Когда появились противокорабельные крылатые ракеты


Первые шаги

История разработки, создания и дальнейшего полномасштабного развития техники российских крылатых ракет на прямую связана с работами и разработками ряда советских ученых. Сама идея возможности использования подъёмной силы крыла для полётов ракет в нижних атмосферных слоях была высказана и обоснована К. Циолковским, Ф. Цандером и Ю. Кондратюком в начале 30-х годов прошлого века. Они сумели подчеркнуть и получить подтверждение ряда преимуществ авиационного принципа движения перед ракетодинамическим, а кроме этого ими была выдвинута идея использования крылатых ракет для срочной доставки грузов на большие расстояния. Таким образом, была сформулирована проблема, поиск оптимальных решений которой привел инженеров-конструкторов Б. Стечкина и В. Ветчинкина к разработке теории воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и основных положений динамики полета крылатых ракет.

Была создана группа изучения реактивного движения и в 1933 году СССР начал первые в истории работы по созданию управляемых крылатых ракет с жидкостным двигателем, которые были продолжены в Реактивном научно-исследовательском институте. В разработку ракет этого типа внесли значительный вклад С. Королев, В. Глушко, Б. Раушенбах, Е. Щетинков, С. Пивоваров, М. Дрязгов и ряд других советских специалистов.

Вторая Мировая война

Работы в этой области не были приостановлены даже в годы Второй Мировой войны. В это время были разработаны первые образцы управляемых крылатых ракет. Они отличались от существовавших на тот момент традиционных боевых средств способностью доставить большой заряд взрывчатого вещества на дальнее расстояния за счет использования объединённых тяги реактивного двигателя и подъемной силы крыла.

В этот же период В. Челомей разработал и успешно испытал пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (см. рисунок), который позднее стал применяться на крылатых ракетах. Первой такой ракетой стала ракета 10Х, предназначенная для вооружения самолета Пе-8. Испытания 10Х начались в марте 1945 г. В период с 1944 по 1954 гг. в Советском Союзе было разработано и сконструировано несколько типов крылатых ракет с пульсирующим ВРД. В это же время В. Челомей, продолжавший работу в данной области, обосновал идею раскрытия крыла ракеты в воздухе. Это техническое решение, получившее всемирное признание, позволило разместить крылатые ракеты на кораблях, «упаковав» их в компактные контейнеры. Одновременно с советскими инженерами разработкой крылатых ракет, в том числе управляемых, занимались и немецкие конструкторы.

Одновременно с разработкой крылатых ракет, в первую очередь ракеты V-1 для нанесения ударов по наземным целям активно велась работа над созданием авиационных ракет для стрельбы по надводным кораблям. В частности, немецкой было разработано целое семейство крылатых ракет для атаки конвойных судов с воздуха. Их пуск по надводным целям мог быть осуществлён бомбардировщиками без захода в зону противовоздушной обороны конвойных судов, что значительно повышало неуязвимость атакующих самолетов.

Для повышения вероятности поражения надводных кораблей в крылатых ракетах серии Hs вместе с автопилотом начали устанавливать системы телеуправления разных типов, но существенно повысить точность не получилось. Всё ещё недостаточная скорость и довольно низкая маневренность ракет не способствовали обеспечению высокой эффективности стрельбы по быстродвижущимся целям и, кроме того, делали их легкоуязвимыми для попадания снарядов корабельных зенитных средств ПВО или истребительной авиации. Всё это в сочетании с недостаточной точностью наведения давало военным специалистам все основания считать дальнейшую работу над разработкой и усовершенствованием крылатых ракет малоперспективной.

Практически на исходе Второй Мировой в военно-воздушных силах Германии отказались от размещения крылатых ракет типа Нs-293 на надводных корабля, а использовали их время от времени исключительно для поражения неподвижных наземных целей, в основном — переправ. Работы по созданию новых технических проектов в послевоенные годы были заморожены и не возобновлялись около двух десятков лет.

Ссылки [ править ]

  1. «Дистанционно пилотируемые летательные аппараты:« Воздушная цель »и« Воздушная торпеда »в Великобритании» . Ctie.monash.edu.au . Проверено 13 февраля 2012 года .
  2. Роджер Branfill-Кук, «Торпедо», Seaforth Publishing, Великобритания 2014
  3. «[1.0] Воздушная торпеда» . 13 августа 2007 года Архивировано из оригинала 13 августа 2007 года.
  4. «Объект № 212», отчет 1936 г. в _Творческой Наследии Акедемика Сергея Павловича Королева_

  5. Обе ракеты были изготовлены с интенсивным использованием нацистского рабского труда .

  6. Эволюция крылатой ракеты Веррелла, Кеннет П. см. PDF-страницу 92. Архивировано 4 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  7. Операция «Шмель» [ круговая ссылка
    ]
  8. «Россия будет переоборудовать атомный ракетный крейсер с гиперзвуковыми ракетами 3М22 Маха 5 с развертыванием 2022 — NextBigFuture.com» . 21 февраля 2016.
  9. «Заключение mais uma etapa do projeto de desenvolvimento de um veículo hipersônico» . Бразильские ВВС
    (на португальском языке). 21 февраля 2022.
  10. «Brasil pondrá a prueba el 14-X en la Operación Cruzeiro» . Infodefensa.com
    (на испанском языке). 3 марта 2022.
  11. «Гиперзвуковая версия Брахмоса в пути» . Таймс оф Индия
    . 9 октября 2011 г.
  12. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Проверено 23 февраля 2012 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
  13. Филипп, Snehesh Alex (12 июня 2019). «DRDO проводит испытания футуристической ракетной технологии, но ее успех вызывает сомнения» . ThePrint
    . Проверено 23 марта 2022 года .
  14. «DRDO начинает работу над гиперзвуковым оружием следующего поколения» . Hindustan Times
    . 20 октября 2022 . Проверено 23 марта 2022 года .
  15. «Воздушный запуск BrahMos завершает триаду сверхзвуковых крылатых ракет Индии: пять вещей, которые вам нужно знать» . 23 ноября 2022.
  16. «Сверхзвуковая ракета-невидимка» . Проверено 8 октября 2015 года .
  17. «Модернизированный BrahMos с готовой дальностью действия 500 км: генеральный директор BrahMos Aerospace» . PTI
    . Проверено 29 августа 2022 .
  18. Джейнс — Персей: ракета будущего MBDA? Архивировано 13 ноября 2011 года в Wayback Machine.
  19. «Международный институт стратегических исследований — IISS» . Архивировано из оригинального 28 июня 2012 года . Проверено 8 октября 2015 года .
  20. Хардинг, Томас (21 июня 2011 г.). «Новая британская ракета в три раза быстрее нынешнего оружия» . Telegraph.co.uk
    . Проверено 8 октября 2015 года .
  21. MBDA системы архивации 12 мая 2013 в Wayback Machine
  22. «ПАРИЖ: Персей собирается пойти в атаку» . Flightglobal.com
    . 22 июня 2011 . Проверено 8 октября 2015 года .
  23. ( В отставке.), Col Ю. Удайя Чандар (2017). Современное вооружение мировых вооруженных сил . Notion Press. п. 314. ISBN 978-1-946983-79-4.
  24. Чандар, Col. Y Удайя (2017). Современное вооружение мировых вооруженных сил
    . Notion Press. ISBN 978-1-946983-79-4.
  25. «Иран представит свою новую крылатую ракету собственного производства« Мешкат »в ближайшем будущем» . Проверено 8 октября 2015 года .
  26. https://navalnews.net/turkey-one-step-closer-to-develop-indinent-cruise-missile/
  27. Юмит Энгинсой. «БИЗНЕС — Турция стремится увеличить дальность действия баллистических ракет» . Hurriyetdailynews.com . Проверено 13 февраля 2012 года .
  28. «TÜBİTAK: Hedefimiz 2 bin 500 km Menzilli füze yapmak — Hürriyet EKONOMİ» . Hurriyet.com.tr. 14 января 2012 . Проверено 13 февраля 2012 года .
  29. «Türk Füzesi SOM İçin Geri Sayım Başladı — Haber — TRT Avaz» . Trt.net.tr . Проверено 13 февраля 2012 года .
  30. «FOTO: Caça F-5M voando com o míssil de cruzeiro MICLA-BR» (на португальском языке). Poder Aéreo. 1 октября 2022.
  31. Украина испытывает передовую дозвуковую крылатую ракету «Нептун», Defense World, 31 января 2022 г. , данные получены 31 января 2022 г.
  32. «Yerli seyir füzesi, 180 kilometreden hedefini vuracak — Hürriyet Gündem» . Hurriyet.com.tr . Проверено 13 февраля 2012 года .
  33. «Yerli seyir füzesi, 180 kilometreden hedefinin vuracak — Kirpi HABER Cesur | Özgür | Tarafsız Habercilik» . Kirpihaber.com. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 13 февраля 2012 года .
  34. «Raytheon: Крылатая ракета Томагавк» . www.raytheon.com
    . Проверено 19 сентября 2016 года .
  35. https://comptroller.defense.gov/Portals/45/documents/defbudget/FY2017/FY2017_Weapons.pdf#page=63
  36. «Американские ракеты взрывают Сирию; Трамп требует« положить конец резне » » .
  37. «Hatf 7″ Бабур » » .
  38. ^ a b «Индия успешно испытывает свою первую крылатую ракету с ядерным оружием» . Таймс оф Индия
    . 7 ноября 2022.
  39. «Испытание крылатой ракеты Nirbhay с ядерной боеголовкой терпит неудачу в четвертый раз — Times of India» . Таймс оф Индия
    . 21 декабря 2016 . Проверено 21 декабря +2016 .
  40. «Hatf 7» Бабур «- Ракетная угроза» . CSIS.org
    . Проверено 26 июля 2022 года .
  41. Дипломат, Анкит Панда и Прашант Парамешваран, The. «Стратегическая стабильность в Южной Азии и пакистанская крылатая ракета Бабур-3 с подводными лодками» . Дипломат
    . Проверено 1 декабря 2022 года .
  42. «Пакистан объявляет об успехе крылатых ракет» . BBC News
    . 2022 . Проверено 1 декабря 2022 года .
  43. Дипломат, Анкит Панда, The. «Пакистан испытывает противокорабельную крылатую ракету собственной разработки» . Дипломат
    . Проверено 13 января 2022 .
  44. Рианна
    Хайдер, Матин (9 апреля 2016 г.). «ВМС Пакистана после успешного испытания вводят в действие береговую противокорабельную ракету« Зарб »» .
    DAWN.COM
    . Проверено 17 января 2022 .
  45. «Испытания крылатой ракеты Nirbhay, способной к ядерному оружию, терпят неудачу в четвертый раз» .
  46. Мейсон, Шейн. «Пакистанские крылатые ракеты Бабур и Раад: стратегические последствия для Индии» . Институт исследований мира и конфликтов
    . Проверено 20 января +2016 .
  47. «Х-101 — Ядерные силы России и СССР» . Fas.org . Проверено 13 февраля 2012 года .

  48. Аркин, Уильям (май 1983). «Советские ракетные программы».
    Контроль над вооружениями сегодня
    .
    13
    (4): 3–4. JSTOR 23623103 .
  49. «Карьера крылатых ракет подходит к концу» . ВВС США, база ВВС Тинкер по связям с общественностью. 24 апреля 2012 года Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 года .

Эволюция противокорабельных крылатых ракет

Конструкторская мысль активно развивала имеющиеся идеи: ряд научно-технических достижений в области двигателестроения и химии топлив дал возможность на порядок улучшить параметры двигателей крылатых ракет, а своего рода прорыв в области радиоэлектроники позволил качественно улучшить их системы наведения и значительно повысить точность. Выделяют три основных этапа в развитии противокорабельных крылатых ракет:

  1. До 1970 года. Дальность стрельбы такими ракетами не превышала расстояние в 20 км. Использовалась система телеуправления по радиокомандам, включая радиовысотомер для стабилизации полета на предельно малой высоте над поверхностью моря (3-5 м). В некоторых моделях система управления была оснащена инфракрасной головкой самонаведения ГСН для достижения максимально точного наведения на конечном участке траектории. Боевая часть была фугасной или кумулятивно-фугасной с подрывом у борта корабля, массой 100-140 кг. Скорость полета крылатых ракет этого поколения была дозвуковой. Стартовая и маршевая двигательные установки оснащались твердотопливным ракетным двигателем.

  2. С 1970 по 1978 гг. Предельная дальность стрельбы увеличена до 100 км, при максимальной дальности обнаружения корабельными радиолокационными станциями в пределах 80-90 км. Система управления использовалась инерциальная автоматическая с радиовысотомером и самонаведением на конечном участке траектории с помощью инфракрасной или радиолокационной головки. Боевая часть, как правило, использовалась фугасная или проникающая полубронебойная, массой 200-300 кг. В районе цели противокорабельные крылатые ракеты этого поколения делали противозенитный маневр: горка (набор высоты) с последующим пикированием на палубу цели. В качестве стартовой двигательной установки всегда использовался твердотопливный двигатель, на маршевую устанавливали либо твердотопливный двигатель, либо турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель. Скорость полета ракет второго поколения уже околозвуковая.
  3. С 1978 по сегодняшний день. Дальность стрельбы составляет от 300 км и более. Система управления используется инерциальная автоматическая с радиовысотомером и самонаведением на конечном участке траектории с помощью активной или пассивной инфракрасной или радиолокационной головки. Боевая часть аналогична ракетам второго поколения. На стартовой двигательной установке — твердотопливный двигатель, на маршевой устанавливается прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Общий дизайн 2.1 Системы наведения
  • 3 категории
      3.1 Гиперзвуковой
  • 3.2 Сверхзвуковой 3.2.1 Сверхзвуковой межконтинентальный диапазон
  • 3.3 Дальний дозвуковой
  • 3.4 Средние дозвуковые
  • 3.5 Дозвуковая система ближнего действия
  • 4 Развертывание
      4.1 Версии ядерной боеголовки 4.1.1 Китай
  • 4.1.2 Франция
  • 4.1.3 Индия
  • 4.1.4 Израиль
  • 4.1.5 Пакистан
  • 4.1.6 Россия
  • 4.1.7 США
  • 4.2 Эффективность современной войны
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
  • От чертежей к боевому применению

    Первым крупным прецедентом боевого применения крылатых ракет, в том числе и противокорабельных, был арабо-израильский конфликт 1967 года. Была отмечена значительно возросшая защищенность ракет от средств противодействия и большая их эффективность с точки зрения точности попадания. По итогам последующих локальных конфликтов, а частности, индо-пакистанского, арабо-израильского 1973 года, а также англо-аргентинской кампании 1982 г., крылатые ракеты зарекомендовали себя как основное ударное оружие военно-морского флота.

    Сегодня вооруженные крылатыми ракетами, в том числе противокорабельными, самолеты, надводные корабли и подводные лодки могут решать самые разнообразные боевые задачи и представляют потенциальную опасность для надводных кораблей любого типа. Практически все наиболее развитые страны приняли крылатые ракеты различной спецификации на вооружение и ведут работы по дальнейшему совершенствованию противокорабельных крылатых ракет.

    Но, несмотря на всё это, хочется, чтобы человечество всё же прекратило бессмысленное наращивание военных потенциалов и обратило свою активность в мирное русло.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]