Х-55 и Х-101. Новейшие российские крылатые ракеты воздушного базирования


Стратегическая крылатая ракета Х-55.

Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500, изделие 120).

Разработчик: МКБ «Радуга» Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Начало серийного производства: 1980 г. Принятие на вооружение: 1983 г.

Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 года в МКБ «Радуга», главный конструктор — И.С.Селезнев.

С 1968 года по 1970 год ГосНИИАС проведена НИР «Эхо» в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. После активизации в 1975 году работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР было принято решение о создании подобного ракетного комплекса.

Сборка опытных образцов ракет «изделие 120» начата Дубнинским машиностроительным заводом в начале 1978 года. Позже, из-за загрузки завода другими заказами, начат перевод производства ракет на Харьковское Авиационное Промышленное Объединение. На первом этапе в ХАПО велось производство отдельных агрегатов, которые передавались для сборки в Дубну.

Макет первого варианта изделия 120.

Первый вариант ракеты «изделие 120» создавался с учетом того, что ракеты будут размещаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом сечение ракеты в транспортном положении позволяло максимально использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позже, из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55 и конструкция последней была изменена — в транспортном положении ракета по сечению была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм.

Испытания крылатой ракеты велись на полигоне 929-го ЛИЦ НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). Первые два экспериментальных пуска были неудачными.

В марте 1978 года по решению министра авиационной промышленности В.А.Казакова начата подготовка серийного производства ракеты Х-55 на Харьковском Авиационном Промышленном Объединении (ХАПО). Производство развертывалось в цехе № 85 ХАПО под руководством А.К.Мялицы. В декабре 1979 года собран первый полноценный фюзеляж ракеты. Первая серийная ракета, полностью изготовленная на ХАПО, передана заказчику 14 декабря 1980 года. Всего для испытаний в течение 1981 года в Дубне и на ХАПО выпущено 40 ракет Х-55.

Крылатая ракета Х-55 в сборочном цеху ХАПО.

Совместные испытания ракет и носителей проводились на базе трассово-измерительного комплекса полигона 929-го ЛИЦ НИИ ВВС (Ахтубинск). Опытный самолет-носитель Ту-95М-55 (ВМ-021) совершил первый полет 31 июля 1978 года. Первый пуск Х-55 выполнен 23 февраля 1981 года. До конца 1981 года с носителя Ту-95М-55 выполнено 10 пусков Х-55, а всего в ходе первого этапа летных испытаний выполнено 12 пусков ракет. Один из пусков был неудачным из-за отказа генератора энергосистемы ракеты. 3 сентября 1981 года выполнен зачетный пуск с первого серийного Ту-95МС. С марта 1982 года в испытаниях в Ахтубинске принимал участие второй серийный Ту-95МС. Испытания КРБД Х-55 завершены в декабре 1982 года.

Ракетоносец Ту-95МС.

Ракетный комплекс воздушного базирования, включающий носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, принят на вооружение 31 декабря 1983 года. Производство Х-55 с ХАПО передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе.

Наименование ракет типа РКВ-500 использовалось при переговорах по ОСВ между СССР и США. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».

Конструкция.

Первый вариант ракеты, «изделие 120» — нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися под фюзеляж крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты в транспортном положении в сечении оптимизирована для размещения на многопозиционной ПУ («барабане»). Двигатель размещается в фюзеляже и выдвигается из фюзеляжа на пилоне вниз перед пуском. Оперение цельноповоротное, киль складывается набок. Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности — острый нос, сложный профиль сечения, размещение крыльев под фюзеляжем в сложенном положении, минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Возможно, обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита (как у более позднего стандартного варианта ракеты).

Базовый вариант ракеты, Х-55 — нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися в разрез фюзеляжа (в топливный бак) крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты оптимизирована в т.ч. для использования из торпедного аппарата калибра 533 мм. Это вызвано тем, что из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота.

Компоновочная схема ракеты Х-55.

Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируются с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации ракета становится асимметричной. Хвостовое оперение выполнено складным — все его поверхности являются рулевыми цельноповоротными, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Киль поначалу складывался набок (первый вариант изделия 120), но затем консоли унифицировали и на киле появился еще один дополнительный шарнир. Для сокращения общей длины убирающимся сделали и хвостовой кок, складывавшийся «гармошкой». Стягивавшая его нихромовая проволока при сбросе пережигалась электрическим импульсом, и кок расправлялся пружиной. Двигатель выдвигается вниз под действием толкателя пиропатрона, после чего открывающиеся створки люка закрывают проем обжимая пилон двигателя. Пиротехническими толкателями также распахивались консоли крыла и оперения, причем эти механизмы работали при высоких давлениях до 350 атм., буквально выбрасывая агрегаты наружу, где те удерживались фиксаторами.

Проекции Х-55. Схема.

Подвеска ракеты под носитель осуществлялась на 4 разнесенных по конструкции бугеля, что позволяло облегчить силовой набор конструкции ракеты. Фюзеляж ракеты был выполнен полностью сварным из сплава АМГ-6. Конструкция крыла выполнялась из композиционного материала состоявшего из кремнийорганической ткани и спецсмолы К-1-70.

Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности — щели закрываются крышками, на поверхности минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Бортовая система управления БСУ-55 — инерциальная с использовнием БЦВМ для коррекции маршрута полета в районах коррекции по цифровой матрице высот района коррекции (экстремальная навигация). На участках коррекции радиовысотомер ракеты определяет текущую высоту рельефа местности и сравнивает с имеющейся в памяти цифровой матрицей высот участка коррекции — таким образом определяется местоположение ракеты на учатске коррекции и система управления ракеты корректирует маршрут полета до следующего участка коррекции. Система управления ракеты обеспечивает стабилизацию по трем осям, отработку заданной программы маршрута, удержание скоростного и высотного режимов полета с выполнением заданных маневров уклонения от перехвата. Контроль скорости и ускорений осуществляется доплеровским измерителем скорости и сноса. Система управления комплекса вооружения на борту носителя обеспечивает получение точных координат носителя в момент пуска, ввод полетного задания и выставку гироинерциальных платформ крылатых ракет.

Проектированием двигателя для крылатой ракеты нового типа изначально занялись МНПО «Союз» (г. Москва), омское МКБ и НТК им. Н.Д.Кузнецова (г. Куйбышев). Кроме ТРДД рассматривался и вариант силовой установки с винтовентиляторными толкающими винтами. Выбор был сделан в пользу разработки МНПО «Союз».

Малогабаритный ТРДД Р-95-300 (изделие 95, Р-95ТМ-300) тягой 400 кг. Двигатель разработан МНПО «Союз», главный конструктор — О.Н.Фаворский. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина). Двигатель является ТРДД с кольцевой камерой сгорания. Компрессор низкого давления — двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления — семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Запуск ТРДД осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором РДК-300 мощностью 4 кВт. ТТХ двигателя: Статическая взлетная тяга, кг: 300-350 Длина, мм: 850 Диаметр, мм: 315 Масса, кг: 95 Весовая отдача, кгс/кг: 3,68 Степень двухконтурности: 2 Степень сжатия компрессора: 8,5 Удельный расход воздуха, кг/кгс в час: 0,785 Топливо: Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)

ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке «Двигатели-2008».

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Компактная термоядерная БЧ специально разработанная для применения на КРБД типа Х-55 мощностью 200 Кт. Разработчик — ВНИИА, главный конструктор — А.А.Бриш. Вероятно, из-за удачной конструкции ядерная БЧ этого типа была использована так же на аэробаллистической ракете Х-15.

Модификации: — Х-55 (изделие 120) — первый опытный вариант крылатой ракеты, оптимизированный по конструкции для размещения на многопозиционной катапультной установке в фюзеляже самолета-носителя. — Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — серийная крылатая ракета большой дальности оптимизированная по конструкции для размещения в торпедном аппарате. — Х-55ОК (изделие 121) — опытная крылатая ракета большой дальности с системой управления с использованием оптической корреляции текущего изображения местности с эталонной фотоматрицей участка коррекции маршрута полета. Разработка 1987 года. — Х-55М (изделие 124) — проект модернизации крылатой ракеты большой дальности. — Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — крылатая ракета с увеличенной дальностью полета. Оборудована накладными (конформными) топливными баками. Принята на вооружение в 1987 году. Масса топлива в дополнительных конформных баках — 260 кг. — Х-65 (Х-65СЭ) — проект КРБД с неядерной БЧ. Вероятно, не реализован, но в 1990-е годы неоднократно показывался на выставках военной техники. Так же как и Х-55СМ ракета оснащена конформными топливными баками. Впервые ракета показана на московском авиасалоне в 1992 году, а в 1993 году была показана на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ). — Х-555 — серийная крылатая ракета большой дальности с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения. Конструктивно подобна ракете Х-55СМ. Летные испытания ракет Х-555 проводились в ГЛИЦ им.Чкалова в Ахтубинске в 2002 году. Завершающие пуски Государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 году, выполнены 16.08.2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160 «Павел Таран», «Александр Голованов» и «Александр Молодчий». Масса топлива в дополнительных конформных баках — 220 кг.

ТТХ:

Модификация: Х-55 (РКВ-500А) / Х-55СМ (РКВ-500Б) Длина, м: 8,09 / 8,09 Размах крыла, м: 3,1 / 3,1 Диаметр корпуса, м: 0,514 / 0,77 Стартовый вес, кг: 1700 / 1700 Тип боеголовки: специальная (200 кт) Масса БЧ, кг: 410 Скорость, м/с (М=): 260 (0,48-0,77) Дальность пуска, км: 2500 / 3000 Высота пуска, м: 200-12000 Высота полёта на маршевом участке траектории, м: 40-110 Носители: Ту-95М-55, Ту-95МС, Ту-160.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс.

Ракеты Х-55СМ около ракетоносца Ту-160. Авиабаза Энгельс.

Х-55СМ запущенная с носителя Ту-95МС во время учений «Восток-2014». Сентябрь 2014 г.

Крылатая ракета Х-65 на авиасалоне.

Крылатая ракета Х-65 на авиасалоне.

Применение ракеты Х-555 по целям в Сирии с самолета-носителя Ту-95МС.

Х-55. Рисунок 1.

Х-55. Рисунок 2.

Х-55. Рисунок 3.

Проекции Х-55СМ. Схема.

Проекции Х-65. Схема.

.

. Список источников: Наука и техника. №2 за 2010 г. В.Марковский, К.Перов. Крылья судного дня. Авиаракетный комплекс Х-55. Авиация и космонавтика № 9 за 2005 г. В.Марковский. Авиационные крылатые ракеты.

у-55

— ДНГБСЙНБЮЪ ЛЮКНЦЮАЮПХРМЮЪ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙЮЪ ЙПШКЮРЮЪ ПЮЙЕРЮ, ЯНБЕПЬЮЧЫЮЪ ОНКЕР Я НЦХАЮМХЕЛ ПЕКЭЕТЮ ЛЕЯРМНЯРХ МЮ ЛЮКНИ БШЯНРЕ, ОПЕДМЮГМЮВЕМЮ ДКЪ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ ОПНРХБ БЮФМШУ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙХУ НАЭЕЙРНБ ОПНРХБМХЙЮ Я ГЮПЮМЕЕ ПЮГБЕДЮММШЛХ ЙННПДХМЮРЮЛХ.

оПНЦПЮЛЛЮ ЯНГДЮМХЪ ПЮЙЕРШ АШКЮ ПЕЮКХГНБЮМЮ Б ЯКЕДСЧЫХЕ ЯПНЙХ: МЮВЮКН — ЯЕПЕДХМЮ 1976 ЦНДЮ, НЙНМВЮМХЕ — ЯЕПЕДХМЮ 1982 ЦНДЮ, ОПХМЪРХЕ МЮ БННПСФЕМХЕ — 31 ДЕЙЮАПЪ 1983 ЦНДЮ. === б ПЕГСКЭРЮРЕ АШК ЯНГДЮМ НПХЦХМЮКЭМШИ КЕРЮРЕКЭМШИ ЮООЮПЮР ЯН ЯЙКЮДШБЮЧЫХЛХЯЪ ЙПШКНЛ Х НОЕПЕМХЕЛ, Ю РЮЙФЕ Я ДБСУЙНМРСПМШЛ РСПАНПЕЮЙРХБМШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ, ПЮГЛЕЫЮЧЫХЛЯЪ БМСРПХ ТЧГЕКЪФЮ Х БШДБХЦЮЕЛШЛ БМХГ ОЕПЕД НРЖЕОЙНИ ПЮЙЕРШ НР ЯЮЛНКЕРЮ.

мНЯХРЕКЪЛХ йп ЪБКЪЧРЯЪ ЯЮЛНКЕРШ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙНИ ЮБХЮЖХХ — рС-95ля Х рС-160.

мЮ ГЮОЮДЕ ПЮЙЕРЮ у-55 ОНКСВХКЮ НАНГМЮВЕМХЕ AS-15 «Kent».===

у-55 БШОНКМЕМЮ ОН МНПЛЮКЭМНИ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ ЯУЕЛЕ Я ОПЪЛШЛ ЙПШКНЛ НРМНЯХРЕКЭМН АНКЭЬНЦН СДКХМЕМХЪ, Б МЕПЮАНВЕЛ ОНКНФЕМХХ САХПЮЧЫХЛЯЪ Б ТЧГЕКЪФ. дБХЦЮРЕКЭ ПЮЯОНКНФЕМ МЮ БШДБХФМНЛ ОНДТЧГЕКЪФМНЛ ОХКНМЕ (Б МЕПЮАНВЕЛ ОНКНФЕМХХ РЮЙФЕ МЮУНДХРЯЪ БМСРПХ ПЮЙЕРШ). б ЙНМЯРПСЙЖХХ ПЮЙЕРШ ПЕЮКХГНБЮМШ ЛЕПНОПХЪРХЪ ОН ЯМХФЕМХЧ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ Х РЕОКНБНИ ГЮЛЕРМНЯРХ. б ДЮКЭМЕИЬЕЛ АШКХ ЯНГДЮМШ ЛНДХТХЙЮЖХХ ПЮЙЕРШ Я СБЕКХВЕММНИ ГЮ ЯВЕР СЯРЮМНБЙХ ЯАПЮЯШБЮЕЛШУ ЙНМТНПЛМШУ ОНДБЕЯМШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ ДЮКЭМНЯРЭЧ — у-55ял.

яРПЮРЕЦХВЕЯЙЮЪ ПЮЙЕРЮ у-55 ЯОНЯНАМЮ Я БШЯНЙНИ РНВМНЯРЭЧ ОНПЮФЮРЭ ЯРЮЖХНМЮПМШЕ ЖЕКХ МЮ АНКЭЬНЛ СДЮКЕМХХ НР РНВЙХ ОСЯЙЮ. пЮЙЕРЮ ХЯОНКЭГСЕР ХМЕПЖХЮКЭМСЧ ЯХЯРЕЛС МЮБЕДЕМХЪ Я ЙНППЕЙЖХЕИ ЛЕЯРНОНКНФЕМХЪ, НЯМНБЮММНИ МЮ ОПХМЖХОЕ ЯПЮБМЕМХЪ Я ЙЮПРНИ ЛЕЯРМНЯРХ, ББЕДЕММНИ Б АНПРНБСЧ БШВХЯКХРЕКЭМСЧ ЛЮЬХМС ОЕПЕД ОСЯЙНЛ. яХЯРЕЛЮ МЮБЕДЕМХЪ ПЮЙЕРШ ЪБКЪЕРЯЪ НДМХЛ ХГ ЯСЫЕЯРБЕММШУ НРКХВХИ ДЮММНИ ЙПШКЮРНИ ПЮЙЕРШ НР ОПЕДЬЕЯРБСЧЫХУ ЯХЯРЕЛ ЮБХЮЖХНММНЦН НПСФХЪ. щРН Х НАЕЯОЕВХКН ЮБРНМНЛМШИ ОНКЕР ПЮЙЕРШ у-55 МЕГЮБХЯХЛН НР ОПНРЪФЕММНЯРХ, ОНЦНДМШУ СЯКНБХИ Х Р.Д. б ЩРХУ ЖЕКЪУ АШКН ХГЦНРНБКЕМН ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕЕ ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЕЯОЕВЕМХЕ (ЖХТПНБШЕ ЙЮПРШ ЛЕЯРМНЯРХ).

йЮФДШИ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ рС-95ля ЛНФЕР МЕЯРХ ДН ЬЕЯРХ ПЮЙЕР , ПЮЯОНКНФЕММШУ МЮ ОСЯЙНБНИ АЮПЮАЮММНИ СЯРЮМНБЙЕ ЙЮРЮОСКЭРМНЦН РХОЮ Б ЦПСГННРЯЕЙЕ ЯЮЛНКЕРЮ. б ДБСУ ЦПСГННРЯЕЙЮУ ЯБЕПУГБСЙНБНЦН рС-160 ЛНФЕР ПЮЯОНКЮЦЮРЭЯЪ 12 ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕР АНКЭЬНИ ДЮКЭМНЯРХ у-55ял (Я ДНОНКМХРЕКЭМШЛХ АЮЙЮЛХ) ХКХ 24 НАШВМШУ ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕРШ у-55.

еЫЕ МЮ ЯРЮДХХ ЯНГДЮМХЪ ЙНЛОКЕЙЯНБ БННПСФЕМХИ Я йп ПЮГБЕПМСКЮЯЭ НЯРПЮЪ ДХЯЙСЯЯХЪ Н РНЛ, ЦДЕ ДНКФЕМ МЮУНДХРЭЯЪ МНЯХРЕКЭ ОНКЕРМНЦН ГЮДЮМХЪ: МЮ ПЮЙЕРЕ ХКХ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ; ЙЮЙ (ЖЕМРПЮКХГНБЮМН ХКХ ДЕЖЕМРПЮКХГНБЮМН) ДНКФМН ЦНРНБХРЭЯЪ ОНКЕРМНЕ ГЮДЮМХЕ. оНАЕДХКЮ ЙНМЖЕОЖХЪ ЯРПНЦНИ ЖЕМРПЮКХГЮЖХХ, ВРН МЮ ЯЕЦНДМЪ МЕ ДЮЕР БНГЛНФМНЯРХ МЕЯЮМЙЖХНМХПНБЮММН ОПХЛЕМХРЭ ПЮЙЕРС, БМЕ ГЮБХЯХЛНЯРХ НР РНЦН, Б ВЭХУ ПСЙЮУ АШ НМЮ МЕ МЮУНДХКЮЯЭ.

лНДХТХЙЮЖХХ ПЮЙЕРШ:

  • у-55 (ХГДЕКХЕ 120, пйб-500, AS-15)
  • у-55-нй (ХГДЕКХЕ 124)
  • у-55ял (ХГДЕКХЕ 125, пйб-500а, AS-15b) — СБЕКХВЕММНИ ДЮКЭМНЯРХ.
  • пй-55 (SSC-X-4) — йп МЮГЕЛМНЦН АЮГХПНБЮМХЪ, СМХВРНФЕМЮ ОН ДНЦНБНПС ЯНЙПЮЫЕМХЪ БННПСФЕМХИ ЯПЕДМЕИ ДЮКЭМНЯРХ.
  • я-10 цПЮМЮР (3л-10; SS-N-21 Sampson) — йп ЛНПЯЙНЦН АЮГХПНБЮМХЪ.
  • у-65 — РЮЙРХВЕЯЙЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ у-55 Я НАШВМНИ АНЕЦНКНБЙНИ
  • у-555 — ЦКСАНЙЮЪ ЛНДЕПМХГЮЖХЪ у-55. сЛЕМЭЬЕМЮ щоп Х СКСВЬЕМЮ МЮБХЦЮЖХЪ. дЮКЭМНЯРЭ БНГПНЯКЮ ОНВРХ ДН 5000 ЙЛ. б НЙРЪАПЕ 1999 ЦНДЮ ОПНЬКХ ХЯОШРЮРЕКЭМШЕ ОСЯЙХ МНБЕИЬХУ ЯРПЮРЕЦХВЕЯЙХУ ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕР у-555, БЯКЕД ГЮ ЩРХЛ ОПЮБХРЕКЭЯРБН пт ОПХМЪКН ПЕЬЕМХЕ ПЮГБЕПМСРЭ ХУ ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН.

оНЯКЕ ПЮЯОЮДЮ яяяп ВЮЯРЭ ПЮЙЕР Х ХУ ЯЮЛНКЕРНБ-МНЯХРЕКЕИ НЯРЮКЮЯЭ ГЮ ОПЕДЕКЮЛХ пНЯЯХХ, Б ВЮЯРМНЯРХ, МЮ сЙПЮХМЕ Х Б йЮГЮУЯРЮМЕ. б ЙНМЖЕ 1999 Ц. 575 ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕР БНГДСЬМНЦН АЮГХПНБЮМХЪ у-55 Х у-55ял АШКН ДНЯРЮБКЕМН ХГ сЙПЮХМШ Б пНЯЯХЧ ФЕКЕГМНДНПНФМШЛ РПЮМЯОНПРНЛ Б ЯВЕР ОНЦЮЬЕМХЪ ДНКЦЮ ГЮ ОНЯРЮБЙХ ЦЮГЮ.

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

Х-55 — «изделие 120», РКВ-500, по кодификации МО США и НАТО — AS-15 Kent.

Х-55 (произносится как «Ха-55») — советская и российская стратегическая авиационная крылатая ракета, разработанная в дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва в конце 1970-х — начале 1980-х годов для вооружения стратегических бомбардировщиков.

Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.

История создания

В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Двигатель
ТТХ Р95-300
Тяга300—350 кг
Длина850 мм
Диаметр315 мм
Вес95 кг

Изначально планировалась установка только двухконтурного турбореактивного двигателя ТРДД-50 (изделие 36). Однако, после ряда испытаний в серию пошёл двигатель Р95-300 (изделие 95) разработки «Союз» и изготовления Запорожского моторостроительного завода.

Двигатель размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне. Перед пуском двигатель выдвигается из корпуса, а его запуск осуществляется пиростартером.

В качестве топлива на КР используется децилин (Т-10) — токсичное синтетическое горючее, созданное специально для этого двигателя. На обычных авиационных видах топлива типа Т-1 или ТС двигатель Р95-300 максимальной мощности не развивает. Поскольку Т-10 чрезвычайно текучая жидкость, при проектировании ракеты было уделено особое внимание герметичности топливной системы. Эта технология была разработана и серийно применялась в Харькове, на ХАПО, потому что Кировское предприятие долго не могло освоить эту технологию.

Децилин Т-10 — углеводород общей формулой C10H16, высококалорийное синтетическое авиационное топливо, компонент жидкого ракетного топлива. Отличается высокой текучестью, токсично.

Стоит отметить, что при своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответствует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Чтобы обеспечить изменение режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты, двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления.

Система наведения

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения комплексированной с системой коррекции траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит эталонную цифровую карту рельефа местности по маршруту полёта. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200—500 Кт, что, при заданном круговом вероятном отклонении не более 100 метров, несомненно гарантировало бы поражение цели.

В связи со слабостью корпуса ракеты её подвеска на МКУ осуществляется на 4 узла подвески.

Технические характеристики
ПараметрХ-55Х-55СМХ-555
Длина, м5,886,04
Диаметр корпуса, м0,5140,77
Размах крыльев, м3,1
Стартовый вес, кг11951455*1280 (1500**)
Масса боевой части, кг410
Мощность боевой части, Кт∼ 200—500
Дальность полёта, км250035002000***
ДвигательТРДД-50 / ТРДД Р95-300
Скорость полёта, км/ч720-830
Высота пуска, м200—12000600—12000200—12000
Высота полёта на маршевом участке, м40—110
Точность (КВОкруговое вероятное отклонение), мдо 100до 20

* В т.ч. 260 кг топлива в конформных топливных баках. ** В т.ч. 220 кг топлива в конформных топливных баках. *** Без конформных топливных баков.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в нескольких модификациях.

Х-55 — базовый вариант.

Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащённая корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC).

Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полёта. Принята на вооружение с 1987 года.

Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжёлых истребителей против кораблей.

Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65.

Х-555 — безусловно, наиболее глубокая модификация ракеты Х-55. В ней улучшенная система управления использует не только инерциально-доплеровскую систему, обеспечивающую коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, но и оптико-электронную систему коррекции и спутниковую навигацию. В результате эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Однако, увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и, как следствие, к уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты. Дальность пуска увеличивается до 2500 км лишь с конформными топливными баками.

Современное состояние

В 1999 году Украина передала России в качестве оплаты за поставку природного газа 575 ракет Х-55 и Х-55СМ.

Начиная с 2000 года, НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро вело работы по восстановлению производства (для замены двигателей Р95-300) и ремонту «изделия 36». В частности, в крупносерийное производство запущены модификации базовой модели ТРДД-50 — двигатели ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. А также, в Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро разработали и наладили выпуск ещё одной модификации — двигателя ТРДД-50Б («Изделие 37»).

На обоих предприятиях в настоящее время идёт активный выпуск различных модификаций двигателя ТРДД-50. А также, продолжается активный процесс модернизации старых и разработки новых перспективных крылатых ракет, где используется ТРДД-50.

Боевое применение

С 17 ноября 2015 года в рамках военной операции России в Сирии стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 стали наносить массированные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по объектам Исламского государства.

ДатаРакетаКоличествоНоситель
17.11.2015Х-5558Ту-95МС
18.11.2015Х-5558Ту-160
19.11.2015Х-5555Ту-95МС
20.11.2015Х-5556+8Ту-95МС, Ту-160

Аналоги: Х-101Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), (произносится «Ха-101») — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Разработана конструкторским бюро «Радуга» (1995—2013)., BGM-109 «Томагавк», AGM-86 ALCM, AGM-129 ACM, AGM-158 JASSM, Циркон (3M22)Российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, разрабатываемая ОАО «ВПК НПО машиностроения», которая входит в состав комплекса 3K22 «Циркон», кодовое обозначение NATO — SS-N-33..

По информации wiki

Стратегические ракетоносцы перевооружились

Попасть в «форточку» с расстояния более чем в 2 тысячи километров — такую задачу способна решить новейшая российская авиационная крылатая ракета Х-555, созданная в корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Машина идет на смену стоящим на вооружении стратегической авиации России крылатым ракетам с ядерными боеголовками. Испытания новой ракеты прошли в середине августа при участии президента Владимира Путина и, как говорят военные, положили конец монополии США на применение высокоточных ракет дальнего радиуса действия. Теперь и российские ВВС смогут применять подобное вооружение для решения любых задач, в том числе и уничтожения лагерей международных террористов. Появление Х-555 можно считать сенсацией. Российский ВПК давно не создавал новых стратегических систем вооружений. Как говорят специалисты, это не только дорого, но и бессмысленно. Перспектива военного конфликта между Москвой и Вашингтоном, в ожидании которого СССР (а затем Россия) и США совершенствовали свои наступательные арсеналы, осталась в прошлом, а использовать ядерное оружие против террористов бессмысленно. Этот факт чуть было не поставил крест на самом современном российском бомбардировщике Ту-160. Основа его вооружения — ядерные крылатые ракеты большого радиуса действия Х-55. Даже если поставить на эту машину неядерную боевую часть, проку будет чуть. Точность попадания в цель у нее не та — радиус действия ядерной боеголовки с лихвой перекрывал «перелет или недолет» до цели. — На старой базе в рекордные сроки мы создали абсолютно новую нестратегическую крылатую ракету, — рассказал «Известиям» генеральный конструктор ОАО «Радуга» Игорь Селезнев. — Взяв за основу Х-55, мы сэкономили половину стоимости новой разработки, чем если бы мы начинали с «нуля». На предшественницу Х-555 похожа только внешне. По словам Селезнева, изменены двигатель, головка самонаведения и боевая часть. Благодаря применению дополнительных топливных баков серьезно увеличилась и дальность полета. По некоторым данным, она составляет около 3,5 тысячи километров. В полете машина не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. На цель Х-555 выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой систем навигации ГЛОНАСС. На Х-555 вместо компактного ядерного заряда (130 кг), как на Х-55, может быть установлена бронебойная, кумулятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг. Полетное задание вводится в ракету Х-555 еще на аэродроме. Оно же вводится в автопилот бомбардировщика, пилоты которого после пуска ракеты просто контролируют выполнение полетного задания. В ходе августовских испытаний 4 выпущенные с бомбардировщика Ту-160 ракеты Х-555 попали, как и было спланировано, точно в цель. Военные говорят, что 2 из них влетели в окно, а две в дверь заброшенного дома на полигоне «Пембой» под Воркутой, где по сценарию учений прятались террористы. Для корпорации «Тактическое ракетное вооружение», одного из первых по-настоящему сформированных холдингов нашей оборонки, Х-555 — уже вторая ракетная система, поставленная на вооружение. Не так давно Черноморский флот получил самоходный береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бал» с крылатой ракетой Х-35. Об уникальности этой разработки говорит хотя бы тот факт, что головку самонаведения от нашей ракеты хотят купить американцы для своей противокорабельной ракеты «Гарпун».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]