Морские звания и погоны, что носят на плечах в ВМФ


Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

  • В 1917 году, в связи с революционными событиями.
  • В период 1922-1991 года во время существования советского флота.
  • В момент создания государства Россия .

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2022 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ , призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос , которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос , которое идентично ефрейтору в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Дальше в рядах ВМФ идут старшинские ранги, которые идентичны сержантским званиям, в других войсках. Их обязанности так же соответствуют сержантским и старшинским званиям в сухопутных войсках.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи , этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет « мичман ». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию « прапорщик ». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание « старший мичман », имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах. Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ , при условии срочной службы, это старшина 2 статьи . Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Расцветки и типы погон

Солдаты, сержанты, старшины

  • Китель и зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны красного цвета (в ВКС, ВДВ — голубого; в танковых, артиллерийских, зенитно-ракетных, автомобильных, инженерных, топографических, технических, железнодорожных войсках, ракетных войсках стратегического назначения, войсках связи, радиационной, химической и биологической защиты, службе горючего — чёрного цвета).
  • Парадная рубашка (зелёная) — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но съёмные шестиугольные с пуговицей золотистого цвета, на которой имеется рельефное изображение герба Российской Федерации.
  • Полевая форма — съёмные погоны-муфты камуфлированного цвета[2], надеваемые на пятиугольные полевые погоны с пуговицей защитного цвета без герба, имеющей 4 сквозные отверстия для пришивания, вшитые одним краем в полевую форму (за исключением рядового состава, для которого достаточно вшитых в полевую форму погон).
  • Погон сержанта на китель и зимнее пальто
  • Повседневный погон мл. сержанта ВКС на китель и зимнее пальто
  • Полевой погон-муфта сержанта

Прапорщики (кроме ВМФ)

  • Китель и летнее пальто — нашивные погоны защитного цвета, по бокам окантовка красного (в ВКС, ВДВ — голубого, в танковых, артиллерийских, зенитно-ракетных, автомобильных, инженерных, топографических, технических, железнодорожных войсках, ракетных войсках стратегического назначения, войсках связи, радиационной, химической и биологической защиты, службе горючего — чёрного) цвета.
  • Парадная рубашка (зелёная) — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но без окантовки, съёмные шестиугольные с пуговицей золотистого цвета.
  • Полевая форма — съёмные погоны-муфты камуфлированного цвета[3].

Офицеры (кроме ВМФ)

  • Парадный китель — нашивные погоны золотистого цвета, по бокам окантовка красного (в ВКС, ВДВ — голубого) цвета.
  • Повседневный китель, зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны защитного цвета (в ВКС, ВДВ — тёмно-синего), у генералов и маршалов с окантовкой по бокам красного (в ВКС, ВДВ — голубого) цвета.
  • Повседневная рубашка (зелёная), куртка шерстяная, куртка демисезонная, плащ летний — съёмные шестиугольные погоны защитного цвета (в ВКС, ВДВ — тёмно-синего) без окантовки с пуговицей золотистого цвета.
  • Парадная рубашка (белая) — съёмные шестиугольные погоны белого цвета без окантовки с пуговицей золотистого цвета.
  • Полевая форма — съёмные погоны-муфты камуфлированного цвета.
  • Повседневный погон полковника
  • Повседневный погон полковника ВКС
  • Парадный погон полковника СВ
  • Парадный погон полковника ВКС
  • Полевой погон-муфта полковника

Матросы, старшины и мичманы ВМФ

  • Парадный китель и зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны с полем из синтетических нитей серо-чёрного цвета с плетением в виде квадратиков в шахматном порядке с окантовкой белого цвета.
  • Парадная рубашка (бежевая для мичманов; для матросов и старшин — не предусмотрена) — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но съёмные.
  • Повседневная одежда (матросы, старшины) — погоны с полем из сукна чёрного цвета[4].

Офицеры ВМФ

  • Парадный китель — нашивные погоны золотистого цвета, по бокам окантовка чёрного.
  • Повседневный китель, зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны чёрного цвета, у адмиралов с окантовкой по бокам жёлтого цвета.
  • Повседневная рубашка (бежевая) — съёмные шестиугольные погоны бежевого цвета без окантовки с пуговицей золотистого цвета.
  • Парадная рубашка (белая) — съёмные шестиугольные погоны золотистого цвета без окантовки[5] с пуговицей золотистого цвета.
  • Повседневный погон старшины 1-й статьи ВМФ
  • Повседневный погон адмирала ВМФ
  • Парадный погон адмирала ВМФ

Младший состав офицеров

Самым первым чином в этом офицерском составе является младший лейтенант . Его присваивают командующему каким-либо участком на корабле или взводом, оно имеется и в других родах войск. Соответственно звание лейтенанта может быть присвоено по истечении срока службы в прежнем ранге. Возлагаемая ответственность выше, чем в прежнем звании.

Старший лейтенант имеет ответственность выше чем у лейтенанта, что позволяет ему быть первым помощником капитана корабля. Следующая ступень в карьере моряка, получение ранга капитан-лейтенанта, которое является завершающим в этом офицерском составе. В других войсках оно аналогично званию капитана армии. Моряк с таким званием может иметь в своем распоряжении сотню подчиненных.

На погонах лейтенантского состава кроме звезд имеется узкая полоса, которая проходит вдоль всего погона. Количество звезд зависит от звания. Самое меньшее количество, одна звезда у младшего лейтенанта, а дальше с каждым званием растет их количество. У капитана-лейтенанта четыре звезды на погонах.

Старший состав офицеров

К старшему офицерскому составу также относятся капитанские звания.

  • « Капитан 3-го ранга » может иметь похожие полномочия майора в сухопутных войсках. Ему позволено управлять судами соответствующего его рангу. Это может быть управление малыми военными судами: торпедоносные, десантные суда, противолодочные, тральщики.
  • Капитан 2-го ранга аналогичен подполковнику в других армейских войсках. Он может управлять крупными военными кораблями такими как ракетные и миноносцы, а также большими десантными кораблями.
  • Наивысшим капитанским званием является капитан 1-го ранга . Он имеет возможность управлять кораблями повышенной сложности, такими как авианосцы, крейсеры и подводные лодки . По рангу младше высших флотских чинов и соответствует полковнику в сухопутных войсках.

На погонах капитана расположены две продольные полосы. Что говорит о принадлежности к капитанскому званию. Но различие в рангах можно определить по количеству звезд. Самое большое количество, три звезды, расположено на погонах капитана 1 ранга.

ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ДРУГИЕ МОРСКИЕ ЧИНЫ

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / В.А. Дыгало. Российский флот. Три века на службе Отечеству

С развитием в нашем государстве постоянных вооруженных сил появилась необхо­димость определения старшинства во взаимоотношениях между военнослужащими в соответствии с их служебно-должностным положением.

В XV—XVI веках впервые в России появляются воинские таны. Так, например, в 1550 году для стрелецкого войска царь установил такие звания: стрелец, десятник, пятидесятник, сотник, полуголова, голова приказа, воевода, стрелецкий голова В 1681 году появляется новый чин — полковник. После образования регулярной армии и Военно-морского флота России для них были введены новые воинские звания (чины).

В 1722 году Петр I утвердил свой знаменитый законодательный акт — «Табель о ран­гах», — узаконивший некоторые существовавшие у нас ранее чины и установивший чет­кую систему воинских, статских (гражданских) и придворных рангов в Российской им­перии, их соответствие друг другу, порядок прохождения государственной службы и пос­ледовательность чинопроизводства. В соответствии с «Табелью о рангах» все чины подразделялись на 14 классов (первый был высшим). Воинские чины состояли из четырех разрядов — гвардии, сухопутного, артиллерийского и морского.

Петр I ввел морские чины для адмиралов, штаб- и обер-офицеров флота Российской империи. Список морских чинов начинался с генерал-адмирала. Это был высший чин на флоте. По «Табели о рангах», Петр I поставил его наравне с генерал-фельдмаршалом, как особу первого класса. Однако вначале границы власти и влияния этого чина точно в зако­нах определены не были, а в зависимости от обстоятельств генерал-адмирал являлся или действительным начальником флота, или же носил это звание как почетное.

Последний генерал-адмирал Российского флота — великий князь Алексей Александро­вич, «главный начальник всего флота и Морского ведомства», скончался 1 ноября 1908 года. Год смерти генерал-адмирала совпал с 200-летним юбилеем существования в русском флоте этого воинского звания.

Петр Великий, как известно, не был прирожденным моряком, но он прекрас­но понимал, какое значение имеет море в жизни государства. Добиться доступа к этому новому источнику развития страны приходилось силой оружия. Для завоева­ния и удержания выхода к морю прежде всего был нужен флот. Для создания же флота требовались преданные, энергичные люди, которые бы в точности исполняли все требования царя, знали все нужды но­вого морского дела и могли благоустроить жизнь флота. Одним из таких, и притом лучших, помощников царя-моряка был граф Федор Матвеевич Апраксин, с име­нем которого неразрывно связана, так же как и с именем Петра Великого, вся исто­рия русского флота, история его генерал-адмиралов.

Федор Матвеевич Апраксин родился в 1661 году. Сестра его, Марфа Матвеев­на, вышла замуж за царя Федора Алек­сеевича, и, вероятно, поэтому Апраксин был назначен тогда же царским стольни­ком(1), а после смерти бездетного Федора в 1682 году стал стольником при юном царе Петре Алексеевиче. В этом звании Апраксин участвовал во всех потешных войнах и плаваниях будущего Великого моряка по рекам, озерам и Белому морю. Уже в то время Петр Алексеевич имел не один случай убедиться в искренней пре­данности, больших способностях и несок­рушимой твердости характера своего стольника. В 1693 году Апраксин получил первое видное и ответственное назначе­ние — должность двинского воеводы и гу­бернатора Архангельска, где строился первый казенный корабль — 12-пушеч-ная яхта «Св. Петр». Затем Апраксин при­нимал участие в Азовском (1696) и в Керченском (1699) походах, а в 1700 году он был назначен главным начальником в Во­ронеж и возглавил строительство кораб­лей для Азовского флота, получив звание адмиралтейца. С самого начала возникно­вения флота, во втором Азовском похо­де, управление флотом было вверено ца­рем Францу Яковлевичу Лефорту, кото­рый стал первым российским адмиралом, а до этого, в 1691 году, ему был пожало­ван чин генерал-лейтенанта. Лефорт час­то подписывал служебные бумаги двумя чинами: генерал и адмирал. Очевидно, поэтому существует неверное представ­ление, что он был первым генерал-адми­ралом. Вторым адмиралом после смерти Лефорта стал Федор Алексеевич Головин, которому также во многих энциклопеди­ческих изданиях ошибочно «пожалован» чин генерал-адмирала. В 1706 году умер генерал-фельдмаршал и адмирал Ф.А. Го­ловин, и царь приказал Апраксину при­нять все дела по Морскому ведомству, ко­торыми ведал умерший. В 1707 году Фе­дор Матвеевич был произведен в адмиралы, а в следующем году, имея флаг на 32-пушечном корабле «Думкрат», уже командовал флотом в Финском заливе.

Осенью 1708 года, когда шведские войска совместно с флотом, состоявшим из 22 вымпелов, попытались овладеть Петербургом, начальником наших войск, действовавших против этих сил противника, был Ф.М. Апраксин. Силь­ный отряд шведов под командованием генерала Любекера был разгромлен. Вице-адмирал К. Крюйс в письме к А. Д. Меншикову от 20 октября 1708 года так говорил об исходе этого кровавого боя под Нарвой, обеспечившего целость Петербурга: «Собрав войско, Апраксин неприятеля сего месяца в 16-й день (ок­тября. — В.Д.) в транжементе (в боевом порядке. — В.Д) атаковал и положил всех в труп опричь 30 офицеров. Непри­ятельская багажия (военный обоз. — В.Д) вся разорена, 6000 или 7000 рей­тарских, також и которые были под богажиею, лошадей по приходе наших по­стрелял и поколол»(2).

За это славное дело Петр Великий 22 декабря 1708 года повелел адмиралу Апраксину выдавать жалованье генерал-адмирала наравне с генерал-фельдмарша­лом — 7000 рублей. С этого дня Апрак­сина в официальных документах и стали титуловать генерал-адмиралом. Вице-ад­мирал К.И. Крюйс постоянно так обра­щался к Апраксину, а сам государь не все­гда адресовал свою корреспонденцию с таким титулом(3).

Мир со Швецией был заключен в го­роде Ништадт 30 августа 1721 года Сре­ди многих награжденных царь не забывал заслуг и трудов Ф.М. Апраксина: ему был дарован флаг генерал-адмирала, называв­шийся кейзер-флагом.

Командуя флотом, Апраксин подни­мал этот флаг на грот-мачте флагманского корабля(4).

Впервые кейзер-флаг был поднят Ап­раксиным на Волге под Астраханью в 1722 году в удивительно торжественной обстановке. Начальствуя над флотом Кас­пийского моря, 3 июля граф Апраксин прибыл на гукоре в Астрахань под кейзер-флагом, и первым к нему явился с рапор­том на верейке адмирал Петр Алексеевич (то есть сам царь), командовавший пере­довым морским отрядом. Вслед за царем явились и прочие начальники. Корабли и город салютовали из пушек. Флот предназначался для военных действии против Персии.

В последующие годы: 1723,1724,1725 и 1726-й граф Ф.М. Апраксин командовал флотом, зимовавшим на Кронштадтском рейде, имея свой флаг на корабле «Екате­рина».

Но служба генерал-адмирала прошла не без огорчений, так как царь одинаково строго относился ко всем чинам флота. В 1714 году над Апраксиным было назначе­но следствие по доносу, обвинявшему его в злоупотреблениях по подрядам для каз­ны. Злоупотребления действительно от­крылись, но Апраксин виновен в них не был. Виновными оказались его подчинён­ные, которые пользовались в корыстных целях постоянными разъездами генерал-адмирала по службе. И тем не менее Ап­раксин был оштрафован государем на гро­мадную сумму. В 1718 году, когда Апрак­син крейсировал в Финском заливе, имея свой флаг на корабле «Москва», он опять был отдан под суд «за злоупотребления». При этом генерал-адмирал был арестован и приговорен к лишению имущества и до­стоинств, но в уважение прежних заслуг наказание государем было ограничено де­нежным взысканием. Наконец, в 1723 году за «небытие на водяной ассамблее» Ап­раксин был оштрафован 50 рублями(5).

При Петре Великом ни высокий сан, ни военные заслуги, ни родство не избав­ляли провинившихся или даже заподоз­ренных в преступлении по службе от след­ствия, суда и наказания. Даже такой, каза­лось бы, ничтожный проступок, как отсутствие 62-летнего генерал-адмирала на увеселительной водяной ассамблее, не остался без воздействия. После смерти Петра Великого старый генерал-адмирал имел несчастье видеть упадок флота.

Первый генерал-адмирал Российско­го флота граф Федор Матвеевич Апраксин скончался 10 ноября 1728 года и был погребен в московском Златоустовском мо­настыре.

При Петре Великом Алмиралтейств-коллегия как высший орган управления военно-морским ведомством действитель­но работала под председательством гене­рал-адмирала.

После кончины императора коллегия обратилась в безответственное учрежде­ние. Флот быстро пришел в упадок, денег на него не отпускалось, корабли ветшали в гавани и не ремонтировались. Все чаще раздавались голоса высокопоставленных чиновников о бесполезности флота и воз­можной полной его ликвидации. Но, к сча­стью, у власти были и такие люди, кото­рые свято хранили заветы Петра I, глубо­ко понимали цели и стремления Великого моряка. Одним из таких сподвижников, «птенцов гнезда Петрова», был Андрей Иванович Остерман.

Сын пастора из местечка Бохум в Вестфалии, молодой студент Остерман был перевезен в Россию К.И. Крюйсом в 1704 году. Он быстро научился русской речи и из Генриха Иоганна был переиме­нован в Андрея Ивановича. Немец по на­циональности, Остерман отдал России все свои силы и способности; его удивитель­ное упорство в осуществлении предначер­таний и планов Петра Великого во многом спасло Российский флот. Когда однажды Остерман извинялся за ошибки в русской речи, объясняя их тем, что он не русский по происхождению, один из главных его противников, Бестужев, ответил ему в при­сутствии других: «Вы не только русский, но русский, который стоит двадцати других»(6). Бестужев был прав, так как, по словам историка войны с Турцией А. Кочубинского, этот немец не переставал и в далекой Сибири думать о турках и взды­хать о Босфоре. Карьеру свою Андрей Ива­нович начал на дипломатическом попри­ще и сопровождал Петра I в его путешествиях на морях и в военных походах. Был он с царем и на Пруте, и в Ревеле, вместе с Брюсом заключал мир со шведами в Ништадте в 1721 году. Благодаря настойчивос­ти и энергии Остермана условия мирного трактата были настолько выгодны для Рос­сии, что, по словам государя, «Ему самому не можно бы лучше оного написать для подписи господ шведов. Славное сие в све­те дело ваше (Остермана. — В.Д.) оста­нется навсегда незабвенным. Никогда наша Россия такого полезного мира не получала»(7). За эту услугу для России им­ператор пожаловал Остермана чином тай­ного советника и сделал бароном.

В царствование Екатерины I А.И. Ос­терман был членом Верховного тайного совета и после смерти генерал-адмирала Ф.М. Апраксина был назначен председате­лем Воинской морской комиссии «для рассмотрения и приведется в добрый и надежный порядок флота, адмирал­тейств и всего, что к тому принадле­жит».

В период царствования Анны Иоанновны Остерману был пожалован графс­кий титул, и он фактически стал руково­дить внешней и внутренней политикой России.

Андрей Иванович Остерман был по­жалован званием генерал-адмирала 9 но­ября 1740 года и вступил в полное управ­ление Морским ведомством, оставаясь по-прежнему во главе Коллегии иностранных дел.

Не будучи моряком по профессии, Остерман пользовался советами и указа­ниями лучших и опытнейших русских моряков. Одним из них был адмирал граф Николай Федорович Головин, остававший­ся президентом Адмиралтейств-коллегий с 1733 года до падения Остермана.

Примечательно, что в то время морс­кие чины всех рангов не любили моря и корабельной службы, приискивая место на суше. Это несчастье Головин смог пресечь при помощи генерал-адмирала, кото­рый подписал подготовленный им приказ «О неназначении морских офицеров к не принадлежащим их званию должностям и о возвращении во флот офицеров, от­командированных в различные береговые службы».

Экспедиции Беринга и Чирикова были исполнением завета Петра Великого, так же свято и упорно доведенного до конца его достойным учеником — Андреем Ива­новичем Остерманом. Но сам он закончил свою карьеру печально.

Андрей Иванович Остерман, как из­вестно, был осужден к смертной казни, замененной ссылкой в Березов. В числе обвинений значилось и следующее: «…из адмиралтейских команд о всем состоя­нии рапорты приказывал к себе присы­лать, а не в Адмиралтейскую коллегию, и о получаемых прежде рапортов в кол­легию не сообщал». Как видим, обвинение надуманное, но тем не менее…

Второй генерал-адмирал Российского флота Андрей Иванович Остерман скон­чался в Березове 20 мая 1747 года.

С удалением от флота генерал-адмира­ла А.И. Остермана в духе времени начались преследования и заведенных им порядков и улучшений. Однако возвращение к ста­рому ограничилось мелочами. Так, напри­мер, во флоте вместо одного флага ввели снова флаги трех цветов, а промежуточной инстанцией между флотом и императри­цей вместо кабинета министров стала кон­ференция министров. Вступив на престол, императрица Елизавета Петровна застала флот в более чем неудовлетворительном состоянии и искала человека, способного поднять его до того уровня, на каком он был при Петре Великом. Наконец выбор ее пал на князя Михаила Михайловича Го­лицына.

Князь Голицын был принят на служ­бу во флот по выбору самого Петра I в 1703 году и отправлен в Голландию для обучения морскому делу в 1708 году. В Россию он возвратился лишь в начале 1717 года, когда самый трудный период в Северной войне был уже позади. Командо­вал одним из отрядов галер гребного фло­та, который 27 июля 1720 года одержал победу над шведской эскадрой парусных кораблей у острова Гренгам. С 1726 года — советник Адмиралтейств-коллегий. В цар­ствование Анны Иоановны Голицын стро­ил суда на Дону, в Таврове; затем (с 1740 г.) был астраханским генерал-губернатором, а в 1745 году отправлен послом в Персию.

А 24 апреля 1749 года князю М.М. Го­лицыну было высочайше повелено «иметь над флотом главную команду», и он че­рез год стал президентом Адмиралтейств-коллегий. Во исполнение воли императри­цы Елизаветы Петровны новому президен­ту надобно было усиленно работать с ломкою морских учреждений, заведенных в предыдущее царствование, и с восста­новлением Петровских. Шестнадцать лет готовилась реформа, и наконец в 1757 году по утверждении совместного доклада Се­ната и Адмиралтейств-коллегий флот по­лучил новое управление и новые штаты. Но еще ранее реформы, 5 сентября 1756 года, Михаил Михайлович Голицын в возрасте 75 лет был пожалован в генерал-адмира­лы. Однако это высокое звание не увели­чило энергии Голицына В 1757 году он уже вовсе не присутствовал в Адмиралтейств-коллегий, хотя война с Пруссией требова­ла напряжения всех сил на суше и на море. Флот был в таком упадке, что трудно было и думать о его будущем. Адмиралтейств-коллегия заседала и писала, корабли сто­яли в Кронштадтской гавани, но лишь вы­ходили в море, как в их корпусах обнару­живались течи, и они спасались в Ревеле или Кронштадте. Адмирал Мишуков в 1757 году, имея уже 73 года от роду, был назначен Главнокомандующим морскими силами Российской империи и «для сове­та» получил в помощники адмиралов Ло­пухина и Мятлева. Но Мятлев не был в море с 1728 года и давно занимал адми­нистративный пост в Сибири. Безусловно, с прибытием на службу этих адмиралов флот не стал лучше. Не было над флотом, над его адмиралами и коллегией того, кто в былые времена наводил порядок «трос­тью» и железной рукой.

Так, 10 апреля 1762 года генерал-ад­мирал князь М.М. Голицын «за крайнею старостью и болезнью» был уволен со службы с половинным окладом жалованья. По вступлении на престол императрицы Екатерины II ему повелено было присут­ствовать в Сенате и Адмиралтейств-колле­гий. Но 21 декабря того же года он был уволен со службы с полным жалованьем (7000 руб.). Во время проживания в сто­лицах Голицыну дозволено было иметь почетный караул с оставлением при себе генерал-адъютанта.

Над флотом занималась новая заря, наступал век славных дел, громких побед, удивительных подвигов под предводитель­ством «екатерининских орлов».

Вступившая на престол Екатерина II не желала видеть физического и нравствен­ного падения флота.

Необходимо было поднять флот до уровня того состояния, какое предназна­чал ему Великий моряк, как второй руке могущественной империи, как действи­тельной части вооруженных сил государ­ства. И вот не прошло и полугода после восшествия на престол новой императри­цы, как 20 декабря 1762 года последовал указ, гласивший следующее: «Ревностное и неутомленное попечение Ея Импера­торского Величества о пользе государ­ственной и о принадлежащем к ней, меж­ду иным, цветущем состоянии флота, Ея Императорское Величество, желая, куп­но с достойным в том подражанием бла­женной и бессмертной памяти дела Его Императорского Величества Государя Императора Петра Великого, вперить еще при нежных младенческих летах во вселюбезнейшего сына и наследника Ея. Императорского Величества Цесаревича и Великого Князя Павла. Петровича, Всемилостивейше определяет Его Импера­торское Высочество в генерал-адмиралы и повелевает из Сената послать, куда надлежит в указе»(8).

Этот указ явился важным событием в истории генерал-адмиралов России: с 1762 года чин генерал-адмирала стал при­сваиваться только наследникам престола или членам царской семьи.

Третий в истории русского флота ге­нерал-адмирал, князь Михаил Михайлович Голицын умер 25 мая 1764 года и был по­гребен в московском Богоявленском мо­настыре.

Десятилетний же генерал-адмирал(9) не мог нести ни службы, ни ответственно­сти, традиционно со дней Петра Великого сопряженных с этим высшим воинским званием.

Но и в зрелом возрасте деятельность августейшего генерал-адмирала во все вре­мя екатерининского царствования была очень незначительна. Великий князь прини­мал поздравления адмиралов с назначени­ем и с днем тезоименитства, сопровождал императрицу в Кронштадт и в Ревель, яв­лялся по временам в Адмиралтейств-кол­легий. Но всеми делами флота ведала сама государыня, выслушивая доклады графа Ивана Григорьевича Чернышева, назначен­ного 4 июня 1769 года вице-президентом Адмиралтейств-коллегий, то есть тогда, ког­да наш флот шел под командованием ад­мирала ГА. Спиридова к Чесме. Известно, какая слава ожидала наших моряков в Сре­диземном море и сколько удивительных подвигов совершили они, оставаясь там почти беспрерывно до 1808 года.

Великая императрица скончалась 7 но­ября 1796 года, а на следующий день, на разводе, между прочими приказаниями императора Павла I, подписанными А.А. Аракчеевым, было и следующее: «Его Императорское Величество сохраняет звание генерал-адмирала во флоте».

С этого дня уже ни малейшее распо­ряжение по морским делам не исходило помимо августейшего генерал-адмирала, считавшего себя и президентом Адмирал­тейств-коллегий.

До последних дней своей жизни им­ператор Павел I не переставал заботиться о флоте. Для общего надзора за корабле­строением во всех портах, как балтийских, так и черноморских, в 1797 году было вос­становлено существовавшее при Петре I звание обер-сарваера (главного инспекто­ра. — В.Д), которое получил замечатель­ный корабельный мастер генерал-лейте­нант А.С. Катасонов, и, кроме того, для улучшения судостроения приглашены были в русскую службу из Константино­поля два отличных кораблестроителя — французы, братья Ле Брюи де Сент-Катерин. За последние четыре года 90-х годов XVIII века кроме мелких судов в Балтийс­ком и Черноморских флотах было спуще­но на воду 25 линейных судов (17 линей­ных кораблей и 8 фрегатов) и начато, но не окончено постройкой 9(5 линейных кораб­лей и 4 фрегата). Но дни императора были сочтены, и в ночь на 12 марта 1801 года рус­ский флот лишился своего генерал-адми­рала, четвертого по счету и первого из им­ператорской фамилии.

Прошло 30 лет после смерти импера­тора Павла I до назначения нового гене­рал-адмирала, великого князя Константи­на Николаевича. Почему так случилось? Прежде всего, потому, что после смерти Павла I императором стал его сын Алек­сандр I. Период его царствования (1801— 1825) характерен непониманием значе­ния военно-морских сил для России, пол­ной заброшенностью флота. Флоту назначалась второстепенная роль, ограни­ченная одной обороной государства и не допускающая дальних самостоятельных экспедиций как дорогостоящих и не при­носящих пользы. Одно время всерьез рас­сматривался вопрос о продаже русского флота Англии. Ясно, что в этот историчес­кий период не было нужды в высоком чине генерал-адмирала Второе воскреше­ние морского могущества империи нача­лось со вступления на престол императо­ра Николая I.

В 1827 году взамен Адмиралтейств-коллегий был учрежден Адмиралтейств-совет, который первоначально исполнял роль совещательного органа при Морском министре.

Второй сын императора Николая I Константин родился 9 сентября 1827 года, за месяц до славной Наваринской победы. А 22 августа 1831 года он был назначен генерал-адмиралом и шефом Гвардейско­го флотского экипажа. Следует, однако, отметить, что, возрождая парусный флот, Николай I проявлял нерешительность в переходе к парусно-паровому флоту.

В 1855 году великий князь в звании генерал-адмирала вступил в управление флотом и Морским министерством на правах министра. С этого времени и нача­лась его деятельность, уже непосредствен­ная и в высшей степени энергичная и пло­дотворная. Только при Константине Ни­колаевиче русский флот окончательно сложился по образцу флотов западноевро­пейских государств. Следует учесть, что ве­ликий князь получил в управление флот после Крымской войны, обнаружившей все его недостатки и отсталость. Тогда, как и ныне, на все лады обсуждался вопрос: «Нужен ли флот России?» Сомнения в этом вопросе окончательно рассеялись лишь в 1863 году, когда для защиты пределов Рос­сии потребовались услуги моряков в Бал­тийском море и на Дальнем Востоке. Ак­тивность русского флота была вызвана за­явлением английского и французского правительств о «поддержке» восставших поляков в их борьбе за завоевание нацио­нальной независимости. Создалась реаль­ная угроза военного выступления Франции и Англии против России.

С целью воздействия на Англию рус­ское правительство по предложению уп­равляющего Морского министерства ад­мирала Н.К. Краббе решило направить в Атлантический океан из Балтийского моря крейсерскую эскадру под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского и одно­временно вторую эскадру под командова­нием контр-адмирала А.А. Попова в Тихий океан с целью их сосредоточения в пор­тах США — Нью-Йорке и Сан-Францис­ко — для операции против английской морской торговли.

Известие о неожиданном появлении обеих эскадр в американских портах про­извело впечатление, и английское прави­тельство вынуждено было отказаться от поддержки Франции. Франция, оставшись в изоляции, отказалась от выступления против России. После подавления восста­ния в Польше эскадра контр-адмирала Лесовского 20 июля 1864 года была ото­звана в Балтийское море, а эскадра контр­адмирала Попова возвратилась в воды Дальнего Востока.

Предотвращение войны с Англией путем угрозы ее морской торговле русски­ми боевыми кораблями дало однозначный ответ на поставленный вопрос — флот Рос­сии нужен. Это несколько облегчило борь­бу с противниками флота и положило на­чало коренным изменениям в кораблестро­ении и В артиллерийском вооружении. За период управления Морским ведомством великим князем Константином Николае­вичем наш флот перешел от паруса к ма­шине, от дерева к железу, стали и броне.

Ежегодные плавания русского флота в дальних морях позволили подготовить кадры опытных моряков-профессионалов, развить во флоте большую административ­но-научную деятельность. Во флоте был сокращен срок службы матросов, отмене­ны телесные наказания, улучшены быто­вые условия службы офицеров.

В марте 1880 года великий князь Кон­стантин Николаевич устранился от дея­тельности флота, а 13 января 1892 года генерал-адмирал скончался.

Но еще при его жизни великий князь Алексей Александрович, брат императора Александра III, 15 мая 1883 года был пожалован в генерал-адмиралы. Впрочем, Его Высочество вступил в управление флотом гораздо ранее, а именно тотчас же после ухода от дел Константина Николаевича. Очень короткую, но меткую характерис­тику дал ему начальник Балтийского судо­строительного завода, известный остро­слов М.И. Кази. «Что такое Алексей? — спрашивал Кази и сам же отвечал: — Семь пудов августейшего мяса». Не лучшего мнения о нем был и председатель Совета министров С.Ю. Витте. Для такого сарказ­ма было достаточно оснований.

За 23 года его управления флотом бюд­жет возрос в среднем чуть ли не в пять раз; было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это множе­ство, по мнению известного кораблестро­ителя академика А.Н. Крылова, являлось только собранием отдельных судов, а не флотом.

Деятельность генерал-адмирала Алек­сея Александровича была характерным образцом бесплановой растраты государ­ственных средств, подчеркивала полную непригодность самой организации и сис­темы управления флотом и Морским ве­домством(10).

К чему привело подобное строитель­ство флота, наглядно показала Цусимская трагедия…

После кончины 1 ноября 1908 года великого князя Алексея Александровича звание генерал-адмирал в Российском фло­те никому не присваивалось.

Далее шли звания: адмирал (введено в 1706 году); вице-адмирал (введено в 1699 году), контр-адмирал (введено в 1699 году).

В петровскую эпоху контр-адмирала называли также шаутбенахт. Этот чин имел сам Петр I, он был ему присвоен после Полтавской победы. Чин капитан-командора (именовался также еще как обер-сарваер, а в 1764—1798 годах — как капитан бригадирскою ранга). Чин капи­тан бригадирского ранга был промежу­точным между адмиральскими и офицер­скими чинами, но примыкал к первым. После его окончательной о в графе «морские чины» образовался пробел, в результате чего за четвертым классом (контр-адмирал) сра­зу следовал шестой класс (капитан 1-го ранга). Такое положение существовало вплоть до 1917 года, то есть до о. Чин капитана 1-го ран­га учрежден в России в 1713 году и был старшим штаб-офицерским чином. Он с небольшим перерывом (1732-—1751) просуществовал до 1917 года. То же са­мое можно сказать о втором по старшин­ству штаб-офицерском чине — капитан 2-го ранга. Среди морских чинов, введен­ных Петром I, было и звание капитан 3-го ранга, но оно оказалось менее долговеч­ным, чем предыдущие (1713—1732). Чин капитан-лейтенанта существовал в ВМФ Рос­сии в 1713—1884 и 1909—1911 годах, че­редуясь с чином старшего лейтенанта, но первый причислялся в свою бытность к штаб-офицерам, а второй — к обер-офи­церам.

Наиболее долговечным оказался чин лейтенанта. Он был введен Петром I в 1701 году и просуществовал до 1917 года. Кроме этого, в петровском «Табеле о ран­гах» в порядке убывания значились: ко­рабельный секретарь, унтер-лейтенант (1699—1732), корабельный комиссар (ведал на корабле вопросами пищевого снабжения).

Выпускникам Морской академии, а позже и Морского корпуса присваивались звания гардемаринов. По чину и содержа­нию гардемарины вначале приравнива­лись к солдатам Гвардии и даже носили форму Преображенского полка.

Сегодняшние военные моряки могут сказать, что нет такого воинского зва­ния — капитан 4-го ранга, и будут правы. Действительно, нет. Но оно было, правда, всего четыре года — с 1713 по 1717 год.

Кроме чинов, установленных петров­ским «Табелем о рангах», в Военно-морс­ком флоте России существовало и звание мичман (с 1713 по 1917 г.), но оно перво­начально относилось к унтер-офицерско­му званию. С 1732 по 1917 год, за исклю­чением 1751-—1758 годов, когда оно было упразднено, звание мичман было внесено в «Табель о рангах» и стало первым офи­церским чином.

В годы царствования Петра I две тре­ти судового экипажа составляли матросы и пушкари (артиллеристы) и одну треть — морские солдаты, из которых состояла абордажная команда. Матросы разделя­лись на четыре, а впоследствии на две ста­тьи. В течение XVIII века до начала XX «Та­бель о рангах» получил ряд дополнений и изменений. Так, с 1911 года для офицеров Военно-морского флота России были уста­новлены чины, которые просуществовали до 1917 года: генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал, контр-адмирал, капитан 1-го ранга, капитан 2-го ранга, старший лейтенант, лейтенант и мичман. Воспитан­никам старшего курса Морского корпуса было оставлено звание гардемарин, а с 1906 года для выпускного курса ввели зва­ние корабельный гардемарин.

Часть военнослужащих Морского ве­домства имела сухопутные воинские зва­ния, но к названию их чина обязательно делалось дополнение. Например, извест­ный всем академик-кораблестроитель АН. Крылов имел чин флота генерал, а вид­ный инженер-кораблестроитель В.П. Костенко — поручик по Адмиралтейству.

После Октябрьского переворота Дек­ретом Совнаркома от 16 декабря 1917 года все прежние воинские звания, чины и ти­тулы были упразднены, в том числе и сам термин офицер.

Командиры Рабоче-Крестьянской Красной армии и Рабоче-Крестьянского Красного флота до введения воинских зва­ний различались по занимаемым должно­стям. Для РККФ такими званиями были: народный комиссар по морским делам (наркомвоенмор), начальник морских сил (наморси), начальник дивизии (бригады), командир дивизиона, командир корабля, помощник командира, командир боевой части, командир группы, командир отде­ления и так далее.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года установило персо­нальные воинские звания. В частности, в ВМФ были теперь такие звания: краснофло­тец, отделенный командир, старшина, лей­тенант, старший лейтенант, капитан-лейте­нант, капитаны 3-го, 2-го и 1-го рангов, флагман 2-го и 1-го рангов, для военно-тех­нического состава флота воентехник 2-го и 1-го рангов, военинженер 3-го, 2-го и 1-го рангов, инженер-флагман 3-го, 2-го и 1-го рангов и инженер-флагман флота

Для военно-политического состава армии и флота устанавливались звания: политрук, старший политрук, батальон­ный, полковой, бригадный, дивизионный и корпусной комиссары, армейский ко­миссар 2-го и 1-го рангов.

В последующем воинские звания уточ­нялись и частично изменялись.

После введения в 1940 году старшин­ских и адмиральских званий, а также в 1955 году звания Адмирал Флота Совет­ского Союза и института прапорщиков и мичманов в 1971 году с 1980-х годов в ВМФ воинские звания стали подразде­ляться на следующие категории военнос­лужащих: рядовые — матрос и старший матрос; старшины — старшина 2-й и 1-й статей, главный старшина и главный ко­рабельный старшина; прапорщики и мич­маны — прапорщик и старший прапор­щик, мичман и старший мичман; млад­ший офицерский состав — младший лейтенант, лейтенант, старший лейте­нант, капитан-лейтенант; старший офи­церский состав — капитаны 3-го, 2-го и 1-го рангов; высший офицерский со­став — контр-адмирал, вице-адмирал, ад­мирал, адмирал флота и Адмирал Флота Советского Союза.

В связи с распадом СССР в России про­изошли изменения в системе воинских зва­ний. В частности, упразднено звание Адми­рал Флота Советского Союза Высшим зва­нием в ВМФ РФ является адмирал флота

(1) Стольник —дворцовый (придворный) чин-дол­жность в Российском государстве в XIII—XVII веках. Первоначально стольник прислуживал князьям (ца­рям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках; позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и другие долж­ности.

(2) Материалы для истории русского флота. 4.1. С. 172.

(3) В объявлении государя «Для лучших разда­чи провианта» (1716 год, 9 марта) Апраксин титу­луется генерал-адмиралом. — Материалы для исто­рии русского флота. Ч. III. С. 391.

(4) Именной указ от 7 сентября 1721 года гла­сит: «Генерал-адмиралу графу Апраксину дать кей­зер-флаг». — Материалы для истории русского фло­та. Ч. IV. С. 474. В описании флагов российских, сделанном в 1720 году самим Петром Великим, сказано так: «Гюйс красный (флаг): он же и кейзер-флаг, в кото­ром вышереченный крест (Андреевский) белым об­ложен». — Материалы для истории русского флота. Ч.ХП. С. 701.

(5) Общий Морской список. Ч. I. С. 17.

(6) Кочубинский А. Граф А.И. Остерман и раз­дел Турции. С. 525.

(7) Морской список. Ч. I, с. 290.

(8) Материалы для истории русского флота. Ч. XI, с. 12.

(9) Император Павел I родился 20 сентября 1754 года.

(10) Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л.: Судо­строение, 1979. С. 142,143.

Вперед Оглавление Назад

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

  • Контр-адмирал занимает ту же позицию, что и генерал-майор в других родах войск. Он может управлять группой военных кораблей и быть заместителем командира флотилии.
  • У вице-адмирала имеется меньше полномочий, чем у адмирала. Он может замещать его на время, и такое положение соответствует генерал-лейтенанту в сухопутных войсках.
  • Задача адмирала управление действующим флотом и по рангу он находится на одной ступени с генерал-полковником в сухопутных войсках. По ответственности это звание ниже только адмирала флота.
  • Моряк дослуживший до этого ранга адмирала флота имеет возможность командовать всем флотом страны, что соответствует званию генерала армии в других видах войск.

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

Подразделения ВМФ

Вкратце разберем каждое:

  1. Морская пехота (звания рассмотрим далее). Род войск был создан 14 февраля 1992 года. Он предназначен для боевых операций морского десанта, обороны важных стратегических объектов на побережье, а также защиты военно-морских баз. Цвет отличия — черный (черный берет), девиз: «Там, где мы, там — победа!». Численность: 12,5-35 тыс. военнослужащих. Соединения морской пехоты присутствуют в Тихоокеанском, Северном, Черноморском, Балтийском флоте, Каспийской флотилии.
  2. Морская авиация. Уничтожение боевого флота врага, а также его десантов, конвоев, одиночных судов как в море, так и на базах, прикрытие своих кораблей от атаки с воздуха, воздушная разведка, уничтожение крылатых ракет, самолетов и вертолетов, воздушные перевозки, десантирование отрядов, поисковые и спасательные работы. Пункты базирования: Тихоокеанский, Северный, Балтийский, Черноморский флот.
  3. Береговая оборона и охрана. Войска защищают военные базы флота РФ, стратегически важные участки прибрежной зоны. Они располагают береговой артиллерией и ракетными комплексами, в т.ч. и зенитными, торпедным, минным оружием, спецсудами береговой обороны.

В каких еще подразделениях присваиваются морские звания

В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:

  • морская авиация;
  • морская пехота :
  • береговая охрана .

Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ . В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Береговая охрана относится к сравнительно новым подразделениям ВМФ России, которое относится к пограничной службе ФСБ России. Задача береговой охраны сводится к обеспечению безопасности морских границ и сохранность прилагающей акватории. В этом подразделении звания присваиваются так же как и в военно-морском флоте. После окончания института береговой охраны, выпускникам присваивается звание мичман . Погоны всех моряков имеют соответствующие знаки отличия. В данном случае на погонах выпускников расположены две мичманские звезды.

Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ . Сначала идет матрос , затем старший матрос , а дальше как в других наземных войсках.

Нарукавные знаки различия ВМФ

В традиции военно-морских знаков различия именно нарукавный тип их размещения может считаться традиционным. Исторически сложилось так, что наплечные погоны, ставшие впоследствии основным носителем воинских знаков различия, появились на военной униформе как функциональный элемент, призванный удерживать наплечный ремень для стрелкового оружия и патронов к нему от соскальзывания. Военные моряки подобного оснащения не имели, и потому погоны не носили. Во многих странах до сих пор во флотском обмундировании погоны так и не предусмотрены.

Представленные в табличной схеме нарукавные знаки различия, установленные в российском военно-морском флоте, носятся только офицерами. Они сгруппированы по категориям офицерского состава, выделяющим младших, старших и высших офицеров.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

  1. Для присвоения звания старший матрос нужно отслужить 5 месяцев.
  2. Старшину второй статьи можно получить только спустя год службы.
  3. Чтобы получить чин главного старшины на корабле нужно отслужить 3 года.
  4. Ранг мичмана -3 года.
  5. Звание младшего лейтенанта через 2 года.
  6. 3 года требуется отслужить для получения лейтенанта и старшего лейтенанта.
  7. 4 года необходимо отдать службе для присвоения капитана 3 ранга.
  8. 5 лет нужно отслужить чтобы присвоили капитана 2 или 1 ранга.
  9. Все звания высшего состава офицеров присваиваются после года службы в прежнем чине.

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]