Авария на первой советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол»

Автор: zaCCCPanec

09 сентября 2022 15:22

Метки: К-3 Ленинский Комсомол  вмф СССР  истории  трагедии  

12909

10

В сентябре 1967 года в родной порт возвращалась с боевого дежурства атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол». Встречающие знали, что на субмарине уже недалеко от родных берегов случилось ЧП. Но лодка возвращалась своих ходом, и была надежда на то, что серьезных последствий удалось избежать… Но приспущенный флаг К-3 был знаком беды. Так возвращаются на базу суда, на которых в ходе похода погибли члены экипажа…

Последний сталинский проект.


0
Смотреть все фото в галерее

Подводная лодка К-3 стала первым отечественным атомоходом и третьей атомной субмариной в мире, после американских «Наутилуса» и «Сивульфа». Разработка К-3 начиналась в условиях нарастающей «холодной войны» с Западом. Создание атомной подводной лодки должно было позволить СССР сохранить военный паритет в этом противостоянии. Создание атомохода началось 12 сентября 1952 года, когда Иосиф Сталин подписал правительственное постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Не стоит говорить, что работы над первой атомной субмариной велись в обстановке строжайшей секретности.


0

Строительство К-3 шло невероятными темпами, которые не снились ни тогдашним американским конкурентам, ни современным российским корабелам. От появления идеи атомохода до его спуска на воду прошло пять лет. Для сравнения — американский «Наутилус» строился почти десятилетие. Как отмечают историки флота, лодки проекта 627 стали первыми, в облике которых появились китообразные формы, за что они и получили прозвище «киты». Генеральным конструктором К-3 стал Владимир Николаевич Перегудов, впоследствии удостоенный за свое детище звания Героя Социалистического Труда.

×

СУДЬБА КОМАНДИРА

Через полгода Степанова списали на берег и перевели в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова. Там ему вручили орден Красной Звезды за спасение первенца советского атомного флота. Как потом сложилась судьба этого офицера, спасшего не только свой корабль, но и все Норвежское море от радиоактивного заражения? Прошлым летом один из нас попытался найти его следы в Севастополе.
Училища, в котором преподавал Степанов, уже нет. Где его архивы – никому неизвестно. Последняя надежда – районный военкомат, в котором он состоял на учете. Но тогда была другая страна, а сейчас военкомат служит новому государству. Девушка в украинской форме любезно объясняет, что все личные дела советских офицеров давно уже уничтожены. В лучшем случае дубликат сохранился где-нибудь в Киеве. Но шансов мало.

Для очистки совести девушка-прапорщик лезет на архивные полки, и вдруг сверху падает личное дело капитана 1 ранга Степанова! Такое впечатление, что он сам, с того света, подтолкнул эту тощую папочку.

– Надо же, – изумляется девушка, – не сожгли.

Что может рассказать «Личное дело офицера запаса»? Очень многое из того, что составляет внешнюю канву службы, и почти ничего из его личной жизни. Тем не менее пытаемся понять этого человека по его последнему бумажному следу на земле.

Итак, Юрий Федорович Степанов родился 15 мая 1932 года в Калинине. Окончил Рижское нахимовское училище, в 1952 году – Высшее военно-морское училище подводного плавания, в 1966-м – Высшие специальные офицерские классы. По специальности штурман. Командиром крейсерской подводной лодки К-3 назначен 5 июля 1967 года.

Из курсантских и офицерских аттестаций: «…был старшиной роты. Чемпион училища и ВМУЗов по классической борьбе. В обстановке на море ориентируется хорошо и быстро принимает обоснованные решения. Офицер с высокими волевыми качествами». Еще одна запись: «В сентябре 1967 года в сложной служебной ситуации получил отравление угарным газом с кратковременной потерей сознания и последующим психическим травматизмом. На протяжении 3–4 месяцев пять раз находился в обморочном состоянии».

Так прервалась его командирская карьера. Вместо мостика – кабинет начальника заочного отделения Черноморского ВВМУ. Он не сдавался и все еще надеялся вернуться на действующий флот. В 1976 году прошел стажировку в должности командира атомной подводной лодки на Северном флоте. Но врачи были неумолимы: к службе в подплаве негоден. Другой бы сломался. Но Юрий Степанов не отступал: командир учебного батальона, преподаватель, а затем заместитель начальника кафедры тактики ВМФ. За успехи в обучении курсантов награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ушел в запас в 1989 году. Работал библиотекарем. Сын Вячеслав, дочь Татьяна. Дата смерти в личном деле не отмечена. Где-то в 1990-е годы. Похоронен под Севастополем.

Подарок к годовщине революции.


0
Первым командиром К-3 стал капитан 1-го ранга Леонид Осипенко. Секретность не позволила его имени прогреметь на всю страну. А ведь для своего времени достижения К-3 были уникальными: она развивала скорость до 30 узлов (что превышало возможности американских соперников), погружалась на глубины до 300 метров и могла находиться в трехмесячном боевом походе без единого всплытия. Леониду Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым, кто был удостоен этого звания после войны. К-3 была спущена на воду 9 октября 1957 года. Это историческое, эпохальное событие произошло всего через пять дней после еще одного революционного прорыва СССР — запуска первого спутника. Флаг ВМФ СССР был поднят над лодкой 1 июня 1958 года, после чего начались работы по доводке новой техники, устранению выявленных недостатков. Кроме того, срочно строилась новая береговая инфраструктура, ибо атомоход требовал принципиально нового обслуживания. С 1959 года лодка базировалась в Северодвинске, войдя в состав отдельной 206-й бригады подводных лодок. В 1961 году К-3 вышла на свое первое боевое дежурство в Атлантику.

историческая справка

1954 год 21 июля

зачислена в списки кораблей ВМФ.

1955 год 24 сентября

заложена на стапеле цеха № 42 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка.

1957 год январь

зачислена в состав
150-го днпл 339-й брремстрпл БелВМБ СФ
.

1957 год 7 августа

выведена со стапеля цеха № 42.

1957 год 9 августа

спущена на воду боковым методом.

1957 год сентябрь

произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки скр «Леопард».

1958 год 26 июня

задача № 1 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо».

1958 год 1 июля

поднят Военно-морской флаг СССР. На торжественном подъеме флага присутствовали ГК ВМФ СССР адмирал Горшков С.Г., Министр судостроительной промышленности СССР Бутома Б.Е. и Президент АН СССР академик Александров А.П. По стечению обстоятельств подъем произошел за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главкома флаг был оставлен на ночь.

1958 год 3 июля

начаты государственные испытания.

1958 год 4 июля

в 10.03 впервые в истории отечественного флота пл дала ход под атомной энергетической установкой.

1958 год август

задача № 2 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо».

1958 год с 26 ноября по 2 декабря

в Кандалакшском заливе Белого моря произведено глубоководное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ.

1958 год 17 декабря

подписан приемный акт, пл принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. Ответственный сдатчик Довгань Н.Н., председатель Государственной комиссии вице-адм. Иванов В.Н., командир — кап. 2 ранга Осипенко Л.Г. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Время нахождения под водой составило 58 часов 18 минут, пл прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, Госкомиссией было отмечено хорошая управляемость пл на этой скорости по курсу и глубине. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о том, что спецификационная скорость хода в 25 узлов может быть достигнута при 80% тепловой мощности атомной энергоустановки. Подводные испытания были прерваны на 59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным.

1959 год январь

постановлением Совета Министров СССР передана в опытную эксплуатацию. На пл начата ревизия механизмов и модернизационные работы.

1959 год март

присвоен тактический номер
К-3
.

1959 год 12 марта

включена в состав
206-й обрпл СФ
с местом базирования в гор. Северодвинске.

1959 год июнь

введена в строй, продолжены ходовые испытания под руководством группы опытовой эксплуатации, назначенной совместным решением ГK ВМФ, Председателя Государственного комитета при Совете Министров СССР по судостроению и Министра среднего машиностроения.

1959 год 23 июля

за успешное освоение новой техники командиру подлодки кап. 1 ранга Осипенко Л. Г. Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания подлодки получили ордена и медали.

1959 год с 20 августа по 11 сентября

выполнила переход подводной лодки из Белого моря в Баренцево море для освоения пункта базирования в губе Западная Лица. Лодка приняла участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. Поход был выполнен до широты 79˚ с возвращением в Белое море.

1959 год с 1 по 15 ноября

выход в первый дальний поход. По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта, для испытания автономности в высоких широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79˚. При нахождении подо льдом в Гренландском море одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания. Поход был осложнён и тем, что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1» пл ударилась о лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств.

1959 год с 22 августа по 30 августа

совершила выход, в котором совершила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до 81˚45’ с.ш.с целью испытания навигационных комплексов в высоких широтах. Перед погружением под кромку льда личный состав проявил самоотверженность и высокие специальные знания в работе по устранению больших утечек гидравлики.

1959 год с декабря по май 1960 года

поставлена в ремонт и модернизацию на завод № 402 в гор. Северодвинске для установки навигационного комплекса «Сила Н-627», деаэрационной и водохимочистительной установки и ряда модернизационных работ с заменой вышедшего из строя оборудования. Часть приборов навигационного комплекса располагались в первом отсеке, там же была оборудована вторая штурманская рубка, но в результате переделок четыре нижних торпедных аппарата бездействовали, а запас торпед сократился почти вдвое.

1960 год январь

перечислена в состав
339-й брремстрпл СФ
.

1960 год с декабря по февраль 1961 года

выполнены швартовые испытания подводной лодки и комплексные испытания деаэрационной установки, в результате которых принято решение ГК ВМФ и Государственного комитета по судостроению при Совете Министров СССР о монтаже деаэрационной установки, как непригодной для эксплуатации.

1961 год с 26 мая по 7 августа

выполнена программа ходовых испытаний и практически отработаны важные экзамены для плавания подо льдом: управление подводной лодкой на заднем ходу и вертикальное всплытие без хода.

1961 год 7 августа

перечислена во вновь сформированную
3-й дпл СФ
с местом базирования в губе Малая Лопатка.

1961 год с 17 по 31 августа

выполнила поход до широты 81˚40’ с заходом под лед на 60 миль в Арктический бассейн через пролив Виктория.

1961 год с 20 по 24 сентября

выполнила стрельбу практическими торпедами.

1961 год декабрь

совершила выход в полигоны для отработки курса боевой подготовки, но из-за неисправностей в энергетической установке задачи № 3 и № 4 отработаны не были.

1962 год весна

в пункте постоянного базирования произведён навигационный ремонт подводной лодки силами заводов № 10, № 402 с установкой паросборников и докованием.

1962 год с 4 по 10 июля

совершила контрольный выход перед походом на Северный Полюс.

1962 год 11 июля

вышла из губы Западная Лица в поход на штурм Северного полюса под руководством контр-адм. Петелина А.И. Перед выходом лодку посетил ГК ВМФ адм. флота Горшков С.Г., начальник Главного Политуправления ВМФ вице-адм. Гришанов В.Г., начальник ГШ ВМФ адмирал Касатонов В.А., Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванов В.Н., начальник ГТУ ВМФ инж.-вице-адм. Котов П.Г., начальник Гидрографической службы ВМФ вице-адм. Рассохо А.И., командующий Северным флотом вице-адм. Лобов С.М. и другие высокие должностные лица.

1962 год 12 июля

к концу суток была обнаружена неисправность циркуляционного насоса охлаждения главного конденсатора. Замену трех подшипников производили в подводном положении, ремонт продолжался около 14 часов.

1962 год 13 июля

в 11.30 лодка всплыла в Гренландском море для встречи с тральщиком для уточнения данных о ледовой обстановке. Из-за плохих гидрометеоусловий встреча состоялась только в 18.00.

1962 год 14 июля

около 10.45 на широте 79º в подводном положении пл вошла под кромку льда.

1962 год 15 июля

первое за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚08’ с.ш., 0˚48,5’ в.д.

1962 год 17 июля

в 06.59.11 по Московскому времени впервые в истории отечественного флота пл прошла в точке Северного Полюса в подводном положении.

1962 год 18 июля

второе за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚54’ с.ш., 0˚01,5’ з.д.

1962 год 19 июля

третье за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 79˚40’ с.ш., 0˚ 41’ з.д. Навигационная невязка составила 34 мили.

1962 год 20 июля

в 13.40 пл прошла кромку льдов. В подледном положении пройдено 1294 мили за 178 часов. В 14.00 пл всплыла в надводное положение.

1962 год 21 июля

пл вернулась из похода к Северному Полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адм. Петелин А.И., командир пл кап. 2 ранга Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-кап. 2 ранга Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. Весь личный состав лодки награждён орденами и медалями.

1962 год 9 октября

приказом ГК ВМФ присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол».

1962 год сентябрь

было обнаружено разгерметизация тепловыделяющих элементов. Подводная лодка прибыла на судоремонтный завод № 893 в гор. Северодвинск для ремонта и модернизации и временно подчинена
339 обрпл СФ
.

1963 год с 26 февраля по 29 октября 1965 года

пл передана для дальнейшего ремонта с заменой реакторного отсека. Отработанное топливо было было выгружено, а отсек залит специальным составом. На пл выполнен ряд модернизационных работ с установкой нового навигационного комплекса «Сигма», аппаратуры автоматического, ручного и программного управления подводной лодкой и управления противоаварийными средствами.

1963 год

экипаж лодки был награждён переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ.

1964 год 29 июля

газета «Красная Звезда» опубликовала открытое письмо экипажа лодки «Ленинский комсомол»с инициативой начала социалистического соревнования в Вооружённых Силах в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это движение получило название «Эстафеты боевой славы».

1965 год с 29 октября по 7 ноября

выполнена программа ходовых испытаний.

1965 год 24 ноября

подписан государственный акт об окончании ремонта и передачи подводной лодки ВМФ.

1965 год 29 ноября

пл прибыла к постоянному месту базирования в гб. Западная Лица.

1965 год 17 декабря

подводную лодку посетил первый космонавт планеты Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А. в сопровождении 3-го секретаря ЦК ВЛКСМ Пастухова Б.Н. и сделал запись в историческом журнале корабля.

1966 год 23 марта

при всплытии на сеанс связи севернее маяка «Русский» пл столкнулась с вынесенным из Белого моря ледяным полем, в результате чего на ограждении рубки образовалась вмятина и был погнут перископ.

1966 год с 10 июля по 29 августа

выполнила задачи первой боевой службы в Атлантическом океане, Саргассовом море и Мексиканском заливе, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. Плавание проходило в течении 49 суток без всплытия на поверхность.

1966 год с марта по июнь

выполнила программу испытаний по темам: «Егорлык» (испытание средств ПЛО), «Шпат», «Турмалин», «Тон» (испытание противоаварийных систем); «Августин» (испытание покрытия легкого корпуса).

1966 год июнь

производилась киносъемка пл в надводном положении на ходу, моменты погружения и всплытия .

1967 год с 12 марта по 30 апреля

произведено плановое докование и чистка труднодоступных мест прочного корпуса пл на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1967 год с 18 по 21 июня

подводная лодка провела испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания проведены успешно, но получены незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции «Свет».

1967 год 10 июля

вышла на вторую боевую службу в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была сделана хирургическая операция матросу.

1967 год 8 сентября

при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Все 14 человек, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. Заместитель командира по политчасти кап. 2 ранга Жиляев Д.А., придя на мостике в сознание, спустился в центральный пост, по телефону на пульт управления ГЭУ приказал командиру дивизиона движения инж.-кап. 3 ранга Некрасову Ю.Д. принять командование кораблём, прислать аварийную партию для борьбы за живучесть центрального поста и спасения личного состава. Приказание было быстро выполнено, но за это время в трюме центрального поста от тяжёлого отравления окисью углерода умер ст. 2 ст. Слукин М.И. На помощь
К-3
были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь пл самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. Подлодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в пункт базирования.

1967 год 11 сентября

прибыла к постоянному месту базирования.

1967 год 14 сентября

погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота. Семьям погибших боевые друзья оказали материальную помощь собранными денежными средствами. Решением МО СССР маршала Советского Союза Гречко А.А., семьям погибших офицеров и сверхсрочнослужащих предоставлены отдельные квартиры в городах Москва и Ленинград. Жена мичмана Буторина А.А. по своему желанию переехала на постоянное жительство в гор. Северодвинск. По заключению государственной комиссии под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные.

1967 год с 14 сентября по 5 ноября

произведен аварийный ремонт на ПО «Севмашпредприятие» в гор. Северодвинске.

1968 год с 20 апреля по 5 мая

произведено плановое докование подводной лодки в доке губе Гремиха.

1968 год с 21 июля по 29 июля

пл с
184 экипажем
под командованием кап. 2 ранга Жукова А.Я. приняла участие в тактическом учении Краснознаменного Северного и Дважды Краснознаменного Балтийского флотов совместно с флотами стран Варшавского договора «Север» под руководством ГК ВМФ СССР адм. флота Советского Союза Горшкова С.Г.

1968 год с 26 августа по 21 декабря

произведен навигационный ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1968 год 17 октября

в связи с 50-ти летием ВЛКСМ, награждена Памятным Знаменем МО СССР.

1969 год 8 декабря

пл прибыла в губу Пала на СРЗ-10 в гор. Полярный для производства среднего ремонта с модернизацией.

1971 год 25 февраля

директивой НГШ ВМФ от 5 февраля 1971 года и директивой НШ КСФ от 25 февраля 1971 года перечислена в состав
17 дпл СФ
.

1971 год 28 декабря

окончен ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном и пл из губы Пала перешла в губу Большая Лопаткина для окончательного расчета и загрузки ЗИП.

1972 год с 8 по 9 января

совершив межбазовый переход, прибыла в состав
17-й дпл СФ
к постоянному месту базирования в губе Гремиха.

1972 год с 29 октября по 5 ноября

приняла участие в учениях на приз ГК ВМФ по обнаружению ПЛАРБ.

1973 год с 12 мая по 1 июня

выполнила задачи третьей боевой службы в Атлантическом океане и Средиземном море.

1974 год с 15 марта по 5 мая

выполнила задачи четвертой боевой службы в Норвежском море и Северной Атлантике с оценкой «отлично».

1975 год февраль

при нахождении пл в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного насоса в 7 отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения из 8-го отсека, получили серьезные ожоги 2 человека.

1975 год с 24 апреля по 13 июня

выполнила задачи пятой боевой службы в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично».

1975 год

атомная подводная лодка
К-3«Ленинский комсомол»
занесена в летопись трудовых дел ВЛКСМ, а её экипаж удостоен Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и награждён Памятным знаменем Министерства обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и ВМФ.

1976 год с 31 января по 21 февраля

произведено плановое докование пл в доке губе Гремиха.

1976 год с 1 июня по 27 июня

произведено аварийное докование пл в доке в СРЗ-10 в гор. Полярном.

1977 год 25 июля

переклассифицирована в большую пл.

1977 год с 29 декабря

на СРЗ-10 в губе Пала в гор. Полярный поставлена в средний ремонт с заменой кабельных трасс.

1981 год 8 января

при проведении ремонтных работ произошел пожар, в результате которого выгорели недавно замененные кабельные трассы.

1981 год 30 декабря

закончен средний ремонт и пл передана
184-му экипажу
для перехода к постоянному месту базирования.

1982 год с 25 мая по 25 июня

выполнила задачи шестой боевой службы со
184-м экипажем
продолжительностью 32 суток в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Боевая служба была посвящена XIX съезду ВЛКСМ.

1982 год 15 августа

пл принята основным экипажем у
184-го экипажа
.

1983 год январь

поставлена в ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1984 год 28 сентября

после окончания ремонта введена в состав сил постоянной готовности.

1985 год

пл приняла участие в учениях: «Океан-85», «Атлантика-85», «Север-85».

1985 год с 2 июля по 27 июля

выполнила задачи боевого дежурства и шестой боевой службы в Норвежском море.

1986 год апрель

поставлена в ремонт на СРЗ-10 в гор. Полярном.

1986 год сентябрь

передана экипажу
К-21
для продолжения ремонта.

1987 год 20 сентября

пл с экипажем
К-21
, не завершив среднего ремонта, прибыла к постоянному месту базирования в гб. Гремиха.

1987 год 17 октября

приказом ГК ВМФ выведена из боевого состава ВМФ.

1988 год 9 сентября

переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха.

1989 год 14 марта

переклассифицирована в большую подводную лодку, присвоен новый номер
Б-3
.

1993 год 30 сентября

перечислена в состав
285-го днпл хранения СФ
.

1993 год 5 ноября

перечислена в состав
14-й брпл хранения СФ
.

2002 год ноябрь

отбуксирована на ФГУП «10 СРЗ» в гор. Полярный на утилизацию, но в последующем было принято решения о переоборудовании пл в музей.

2003 год июль

на ФГУП «10 СРЗ» закончена выгрузка ядерного топлива.

2009 год

передана гражданскому экипажу и отбуксирована на ФГУП «СРЗ Нерпа».

За время нахождения в составе ВМФ, первой достигла географической точки Северного полюса, совершила 6 боевых служб, прошла 128443 мили за 14115 ходовых часа. Первый командир подводной лодки кап. 1 ранга Осипенко Л.Г. 23 июля 1959 года удостоен звания Героя Советского Союза. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, командир кап. 2 ранга Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инж.-кап. 2 ранга Тимофеев Р.А. 21 июля 1962 года были удостоены звания Героя Советского Союза. Решением комсомольской организации от 17 декабря 1965 года почетным членом комсомольской организации избран Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А. В честь подводной лодки именем «Ленинский комсомол» названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Подводная лодка 6 раз приказом Командующего флотом объявлялась «Отличной ПЛ».

Бортовые номера: 93

(..1958..),
303
(..1961..),
270
(…1962..),
666
(..?..),
655
(…2009).

Субмарина на полюсе.


0
Историческим для К-3 стал следующий, 1962 год. Несмотря на то, что подводная лодка к тому времени была уже не единственным советским атомоходом, именно ей поручили миссию по достижению Северного полюса подо льдами. Командовал лодкой в этот период капитан 2-го ранга Лев Жильцов. Задача предстояла неимоверно сложная — никакой карты глубин и подводных вершин в районе Северного полюса не было, поэтому шли вслепую и практически вглухую. Многометровый лед отражал звуки самой лодки, отчего у акустиков возникали слуховые иллюзии. Малейшая ошибка грозила катастрофой и гибелью экипажа. Особенно непросто стало, когда началось вдруг резкое уменьшение глубин. Подводники продвигались осторожно, наощупь. Выяснилось, что «мель» — это гигантский подводный хребет, который до того момента был неизвестен науке. Хребет, получивший имя гидрографа Ярослава Гаккеля, стал крупнейшим географическим открытием XX века.


0

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса. Шутники на борту предлагали даже поменять курс, чтобы «не погнуть земную ось». Затем подводникам удалось найти полынью, где и было произведено всплытие. На самом высоком торосе был поднят государственный флаг, после чего капитан Жильцов объявил «увольнение на берег». Моряки веселились, играли в снежки, боролись, фотографировались на фоне лодки во льдах. Последнее — самое удивительное, ведь перед походом контрразведка старалась изъять у экипажа все фотоаппараты. Тем не менее, они все-таки оказались на борту.


0

Вернувшуюся из этого похода К-3 встречал лично советский лидер Никита Хрущев. Весь экипаж был награжден, а руководитель похода контр-адмирал Александр Петелин, командир К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Рюрик Тимофеев стали Героями Советского Союза. Была отмечена и сама лодка. В октябре 1962 года она получила название «Ленинский Комсомол». Название было унаследовано от дизельной подлодки М-106, погибшей в 1943 году в одном из боевых походов.

Срочный поход.


0
Триумфальный поход на Северный полюс сыграл в судьбе К-3 не самую лучшую роль. Экипаж лодки стали задействовать во всевозможных общественных мероприятиях, что быстро сказалось на его уровне боеготовности. Вместо дальних походов К-3 использовали только на кратких выходах в море, что для боевого корабля тоже не является самой лучшей практикой. Но в 1967 году «Ленинский комсомол» стали срочно собирать в поход. На Ближнем Востоке началась война, и в Средиземное море, по стратегическим соображениям, необходимо было отправить советский атомоход. Первоначально в поход готовили другую субмарину, но из-за серьезных неисправностей ее выход на службу оказался невозможен. На К-3 экстренно набирали экипаж. Новым командиром подлодки стал Юрий Степанов. 80-дневное боевое патрулирование проходило в тяжелых условиях. К массе мелких неполадок, обязательно «всплывающих» в случае, если в море выходит не до конца готовый корабль, добавлялась изнуряющая жара. В турбинном отсеке температура не опускалась ниже 60 градусов. Наконец, «Ленинский комсомол» получил приказ вернуться на базу. К-3 была уже в Норвежском море, неподалеку от дома, когда произошло трагедия.

КУРСОМ НА ВЕЧНУЮ СТОЯНКУ

Та трагедия «Ленинского комсомола» не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, ни в «эпоху гласности», не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» И маленький якорь у подножия плиты. Сама же лодка доживает свой век у причала судоремонтного завода в Полярном.
Исполнение приказа главнокомандующего Военно-морским флотом о превращении К-3 в музей, подписанного в начале 1990-х годов, затянулось на неопределенно долгий срок. Недавно в очередной раз устами нынешнего главкома ВМФ адмирала флота Владимира Масорина было подтверждено, что в ближайшее время в Санкт-Петербурге будет создан музей на базе первой атомной подводной лодки К-3, «потому что утилизировать эту историю нельзя». Насколько известно, на Неве уже подыскивают место для вечной стоянки. Возможно, оно будет рядом с «Авророй».

Источник: nvo.ng.ru, авторы: Николай Черкашин, Михаил Луканин

В секундах от взрыва.


0
В 1:52 8 сентября 1967 года помощник командира К-3 капитан-лейтенант Александр Лесков, дежуривший на центральном посту, получил сигнал системы внутренней связи. Он щелкнул тумблером и спросил: «Кто вызывает?» Когда Лесков отпустил тумблер, чтобы услышать ответ, раздались страшные, нечеловеческие крики. Но это были крики людей, членов экипажа, которые сгорали заживо. В носовом торпедном отсеке воспламенились пары огнеопасной гидравлики. Пожар развивался настолько стремительно, что члены экипажа в первом и втором отсеках практически ничего не успели сделать. За пару минут заживо сгорели 39 человек. Но через считанные минуты могли погибнуть все, кто находился на борту К-3. Дальнейшее распространение огня остановил командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр, который, погибая в огне, закрыл изнутри люк, изолировав пожар. В отсеках, где бушевало пламя, росло давление. В этих условиях в любую секунду могли детонировать торпеды, в том числе и с ядерными боеголовками. От К-3 после этого взрыва остались бы лишь мелкие обломки. Командир К-3 Юрий Степанов скомандовал: «Сравнять давление с аварийными отсеками!» Для этого нужно было открыть клапан вентиляции, впустив в другие отсеки лодки ядовитые газы, скопившиеся внутри аварийных отсеков. Команде был дан приказ надеть противогазы, и капитан-лейтенант Лесков открыл клапан. За секунды атмосфера в лодке стала непригодной для дыхания, но давление в первом и втором отсеках снизилось. Угроза взрыва миновала.

Цена кольца.


0
Лодка всплыла, проведя вентиляцию отсеков. Об аварии было доложено на базу. К-3 сумела прийти в порт приписки своим ходом. Теперь предстояло войти в аварийные отсеки, чтобы отдать последний долг погибшим и определить причину аварии. Даже после долгой принудительной вентиляции войти в аварийные отсеки никто не решался. Первыми вошли внутрь офицеры, чьи друзья погибли в этой аварии. По их свидетельству, большая часть погибших находилась в кормовой части второго отсека. Люди, которых было невозможно опознать, буквально спеклись в однородную массу. Разбирательство показало, что в одном из узлов системы гидравлики произошел прорыв масла. Его струя ударила в горевшую лампочку электросветильника, и пары вспыхнули. Стремительному распространению огня способствовала работавшая в этот момент система вентиляции торпед. Эта цепная реакция привела к гибели десятков человек. А сам прорыв системы гидравлики случился, скорее всего, из-за того, что кто-то из рабочих при доковом ремонте вместо положенной прокладки из красной меди поставил прокладку из более дешевого материала. На продаже красной меди нельзя было заработать, зато можно было выточить красивое колечко для девушки. 39 жизней — цена дешевой побрякушки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]