Военная форма Вермахта и СС – история создания и знаки различия

Немецкое слово «Wehrmacht» («вермахт») изначально обозначало армию государства, однако, в нацистской Германии так официально назвали Вооруженные силы третьего рейха. При создании Вермахта как армии государства много внимания было уделено форме солдат, офицеров и генералов возрождающейся армии Германии.

Разгромленная и униженная после 1-й мировой войны, Германия, пережившая жуткий кризис с гиперинфляцией, когда зарплату платили каждый день и тут же предоставляли перерыв, чтобы работники могли ее потратить, т.к. к вечеру она бы уже обесценилась, смогла потихоньку начать восстанавливаться только после заключения Соглашения в Рапалло (иначе соглашение в пижамах) между Германской республикой и Советским союзом в 1922 году. Для обеих стран этот договор стал прорывом: для Союза ССР это был первый международный договор нового государства, а для Германии — первый равноправный договор после Версаля.

Начался небольшой период военно-технического сотрудничества между Германией и СССР, вскоре сведенный на нет после прихода к власти Гитлера.

В 1935 году в Третьем рейхе принимается «Закон о строительстве Вермахта». С этого момента положения Версальского договора были официально отринуты, и началась подготовка армии к реваншистской войне.

Однако, помимо армии, в Германии существовало много и вспомогательных подразделений, таких как Ваффен-СС (от нем. Schutzstaffeln — «отряды охраны»), организация Тодта («Organisation Todt») и другие.

История формы Вермахта и СС

До 1936 года солдаты и офицеры Вермахта носили еще форму Рейхсвера (армия Германии времен Первой мировой войны) с пришитой на груди национальной эмблемой (Hoheitszeichen) — всем известный по фильмам орел со свастикой. Только в 1936 году официально состоялся переход на новую форму.

Основой формы стал военный мундир (Waffen Rock) образца 1936 года. Он представлял собой китель с пятью пуговицами и накладными карманами цвета «Feldgrau» (полевой серый) с кантом цвета рода войск по борту и воротнику:

  • карминно-красный цвет — военное министерство и ветеринарная служба;
  • малиновый цвет — Генеральный штаб;
  • белый цвет — пехота;
  • травянисто-зеленый цвет — мотопехота (панцергренадиры);
  • светло-зеленый цвет — горная пехота, егеря;
  • розовый цвет — танковые войска и противотанковая артиллерия (для общевойсковых мундиров);
  • красный цвет — артиллерия;
  • бордовый цвет — части химической защиты и части реактивной артиллерии;
  • черный цвет — инженерные войска;
  • золотисто-желтый цвет — кавалерия и разведка;
  • медно-желтый цвет — моторизованная разведка;
  • лимонно-желтый цвет — войска связи;
  • оранжевый цвет — фельджандармерия и органы пополнения личным составом (военкоматы);
  • серовато-голубой цвет — автотранспортные части;
  • васильковый цвет — медицинская служба,
  • фиолетовый — священники католической и лютеранской церквей.

Как видно из списка, запутаться в подобном многообразии не составляло особого труда. В мемуарах одного из танкистов есть эпизод, когда он взял в плен одного из генералов Вермахта, но ему дали не орден, а только медаль «За отвагу». Однако из описания видно, что он взял в плен обер-офицера генерального штаба ОКВ (от гауптмана до оберста), а причиной путаницы стало то, что офицеры ГШ носили генеральские лампасы на брюках формы. Более того, офицер генерального штаба вовсе не означало, что это именно офицер из главного штаба войск, а просто то, что этот человек служит в штабе. А штаб может быть и у полка, и у дивизии.

Китель образца 1936 года

Однако у нацистской Германии была не только армия. Отдельно выделяется организация СС (Schutzstaffeln — «отряды охраны»). Первоначально сформированная как часть штурмовых отрядов (СА, «коричневорубашечники», боевые отряды НСДАП), СС быстро выделилась в отдельную структуру.

После «ночи длинных ножей», закончившейся уничтожением верхушки СА и выделением СС в отдельную структуру, СС стала основной ударной силой правящей партии и начала формирование боевых отрядов. В 1940 году эти отряды получили название Войска СС (die Waffen-SS). Также на службе оставались общие СС (Allgemeine SS), которые не принимали участия в военных действиях, а использовались на территории Третьего рейха. Служба в общих СС не считалась военной службой.

В 1930 году служащие СС получили печально знаменитую черную форму с рунами. Руны в петлицах могли носить только подтвержденные истинные арийцы. Другие национальные части войск СС не имели права на их ношение. Вместо рунических знаков использовались национальные петлицы или петлицы подразделений.

Позже была введена парадная белая форма и форма цвета фельдграу для полевых условий.

Высшие чины Вермахта и СС, а также награжденные рыцарским крестом имели право не застегивать верхние пуговицы шинели, чтобы видны были их награды ранг.

Также нельзя не упомянуть форму организации Тодта. После аншлюса Чехословакии, форма ее армии была использована для обмундирования отрядов организации. Трофейная форма сильно отличалась от армейской, даже цвет был оливковый, а не «полевой серый».


Петлицы отрядов Тодта


Самая известная форма элитарного подразделения Die Waffen-SS


Парадная форма офицеров Die Waffen-SS


Полевая форма Die Waffen-SS

Символика и форма германской армии

Почему форма одежды? Ну, надо сказать, что в Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной. Соответственно, форма, которая разрабатывалась для этого идеального мужчины, должна была соответствовать герою нации. Над этим работало очень много людей и, наверное, сейчас уже достаточно много людей знают, что свою руку к разработке и пошиву немецкой формы приложил знаменитый кутюрье, Дом моды которого существует по сей день, Хуго Босс. Более того, в 1931 году Хуго Босс-старший вступил в Национал-социалистическую партию и начал разрабатывать костюмы для СС, СА, «Гитлерюгенда», высшего партийного руководства Германии и, естественно, для войсковых частей различных видов войск.

Особое внимание немцы стали уделять камуфляжным тканям, потому что новая война предполагала новые стандарты ведения боевых действий, большую скрытность. На первых порах это не проявилось, и первая основная ассоциация с германской армией, которая существует, наверное, у большинства людей и по сей день, — это серые мундиры с четырьмя карманами, очень элегантные (надо отдать им должное), очень удобные в носке, сделаны из прочных и качественных тканей.

Если вспомнить хронику войны, посмотреть на фотографии англичан, французов или нас, то ни английская, ни французская, ни советская форма не вызывала ощущения скрытой угрозы. А элемент скрытой угрозы был одним из основных компонентов ведения боевых действий германской армии. В своей книге офицер генштаба Германии Эйке Миддельдорф неоднократно обращается к вопросу скрытой угрозы. Скрытая угроза должна была создаваться всегда. Не обязательно окружать противника полностью — нужно создать видимость окружения и двигаться дальше; не обязательно предпринимать какие-то резкие немотивированные действия — достаточно намекнуть на то, что они произойдут. И эта идея пронизывала буквально все, в том числе и разработку униформы для германской армии.


Групповое фото юношей из «Гитлерюгенда», 1933. (pinterest.com)

За основу основного, скажем так, немецкого кителя, который носили и офицеры, и солдаты, была взята модель Первой мировой войны, которая была доработана: своим внешним видом она придавала большую статусность, большую подтянутость, в то же время была предельно функциональна.

Если посчитать, сколько разновидностей униформы имели немецкие солдаты и офицеры, то получится где-то десять разновидностей: это была форма парадная, выходная, форма для докладов, дополнительная выходная форма, повседневная, патрульная, полевая и рабочая. Соответственно, к форме предполагалось наличие всевозможных разгрузок, как это сейчас называют. Был специально разработан ранец, в который можно было поместить вся и все — это для пехоты, для солдат. И многочисленные просмотры немецких парадов и марширующих колонн действительно вызывают ощущение этой тревоги и фатальности, над которой, видимо, хорошо поработали не только Хуго Босс, но и идеологи, и модельеры.

Надо сказать, что к форме, естественно, прилагались всевозможные атрибуты: это петлицы, по которым определялась принадлежность к тем или иным родам войск; это канты на фуражках, которые тоже позволяли это сделать; ну и, соответственно, всевозможные элементы, которые отличали тех, кто чего-то добился.

Если говорить о немецких наградах, то все они имели свои жаргонные названия. И надо сказать, что здесь шла некая внутренняя конкуренция между вермахтом, то бишь германской армией, и НСДАП и СС соответственно, поскольку СС — это было как бы военное приложение НСДАП, личные войска Гитлера, партийные, потому что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине, ни одни другие войска в германской армии не являлись политическими. Ни один солдат и офицер германской армии в соответствии с немецким законодательством не мог быть членом никакой партии. Собственно говоря, вермахт особо НСДАП никогда не любил и активно организовывал покушения против Гитлера, последнее из которых было почти результативным.

На немецкой форме можно было носить не более шести наград. Награды были у немцев лаконичные, не цветные, за исключением немецкой звезды, которую в армии звали «яичницей» за присутствие желтого цвета. Обычно это был белый или черный металл. И, естественно, самыми престижными наградами были Железный крест и Рыцарский крест Железного креста, которые доставались очень и очень немногим.


Вручение Железного креста Ханне Райч, 1941. (pinterest.com)

Что касается СС, то там разработкой стилистики формы и многого другого лично занимался рейхсфюрер Генрих Гиммлер, который был очень заинтересован в германском эпосе. И все, что имело к этому какое бы то ни было отношение, он стремился привнести в разработку и создание формы и символики войск СС.

Если говорить о войсках СС, то обычно ассоциативный ряд рисует людей в черной форме. Но на самом деле черная форма у них далеко не у всех была ежедневной, и полевые части СС носили точно такую же серую форму или камуфляжную как и все остальные войсковые части Германии.

Наверное, стандартный стереотип восприятия — это присутствие черепа с костями на форме эсэсовцев. На самом деле история черепа с костями ничего общего с запугиванием и устрашением противника не имеет. Это очень древний германский знак, который означал готовность к самопожертвованию, готовность принести себя в жертву во имя Родины. Этот символ существовал еще во времена Фридриха Прусского, и когда его хоронили, гроб накрыли черным полотном, по углам которого был вышит череп с двумя костями, причем у черепа не было нижней челюсти. Считалось, что это был тот самый череп, который был на Голгофе, череп Адама, который лежал в основании креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот символ был очень распространен в Германии и в Первую мировую войну. Солдаты и офицеры заказывали себе кольца с изображением этого черепа. Естественно, когда пошла борьба за политическую власть, все, что может работать на эту власть, адаптировалось ею, и Гитлер со своим окружением решил использовать этот символ также в свою пользу. Некоторые изменения во внешний вид черепа с костями внес Гиммлер. Поскольку он окончил все-таки сельскохозяйственное учебное заведение, то обратил внимание, что форма черепа не совсем правильная — нет нижней челюсти, и велел доработать символ в соответствии с анатомическими параметрами. Именно такой, анатомически правильный череп и появился как символ войск СС и, в первую очередь, дивизии «Мертвая голова», которая весьма и весьма активно действовала на всех фронтах в годы Второй мировой войны.

Надо сказать, что начало боевых действий на Восточном фронте внесло в жизнь германской армии свои суровые коррективы. Естественно, у немецких солдат и офицеров были шинели. Однако немцы изначально не собирались воевать зимой, и шинель у них была, скорее, демисезонная и на прохладную погоду, но никак не на 30-ти и 40-градусные морозы, с которыми им пришлось столкнуться во время боевых действий зимой 1941/42 года. Соответственно, это поставило перед немецкими разработчиками формы задачу сделать одежду теплой. И такая форма появилась в 1942 году. Это была двусторонняя куртка, с одной стороны белая, с другой — серая либо в защитном камуфляже (он был или в виде битого стекла, или в виде разводов на воде), у которой выворачивались карманы, которая была прилично утеплена и которую можно было надеть на все. Это была, наверное, первая бесформенная форма, которая абсолютно не сковывала движений и позволяла достаточно удобно работать при любых погодных условиях, в том числе даже на снегу.


Дивизия «Мертвая голова» продвигается вперед, 1941. (pinterest.com)

Отдельная разработка формы была проведена для Африки. Один из командиров в составе Африканского корпуса Роммеля в своих мемуарах пишет, что первые впечатления от формы, которую они получили для войны в пустыне, были достаточно ошеломляющими, потому что и шорты, и френч были толстые. В дневное время, когда температура доходила до сорока и более градусов, это казалось нелепым, было очень жарко. Но перепады температур в пустыне были столь велики, что к ночи эта форма оказывалась как нельзя более подходящей.

Получается, что форма не только определяет внешний вид, не только воздействует на психологию противника и психологию тех, кто носит эту форму, но еще и исполняет огромное количество функций.

Несколько слов о свастике как символе Третьего рейха. Итак, свастика — это очень древний символ. Когда шла разработка нацистской символики, у НСДАП все так или иначе крутилось вокруг креста той или иной формы: все-таки крест был стандартным германским символом на протяжении многих столетий, начиная с тех же тевтонских рыцарей.

Вообще-то, свастика — это тибетский, буддистский и индуистский символ, которому много-много тысяч лет, который символизировал собой движение солнца. И если вы побываете в Индии, то увидите свастики всех сортов и мастей, нарисованные на чем угодно: на жилищах, на машинах, на прилавках…

Соответственно, жесткая форма свастики, видимо, очень импонировала Гитлеру и Гиммлеру. Она была очень лаконична. А если вспомнить, что знамена нацистов были красные с белым кругом, где посередине размещалась свастика, и знамена немецких коммунистов — красные с белым кругом, где размещался черный серп и молот, то на большом расстоянии все это воспринималось единообразно, и в начале борьбы за влияние на общество все это выглядело как вариации на одну и ту же тему. Так или иначе, свастика в Германии прижилась, но она являлась не национальным символом, а политическим. Она не являлась символом вермахта. И, более того, если вспомнить конфликт командира ягдгешвадера-77 Гордона Голлоба с Герингом, который обвинил его в трусости и недостаточной эффективности действий, то Голлоб просто-напросто распорядился закрасить на «мессершмиттах» своей дивизии свастику. Так они всю войну без свастики на хвостах и пролетали. Ну, в общем, таких прецедентов было достаточно много.


Эрвин Роммель во время боевых действий в Африке. (pinterest.com)

Пару слов о том, как выглядела немецкая пехота. Как упоминалось выше, у рядовых и офицеров было порядка десяти разновидностей формы, которую они носили. В основном эта форма была серого, как у нас принято говорить, мышиного цвета. Возникает вопрос: почему немцы избрали именно серый цвет? Но на самом деле в условиях боя, когда поднимается пыль, грязь и прочее, все становится серым. Можно почитать Ремарка или кого-то еще из тех, кто писал о войне: пыль, пыль и грязь. Соответственно, серый цвет наиболее адаптивен, наиболее незаметен.

Надо сказать, что на первом этапе войны немцы красили самолеты по схеме: светло-зеленый и темно-зеленый сверху, бледно-голубой снизу. Но, начиная с 1942 года, они стали красить самолеты и истребители в серый и темно-серый цвета, сизые такие, оттенок крыльев голубя. Почему? Потому что на небольшом удалении этот самолет уже скрадывался, размывался. Серый — он достаточно безлик, как писали Стругацкие, «серые начинают и выигрывают». И, действительно, как элемент камуфляжа он был эффективен. Наша авиация тоже, начиная с 1943 года, адаптировала серые цвета для большей скрытности.

Чем особенна форма Вермахта

Форма немецкой армии начала Второй мировой войны выгодно отличалась от формы других воюющих армий. В Вермахте первыми стали обозначать принадлежность к стране-участнице (орел), четко обозначались рода войск, не было путаницы со званиями офицеров для солдат своей армии.

Однако морозная Россия быстро выявила недостатки формы: здесь и холодные шинели, особенно когда Красная армия массово переоделась в ватники. Поэтому так часто можно было видеть пленных немцев, одетых как попало в зимнее время. Летом же в полевых кителях было ужасно жарко, что заставляло солдат расстегиваться и подворачивать рукава. Этому факту много внимания уделено в советском кинематографе.

Но автор не может не упомянуть следующий факт. Цвет, вид и форма Вермахта очень хорошо въелась в гены русских людей. Автор как-то случайно увидел людей в форме гитлеровской армии, и, хотя он не видел подобную форму вживую никогда в жизни, был очень четкий посыл подсознания, что надо идти и убивать их. В связи с отсутствием автомата под рукой, автор подошел к людям в фельдграу почти невооруженным и выяснил, что это артисты со съёмок фильма. Поэтому сердце ненависть отпустила, и все остались невредимы.


Форма Вермахта

Офицеры Генерального штаба

Работавшие в Генеральном штабе офицеры выполняли важные функции и были экипированы в форму, похожую на генеральскую. Петлицы на вороте мундира (без узоров и орнаментов) были малинового цвета, как и канты и лампасы на брюках. Знаки различия располагались на погонах, имевших малиновый подбой. Головной убор — фуражка с алым кантом и околышем алого цвета. Каски (если их приходилось надевать) были такими же, как у драгун (баварцы предпочли пехотный вариант).


Генерал-лейтенант, 1915 г. Узор на петлице назывался «Alt-larisch» и представлял собой шитье полка прусской армии. Он сохранился на мундире, введенном в 1915 г. На пряжке поясного ремня выбита шифровка кайзера Вильгельма II

На правом плече офицеры Генерального штаба носили также аксельбант из серебряного шнура. Обычно он был прошит нитями цвета национального флага, так же как и шнур для погон. На фронте аксельбант обычно заменяли нарукавной повязкой. Форма модифицировалась в соответствии с изменениями, вводимыми для офицеров-пехотинцев.

Поделиться ссылкой

Особые отличия формы СС от других немецких форм

Эсэсовцы, наверное, первыми внедрили так называемые паттерны камуфляжа. Более того, внедренный отрядами СС паттерн «Флектарн» до сих пор используется бундесвером. Такой камуфляж, бывший в употреблении, поставляется по всему миру: и в России, и на Украине можно увидеть людей в камуфляже этой расцветки. Справедливости ради надо заметить, что современное название «Флектарн» введено в 1970-х годах. Изначально камуфляж назывался «Platanenmunster».


Камуфляжная реверсивная куртка расцветки platanenmuster осенней стороной наружу

Камуфлированная форма была двухсторонней — весенне-летней и осенне-зимней расцветки. Летняя расцветка была зеленого цвета, зимняя – ближе к вариациям оранжевого. На форму нашивались нашивки, обозначающие звание. Цвет нашивок – зеленый.

Первое время кокардой СС считалась «Мертвая голова» (der Totenkopf), однако, после формирования отрядов, а позднее и дивизии с этим наименованием, кокарду поменяли на общеимперское изображение орла.


Унтерштурмфюрер (лейтенант) войск СС в камуфляжной куртке расцветки platanenmuster летней стороной наружу

МУНДИРЫ СС

Первоначально (с 1925) члены СС носили обычную форму CA, при этом они носили черные кепи с изображением мертвой головы, черные галстуки (в качестве заколки часто использовался партийный значок), черные бриджи и нарукавную повязку с черной каймой. 9 ноября 1925 г. эта форма была утверждена как «традиционная» (полностью вышла из употребления к 1934). Сначала на своих кепи эсэсовцы носили мертвую голову с круглой металлической кокардой с концентрическими кольцами черного, белого и красного цвета.

Осенью 1929 униформа музыкантов частей СС была дополнена черно — белыми «ласточкиными гнездами» — своеобразными оплечьями.

В 1930 г. Гиммлер отменил старую коричневую форму и черные галстуки и ввел новую форму, черную, форму. Новые черные мундиры носили с бриджами и с высокими до колена сапогами, а также офицерскими походными ремнями. Обычно носили светлую табачно — коричневую рубашку.

Черный открытый китель, как часть черной формы, был введен 7 июля 1932 г. Он был выполнен в виде куртки армейского образца и застегивался на четыре металлические пуговицы. Китель имел четыре кармана: два накладных плиссированных и два боковых прорезных. Для поясного ремня по бокам кителя имелись две шлевки, а сзади пояс поддерживался двумя пуговицами. По краю воротника шел белый или витой черно-белый кант. Вначале также имел хождение мундир, застегивавшийся на три пуговицы, с прямоугольными клапанами боковых карманов, но к середине 1934 г. форма СС была полностью стандартизирована. Окончательный вид черная форма, разработанная Карлом Дибичем, приобрела к 1934 г.

Согласно «Organisationsbuch der NSDAP» в 1938 г. имелось два вида формы:

«a) служебная форма одежды;

b) выходная форма одежды.

а) Служебная форма одежды состоит из:

Фуражки — черной, с мертвой головой и эмблемой.

Мундира — черного, с матовыми серебристыми пуговицами, двумя накладными карманами по бокам.

Отложной воротник с черно-серебристым или серебристым шнуром на воротнике.

Погона — черно-серебристых или серебристых тонов (на правом плече).

Знаков различия звания.

Нарукавной повязки со свастикой с черной окантовкой (на верхней части левого рукава).

Коричневой рубашки — с черным галстуком и партийным значком (только для членов партии).

Нарукавных нашивок — на нижней части левого рукава. Заправляемых в сапоги брюк — черных. Походных сапог — черных.

Портупеи и плечевого ремня — черных, замок портупеи матово-серый.

Служебного кортика, шпаги СС, черных с металлической оправой или тесака…

b) Малая служебная форма одежды: как описано выше, но длинные суконные брюки, без портупеи, кортик в левом кармане мундира или шинели.

c) Выходная форма одежды состоит из:

Фуражки — черной, с мертвой головой и эмблемой.

Выходного мундира — черного с матовыми серебристыми пуговицами, двубортного, с широкими лацканами. Лацканы переднего и нижнего края окантованы белым, два прорезных кармана на боку, отложной воротник с белой или серебряной окантовкой, погон нет.

Петлиц на воротнике — черных, с черно-серебристой или серебряной окантовкой, нарукавной повязки со свастикой нет, зато на верхней части левого рукава вышита серебром эмблема.

Коричневой рубашки — с черным галстуком и партийным значком (только для членов партии).

Нарукавных нашивок — на нижней части левого рукава.

Длинных брюк — черных с белыми кантами и черной штрипкой. С длинными брюками носят черные сапоги.

С выходной формой одежды не носят ни портупеи, ни плечевого

ремня».

Все члены СС, служившие неполное время, а также ряд других членов СС носили вместо галифе и сапог черные брюки навыпуск с белым кантом и черные ботинки.

В 1936 г. членам СС было предписано в торжественных случаях надевать не коричневую, а белую рубашку. Одновременно для фюреров СС разработан клубный вариант униформы для посещения общественных мероприятий. Она состояла из черного фрака с серебряным аксельбантом, погонами на обоих плечах и серебряным кантом на манжетах и повязке, белой жилетки и черных брюк навыпуск и белыми лампасами.

27 июня 1939 офицеры получили белый вариант повседневной униформы, предназначенный для использования в качестве летней выходной формы в период с 1 апреля по 31 сентября. Белая униформа затем появилась и у солдат, но за исключением кавалеристов ее редко носили.

Белый китель (аналогичный по покрою черному) полагалось носить с белыми брюками навыпуск, белыми кожаными ботинками и с фуражкой с белым верхом (в ряде случаев допускалось ношение с белым мундиром черных бриджей и сапог). Персонал, обслуживавший А. Гитлера в Имперской канцелярии и в его резиденции в Бергхофе, носил особую форму, состоявшую из белого двубортного жакета со знаками различия СС, черных брюк навыпуск с белым кантом и черных лакированных ботинок. Во время войны на левом предплечье жакета носился орел СС. Во время войны члены СС, оставшиеся в тылу, практически перестали носить черную форму — она стала вызывать у населения Германии крайне отрицательные чувства, т.к. явно показывала, что ее обладатели не воюют на фронте. Поэтому после 1939 г. на складах скопилось большое много черной формы. В 1942 г. большое количество комплектов черной формы было передано германской полиции или отправлено на оккупированные территории, где ее передали вспомогательным полицейским формированиям. С такой формы удалялась символика СС, добавлялись зеленые воротник и манжеты и нашивались новые знаки различия. Черную форму с особой символикой также носили члены Германише СС.

В 1938 г. для членов Альгемайне СС введена новая бледно-серая форма, которая в целом повторяла покрой черной формы, но имела два погона и вместо нарукавной повязки на рукаве помещался орел СС. Новую форму первыми получили сотрудники Главных управлений, а позже остальные члены Альгемайне СС. Во время войны бледно-серая форма постепенно стала заменяться офицерской формой войск СС. На оккупированной территории сотрудники полиции безопасности и СД, а также члены Альгемайне СС почти исключительно носили офицерскую форму войск СС. В 1944 г. ношение черной формы (ранее предназначенной исключительно для торжественных случаев) было окончательно отменено.

После создания частей усиления СС в 1934 г. начата разработка новой формы. В 1935 г. для них введена землисто-серая полевая форма, отличавшаяся от прежней черной только цветом. Части СС «Мертвая голова» получили форму землисто-коричневого цвета. В 1937 г. все части усиления СС получили форму цвета фельдграу.

В мае 1940 г. в войсках СС была принята форма армейского образца цвета фельдграу с четырьмя накладными плиссированными карманами и воротником цвета фельдграу без канта. Китель застегивался под горло на пять металлических пуговиц и имел погоны на обоих плечах. Мундир, галифе и брюки обычно изготавливали из шерстяной материи с добавлением искусственного волокна (вискоза). Брюки поддерживались подтяжками (перестали использоваться к концу войны). В 1942 г.боковые, а затем и нагрудные карманы стали делать без плиссировки, а с 1943 г. клапаны карманов стали прямоугольными. 25 сентября 1944 г. была введена новая форма цвета фельдграу-44 (с сине-серым оттенком): короткий китель и брюки навыпуск. Китель имел четыре кармана: два больших нагрудных (без плиссировки) с прямоугольными клапанами и два внутренних. Китель застегивался на шесть пуговиц (при этом верхняя пуговица традиционно не застегивалась).

Также был разработан тропический вариант формы войск СС — кепи, мундир песочного цвета, шорты и ботинки. Она широко использовалась летом на южном участке советско-германского фронта. С этой формой носились ботинками с короткими крагами, которые по мере разрастании войны заменили дорогостоящие сапоги.

Первоначально эсэсовцы носили черную шинель. Черную шинель с белой амуницией очень часто носили солдаты «Лейбштандарта Адольф Гитлер».

Одновременно с вводом серой формы, была введена серая шинель. Двубортный запах шинели обеспечивал надежную защиту от ветра. Для часовых имелся вариант той же шинели, сшито из более толстого сукна. Офицеры в ранге от оберфюрера и выше получили разрешение не застегивать на шинели верхние три пуговицы, чтобы были видны цветные клапаны (им полагались серые отвороты на шинели). С 1941г. кавалеры Рыцарского креста также получили право не застегивать верхние пуговицы.

Однако шинели оказались «слабоваты» против суровых русских зим, поэтому осенью 1942 г. сражавшиеся на советско-германском фронте войска получили толстые парки с капюшоном и подкладкой, изготовленной из смеси шерсти с искусственным шелком. Вместе с паркой обычно носили овечью ушанку. В связи с тем, что после стирки парки долго сохли, на них обычно надевали хлопчатобумажные костюмы. Кроме того, в войсках СС зимой часто носили куртку на меху с капюшоном, сшитую из водо-оталкивающего материала.

В 1938 г. танковые экипажи войск СС получили черную танкистскую форму танковых войск вермахта. Она представляла собой короткую двубортную черную куртку, застегивающуюся на потайные пуговицы. Т.к. три верхние пуговицы обычно не застегивались, был виден воротник коричневой рубашки и узел черного галстука. Низки рукавов имели шлицу на пуговицах, а по талии проходила кулиска с затяжной тесьмой. В отличие от армейского кителя, у кителя СС борт кроился вертикально (а не наискосок), а на спине отсутствовал центральный шов. В сентябре 1944 г. свою форму получили экипажи самоходных орудий: она была аналогична танкистской, но шилась из серого сукна.

В полевой форме СС также существовал белый летний мундир, имевший несколько вариантов. Мундир первого типа не имел карманов, пуговицы были внутренними, а из знаков различия на нем имелись только полевые погоны. Мундир второго типа по покрою ничем не отличался от стандартного полевого мундира СС. Его ворот мог быть открытым или закрытым (в последнем случае он мог быть белого или темно-зеленого цвета). Летний мундир можно было носить с 1 апреля по 30 сентября.

Женские подразделения СС, исполнявшие, большей частью, конторские функции, имели собственную униформу, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета, серой юбки, чулок и туфель.

Женская форма Вермахта

После начала военных действий на Европейском ТБД (театр боевых действий) встала необходимость в расширении вспомогательных частей и персонала. Эти должности хорошо подходили для замещения военнослужащими женского пола. Поэтому приказом ОКВ №1085 от 01.10.1940 г. была создана сначала Женская вспомогательная служба связи (от нем. Nachrichtenhelferinnen), а потом и другие вспомогательные службы. Для женщин-военнослужащих была предусмотрена армейская форма.

Женская униформа Ваффен-СС состояла из серого жакета и юбки, а также черной пилотки с изображением германского орла.


Женская форма СС

Самой известной женщиной-членом СС была, наверное, Ирма Грезе. Изнасилование собственным отцом в 12 лет (по другим сведениям, братом, дядей), тяжелая деревенская жизнь сильно повлияли на сознание молодой девушки, зародив в душе садистские наклонности. Добровольно вступив в 1942 году во вспомогательные части СС, она была назначена надзирателем в концлагерь Равенсбрюк. Потом еще несколько раз ее переводили в другие лагеря. И везде она с радостью мучила женщин-узниц концлагеря, любила отстреливать выбранных ею заключенных. Список пыток, применявшихся ею, очень обширен. Фактически пытки доставляли ей сексуальное удовольствие. После пыток следовали сексуальные оргии с охранниками и начальниками концлагерей. В 1945 году была взята в плен англичанами, приговорена к смертной казни и повешена в тюрьме.

Ирма Грензе – «Светловолосый дьявол»

Формы офицерского состава

В период существования Третьего рейха форма одежды постоянно менялась, начиная с использования формы времен Первой мировой войны до до щегольской формы конца 30-х начала 40-х годов и к упрощению, а то и отсутствию формы в отрядах Гитлерюгенда в 1945 году.


Униформа офицерского состава Вермахта

Также нельзя не отметить, что, как и во всех армиях мира того времени, основным типом обуви были сапоги.

Поэтому приняты были форменные длинные брюки и бриджи:

  • Длинные брюки (lange Tuchhose) —для ношения с короткой обувью (ботинки и т.п.);
  • Брюки для ношения с сапогами (Reithose für Bereitene). Их иногда называют галифе или бриджи. Уставное наименование таких брюк в Красной армии – шаровары. Автор застал времена, когда такие шаровары ещё выдавали в качестве формы.

Брюки были или фельдграу, или белые, в зависимости от формы.

Снаряжение

Генералы были вооружены пистолетами («Люгер» образца 1908 г.) в коричневой кобуре, имели также планшет и бинокль. Они могли носить также офицерскую шпагу образца 1889 г. или кавалерийскую саблю с соответствующей портупеей. Позже вместо шпаги появился кортик. На воротнике или ленте, прикрепленной к обрезу мундира часто носили ордена и медали.

Единственными реальными изменениями в генеральской форме во время войны стали появление стальной каски и противогаза, а также ликвидация цветных кантов.

Знаки отличия

Звания вермахта отличались в зависимости от рода войск. То есть не добавлялось, например, описание — старший лейтенант медицинской службы, а был Oberarzt — старший врач, хотя армейский старший лейтенант так и назывался Oberleutnant.

Погоны солдат и сержантов отличались от офицерских. На фоне чистых солдатских погон, очень четко видны были витые офицерские, а то и двухцветные генеральские погоны. Поэтому офицерам на передовой приходилось погоны прятать, переворачивая внутрь знаками различия или вообще снимать.

У офицеров Waffen-SS на петлицах изображались знаки СС на одной петлице и знаки различия по званиям на другой.


Знаки отличия

Погоны

Короли Баварии, Саксонии и Вюртемберга все еще имели право влиять на форму своих войск. Основными отличительными признаками были галун на красных петлицах и плетеный шнур из металлических нитей на погонах. Погоны имели подбой красного цвета, закругленные торцы и фиксировались серебряной или золотой пуговицей. Вышивка выполнялась золотой или серебряной нитью.


Майор Генерального штаба, 1915 г. Несмотря на то что этот штабной офицер надел светло-серую фуражку, в его форму входит и драгунский шлем. Фуражка имеет подкладку из натурального или искусственного шелка и внутреннюю кожаную ленту, которая придает ей форму и впитывает пот. Лампасы на брюках — малинового цвета

На погонах фельдмаршалов (их количество в германских вооруженных силах равнялось шести) помещалась эмблемы из скрещенных жезлов, у генерал-полковников — по три звезды, у генералов — по две звезды, генерал-лейтенанты имели по одной звезде, генерал-майоры имели погоны без каких-либо украшений. Пуговицы были изготовлены из золота, за исключением формы генералов из Баварии и Мекленбурга, у которых они были серебряные. Позднее были приняты серые пуговицы.

Генералы носили фуражки образца 1910 г. с двойной кокардой (имперской и государственной), красным кантом, красным околышем и кожаным козырьком. Носили также шлемы с заостренным навершием, обычно с чехлом. Как правило, это был драгунский вариант шлема. Известны также пехотные версии.


Генерал Александр фон Клюк (в центре) и его штаб. 1-я армия фон Клюка потерпела поражение на Марне в 1914 г. Офицеры европейских армий тех лет часто носили усы, хотя это не соответствовало уставам

Модель генеральской шинели светло-серого цвета была утверждена в 1903 г. Шинель имела погоны, темно-синий отложной воротник (светло-синий — у баварцев, с синим кантом — у саксонцев), красный кант на срезе полочки и на обшлагах, а также красные прямоугольные лацканы.

Некоторые генералы предпочитали носить форму полков, в которых они служили ранее, но с соответствующими знаками различия. Генерал Пауль фон Гинденбург предпочитал форму 3-го полка Пешей гвардии. Кронпринц Пруссии носил форму полков, в которых он являлся шефом. Кроме того, некоторые отставные генералы были возвращены на службу и вынуждены носить слегка устаревшую форму, включая синие мундиры и сюртуки. Вне службы генералы носили двубортные мундиры другого покроя, которые называли «литевка» (тужурка).

Камуфляж

После выделения войск СС (Waffen SS) из общих СС (Allgemeine SS), начала разрабатываться полевая форма для войск СС.

Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Как уже говорилось ранее, Waffen SS первыми стали применять форму, скрывающую бойца на местности.

Через некоторое время, оценив новинку, в вермахте тоже начали использовать камуфляж для разведгрупп.


Камуфляж формы Вермахта

Подводя итог можно сказать, что Германская военная машина даже в вопросе формы давала огромную форму всем странам, участвовавшим во Второй мировой войне.

Остается только сказать огромное спасибо нашим предкам, сумевшим уничтожить такого монстра.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]