Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Каким мог стать русский линкор Нельсон
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
boroda 14.07.2019 2658
13
в Избранноев Избранномиз Избранного 7
О линкоре Ленин упоминалось у нас на сайте в обзоре советской ветки линкоров World of Warships. Здесь более подробный разбор отдельно взятого линкора из этой замечательной игры.
Этот корабль является одной из конструктивных версий быстрых линейных кораблей, вооруженных 406-мм артиллерией, разработанных в рамках программы большого флота СССР во второй половине 30-х годов. Особенностью этого проекта было расположение основного аккумуляторного отсека в передней части корабля. Сплошная броня и крупный калибр образуют идеальное сочетание для сокрушения вражеских кораблей.
История корабля
В 1935 году новые вызовы в международной политике заставили СССР изменить свою концепцию кораблестроения, которая до сих пор не уделяла достаточного внимания линкорам. Эти изменения дали конструкторам зеленый свет, чтобы начать разработку нескольких линкоров. В 1936 году была подготовлена техническая спецификация. Проект 21, эскиз боевого корабля, предназначенного для службы на Балтийском море, был создан конструкторским бюро Балтийского завода на основе предоставленных технических условий. Особенности проекта: водоизмещение 35000 тонн; основная батарея, состоящая из девяти пушек калибром 406 мм; Бронированный корпус толщиной 350 мм. Эскиз был готов в июне. Компоновка основных башен корабля была похожа на ту, что была известна с британского линкора «Нельсон», с тремя башнями, расположенными спереди. Корабль также был оснащен дополнительным 152-миллиметровым вооружением, а также зенитными орудиями дальнего действия калибром 100 мм. Инженеры решили использовать систему защиты от итальянского Pugliese. Тем не менее, внешность, напоминающая Нельсона, была отвергнута штабом после бурной дискуссии по «тактическим причинам». Опыт, полученный при разработке проекта 21, был положен в основу проекта «Линкор типа А», который впоследствии превратился в линкор класса «Советский Союз».
Охота за линкором, или непотопляемый «Нельсон»
Во время Битвы за Атлантику немецкие подводные лодки отправили на дно около 200 военных кораблей противника. Атака вражеского корабля считалась весьма почётным делом и в случае успеха не оставалась без награды, но она не была приоритетной, так как главной целью для подлодок всегда оставались торговые суда. Исключение делалось лишь для крупных кораблей – авианосцев и линкоров, потопление которых сулило немедленное награждение Рыцарским крестом.
Неудивительно, что немецкие подводники страстно мечтали о встрече с такой «добычей» и атаковали тяжёлые корабли при первой возможности. Такая охота часто сопровождалась курьёзами, которые были связаны с ошибками в опознавании цели. Героем двух подобных историй стал английский линкор «Нельсон» (HMS Nelson), который дважды был «торпедирован» немецкими подлодками.
Линейный корабль «Нельсон» и его собрат «Родней» обладали уникальным узнаваемым силуэтом — три орудийные башни главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль оставался в строю с 1930 по 1948 гг.
Ошибка в радиограмме
5 декабря 1939 из Киля вышла в море подводная лодка U 23 (тип IIB) под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера (Otto Kretschmer), получившая задание действовать против судоходства в районе северо-восточного побережья Шотландии и у Шетландских островов. 7 декабря в 23:26 при смене позиции лодка обнаружила и атаковала конвой из четырёх судов, но торпеды прошли мимо целей. Успеха Кречмер добился спустя полчаса, атаковав и потопив одиночный пароход «Скотия» (Scotia, 2400 тонн), шедший под флагом нейтральной Дании.
Спустя четыре дня произошёл любопытный казус. Ночью 12 декабря U 23, находясь у Шетландских островов, в 02:08 выпустила поочерёдно две торпеды в эсминец, который стоял на якоре в проливе Йелл-Саунд. Одна из торпед взорвалась, и в воздухе вырос высокий столб пламени. На лодке решили, что торпедировали корабль, о чём доложили в штаб. Однако никаких потерь в эсминцах британцы в этот день в этом районе не понесли, а торпеды, вероятнее всего, попали в скалу, которую в темноте на U 23 приняли за военный корабль.
Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке — с началом боевых действий он был закрашен
Канадский исследователь Теренс Робертсон в своей книге-биографии Отто Кречмера рассказывает забавную историю: когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб юмористический доклад: «Торпедировали скалу. Не затонула»
. Это имело определённые последствия, когда U 23 вернулась на базу:
«Вернувшись в Киль, они узнали, что
U23провела в море больше времени, чем любая другая лодка их флотилии. Явившись на борт плавбазы с докладом, Кречмер с удивлением обнаружил, что все без исключения рады его успехам. Поскольку сам он был весьма недоволен своими промахами, всеобщие восторги его не порадовали. Он удивился еще больше, когда сам Дёниц потребовал от него подробнейший рапорт обо всех действиях во время похода. Ознакомившись с рапортом, Дёниц послал за Кречмером и поинтересовался, по какой причине тот умолчал в рапорте о торпедной атаке на «Нельсон».
– «Нельсон»? – совершенно искренне изумился Кречмер. – Но я не торпедировал «Нельсон»! Я его даже не видел!– Что? – завопил Дёниц. Он позвонил начальнику связи и приказал немедленно доставить ему отчет о последнем походе
U23. –Вот! – воскликнул он и указал нужное место в бумаге. – Читайте, что здесь написано!
Все еще недоумевая, Кречмер прочитал сообщение: «Нельсон» торпедирован, но не затонул». Ему потребовалось несколько секунд, чтобы осознать ошибку. Дело в том, что скала по-немецки
«Felsen».Где-то при расшифровке радиограммы оно трансформировалось в «Nelson».
Дёниц сел.– Скала, – пробормотал он, словно беседуя с самим собой. – Значит, все дело в том, что вы атаковали скалу. – Через минуту он весь сотрясался от хохота. – Ох, Кречмер, знал бы ты, о чем я сейчас думаю. Кажется, у нас обоих нет повода для веселья. Представь себе на минуту лицо Геббельса, когда он об этом узнает.
Дёниц взял телефонную трубку и попросил соединить с министерством пропаганды в Берлине. Затем он обернулся к Кречмеру:
– Хорошо, иди. Я прослежу, чтобы сегодняшнюю передачу отменили. Они собирались поинтересоваться у Черчилля, где сейчас «Нельсон». Не нужно обладать сильно развитым воображением, чтобы догадаться, какой ответ дал бы английский премьер».
Для Кречмера случай со скалой закончился каламбуром, но история имеет свойство повторяться, и казус с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, торпедировавшим британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.
Эскадра из камня
13 января 1940 года из Вильгельмсхафена вышла в поход подлодка U 25 (тип IA) под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце (Viktor Schütze). Командир лодки получил приказ выйти в Атлантику, обогнув Британские острова с севера, и, добравшись до Бискайского залива, начать патрулирование подходов к нему. Начало похода было удачным – днём 17 января U 25 потопила два судна: британское «Ползелла» (Polzella, 4751 тонна) и норвежское «Энид» (Enid, 1140 тонн).
Погрузка торпеды в носовой отсек подводной лодки U 25
Записав на свой счёт почти 6000 тонн, на следующий день Шютце продолжил охоту. Находясь к северу от Гебридских островов, U 25 встретила затемнённое судно, шедшее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течение получаса произвела три одиночных торпедных залпа. Первая и третья торпеды попали в цель, и через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего, обнаружив субмарину в надводном положении, загнал её под воду артогнём и сбросил вдогонку глубинные бомбы. Но судьба благоволила Шютце, и U 25 благополучно ушла от преследователя. Потопленным судном оказалась шведское «Пайяла» (Pajala, 6873 тонны), которое в сопровождении британского траулера ПЛО шло в Керкуолл для досмотра на предмет контрабанды.
К вечеру 18 января лодка находилась к северу от Шотландии у острова Сула Сгейр. В 19:12, находясь на небольшом расстоянии от этого острова, Шютце заметил тени двух больших кораблей, идущих в кильватерной колонне. На лодке идентифицировали их как линкоры. В 19:20 Шютце с расстояния в 1200 метров выпустил торпеду в самый большой корабль, который опознал как линкор «Нельсон», но промахнулся. Лодка сделала разворот для того, чтобы атаковать цель из кормовых аппаратов, но в этот момент, сблизившись, Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось скалами! В журнале боевых действий U 25 Шютце с раздражением о
При большом желании скалы острова Сула Сгейр вполне можно принять за вражескую эскадру
Недовольство командира лодки вполне объяснимо. Досада Шютце заключалась в том, что он не только потратил драгоценную торпеду впустую, но и даже не смог попасть в скалу, которую принял за вражеский линкор. Командир U 25 был крайне недоволен собой, но в штаб о своей атаке «военного корабля противника» докладывать не стал.
Возможно, Шютце не обладал таким чувством юмора, как Кречмер, или же знал об истории, приключившейся ранее с U 23, поэтому не захотел выставить себя на посмешище. Если в случае с U 23 Кречмер был уверен, что атакует эсминец, то Шютце повысил статус шотландских скал до уровня линкора. Правда, командир U 25 лишил доктора Геббельса возможности протрубить о торпедировании британского линкора, вовремя заметив свою ошибку.
Неудачники мнимых атак на «Нельсон» — командир U 23 капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25 капитан-лейтенант Виктор Шютце
Стоит отметить, что настоящий «Нельсон» тоже не избежал атак немецких подлодок. Рано утром 30 октября 1939 года западнее Оркнейских островов U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана (Wilhelm Zahn) атаковала британскую эскадру в составе линейного крейсера «Худ» (HMS Hood), линкоров «Родней» (HMS Rodney) и «Нельсон», а также 10 эсминцев. Цан выпустил по «Нельсону» три торпеды, но испытал жестокое разочарование – на лодке слышали звук металлического удара, который приняли за попадание несработавших торпед в корабль. По непроверенной информации, на «Нельсоне» в тот момент находился весь цвет британского флота: командующий Флотом метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс, Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Но если в тот день судьба благоволила «Нельсону», то спустя месяц она от него отвернулась. 4 декабря 1939 года линкор получил тяжёлые повреждения, подорвавшись на мине, установленной немецкой лодкой U 31 на входе в залив Лох-Эве. Ущерб от взрыва оказался настолько серьёзным, что корабль был вынужден пройти полугодовой ремонт в Портсмуте и вернулся в строй только 8 июня 1940 года.
* * *
Если провести аналогию обоих случаев ошибочных атак с настоящей охотой на зверя, то, вероятно, не один охотник на хищника стрелял в тайге в колоду или пень, принимая их за тигра или медведя. Гораздо хуже, пожалуй, когда за пень, наоборот, принимают тигра или медведя. Стоит отметить, что для Шютце и Кречмера всё закончилось благополучно, но если бы за скалы были приняты настоящие корабли, то повода для шуток у подводников в не было бы.
Первый вахтофицер U 23 Адальберт Шнее курит трубку на мостике лодки
Любопытным фактом представляется то, что практически все главные участники этих событий впоследствии стали известными подводниками. Кречмер и Шютце вошли в пятёрку лучших немецких подводных асов Второй мировой. Их вахтенные офицеры Адальберт Шнее (Adalbert Schnee), Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) и Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen), став командирами подлодок, также стали асами, а последнему даже удалось торпедировать и потопить настоящий линкор. 25 ноября 1941 года торпеды U 331 капитан-лейтенанта фон Тизенгаузена отправили на дно Средиземного моря британский линейный корабль «Бархэм». Но сначала были скалы…
Список источников и литературы:
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха. – М.: Центрполиграф, 2009
- Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (https://www.ubootwaffe.net)
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
Реконструкция корабля
Модель представляет теоретический внешний вид корабля 1944 года, если киль был построен в 1936 году и был ли он построен в соответствии с первоначальными планами проекта 21.
Основная батарея:
Состоит из пушек калибра 406 мм / 45, расположенная на трех тройных опорах, установленных в передней части корабля. В игре использованы разработки кафедры Обуховского металлургического завода.
Орудие было создано к концу 1913 года инженерами завода в Обухове под руководством Генерального штаба Военно-морских сил и Верховного командования корабельных сооружений. Заказ на оружие был подан в феврале 1914 года на Обуховском металлургическом заводе.
Проект существовал исключительно на бумаге и никогда не был реализован из-за того, что на заводе был размещены другие срочные заказы для армии. Проектирование работ предполагало следующие боевые характеристики: вес снаряда 1116 кг; полезная нагрузка 332 кг; дульная скорость 840 м / с.
Дополнительная батарея:
Четыре тройных орудия МК-3-152 калибра 152 мм. размещенные в башнях МК-3-180.
Орудия B-38 должны были быть установлены на артиллерийских линкорах в рамках проекта 23, тяжелых крейсеров проекта 69 и легких крейсеров проекта 68. Однако производство этих кораблей было остановлено во время Второй мировой войны, и B-38 был установлен на пяти крейсерах проекта 68K и четырнадцати крейсерах проекта 68бис после окончания войны.
Зенитное оружие:
Зенитная артиллерия дальнего действия состоит из шести двойных орудий МЗ-14, оснащенных пушками Б-54 калибра 100 мм. Противовоздушная оборона ближнего действия, включает восемь двухорудийных установок 46-К калибра 37 мм и десять двухорудийных установок В-11, так же имевших калибр 37 мм.
Флагман Нельсона — HMS Victory («Победа»)
Одним из популярнейших английских музеев считается Her Majesty’s Ship (HMS) или корабль её (его) величества – известное судно парусного века Victory («Победа»), стоящее с 12.01.1922 г. в портсмутском морском доке. На экспонате ежедневно бывают до двух тысяч посетителей, приносящих немалый доход, идущий на содержание необычного музея. Известность кораблю дала его необычная история, о которой пойдут речь ниже.
Трехмачтовый «Виктори» строился в Чатеме (Англия) почти шесть лет (с 23.07.1759 по 07.05.1765 годы) под руководством видных корабелов Д. Лока и Э. Аллина. Красота корабля, его 60-сантиметровый борт и свыше 100 разнокалиберных орудий впечатляли современников. На постройку гиганта ушло более 2500 многолетних вязов, дубов и других деревьев, а экипаж в разные периоды состоял из 850-950 человек. Корпус корабля имел две обшивки, а подводная часть позднее была покрыта медью, листы которого прикреплялись к обшивке металлическими гвоздями.
Водоизмещение флагмана английского морского флота составило 3500 тонн, при длине 69 и ширине 15,7 метров. Площадь его парусов достигала 260 м2, что позволяло двигаться со скоростью до 11 узлов (около 20 км/час). Все это, однако, не помогло судну обойти размерами испанский корабль «Сантисима Тринидад».
Линкор Ленин в бою
Главным оружием Ленина являются его, достаточно, точные 406-мм пушки, размещенные в трехорудийных башнях в передней части корпуса. Дальность стрельбы: 18,4 км; Время перезарядки 33 секунды. Более всего точность стрельбы из этих орудий вы сможете оценить на коротких и средних дистанциях.Так же это сочетает с большой скоростью поворота этих башен — 180 градусов, всего, за 30 секунд.
Хорошая броня — типичная особенность линкоров СССР. Эта броня позволит вам, особенно на ближних дистанциях, чувствовать себя наиболее уверенно и частенько избегать урона. Задний броневой пояс имеет толщину 100 мм и может отражать атаку более эффективно, чем большинство линейных кораблей этого уровня, а его палуба обеспечивает надежную защиту от артиллерии среднего калибра.
Ремонтная команда имеет ускоренное время восстановления, правда количество возможностей её использовать ограниченно, что негативно скажется в конце боя. Время ремонта: 10 секунд, время восстановления: 60 секунд.
Строительство и карьера [ править ]
Нельсон
и
Родни
К концу войны Родни
уже много лет использовала без значительного переоборудования или ремонта, и она была изношена, особенно ее оборудование. [9]
Nelson
был переоборудован в Соединенных Штатах в конце 1944 года и находился в достаточно хорошем состоянии, чтобы служить в послевоенном флоте, включая короткое время в качестве флагмана Флота метрополии в конце 1945 года.
Родни
был списан на слом в 1948 году. Inverkeithing, вскоре после мести -класса линкоров и королевы Елизаветы -класса линкоров и
Нельсона
в 1949 году после его использования в качестве мишени для бомбардировки испытаний. «Согласно мемуарам Уинстона Черчилля, обсуждалась серьезная модернизация, чтобы позволить
Нельсону
прослужить несколько лет в послевоенном флоте, но никаких других деталей не сохранилось. В любом случае
Нельсон
был слишком медлительным для современного флота, у которого больше не было передовой роли линкоров » [20].
Ссылки [ править ]
- Браун, Дэвид К. (1999). Большой флот: дизайн и разработка военного корабля 1906–1922
. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-315-X. - Браун, Дэвид К. (2000). Нельсон — Vanguard: проектирование и разработка военного корабля 1923–1945 гг
. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-492-X. - Берт, РА (2012). Британские линкоры, 1919–1939
(2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8. - Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны
. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4. - Фридман, Норман (2015). Британский линкор 1906–1946 гг
. Барнсли, Великобритания: издательство Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-225-7. - Роберт Гардинер, изд. (1980). Все мировые боевые корабли Конвея 1922-1946 гг
. Лондон: Conway Maritime Press.CS1 maint: extra text: authors list (link) - Контр-адмирал GGO Gatacre, Отчеты о
заседаниях
1921–1964
(Nautical Press & Publications, Мэнли, Новый Южный Уэльс, Австралия, 1982) ISBN 0 949756 02 4 - Джордан, Джон (2020). «Военные заметки: шестидюймовые турели Нельсона
и
Родни
». В Иордании, Джон (ред.).
Военный корабль 2020
. Оксфорд, Великобритания: Оспри. С. 184–188. ISBN 978-1-4728-4071-4. - Лентон, HT (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны
. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7. - Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры
(переиздание изд. 1957 г.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4. - Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: разработка и техническая история линкора и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год
. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-817-4. - Стерн, Роберт С. (2017). Праздник линкора: военно-морские договоры и дизайн капитального корабля
. Барнсли, Великобритания: издательство Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-344-5.
Примечания [ править ]
- Британский Линкоры 1939-45 (II)
, Angus Konstam, Osprey Publishing. - ^ a b c d e f Престон, Энтони . Линкоры
. Лондон: Книги Бизона. ISBN 0861242599. - ^ Б с д е е г ч я Burt, с.
- ^ а б в г Браун 1999, стр.
- ↑
Burt, стр. 348–349. - ↑
Raven & Roberts, стр. 126–127. - Перейти
↑ Burt, pp. 350, 357–359 - ↑
Raven & Roberts, стр. 114, 124–125. - ^ a b c HMS Rodney
, Iain Ballantyne, Pen & Sword Books, ISBN 978 1 84415 406 7 - Французские линкоры 1922-1956
, Джон Джордан и Роберт Дюма, Seaforth Publishing, ISBN 978 1 84832 034 5 - ^ a b Отчеты о
заседаниях
1921–1964
, GGO Gatacre, ISBN 0 949756 02 4 - Перейти
↑ Raven & Roberts, p. 118 - Отчеты о
заседаниях
1921-1964
, GGO Gatacre, Nautical Press & Publications, Сидней, 1982, ISBN 0 949756 02 4 , стр.140 - На службе Его Величества, 1940-41
, Джозеф Х. Веллингс, https://www.ibiblio.org/anrs/docs/D/D7/1002wellings_onhismajestysservice.pdf - Баллантайн, стр. 142
- ↑Killing the Bismarck
, Iain Ballantyne, Pen & Sword Books, Yorkshire, ISBN 978 1 84415 983 3 , стр. 258–260. - Погоня: Крушение Бисмарка
, Людовик Кеннеди, Уильям Коллинз, ISBN 0 00 211739 8 - Конвея Все боевые корабли в мире 1922-1946 (First American Edition)
. Нью-Йорк: Mayflower Books Inc., 1980. стр. 14. ISBN 0-8317-0303-2. - Берт, стр. 377
- Линкоры Конвея
, Ян Стернтон, Conway Maritime Press, Лондон, 2008, ISBN 978 1 844860 685 , стр. 135