Техническая экспертиза гибели подводной лодки «Курск»

Страшное пророчество, которое произнесла Ванга еще в далеком 1980-м году, помнят многие. На тот момент, люди даже не воспринимали всерьез все сказанное, пока предсказание в точности не сбылось, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей нашей страны.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Так звучало предсказание, но кто в те годы мог понять, что речь здесь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь данного города. 12 августа 2000 года пророчество сбылось, и подводная лодка К-141 «Курск» затонула в холодных водах Баренцева моря.

На борту легендарного крейсера находилось 118 членов экипажа, никто из них не выжил. Официальная версия катастрофы в Баренцевом море — утечка пероксида водорода и воспламенение торпедного топлива, но далеко не все с этим согласны. Незадолго до аварии “Курск” блестяще справился с особой секретной миссией, о которой говорят до сих пор. В 1999 году судно заставило изрядно понервничать генералов НАТО.

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

Постройка и испытания

Строительство атомной подводной лодки началось в г. Северодвинске на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в 1990 г. В апреле 1993 года субмарина получила наименование «Курск» в честь битвы на Курской дуге. К-141 сошла на воду из эллинга цеха № 55 в мае 1994 года. На эксплуатацию принята в конце декабря 1994 года.

Экипаж сформировали еще в июне 1991 из числа военнослужащих Северного флота. Первый командир судна — капитан 2 ранга ВМФ России В. Рожков.


Экипаж «Курска» перед отправлением в поход

Описание конструкции

Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.

Корпус

Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.

Носовые рули — горизонтальные, находятся в носу, скрываются в корпусе. Имелись 2 подруливающих механизма.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:

  • атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
  • 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
  • 2-мя винтами с 7-ю лопастями.

Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.

Вооружение

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

«Курск» в культуре

О подлодке снято несколько документальных фильмов. Самые известные из них — российские «Подъем Курска», «На грани жизни», «Курск: 10 лет спустя», «Проект 949: Одиссея атомной подводной лодки» (удостоен Гран-При «Золотой якорь» в 2002 году), французский «Курск: подводная лодка в мутной воде».

В 2022 году вышла в прокат франко-бельгийская художественная кинолента «Курск».

Атомоходу посвящены песни Ю. Шевчука «Капитан Колесников», Г. Сукачева «Гибель Курска», 7Б «Субмарина», «Письмо» А. Розенбаума и множество других, как отечественных, так и зарубежных. Финская музыкальная группа с русскоязычным репертуаром выбрала название в честь подлодки.

Не обошла тематика и геймеров. Австрийцы разработали приключенческое выживание Undercover Missions: Operation Kursk K-141, поляки — игру «Курск» аналогичного жанра.

В 2007 году в сиднейском театре Riverside Theatres (Австралия) состоялась премьера спектакля по пьесе А. Яновича о трагедии на лодке. Произведение разделено на 2 части: одна рассказывает о переживаниях родственников 118 моряков, вторая — о 24-х подводниках, которые выжили, но не дождались помощи. Советником по декорациям и костюмам был капитан 1 ранга А. Жиров. В конце прозвучала песня Б. Гребенщикова.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» — с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Альтернативная причина катастрофы


Мемориал погибшим морякам

Споры о причинах затопления и правдивости официальной версии катастрофы продолжаются до сих пор. Поспешные заявления правительства о гибели почти всего экипажа сразу при взрыве и его нежелание обратиться за иностранной помощью подогрело недоверие СМИ и людей к высказанной версии.

Альтернативную версию, похожую на официальную высказал вице-адмирал В. Д. Рязанцев. Он указал на химическую реакцию при загрузке снаряда в торпедный аппарат, а также на захлопки системы вентиляции. Последние оставляют открытыми при залповой стрельбе, в ином случае недостатки конструкции приведут к повышению давления.

По версии Рязанцева взрыв торпеды через открытые захлопки нанес тяжелые повреждения экипажу во втором командном отсеке. Носовая часть наполнилась водой, после чего из-за крена столкнулась с грунтом. Столкновение и привело к детонации остального боекомплекта.

Другая версия поддерживается некоторыми адмиралами, официальными лицами и источниками СМИ за рубежом. По ней наблюдавшие за учениями американские подлодки «Мемфис» и «Толедо» маневрировали вблизи К-141. Произошло столкновение (или возник риск столкновения) «Толедо» с «Курском», в результате чего «Мемфис» выпустил торпеду Mk-48 по русской субмарине.

Данная версия предполагает, что правда о катастрофе намеренно скрывается, чтобы избежать ухудшения отношения с США. Ее публикация вполне могла привести к вооруженному конфликту между двумя ядерными державами.

Есть и другие гипотезы о трагедии:

  • выпущенная подлодкой учебная ракета срикошетила и ударила по носовой части самого «Курска», приведя к детонации боекомплекта;
  • субмарина столкнулась с противокорабельной миной времен Второй Мировой;
  • столкновение с иным подводным объектом (включая американскую подлодку), приведшее к детонации;
  • попадание учебной ракеты с крейсера «Петр Великий» в борт субмарины при ее всплытии после обнаружения проблем с торпедой;
  • террористический акт — данный вариант был расследован и признан пропагандой.

Исследование бортовых журналов показало отсутствие записей об инцидентах или проблемах. Последняя пометка сделана в 11:15. Записей бортовых самописцев также не обнаружено, на момент трагедии они оказались выключены.

Идентификация погибших

В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из медицинских учреждений, вплоть до детских поликлиник. Было собрано 9 томов. Также судебным медикам были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в 4-м отсеке.

На 19 декабря извлечено 73 и опознано 65 тел погибших подводников.

В феврале 2002 года было сообщено об опознании командира экипажа капитана 1-го ранга Геннадия Лячина и старшего в походе — начальника штаба седьмой дивизии Северного флота капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева.

К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников.

Тела двух матросов — Дмитрия Коткова (Кошкова) и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.

По заключению криминалистической медицинской экспертизы подводники, находившиеся в 9-м отсеке, погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.

Расследование

В. Путин 14 августа издал указ о немедленном расследовании катастрофы на АПЛ под наименованием «Курск» — как утверждает Википедия, главой комиссии назначен председатель Правительства РФ И. Клебанов.

В начале сентября 2000 года состоялся осмотр всех судов-участников учений с пирса. Проверялись надводные и внутренние поверхности. Требования об осмотре направлялись в иностранные государства, но те разрешений не предоставили.

За 2000 год затонувшая подлодка проверена аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» с научного судна «Академик Мстислав Келдыш» (конец сентября). В ноябре аналогичное обследование выполнили норвежские водолазы при помощи подводных аппаратов (компания Halliburton AS с корабля Regalia).

После поднятия субмарины создалась следственная комиссия. В состав группы входило 43 человека, в основном следователи, занимавшиеся уголовным делом. 27 сентября-22 октября команда прошла спецподготовку в аналогичной лодке, отрабатывала перемещение с противогазами и кислородными баллонами. Осмотр «Курска» после поднятия также проводили 50 специалистов ЦКБ «Рубин» и командиры подлодок проекта «Антей».

Один из экспертов отметил сильный запах газа в отдельных отсеках, почти полное заполнение мазутом 9 отсека, относительную чистоту 5 и 6-го. Переборки между отделениями занимают межпереборочные стаканы, где хранятся различные предметы. Между 9-м и 8-м их было два. В обеих находились листы бумаги и карандаши, чистые, неисписанные.

Следствие установило: спасательная техника не могла присоединиться к площадке около 9-го отсека из-за сколов зеркальной поверхности. За один день делали 6-7 тестов по присосу. Также стало известно, что 4-й отсек вмещал больше людей, чем нужно.

На заметку! Уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил движения воздушного, железнодорожного, морского транспорта», которое влечет смерть 2-х и более человек), закрыто в августе 2002 года.

Журналы и самописцы

Главнокомандующий Военно-морского флота РФ В. Куроедов рассказал, что в 5-м отсеке (пульт управления главным силовым агрегатом) найден самописец и документация, поврежденная соленой водой. Поиск самописца также проходил в 3-м отсеке (пост радиосвязи, радиометристов, химиков). Всего найдено 22 кассеты записей, которые расшифровывали эксперты «Центра речевых технологий» (г. Санкт-Петербург).

Установлено, что в день катастрофы магнитофонная аппаратура «Снегирь» не включалась. По регламенту ее должны были активировать на момент учений. Сигнализация аварийного буя атомоходом не запускалась, а аварийный выброс антенны не работал уже несколько лет. На аварийном буе находился заводской крепеж, не давший ему всплывать.

В журналах центрального атомного поста, вахтенных журналах управления по левому и правому борту, черновой вахтенной книге записей об аварии или внештатной ситуации нет. В 3-х записках Колесникова можно увидеть, что света в 9-м отсеке нет, зато есть задымленность.

Идентификация погибших

Когда раскрылась правда о том, сколько человек оставалось на «Курске» в живых, общественность ужаснулась. В 9-м отсеке оставались запертыми 23 моряка, которые были мертвы на момент обнаружения субмарины. Они прождали спасателей 2 дня.

Следователи на протяжении года занимались идентификацией подводников — опрашивали родственников, коллег, получали сведения из медучреждений, анализировали медкнижки из 4-го отсека. Собрано 9 томов материалов.

На декабрь 2001 года достали 73 тела и опознали 65. Командира Г. Лячина и начальника штаба 7-й дивизии В. Багрянцева опознали в феврале 2002 года. На 20 марта 2002 года идентифицировано еще 115 человек. Тела Д. Каткова, И. Нефедкова (Нефеднова) и пресловутого М. Гаджиева не обнаружили.

Криминалистическая медицинская экспертиза предоставила заключение, согласно которому люди в 9-м отсеке умерли через 7-8 часов после аварии в результате отравления окисью углерода.

Критика расследования

Достоверная информация о катастрофе интересует многих. Не все журналисты, эксперты, писатели, представители российского и зарубежного флота соглашаются с официальной точкой зрения. Расследование критикуют из-за нескольких фактов:

  • президент «откупился» наградами от семей погибших;
  • В. Куроедов отметил возможность столкновения с американской субмариной, но В. Устинов опроверг его версию;
  • первая экспедиция 16 июля сразу же отделила отсек, на который пришелся удар, и оставила его на дне;
  • 31 мая 1-й отсек начали поднимать и собирали до 21 июля 2002 года, отказавшись от помощи Норвегии;
  • 6 декабря 2000 года РИА-Новости опубликовали сообщение о преследовании иностранной подлодки в Баренцевом море 17 августа;
  • адмирал Эйнар Скорген, не сошедшийся во мнениях с НАТО, подал в отставку сразу после трагедии;
  • на сайте br.com есть информация, что Минобороны И. Сергеев в Брюсселе заявил о приоритетности версии про столкновение с американским судном;
  • «Мемфис» заходил 18 августа в норвежский порт для ремонта антенны. Английские корабли вернулись на базу из-за поломок реактора;
  • 16 сентября сайт Корреспондент.net опубликовал материал «Последний таран». К статье прилагалась ссылка на газету «Спрингер», утверждающую, что причина катастрофы — столкновение с подводной субмариной США класса «Морской волк»;
  • Lenta.ru в сентябре 2000 года сообщила, что властям известно, от чего произошла авария;
  • в 5-м и 5-бис отсеках оставались живые подводники. Последние стуки прозвучали в 11 часов 14 августа.

Интересы погибших с 2002 по 2005 гг. представлял адвокат Б. Кузнецов. Он не согласился с официальной информацией и отметил, что, обратившись за помощью сразу, можно было бы спасти 23 человека. Юрист согласен с мнением о взрыве и отвергает версию о столкновении с американским судном.

Д. Власов отмечает, что в последней записке Д. Колесников рассказывает о невозможности открытия крышки аварийного люка. Один матрос начал выстукивать сигналы бедствия, которые слышали на «Петре Великом», но приняли за SOS с другого судна. Отсюда и теория, что «Курск» мог столкнуться с зарубежной подлодкой.

Разрушения

После первого взрыва быстро загорелся 1-й отсек, ударная волна перекинулась на второй. Возгорания поступили в остальные отделения по вентиляционным трубам.

Второй взрыв срезал 22-й шпангоут, расположенный между отсеками № 1 и № 2. Он, двигаясь по принципу поршня, начал сминать оборудование и настил слоем 22 мм, срезать вварные детали корпуса. После подъема обнаружено, что 22-й шпангоут отлетел к 43-му (между отсеками № 2 и № 3). Вторую ударную волну остановила кормовая переборка 5-бис отсека, которая выгнулась в форме дуги.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» — большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

[править] Галерея

13yesПоказатьСкрыть
  • Фрагмент записки от капитан-лейтенанта Колесникова.
  • Характерной особенностью лодок проекта 949А является ширина корпуса, заметно превышающая высоту, обусловленная наличием 24-х побортно расположенных шахт с крылатыми ракетами (на снимке выделены красным). За это ПЛАРК данного проекта и получили прозвище «батоны».
  • Загрузка боекомплекта — хорошо видны открытые щиты ракетных шахт и ниша торпедопогрузочного люка.
  • АПЛ «Сан-Франциско» (класс «Лос-Анджелес») после встречи с подводной скалой на полном ходу. Пруфлинк. Торпедный отсек у «Лос-Анджелесов» находится в средней части лодки, потому не взорвался боекомплект. Восстановлена.
  • А это «Курск». Торпедный отсек был спереди

    .

Трек, написанный годным композитором Matt Elliott. Вин длиною в 11 минут.

Видеогалерея
13yesПоказатьСкрыть
Инструментальный трек расово шведского пост-роцк коллектива EfTravel is dangerous от горцев в юбках
Пуэрториканцы A Wilhelm Scream с пробирающим до глубины души текстомBegirlich in dem hertzen min. Первый альбом немецкой darkwave группы Helium Vola — Hellium vola — посвящен гибели АПЛ «Курск»Digimortal — 100 ночей
Они же. Без косплея, но с дельфинами и поросятамиTommy Cox — Kursk
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]