Когда появились звания военных летчиков
Военная авиация, как род войск в России, насчитывает немногим более 100 лет. Она тесно связана с такими «техническими» родами войск, как военно-морской флот и инженерные войска, из числа офицеров и унтер-офицерского состава, которых был сформирован первый отряд военных летчиков, в количестве 12 человек.
Не смотря на то, что первый отряд военных летчиков был сформирован в 1909 году, Высочайший Указ ЕИВ Николая II об образовании воздухоплавательных частей был издан только на следующий, 1910 год. А самостоятельным родом войск, военная авиация стала в 1912 году. В период, до оформления авиации в самостоятельный род оружия, воинские чины были приписаны по ведомствам, в которых они начинали воинскую службу. Соответственно, и звания у них сохранялись прежние. Подавляющее большинство первых военных летчиков имели звания: капитан-лейтенант флота ЕИВ и капитан инженерных войск.
В начале XX века популярным было представление о том, что воздушное пространство представляет собой «пятый» океан – наполненный эфиром. От этого зародилось представление о воздухоплавателях, как о покорителях «воздушного океана». Это повлекло заимствование некоторых понятий из терминологии военно-морского флота. К сожалению, воинских званий это не коснулось. Военные летчики получили такие же звания, как и служащие в других родах войск, в отличие от военных моряков, имеющих собственную систему воинских званий.
Дембельская и парадная форма ВДВ
Форма, в которой десантник уходит на дембель и есть парадная. Она достаточно отличается от обычной полевой и вообще от всей остальной одежды других войск. Разведку ВДВ, которая уже закончила срочную службу, видно издалека, этой формой можно действительно гордиться. Она считается самой красивой и модной среди остального военного обмундирования.
Разведка на дембеле выглядит примерно так: бравый красавец в тельняшке с голубыми полосами и синем берете, кителе с голубыми нашивками, с множеством всех возможных украшений.
9 мая, ко дню победы, этого года бойцы и офицеры ВДВ были представлены уже в новой полевой экипировке, их достойным видом было еще раз подчеркнуто, как руководство заботится о здоровье и удобстве своих солдат. Подготовка настоящей будущей разведки должна проходить в самых разных климатических условиях, поэтому одежда должна всегда соответствовать этим главным требованиям.
Звания в военно-воздушных силах с 1918 по 1924 годы
Большая часть истории отечественной военной авиации пришлась на советский период. 10 ноября 1917 решением ВЦИК и СНК, одобренным Совнаркомом РСФСР, в армии и на флоте были упразднены.
Однако, уже в январе 1918 года, начальник 18 дивизии И.П. Уборевич, ввел в подчиненных ему частях знаки отличия для командного состава, позволяющие определить старшинство военачальников по отношению к личному составу. В 1919 году, после утверждения единой воинской формы для всего личного состава Красной Армии, были установлены знаки различия. Однако, они не являлись воинскими званиями.
В период с 1918 по 1924 годы для всех звания военных летчиков были — «военлет» — сокращенное от «военный летчик», без указания на старшинство (чин).
Старший офицерский состав
Старший офицерский состав начинается со звания майора, к которому спустя несколько лет исправной службы переходит старший лейтенант. Здесь любопытен один факт: некоторые звания в морских войсках, несмотря на то, что по старшинству они отличаются, могут носить одно и то же наименование. Например, капитан третьего ранга равнозначен капитану сухопутных войск, а вот капитан первого ранга – сухопутному полковнику.
Чтобы определить, какое звание носит тот или иной военнослужащий, необходимо в настоящее время просто взглянуть на его погоны. При этом такие наплечные знаки отличия носят не только служащие российской армии, но и еще граждане, которые работают в силовых структурах. Например, в прокуратуре или в полиции используются одни и те же параметры при расположении звезд на погонах, то же расстояние между ними.
При этом, чтобы не запутаться, сколько звезд обозначает то или иное звание, их количество в армии и силовых структурах у одних и тех же рангов одинаково. У полковника звезды на погонах в настоящее время присутствуют в том же количестве у военных, что и у служащих силовых структур.
Воинские знания. Реформа 1924 года
Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» — которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.
С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:
- Командир экипажа (капитан);
- Командир звена;
- Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
- Комеск (командир эскадрильи);
- Зам. ком. отдельной эскадрильи;
- Ком. отдельной эскадрильи;
- Замкомполка;
- Комполка;
- Замкомдива;
- Комдив;
- начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
- начальник ЦБП;
- зам.ком.авиационного корпуса;
- ком. авиационным корпусом;
- зам.ком. воздушной армии;
- командующий воздушной армией;
- зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
- командующий ВТА, ДА;
- зам.командующего ВВС;
- командующий авиацией Главного командования;
Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.
Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).
В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – «младший лейтенант авиации». А в 1940 году – звание «генерал авиации».
Характерной особенностью межвоинского обращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск — «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:
— Товарищ младший лейтенант авиации;
— Товарищ майор авиации и т.д.
Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».
Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А. Новикову и, в августе 1944 года, командующему АДД (авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е. Голованову.
N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который начал службу сразу со звания «подполковник», когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.
Изменения
В связи с постоянным увеличением личного состава Советских Вооруженных Сил по приказу Наркомата обороны были сформированы роды и роды войск в составе артиллерии, авиации, войск ПВО, войск связи, инженерных войск. и бронетанковый корпус. Были созданы основные подразделения боевого обеспечения до командного звена. Этот процесс характеризовался потребностью в высококвалифицированном командном составе с подходящей структурой рангов. Советское государство и партийная администрация ответили на эти вызовы введением дополнительных более высоких чинов, а также повторным введением традиционных российских знаков различия.
Была введена новая ранговая группа на уровне ОФ-9 (эквивалентная генералу отделения в Вермахте
и Императорской Российской армии ), получившая название маршал отделения или главный маршал отделения .
В январе 1943 г. появились звания маршала авиации, маршала артиллерии и маршала бронетанкового корпуса. В октябре 1943 г. за ним были добавлены маршал дополнительных званий войск связи, маршал инженерных войск и равноценный обер-маршал отраслевых званий.
Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы
Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):
- Мл. воентехник;
- Воентехник 2 ранга;
- Воентехник 1 ранга;
- Военинженер 3 ранга;
- Военинженер 2 ранга;
- Военинженер 1 ранга;
- Бригинженер;
- Дивинженер;
- Коринженер;
- Арминженер.
Обязательно было указание приставки «авиации».
Например, к военинженеру 2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:
— Товарищ военинженер авиации 2-го ранга и т.д.
Фуражки
Фуражка для пилота состоит из нескольких частей – прочного донышка, округлой тульи, высокого околыша и блестящего черного козырька. Первые 3 элемента имеют темно-синюю расцветку, по краям дна и по верху околыша расположены канты голубоватого цвета. На околыш обязательно должна быть надета репсовая темно-синяя ленточка. Над козырьком на 2 небольшие пуговицы пристегивается специальный плетеный золотого цвета шнурок.
- Фуражка со съемным чехлом отличается специальной тульей, которая обтянута белоснежной прочной подкладкой и на которую натягивают съемный чисто белый чехол из хлопчатобумажной ткани.
- Зимняя фуражка состоит из околыша из черного меха, колпака, а также тульи, козырька и специального назатыльника. Большая часть элементов в этом головном уборе выполнена из черной кожи. Назатыльник, как и наушники, в любой момент при необходимости могут опускаться и застегиваться аккуратно под подбородком летчика.
По самому центру околыша летная фуражка украшена особой кокардой. Это такое стилизованное изображение эмблемы авиации. При этом современные кокарды бывают самыми разными (больше всего в нашей стране ценятся вышитые эмблемы). На тулье, над эмблемой авиации, иногда может быть размещена малая авиационная эмблема – в форме распахнутых крыльев, которые перекрещиваются с винтом с двумя лопастями. О советской истории фуражки современных авиаторов красноречиво говорит расположенная над этими крыльями звездочка.
Над козырьком изделие всегда дополняется небольшим плетеным шнурком – золотистого цвета для офицеров и совсем простой ремешок из кожи для всего остального летного состава. Также на самом козырьке по внешним краям часто можно заметить так называемые дубы (или их еще называют «глиссады»), которые изображают венок из одноразмерных листочков.
Фуражки все военные летчики получают разу же вместе с выдаваемой им на руки формой, но не все из них горят желанием носить на себе то, что им однажды выдали, пусть даже и бесплатно. Именно поэтому многие летчики шьют свою форму на заказ в особых фуражечных мастерских – так было в советское время, так и осталось на сегодняшний день.
Современная структура воинских званий в авиации
В 1957 году, была проведена очередная военная реформа, она в основном, затронула системные преобразования в армейской структуре. Заложила предпосылку к появлению нового рода войск – РВСН, но не затронула системы воинских званий, окончательно сформировавшуюся к 1944 году. Единственным исключением, стало изъятие из воинского обращения к военным летчикам обязательной приставки «авиации». Отныне, всех представителей ВВС следовало называть только по званию, не добавляя «авиации».
В 1984 году Указом ПВС СССР из системы званий военных летчиков были исключены звания: «Маршал авиации» и «Главный маршал авиации». Исключение звания «маршал рода войск» затронуло и другие рода войск. Последним, кому в 1991 году (не смотря на исключение звания из перечня), было присвоено звание «Главный маршал авиации», стал Е.И. Шапошников. Звание было присвоено в связи с назначением на должность Министра обороны СССР.
В настоящее время ВВС входят в структуру военно-космических сил (ВКС). Воинские звания полностью соответствуют званиям военнослужащих сухопутных войск. Младшим званием в ВКС является «рядовой», самым высшим – «генерал армии».
Новая форма ВДВ в России
А теперь попутешествуем по 2014 году вместе с Министром Обороны России Сергеем Шойгу. Не так давно он гостил у одной легендарной мотострелковой бригады, известной еще с Чеченской войны. В 2014 году солдаты этого подразделения были переведены на Югру, а новая форма приобрела новый современный вид, поэтому теперь военным в таком обмундировании не страшны никакие морозы. Новая одежда была испытана предельно низкими температурными режимами, пронизывающим и холодным ветром.
Сергей Шойгу нанес визит, дабы вручить награды, действие происходило на открытой местности, и военным необходимо было пройти маршем перед самым высшим руководством России. Сначала форма была доставлена в качестве экспериментальной, но уже в конце 2014 года она была утверждена в 9 вариантах.
Форма в новом исполнении 2014 года может комбинироваться по-разному:
- для прохладной погоды достаточно будет надеть куртку с подкладкой,
- для ветряных условий под куртку рекомендуется надеть кофту,
- в дождливую погоду спецназ ВДВ может надеть нательную флисовую рубашку с водозащитным комбинезоном.
В период фазы активного обучения или марш бросков ВДВ ходит в своем обычном обмундировании. На теоретических занятиях бойцы носят более легкую форму одежды, офисную.
Форма ВДВ России в 2014 году прошла целый ряд изменений: уши на шапке-ушанке стали более длинными, легко перехлестываются сзади и застегиваются при помощи липучки, это достаточно важно и удобно для подбородка. На шапке есть верхний клапан, который может при надобности превращаться в козырек от солнца. Верхняя одежда тоже претерпела множество изменений, например, куртку можно разобрать на несколько элементов. Она стала неким конструктором, который можно трансформировать от обычной ветровки до теплого бушлата.
Вся полевая форма 2014 года состоит из 16 предметов, которые легко вмещаются в рюкзак. В зависимости от времени года рюкзак может быть легким или тяжелым. В новой полевой обуви валенки заменили теплыми сапогами с вставками. Также добавился зимний жилет десантника, не стесняющий движений. Ко всему комплекту прибавили и теплый шарф-манишку, и удобную балаклаву. Комбинезоны разведки изготовлены из непромокаемого материала.
Высшее офицерство
Высшее офицерство включает три генеральских звания: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник. Вышитые на тканевой рельефной поверхности звездочки имеют 22 мм в диаметре и располагаются посередине погона, вдоль. Количество звезд на погонах: одна, две и три – соответственно генеральским званиям, перечисленным по порядку.
Далее следуют генерал армии – диаметр звезды составляет 40 мм, наравне с ней располагается петличная эмблема Сухопутный войск (звезда в венке). Наивысшее действующее звание – маршал. Наплечные знаки различия включают вышитую сорокамиллиметровую звезду с кантом и герб Российской Федерации (без принятого геральдического щита).
Единственным маршалом в новейшей российской истории является Игорь Сергеев, удостоенный этого звания в 1997 году. Настоящий министр обороны С. Шойгу носит звание генерала армии.
Войсковые и корабельные звания: порядок соотношения
В ВМФ некоторые чины отличаются названиями.
Таблицы соответствия
Неофицерский состав | ||||||
войсковые звания | ||||||
рядовой | ефрейтор | младший сержант | сержант | старший сержант | старшина | прапорщик/старший прапорщик |
корабельные ранги | ||||||
матрос | старший матрос | старшина 2-ой статьи | старшина 1-ой статьи | главный старшина | главный корабельный старшина | мичман/ старший мичман |
Старшие офицеры | ||
Сухопутные войска и ВКС | ||
майор | подполковник | полковник |
ВМФ | ||
капитан 3-го ранга | капитан 2-ого ранга | капитан 1-ого ранга |
Высшие воинские звания | |||
Войсковые чины | |||
генерал-майор | генерал-лейтенант | генерал-полковник | генерал армии |
Военно-морской флот | |||
контр-адмирал | вице-адмирал | адмирал | адмирал флота |
Различия в наименованиях рангов младшего офицерского корпуса составляет только чин капитана, на флоте он называется капитан-лейтенант.