«Стандартные» линкоры США, Германии и Англии. Американская «Пенсильвания». Часть 2


Линкоры и броненосцы | США

Линейный корабль «Wyoming» (ВВ-32)

Линейный корабль «Arkansas» (ВВ-33)

Серия линейных кораблей типа «Wyoming» состояла из 2 единиц («Wyoming», «Arkansas») и была построена на верфях «William Cramp and Sons» и «New York Shipbuilding Corporation» соответственно. Корабли были введены в эксплуатацию в 1912 г. «Arkansas» прошел первую модернизацию в 1925-1928 гг., вторую в 1942 г. «Wyoming» в 1931-1932 гг. был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль. Линкор «Wyoming» был списан в 1947 г., а «Arkansas» потоплен в 1946 г. при испытаниях ядерного оружия. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 26 тыс. т, полное – 27,2 тыс. т; длина – 171 м, ширина – 28,4 м; осадка – 8,7 м; скорость – 20,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 28 тыс. л.с.; запас топлива – 5,1 тыс. т нефти; дальность плавания – 5,2 тыс. миль; экипаж – 1 060 человек. Бронирование: борт – 280 мм, башни – 305 мм, барбеты – 280 мм, палуба – 88 — 119 мм; казематы – 164 мм, рубка – 292 мм. Вооружение: 6х2 — 305-мм орудий; 16х1 — 127-мм орудий; 10х1 – 76-мм орудий; 9х4 – 40-мм зенитных автоматов; 7х4 – 20-мм зенитных автоматов; катапульта и 3 гидросамолета.

Линейный корабль «New York» (ВВ-34)

Линейный корабль «Texas» (ВВ-35)

Серия линейных кораблей типа «New York» состояла из 2 единиц («New York», «Texas») и была введена в эксплуатацию в 1914 г. В 1925-1927 гг. корабли прошли модернизацию, в 1942 г. – усиление зенитной артиллерии. Линкор «New York» затоплен в 1948 г., а «Texas» с 1948 г. превращен в музей. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 27 тыс. т, полное – 31,9 тыс. т; длина – 174 м, ширина – 32 м; осадка – 9,2 м; скорость – 20, узл; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 28,1 тыс. л.с.; запас топлива – 5 тыс. т нефти; дальность плавания – 7,7 тыс. миль; экипаж – 1 300 человек. Бронирование: борт – 305 мм, башни – 356 мм, барбеты – 305 мм, палуба – 88 — 107 мм; рубка – 305 мм. Вооружение: 5х2 — 356-мм орудий; 6х1 — 127-мм орудий; 10х1 – 76-мм орудий; 6х4 – 40-мм зенитных автоматов; 36х1 – 20-мм зенитных автоматов; катапульта и 3 гидросамолета.

Линейный корабль «Nevada» (ВВ-36)


Линейный корабль «Oklahoma» (ВВ-37)

Серия линейных кораблей типа «Nevada» состояла из 2 единиц («Nevada», «Oklahoma») и была построена на верфях «Fore River Shipyard» и «New York Shipbuilding Corporation» соответственно. Корабли были введены в эксплуатацию в 1916 г. В 1927-1930 гг. линкоры прошли модернизацию. Вторую модернизацию линкор «Nevada» прошел в 1941 г. во время ремонта. Линкор «Oklahoma» потоплен в 1941 г., а «Nevada» расстрелян в 1948 г. как мишень. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 29,7 тыс. т, полное – 31,7 тыс. т; длина – 178 м, ширина – 33 м; осадка – 9 м; скорость – 20,2 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 25 тыс. л.с.; запас топлива – 2 тыс. т. нефти; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 1 380 человек. Бронирование: борт – 343 мм, траверсы – 320 мм, башни – 457 мм, барбеты – 330 мм, палуба – 127 мм; рубка – 406 мм. Вооружение: 2х3 и 2х2 — 356-мм орудия; 8х2 – 127-мм зенитных орудий; 4х4 – 40-мм зенитных автоматов; 16х1 – 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 2 гидросамолета.

Линейный корабль «Pennsylvania» (ВВ-38)

Линейный корабль «Arizona» (ВВ-39)

Серия линейных кораблей типа «Pennsylvania» состояла из 2 единиц («Pennsylvania», «Arizona») и была введена в эксплуатацию в 1916 г. В 1929-1931 гг. линкоры прошли модернизацию. Линкор «Arizona» потоплен в 1941 г., а «Pennsylvania» затоплен в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 33,4 тыс. т, полное – 35,9 тыс. т; длина – 185 м, ширина – 32 м; осадка – 9,4 м; скорость – 21 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 31,5 тыс. л.с.; запас топлива – 2,3 тыс. т нефти; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 1 050 человек. Бронирование: борт – 343 мм, траверсы – 320 мм, башни – 457 мм, барбеты – 330 мм, палуба – 37 — 114 мм; рубка – 406 мм. Вооружение: 4х3 — 356-мм орудия; 12х1 – 127-мм орудий; 8х1- 127-мм зенитных орудий; 4х1 – 76-мм орудий; 10х4 – 40-мм зенитных автоматов; 22х2 – и 27х1 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 2 гидросамолета.

Линейный корабль «New Mexico» (ВВ-40)

Линейный корабль «Mississippi» (ВВ-41)

Линейный корабль «Idaxo» (ВВ-42)

Серия линейных кораблей типа «New Mexico» состояла из 3 единиц («New Mexico», «Mississippi», «Idaxo») и была построена на верфях «New York Navy Yard», «Newport News» и «New York Shipbuilding Corporation» соответственно. Корабли были введены в эксплуатацию в 1917-1919 гг. В 1931-1934 гг. линкоры прошли модернизацию. Линкоры «New Mexico» и «Idaxo» были списаны в 1947 г., а «Mississippi» — в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 33,4 тыс. т, полное – 36,2 тыс. т; длина – 190 м, ширина – 32,4 м; осадка – 9,4 м; скорость – 22 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 5,4 тыс. т нефти; дальность плавания – 5,1 тыс. миль; экипаж – 1 440 человек. Бронирование: борт и траверсы – 343 мм, башни – 457 мм, барбеты – 330 мм, палуба – 70 — 140 мм; рубка – 406 мм. Вооружение: 4х3 — 356-мм орудия; 16х1 – 127-мм орудий; 12х4 – 40-мм зенитных автоматов; 17 — 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 2 гидросамолета.

Линейный корабль «Tennessee» (ВВ-43)

Линейный корабль «California» (ВВ-44)

Серия линейных кораблей типа «Tennessee» состояла из 2 единиц («Tennessee», «California») и была построена на верфях «New York Navy Yard» и «Mare Island NSY» соответственно. Корабли были введены в эксплуатацию в 1920-1921 гг. Линкор «Tennessee» прошел модернизацию в 1942-1943 гг., а «California» в 1944г. В 1947 г. корабли были выведены со службы и в 1959 г. отправлены на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 32,1 тыс. т, полное – 34,6 тыс. т; длина – 183 м, ширина – 30 м; осадка – 9,4 м; скорость – 21 узл.; энергетические установки — 4 турбоэлектрические установки и 8 паровых котлов; мощность – 28,6 тыс. л.с.; запас топлива – 4,7 тыс. т. нефти; дальность плавания – 9,7 тыс. миль; экипаж – 1 080 человек. Бронирование: борт и траверсы – 343 мм, башни – 457 мм, барбеты – 320 мм, палуба – 37 — 89 мм; рубка – 406 мм. Вооружение: 4х3 — 356-мм орудия; 8х2 – 127-мм орудий; 10х4 – 40-мм зенитных автоматов; 43 — 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Линейный корабль «Colorado» (BB-45)
Линейный корабль «Maryland» (ВВ-46)

Линейный корабль «West Virgnia» (ВВ-48)

Серия линейных кораблей типа «Colorado» состояла из 3 единиц («Colorado», «Maryland», «West Virgnia») и была построена на верфях «New York Navy Yard» и «New York Shipbuilding Corporation». Корабли были введены в эксплуатацию в 1921-1923 гг. В 1941-1942 гг. линкоры «Colorado», «Maryland» прошли модернизацию. «West Virgnia» был модернизирован в процессе восстановления в 1941-1944 гг. Корабли были списаны в 1947 г., а в 1959 г. направлены на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 32,4 тыс. т, полное – 34,6 тыс. т; длина – 183 м, ширина – 30 м; осадка – 9,5 м; скорость – 21 узл.; энергетические установки — турбоэлектрические установки и 8 паровых котлов; мощность – 28,9 тыс. л.с.; запас топлива – 1,9 тыс. т нефти; дальность плавания – 9,7 тыс. миль; экипаж – 1 080 человек. Бронирование: борт и траверсы – 343 мм, башни – 457 мм, барбеты – 320 мм, палуба – 37 — 89 мм; рубка – 406 мм. Вооружение: 4х2 — 406-мм орудия; 10х1 – 127-мм орудий; 8х2 – 127-мм зенитных орудия; 10х4 – 40-мм зенитных автоматов; 43 — 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Линейный корабль «North Carolina» (ВВ-55)

Линейный корабль «Wachington» (ВВ-56)

Серия линейных кораблей типа «North Carolina» состояла из 2 единиц («North Carolina», «Wachington») и была введена в эксплуатацию в 1941 гг. В 1961 г. корабли были выведены со службы, а «North Carolina» превращен в музей. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 37,5 тыс. т, полное – 44,4 тыс. т; длина – 217 м, ширина – 33 м; осадка – 10 м; скорость – 28 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 121 тыс. л.с.; запас топлива – 6,2 тыс. т. нефти; дальность плавания – 17,5 тыс. миль; экипаж – 1 880 человек. Бронирование: борт – 305 — 168 мм; траверсы – 280 мм, башни и барбеты — 406 мм, палуба – 37 — 140 мм; рубка – 406 мм. Вооружение: 3х3 — 406-мм орудия; 10х2 – 127-мм орудий; 15х4 – 40-мм зенитных автоматов; 8х2 и 63х1 — 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Линейный корабль «South Dakota» (ВВ-57)

Линейный корабль «Indiana» (ВВ-58)
Линейный корабль «Massachusetts» (ВВ-59)

Линейный корабль «Alabama» (ВВ-60)

Серия кораблей типа «South Dakota» состояла из 4 единиц («South Dakota», «Indiana», «Massachusetts», «Alabama») и была построена на верфях New York Shipbuilding Corporation, Newport News Shipbuilding, Bethlehem Steel Corporation и Norfolk Naval Shipyard«New York Navy Yard» соответственно. Корабли были введены в эксплуатацию в 1942 г. Линкоры «South Dakota» и «Indiana» были списаны в 1962 и 1963 гг., а «Alabama» и «Massachusetts» в 1964-1965 гг. преобразованы в музеи. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 38 тыс. т, полное – 44,5 тыс. т; длина – 203 м, ширина – 33 м; осадка – 10,7 м; скорость – 27,5 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 130 тыс. л.с.; запас топлива – 7 тыс. т. нефти; дальность плавания – 15 тыс. миль; экипаж – 1 800 человек. Бронирование: пояс – 330 мм, траверсы – 280 мм, башни – 458 — 242 мм, барбеты – 440 — 287 мм, главная палуба – 152 — 146 мм, верхняя палуба – 16 — 37 мм, рубка – 406 мм. Вооружение: 3х3 — 406-мм орудия; 10х2 – 127-мм орудий; 17х4 – 40-мм зенитных автоматов; 72х1 — 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 3 гидросамолета.

Линейный корабль «Iowa» (ВВ-61)

Линейный корабль «New Jersey» (ВВ-62)

Линейный корабль «Missouri» (ВВ-63)

Линейный корабль «Wisconsin» (ВВ-64)

Серия линейных кораблей типа «Iowa» состояла из 4 единиц («Iowa», «New Jersey», «Missouri», «Wisconsin») и была построена на верфях «NY Navy Yard» и «Phi Navy Yard». Корабли были введены в эксплуатацию в 1943 — 1944 гг. Линкоры «New Jersey», «Missouri» и «Wisconsin» в 1999-2001 гг. превращены в музеи, а «Iowa» находится в резерве. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 49-49,5 тыс. т, полное – 57,5 – 58,1 тыс. т; длина – 262 м, ширина – 33 м; осадка – 11 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки – 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 212 тыс. л.с.; запас топлива – 7,6 тыс. т нефти; дальность плавания – 15 тыс. миль; экипаж – 1 900 человек. Бронирование: пояс – 330 мм, траверсы – 287 мм, башни – 496-242 мм, барбеты – 440 — 287 мм, главная палуба – 152 мм, верхняя палуба – 16 — 37 мм, рубка – 445 мм. Вооружение: 3х3 — 406-мм орудия; 10х2 – 127-мм орудий; 20х4 – 40-мм зенитных автоматов; 52х1 — 20-мм зенитных автоматов; 2 катапульты и 3 гидросамолета.
Поделиться в:

Зенитное вооружение

При вступлении линкоров в строй было представлено 4 орудиями калибра 76-мм/50. Эти орудия были вполне равноценны множеству других пушек того же назначения, появившихся к тому времени на линкорах мира. Зенитные «трехдюймовки» стреляли снарядом весом 6,8 кг с начальной скоростью 823 м/сек., скорострельность могла достигать 15-20 выстр./мин.

При стрельбе использовались унитарные патроны, при этом максимальный угол подъема ствола достигал 85 град. Максимальная дальность стрельбы (при угле 45 град) составляла 13 350 м или 72 кабельтова, максимальная досягаемость по высоте – 9 266 м. Централизованного управления эти орудия, разумеется, не имели.

Заслуженный отдых

В 90-е годы «большую четвёрку» окончательно вывели из списков флота. Но это не помешало им забирать человеческие жизни. Так, в октябре 1998 года на «Нью-Джерси» погиб один из нанятых гражданских рабочих — 61-летний Артуро Баронья. Бедняга получил по голове выскочившим из-под натяжения канатом для швартовки и умер через три часа после инцидента.

Все красавцы-линкоры стали кораблями-музеями — сегодня посетить их может каждый. Один из «айов», а именно «Миссури», засветился в голливудском кино, причём целых два раза. В фильмах «В осаде» (правда, сами съёмки проходили на одном из линкоров типа «Саут Дакота») и «Морской бой», где ветеран Второй мировой лихо топил инопланетян.


Линкор «Миссури» в фильме «Морской бой» (2012)

Интересно, что все «айовы» переоборудованы в музеи так, чтобы это не повредило корабельным системам. То есть в экстренной ситуации, вроде того же нападения инопланетян, их можно будет относительно быстро поставить в строй. И тогда могучие 406-мм орудия заговорят вновь.

Япония

Кто построил самые большие и современные линкоры Второй мировой войны? Япония. «Ямато» и второй корабль серии, ставший последним, «Мусаси», имели титаническое водоизмещение (полное), превышающее 70 тыс. тонн. Эти гиганты были и вооружены самыми мощными орудиями главного калибра 460 мм. Броня также не знала равных — от 400 до 650 мм. Чтобы уничтожить такого монстра требовались десятки прямых попаданий торпед, авиабомб или артиллерийских снарядов. У американцев нашлись все эти смертоносные средства поражения в достаточном количестве, и обстоятельства сложились так, что они смогли их применить. Они были злы на японцев за Перл Харбор и жалости не ведали.

Сколько их было всего

За весь период, называемый предвоенным (на самом деле война уже шла, в Испании и на Дальнем Востоке, например), и все годы «горячей фазы» мирового конфликта наиболее развитые страны, стремящиеся утвердить или восстановить свое региональное (или мировое) доминирование построили двадцать семь единиц кораблей, относящихся к классу линейных.

Больше всего спустили на воду американцы, целых десять. Это свидетельствует о вполне серьезных намерениях США поддерживать уровень своего влияния в отдаленных районах Мирового океана, впрочем, без масштабного непосредственного участия сухопутных сил, на тот момент вполне скромных.

Второе место занимает Британия со своими пятью единицами. Тоже неплохо.

Германия, только что отвергшая условия Версаля, спустила на воду четыре.

Италия, претендовавшая во времена правления Дуче Муссолини на роль регионального средиземноморского лидера, смогла осилить три крупнотоннажные единицы. Такое же количество дредноутов успела произвести Франция.

Японские линкоры Второй мировой войны представлены двумя единицами серии «Ямато». Относительно по сравнению с другими участниками «клуба» небольшое количество императорский флот собирался компенсировать циклопическими размерами кораблей.

Приведенные цифры являются фактическими. Планы были куда обширнее.

Состояние морской тактической мысли в межвоенный период

С тех пор, как на морях гремели англо-голландские морские сражения, и до середины XX века в сознании командования флотов всего мира существовало и практически не менялось представление об идеальном корабле. Главный тактический прием сформировался тогда же, в XVII столетии, и состоял он в том, чтобы выстроить все силы в кильватерную колонну, а затем открыть огонь из всех стволов. Кто потопит больше вражеских единиц, тот и победил. Некоторое смятение в умы флотоводцев внесло в 1916 году Ютландское сражение, прошедшее по несколько иному сценарию. Выполняя энергичное маневрирование, немецкая эскадра причинила британским силам, обладавшим количественным и качественным превосходствам, существенный ущерб, понеся вдвое меньше потерь и «обыграв по очкам» (выражаясь спортивной терминологией) противника. Впрочем, о победном исходе битвы поспешили объявить и англичане, не потрудись произвести анализ своих, в общем-то, неудачных действий. А задуматься следовало. Возможно, тогда линкоры Второй мировой войны оказались бы более эффективным оружием в борьбе с фашизмом, или, по крайней мере, их было бы меньше, что высвободило бы ресурсы для других, более важных оборонных программ. Впрочем, правильных выводов не сделали и победители Ютланда, немцы. Они (по крайней мере, Гитлер и его непосредственное окружение) тоже считали мощь и размеры приоритетным фактором в одолении противника. Да и другие страны, которым предстояли тяжелые бои на морях и океанах, придерживались сходных взглядов. Все они ошибались.

Большие дубинки

После войны содержать огромный флот было дорого, а порезать на металл четыре новейших линкора — жалко. Большинство из них законсервировали — в строю остался один «Миссури».

Семнадцатого января 1950-го триумфатор Токийского залива напоролся на мель, причём так лихо, что сильно деформировал корпус. Восстанавливать его полностью значило разобрать линкор наполовину и пересобрать его заново — это было долго и дорого. Поэтому американцы ограничились «косметическим» ремонтом наружной обшивки, наложенной по деформированным обводам корпуса. Ирония судьбы заключалась в том, что скорость построенного ради быстроходности линкора теперь ограничилась какими-то 24 узлами.


Линкор «Миссури», севший на песчаную косу

Вторая половина XX века стала для «айов» чередой консерваций, расконсерваций и военных конфликтов. Они прошли Корею, Вьетнам, Ливан и Первую иракскую кампанию. Задачи всегда были одинаковы — артиллерийская поддержка и воздействие на прибрежные коммуникации. «Айовы» за 30 минут выпускали столько же стали и взрывчатки, сколько авиакрыло большого авианосца за целый день, причём делали это дешевле.

Были, конечно, особенности — дальность, точность, соотношение взрывчатки и металла. Но смысл в использовании линкоров всё равно оставался — иначе бы их не выдёргивали из консервации всякий раз, когда где-нибудь на краю земного шара разгоралась очередная более-менее серьёзная война с участием американцев.

Почему планы не сбылись?

Линкор «Советский Союз» проекта «А» был заложен в Ленинграде заводом № 15 летом 1938 года, две единицы («Советская Белоруссия», «Советская Россия») начали строиться в Молотовске (сегодня этот город называется Северодвинском), еще одна — в Николаеве («Советская Украина»). Так что в прожектерстве и маниловщине И. В. Сталина упрекнуть никак нельзя, планы, поставленные партией, выполнялись неуклонно. Другой вопрос, что существовали объективные трудности, за которые, вполне возможно, субъективно ответили перед законом некоторые товарищи, не справившиеся с заданием. На момент германского нападения строящиеся корабли находились в разной степени готовности, но не более чем на пятую часть общего объема работ. Самые современные линкоры СССР Второй мировой войны так и не встали в боевой строй, послужив донорами для других важных оборонных программ. Использовались их орудия, броневые плиты, но сами они в море так и не вышли. Не хватило времени и опыта, отработка технологий заняла слишком долгий период.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]