Баллистические, крылатые и зенитные ракеты в экспозиции Военного музея китайской революции


Путь движения тела (например, бомбы, ракеты, летательного аппарата), в котором отсутствует тяга либо управляющая сила и момент, называется баллистической траекторией. Если механизм, приводящий в действие объект, остается рабочим на протяжении всего времени передвижения – он относится к ряду авиационных либо динамических. Траекторию самолета во время полета с выключенными двигателями на большой высоте также можно назвать баллистической.

На объект, который передвигается по заданным координатам, действует лишь механизм, приводящий тело в действие, силы сопротивления и тяжести. Набор таких факторов исключает появление возможности к прямолинейному движению. Данное правило работает даже в космосе.

Тело описывает траекторию, которая подобна эллипсу, гиперболе, параболе либо окружности. Последние два варианта достигаются при второй и первой космических скоростях. Расчеты для движения по параболе или окружности проводятся для определения траектории баллистической ракеты.

Учитывая все параметры при запуске и полете (массу, скорость, температуру и т. д.), выделяют следующие особенности траектории:

  • Для того чтобы запустить ракету как можно дальше необходимо подобрать правильный угол. Наилучшим является острый, около 45º.
  • Объект имеет одинаковую начальную и конечную скорости.
  • Тело приземляется под таким же углом, как и запускается.
  • Время движения объекта от старта и до середины, а также от середины до финишной точки является одинаковым.

Свойства траектории и практические значения

Движение тела после прекращения влияния на него движущей силы изучает внешняя баллистика. Данная наука предоставляет расчеты, таблицы, шкалы, прицелы и вырабатывает оптимальные варианты для стрельбы. Баллистическая траектория пули – это кривая линия, которую описывает центр тяжести объекта, находящегося в полете.

Так как на тело влияют сила тяжести и сопротивления, путь, который описывает пуля (снаряд), образует форму кривой линии. Под действием приведенных сил скорость и высота объекта постепенно снижается. Различают несколько траекторий: настильную, навесную и сопряженную.

Первая достигается при использовании угла возвышения, который является меньшим, нежели угол наибольшей дальности. Если при разных траекториях дальность полета остается одинаковой – такую траекторию можно назвать сопряженной. В случае, когда угол возвышения больше, чем угол наибольшей дальности, путь приобретает название навесного.

Траектория баллистического движения объекта (пули, снаряда) состоит из точек и участков:

  • Вылета (например, дульный срез ствола) – данная точка является началом пути, и, соответственно, отсчета.
  • Горизонта оружия – этот участок проходит через точку вылета. Траектория пересекает ее дважды: при выпуске и падении.
  • Участка возвышения – это линия, которая является продолжением горизонта образует вертикальную плоскость. Данный участок носит название плоскости стрельбы.
  • Вершины траектории – это точка, которая находится посредине между начальной и конечной точками (выстрела и падения), имеет наивысший угол на протяжении всего пути.
  • Наводки – мишень или место прицела и начало движения объекта образуют линию прицеливания. Между горизонтом оружия и конечной целью формируется угол прицеливания.

Trident II

Ракета UGM-133A разрабатывалась около 13 лет компанией Lockheed Martin Corporation и была принята на вооружение ВС США в 1990 г., а чуть позже и Великобритании. К ее достоинствам относят высокую скорость и точность, позволяющую уничтожать даже ПУ МБР шахтного базирования, а также бункеры, находящиеся глубоко под землей. «Трезубцами» оснащены американские подводные крейсера класса «Огайо» и британские ПЛАРБ «Вэнгард».


Запуск UGM-133A с подводной лодки «Огайо»

ТТХ МБР Trident II:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м13,42х2,11
Масса взлетная, т59,078
Число ступеней, шт3
Тип топливатвердое
Разгонная скорость, м/с6000
Дальность полета максимальная, км113007800 с максимальным количеством боевых блоков
Предельное отклонение от цели, м90–500минимальное с наведением по GPS
Масса боезаряда, т2,800
Тип зарядатермоядерный, 475 и 100 Кт
Боевые блокиот 8 до 14разделяющаяся головная часть
Вид базированияподводный

«Трайдентам» принадлежит рекорд по количеству удачных пусков подряд. Поэтому надежную ракету предполагается использовать вплоть до 2042 г. Сейчас в составе ВМС США находится не менее 14 ПЛАРБ «Огайо», способных нести по 24 UGM-133A каждый.

Ракеты: особенности запуска и движения

Различают управляемые и неуправляемые баллистические ракеты. На формирование траектории также влияют внешние и наружные факторы (силы сопротивления, трения, вес, температура, требуемая дальность полета и т.д).

Общий путь запущенного тела можно описать следующими этапами:

  • Запуск. При этом ракета переходит в первую стадию и начинает свое движение. С этого момента и начинается измерение высоты траектории полета баллистической ракеты.
  • Приблизительно через минуту запускается второй двигатель.
  • Через 60 секунд после второго этапа запускается третий двигатель.
  • Далее тело входит в атмосферу.
  • В последнюю очередь происходит взрыв боевых головок.

Pershing II («Першинг-2»)

Последняя баллистическая ракета США среднего радиуса действия MGM-31, поступившая в ВС в 1983 г., стала достойным оппонентом российской РСД-10, развертывание которых в Европе начали страны Варшавского Договора. Для своего времени американская баллистическая ракета имела отличные характеристики, в том числе высокую точность, обеспечиваемую системой наведения RADAG.


Развертывание дивизиона ПУ «Першинг-2»

ТТХ БР Pershing II:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м10,6х1,02
Масса взлетная, т7,49
Число ступеней, шт2
Тип топливатвердое
Разгонная скорость, м/с2400
Дальность полета максимальная, км1770
Предельное отклонение от цели, м30
Масса боезаряда, т1,8
Тип зарядафугасный, ядерный, от 5 до 80 Кт
Боевые блоки1неотделяемые
Вид базированияназемноесамоходная пусковая установка

Всего было выпущено 384 ракеты MGM-31, стоявших на вооружении армии США вплоть до июля 1989 г., когда вступил в силу российско-американский договор о сокращении РМСД. После этого большинство носителей подверглись утилизации, а ядерные боеголовки использовались для оснащения авиабомб.

Запуск ракеты и формирование кривой передвижения

Кривая передвижения ракеты состоит из трех частей: периода запуска, свободного полета и повторного входа в земную атмосферу.

Боевые снаряды запускаются с фиксированной точки переносных установок, а также транспортных средств (судов, субмарин). Приведение в полет продолжается от десятых тысячных секунд до нескольких минут. Свободное падение составляет наибольшую часть траектории полета баллистической ракеты.

Преимуществами запуска такого приспособления являются:

  • Продолжительное время свободного полета. Благодаря этому свойству существенно уменьшается расход топлива в сравнении с другими ракетами. Для полета прототипов (крылатых ракет) используются более экономичные двигатели (например, реактивные).
  • На скорости, с которой движется межконтинентальная орудие (примерно 5 тыс. м/с), перехват дается с большой сложностью.
  • Баллистическая ракета в состоянии поразить цель на расстоянии до 10 тыс. км.

В теории путь передвижения снаряда – это явление из общей теории физики, раздела динамики твердых тел в движении. Относительно данных объектов рассматривается передвижение центра масс и движение вокруг него. Первое относится к характеристике объекта, совершающего полет, второе – к устойчивости и управлению.

Так как тело имеет программные траектории для совершения полета, расчет баллистической траектории ракеты определяется физическими и динамическими расчетами.

Политические предпосылки создания ракетного вооружения

20 августа 1945 г. при Государственном комитете обороны создается специальный комитет по решению атомной проблемы в военных целях. Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1946 г. создается особо секретная организация КБ-11 по разработке ядерных боеприпасов, научным руководителем которой назначается Ю. Б. Харитон. В 1947–1949 гг. создается Семипалатинский полигон для испытаний ядерного оружия. Работам по созданию нового, самого современного оружия в стране уделялось первостепенное внимание. 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне был произведен взрыв первого ядерного заряда мощностью 22 кт тринитротолуола. Соединенные Штаты Америки были лишены своего главного преимущества — монополии на атомное оружие, и это случилось намного раньше, чем рассчитывали в США.
Но этим решалась только часть проблемы. Предстояла не менее сложная задача — обеспечение гарантированной доставки ядерного заряда до целей вероятного противника, в том числе и находящихся на другом континенте. Традиционное средство доставки — авиация в условиях географического положения Советского Союза, не имеющего военно-воздушных баз вблизи Американского континента, было малоэффективным. Бомбардировщики как средство доставки ядерного оружия имели ряд существенных неустранимых недостатков, главные из которых — длительное время полета до цели и возможность перехвата средствами ПВО. Поэтому в СССР была сделана ставка на создание баллистических ракет дальнего действия.

Предпосылкой к принятию этого решения стало боевое применение Германией в конце Второй мировой войны баллистических ракет Фау-2 (А-4). Создание этой ракеты было, безусловно, выдающимся научным и техническим достижением. Разработка первой в мире баллистической ракеты дальнего (по тем временам) действия связана с именем Вернера фон Брауна. Сейчас это имя известно всему миру.

После войны в США и в СССР были предприняты меры по сбору всех сведений о ракете Фау-2, позволявших изучить и использовать немецкий опыт в создании баллистических ракет. Основные немецкие ракетные заводы и полигоны оказались в зоне оккупации США, а сам главный конструктор ракеты Фау-2 фон Браун еще 2 мая 1945 г. вместе с группой основных разработчиков ракеты сдался в плен частям 7-й американской армии. За океан, в США, были переправлены ведущие немецкие специалисты-разработчики, около сотни собранных ракет Фау-2 и техническая документация на ракету.

В Советском Союзе для изучения немецкой ракетной техники была создана бригада особого назначения (БОН) под командованием генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. В результате работы этой бригады была восстановлена основная техническая и технологическая документация на ракету, собрано 19 экземпляров ракет, воспроизведено наземное оборудование. Таким образом, работы над ракетами большой дальности в СССР и США начались в одно и то же время и с одного уровня — освоения немецкой ракеты Фау-2. Разница состояла в отношении к ним. Для американцев, имеющих сеть военных баз по всему периметру Советского Союза, эффективную и многочисленную бомбардировочную авиацию, крупнейший в мире океанский флот, в том числе подводный, баллистические ракеты в это время представлялись малоэффективным оружием, их развитию не уделялось должного внимания. Для Советского Союза ракетное оружие — в силу географических, экономических, политических и других факторов — было единственной альтернативой, и перед лицом смертельной угрозы, исходящей от вчерашнего союзника, никаких средств жалеть не приходилось.

Михаил Кузьмич Янгель (1911–1971)

13 мая 1946 г. было принято основополагающее Постановление № 1017-419 Совета Министров СССР о развитии ракетного вооружения в стране.

В этом документе подчеркивалось: «…работы по развитию реактивной техники считать важнейшей государственной задачей…». Для плановой экономики Советского Союза это означало, что лучшие умы и значительная часть народного хозяйства страны работают над созданием совершенных ракет. Под руководством С. П. Королева создается отечественная копия ракеты Фау-2 под названием Р-1. В 1950 г. ракета Р-1 была принята на вооружение, и встал вопрос о ее серийном производстве. Необходим был завод, способный обеспечить крупносерийный выпуск ракет. Комиссия во главе с Д. Ф. Устиновым обследовала целый ряд заводов и остановила свой выбор на «молодом» автомобильном заводе в г. Днепропетровске. 10 мая 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР Днепропетровский автомобильный завод был передан Министерству вооружения СССР. Он стал секретным ракетным предприятием — «почтовым ящиком № 186», или Государственным союзным заводом № 586.

Современные разработки в баллистике

Поскольку боевые ракеты любого вида являются опасными для жизнедеятельности, главной задачей обороны является усовершенствование точек для запуска поражающих систем. Последние должны обеспечить полную нейтрализацию межконтинентального и баллистического оружия в любой точке движения. К рассмотрению предложена многоярусная система:

  • Данное изобретение состоит из отдельных ярусов, каждый из которых имеет свое назначение: первые два будут оснащены оружием лазерного типа (самонаводящиеся ракеты, электромагнитные пушки).
  • Следующих два участка оснащаются тем же оружием, но предназначенного для поражения головных частей оружия противника.

Разработки в оборонном ракетостроении не стоят на месте. Ученные занимаются модернизацией квазибаллистической ракеты. Последняя представлена как объект, имеющий низкий путь в атмосфере, но при этом резко изменяющий направление и диапазон.

Баллистическая траектория такой ракеты не влияет на скорость: даже на предельно низкой высоте объект передвигается быстрее, нежели обычный. Например, разработка РФ «Искандер» летит на сверхзвуковой скорости – от 2100 до 2600 м/с при массе 4 кг 615 г, круизы ракеты передвигают боеголовку весом до 800 кг. При полете маневрирует и уклоняется от противоракетной обороны.

Scud B (Р-17)

Ракета Р-17, разработанная СКБ-385 и принятая на вооружение ВС СССР в 1962 г., до сих пор считается эталоном для оценки эффективности противоракетных систем, разрабатываемых на Западе. Она является составной частью комплекса 9К72 «Эльбрус» или Scud B по терминологии, принятой в НАТО.

Прекрасно проявила себя в реальных боевых условиях во время войны Ссудного дня, ирано-иракского конфликта, использовалась во II Чеченской компании и против моджахедов в Афганистане.


Оперативно-тактический комплекс Scud B с ракетой Р-17

ТТХ изделия Р-17:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м11,16х0,88
Масса взлетная, т5,86
Число ступеней, шт1
Тип топливажидкое
Разгонная скорость, м/с1500
Дальность полета максимальная, км300с ядерной боеголовкой 180
Предельное отклонение от цели, м450
Масса боезаряда, т0,985
Тип зарядаядерный 10 Кт, фугасный, химический
Боевые блоки1не отделяемые
Ракетоносительмобильныйвосьмиколесный тягач МАЗ-543-П

Различные модификации крылатых ракет России и СССР — Р-17 выпускались в Воткинске и Петропавловске с 1961 по 1987 г. По мере истечения проектного срока эксплуатации в 22 года, комплексы «СКАД» снимались с вооружения ВС РФ.

При этом почти 200 пусковых установок до сих пор используются армиями ОАЭ, Сирии, Белоруссии, КНДР, Египта и еще 6 стран мира.

Межконтинентальное оружие: теория управления и составляющие

Многоступенчатые баллистические ракеты носят название межконтинентальных. Такое название появилось неспроста: из-за большой дальности полета становится возможным перебросить груз на другой конец Земли. Основным боевым веществом (зарядом), в основном, является атомное либо термоядерное вещество. Последнее размещается в передней части снаряда.

Далее в конструкции устанавливается система управления, двигатели и баки с топливом. Габариты и масса зависят от требуемой дальности полета: чем больше расстояние, тем выше стартовый вес и габариты конструкции.

Баллистическую траекторию полета МБР отличают от траектории иных ракет по высоте. Многоступенчатая ракета проходит процесс запуска, затем на протяжении нескольких секунд движется вверх под прямым углом. Системой управления обеспечивается направления орудия в сторону цели. Первая ступень привода ракеты после полного выгорания самостоятельно отделяется, в этот же момент запускается следующая. При достижении заданной скорости и высоты полета ракета начинает стремительно двигаться вниз к цели. Скорость полета к объекту назначения достигает 25 тыс. км/ч.

Баллистические, крылатые и зенитные ракеты в экспозиции Военного музея китайской революции


Военный музей китайской революции
. В этой части экскурсии по Военному музею китайской революции мы ознакомимся с имеющимися здесь баллистическими, крылатыми и зенитными ракетами. Среди самолётов с реактивными и поршневыми двигателями, размещёнными в экспозиции на первом этаже музея, имеются баллистические и крылатые ракеты. Над авиационной техникой представленной на первом этаже почти упираясь в потолок, возвышаются баллистические ракеты DF-1 и DF-2.

Советская баллистическая ракета Р-2 имела много общего с ракетой Р-1, которая в свою очередь создавалась на базе немецкой V-2(А-4). Для увеличения дальности в Р-2 была применена отделяющаяся от корпуса ракеты головная часть. Кроме того, для снижения массы использовался топливный бак из лёгких алюминиевых сплавов. Новый двигатель РД-101 был легче и имел увеличенную тягу. Для улучшения точности попадания аппаратура управления была дополнена системой боковой радиокоррекции, снижающей параллельный снос ракеты. В штатном варианте Р-2 имела фугасную боевую часть массой 1500 кг, снаряженную 1000 кг тротила. Длина ракеты — 17,7 м, максимальный диаметр — 1,65 м. Ракета со стартовой массой 20,4 т имела дальность стрельбы до 600 км.


Баллистическая ракета DF-1, вид со второго этажа музея
В декабре 1957 года в рамках военно-технического сотрудничества, лицензия на производство, полный комплект документации и несколько ракет были переданы КНР. Китайский вариант получил наименование DF-1 («Дунфын-1», Восточный ветер-1). Первая ракетная бригада с советскими Р-2, была сформирована в 1957 году, а первый ракетный дивизион, громко названный стратегическим, появился в 1960 году. Тогда же в КНР началось формирование «Второго артиллерийского корпуса» НОАК — аналога российских РВСН.


К 1961 году в НОАК имелось уже несколько полков, оснащенных ракетами DF-1, которые были нацелены на Тайвань и Южную Корею. Однако коэффициент технической надёжности DF-1 был низким и не превышал величины — 0,5. Другими словами, только 50 % ракет имели шансы поразить цель. С учётом низкой точности стрельбы и фугасной боевой части DF-1 были относительно эффективны против крупных городов. Первая «китайская» баллистическая ракета малой дальности осталась по сути опытной, но при этом китайцы сумели накопить необходимые знания и подготовить кадры. Эксплуатация DF-1 в КНР продолжалась до конца 1960-х годов.

Первой китайской баллистической ракетой, выпускаемой в значимых количествах и оснащенной ядерной боевой частью (ЯБЧ) стала DF-2. Считается, что при её создании китайскими конструкторами использовались технические решения, применённые в советской Р-5 . Ракета выполнена одноступенчатой с четырехкамерным маршевым жидкостным ракетным двигателем. В качестве компонентов ракетного топлива использовались керосин и азотная кислота. DF-2 имела точность стрельбы (КВО) в пределах 3 км при максимальной дальности полета 2000 км, эта ракета уже могла поражать цели в Японии и в значительной части территории СССР.


Баллистическая ракета DF-2, вид со второго этажа музея
Ракета DF-2 запускалась с наземного пускового стола, куда ее устанавливали в процессе предстартовой подготовки. До этого она хранилась в подземном или прочном железобетонном укрытии и вывозилась на стартовую позицию только после получения соответствующего приказа. Для того чтобы запустить ракету из технического состояния, соответствовавшего постоянной готовности, требовалось более 3,5 часов. На боевом дежурстве имелось около 70 ракет этого типа.
27 октября 1966 года БР DF-2 была испытана с реальным ядерным зарядом, пролетев 894 км она поразила условную цель на полигоне Лобнор. DF-2 первоначально оснащалась моноблочной ядерной головной частью мощностью 20 кт, что с учётом большой КВО было весьма скромно для ракеты стратегического назначения. В середине 1970-х удалось довести мощность заряда до 700 кт. Ракеты DF-2 имелись в ракетных бригадах дислоцированных на западе, севере и северо-востоке КНР до середины 1980-х годов. После снятия с вооружения DF-2 использовались в различных экспериментах, и для отработки радаров системы раннего предупреждения о ракетном нападении.

В 1960 году в СССР на вооружение была принята крылатая противокорабельная ракета П-15. Она имела маршевый жидкостный двухкомпонентный реактивный двигатель, в котором использовалось самовоспламеняющиеся при соприкосновении с окислителем горючее ТГ-02 («Тонка-250») и окислитель АК-20К (на основе оксидов азота). Двигатель работал в двух режимах: разгонном и маршевом. На маршевом участке полёта ракета летела со скоростью 320 м/с. Дальность стрельбы первых модификаций ПКР П-15 достигала сорока километров. На ракете П-15 устанавливалась автономная система наведения, с радиолокационной или тепловой ГСН, автопилот, радио или барометрический высотомер, что позволило удерживать высоту полёта в пределах 100-200 метров над поверхностью. Фугасно-кумулятивная боевая часть массой 480 килограмм обеспечивала поражение боевых кораблей водоизмещением более 3000 т.

В Китай кроме ракетных катеров пр. 183Р и нескольких сотен ракет была передана техническая документация на противокорабельные ракеты П-15М, что позволило в начале 1970-х годов наладить их серийное производство на авиационном заводе № 320 в Наньчане. В КНР крылатые ракеты получили обозначение SY-1, ими кроме ракетных катеров вооружались фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»), созданные на базе советского СКР пр. 50 и береговые ракетные части. Первая модификация китайской ПКР с жидкостным реактивным двигателем принята на вооружение в 1974 году.


ПКР SY-1

На первых порах эксплуатация SY-1 шла с большими трудностями, китайцам явно не хватало опыта, знаний и культуры производства, а качество изготовления ракет было весьма низким. Нередкими были случаи утечки топлива и окислителя, которые при соприкосновении самовоспламенялись, что приводило к взрывам и пожарам.

С учётом сложности эксплуатации и опасности применения ракет с ЖРД, работающих на едком окислителе и токсичном топливе, в КНР была разработана ПКР SY-2 с двигателем на твёрдом топливе. Но при этом дальность стрельбы была меньше чем у ракеты с ЖРД.

Дальнейшее развитие китайских ПКР было ориентировано на увеличение скорости и дальности полёта, помехозащищённости ГСН и мощности БЧ, что привело к созданию ракет серии HY-1.


ПКР HY-1 на буксируемой пусковой установке

Ракетами HY-1 вооружались китайские эсминцы пр. 051 и береговые дивизионы. Усовершенствованные варианты с новой активной радиолокационной ГСН обозначались как — HY-1J и HY-1JА. Ракеты этого типа несли кумулятивную БЧ весом более 500 кг. Запуск ракеты с корабля-носителя или наземной пусковой установки осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя.


ПКР HY-2

Модернизация системы наведения HY-1 и увеличение геометрических размеров привело к созданию ПКР HY-2 (С201). Благодаря бакам большей емкости дальность полёта возросла до 100 км. Но в то же время возросшая емкость баков увеличила габариты ракет, сделав невозможным их размещение на корабельных пусковых установках. По этой причине ПКР HY-2 использовались только на береговых ракетных комплексах.


ПКР HY-2А с твердотопливным ускорителем

На ПКР HY-2 созданных в 1980-егоды использовались ампулизированные баки с топливом и окислителем. Благодаря этому заправленные ракеты могли находиться на стартовой позиции долгое время. Также облегчалось их обслуживание и снижался риск для расчётов. Для запуска ПКР семейства HY-2 использовались твердотопливные ускорители увеличенной мощности.

Ракета модификации HY-2А оснащалась инфракрасной ГСН, а HY-2B и HY-2G – моноимпульсными радиолокационными ГСН, HY-2С – телевизионной системой наведения. Вероятность поражения цели в случае её захвата радиолокационной ГСН при отсутствии организованных помех оценивалась – 0,7-0,8.


ПКР HY-2G

Применение на модификации HY-2G усовершенствованного радиовысотомера и программируемого контроллера позволило ракете использовать переменный профиль полёта.

Китайские специалисты выжали всё, что можно из базовой конструкции советской ПКР П-15, создав линейку крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. Благодаря внедрению различных усовершенствований и увеличению емкости баков с топливом и окислителем удалось серьёзно повысить дальность стрельбы. Внедрение различных типов систем наведения на цель, не только улучшило помехозащищённость, но и разнообразило варианты применения по различным целям. В частности благодаря использованию пассивных радиолокационных ГСН появилась возможность поражения работающих наземных и корабельных радиолокаторов.

После реализации программы повышения надёжности и безопасности, на базе ПКР HY-2 в 1977 году была создана модификация YJ-6, носителями которой стали дальние бомбардировщики Н-6. По сравнению с HY-2 ракета YJ-6 имеет несколько меньшие длину и стартовую массу.


ПКР YJ-6

Этот вариант ПКР принятый на вооружение в 1984 году мог поражать цели на дальности до 100 км, вероятность поражения цели при отсутствии помех китайскими специалистами оценивалась – 0,7.


ПКР С601

В середине 1980-х на вооружение поступила авиационная ПКР С611 (YJ-61), созданная на базе поздних моделей HY-2. Ракета воздушного базирования имела меньшую массу, и на ней не было стартовых ускорителей. По сравнению с ранними моделями китайских жидкостных ПКР, носителями которых были дальние бомбардировщики Н-6, ракета С611 стала проще в применении и безопасней. До 200 км возросла дальность пуска, вероятность поражения цели удалось повысить за счёт использования помехозащищённых ГСН. Модификация С611Y оснащена новой системой наведения построенной на твердотельной элементной базе. После сброса с самолёта ракета летит по заранее подготовленной программе, лишь на конечном участке используя для поиска цели активную радиолокационную ГСН.


ПКР С611Y

Ракета несущая боевую часть массой 300 кг на маршевом участке обладает скоростью около 320 м/с, на завершающем этапе полёта она можнт превышать скорость 400 м/с. Минимальная высота полёта 50 метров. Жидкостные противокорабельные ракеты воздушного базирования семейства С611 до сих пор входят в состав вооружения самолётов морской авиации Н-6, но постепенно заменяются более безопасными образцами с твердотопливными, турбореактивными и прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

Помимо серийных изделий в экспозиции музея имеется модель опытной сверхзвуковой ПКР HY-3. В ракете HY-3 использовалась БЧ и ГСН от ПКР HY-2G. Старт происходил с помощью четырёх твердотопливных ускорителей.


Модель ПКР HY-3

Два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя, работающие на керосине, запускались после достижения скорости 1,8М и разгоняли ракету до скорости более 2,5М. Дальность стрельбы составляла 150 км. Из-за чрезмерной сложности и низкой технической надёжности производство ПКР HY-3 ограничилось опытной партией.

На нижнем этаже, среди бронетехники и различных артиллерийских систем выставлены пусковые установки с зенитными ракетами противовоздушного комплекса HQ-2, который представляет собой китайский вариант советского ЗРК С-75.


Ракета ЗРК HQ-2 на пусковой установке в экспозиции Военного музея китайской революции

В 1950-е годы гоминдановский Тайвань и коммунистический Китай фактически находились в состоянии войны. Над Формозским проливом и прилегающей территорией Южно-Китайского моря регулярно происходили настоящие воздушные сражения между реактивными истребителями ВВС Китайской Народной Республики и ВВС Китайской Республики, возглавляемой маршалом Чан Кайши. После того как обе стороны понесли значительные потери в воздухе, масштабные схватки между китайскими и тайваньскими истребителями прекратились, но американцы и руководство Тайваня внимательно следили за усилением военной мощи материкового Китая и над территорией КНР начались регулярные полёты высотных разведывательных самолётов RB-57D и U-2С, в кабинах которых сидели тайваньские пилоты. Высотные разведчики были предоставлены островной Китайской Республике в рамках безвозмездной американской помощи. Если гоминдановцы пытались вскрыть подготовку НОАК к вторжению на Тайвань, то американские разведслужбы в первую очередь интересовал ход реализации в КНР ядерной программы, строительство новых авиазаводов и ракетных полигонов.

Первоначально для полётов над материковой частью КНР использовались высотные стратегические разведчики Martin RB — 57D Canberra. Этот самолёт создан компанией Martin на базе британского бомбардировщика Electric Canberra. Одноместный разведчик имел высоту полёта более 20 000 м и мог осуществлять фотосъёмку наземных объектов в радиусе до 3700 км от своего аэродрома.

С января по апрель 1959 года высотные разведчики совершили десять длительных рейдов в глубину территории КНР, а летом того же года RB-57D дважды пролетали над Пекином. Высшее китайское руководство очень болезненно относилось к тому, что иностранные самолёты могут безнаказанно летать над территорией страны и Мао Цзэдун, несмотря на личную неприязнь к Хрушёву, обратился с просьбой о поставке оружия, способного воспрепятствовать полётам тайваньских самолётов-разведчиков. Хотя к тому моменту отношения между СССР и КНР уже были далёко не идеальными, просьба Мао Цзэдуна была удовлетворена, и в обстановке глубокой секретности в Китай доставили пять огневых и один технический дивизион СА-75 «Двина», включая 62 зенитные ракеты 11Д.

В составе ЗРК СА-75 «Двина» использовались ЗУР В-750 (1Д) с двигателем, работавшем на керосине, в качестве окислителя использовался азотный тетраоксид. Запуск ракеты с наклонной пусковой установки с переменным углом старта и электроприводом для разворота по углу и азимуту происходил при помощи отделяемой твердотопливной первой ступени. Станция наведения была способна одновременно сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет. Всего в составе зенитно-ракетного дивизиона имелось 6 пусковых установок, которые располагались на удалении до 75 метров от СНР-75.

В КНР позиции ЗРК СА-75 разместили вокруг важных политико-экономических центров: Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, Сианя и Шеньяна. Для обслуживания этих зенитных комплексов в Китай была направлена группа советских специалистов, которые также занимались подготовкой китайских расчётов. Осенью 1959 года первые дивизионы, обслуживаемые китайскими расчётами, приступили к несению боевого дежурства, и уже 7 октября 1959 года недалеко от Пекина на высоте 20 600 м был сбит первый тайваньский RB-57D. В результате близкого разрыва мощной осколочной боевой части, весившей 190 кг, самолёт развалился на части и его обломки раскидало на большой площади. Пилот самолета-разведчика погиб. По данным станции радиоперехвата, которая контролировала переговоры погибшего пилота RB-57D, он до последнего момента не подозревал об опасности, и магнитофонная запись переговоров летчика с Тайванем оборвалась на полуслове. Командование НОАК не разглашало информацию о том, что самолёт-шпион был сбит, а в тайваньские СМИ сообщили, что RB-57D потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море во время тренировочного полета.


Ракета ЗРК HQ-2 на пусковой установке в экспозиции Военного музея китайской революции

Американские эксперты исключали возможность того, что в КНР появилось оружие, способное сбивать воздушные цели, летящие на высоте более 20 км, и в начале 1960-х в составе ВВС Тайваня появилось шесть высотных разведчиков Lockheed U-2С. Самолёт U-2С мог вести разведку с высоты более 21 000 м. Продолжительность полёта составляла 6,5 часов, скорость на маршруте – около 600 км/ч.


Кабина самолёта U-2С сбитого над территорией КНР

Однако полёты над территорией материкового Китая были связаны с большим риском. В период с 1 ноября 1963 г. по 16 мая 1969 г. как минимум 4 самолёта были сбиты зенитно-ракетными комплексами. При этом два пилота успешно катапультировались и попали в плен. Ещё два U-2С были потеряны в лётных происшествиях, после чего рейды высотных самолётов-разведчиков с Тайваня прекратились.


Обломки самолёта U-2С

В настоящее время обломки одного из высотных разведчиков U-2С представлены в экспозиции Военного музея китайской революции. Здесь также имеются пусковые установки комплекса НQ-2 с зенитными ракетами. Хотя поздние модели внешне имеют много общего с первым китайским ЗРК НQ-1, к сожалению такой ракеты в выставочном зале нет.


Хвостовая часть сбитого над территорией КНР самолёта-разведчика U-2С

Впрочем, это не означало, что нарушение воздушных границ КНР прекратились. Помимо вторжения в воздушное пространство со стороны Тайваня, в годы Вьетнамской войны над территорией Китая было сбито несколько американских боевых самолётов. Если пилоты «Фантомов» нарушали границу по большей части случайно, то беспилотные разведчики AQM-34 Firebee углублялись вглубь китайской территории преднамеренно.


Обломки американского разведывательного БПЛА AQM-34 Firebee, сбитого в 1964 году


В 1966 году на основе пакета документации полученной от СССР в КНР был создан собственный аналог «Двины» — ЗРК HQ-1. Однако этот комплекс по своим возможностям уже не в полной мере соответствовал требованиям военных. Так как в 1960-е годы военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом было практически свёрнуто, Китай лишился возможности легально знакомиться с советскими новинками в сфере ПВО. Но китайские «товарищи» со свойственным им прагматизмом пользовались тем, что через территорию КНР по железной дороге в Северный Вьетнам поступала советская военная помощь. Советские представители неоднократно фиксировали факты пропажи в ходе транспортировки через китайскую территорию: радиолокаторов, элементов зенитно-ракетных комплексов и зенитных ракет.

После того, как китайские специалисты получили доступ к более совершенным советским ЗРК С-75 «Десна» и ЗРК С-75М «Волга» и ЗУР В-755 поставленным в Египет, в Китае был создан ЗРК HQ-2 со станцией наведения работающей в 6-см частотном диапазоне. Новый комплекс имел увеличенную дальность стрельбы и улучшенную помехозащищённость. В настоящее время в КНР продолжается эксплуатация ЗРК НQ-2J построенных во второй половине 1980-х. Но по мере поступления новых комплексов с твердотопливными ракетами китайский аналог С-75 выводится их эксплуатации.

Продолжение следует…

Мировые разработки ракет специального назначения

Около 20 лет назад в ходе модернизации одного из ракетных комплексов средней дальности был принят проект противокорабельных баллистических ракет. Такая конструкция размещается на автономной пусковой платформе. Вес снаряда составляет 15 тонн, а дальность пуска – почти 1,5 км.

Траектория баллистической ракеты для уничтожения кораблей не поддается для быстрых расчетов, поэтому предугадать действия противника и устранить данное орудие невозможно.

Такая разработка имеет преимущества:

  • Дальность пуска. Эта величина в 2-3 раза больше, нежели у прототипов.
  • Скорость и высота полета делают боевое оружие неуязвимым для противоракетной обороны.

Мировые специалисты уверены в том, что оружие массового поражения все-таки можно обнаружить и нейтрализовать. Для таких целей используются специальные разведывательные заорбитные станции, авиацию, подводные лодки, корабли и др. Самым главным «противодействием» является космическая разведка, которая представлена в виде радиолокационных станций.

Баллистическая траектория определяется системой разведки. Полученные данные передаются по месту назначения. Основной проблемой является быстрое устаревание информации – за короткий период времени данные теряют свою актуальность и могут расходиться с настоящим местом нахождения оружия на расстояние до 50 км.

Фау-2 (V-2)

Первой баллистической ракетой действительно дальнего радиуса действия стала немецкая ФАУ-2, разработанная конструкторским бюро, возглавляемым Вернером Фон Брауном. Ее испытали еще в 1942 г., а с начала сентября 1944 г. Лондон и его окрестности ежедневно подвергались атакам десятков ФАУ-2.


Мобильная пусковая установка ракеты V-2

ТТХ изделия ФАУ-2:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м14х1,65
Масса взлетная, т12,5
Число ступеней, шт1
Тип топливажидкоесмесь сжиженного кислорода с этиловым спиртом
Разгонная скорость, м/с1450
Дальность полета максимальная, км320
Предельное отклонение от цели, м5000проектное значение в пределах 0,5–1
Масса боезаряда, т1,0
Тип зарядафугасный, эквивалент аммотол 800 кг
Боевые блоки1неотделяемые
Вид базированияназемныйстационарный либо мобильный пусковой стол

Во время одного из запусков V-2 удалось подняться на 188 км над землей и совершить первый в мире суборбитальный полет. В промышленных масштабах изделие выпускалось в 1944–1945 гг. Всего за это время было произведено около 3,5 тыс. ФАУ-2.

Характеристики боевых комплексов отечественной оборонной промышленности

Наиболее мощным оружием нынешнего времени считается межконтинентальная баллистическая ракета, которая размещается стационарно. Отечественный ракетный комплекс «Р-36М2» является одним из наилучших. На нем размещается сверхпрочное боевое орудие «15А18М», которое способно нести до 36 ядерных снарядов индивидуального точного наведения.

Баллистическую траекторию полета такого оружия практически невозможно предугадать, соответственно, нейтрализация ракеты также предоставляет сложности. Боевая мощность снаряда составляет 20 Мт. Если данный боеприпас взорвется на низкой высоте – системы связи, управления, противоракетной обороны выйдут из строя.

Модификации приведенной ракетной установки можно использовать и в мирных целях.

Среди твердотопливных ракет особенно мощной считается «РТ-23 УТТХ». Такое приспособление базируется автономно (мобильно). В стационарной станции-прототипе («15Ж60») стартовая тяга выше на 0,3, в сравнении с мобильной версией.

Запуск ракет, который проводится непосредственно со станций сложно нейтрализовать, ведь количество снарядов может достигать 92 единиц.

Minuteman III (LGM-30G)

Долгие годы изделие Boeing Company является единственной в США МБР шахтного базирования. Однако, и сегодня американские баллистические ракеты Minuteman III, заступившие на боевое дежурство еще в 1970 г., остаются грозным оружием. Благодаря модернизации LGM-30G получила более маневренные боеголовки Mk21 и улучшенный маршевый двигатель.


LGM-30G в пусковой шахте

ТТХ МБР Minuteman III:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м18,3х1,67
Масса взлетная, т34,5
Число ступеней, шт3
Тип топливатвердое
Разгонная скорость, м/с6700
Дальность полета максимальная, км13000
Предельное отклонение от цели, м210
Масса боезаряда, т1,15
Тип зарядатермоядерный, от 0,3 до 0,6 Мт
Боевые блоки3разделяемые
Вид базированияназемныйв шахтах

Сегодня перечень американских баллистических ракет ограничен Минитментами-3. ВС США располагают до 450 единиц, дислоцированных в шахтных комплексах на территории штатов Северная Дакота, Вайоминг и Монтана. Замену надежных, но морально устаревших ракет планируется провести не раньше начала следующего десятилетия.

Ракетные комплексы и установки заграничной оборонной промышленности

Высота баллистической траектории ракеты американского комплекса «Минитмен-3» не особо отличается от характеристик полета отечественных изобретений.

Комплекс, который разработан в США, является единственным «защитником» Северной Америки среди оружия такого вида до сегодняшнего дня. Несмотря на давность изобретения, показатели устойчивости орудия являются неплохими и в нынешнее время, ведь ракеты комплекса могли противостоять противоракетной обороне, а также поразить цель с высоким уровнем защиты. Активный участок полета непродолжительный, и составляет 160 с.

Другое изобретение американцев – «Пискипер». Он также мог обеспечить точное попадание в цель благодаря наивыгоднейшей траектории баллистического движения. Специалисты утверждают, что боевые возможности приведенного комплекса почти в 8 раз выше, нежели у «Минитмена». Боевое дежурство «Пискипера» составляло 30 секунд.

«Тополь-М»

Испытания ракетного комплекса, ставшего вторым в семействе «Тополей», завершились в 1994 г., а спустя три года, он был поставлен на вооружение РВСН. Однако стать одной из главных составляющих российской ядерной триады ему не удалось. В 2022 г. МО РФ прекратило закупки изделия, сделав выбор в пользу РС-24 «Ярс».


Современный ракетоноситель России «Тополь-М» на параде в Москве

ТТХ РК стратегического назначения «Тополь-М»:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м22,55х17,5
Масса взлетная, т47,2
Число ступеней, шт3
Тип топливатвердое
Разгонная скорость, м/с7320
Дальность полета максимальная, км12000
Предельное отклонение от цели, м150–200
Масса боезаряда, т1,2
Тип зарядатермоядерный, 1 Мт
Боевые блоки1неотделяемые
Вид базированияназемныйв шахтах или на тягаче базой 16х16

ТОП — ракета российского производства. Выделяется высокой способностью противостоять западным системам ПВО, отличной маневренностью, малой чувствительностью к электромагнитным импульсам, радиации, воздействию лазерных установок. На данный момент на боевом дежурстве находится 18 мобильных и 60 шахтных комплексов «Тополь-М».

Смотрите также статью Баллистическая ракета «Тополь» и её технические характеристики

Полет снаряда и движение в атмосфере

Из раздела динамики известно влияние плотности воздуха на скорость передвижения любого тела в различных слоях атмосферы. Функция последнего параметра учитывает зависимость плотности непосредственно от высоты полета и выражается в зависимости:

Н(у)=20000-у/20000+у;

где у – высота полета снаряда (м).

Расчет параметров, а также траектории межконтинентальной баллистической ракеты можно производить с помощью специальных программ на ЭВМ. Последние приведут ведомости, а также данные о высоте полета, скорости и ускорении, продолжительности каждого этапа.

Экспериментальная часть подтверждает расчетные характеристики, и доказывает, что на скорость оказывает влияние форма снаряда (чем лучше обтекаемость, тем выше скорость).

«Искандер»

Оперативно-тактические комплексы «Искандер», пришедшие на замену «Тополям», «Точкам» и «Эльбрусам» (известные названия ракет России), являются лучшими ракетами мира нового поколения. Сверхманевренные крылатые ракеты тактических комплексов практически неуязвимы перед средствами ПВО любого потенциального противника.

При этом ОТРК чрезвычайно мобилен, разворачивается за считанные минуты. Его огневая мощь даже при стрельбе обычными зарядами сопоставима по эффективности с атакой ядерными боеприпасами.


Комплекс «Искандер»

ТТХ ОТРК «Искандер»:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м7,2х0,92
Масса взлетная, т3,8
Число ступеней, шт1
Тип топливатвердое
Разгонная скорость, м/с2100
Дальность полета максимальная, км500
Предельное отклонение от цели, мот 5 до 15
Масса боезаряда, т0,48
Тип зарядакассетные и обычные боеприпасы осколочного, фугасного, проникающего типа, ядерные заряды
Боевые блоки1неотделяемые
Вид базированияназемныйсамоходная пусковая установка 8х8

Благодаря своему техническому совершенству, ОТРК, поставленный на вооружение в 2006 г., еще, как минимум, десятилетие не будет иметь аналогов. В настоящее время ВС РФ располагают не менее 120 мобильными пусковыми установками «Искандер».

Одноголовые ракеты

Больше боеголовок — больше поражённых целей. Уважающая себя баллистическая ракета, до которой не дотянулись ограничения, имеет минимум три боеголовки. Но вот ни одной «многоголовой» крылатой ракеты просто нет. Потому что они запрещены.

Вообще, любые «многоголовые» ракеты — мощный дестабилизирующий фактор. Возможность одной ракетой накрыть сразу несколько целей делает обезоруживающий удар более простым и эффективным. С другой стороны, если такую ракету уничтожат на позиции, потеряны будут все её боеголовки разом. А значит, велико желание использовать их первыми.


В современные крылатые ракеты вполне влезет пара боеголовок

Вот и запретили хотя бы крылатым ракетам иметь многочисленные боеголовки. Благо таких на вооружении ещё просто не было. Попытки ограничить блоки и для МБР также принимались. Убедить военных отказаться от уже существующих ракет не вышло, только внесли некоторые ограничения.

Ядерный космос

Наверно, самое известное ограничение, из существующих по сей день — запрет на размещение ядерного оружия в космосе. Запрет касается как постоянного базирования атомных «подарков» на орбите, так и использования орбитального полёта для увеличения дальности ракет. Из всех запретов этот, пожалуй, самый спорный. Оружие на орбите совсем не подходит для быстрого удара, если мы говорим о высокой и долговременной орбите. Оно заметно, летит до цели с орбиты долго — противник точно успеет среагировать. При этом оружие космического базирования сложно неожиданно уничтожить с Земли, ведь лететь на орбиту средствам поражения ещё дольше. Так от чего запрет?


Один из многочисленных проектов космических бомбардировщиков, разработанных в 50-е и 60-е годы

Ответ тут лежит скорее в экономической плоскости. Космос осваивать и так очень дорого. А какие деньги придётся вбухать в военный космос… Кроме того, что атомное оружие надо поддерживать на орбите, неплохо бы создать систему уничтожения группировки противника. А потом и защиту своей группировки. А далее защиту средств уничтожения от защиты противника. В какие дикие суммы всё это может вылиться, представить страшно. Кроме того, ядерное оружие на низких и частичных орбитах как раз очень даже пригодно для быстрого и внезапного удара. Потому две супердержавы просто договорились в космос пока не лезть. И с точки зрения пиара хорошо — мы за мирное освоение космоса. Вот только есть подозрения, что именно из-за мирности космос так неспешно и осваивается.


Вывод ядерного оружия на частично околоземную орбиту на примере ракеты Р-36орб

«Томагавк»

Крылатые ракеты Tomahawk, разработанные компанией General Dynamics в 80-х годах прошлого века, почти два десятилетия входили в число лучших в мире, благодаря своей универсальности, способности стремительно перемещаться на сверхмалых высотах, значительной боевой мощи и впечатляющей точности.

Смотрите также статью Крылатая ракета «Томагавк» и его модификации

Они использовались армией США, начиная с момента принятия на вооружение в 1983 г., во многих военных конфликтах. Но самые современные ракеты мира подвели США во время нанесения скандального удара по Сирии в 2022 году.


Крылатая ракета «Томагавк»

ТТХ BGM-109:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м6,25х053
Масса взлетная, т1500
Число ступеней, шт1
Тип топливатвердый
Разгонная скорость, м/с333
Дальность полета максимальная, кмот 900 до 2500в зависимости способа пуска
Предельное отклонение от цели, мот 5 до 80
Масса боезаряда, т120
Тип зарядакассетный, бронебойный, ядерный
Боевые блоки1не отделяемые
Вид базированияуниверсальныйназемное мобильное, надводное, подводное, авиационное

Различными модификациями «Томагавков» оснащаются американские подводные лодки класса «Огайо» и «Вирджиния», эсминцы, ракетные крейсера, а также британские АПЛ «Трафальгар», «Астьют», «Суифтшюр».

Смотрите также статью АПЛ проекта 955 «Борей» и её технические характеристики

Американские баллистические ракеты, перечень которых не ограничивается «Томагавком» и «Минитменом», морально устарели. BGM-109 производятся до сих пор. Прекращен выпуск лишь авиационной серии.

Утерянные запреты

В последнее время система ограничений, созданная в годы холодной войны, потихоньку начинается рушиться. Две главные потери у всех на слуху: это запрет на ПРО и на наземные ракеты средней и малой дальности.

Отказ от ПРО в своё время также объяснялся желанием достичь большей стабильности между сверхдержавами. Ведь первая страна, что создаст более-менее работоспособный противоракетный зонтик, будет иметь искушение атаковать как можно быстрее — пока противник не научился прорывать эту оборону или не создал свою. Исходя из этого, уже отстающий в гонке за ПРО встаёт перед выбором: или атаковать до завершения создания противоракетного зонтика, или оказаться проигравшим в ядерной войне.


Предполагаемые зоны размещения систем ПРО «Спартан» и «Спринт» до их ограничения Договором о ПРО

Но соглашение об ограничении ПРО стояло непрочно ещё в холодную войну. Одно дело запретить дорогое и не самое эффективное средство обороны. А вот если бы новые средства ПРО показали высокую эффективность — все бы ринулись их делать, забыв о запретах. Пример тому — история с американской программой стратегической оборонной инициативы.


Американские ракеты «Першинг 2» стали главной причиной запрета ракет малой и средней дальности наземного базирования

Ограничение на наземные ракеты малой и средней дальности также было продиктовано желанием ограничить возможности первого удара. Подобные ракеты из-за малого подлётного времени и высокой точности идеальны для уничтожения целей вроде ракетных шахт, аэродромов и штабов. Вот и решили от них отказаться. Но мир поменялся, и вдруг оказалось, что подобные ракеты делают многие — от китайцев и индийцев до корейцев и иранцев. И у США с РФ даже при желании нет возможности заставить их всех поддержать запрет.


Многие новые виды вооружения, вроде ракеты «Кинжал», вполне попадают под существующие запреты

Тенденция на снос запретов сохраняется, и вполне возможно, что скоро в прошлом останутся и другие из вышеперечисленных ограничений. И тогда, с одной стороны, мы снова будем наблюдать буйство инженерной мысли, а с другой — мир станет куда более нестабильным.

Не умеешь погружаться, не бери ракету

Мы привыкли, что главные морские носители ракет — это подлодки. Но изначально ими вполне могли стать надводные корабли. В США думали об оснащении ракетами авианосцев, новеньких атомных крейсеров и даже о переделке в стратегические ракетоносцы «айов». Схожие проекты существовали и у нас. Но в итоге были выбраны подлодки — как более живучие и незаметные. А размещение баллистических ракет дальностью более 600 километров на надводных кораблях позже вообще запретили.


Проект размещения ракет «Поларис» на атомном крейсере «Лонг Бич»

Главной целью этого ограничения являются, конечно, не военные корабли, а размещение ракет на судах, замаскированных под гражданский флот. Никому не хочется гадать — этот, на первый взгляд, мирный контейнеровоз и правда неопасен, или на самом деле тащит внутри запас ракет для уничтожения средней европейской страны подчистую? А для военных кораблей остались крылатые ракеты — ибо к моменту подписания соглашений их уже на борт ставили и отказываться от них не собирались.


Реконструкция северокорейского носителя баллистических ракет, замаскированного под грузовое судно

Р-36М «Сатана»

Современные российские ракеты МБР шахтного базирования СС-18 в различных модификациях, являлось и является основой ядерной триады России. Эти лучшие в мире ракеты не имеют аналогов: ни по дальности полета, ни по технологическому оснащению, ни по максимальной мощности заряда.

Смотрите также статью Баллистическая ракета «Сатана» и её технические характеристики

Им не могут эффективно противостоять современные системы ПВО. «Сатана» стала воплощением самых современных баллистических технологий. Она уничтожает любые виды целей и целые позиционные районы, обеспечивает неотвратимость ответного ядерного удара, в случае нападения на РФ.


Запуск Р-36М «Сатана»

ТТХ МБР СС-18:

НаименованиеЗначениеПримечание
Длина и диаметр, м34,3х3
Масса взлетная, т208,3
Число ступеней, шт2
Тип топливажидкое
Разгонная скорость, м/с7900
Максимальная дальность ракет, км16300
Предельное отклонение от цели, м500
Масса боезаряда, тот 5,7 до 7,8
Тип зарядатермоядерный
Боевые блокиот 1 до 10разделяемый, от 500 кт до 25 Мт
Вид базированияназемныйшахтное

Различные модификации СС-18 стоят на вооружении российской армии с 1975 г. Всего за это время произведено 600 ракет данного типа. В настоящее время все они установлены на современные ракетоносители России для несения боевого дежурства. В настоящее время выполняется плановая замена Р-36М на модифицированный вариант, более современную российскую ракету Р-36М2 «Воевода».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]