35 акров. По американским данным, емкость склада составляла 5 процентов всей емкости хранилищ боеприпасов в ДРВ. Группу подавления ПВО из самолетов F-100 и F-105 возглавлял командир 67-й тактической истребительной эскадрильи подполковник Робинсон «Робби» Риснер (ас Корейской войны, 8 воздушных побед). Ударную группу F-105 вел помощник офицера по оперативным вопросам 67-й эскадрильи майор Джеймс Мэтьюс, а вместе с ними удар наносили «Канберры» из Южного Вьетнама. Летчики не были готовы к активному противодействию ПВО. «Нас проинструктировали не ждать серьезного зенитного огня в районе цели, фраза, которую я никогда не забуду», – вспоминал капитан Роберт Бэйрд.


За два часа до взлета. Пилоты «Тандерчифов» в ожидании, Корат, 2 марта 1965 года

Первой над целью появилась группа подавления. Спустившись до высоты 30 метров, самолеты принялись атаковать вражеские огневые точки пушечным огнем, свободнопадающими бомбами и кассетными боеприпасами CBU-2/A. Для их использования требовалось заходить на цель на малой высоте и по прямой, что делало самолеты легкими мишенями. Первой жертвой этой тактики стал «Супер Сейбр» 1-го лейтенанта Хайдена Локхарта из 613-й эскадрильи (серийный номер 55-2857), пораженный огнем 37-мм орудия – пилот катапультировался на сверхмалой высоте и успел пробыть под куполом парашюта всего две или три секунды. На очереди был капитан Бэйрд, летевший ведомым Риснера на «Тандерчифе» 61-0214. Его свидетельство:

…когда я смотрел вперед, чтобы определить, какие деревья были выше меня, я увидел нечто вроде черного жирного дыма, спиралью выходящего со стороны деревьев прямо передо мной.

Спустя долю секунды, потребовавшуюся, чтобы подумать «Что это за чертовщина?», я уже знал, что «это» такое. Еще через долю секунды «это» превратилось в 23-мм зенитки и стучало по моему F-105. Очень спокойным голосом я сообщил миру, что в меня попали и я отхожу от цели.

Оценивая – тоже спокойно – степень повреждения моего «Тада», я заметил отверстия диаметром один-два фута в левой консоли крыла. Я не стал проверять правую консоль, потому что теперь в кабине пошел дым. <�…> У двигателя начался помпаж. Я быстро терял скорость. Индикатор пожара так и не загорелся.

Я не помню, сообщил ли о своем катапультировании или просто выполнил его.

Пока шла битва между самолетами подавления и зенитками, ударная группа в составе примерно 24 «Тандерчифов» и 20 «Канберр» успешно отбомбилась по складу, не понеся потерь. F-105 в этом налете несли типичную нагрузку из восьми 340-кг бомб M117. Для B-57 стандартной нагрузкой того периода были девять старых 227-кг M64 в бомбовом отсеке и еще четыре таких же или M117 под крылом. Суммарно на цель было сброшено около 120 тонн бомб.


Расчет 37-мм зенитной пушки 61-К. По северовьетнамским данным, в декабре 1965 года эти люди сбили 14 американских самолетов за четыре дня

Кроме двух самолетов, сбитых над Сомбангом, на базу не вернулись еще два F-105 из группы подавления ПВО, пытавшиеся доковылять до Кората с боевыми повреждениями. Борт 62-4260 майора Джорджа Панаса упал в Лаосе, а 62-4325 капитана Кеннета Спаньолы – уже в Таиланде, оба пилота катапультировались. Все три потерянных в налете «Тандерчифа» были из 67-й эскадрильи.

Вьетнамская военная авиация

Зоны огня зенитно-ракетных войск и зенитной артиллерии имели все-таки локальный характер и были «привязаны» к определенным объектам. Поэтому их дополняла истребительная авиация. Применение истребительной авиации расширило зону боевого воздействия над всей территорией Северного Вьетнама. Первый американский самолет был сбит вьетнамскими летчиками в апреле 1965 г. До 1966 года на вооружении ВВС ВНА находились МиГ-17. С февраля 1966 года основными противниками американского F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В, оснащенные ракетным оружием или блоками с 55-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами. Истребительная авиация Северного Вьетнама состояла из четырех полков. На вооружении состояли истребители МиГ-21, МиГ-19 (китайского производства) и оставались МиГ-17. Вьетнамские летчики быстро освоили управление истребителями Миг-17 и МиГ-21 и тактику воздушных боев. Соотношение потерь в воздушных боях с применением только самолетов было 1:2,5 в начальный перод войны и 1:1,8 в конце в пользу вьетнамцев. Вьетнамские летчики проводили воздушные бои очень искусно, сбивая с толку американцев, привыкших к инструкциям. Постепенно американцы приобрели опыт воздушных боев, что позволило им уменьшить соотношение потерь.

Единственным в мире летчиком, которому в воздушном бою удалось сбить Б-52, является Фам Туан. Впоследствии он стал космонавтом, а затем генералом авиации Вьетнама.

Номер пять: «Дейзи каттер»

Если «Уоллай» можно назвать «умной бомбой», то BLU-82 «Дейзи каттер», безусловно, была бомбой глупой во всех отношениях. Зато очень мощной — 6,8 тонны обычной взрывчатки. Достойных рукотворных объектов для такой бомбы во всем Вьетнаме не нашлось, да она и не была предусмотрена для уничтожения городов. Бомбой BLU-82 бомбили джунгли, если в них надо было срочно расчистить площадку для приземления вертолетов. Одна бомба валила лес в круге с диаметром от 100 до 300 метров. Бомбардировщиков, способных доставить супербомбу к цели, в ВВС США не было, ее приходилось сбрасывать с транспортника С-130.

Всего было построено 225 единиц BLU-82. После Вьетнама бомбу применяли во время войны в Персидском заливе и Афганистане. С вооружения «Дейзи каттер» сняли только в 2008 году.
Фото: Commons.wikimedia.org

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]