21 января 1954 года была спущена на воду атомная подводная лодка Nautilus. Она стала первой в мире субмариной с ядерным реактором. Пять фактов о подлодке, с созданием которой открылась новая страница в истории «холодной войны», — в нашем материале
Nautilus был спущен на воду 21 января 1954 года в присутствии президента США Дуайта Эйзенхауэра, через восемь месяцев субмарина была принята на вооружение ВМС США, а 17 января 1955 года Nautilus вышел на ходовые испытания в открытый океан. Спустя 25 лет первая в мире атомная подводная лодка была выведена из состава американского флота, в 1985 году она превратилась в музей.
Имя «украдено» у Жюля Верна
Подлодка была названа в честь легендарного корабля капитана Немо из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Вымышленный Nautilus обладал выдающимися для своего времени размерами и техническими характеристиками. Так, капитан Немо на своей подлодке всего за семь месяцев преодолел расстояние в 20 тысяч лье под водой (примерно 90 тысяч километров). Nautilus Жюля Верна мог опускаться на глубину до 16 километров, разгоняться под водой до 50 узлов. Кроме того, литературная субмарина могла уничтожать надводные корабли с помощью специального тарана — металлического «бивня», который размещался на носу. Однако по другой версии, первая в мире атомная подлодка была названа не в честь немовской субмарины, а в честь другой американской подводной лодки — USS Nautilus (SS-168), которая принимала участие в сражениях Второй мировой войны.
Время первых. Атомные подводные лодки СССР
Фото: Роман Абрамов, wikimapia.org
20 июля 1960 года в 12:39 с борта РПКСН США «Джордж Вашингтон» поступила радиограмма «POLARIS – FROM OUT OF THE DEEP TO TARGET. PERFECT». Был совершён первый пуск БР «Поларис» с борта штатного носителя. Мир вступил в новую эру, эру, в которой политику и мощь определяли не дредноуты или авианосцы, а подводные убийцы городов. Американский ракетоносец нёс 16 «Поларисов», способных преодолеть 2200 км и доставить 600 килотонн с точностью до 1800 метров. К моменту начала Карибского кризиса ВМФ США насчитывал девять подобных ракетоносцев.
Угроза была серьёзной, тем более по ракетам подводных лодок мы отставали, и наша Р-13 с надводным стартом могла донести мегатонный заряд всего на 600 км, но не столь и фатально – в строю к тому же Карибскому кризису находилось 22 дизельных «Гольфа» проекта 629А, в общей сумме – 66 Р-13, что, конечно, меньше, чем у США, но для опустошения побережья США вполне достаточно. Тем более к ним следует прибавить 6 ПЛ проекта 644, несущих стратегические крылатые ракеты «П-5», и шесть модернизируемых ПЛ проекта 665 всё с теми же ракетами. В сумме – 36 стратегических крылатых ракет морского базирования. И это опять же не всё – уже были заложены первые шесть лодок проекта 651.
Был прорыв и по ракетам – дорабатывалась ракета Р-21 с подводным стартом, дальностью 1400 км и мегатонным зарядом. Понятно, дизельные ракетоносцы не панацея, но учитывать их США приходилось, а вероятность превращения своего побережья на обоих океанах в радиоактивную мёртвую зону была вполне реальной. Одним словом, нужды в спешке не было, тем более шли проработки по ещё более мощным ракетам и их носителям, ничем не уступающим «Джоржам Вашингтонам» и «Поларисам». А пока несколько лет можно было заниматься экспериментами и опытной эксплуатацией.
Можно, но… Руководство СССР грезило АПЛ, ведь здесь мы и отставали. Первая АПЛ США – USS Nautilus вошла в строй в 1954 году, вслед за ней последовали USS Seawolf с жидкометаллическим реактором в 1957 году и целая серия «Скейт» в четыре единицы в 1957-1959 годах. У нас же первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» вступила в строй лишь в декабре 1958 года. И сразу же, не дожидаясь результатов и без опытной эксплуатации, пошла в серию. А параллельно, опять же без проработки, в серию пошли ракетоносцы проекта 658 и ПЛАРК проекта 659 – первое поколение советских АПЛ.
Наш первенец проекта 658 вступил в строй 12 ноября 1960 года, всего на пару месяцев позже американского оппонента, но это были совершенно разные корабли. Три ракеты Р-13 были несравнимы с 16 Поларисами, а надводный старт нивелировал преимущества атомной ГЭУ – демаскировка что так, что эдак. А главное – капризная и ненадёжная ГЭУ дала неформальное название К-19 – Хиросима. Речь о событиях 3-4 июля 1961 года, когда в результате радиационной аварии погибло 8 членов экипажа. Ремонт лодки занял два года, пришлось полностью менять реакторный отсек. Остальные 659 тоже не радовали: К-33 – две аварии с ТВЭЛ, К-16 – газовая неплотность в контуре… А главное – с таким трудом и такой ценой построенные корабли вышли на боевые службы только в 1964 году, да и то – в этот же период начинается модернизация с перевооружением их на ракеты Р-21. В итоге восемь построенных ракетоносцев практической пользы принесли минимум, а после 1967 года, когда в строй начали вступать РПКСН 667А, мигом стали безнадёжно устаревшими. Хотя они были такими и ранее, по сравнению с американскими оппонентами.
Для чего их строили с точки зрения логики понять сложно – точно те же функции с тем же набором вооружения выполняли и дизельные лодки 629А. А для обучения и обкатки технологий вполне годились торпедные АПЛ проекта 627. Скажем, в период Карибского кризиса к боевым действиям была изготовлена лишь одна АПЛ проекта 659, что на фоне 22 дизельных – околонулевой фактор.
Ещё непонятнее история носителей «П-5» – ПЛАРК проекта 659. Их строили для Тихоокеанского флота в количестве пяти штук и в итоге получили носитель 6 ракет с теми же проблемами – надводным стартом, капризной ГЭУ, высокой шумностью и низкой надёжностью. Итог был, в общем-то, схож: К-45 – течь первого контура уже на испытаниях, К-122 – авария газогенератора, К-151 – течь третьего контура и переоблучение экипажа. И главное – с 1964 лодки ставят на ремонт, демонтируют ракетный комплекс, превращая в торпедные, некие ухудшенные аналоги проекта 627. Одним словом, деньги потрачены, уникальные специалисты заняты, а толку ноль. Изучать работу реактора и так было на чём, а стрелять П-5 могли и другие корабли, дизельные. Но идея ПЛ первого поколения с тяжелыми крылатыми ракетами надводного старта в душу руководству флота сильно запала, иначе сложно объяснить слегка переделанные под ПКР П-6 лодки проекта 675, выстроенные в количестве 29 единиц. Если на момент проектирования шансы на всплытие, 20-минутный залп и сопровождение ракет в надводном положении ещё были, то уже в 70-е годы – без шансов. Дать первый четырехракетный залп и сопровождать ракеты до захвата целей ГСН подводники, может быть, и успели бы, но ценой жизней и корабля. С аварийностью тоже был полный «порядок», хотя и полегче, чем у более ранних проектов – всё-таки ГЭУ к тому времени более-менее довели.
Ну и Новемберы, как их назвали американцы, торпедные АПЛ проекта 627А. К-5 – замена реакторного отсека, К-8 – течь парогенератора с переоблучением моряков, К-14 – замена реакторного отсека, К-52 – разрыв первого контура, переоблучение экипажа… В итоге, пока лодки довели до ума, затратив огромное количество сил и средств, в строй начало входить уже второе поколение, сделав первенцев кораблями второго сорта. Понятно, они были нужны, понятно, это этап развития и испытания, но зачем для испытаний 14 кораблей? Можно было бы начать с экспериментальных – одного обычного, пароводяного, и одного с ЖМТ, потом, затем по итогам испытаний построить малую серию для отработки базирования и обслуживания с обучением экипажей, и лишь потом перейти к массовой постройке второго поколения. Вместо этого выстроили 56 кораблей первого поколения, после чего поняли, что гонку мы всё равно проигрываем, а основа ядерного сдерживания всё равно дизельные ракетоносцы, и, наконец, начали строить корабли поколения второго, которые к концу 60-х и обеспечили ядерный паритет на море и угрозу АУГ США – всё-таки малозаметные ПЛАРК проекта 670, начавшие поступать на флот с 1967 года, были гораздо опаснее для противника, чем проект 675, хотя бы более низкой шумностью, подводным стартом ракет и более совершенными ГЭУ. И именно они, прозванные американцами Чарли, в отличие от ЭХО 2, могли выполнить нормально атаку АУГ.
В любом случае – памятники той эпохи до сих пор существуют: в виде затопленных в Арктике реакторных отсеков лодок первого поколения, с которыми сейчас мрачно думают, что делать – поднимать или оставить как есть. Первое дорого и очень опасно, второе – просто опасно, вечно безопасно стоять на дне они не смогут. Не стоит забывать и о разрушенных судьбах людей, служивших в то время и схвативших огромные дозы облучения. И не проявись хрущёвский волюнтаризм, можно было бы сэкономить и судьбы, и деньги, и престиж страны, на который регулярные аварии и катастрофы влияли не лучшим образом. Тем более, повторюсь – экстренной нужды в постройке 56 этих кораблей не было, да и неэкстренной тоже, вполне можно было обойтись гораздо меньшим числом.
Русские корни создателя Nautilus
«Отец атомного флота» Хайман Риковер родился в 1900 году в городке Макув-Мазовецки, который до Октябрьской революции входил в состав Российской Империи. Фамилия Риковер произошла от названия деревни Рыки, расположенной неподалеку от Варшавы. В США создатель первой в мире атомной подводной лодки попал в шестилетнем возрасте, его семья была вынуждена эмигрировать.
Ядерная «Хиросима» обнаружена в Арктике на дне
Назвать сенсацией обнаружение контейнера с атомным реактором подводной лодки К-19 в заливе Амбросиева в Карском море можно разве что с большой натяжкой. Да и специалисты отряда «Центроспас» МЧС России, которые нашли этот «объект», говорят о том, что поиск был плановым, речь идёт о гидролокационной съёмке, последующем визуальном осмотре, проведении спектрального анализа, забора растительного материала.
В этом районе только в Новоземельской впадине в разные годы были захоронены тысячи опасных радиоактивных объектов после испытаний ядерного оружия, в том числе покоится на дне и АПЛ К-27. Сейчас речь идёт о формировании реестра подводных потенциально опасных объектов, затопленных во внутренних водах и территориальном море России. Сейчас в этом «черном списке» числится более 24000 единичных объектов — твёрдые радиоактивные отходы, химические вещества и боеприпасы. Их может быть и больше — в советские времена Новая Земля была крупным испытательным полигоном, а «осколки» топили неподалёку, благо, что глубина позволяет.
Огромная масса
Из-за слишком высокой удельной массы атомной установки на подлодке не удалось расположить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы — всего около 740 тонн. В итоге все вооружение Nautilus составляли шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды, несмотря на то, что при проектировании субмарины предполагалось большее количество.
Самая знаменитая советская подлодка К-19 вошла в строй 56 лет назад
К созданию проекта 658 советские кораблестроители из Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18, нынешнее ЦКБ «Рубин») подошли, имея за плечами, с одной стороны, опыт постройки первых отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Ленинский комсомол» (проект 627 и 627А, «Кит»), с другой — первых дизель-электрических подлодок с баллистическими ракетами на борту.
Лодка проекта 658 предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами с ядерными зарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.
close
100%
Главным конструктором проекта был утвержден будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда 37-летний Сергей Ковалев, который в конце 1940-х входил в группу советских специалистов, изучавших в Германии достижения немецких кораблестроителей.
Работа над проектом началась в августе 1956 года, а уже 12 ноября 1960-го был подписан приемный акт на головную подлодку серии К-19.
Быстрые решения
Субмарина 658-го проекта представляла собой подводную лодку двухкорпусного типа (внешний «прочный» корпус и внутренний «легкий»), состоящую из десяти отсеков. Длина корпуса — 114 м, ширина — 9,2 м. Водоизмещение — около 4030 тонн.
США ищут деньги на «подлодку XXI века»
В США заключен контракт на $101,3 млн на создание нового ракетного отсека для атомных подводных лодок типа…
02 ноября 23:59
В отличие от первых советских атомных подлодок проекта 627, имевших скругленную эллипсовидную форму носа, проект 658 получил заостренные обводы носовой оконечности.
Такое решение было принято для улучшения мореходных качеств К-19 в надводном положении. Изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении.
Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный, 5-й — дизельный, 6-й — реакторный, 7-й — турбинный, 8-й — электромоторный, 9-й — вспомогательных механизмов, 10-й — кормовой.
Как и в первых советских атомных подлодках, главная энергоустановка К-19 имела мощность 35 тыс. л.с. и включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт с парогенераторами, вращавшими два двигательных агрегата. Кроме того, у новой субмарины было два электродвигателя «подкрадывания» по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора.
При 80% мощности обеих паропроизводящих установок корабля в подводном положении максимальная скорость субмарины составляла около 24 узлов (44 км/ч).
На такой скорости дальность плавания достигала около 28 тыс. миль (до 50 тыс. км). При стопроцентной нагрузке силового агрегата можно было развить скорость около 26 узлов (46 км/ч). Автономность подлодки составляла 50 суток непрерывного пребывания в море без пополнения судовых запасов масла, топлива, провизии, пресной и дистиллированной воды.
Ракетное оружие состояло из трех баллистических ракет Р-13 с надводным стартом, размещенных в вертикальных шахтах. Такие же жидкостные ракеты, разработанные специальным конструкторским бюро №385 (СКБ-385) в Златоусте Челябинской области под руководством конструктора Виктора Макеева, стояли на первых советских подводных ракетоносцах — дизель-электрических субмаринах проекта 629.
Ограниченная ширина корпуса и солидные габариты 14-тонных ракет и их стартовых устройств сделали возможной установку ракетных шахт только в один ряд.
Каждая из трех ракет оснащалась полуторатонной ядерной боевой частью мощностью 1 Мгт (примерно в 50 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) и могла доставить ее на расстояние до 600 км от места пуска с отклонением до 4 км.
В целях обеспечения пожарной безопасности ракеты хранились заправленными только окислителем — АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте), а непосредственно топливо ТГ-02 размещалось в специальной емкости, вне прочного корпуса и отдельно для каждой ракеты. Оно подавалось на изделие перед стартом. Пуск трех ракет занимал 12 минут после всплытия лодки.
«Самая страшная ракета Путина»
Западные таблоиды взволновало первое изображение новой российской межконтинентальной баллистической ракеты…
26 октября 21:25
Торпедное вооружение подлодки состояло из четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед) и двух малогабаритных 400-миллиметровых кормовых (6 торпед). Последние предназначались для самообороны и ведения огня противолодочными торпедами на глубине до 250 м, 533-миллиметровые торпеды могли использоваться на глубине до 100 м.
Необходимость всплытия для пуска ракет и, следовательно, автоматической демаскировки подлодки существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации атомной подводной лодки по проекту 658М была предусмотрена установка трех пусковых установок СМ-87-1 и ракет Р-21 с подводным стартом.
Одноступенчатая жидкостная 20-тонная ракета Р-21 могла взлететь из-под воды и доставить боевой блок на дальность 1400 км с отклонением в 3 км.
По условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин — «стартовом коридоре». Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40–60 м от донного среза ракеты при скорости лодки до 2–4 узлов (4–7 км/ч) и волнении моря до 5 баллов. Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску занимало около 30 минут. Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут.
При этом воздействие импульсов, возникающих во время старта ракет, приводило к всплытию подлодки на 16 м, что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты. Комплекс специальных средств, удерживающих субмарину в нужном диапазоне глубин, получил название «системы одержания».
Перед подводным пуском ракет шахты К-19 заливались водой, а для ликвидации разбаланса на лодке использовались специальные балластные цистерны с системой перекачки воды.
После выхода ракет из шахт необходимо было принять около 15 кубометров воды в «уравнительную цистерну».
Специальный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на вычислительные приборы, которые учитывали поправки на вращение Земли и наводили ракету на заданную цель.
Строились первые советские ракетные атомоходы на заводе в Северодвинске. Головную лодку 658-го проекта К-19 заложили 17 октября 1958 года. На воду она была спущена 8 апреля 1959-го, а в строй вступила через полтора года. В 1961 году Северный флот пополнился атомным ракетоносцем К-33, в 1962-м — К-55 и К-40, в 1963-м — К-16 и К-145, а в 1964 году — К-149 и К-176.
Таким образом, за шесть лет была реализована программа строительства серии из восьми атомных субмарин, которые несли в общей сложности 24 баллистические ракеты с ядерными боевыми частями.
Первая и последняя К-19
Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года. В 1961-м подводная лодка вовсю отрабатывала задачи боевой подготовки: сделала три выхода в море, прошла под водой 5892 мили (11 тыс. км), над водой — 529 миль (980 км).
Подлодки всех времен и народов
Военные эксперты в США назвали пять лучших подводных лодок за всю историю вооруженного противоборства на морях…
04 октября 16:56
3 июля 1961 года в 4.00 утра на атомоходе в подводном положении произошла авария правого реактора.
К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта. В результате разгерметизации первого контура реактора возник мощный радиационный фон во всех отсеках.
Во время борьбы за жизнь подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 30 человек (15 – через несколько часов, девять — через несколько дней, шестеро — в течение года).
Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу. В постсоветское время инцидент стал широко известен, были опубликованы воспоминания участников событий, а в 2002 году был снят художественный фильм «К-19» с Харрисоном Фордом в роли капитана советской лодки. В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев выдвинул экипаж подлодки на Нобелевскую премию мира, настаивая на том, что героические действия экипажа спасли мир от страшной катастрофы и даже возможной ядерной войны: если бы погибшие моряки не предотвратили взрыв реактора, в США могли принять инцидент за попытку атаки своей военно-морской базы в этом районе.
После аварии лодка получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима», но после ремонта продолжила службу.
Проблему растрескивания трубок первого контура на АПЛ решили заменой нержавеющей стали на титан.
К-19 у моряков-подводников считалась невезучим кораблем. Несчастные случаи происходили с ней регулярно. 15 ноября 1969 года атомоход столкнулся в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 Gato, которая пыталась вести скрытное слежение за советской субмариной. Оба корабля получили повреждения.
24 февраля 1972 года, когда лодка находилась в 1300 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд, на борту «Хиросимы» вспыхнул пожар, в котором погибли 28 членов экипажа в 5-м, 8-м и 9-м отсеках.
При этом служба других подлодок 658-го проекта проходила благополучно. К-115 в 1963 году совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, за шесть суток пройдя подо льдами 1,6 тыс. миль (3 тыс. км). В 1968 году подледный переход повторила К-55, уже с ядерным оружием на борту.
Несмотря на высокую шумность и другие недостатки, подлодки проекта 658М оставались в строю в 1970-е годы, патрулируя океан в непосредственной близости от американского побережья, и обеспечивали минимальное подлетное время своих ракет. Это затрудняло для США меры противодействия ракетному удару, но одновременно делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения задачи очень проблематичным.
«Булава» не долетела до цели
27 сентября во время проверки боеготовности флота атомная подлодка «Юрий Долгорукий» выполнила залп двумя…
28 сентября 18:12
Служба последних атомных подлодок проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до конца существования СССР. К-16, К-33, К-40 и К-149 были списаны в 1988–1990 годах. Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе.
Последней в 1991 году военно-морской флаг спустила как раз головная подлодка серии К-19.
Первый ракетный атомоход советского производства по сравнению с аналогичным американским кораблем типа «Джордж Вашингтон» обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью, увеличенной глубиной погружения, однако уступал «американцу» по уровню скрытности и характеристикам информационных средств. Проект 658 весьма существенно проигрывал кораблю ВМС США по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения. Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракеты «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения субмарины, то на лодке советского производства эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.
Слишком много шума
Одной из главных недоработок подлодки был назван страшный шум. Причиной его возникновения были сильные колебания неустановленного рода. Волны, которые создавал Nautilus, вызывали вибрацию конструкций субмарины частотой около 180 Герц, что опасно приближалось к значениям вибрации корпуса лодки. При совпадении этих вибраций субмарина могла разрушиться. Во время испытаний было установлено, что шум, который создавался уже на скорости хода в восемь узлов, и вибрация были препятствием для нормального запуска и управления торпедами. На скорости хода 15-17 узлов экипаж подлодки вынужден был общаться при помощи крика. Высокий уровень шума делал бесполезным сонар уже на скорости четыре узла.
Достигла Северного полюса
3 августа 1958 года Nautilus стал первым кораблем, который достиг Северного полюса своим ходом. Для покорения данной географической точки на субмарине была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас, который действовал в высоких широтах. Перед самым походом Уильям Андерсон, который стоял во главе операции, раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, повторявший запланированный для Nautilus маршрут.
22 июля 1958 года подводная лодка вышла из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса. В ночь на 27 июля корабль пришел в Берингово море, а еще через два дня он был уже на окраине Северного Ледовитого океана в Чукотском море. 1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды и спустя два дня Nautilus достиг своей цели — Северного географического полюса Земли.
Первая АПЛ
Крупнейшей вехой в 60-летней истории ПГУ-Минсредмаша-Минатома-Росатома стало создание ядерной энергетической установки (ЯЭУ) для первой в СССР атомной подводной лодки (АПЛ). Ей в решающей степени обязано рождение подводного, а затем и надводного атомных флотов страны.
Идеи использования невиданной по концентрации ядерной энергии не только в разрушительных целях появились у наших ученых и инженеров уже в ходе создания атомного оружия. Подтверждению возможности практического осуществления этих идей способствовали разработки, сооружение и эксплуатация первых промышленных реакторов, первой в мире АЭС. Замыслы использовать ядерные источники энергии на флоте, прежде всего подводном, позволяли решить задачи создания двигателя, способного обеспечить кораблю принципиально новые качества. Время показало, что в сочетании с новыми видами вооружения ядерная энергетика коренным образом изменила стратегические, тактические и технические возможности подводного флота, его роль в Мировом океане, что привело к существенной корректировке военных доктрин ведущих стран.
Как и в разработке ядерного оружия, в создании первой АПЛ нашей стране пришлось догонять США, опережавшие СССР в строительстве и вводе в строй своей первой АПЛ «Наутилус» на 4-5 лет, догонять самостоятельно, решая, при отсутствии аналогов, множество научно-инженерных проблем в новой области реакторостроения.
Формально работы по созданию первой АПЛ начались в стране с выходом 9 сентября 1952 года Постановления № 4098-1616 Совета Министров СССР о проектировании и строительстве объекта № 627. Однако этому постановлению предшествовали проводившиеся в течение ряда лет проработки различных вариантов ядерных энергоустановок для использования на море. Они были инициированы нашими выдающимися учеными и конструкторами, работавшими над реализацией Атомного проекта СССР. Так, уже в апреле 1946 года, т.е. спустя полгода после образования ПГУ, в него поступает записка Президента АН СССР С.И. Вавилова с предложениями о развертывании исследований по использованию ядерной энергии в разных областях науки и техники. Подготовленный Академией наук и ПГУ проект постановления правительства представляется С.И. Вавиловым, И.В. Курчатовым, Б.Л. Ванниковым и М.Г. Первухиным в Спецкомитет при СМ СССР. В этом проекте уже предусматриваются проработки «…путей использования ядерных реакций для энергетических установок». Их намечается поручить Институту химической физики и Лабораториям № 2 и № 3 АН СССР с привлечением ЦКТИ и ВТИ. 13 декабря 1946 года выходит соответствующее распоряжение СМ СССР.
Более предметно вопросы «…использования тепла ядерных реакций в энергосиловых установках» рассматривались НТС ПГУ 24 марта 1947 года с участием И.В. Курчатова, Н.Н. Семенова, А.П. Завенягина, В.А. Малышева и др. Было решено приступить к научно-исследовательским и проектным работам по атомным энергосиловым установкам применительно к кораблям, самолетам, электростанциям. Определенную роль в том, что в этот перечень попали корабли, сыграли появившиеся в зарубежной печати сообщения о начале таких работ по подводным лодкам и авианосцам в США.
И все-таки приоритетной задачей Спецкомитета и начавшей создаваться атомной промышленности до конца 1940-х годов было создание ядерного оружия. Поэтому проработки энергоустановок осуществлялись малочисленными научно-инженерными группами. Некоторой поддержкой этих работ стал утвержденный СМ СССР план НИР на 1948 год, которым предусматривалась разработка предварительных проектных заданий по нескольким типам сравнительно больших по тепловой мощности (300-500 МВт) реакторов на обогащенном уране с различными замедлителями нейтронов и теплоносителями.
Что касается корабельных установок, то по инициативе И.В. Курчатова НТС ПГУ в ноябре 1949 года рассматривает и поддерживает соображения С.М. Фейнберга (ЛИП АН СССР) о возможностях создания «…атомного двигателя для кораблей (применительно к подводной лодке) в трех вариантах (водяное, газовое и металлическое охлаждение), мощность двигателя 10000 кВт на валу». В 1950-1951 гг. в ИФП АН СССР под руководством А.П. Александрова прорабатывается возможность размещения (в первую очередь по массогабаритным характеристикам) на подводной лодке ядерной двухконтурной установки с реактором, охлаждаемым гелием, тепловой мощностью 40 МВт с графитовым замедлителем. В НИИхиммаш – разработчике первых в стране промышленных реакторов «А» и «АИ» – под руководством Н.А. Доллежаля конструируют установку на базе апробированных в них типов аппаратов — канального с водяным теплоносителем и графитовым замедлителем тепловой мощностью 150 МВт (мощность турбины – 25 МВт). Позднее, уже в 1952 году, на основе этих проработок совместно с ЛИП АН СССР выпускается проектное задание на энергоустановку, работающую на гребной винт, с двумя реакторами тепловой мощностью по 65 МВт. В это же время в ЛИП АН СССР в секторах С.М. Фейнберга и В.И. Меркина прорабатывается установка с двумя водо-водяными реакторами той же тепловой мощности.
Интенсивные проработки энергоустановки для подводных лодок велись и руководимой А.И. Лейпунским группой сотрудников в Лаборатории «В» вместе с конструкторами ОКБ «Гидропресс» во главе с Б.М. Шолковичем. Они развивали идеи использования реактора на промежуточных нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем, что позволяло рассчитывать на резкое снижение давления в первом контуре и высокие параметры пара во втором. Эти идеи удалось реализовать в ЯЭУ атомной подводной лодки проекта 645, построенной через 5 лет после первой АПЛ.
Другая, руководимая Д.И. Блохинцевым, группа сотрудников Лаборатории «В» работала над схемой охлаждаемого водой реактора на тепловых нейтронах, но с бериллиевым замедлителем. Она была впоследствии использована (под индексом «БМ») наряду со схемой водо-водяного реактора (индекс «ВМ») на этапах предэскизного проектирования ЯЭУ первой АПЛ.
Широкие поисковые работы по энергоустановкам позволяли ставить вопрос о начале проектирования атомной подводной лодки. В 1951 году А.П. Александров и Н.А. Доллежаль направляют соответствующие предложения высшему командованию ВМФ, но поддержки не находят. Ситуацию удается изменить с помощью В.А. Малышева (заместитель председателя СМ СССР, Министр судостроительной промышленности), и после еще одного обращения И.В. Курчатова, А.П. Александрова и Н.А. Доллежаля в правительство (1952 г.) подготавливается и подписывается И.В. Сталиным упомянутое Постановление СМ СССР. Его выход активизировал поисковые научные и конструкторские работы, определив их конечную цель, создал организационные основы необходимой кооперации участников проекта как по сферам их деятельности, так и по срокам выполнения работ. Характерно, что на ПГУ возлагается не только ответственность за решение всех вопросов, связанных с созданием и испытаниями ЯЭУ, но и общее руководство научно-исследовательскими и проектными работами по объекту № 627, т.е. первой АПЛ. При НТС ПГУ была образована специальная секция № 8 во главе с В.А. Малышевым. Научным руководителем работ по «…осуществлению объекта № 627» назначается А.П. Александров, его заместителем по «…ядерным расчетам и исследованиям» — Д.И. Блохинцев, главным конструктором «…комплексной энергетической установки» – Н.А. Доллежаль, главным конструктором объекта № 627 – В.Н. Перегудов. Признается необходимым «…для выполнения проектных, опытных и научно-исследовательских работ по созданию комплексной энергосиловой установки для объекта № 627» организовать на базе подразделений НИИхиммаша специальный Научно-исследовательский институт № 8 (НИИ-8), директором которого назначается Н.А. Доллежаль. Принимается принципиальное решение о сооружении и проведении испытаний «…опытного энергетического агрегата» (т.е. стендовой ЯЭУ) в Лаборатории «В».
Одной из особенностей постановления правительства было то, что в нем совсем не были обозначены интересы ВМФ и его участие в работах. Это необычное положение сохранялось вплоть до выпуска технического проекта АПЛ, когда перед его утверждением в правительстве к рассмотрению проекта были привлечены специалисты ВМФ. По их замечаниям проект корабля подвергся существенной корректировке.
Нетрадиционной была и организация проектных работ на первых этапах. С одной стороны, идея создания АПЛ была выдвинута и настойчиво «пробивалась» специалистами-реакторщиками, достаточно далекими по роду занятий от проблем кораблестроения, а с другой — создатели подводных лодок фактически начали знакомиться с возможностями ядерных реакторов и особенностями их применения только после выхода постановления правительства, которым разработка АПЛ поручалась СКБ-143 Минсудпрома. Поэтому под руководством В.Н. Перегудова и Ф.Ф. Полушкина (начальник отдела Минсудпрома) была сформирована (в основном из сотрудников СКБ-143) проектная группа для выполнения первоначальных проработок по лодке. Большая часть этой группы работала в НИИхиммаше (там еще долго находился НИИ-8) вместе с конструкторами реакторной установки и сотрудниками ЛИПАН СССР. В сентябре-октябре 1952 года на основе анализа выполненных ранее проработок и заданных характеристик корабля В.Н. Перегудовым, Н.А. Доллежалем и Г.А. Гасановым (руководитель СКБК-189 – разработчика парогенераторов) при активном участии И.В. Курчатова и А.П. Александрова были определены необходимые для проектирования ЯЭУ основные исходные данные – мощность, продолжительность и режимы работы, условия размещения на подводной лодке, массогабаритные ограничения и др.
Уже первые совместные с проектантами АПЛ проработки показали бесперспективность применения на лодке уран-графитового реактора из-за его чрезмерно больших массогабаритных характеристик. Вместо него, по предложению специалистов Лаборатории «В» были начаты разработки варианта установки с уже упоминавшимся реактором «БМ». Таким образом, предэскизный проект ЯЭУ представлен с двумя вариантами реакторов – «ВМ» и «БМ». Проекты ЯЭУ и самой АПЛ разрабатывались сотрудниками НИИ-8, ЛИП АН СССР, СКБ-143 и СКБК-189 и выпущены в январе 1953 года в НИИхиммаше. Сразу же предэскизный проект ЯЭУ в обоих вариантах был рассмотрен секцией № 8 НТС ПГУ, которая одобрила принципиальные основы ЯЭУ и поручила начать разработку эскизных проектов установки не только для АПЛ, но и наземного стенда.
При выполнении предэскизных проработок выявился ряд крупных научно-инженерных проблем, без решения которых невозможна практическая реализация идеи создания реакторной установки как основы энергетики подводной лодки. Такими проблемами в те годы были, например, выбор и обоснование нейтронно-физических и теплотехнических характеристик первого в нашей стране водо-водяного реактора, разработка методов и средств контроля за протекающими в нем и в установке процессами, способов управления ими, формирование с учетом корабельной специфики рациональной и эффективной радиационной защиты (ее доля в общей массе реакторной установки достигала 60-70 %), организация контроля за радиационной обстановкой на корабле, обеспечение комфортных условий работы экипажа и др.
Для решения этих проблем под руководством А.П. Александрова и Н.А. Доллежаля были развернуты крупномасштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. К их выполнению, а также к разработкам оборудования и систем ЯЭУ были привлечены (помимо специалистов ЛИП АН СССР и НИИ-8) научные учреждения АН СССР, институты и конструкторские бюро различных министерств и ведомств: Лаборатория «В», НИИ-9, СКБК-189, КБ Кировского завода, ЦНИИ-45, ЦНИИ-48, ВИАМ, ОКБ-12, ЦКБ ГМ, ПКБ-12, НИИ «Проектстальконструкция», ФХИ им. Карпова и др. Во всех «корабельных» вопросах большую помощь разработчикам ЯЭУ оказывали сотрудники СКБ-143. Работая над проектом принципиально нового подводного корабля (в США приспособили под «Наутилус» обычную подводную лодку), они в то же время уделяли большое внимание ЯЭУ и обеспечивали постановку и решение многих научно-технических задач по энергетике.
В июле 1954 года к работам по созданию АПЛ и ее энергоустановки впервые привлекаются военные моряки. Рассмотрение экспертами ВМФ технического проекта лодки привело к пересмотру боевого назначения корабля и состава его вооружения, но практически не отразилось на проектах ЯЭУ и ее составных частей.
Параллельно с разработкой АПЛ и ее энергоустановки проектируется наземный стенд ЯЭУ (его индекс – 27ВМ), на котором воспроизводятся реакторный и турбинный отсеки лодки с оборудованием и системами установки правого борта. Задачи стенда – проверка работоспособности установки и ее элементов, удобства обслуживания и ремонтов, условий обитаемости в энергоотсеках, а также подготовка экипажей АПЛ. В июле 1955 года завершились основные строительные работы по зданию и сооружениям стенда, заканчивалось изготовление основного оборудования. Изготовителем турбоагрегатов для стенда, а затем для АПЛ был Кировский завод, а большей части оборудования стендовой и корабельной реакторных установок – от самих реакторов до крупных трубопроводов – завод № 92. Их рабочие чертежи разрабатывались сотрудниками возглавляемого И.И. Африкантовым заводского ОКБ вместе с откомандированной в бюро летом 1954 года большой группой конструкторов НИИ-8, чертежи механизмов СУЗ – с группой С.М. Франкштейна (ОКБ-12). Руководили разработкой рабочего проекта от ОКБ завода – Ю.Н. Кошкин и от НИИ-8 – П.А. Деленс. Технологическая отработка чертежей осуществлялась специалистами соответствующих служб завода, после чего они сразу же поступали в цеха. Параллельно разрабатывались и изготовлялись необходимые стенды и оснастка для проверки оборудования и его узлов.
На завод регулярно приезжали научный руководитель А.П. Александров и главный конструктор Н.А. Доллежаль, что позволяло конструкторам и производственникам оперативно решать возникавшие наиболее сложные вопросы. Ход рабочего проектирования и изготовления контролировался руководящими работниками Минсредмаша и Миноборонпрома, в систему которого входил завод.
К марту 1956 года вся материальная часть наземного стенда была смонтирована и подготовлена к действию, и 8 марта на стенде 27ВМ под руководством А.П. Александрова был осуществлен физический пуск реактора. В первый период эксплуатации стенда 27ВМ были проведены физические исследования активной зоны реактора, в том числе при рабочих давлениях и температурах теплоносителя, которые подтвердили проектные нейтронно-физические характеристики зоны и позволили развернуть работы по их дальнейшему усовершенствованию.
В это время уже вовсю шло строительство самой подводной лодки, закладка которой на стапеле завода № 402 в г. Северодвинске состоялась 24 сентября 1955 года. На темпы работ по строительству АПЛ практически не повлияли весьма значительные корректировки ее технического проекта и рабочей документации, сделанные по замечаниям ВМФ. Специалистам СКБ-143 удалось провести все изменения чертежей по ходу строительства с сохранением большей части имевшегося задела. Процесс строительства осложнялся другим: сказывались трудности с поставкой комплектующего корабль оборудования от многочисленных (около 80) заводов, вызванные недостатком опыта изготовления новых для нашей промышленности изделий с повышенными требованиями к качеству, освоением нетрадиционных конструкционных материалов и технологий. Да и для самого завода № 402 атомная лодка была первой, что проявлялось, например, в требовавших особого внимания работах по монтажу, сварке и контролю разветвленных трубопроводов высокого давления в реакторном отсеке. В этих обстоятельствах пригодился опыт минсредмашевских организаций, за плечами которых уже было сооружение наземного стенда 27ВМ.
В августе 1957 года первая АПЛ была спущена на воду. На ней начались пуско-наладочные работы, плавно перешедшие в швартовные испытания. 13-14 сентября того же года в реакторы было загружено ядерное топливо, после чего осуществлены их физические пуски. Руководил всеми операциями А.П. Александров, а выполняли их специалисты ИАЭ, НИИ-8, заводов №№ 402 и 92, офицеры военной приемки. 19 апреля 1958 года после завершения монтажа трубопроводов в реакторном отсеке, проверки работы турбины с подачей пара от другого корабля, окончания всех пуско-наладочных и проверочных операций офицеры-операторы первого экипажа АПЛ под контролем сотрудников ИАЭ впервые выводят на мощность установку левого борта, а через месяц – и установку правого борта. Далее последовали проверки основных параметров ЯЭУ, радиационной обстановки и т.п. Положительные результаты этих работ позволили до 5 июня 1958 г. провести под руководством межведомственной комиссии комплексные швартовные испытания энергоустановки. Мощность ее была ограничена 60 % от номинальной (выше она к тому времени не поднималась на стенде 27ВМ). Такое же ограничение действовало и в процессе ходовых испытаний АПЛ, продолжавшихся до 1 декабря 1958 года. Следует особо отметить, что при ограничении мощности ЯЭУ подводная лодка достигла скорости на мерной миле в 23,3 узла. В пересчете на номинальную мощность скорость лодки составила бы 30,2 узла против 27,2 узла, гарантированных спецификацией на корабль.
Ходовые испытания проводились правительственной комиссией под председательством заместителя Главнокомандующего ВМФ В.Н. Иванова. Научное руководство испытаниями осуществлял А.П. Александров. В энергетическую секцию комиссии, возглавляемую И.Д. Дорофеевым (ВМФ) входили Н.А. Доллежаль, В.Н. Перегудов, Г.А. Гасанов, П.А. Деленс, Н.М. Синев, Г.А. Гладков, Ю.Н. Кошкин и др. В итоговом акте комиссии, утвержденном позднее Советом Министров СССР, указывалось, что созданная в СССР атомная подводная лодка является крупнейшим отечественным научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения. Атомная подводная лодка передавалась в опытную эксплуатацию, а до ее начала должны быть выполнены работы по устранению ряда недостатков, отмеченных комиссией, в т.ч. и в энергоустановке.
Опытная эксплуатация первой АПЛ (ее тактический номер – К-3) продолжалась до конца 1959 года. За это время было совершено 3 выхода в море, мощность установки поднималась уже до 80 % от номинальной, проверялись и отрабатывались различные режимы эксплуатации.
После завершения опытной эксплуатации АПЛ К-3 начала использоваться и для выполнения специальных заданий командования, и для несения службы на просторах Мирового океана – нового вида боевой деятельности ВМФ. В 1962 году она совершила первый в отечественном подводном флоте поход к Северному полюсу, пройдя подо льдами Арктики 1294 мили. В 1966-1967 гг. – два автономных похода общей продолжительностью 111 суток, в 1973-1975 гг. – три похода (суммарно 149 суток). Всего со времени окончания испытаний ЯЭУ в 1958 году подводная лодка прошла 128443 мили.
Первая отечественная АПЛ (с конца 1962 года она носила имя «Ленинский комсомол») до вывода из боевого состава ВМФ прослужила без малого 30 лет.
Было бы неверным представлять себе процессы создания и последующей эксплуатации ее, а затем головной и серийных АПЛ (всего с ЯЭУ этого типа было построено 55 АПЛ) как цепь непрерывных успехов. На этом пути было множество проблем, связанных, прежде всего, с принципиально новой энергетикой, накоплением опыта эксплуатации АПЛ, становлением новых отраслей промышленности – атомного машиностроения и атомного судостроения. Вот лишь две из этих проблем начального периода эксплуатации АПЛ: малая продолжительность кампании активных зон реакторов и низкая работоспособность парогенераторов из-за потери герметичности их трубными поверхностями. Острота этих проблем определялась, в частности, тем, что они впрямую сказывались на боеспособности атомного подводного флота. Поэтому начатые организациями Минсредмаша во взаимодействии с учреждениями других ведомств еще в ходе проектирования ЯЭУ научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы не прекратились с вводом в строй первой АПЛ. Они были развиты с повышением глубины ранее начатых исследований, с охватом новых направлений. Так, многоплановые работы по физике, теплогидравлике, прочности, материаловедению, металлургии сплавов и др., проведенные в ИАЭ, НИИ-8, НИИ-9, ВИАМ, ФЭИ с реализацией их результатов на ведущих предприятиях отрасли – позволили на основе новых научно-технических решений за несколько лет в 6-7 раз увеличить продолжительность кампании активных зон, доведя ее до приемлемых для флота значений. Проблема парогенераторов решалась как путем поиска методов и средств обеспечения качества теплоносителей, омывающих их трубы (работали специалисты ИАЭ, ФХИ им. Карпова, НИИ-8), так и изысканием коррозионно-стойких материалов, улучшенных технологий изготовления, гибки, сварки труб (СКБК-189, ЦНИИ-48). Конечным результатом этих работ явилось внедрение парогенераторов с трубами из титановых сплавов, снявших эту проблему. Важнейшую роль в отработке найденных решений этих и других проблем играл стенд 27ВМ. На нем проходила апробация большинства нововведений.
Нельзя не отметить еще одну сторону выполнявшихся работ. Они не только позволили решить задачи совершенствования энергоустановок и обеспечения нормальной эксплуатации действовавших АПЛ, но и наметили пути развития ЯЭУ для подводных лодок последующих поколений, стали отправными точками для проработки и реализации новых творческих замыслов.