Военная форма военно-воздушных сил ВВС России

К 2005 году российское обмундирование считалось устаревшим и не комфортным для выполнения как повседневных, так и задач боевой подготовки. «Пятнистый» камуфляж считался износостойким и выдерживал большие нагрузки, поскольку был изготовлен из прочных тканей. Используемая технология нанесения рисунка маскировки не обеспечивала хорошей защиты владельца.

При выполнении ежедневных задач военные одевали х/б рубашки и полушерстяной костюм, в котором, начиная с ранней весны и заканчивая «бабьим летом» носившие униформу чувствовали себя, как посетители парилки сауны. Лицам, проходящим службу в армии России, была необходима новая униформа для выполнения задач всех степеней сложности.

«Рождение» военной авиации

С момента создания первых самолетов на рубежеXIX-XX веков, военные всех стран уделяли пристальное внимание экспериментам пионеров авиации. Уже были опробованы и показали высокую эффективность летательные аппараты легче воздуха – воздушные шары и дирижабли, широко использовавшиеся во время войн второй половиныXIXвека

Поэтому, как только был достигнут заметный прогресс в длительности полета и управляемости летательным аппаратом, военные нашли применение новому виду транспорта.

Первые военные самолеты, с 1909 года, начали использоваться для ведения наблюдения и разведки вражеских позиций. Первыми пилотами, применившими самолеты для атаки вражеских позиций, стали болгары во время Первой Балканской войны 1912-1913 г.г., атаковавшие турецкие позиции стальными дротиками и ручными бомбами. А уже к 1915 году, во время Первой Мировой войны, история военной авиации открыла счет боевым потерям, понесенным летчиками в результате ударов с земли. «Прародителем» войск ПВО стал сербский канонирРадоеЛютовац, сбивший австро-венгерский биплан из трофейной турецкой пушки.

За сто с небольшим лет, авиация, а вместе с ней и искусство управления самолетами, прошли огромный путь. От тихоходных «этажерок» из дерева и ткани, едва развивавшими скорость 100 км/ч и управлявшимися посредством веревочек и педалей, современные военные самолеты достигли скорости 9,1 МАХ (более чем в 9 раз быстрее скорости звука), потолок использования позволяет некоторым истребителям (МИГ 25) летать на границе «ближнего» космоса – выше 37 000 метров. От использования в качестве оружия длинноствольных пистолетов, которыми пилоты пытались поразить друг друга при встрече в небе, и ручных гранат, которые они бросали на головы врага, на вооружении современной авиации находится самое мощное, из когда-либо созданных и испытанных видов оружия – термоядерное (изделие АН602), известное как «Царь-Бомба» или «Кузькина Мать», эксперименты с которым человечество не решается повторять с 1961 года.

Профессия военного летчика овеяна ореолом рыцарства, которым были одержимы первые ассы времен Первой Мировой войны, героическим прошлым военных пилотов, участвовавших в двух мировых и неисчислимом количестве менее масштабных локальных войн. В советскую эпоху двое, из трех трижды Героев Советского Союза, были летчиками-истребителями. Военным летчикам принадлежит пальма первенства в освоении космического пространства и (гипотетического) освоения внеземного пространства (высадка на Луну???).

Не смотря на то, что ореол героизма, окружавший военных летчиков в «Золотой Век» авиации – периоде между двумя мировыми войнами, угас, находится немало мечтателей, с детства рвущихся в небо. Не мыслящих жизнь без запредельных скоростей и ежеминутного риска.

Новые петлицы на воротник офисной формы введены в войсках в этом году

Сегодня мы расскажем о новых петлицах «катушках» для военнослужащих из числа офицерского состава.

Как сообщается рядом изданий, Мин.обороны Российской Федерации уже разработало и планирует к введению в ближайшее время новых петличных эмблем которые напоминают знаки отличия русской гвардии 19 века. Данная петлица у офицеров получила негласное название — «катушка»

Читайте о том, что будет ли повышение надбавки за выслугу лет военнослужащим в 2022 году

и какие нас ожидают оклады для военнослужащих в 2022 году!

Располагаться новые петлицы будут на углах воротников курток костюмов повседневных (офисная форма) и рубашек повседневных и вводятся данные знаки отличия исключительно для офицеров ВС РФ.

Как правильно размещаются петлицы на офисную форму у офицеров

Петлицы для офицеров — знак принадлежности к офицерскому корпусу

Офицерам (кроме высших офицеров и офицеров Военно-Морского Флота) в виде исторической петлицы золотистого цвета на сукне защитного — для офицеров Сухопутных войск, а для офицеров Военно-Воздушных сил, Воздушно-Космических сил и Воздушно-Десантных войск — синего цвета.

Размещение, ношение петлиц на офисной форме

Размещаются петлицы на «офиске» парно на нижней части и по краю воротника офисной формы. Параллельно линии отлета и среза воротника. Также нужно помнить, что цвет ниток должен соответствовать цвету сукна петлицы.

Вот так выглядят новые петлицы для офисной формы у офицеров

Общий размер петлицы 22 на 32 мм. По всему периметру петлицы на расстоянии 2 мм от края проложены канты защитного (для ВВС, ВКС и ВДВ синего) цвета.

Ширина канта — 1мм. Высота исторической петлицы — 24 мм.

Ширина исторической петлицы в самом широком месте — 16 мм, в самом узком месте — 8,5 мм.

Новые петлицы на воротник офисной формы офицеров ВМФ

Для офицеров Военно-Морского Флота (кроме высших офицеров ВМФ) — в виде якорей золотистого цвета.

Общий размер 31 на 37 мм. По периметру петлицы на расстоянии 2 мм от края проложены канты черного цвета.

Ширина канта — 1мм. Высота якоря — 34 мм. Ширина — 22 мм.

Петлицы катушки на офисной форме

О том, как и где точно будут носиться эти петлицы-катушки на форме будет сообщено позже.

Так как в настоящий момент организована работа по внесению изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 300 «Об утверждении правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в Вооруженных силах Российской Федерации и Порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в Вооруженных силах Российской Федерации»

И надо полагать что уже в скором времени все офицеры Армии России будут носить на своей офисной форме петлицы нового образца.

Форма войск ВКС РФ

Форма войск ВКС РФ имеет много общего с традиционной формой ВВС. Несмотря на это, форма ВКС имеет и некоторые отличия, присущие именно ей. Например, шеврон ВКС имеет своё оригинальное изображение. Нашивка представляет собой двуглавого орла с пушкой и пропеллером в лапах, на фоне флага России.

Форма ВКС отличается особой эмблемой, которая бывает трёх видов:

Малая эмблема;Средняя;Большая.

Большая эмблема представляет собой герб, имеющий элементы малой и средней эмблемы.

Отличается форма ВКС и особыми петлицами. До этого только суворовская форма имела такие знаки отличия. Лётчики ВКС традиционно носят форму голубого цвета.

Флаг ВКС представляет собой стилизованную эмблему на голубом фоне. Несмотря на молодость, флаг ВКС уже имеет свою историю. Первый флаг ВКС имел надпись «Военно-Космические силы», которая находилась над эмблемой. Новый флаг ВКС этой надписи лишился.

С этим читают

Парадные костюмы

Форма военных пилотов для принятия участия в различных парадах позволяет сформировать у обывателей положительный образ современного военного человека. Данный момент явно был учтен в процессе создания новой летной экипировки. По парадному одетые летчики смотрятся внушительно и строго, выглядят действительно более мужественно.

Парадная форма курсантов будет отличаться от экипировки на каждый день особым покроем и присутствием большего декора. Для того чтобы ее пошить, выбирают материалы самого лучшего качества, чаще всего – 100% шерсть. Рубашка обычного пилота, как правило, особого защитного цвета, а вот китель и брюки должны быть именно голубыми.

Зимой на торжественный парад пилоты-курсанты выходят в специальных пальто, теплых кашне, черных удобных перчатках из натуральной кожи. В зависимости от погоды на их головах могут присутствовать шапки-ушанки, а также фуражки или береты.

Парадная форма

Форма для участия в парадах помогает формировать положительный образ военного человека среди сугубо штатских слоев общества. Этот момент, несомненно, учитывался при создании нового обмундирования. Парадно одетые военнослужащие выглядят внушительно, мужественно, красиво.

Форма курсантов и рядового состава

Парадная экипировка отличается от повседневной формы покроем и декором. Для ее пошива используют ткани лучшего качества, в том числе натуральную шерсть. Рубашка солдата должна иметь защитный цвет, а вот китель и брюки могут быть голубыми.


Парадная форма ВВС России — фото курсанта Воронежского ВУНЦ ВВС принимающего присягу.

Зимой на парад рядовые и курсанты выходят в форменных пальто, кашне, черных перчатках. В зависимости от погодных условий, их головы покрывают шапки-ушанки, береты, фуражки.

Форма офицерского состава

Парадное обмундирование офицеров ВВС составляют брюки и китель оттенка морской волны. С форменным костюмом гармонируют белые рубашки, черные галстуки, удерживаемые скрепками. Завершает образ воина фуражка и поясной ремень с золотистым отливом. Ботинки должны соответствовать требованиям Устава.


Новая летняя парадная форма ВВС офицеров ВКС РФ

Зимой регламент предписывает ношение черных либо белых перчаток. Верхнюю одежду составляют серая шапка, белое кашне, синее пальто. Цвет ремня аналогичен летнему аксессуару парадной экипировки.

Форма военнослужащих-женщин

Летний вариант парадного обмундирования женщин практически не отличается от офисной формы одежды. Исключение составляют золотистые или черные поясные ремни, которые должны в обязательном порядке носить рядовые и офицерский состав соответственно.

Парадная зимняя форма ВВС России для женщин немного отличается от повседневного костюма, она ограничивается цветом кашне. Шарфик обязательно должен быть белым.

Форма ВВС России после реформы Сергея Шойгу

Согласно реформе Шойгу, министерство обороны Российской Федерации ввело новый стандарт для обмундирования. Кроме военной формы, была разработана офисная форма одежды для сотрудников ведомства. Вся офисная форма должна быть одинаковой, как для военных, так и для штатских сотрудников. Вся форма производится в трёх цветах:

  • Синий;
  • Чёрный;
  • Защитный.

По цвету формы можно определить, к какому роду войск относится сотрудник ведомства.

Офицерская повседневная летняя форма состоит из следующих элементов:

  • Синий китель;
  • Синие брюки;
  • Голубая рубашка;
  • Галстук чёрного цвета должен обязательно носиться с золотым зажимом;
  • Фуражка голубого или защитного цвета;
  • Чёрные ботинки или полусапоги;
  • Пояс чёрного цвета.

Кроме того, устав не запрещает ношение различных фуражек, беретов и пилоток. В этом случае есть только одно обязательное условие – они должны быть синего или защитного цвета. Можно также носить плащи и куртки той же цветовой гаммы.

Парадная форма офицеров ВВС в наши дни является наиболее отличающейся от формы других войск, поэтому стоит рассмотреть её более подробно:

  • Летняя форма состоит из кителя и брюк цвета морской волны, белой рубашки с чёрным галстуком, и золотой заклёпкой. Фуражки, которая своим цветом должна соответствовать цвету формы. Черных ботинок и золотистого пояса, который одевается при построениях;
  • Зимняя офицерская форма в обязательном порядке дополняется пальто синего или серого цвета, белым кашне и перчатками, которые могут быть как белыми, так и чёрными.

Парадная форма генералов и маршалов отличается от офицерской наличием воротника и папахи. Данные элементы одежды сделаны только в сером цвете. Для их производства используется каракуль.

Форма ВВС в СССР

В 1922 году вышел приказ № 322, регламентирующий ношение повседневной и парадной, строевой и нестроевой форм одежд для всех видов войск недавно сформированной РККА. Авиаторам в этом приказе предусматривалось ношение двух образцов униформы. В этом же приказе было сказано об организационно-штатной составляющей войск и разделении их на сорок родов, с присвоением каждому элементу структуры индивидуальнойэмблемы. Военно-воздушным силам также определили две эмблемы.

В 1924 году авиаторы поменяли черный цвет кителей на синий оттенок.

И хотя покрой униформы ничем не отличался от формы Сухопутных войск, советским командованием было принято решение о введении дополнительных цветовых различий.

Так, летчики стали носить брюки и галифе с синим кантом. Синей стала и окантовка петлиц. В этом же году гардероб летчиков пополнили шинель, китель нового покроя и летняя гимнастерка. Первую военные носили в зимний период, после официального приказа перехода на утепленный вариант.

Китель одевался везде, где велась штабная работа. С этой формой одежды носилась синего цвета фуражка с красноармейской звездой посередине на ее ободке над козырьком. Гимнастерки в то время хорошо подходили для проведения работ на технике, в них было комфортно выполнять боевые и учебно-боевые задачи.

По мере развития авиационной техники появилась необходимость в их качественном обслуживании. Вначале ремонтировали и готовили самолеты к вылету сами летчики. Но позднее механизмы самолетов стали сложнее. Пилоты уже не могли одновременно обслуживать машины и выполнять задачи в полете, поскольку на это уходило слишком много времени. Так появился еще один отряд – технический, который отвечал за приведение техники в готовность к полетам.

Чтобы техники отличались от остальных отрядов, персонал пришивал на рукав обмундирования отличительный знак – перекрестие гаечного ключа и молотка золотистых тонов.

В 1925 году прошлогодние нововведения отменила новая реформа, которая ввела новые элементы в гардероб военнослужащих ВВС.

Теперь в него входили:

  • китель на трех пуговицах, стиль покроя который заимствовали у англичан;
  • гимнастерка полевая;
  • рубашка с галстуком;
  • фуражка;
  • шлем летный;
  • сапоги;
  • бриджи;
  • шинель;
  • серые бриджи;
  • ботинки.

Кант у авиаторов сменил цвет — стал черным, петлицы по-прежнему оставались синими. В следующем году очередная реформа заменила ношение бридж серого цвета темно-синими. И добавила к полному комплекту униформы авиаторов белую рубашку и китель темно-синего цвета.

В 1935 году произошла глобальная реформа, причем на этот раз, обмундирование авиаторов ждали большие перемены. Погоны убрали, а на синие петлицы кителей прикрепляли знаки отличия званий личного состава – ромбы, шпалы и треугольники красного цвета. Также ввели два вида шевронов, предназначенных для командного состава различных уровней. Полный комплект униформы выглядел так:

  1. Китель на 4-х пуговицах с вырезом на груди.
  2. Пилотка синего цвета с вышитой спереди синей звездой, куда вставлялась красная звезда-кокарда с перекрестием серпа и молота.
  3. Шлем летний и шлем зимний. В обоих вариантах спереди крепилась звезда из металла.
  4. Брюки и бриджи с темно-синих тонов с синим кантом.
  5. Полевые гимнастерки летнего и зимнего образца с поясным ремнем с бляхой в виде звезды. Ношение обмундирования без ремня считалось нарушением строевого устава.
  6. Зимняя шинель синего цвета.
  7. Кожаная куртка и полетный комбинезон.
  8. Фуражка офицерская. Новым было использование знака принадлежности к ВВС в виде расправленных ребристых крыльев и звездой посередине между ними. Крепился знак на подъеме фуражки в 5 см выше кокарды.

В годы Великой Отечественной Войны красный цвет знаков различия офицерского корпуса сменил полевой оливковый. А при позднем добавлении погон в униформу военных просветы приобрели синий цвет. Просвет – полоса, вышитая вдоль погона, определяющая к какому офицерскому составу относится военнослужащий.

Форма ВВС образца 1935г

Один просвет – младший офицерский состав от младшего лейтенанта до капитана. Погоны с двумя полосами носили офицеры, относящиеся к старшему офицерскому составу в званиях от майора до полковника.

После окончания войны, в 1949 году ввели форму для командного состава авиаторов, которая отличалась от прежнего мундира внешним видом. Новая униформа была удобнее в ношении и при выполнении повседневных задач.

На смену синему кителю пришел оливковый френч нового покроя, на который вернули погоны с просветами, с тремя пуговицами с гербовой геральдикой Советского Союза. Брюки остались с неизменным синим кантом. Добавилось обязательное ношение кортика с парадной формой. Еще одним послевоенным нововведением стали генеральские лампасы — две широкие полосы вдоль канта, по одной с каждой стороны от него.

В 1969 году грянула очередная реформа, которая увеличила превосходство ВВС над другими видами войск в теме обмундирования.

Реформенные изменения в первую очередь коснулись парадного гардероба летного состава и подразделений, обеспечивающих организацию полетов.

Новая генеральская форма включала в себя:

  • синюю фуражку с офицерской кокардой и голубым ободком (околышем);
  • белую рубашку, с которой обязательным стало ношение черного галстука;
  • офицерские туфли;
  • синий китель, на котором обязательным считалось ношение всех наград;
  • белые перчатки;
  • парадный пояс золотого цвета с символикой Советского Союза на овальной бляхе;
  • зимние кожаные перчатки коричневого цвета;
  • синие брюки с голубыми лампасами;
  • белое кашне и папаху;
  • шинель, которая сменила синий цвет на стальной оттенок;
  • летний китель парадно-выходного типа светлых тонов.

По фасону покроя одежда младших и старших офицеров мало чем отличалась от генеральской формы. Разница была в качестве исполнения, отдельных цветах и перечне положенного обмундирования. Так, офицерам до генерала было нельзя носить брюки с лампасами или папаху.

Такая форма одежды сохранялась вплоть до 1992 года. После развала Советского Союза и офицеры, и генералы переоделись в защитный темно-оливковый цвет. Синюю окантовку петлиц убрали. Различием между родами войск служили шевроны с изображениями гербов специфики рода занятий военных, а также кант на брюках. Подъемы фуражек увеличились, вместе с их площадью окружности. Околыши головных уборов также стали темно-оливкового цвета.

Наименования

  • Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1964—1970)
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1970—1981)
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Генерального штаба Вооружённых Сил СССР (1981—1986)
  • Управление начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР (1986—1992)
  • Военно-космические силы (ВКС) (1992—1997)
  • Воинские части и учреждения запуска и управления космическими аппаратами Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1997—2001)
  • Космические войска (КВ) (2001—2011)
  • Космическое командование (КК) Войск воздушно-космической обороны (ВВКО) (с 1 декабря 2011 года — 1 августа 2015)
  • Космические войска (КВ) Воздушно-космических сил (с 1 августа 2015)

Форменная одежда ВВС на сегодня

Форма курсантов и рядового состава

Летний вариант офисной формы состоит из костюма синей расцветки, майки белого цвета, полевой фуражки, черных ботинок с высокими берцами, черных носков и полевой фуражки. Зимний вариант офисной формы состоит из камуфлированных костюма и майки (футболки), кашне и пальто защитной формы, камуфлированной полевой фуражки, ботинок или полуботинок черного цвета с черными носками и камуфлированных перчаток. В строю форма дополняется черным ремнем. Нашивки на летней военной форме всегда размещаются на левом рукаве, с внешней стороны. Нашивки должны располагаться только на кителе или пальто.

Офицерская форма

Летняя повседневная форма состоит из синих кителя и брюк, голубой рубашки. Под рубашку идет черный галстук с обязательной золотой закрепкой. В качестве головного убора выступает синяя или защитная фуражка. Обуваться положено в черные ботинки, полуботинки или полусапоги с черными же носками. Обмундирование для строя формы снабжается черным поясом.

В зимнее время форма офицеров ВВС состоит из брюк и кителя синего или защитного цвета. Под костюм полагается рубашка защитного или голубого цвета с черным галстуком и золотой закрепкой. В качестве верхней одежды выступает серое или синее пальто с серой шапкой ушанкой. Перчатки должны быть черного цвета. Под пальто – защитное или синее кашне. Обувь – полуботинки, ботинки или сапоги с черными носками. Обмундирование для строя дополняется черным поясом.

Уставом допускается ношение пилоток, фуражек или беретов, плащей и курток защитного или синего цвета. В зимнем варианте формы вместо кителя можно одевать свитер синего или защитного цвета.

Форма высших офицеров

Основное отличие зимней формы высшего офицерского состава состоит в наличии серого каракулевого съёмного воротника и серой папахи.

Форма военнослужащих — женщин

Летняя повседневная форма военнослужащих женского пола состоит из юбки и жакета синего или защитного цвета, блузки защитного или голубого цвета, галстука с золотой закрепкой. В качестве головного убора – синяя или защитная пилотка. Обувь – туфли или ботинки черного или телесного цвета.

Зимняя офисная форма дополняется кашне защитного или синего цвета, пальто защитного цвета. Головной убор – серый каракулевый берет. Цвета пальто офицеров и прапорщиков – синие и серые.

Современная повседневная униформа военнослужащих ВВС России

Синяя форма летчика для повседневной носки удобна и практична. Ее шьют из прочных тканей с водоотталкивающими, антистатическими свойствами. Кителя, брюки мало мнутся, легко стираются, хорошо отглаживаются.

Форма рядовых и курсантов

В комплект обмундирования курсантов и солдат входят: синяя военная форма, шнурованные высокие ботинки, костюмы, белые майки, черные носки, полевая версия фуражки. Зимний вариант экипировки состоит из камуфлированного кителя, брюк, майки, пальто и кашне защитного цвета, утепленной шапки, перчаток. Это форма летчиков носится с черным ремнем.

Курсанты воронежской академии ВВС на плацу в полевой форме.

Офицерская форма

Офицеры ВВС летом одеваются в голубые рубашки, синие брюки и кители. В качестве головного убора используются фуражки. Строевой Устав предписывает командирам обуваться в черные ботинки. Военная форма ВВС носится с галстуком, фиксирующимся золоченой закрепкой, изображающей эмблему рода войск.


Вариант повседневной формы офицерского состава ВКС

Зимой допускается ношение рубашки, кителя, брюк защитного цвета. Верхняя одежда представлена пальто — синим либо серым, под цвет шапки-ушанки, перчатками, кашне. В теплые дни не возбраняется одеваться в зеленые, синие свитера, носить форменные куртки плащи, пилотки, фуражки.

Форма старших офицеров

По чину старшим офицерам полагается носить пальто или куртку с каракулевым воротником, папаху. В остальном форма одежды высших чинов армейской иерархии не отличается от экипировки младших по званию, служебному положению коллег.


Варианты повседневной формы генералитета ВКС РФ.

Форма военнослужащих—женщин

Летнюю экипировку защитниц Родины составляют черные или светло-бежевые туфли на низком каблуке либо ботинки, белая блузка, синие жакет, юбка, брюки. Женщины носят галстуки, классического или укороченного типа, пилотки.


Варианты повседневной экипировки женщин, проходящих службу в ВКС.

Зимой экипировка дополняется пальто с каракулевым воротником, меховым беретом. Дамам не запрещается ношение укороченных либо высоких сапог уставного цвета. Поясной ремень является неотъемлемым аксессуаром униформы.

Форменная одежда ВВС на сегодня

Форма курсантов и рядового состава

Летний вариант офисной формы состоит из костюма синей расцветки, майки белого цвета, полевой фуражки, черных ботинок с высокими берцами, черных носков и полевой фуражки. Зимний вариант офисной формы состоит из камуфлированных костюма и майки (футболки), кашне и пальто защитной формы, камуфлированной полевой фуражки, ботинок или полуботинок черного цвета с черными носками и камуфлированных перчаток. В строю форма дополняется черным ремнем. Нашивки на летней военной форме всегда размещаются на левом рукаве, с внешней стороны. Нашивки должны располагаться только на кителе или пальто.

Офицерская форма

Летняя повседневная форма состоит из синих кителя и брюк, голубой рубашки. Под рубашку идет черный галстук с обязательной золотой закрепкой. В качестве головного убора выступает синяя или защитная фуражка. Обуваться положено в черные ботинки, полуботинки или полусапоги с черными же носками. Обмундирование для строя формы снабжается черным поясом.

В зимнее время форма офицеров ВВС состоит из брюк и кителя синего или защитного цвета. Под костюм полагается рубашка защитного или голубого цвета с черным галстуком и золотой закрепкой. В качестве верхней одежды выступает серое или синее пальто с серой шапкой ушанкой. Перчатки должны быть черного цвета. Под пальто – защитное или синее кашне. Обувь – полуботинки, ботинки или сапоги с черными носками. Обмундирование для строя дополняется черным поясом.

Уставом допускается ношение пилоток, фуражек или беретов, плащей и курток защитного или синего цвета. В зимнем варианте формы вместо кителя можно одевать свитер синего или защитного цвета.

Форма высших офицеров

Основное отличие зимней формы высшего офицерского состава состоит в наличии серого каракулевого съёмного воротника и серой папахи.

Форма военнослужащих — женщин

Летняя повседневная форма военнослужащих женского пола состоит из юбки и жакета синего или защитного цвета, блузки защитного или голубого цвета, галстук с золотой закрепкой. В качестве головного убора – синяя или защитная пилотка. Обувь – туфли или ботинки черного или телесного цвета.

Зимняя офисная форма дополняется кашне защитного или синего цвета, пальто защитного цвета. Головной убор – серый каракулевый берет. Цвета пальто офицеров и прапорщиков – синие и серые.

Обмундирование ВВС Российской Империи

Форма вдв старого и нового образца: дембельская и парадная

1914

в этом году было введено специальное обмундирование для авиаторов

Российская военная авиация отсчитывает свою историю с 1910 г. Тогда, в некоторых инженерных частях появились первые самолеты. Отдельной экипировки для летчиков не существовало. Они носили слегка переделанные пехотные мундиры, пошитые из черного сукна. Специальное обмундирование для авиаторов, было введено в 1914 г.


Военная форма ВВС России, фото образца 1914 г.

Повседневная форма ВВС состояла из френча и галифе светло-коричневого цвета. На боевые задания зимой пилоты отправлялись в кожаных куртках с меховым воротником.

Существовало два типа формы — парадная и нестроевая.

Головным убором в разных случаях служила фуражка, пилотка — облегченная реплика шапки драгун, шлем из кожи. С парадным мундиром офицерам полагалось носить шашку.

Шлем русского военного авиатора.

Форма летчиков РККА в период с 1935 по 1943 годы

К 1935 году большая часть военнослужащих, принимавших участие в Гражданской войне, либо вышла в отставку, либо достигла значительных воинских должностей. В памяти молодого поколения не было острого неприятия старшихвоеначальников, как представителей господствующего класса. Были осознаны ошибки упразднения воинских званий в Красной Армии.

В 1935 году была проведена военная реформа и частично восстановлены воинские звания для командного составаРККА. Появились первые 5 маршалов. Самым младшим офицерским чином стал младший лейтенант. Различия в воинских званиях и должностях обозначались знаками различия, носимыми на петлицах (погоны всё еще были ненавистны) и нарукавных нашивках.

К 1935 году советская авиация занимала лидирующие позиции. Создавались самолеты, способные совершать межконтинентальные перелеты. Престиж военного летчика находился на самом высоком уровне, за всю историю существования ВВС.

Разработчики новой формы для воздушных сил не поскупились на многообразие комплектов одежды и её фасоны (дизайн). Был расширен ассортимент комплектов одежды для офицеров и рядового состава. Появились существенные отличия в крое, качестве материалов и сроках ношения. Было ранжировано ношение обуви:

  • хромовые сапоги – для всех офицеров;
  • юфтевые – для старшинского и сержантского состава (комначсостава – по терминологии РККА);
  • яловые или кирзовые – для рядовых.

Офицерское обмундирование образца 1935-1941 г.г. включало два комплекта.

Летний комплект:

  • Шинель двубортная (суконная облегченная);
  • Фуражка или пилотка;
  • Гимнастерка летняя (военно-полевая);
  • Бриджи-галифе хлопковые или суконные для строя;
  • Френч парадно-выходной;
  • Брюки на выпуск парадно-выходные;
  • Рубашка белая;
  • Галстук черный;
  • Перчатки белые;
  • Хромовые сапоги или ботинки с крагами;
  • Ботинки черные или коричневые для парадно-выходной формы.

Рисунок 3

Летний парадно-выходной комплект

Зимний комплект:

  • Шинель двубортная ч/ш;
  • Шлем суконный (типа «буденовка»);
  • Френч п/ш;
  • Гимнастерка п/ш;
  • Бриджи-галифе п/ш;
  • Сапоги хромовые или ботинки утепленные (с крагами);
  • Перчатки (коричневые).

Рисунок 4

Зимний комплект

Кроме летнего и зимнего комплектов формы, военные летчики и члены экипажей (летный состав) экипировались специальной одеждой: удлиненными кожаными пальто на меху, кожаными шлемофонами на меху, унтами, крагами, меховыми перчатками, летными куртками (с отстегивающейся меховой подкладкой), различными типами нательного белья из чистой шерсти, п/ш и хлопковой ткани.

Пилоты имели в комплекте летной формы шелковые шарфы. Это – не пижонство, а практическая необходимость. Во время ведения воздушного боя, летчику приходилось сотни раз поворачивать голову. Любая ткань, кроме шелка, натирала шею и выводила пилота из строя. Поэтому, шелковый шарф – был отличительной чертой военного летчика (не только вРККА, но и армиях других стран).

Особое внимание было уделено знакам различия высшего, старшего, среднего и младшего комсостава. Неизменным оставался только цвет петлиц и выпушки – голубой:. Рисунок 5

Рисунок 5

Знаки различия высшего комсостава ВВСРККА1935-1943 г.г.

Рисунок 6

Знаки различия старшего комсостава ВВСРККА1935-1943 г.г.

Рисунок 7

Знаки различия младшего комсостава ВВСРККА1935-1943 г.г. и рядовых

«Военная форма ВКС» в послевоенный период

Годы Великой Отечественной войны подняли авторитет военных летчиков на недосягаемую высоту. Самое большое количество дважды Героев Советского Союза и два трижды героя, удостоенных этого звания за личное мужество и боевые заслуги, это – военные летчики. Появились в авиации и собственные маршалы: А.А. Новиков – командующий фронтовой авиацией и А.Е. Голованов – командующий АДД ( в последствии, оба были удостоены звания Главный Маршал Авиации СССР). Появилась потребность в усовершенствовании военной формы военных летчиков. Приведении её в соответствие с общевойсковой формой.

В период с 1947 по 1969 годы не отличалась особым разнообразием. Традиционный темно-синий цвет формы военных летчиков, был заменен на общевойсковой – защитный. Неизменными оставались цвет петлиц, околышей фуражек, лампасов и просветов на погонах.

После 1969 года был изменен крой мундиров. Вместо воротника-стойки, стал использоваться двубортный крой кителя, а солдаты и старшины – получили отложные воротники на х/б и п/ш, а так же – парадно-выходную форму одежды из п/ш ткани.

Форма летчиков Российской Императорской армии (РИА)

История военно-воздушных сил царской России насчитывает всего 7 лет. Существовавшие до 1910 года отдельные отряды воздухоплавателей, поднимавшимся в воздух на воздушных шарах и дирижаблях (и даже воздушных змеях!!!), отдельным родом войск не числились и использовались исключительно для разведывательных и наблюдательных целей, корректировки огня, раннего оповещения о приближении противника.

Организатором и первым руководителем военно-воздушных сил Российской Империи стал дядя Императора Николая II великий князь Александр Михайлович. Именно по его инициативе (на частные пожертвования великокняжеской семьи и русских меценатов и промышленников) 30 января 1910 года начал создаваться воздушный флот Империи. Были направлены во Францию, для изучения возможностей самолетов и обучению полетам русские воздухоплаватели Л.Мациевич, С.Ульянин, Г.Пиотровский, Б.Матыевич-Мацеевич, М.Зеленскийи М. Комаров. Одновременно с ними на обучение технической стороне обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов была направлена группа из 6 нижних чинов (унтер-офицеров) которые должны были стать первыми авиационными техниками и начать обучение личного состава после возвращения.

Эти 12 военнослужащих не имели единой военной формы, которая бы обозначала их принадлежность к новому роду войск. Офицеры набирались исключительно на добровольной основе. В основном, это были морские офицеры и средние чины инженерного корпуса. Поэтому, форма первых военных летчиков была черной. Так как и военно-морские офицеры, и военные инженеры носили черную форму с золотыми или серебряными пуговицами.

Уже 12.08.1912 года воздухоплавательные части были выведены из подчинения инженерного управления и переподчинены специально созданному органу, по существу – Главному командованию нового рода войск – Воздухоплавательной части ГенштабаРИА. Командующим новым родом войск был назначен генерал-майор М.И.Шишкевич. С этого момента у военных летчиков появилась собственная форма.

Не смотря на то, что участие военной авиации в Первой Мировой войне было довольно активным, а Российская Империя, первой в мире, применила в боях тяжелые бомбардировщики тапа «Илья Муромец», воздушный флотРИА, по сравнению с другими родами войск, был крайне малочислен. На формирование формы, которую носили первые военные летчики оказали влияние два фактора:

  • Пик развития военной авиации пришелся на военные годы. Традиционно форма российской армии создавалась по прусским образцам (со времен Петра I). Но, так как Российская Империя вела войну с Германской Империей, русский царь (на 99% немец), был ярым русским националистом, он пожелал, чтобы все сходства в форме с немецкой – были упразднены.
  • За образец была взята английская, отчасти французская форма.

Военные летчики времен Первой Мировой войны носили коричневые френчи английского образца, галифе такого же цвета. Так как шла война, полевая форма почти не отличалась от парадно-выходной. Отличительной особенностью летной формы стали кожаные тужурки, кожаные штаны, удлиненные и утепленные мехом кожаные пальто, краги, надевавшиеся на ноги и на руки, кожаный шлем на меху и очки-«консервы».

Военные летчики были почти неотличимы по форме одежды от самокатчиков, водителей бронеавтомобилей, мотоциклистов и автомобилистов. У всех представителей «технических» войск была популярна практичная и не маркая черная кожаная одежда, прекрасно защищавшая от влаги и холода, легко подвергавшаяся чистке и устойчивая к механическим повреждениям.

РИСУНОК 1

ЛетчикиРИАв полевой и летной кожаной форме одежды

Реформа Сергея Шойгу

Почти двадцать лет, прошедших с начала Перестройки, обновленная российская армия экипировалась обмундированием, разработанным еще в СССР. В 2007 г. Министром обороны был назначен А. Э. Сердюков — человек сугубо гражданский.

Пять лет, в течение которых он руководил ведомством, не принесли армии ничего хорошего. Штатские чиновники, занявшие в министерстве руководящие посты, запомнились непомерной алчностью и начинаниями в стиле незабвенного барона Мюнхгаузена.

К числу подобных прожектов следует отнести выделение 170-миллионного транша дизайнеру одежды В. Юдашкину на создание образцов нового обмундирования для ВС.


А.Э Сердюков и В. Юдашкин представляют Президенту России образцы нового обмундирования.

Модельер успешно провалил задание военных. На поверку вышло, что обмундирование от знаменитого кутюрье никак не помогает переносить тяготы воинской службы, а цена комплектов оказалась заоблачной. Новая форма ВВС России была элегантной, но непригодной для полевых условий. Красивые шинели, к примеру, совершенно не согревали в морозы.

Положение изменилось в 2012 г., когда кресло отправленного в отставку Сердюкова занял экс-глава МЧС С.К Шойгу.

2012

в этом году министром обороны РФ стал С.К. Шойгу

Начатые им реформы коснулись всей армейской жизни — от организационно-правовой сферы, до повседневного быта военнослужащих. Вскоре в войска поступили комплекты современного обмундирования.

Нынешняя форма летчика военной авиации унифицирована. О принадлежности солдата либо офицера к определенному роду войск свидетельствуют не только петлицы или шевроны, но и цвет кителя: защитный, черный, синий. Покрой во всех случаях одинаков. Несколько отличается силуэтом от базовой модели лишь форма моряков, камуфляж военнослужащих спецподразделений.


Военная форма ВВС России нового образца.

Военнослужащие ВКС, как и других родов войск, экипируются тремя вариантами униформы.

Военная форма ВВС России может быть:

  • Полевой. Основной вид обмундирования рядовых, сержантов, офицеров, предназначенный для ежедневной носки в любых условиях;
  • Парадной. Надевается для участия в торжественных мероприятиях, строевых смотрах по приказу командира;
  • Офисной. Форма летчиков России введена в перечень обмундирования офицеров, генералитета, гражданских сотрудников МО.

Форма ВВС от Юдашкина

В 2007 году на пост Министра Обороны назначен бывший руководитель ФНС Э. А. Сердюков. По его инициативе правительство в этом году выделяет 170 миллионов рублей на широкомасштабную реформу в отношении обмундирования военнослужащих. Задачу поручили модельеру с манерой поведения человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией – Валентину Юдашкину.

Два года велись исследования в этой области и в середине 2009 года форму постепенно вводят в обращение.

Но как показала практика, она стала только хуже. Камуфляж с погоном на груди выглядел неестественно и усложнял выполнение отдельных задач. Утепленная полевая куртка не справлялась с задачей защиты военного от холода, через 5-7 минут нахождения на улице при температуре -15⁰С ниже нуля замерзали руки от плеча и верхняя часть спины.

Шинели старого образца с вырезом на груди на 3-х пуговицах сменили приталенные шинели на 4-х. При этом новый образец шинели также оставлял руки и спину уязвимым местом для холода.

По износостойкости новое обмундирование в разы уступало старому, подводя военнослужащих в неподходящий момент. Из достоинств стоит отметить только камуфлированную раскраску «в пиксель», которая лучше справлялась в полевых условиях с задачей маскировки. Но новой ее назвать было нельзя, так как американцы перешли к подобной раскраске еще в конце 90-х годов прошлого столетия.

Что касается парадного обмундирования, то тут тоже творилась неразбериха. Родам войск вернули цветовую гамму к парадной форме. Но сделано это было некорректно, и вместе с ВВС темно-синюю парадные мундиры надевали десантники и войска специального назначения.

И парадные, и повседневные кителя на трех пуговицах с изображением герба РФ были ушиты в талии.

Пошив брюк остался неизменен, за исключением отсутствия канта, что еще больше обезличивало рода войск. Реформа 2009 года считается неудачной в ВВС, и военнослужащие вспоминают ее с негодованием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]