Если вы читали мои предыдущие статьи, то уже знаете историю рейдеров серий «Бисмарк» и «Шарнхорст», которые стали «потомками» «карманных линкоров».
Появление этих оригинальных кораблей было обусловлено тем, что Версальский мир, преследуя цель низведения Германии до уровня региональной державы, практически не оставил ей морской «брони». Однако некоторые факторы позволили немцам нивелировать многие негативные последствия сего договора, уже через десять лет заложив первый тяжёлый военный корабль. Как раз о нем сегодня и будет моя статья.
Тяжёлый крейсер «Дойчланд». 1936 г.
Как все начиналось
Как вы возможно знаете, Германии от версальских «щедрот» достались шесть броненосцев, которые впоследствии могли быть заменены кораблями не крупнее 10 000 тонн: поскольку «лайми» в своём дурном усердии оставили немцам только самые старые «гробы», последние смогли немедленно приступить к проектированию нового плавсостава.
Рассматривались варианты броненосца береговой обороны и тяжёлого крейсера – первый был отвергнут сразу, так как имел очень ограниченный спектр возможностей, второй мало чем отличался от таковых во флотах вероятных супостатов, а малочисленные Кригсмарине должны были иметь возможность преподносить противнику неприятные сюрпризы. Поэтому было решено начать разработку рейдеров, способных оторваться от дредноутов и эффективно противостоять более лёгким кораблям.
Строительство «Дойчланда» стартовало в 1928 году, пять лет спустя он был полностью введён в строй. Хочу подчеркнуть, что водоизмещение уже головного корабля несколько зашкалило за версальский лимит, но англичане, видя в немцах союзников в противостоянии с СССР, предпочли закрыть на это глаза.
Рейдер, ради политического благолепия поименованный в официальных бумагах броненосцем, имел бронирование, способное «держать удар» лёгких крейсеров вероятных противников и две башни ГК, которые несли по 3 11-дюймовых орудия, способные подавить любой тяжёлый крейсер. Восемь дизельных двигателей суммарной мощностью свыше 56 000 л. с. разгоняли его до 28 узлов.
Спуск «Дойчланда» на воду.
В общем, могу уверить вас, что немцы добились чего хотели – нестандартный проект, в итоге получивший историческое прозвание «карманный линкор», заставил французов, сильно недовольных сочетанием его характеристик, спешно «запилить» линейные крейсера типа «Дюнкерк», которые должны были противостоять ему и его систершипам.
Должен заметить, что эти корабли более, чем вдвое превосходили «Дойчланд», который и сам был признан недешёвым проектом по размеру и цене.
Накануне
Полагаю вы догадываетесь, что к новейшему германскому кораблю было приковано внимание не только мировых военно-морских кругов. Поэтому до 1936 гг. рейдер, будучи плавучей витриной национал-социализма, в основном занимался тем, что «держал флаг», «расшаркиваясь» в иностранных портах.
Однако не подумайте, что его служба до начала ВМВ была сплошной цепью парадов с «раздачей слонов». В период гражданской войны в Испании он наблюдал за соблюдением нейтралитета, де-факто поддерживая мятежников, это и стало причиной нападения на него республиканских ВВС: бомбер СБ-2 ведомый советскими пилотами накрыл его серией ФАБ-100, в результате двух попаданий около сотни членов экипажа были убиты и ранены.
«СБ-2» Двухмоторный цельнометаллический среднеплан, вооружённый четырьмя пулеметами калибра 7,62 и 500 кг бомбы
«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота
В годы Второй мировой войны немецкие «карманные линкоры» типа «Дойчланд» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с вражескими крейсерами. Однако судьба их складывалась по-разному. Если боевой путь одного из «неудачников» немецкого флота крейсера «Дойчланд» («Лютцов») пролегал от ремонта до ремонта, то крейсер «Адмирал Шеер» показал высокую боевую эффективность и прославился удачными рейдами.
В довоенной Германии тяжёлые крейсера четко разделялись на два подтипа. «Карманные линкоры» строились исключительно для рейдерских операций, а «классические» тяжёлые крейсера – для эскадренных действий, но с учётом возможного рейдерства. В итоге и те, и другие занимались почти исключительно операциями против торговли, а в конце Второй мировой войны – артиллерийской поддержкой сухопутных войск.
Начнём обзор с «карманных линкоров» – удивительных кораблей, по сути, представлявших собой «мини-дредноуты». По условиям Версальского договора Веймарская республика не могла строить корабли стандартным водоизмещением более 10 000 т для замены старых броненосцев додредноутной эпохи. Поэтому перед немецкими конструкторами 20-х годов была поставлена нетривиальная задача – вписать в эти рамки корабль, который бы был мощнее любого тогдашнего крейсера и, в то же время, мог ускользнуть от линкора. При этом его предполагалось использовать и в качестве рейдера для борьбы с вражеской торговлей (а значит, он должен был иметь большую дальность хода).
Все три качества удалось совместить благодаря использованию дизельной силовой установки, а также тому, что союзники не ограничили немцам главный калибр. Поэтому новые корабли получили по шесть 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, что заведомо превосходило вооружение самых мощных «вашингтонских» крейсеров того времени (шесть или восемь 203-мм стволов). Правда, по скорости новые корабли заметно уступали крейсерам, но даже 28 узлов делали безопасной встречу с большинством тогдашних дредноутов.
Тяжёлый крейсер «Дойчланд» после вступления в строй, 1934 год Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995
Первоначальный проект кораблей, официально именовавшихся «броненосцами», но получивших у журналистов прозвище «карманных линкоров», был создан в 1926 году. Бюджет на их постройку обсуждался в Рейхстаге уже с конца 1927 года, а строительство головного «Дойчланда» началось в 1929 году. «Дойчланд» вступил в строй весной 1933 года, «Адмирал Шеер» – в 1934 году, «Адмирал граф Шпее» – в 1936 году.
Позднее проект «карманных линкоров» стали критиковать как попытку создать универсальные боевые единицы для выполнения сразу всех задач. Однако в начале 30-х годов новые корабли вызвали настоящий переполох у соседей Германии. В 1931 году французы «ответили» немцам заказом 23 000-тонных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», после чего обеспокоились и итальянцы, начавшие модернизацию своих старых дредноутов до стандарта быстроходных линкоров. Разработав новый проект, немцы запустили «линкорную гонку» в континентальной Европе.
По итогам строительства стандартное водоизмещение «карманных линкоров» вышло за лимит в 10 000 т и составило порядка 10 770 т у «Дойчланда» (строившегося ещё при соблюдении ограничений) и 12 540 т у «Адмирала графа Шпее». Заметим, что превышение лимита на 5–10% было типично для всех «вашингтонских» крейсеров, кроме самых первых.
Бронирование новых немецких кораблей оказалось весьма сильным. «Дойчланд» был защищён полным наклонным (12°) наружным поясом по цитадели (толщиной 80 мм в верхней половине и до 50 мм у нижней кромки). На концах цитадели, около погребов, толщина верхней части пояса несколько снижалась (до 60 мм), зато более лёгкое бронирование продолжалось за 60-мм траверзами (18 мм в нос до форштевня и 50–30 мм в корму до рулевой машины). Вертикальное бронирование дополнялось 45-мм внутренним наклонным поясом, шедшим параллельно внешнему, так что суммарная толщина двух поясов составляла до 125 мм – больше, чем у любого другого крейсера межвоенного периода.
Бронирование немецких «карманных линкоров» («Адмирал граф Шпее») Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
Горизонтальная броня состояла из двух палуб: верхней (на протяжении всей цитадели, но выше кромки пояса и никак с ним конструктивно не связанной) и нижней, лежавшей поверх внутреннего пояса, но чуть ниже его верхней кромки. Толщина нижней палубы составляла 30–45 мм, причём промежутка между поясами бронирования не было вообще. Таким образом, толщина горизонтальной брони составляла 48–63 мм. Башни главного калибра имели лобовое бронирование толщиной 140 мм, стенки толщиной 80 мм и крышу толщиной от 85 до 105 мм.
Качество этой брони принято оценивать низко, так как она делалась по технологии начала Первой мировой войны. Но на последующих кораблях серии бронирование было несколько усилено: наружный пояс достиг 100 мм по всей высоте за счёт снижения толщины внутреннего пояса до 40 мм. Нижняя броневая палуба также претерпела изменения – продолжилась до внешнего пояса, но при этом её толщина уменьшилась до 20–40 мм на разных участках. Наконец, толщина так называемых верхних продольных броневых переборок, расположенных в глубине корпуса между броневыми палубами, увеличилась с 10 до 40 мм. Броневая защита дополнялась бортовыми булями, которых не было на большинстве крейсеров того времени.
В целом, защита немецких «карманных линкоров» производит странное впечатление – она выглядит слишком лоскутной, неравномерной и «размазанной» по всей длине корабля. В то же время в других странах предпочитали следовать принципу «всё или ничего», максимально бронируя только жизненно важные элементы, а прочее оставляя вовсе без защиты. Горизонтальная броня «карманного линкора» выглядит слишком слабой, особенно для рейдера с крупнокалиберными орудиями, предназначенного для боя на дальних дистанциях. С другой стороны, бронирование получилось разнесённым, то есть, более эффективным; вдобавок снаряд, прежде чем проникнуть вглубь корабля, должен был преодолеть несколько слоёв брони, расположенных под разными углами, что повышало вероятность рикошета или срабатывания взрывателя на броне. Как же эта защита показала себя в боевых условиях?
«Дойчланд» («Лютцов»)
Этот корабль стал одним из самых неудачливых немецких крейсеров. Впервые он попал под вражеский удар вечером 29 мая 1937 года, когда на рейде испанского острова Ибица по нему с высоты 1000 м отбомбились два советских самолёта СБ, наносивших по острову отвлекающий удар в рамках операции по проводке в Картахену транспорта «Магельянес» (Y-33) с грузом оружия. Экипаж старшего лейтенанта Н. А. Острякова добился успеха – две бомбы попали в корабль, а ещё одна разорвалась у его борта. По немецким данным, речь идёт о 50-кг бомбах, а согласно советским источникам, использовались бомбы весом в 100 кг.
«Дойчланд» в 1937 году. Такую окраску он имел, находясь у берегов Испании Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
Урон, нанесённый «карманному линкору», оказался весьма внушительным. Первой бомбой была уничтожена 150-мм артиллерийская установка №3 правого борта и подожжён стоявший на катапульте заправленный самолёт. Вторая бомба попала в броневую палубу в районе носовой надстройки по левому борту и пробила её (при этом взорвались 150-мм снаряды в кранцах первых выстрелов). Между бронепалубами начался пожар, угрожавший носовому 150-мм погребу, который пришлось затопить. Потери в личном составе составили 24 убитых, 7 умерших от ран и 76 раненых.
«Дойчланд» после попадания в него авиабомб у Ибицы, 29 марта 1937 года Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
Следующие повреждения корабль, уже переименованный в «Лютцов», получил рано утром 9 апреля 1940 года в Осло-фьорде, когда вместе с тяжёлым крейсером «Блюхер» попал под кинжальный огонь норвежских береговых батарей. «Лютцов» получил три 150-мм снаряда с батареи «Копос» (располагалась на восточном берегу Осло-фьорда), выпущенных почти в упор, с расстояния не более десятка кабельтовых. Судя по всему, все три снаряда были фугасными или полубронебойными.
Первый попал в среднее орудие носовой башни и вывел его из строя. Видимо, попадание пришлось прямо в амбразуру, так как было ранено 4 человека, пострадала электропроводка, оптика и гидравлика правого орудия. Второй снаряд прошёл над поясом в районе 135-го шпангоута и взорвался позади барбета носовой башни, уничтожив обстановку нескольких жилых помещений (были убиты 2 и ранено 6 солдат-десантников из 138-го горно-егерского полка). Третий снаряд попал в грузовую стрелу левого борта и взорвался над палубой, уничтожив запасной гидросамолёт, перебив кабеля прожекторов и вызвав локальный пожар боезапаса; было убито 3 и ранено 8 моряков из прислуги 150-мм орудий. В целом, норвежские снаряды легли довольно «удачно»: попадания несколько ослабили огневую мощь немецкого корабля, но никакого ущерба его живучести не нанесли. В общей сложности, погибло 6 человек, а ещё 22 было ранено.
Затем последовали два поражения торпедами. Первое из них произошло 10 апреля – на следующую ночь после высадки немецкого десанта в Осло, когда «Лютцов» возвращался на базу. Из шести 533-мм торпед, выпущенных английской подводной лодкой «Спирфиш» с расстояния в 30 кб, цели достигла одна, угодившая в рулевой отсек. Корма на протяжении трёх последних отсеков была надломлена и не оторвалась только благодаря силовой бронепалубе. Три кормовых отсека заполнились водой, находившиеся здесь 15 человек погибли, а руль оказался заклинен в положении 20° на правый борт. Корабль принял около 1300 т воды и заметно осел кормой. Однако валы уцелели, силовая установка повреждений не получила, а переборка между 3 и 4 отсеками была спешно укреплена. К вечеру 14 апреля буксирам удалось дотащить корабль до верфи «Дойче Верке» в Киле. Ремонт, совмещённый с модернизацией, занял более года, и крейсер вступил в строй только к июню 1941 года.
«Лютцов» после торпедного повреждения 10 апреля 1940 года. Хорошо видна надломленная корма Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
В следующий раз «Лютцов» был повреждён буквально сразу же после выхода на новую операцию – «Зоммеррайзе», осуществлявшуюся с целью прорыва через Датские проливы. Рано утром 12 июня 1941 года он был атакован британскими торпедоносцами «Бофорт» из 42-й эскадрильи Берегового командования и с шестисот метров получил одну 450-мм авиаторпеду. Она попала почти в центр корпуса – в район 7 отсека на 82 шпангоуте. Противоторпедная защита от повреждений не спасла, были затоплены два моторных отсека и отсек с соединительными муфтами, корабль принял 1000 т воды, получил крен в 20° и потерял ход. Лишь к следующему утру немецким морякам удалось дать 12 узлов на одном валу. Крейсер добрался до Киля, где опять встал на ремонт – на этот раз он занял полгода.
В «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года «Лютцов» впервые вступил в огневой контакт с кораблями противника. Но стрелял он относительно мало, что было вызвано, прежде всего, неудачным маневрированием, плохой согласованностью и нерешительностью действий немецкого соединения. Всего «Лютцов» выпустил 86 снарядов главного калибра и 76 снарядов противоминного калибра (сначала с дистанции 75 кб по эсминцам, затем с 80 кб – по лёгким крейсерам). Стрельба «Лютцова» оказалась безрезультатной, правда, и сам он не получил попаданий.
«Лютцов» на стоянке в Норвегии. Корабль окружён противоторпедной сетью Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
Далее «карманный линкор» из-за плохого состояния дизелей был отправлен на Балтику, где служил в качестве классического броненосца береговой обороны. В октябре 1944 года он активно использовался для обстрела берега в Прибалтике – как правило, без корректировки с береговых постов. В морских боях корабль более не участвовал; 14 октября он был атакован подводной лодкой Щ-407, но обе торпеды в цель не попали. 8 февраля 1945 года «Лютцов» использовался для стрельбы по береговым целям у Эльбинга, 25 марта – у Данцига.
Наконец, 4 апреля у косы Хела корабль получил попадание снаряда, выпущенного береговой батареей (видимо, калибра 122 мм). Снаряд попал в кормовую надстройку, разрушив адмиральские помещения. А 15 апреля на стоянке возле Свинемюнде «карманный линкор» попал под удар английских тяжёлых бомбардировщиков «Ланкастер» из 617-й эскадрильи. В «Лютцов» попали две 500-кг бронебойные авиабомбы – одна уничтожила носовой командно-дальномерный пост главного калибра вместе с верхушкой мачты и антенной радиолокатора, а вторая пробила все броневые палубы и угодила прямо в носовой погреб 280-мм снарядов. Интересно, что ни одна из этих бомб не взорвалась! Зато близкий разрыв тяжёлой 5,4-тонной бомбы, упавшей в воду, сделал в корпусе корабля огромную пробоину площадью 30 м2. «Лютцов» накренился и сел на грунт. К концу дня команде удалось откачать воду из части помещений, ввести в строй носовую 280-мм башню и четыре 150-мм орудия правого борта. 4 мая при подходе советских войск корабль был взорван командой.
«Лютцов», севший на грунт в Свинемюнде, 1945 год Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
«Адмирал Шеер»
Этот корабль, напротив, прославился своими рейдерскими действиями. Правда, ему, в отличие от «Дойчланда», везло – за всю войну он ни разу не столкнулся с сильными кораблями противника. Зато под английские бомбы «Адмирал Шеер» попал уже 3 сентября 1939 года. Из восьми скоростных бомбардировщиков «Бленхейм», атаковавших Вильгельмсхафен с бреющего полёта, четыре были сбиты, но последний всё же добился попаданий. При этом у всех трёх 227-кг бомб, поразивших немецкий корабль, взрыватели не успели взвестись из-за малой высоты.
Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» после вступления в строй, 1939 год Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
Следующее боевое столкновение произошло более года спустя. Вечером 5 ноября 1940 года, находясь в Северной Атлантике, «Адмирал Шеер» наткнулся на конвой HX-84 – 37 транспортов, охраняемых единственным вспомогательным крейсером «Джервис-Бэй». Открыв по нему огонь главным калибром, «Шеер» добился попаданий лишь с четвёртого залпа, зато британские 152-мм орудия не попали в немецкий корабль ни разу. Одновременно «Шеер» вёл огонь средним калибром и добился нескольких попаданий в транспортные суда, поэтому можно сказать, что утверждение о полной бесполезности 150-мм артиллерии на «карманных линкорах» является некоторым преувеличением.
Гибель вспомогательного крейсера «Джервис-Бэй» Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
На потопление «Джервис-Бэй» 283-мм снарядами ушло двадцать минут, но и этого хватило, чтобы начало темнеть и конвой успел рассеяться. Немцам удалось утопить только пять транспортов, а ещё несколько были повреждены, но не добиты в наступившей темноте. Стоит отметить, что против крупных небронированных судов 283-мм снаряды оказались намного эффективнее 203-мм снарядов, в то время как 150-мм снаряды показали себя не слишком эффективными (одного-двух попаданий ими не хватало, чтобы вывести транспорт из строя). В следующий раз «Шеер» применил главный калибр в том же рейде – 22 февраля 1941 года он потопил голландский транспорт «Рантау Паджанг», который пытался скрыться в дождевом шквале. В целом же почти полугодовое рейдерство «карманного линкора» оказалось исключительно успешным – «Шеер» потопил или захватил 17 вражеских судов, в основном, используя 105-мм зенитную артиллерию. Даже традиционные проблемы с дизелями не оказались непреодолимыми, хотя сразу после рейда кораблю пришлось встать на 2,5-месячный ремонт силовой установки.
Следующий боевой рейд «Адмирала Шеера» состоялся лишь в августе 1942 года – им стала знаменитая операция «Вундерланд» против советского судоходства в Северном Ледовитом океане. Несмотря на длительную подготовку и использование воздушных разведчиков, результаты операции оказались скромными. «Карманному линкору» удалось перехватить и потопить только одно судно – ледокольный пароход «Александр Сибиряков» (1384 брт), осуществлявший снабжение острова Северная Земля. Немцы перехватили его около полудня 25 августа и расстреливали не торопясь – за 45 минут с дистанций от 50 до 22 кб были выпущены 27 снарядов в шести залпах (по немецким данным, в цель попали четыре). Имевшиеся на «Сибирякове» две 76-мм пушки Лендера в немецкий корабль не попали, да и не могли попасть, но отчаянно вели огонь в течение всего боя.
Тонущий «Сибиряков», вид с борта «Адмирала Шеера» Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
Однако экипаж «Сибирякова» сделал главное – успел сообщить о бое и немецком «вспомогательном крейсере»
по радио, чем сорвал секретность всей операции. Поэтому командир «Шеера» капитан-цур-зее Вильгельм Меендсен-Болькен решил её прекратить, а в качестве завершения – разгромить порт Диксон, высадив туда десант.
Момент для нападения был выбран исключительно удачный: обе защищавшие Диксон береговые батареи (130-мм №226 и 152-мм №569) были сняты с позиций и погружены на суда для перевозки на Новую Землю. Однако после радиограммы с «Сибирякова» командование Беломорской флотилии отдало приказ срочно развернуть батареи и готовиться к появлению противника. За сутки с небольшим две 152-мм пушки-гаубицы образца 1910/30 годов были установлены прямо на деревянном настиле причала.
Схема боя у Диксона 27 августа 1942 года Источник – Ю. Перечнев, Ю. Виноградов. На страже морских горизонтов. М.: Воениздат, 1967
27 августа в час ночи «Шеер» с юга приблизился к внутреннему рейду Диксона и в 1:37 с расстояния 35 кб открыл огонь по порту и стоявшим в нём судам. С третьего залпа несколько 283-мм снарядов попали во вспомогательный сторожевик «Дежнёв» (СКР-19), однако по ошибке немцы использовали бронебойные либо полубронебойные снаряды, которые пробивали корпус парохода насквозь, не взрываясь. «Дежнёв» получил как минимум четыре попадания, были выведены из строя две 45-мм зенитки, убито и ранено 27 человек.
Однако прежде чем сесть на грунт, пароход успел прикрыть дымовой завесой порт, а главное – гружёный взрывчаткой транспорт «Кара». «Шеер» перенёс огонь на транспорт «Революционер», поджёг его, но также не смог потопить. В это время, наконец, открыла огонь береговая батарея №569. Несмотря на полное отсутствие приборов и нехватку персонала управления, её огонь был оценён немцами как «достаточно точный»
. Личный состав батареи отчитался о двух попаданиях, в действительности же попаданий добиться не удалось, но командир «Шеера», не зная обстановки, предпочёл выйти из боя и укрыть корабль за мысом Наковальня.
152-мм орудия береговой батареи №569 Источник – М. Морозов. Операция «Вундерланд» // Флотомастер, 2002, №1
К половине третьего «Адмирал Шеер» обогнул полуостров и начал обстрел Диксона с юга, за 40 минут расстреляв значительную часть боезапаса – 77 снарядов главного калибра, 121 снаряд вспомогательного калибра и две с половиной сотни 105-мм зенитных снарядов. Когда немецкий корабль показался в створе пролива Превен, батарея №569 вновь открыла огонь, выпустив за всё время боя 43 снаряда. Немцы приняли дымовую завесу над портом за пожары, и в 3:10 командир рейдера дал приказ на отход, прекратив операцию «Вундерланд». На самом деле в Диксоне не погибло ни одного человека, а оба повреждённых парохода были введены в строй уже через неделю.
В следующий раз артиллерия «Адмирала Шеера» вступила в действие два с лишним года спустя, уже на Балтике. 22 ноября 1944 года он сменил расстрелявший весь боезапас тяжёлый крейсер «Принц Ойген», с большой дистанции открыв огонь по советским войскам, штурмовавшим последние немецкие позиции на полуострова Сырве (остров Сааремаа). За двое суток корабль расстрелял практически весь боезапас главного калибра. Эффективность его огня определить трудно, но следует констатировать, что эти почти непрерывные обстрелы смогли обеспечить относительно спокойную эвакуацию немецких войск с полуострова в Курляндию. При этом во время налёта советской авиации днём 23 ноября (тройка «бостонов» и несколько групп Ил-2) «Шеер» получил попадание в палубы одной лёгкой бомбы (или реактивного снаряда), а также повреждения от разрывов у борта. Серьёзного ущерба эти атаки не нанесли, но вынудили немецкий корабль отойти от берега и прекратить огонь до наступления темноты.
Атака советской авиацией «Адмирала Шеера» у полуострова Сырве 23 октября 1944 года Источник – М. Морозов. Охота на кабана // Флотомастер, 1998, №2
В феврале 1945 года «Адмирал Шеер» использовался для обстрелов берега в районе Земландского полуострова и Кёнигсберга, на этот раз ведя огонь без корректировки. В марте он вёл огонь по берегу в районе Свинемюнде, а затем ушёл в Киль для замены изношенных стволов главного калибра. Здесь вечером 9 апреля корабль попал под массированный налёт британской авиации. В течение часа он получил пять прямых попаданий, большую пробоину в правом борту от близких разрывов тяжёлых бомб и опрокинулся вверх килем на малой глубине.
«Адмирал Шеер», потопленный в Киле Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
В годы Второй мировой войны «карманные линкоры» проявили себя как универсальные корабли, пригодные как для рейдерских действий, так и для боя с крейсерами противника. Их броня, несмотря на недостаточно высокое качество стали, надёжно защищала от 152-мм снарядов на всех дистанциях и курсовых углах и чаще всего выдерживала попадания 203-мм снарядов. В то же время, даже одно попадание из 280-мм орудия могло нанести серьёзный ущерб любому «вашингтонскому» крейсеру – это наглядно показал бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года, в ходе которого был тяжело повреждён «Адмирал граф Шпее» (систершип «Дойчланда» и «Адмирала Шеера»). Главной же проблемой «карманных линкоров» оказалось не вооружение, не защита, а управление в бою, то есть, пресловутый «человеческий фактор»…
Список литературы:
- А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995
- В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
- Ю. Перечнев, Ю. Виноградов. На страже морских горизонтов. М.: Воениздат, 1967
- С. Абросов. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936–1939 гг. М.: Яуза, Эксмо, 2012
- denkmalprojekt.org
Что такое невезёт и как с этим бороться…?
В преддверии Польской кампании командование Кригсмарине отправило его в Атлантику, понимая, что он может оказаться полезен там, если дело дойдёт до войны с Великобританией. Однако крейсерство не принесло серьёзных результатов – им было потоплено всего два судна. В конце осени рейдер в связи с множеством неполадок был вынужден вернуться в Фатерлянд, где был отремонтирован и переименован в «Лютцов».
Однако могу констатировать, что это «не отменило» невезучести корабля. В апреле следующего года он принял участие в операции «Везенберг» также не принёсшей ему удачи – 9 апреля рейдер был серьёзно покалечен береговыми батареями, а двое суток спустя «поймал» в корму торпеду, выпущенную британской подлодкой.
Ремонт занял более года, как и следующий, после атаки торпедоносцев 13 июня 1941, при попытке прорыва на атлантические коммуникации Великобритании. Поскольку в 1942 году внимание командования Кригсмарине уже было приковано к арктическому региону, это стало причиной перевода корабля в норвежские порты.
Как вы уже вероятно догадались, ему упорно не везло и здесь, на «исторической родине» «арийцев»: выход на перехват конвоя PQ-17 закончился столкновением с рифом и новым ремонтом.
Затем «Лютцов» принял участие и в знаменитом «новогоднем бою», где также не добился никаких результатов, но на этот раз хотя бы не пострадал. Последняя попытка задействовать корабль на севере, в рейде на Шпицберген провалилась из-за отказа дизелей, после этого в сентябре 1943 года, он был переведён в Лиепаю, где прошёл очередной ремонт и модернизацию.
На защите Рейха
Думаю, что адмиралы Кригсмарине просто решили избавиться от плавучего несчастья, переквалифицировав его в учебный корабль, но уже весной 1944 года он принял участие в акции долженствующей «подбодрить» собравшуюся выйти из войны Финляндию. Осенью того же года части РККА прорвались к Рижскому заливу и «Лютцов» включился в операции по поддержке группы армий «Север».
Так в течение сорока суток он, совместно со своим систершипом «Адмирал Шеер», огнём ГК помогал удерживать полуостров Сворбе, запирающий западный выход из этой замкнутой акватории. В январе 1945 года оба корабля были задействованы для артиллерийской поддержки вермахта в Восточной Пруссии.
«Дойчланд» ГК
Линкоры типа «Дойчланд»
Линкоры типа «Дойчланд»
По ограничениям Версальского договора Германии разрешалось иметь в составе военного флота только восемь абсолютно устаревших линкоров додреноутного типа, несколько крейсеров и небольшое количество кораблей малых классов. В то же время ограничения предусматривали возможность замены старых линкоров новыми кораблями в пропорции один к одному, но только по достижении старыми линкорами 20-летнего возраста при чем водоизмещение кораблей – «заменителей» ограничивалось 10 000 т. Существовали и другие ограничения на новые линкоры. Даже в теории немцы не могли бы построить корабль, способный соперничать в морском бою с британскими или французскими линейными кораблями. Тот же главный калибр – для немецких кораблей он был ограничен 11 дюймами (280 мм).
Немцам потребовалось немало времени на выработку тактико-технических требований к новым кораблям. Не смотря на все ограничения, эти корабли должны были получить хотя бы шанс на удачный исход боя с тяжелыми кораблями англичан или французов. Теория отвергала саму возможность совместить требования к вооружению, защищенности и скорости в кораблике водоизмещением в жалкие 10 000 т. Конструкторы отчетливо понимали, что если уделить внимание всем трем ключевым параметрам, то в результате получится совершенно убогий по своим интегральным боевым качествам корабль, не способный выполнить ни одну из возлагаемых на него задач. По вооружению он будет уступать тяжелым крейсерам и более крупным кораблям, по скорости – не сможет оторваться от линкора, а бронирование на спасет даже от снарядов главного калибра легких крейсеров, а то и эсминцев. Какую-то из важнейших характеристик требовалось принести в жертву.
«Дойчланд» в виду Бильбао, Испания, 5 августа 1936 г. На башнях главного калибра нанесены трехцветные полосы быстрого опознавания с воздуха. Перед дымовой трубой корабля в 1935 г. была установлена авиационная катапульта. Корпуса линкоров кригсмарине окрашивались в цвет Schiffstarnfarbe 312 Dunkelgrau, надстройки – в цвет Schiffstarnfarbe 311 Hellgrau, стальные поверхности палубы-Deckfarbe 51 Dunkelgrau, деревянный настил не окрашивался. Ватерлиния – Wasserlinienfarbe 123а Grau, корпус ниже ватерлинии – SchiJJbodenfarbe 122а Rot.
Прорабатывалась масса проектных вариантов, от медлительного корабля береговой обороны, фактически монитора, до полноценного тяжелого крейсера. Тяжелыми крейсерами в ту пору увлекался весь мир. В 1922 г. было заключено знаменитое Вашингтонское соглашение, направленное на ограничение морских вооружений. По этому соглашению максимальное водоизмещение тяжелого крейсера ограничивалось 10 000 т. Крейсера такого водоизмещения в тот момент имелись только в ВМС Ее Величества, но после заключения «ограничительного» договора монстроидальные «вашингтонские» крейсера в спешке начали строить в США и Японии. Британия также приступила к постройке очередной серии тяжелых крейсеров. У руля кригсмарине стояли флотоводцы кайзеровской еще выучки, хорошо помнившие времена Флота Открытого моря и видевшего свой новый флот только в Открытом море. Война же в Мировом Океане без тяжелых крейсеров представлялась совершенно невозможной.
Почти восемь лет ушло на выработку концепции будущих тяжелых кораблей рейхсмарине. Постройка первого корабля, получившего «небанальное» имя «Дойчланд», началась даже на два года позже, чем разрешалась Версальским договором. В качестве основного вооружения были выбраны шесть орудий калибра 280 мм, скорость полного хода определена в 28 узлов, больше чем у любого запланированного к постройке где бы то ни было в мире линкора. Бронирование выбиралось по остаточному принципу, приоритет был отдан вооружению и скорости. Толщина бортового броневого пояса корабля типа «Дойчланд» составляла от 60 до 80 мм. В результате от хорошо вооруженных линкоров плод технической мысли германских конструкторов мог удрать, а более медлительные корабли уничтожить огнем своих мощных орудий, при этом бронирование обеспечивало кораблю приемлемый уровень защит от снарядов артиллерии среднего и не очень крупного калибра. В целом же германский корабль вполне укладывался в модную тогда концепцию линейного крейсера. На практике линейные крейсера показали себя как очень неудачные с точки зрения сочетания основных параметров корабли. Концепция «Дойчланда» прошла проверку в боях сразу после начала Второй мировой войны.
Пассажиры германского океанского лайнера приветствуют «Дойчланд» взмахами рук в нацистском приветствии, 1938 г. В ходе ремонта, последовавшего за бомбардировкой корабля в районе Ибице, на нем была смонтирована большая стрела крана для подъема гидросамолета и модернизирована фок-мачта. Верхняя часть дымовой трубы окрашена в черный цвет – не так заметна оседающая здесь копоть. Полосы «испанского патруля» накрашены на обоих башнях главного калибра.
«Дойчланд» на рейде порта Неаполь, Италия, 1938 г. Неаполь стал главной базой для германских кораблей, осуществлявших патрулирование Испании. На переднем плане – четыре миноносца тип 1923 или тип 1924. Германские миноносцы внешне сильно напоминали эсминцы, но имели меньшие размеры, а главным оружием являлись торпеды, а не артиллерия. На кормовых 105-мм башнях кораблей нанесены идентификационные полосы.
«Дойчланд» в походе у побережья Германии, Северное море, осень 1939 г. Цензура ретушировала геральдику в носовой части борта перед якорным клюзом. У «Дойчланд» здесь красовался желтый геральдический щит с черным имперским орлом. На борту носовой башни главного калибра черной краской нарисован нацистский орел со свастикой в когтях.
Лёд намерз на палубе «Лютцова» (так стал называться «Дойчланд» с 15 ноября 1939 г.), суровая зима выдалась в 1939 – 1940 г.г. После переименования с носовой части борта корабля исчезла старая геральдика, а новая так и не появилась.
«Лютцов» принимал участие в оккупации Норвегии германскими войсками. Операции началась 9 апреля 1940 г. 11 апреля британская субмарина «Спеарфиш» атаковала карманный линкор, когда тот возвращался в Киль. Одна торпеда попала в кормовую часть корпуса «Лютцова», причинив кораблю серьезные повреждения. Палуба за кормовой башней главного калибра треснула и почти полностью ушла под воду. Корабль принял порядка 1300 т воды. Слабость кормовых оконечностей являлась ахиллесовой пятой всех германских линкоров. «Лютцов» удалось отбуксировать в Киль, где карманный линкор поставили на ремонт, продолжавшийся до января 1941 г.
Решение о постройке пяти кораблей типа «Дойчланд» было принято в 1926 г., но головной «Дойчланд» был заложен только в 1928 г. Все пять новых линкоров или линейных крейсеров предназначались для замены старых линкоров типа «Брауншвейг». «Дойчланд» вошел в состав рейхсмарине 1 апреля 1933 г. Постройку второго корабля («Адмирал Шеер») и третьего («Адмирал граф Шпее») задержалась из-за экономического кризиса, поразившего капиталистический мир в середине 30-х годов. «Шеер» вошел в состав флота 12 ноября 1934 г., «Шпее» – 6 января 1936 г. Постройка четвертого и пятого кораблей типа «Дойчланд» была санкционирована в 1934 г., но затем данное решение аннулировали, так как появился проект совершенно нового корабля – линкора типа «Шарнхорст».
Корабли типа «Дойчланд» произвели фурор в кораблестроительным мире из-за своей необычной силовой установки: впервые на столь крупных кораблях были установлены дизели. Почти все крупные корабли в то время традиционно оснащались паровыми турбинами. На «Дойчланде», «Шеере» и «Шпее» стояло по четыре двухтактных дизеля фирмы MAN, работавших на два гребных винта через редукторы фирмы Вулкан. Силовая установка суммарной мощностью 54 000 л.с. позволяла развивать кораблю скорость полного хода в 26 узлов, а на испытаниях все три корабля развили скорость в 28 узлов.
Торпедированный британской субмариной «Лютцов» в Киле, 12 апреля 1941 г. Корму корабля no-возможности облегчили, чтобы завести линкор в сухой док. На переднем плане видно кольцо от тумбы демонтированного четырехтрубного торпедного аппарата. Корпус треснул по оконечности главного броневого пояса.
«Лютцов» опять встал на прикол после участия в операции «Рёссельспрунг» – запланированном на 3 июля 1942 г. – разгроме конвоя PQ-17. Во время ремонта корабль находился в Готенхафене. Корабль полностью окрашен в «балтийский темно-серый» цвет. За носовой башней главного калибра карманного линкора просматривается силуэт броненосца «Шлезвиг-Гольштейн».
В начале лета 1942 г. «Лютцов» находился в Нарвике, в тот период корабль имел камуфляжную окраску из полос темно-серого цвета по светло-серому фону. На больших дистанциях камуфляжная окраски сливалась в однотонный средне-серый цвет, в результате чего корабль терялся на фоне свинцовых небес севера. На коротких дистанциях «разрушающий» камуфляж затруднял противнику точное определение расстояния до корабля. На «Лютцове» установлен заостренный нос «клипперного» типа.
Необычный выбор силовой установками объяснялся меньшими габаритами и массой дизелей по сравнению с паровыми турбинами. В этом плане немцы промахнулись – при выполнении аналитического синтеза параметров гипотетической силовой установки перспективного корабля они исходили из параметров паровых турбин времен Первой мировой войны. Однако, техника развивалась стремительно и в 20-е годы появились компактные, легкие и мощные паровые турбины высокого давления. Новые турбины оказались меньше по размерам и легче установленных на «Дойчланде» Дизелей при той же мощности. Дизели при работе создавали меньший, чем паровая турбина, шум, зато сообщали кораблю потрясающую вибрацию. Недостатки дизелей, особенно вибрация, привели к тому, что на третий корабль серии, «Адмирал граф Шпее», хотели ставить турбины, но все-таки оставили дизели.
В то же время у дизелей имелось два принципиальных преимущества перед турбинами. Первое: чтобы вывести дизель на полную мощность требовалось всего несколько минут, в то время как у некоторых турбин такой переход исчислялся часами. Второе и самое главное: высокая экономичность. Так «Дойчланд» мог пройти на одной заправки 20 000 морских миль (37 062 км) – в два-три раза больше, чем сходный по водоизмещению корабль с паровыми турбинами. Высокая приемистость и уникальная экономичность дизелей превращали корабли типа «Дойчланд» в идеальные рейдеры.
Корабли получились примерно на 10 % больше верхних пределов ограничений, установленных в Версале. Стандартное водоизмещение «Дойчланда» составляло примерно 11 000 – 12 000 т. Нарушения ограничений Версальского договора, допущенные при строительстве «Дойчланда», не стали секретом для большинства специалистов, но союзники закрыли в очередной раз глаза на нарушение Германией условий Версальского договора. Шум подняли только англичане – да кто этих британцев слушать-то будет! Полное водоизмещение «Дойчланда» в годы войны составляло примерно 16 000 т. Размерения корабля при спуске были следующими: длина по ватерлинии 181,7 м, полная длина – 186 м, ширина – 20,6 м, осадка при стандартном водоизмещении – 5,8 м, при полном – 7,2 м. «Адмирал Шеер» получился более «полным» – ширина при спуске составляла 21,3 м, осадка при полном водоизмещении – 7,3 м. «Шпее» получился еще потолще – ширина 21,6 м, полная осадка – 7,4 м. «Дойчланд» 15 ноября 1939 г. пере именовали в «Лютцов». На «Лютцове» и «Шпее» позже установили заостренный «клипперный» нос, в результате чего длина кораблей возросла до 187,9 м.
«Адмирал Шеер» в Гибралтаре, начало 1937 г. Карманный линкор принимал участие в патрулировании вод у берегов Испании. На башни главного калибра нанесены трехцветные опознавательные полосы «испанского патруля». На верху носовой надстройки поднят черно-белый флаг, обозначающий присутствие адмирала на борту корабля.
Корма «Адмирала Шеера», снимок сделан в доке Вильгельмсхафена зимой 1939 – 1940 г. г. Стволы орудий главного калибра закрыты заглушками.
На момент начала Второй мировой войны, в сентябре 1939 г., «Адмирал Шеер» ремонтировался в Вильгельмсхафене. Перед пирамидальной надстройкой установлен оптический дальномер системы управления огнем вспомогательной артиллерии. На платформах, закрепленных на стенках надстройки, установлены прожектора.
Толщина главного броневого пояса на «Дойчланде» и «Шеере» составляла 60 мм – всего-то, бронирование лобовой части штурмового орудия StuG III было доведено до 80 мм и считалось недостаточным; таким образом ни один из германских «карманных линкоров» не имел абсолютно никаких шансов уцелеть в дуэльном бою с советскими тяжелыми танками ИС! А если принять в расчет неудовлетворительную проходимость германских кораблей по мягкому грунту, то становится понятном абсолютное превосходство советских танков над германскими карманными линкорами!!! Кто бы спорил… Не случайно ни один серьезный исследователь даже не пытается сравнивать карманные линкоры с танками ИС или даже Т-34. На «Шпее» толщину броневого пояса довели до 80 мм. Все три корабля имели внутреннюю бронеперегородку толщиной 45 мм у «Дойчланда» и 40 мм у «систершипов». Толщина броневой палубы на «Дойчланде» составляла 45 мм, на «Шеере» и «Шпее» – 40 мм. Толщина бронированных поперечных перегородок между бронепалубой и основной палубой составляла 20 м.
Платформа с прожекторами была смонтирована на дымовой трубе «Адмирала Шеера» до ремонта 1939 г. Во время ремонта на трубе появился небольшой козырек, призванный воспрепятствовать осаждению копоти.
В конце февраля 1942 г. «Адмирал Шеер» перешел из Брунсбюттеля, Германия, в Тронхейм, Норвегия. Корабль совершал переход в кампании тяжелого крейсера «Принц Евгений» и трех эсминцев. Снимок сделан с борта крейсера «Принц Евгений». «Клипперный» нос к «Шееру» приделали в 1940 г. Новая носовая оконечность несколько снизила заливание водой носовой части корабля при полных ходах или сильном волнении моря. Крейсер «Принц Евгений» 23 февраля 1942 г. торпедировала в Тронхейме британская субмарина «Трайдент», «Адмирал Шеер» повреждений не получил.
Численность экипажа кораблей варьировалась от 619 человек в мирное время до 1340 в военное (включая призовые экипажи для захваченных в рейде судов).
Главный калибр карманного линкора «Дойчланд» состоял из шести 280-мм орудий SK С/28, по три орудия в двух башнях, одна башня впереди, вторая – сзади. Разработка этих пушек началась в 1928 г., по своим характеристикам они значительно превосходили аналогичные морские орудия периода Первой мировой войны. Длина ствола пушки SK С/28 составляла 54,5 калибра (1526 см). Орудия посылали снаряд массой 315 кг с начальной скоростью 890 м/с на дальность 23,35 морских миль (43,3 км). Скорострельность составляла 2,5 выстрела в минуту. Максимальная дальность стрельбы достигалась при угле возвышения ствола 45 градусов. Вспомогательное вооружение корабля состояло из восьми 150мм орудий SK С/28, пушки ставились на одиночных станках, прикрытых щитами.
«Адмирал граф Шпее» в Английском канале, 21 августа 1939 г. Карманный линкор вышел из Вильгельмсхафена и направляется в расположенный в Южной Атлантике район рейдерства. Война еще не объявлена, но флот де-факто ее уже начал. Через три дня из Вильгельмсхафена в направлении Гренландии уйдет «Дойчланд». Согласно приказу командования кригсмарине, «Адмирал граф Шпее» приступил к рейдерству 26 сентября 1939 г.
Транспорт тонет после встречи с «Адмиралом Шеером» на просторах Южной Атлантики. В нижнем углу снимка видны моряки из команды «Шеера» и два ствола 105-мм зенитных орудий. Во время своего океанского вояжа, длившегося с октября 1940 по апрель 1941 г.г., «Шеер» наглядно продемонстрировал насколько сложно бывает обнаружить одинокий рейдер на океанских просторах. За время рейда карманный линкор потопил 17 судов суммарным тоннажем более 100 000 т. «Шеер» дошел аж до Сейшельских островов в Индийском океане.
Как и многие другие корабли кригсмарине, «Шеер» в конце войны вел огонь по наступающим частям Красной Армии. Снимок сделан в районе Пиллау весной 1945 г. – залп носовой башни главного калибра.
На «Дойчланде» стояла зенитная батарея из трех одиночных 88-мм пушек SK С/ 31. Со временем средства ПВО всех трех кораблей серии были усилены, максимум ПВО был достигнут на «Лютцове»: шесть 105-мм пушек SK С/33 в спаренных установках, шесть 40-мм пушек Бофорс Flak-28 в одиночных установках, четыре 37-мм пушки Flak M43 в спаренных установках, 26 одиночных, спаренных и счетверенных установок Flak-38 калибра 20 мм. Все три корабля были вооружены восьмью 533-мм торпедными аппаратами каждый. Торпедные аппараты стреляли парогазовыми торпедами G7 длинной 7 м и массой 1528 кг. Скорость торпеды – 40 узлов, дальность хода 7,7 морских мили (14,3 км), но при экономичной скорости в 30 узлов. Масса боевой части торпеды – 320 кг.
Для управления огнем орудий главного калибра использовался оптические дальномеры с базой 10,5 м. На линкорах стояло по четыре таких дальномера. По одному дальномеру было смонтировано на передней и кормовой надстройках, еще по одному – в башнях главного калибра. Качество оптических приборов германского производства в рекламе не нуждается. Возможно, превосходная оптика оказала немцам дурную услугу – в Германии упустили появление радиолокаторов. Отсутствие на германских кораблях РЛС часто ставило их в неравные условиях в морских боях с флотами союзников, на кораблях которых стояли радиолокаторы, пусть поганенькие, но превосходящие по дальности обнаружения целей оптические дальномеры. К тому же работа РЛС не сильно зависела от погодных условий и совсем не зависела от времени суток. За время войны немцы так и не сумели создать хорошего морского радиолокатора управления артиллерийской стрельбой. Причина германских неудач в области радиолокационной техники была в том, что они ошибочно считали, что радиолокатор не может работать на волнах короче 50 см, в то время как англичане и американцы сделали ставку на разработку более коротковолновой техники и не прогадали. Со временем немцы поняли ошибку, но времени на ее исправление уже не оставалось.
Буксиры заводят поврежденный в бою «Адмирал граф Шпее» в порт Монтевидео, Уругвай, 13 декабря 1939 г. За время своего рейдерства в Южной Атлантике и Индийском океане «Шпее» потопил девять судов суммарным тоннажем более 50 000 т. Для перехвата рейдера британское адмиралтейство направило в район Фолклендских островов соединение G в составе тяжелого крейсера «Эксетер» и двух легких крейсеров «Аякс» и «Ахиллес».
Соединение G перехватило «Шпее» 13 декабря в районе устья Ла-Платы. В бою с крейсерами германский броненосец получил серьезные повреждения. Британские корабли также пострадали от снарядов карманного линкора. 13 декабря «Шпее» укрылся в нейтральном порту Монтевидео. На борту корабля белой краской нарисованы ложные буруны, затрудняющие определение истинной скорости корабля. Надстройка камуфлирована полосами средне – и темно-серого цвета.
В 1936 г. «Адмирал граф Шпее» стал первым германским кораблем, оснащенным поисковым радиолокатором – тогда на его фок-мачте смонтировали экспериментальную версию РЛС FuMO-22. Данный радиолокатор эксплуатировался на корабле до 1939 г., когда его заменила стандартная станция FuMO-22 с антенной вдове увеличенной площади. РЛС FuMO- 22 устанавливалась на кораблях кригсмарине чаще всего. РЛС работала на длине волны 81,5 см, дальность обнаружения целей составляла 13 морских миль (24,1 км). На «Лютцове» в январе 1942 г. в дополнение к РЛС FuMO-22 поставили систему предупреждения об облучении радиолокаторами противника FuMB-4, но в марте 1944 г. антенну данной системы (она стояла рядом с оптическим дальномером передней надстройки) демонтировали.
Передняя пирамидальная надстройка «Шеера» в 1940 г. была перестроена, на ней установили антенны РЛС FuMO-27 вместо одной антенны РЛС FuMO-22, которая была поставлена в 1939 г. РЛС FuMO-27 работала на той же частоте, что и FuMO-22, но за счет иной антенной системы обладала более острой диаграммой направленности, что улучшало селекцию целей. В 1942 г. на «Шеере» поставили антенну «Тимор» (сбоку сзади переднего оптического дальномера) и четыре небольших антенны «Суматра» системы предупреждения об электромагнитном облучении (на крыше передней надстройки).
Во время трехмесячного рейда экипаж «Шпее» камуфлировал надстройки корабля. Полосы и пятна темно- и средне-серого цвета нанесены по светло-серому фону. На переднем плане – целиком одна 150-мм орудийная установка и ствол еще одной 150-мм пушки. В передней части надстройки установлена платформа с прожектором.
Рисунок камуфляжа на правой стороне носовой надстройки «Шпее» разительно отличался от раскраски той же надстройки с левой стороны. В верхней части надстройки над оптическим дальномером смонтирована антенна РЛС FuMO-22, РЛС установили в 1938 г., через два года после того, как на корабле появился экспериментальный вариант данной РЛС. Снимок сделан в Монтевидео.
Появление «Дойчланда» вызвало тревогу в стане вероятных противников Германии в грядущей войне – в Лондоне и в Париже. Аналогов «Дойчланду» в мире не существовало. Ответом на появление «Дойчланда» стала закладка во Франции двух линкоров типа «Дюнкерк», специально предназначенных для борьбы с «Дойчландом». «Дюнкерки» обладали большей, чем «Дойчланд» скоростью и были лучше бронированы. Англичане не стали строить ничего специального – в Лондоне справедливо полгали, что «Дойчланду» вполне хватит существующих линкоров «Кинг Георг V». Эти корабли по скорости и вооружению превосходили германскую новинку, но уступали большинству действительно современным на тот момент линкоров.
Итак «Дойчланд» появился, но никто в мире, включая самих немцев, не знал к какому классу отнести корабль. Изначально корабль классифицировали как Panzerschiff – бронененосец. С февраля 1940 г. броненосцы переклассифицировали в Schwere Kreuzer, тяжелые крейсера. Англичане же без затей стали именовать «Дойчланд» как Pocket Battleship – карманный линкор. С тех пор «Дойчланды» иначе как карманные линкоры никто и не называет.
Немцы не знали как корабли классифицировать, зато отлично понимали как их использовать на войне. С первых дней войны «Дойчланду» и «Шпее» светили дальние рейды на просторах Мирового океана. Энтузиастов рейдерской войны на море не охладила даже гибель «Шпее» на рейде Монтевидео 13 декабря 1939 г. Тот знаменательный морской бой обнажил все недостатки, присущие карманным линкорам. «Шпее» пришлось вступить в бою с тремя тяжелыми крейсерами, двумя британскими и одним новозеландским. Карманный линкор был сильнее каждого взятого по отдельности тяжелого крейсера, но не обладал перед ними преимуществом в скорости, из-за чего не мог уйти от трех крейсеров сразу. Получив тяжелые повреждения, «Шпее» укрылся в нейтральном порту, а потом командир карманного линкора принял решение затопить корабль. Союзники успешно скормили немцам дезу о сильной эскадре, которая якобы подстерегает карманный линкор в близи устья Ла-Платы. «Варягом» «Граф Шпее» не стал. Пока союзники не организовали регулярные полеты патрульной авиации над океанскими просторами, рейдерство германских кораблей приносили определенный успех. «Дойчланд/Лютцов» потопил судов общим водоизмещением 6962 т, «Шпее» – 50 089 т, «Шеер» – 137 223 т.
Учитывая человеческие и материальные ресурсы, потребляемые карманными линкорами, их успехи представляются весьма сомнительными. Недаром главным оружием кригсмарине в Битве за Атлантику стали не надводные корабли, а U-боты.
Два моряка ремонтируют пробоину в борту «Шпее» после сражения при Ла-Плате с британскими крейсерами. Снимок сделан 14 декабря 1939 г. в Монтевидео. Представитель британских ВМС сделал на снимке надпись «The ‘Mustache’» с целью обратить внимание на нарисованный на борту корабля фальшивый бурун.
На кормовом оптическом дальномере главного калибра «Адмирала Шпее» реет Rekhskriegsflagge (Германский военный флаг), Монтевидео. Перед дальномером на катапульте стоит обгоревший остов гидросамолета Ar-196. За дальномером, ближе к корме, установлена спаренная 105-мм зенитка.
Правительство Уругвая симпатизировало нацистам и в принципе было не против продления установленного международными соглашениями трехсуточного срока пребывания корабля воюющей державы в нейтральном порту, но на Уругвай оказали сильнейшее давление союзные державы. Параллельно союзники подбросили командиру «Шпее» дезинформацию о подходе к устью Ла-Платы сильной эскадры. 17 декабря командир «Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф приказал подорвать корабль, предварительно выведя его в эстуарий Ла-Платы. Сам Лагсдорф застрелился.
«Адмирал Шпее» затонул на мелководье, палуба корабля осталась над водой. Союзники получили прекрасный шанс ознакомиться с секретами германских кораблестроителей. На переднем плане – одна из трех двухорудийных зенитных установок калибра 105 мм. Капитан Лагсдорф застрелился в Буэнос-Айресе, Аргентина, 20 декабря 1939 г.
Бесславный конец
Финал для «Лютцова» настал 16 апреля 1945 года, когда он был накрыт в Свинемюнде британскими стратегическими «Ланкастерами», обрушившими на него сверхтяжёлые бомбы «Толбой», за полгода до этого угробившие «Тирпиц».
Должен удивить вас тем, что тогда ему в первый и последний раз в его военной карьере повезло – «лайми» не добились попаданий, но близкие разрывы стали причиной множества пробоин, из-за которых корабль, заполнившись водой, осел на грунт, не прекращая огня по советским войскам. При оставлении вермахтом города 4 мая он был взорван.
Замечу, что у «бедоносца» ещё оставались шансы… В следующем году АСС СССР подняла рейдер, рассматривался вопрос о его восстановлении – советский ВМФ обескровленный войной остро нуждался в боевых кораблях. Однако на счастье советских моряков повреждения были признаны слишком тяжёлыми, и 22 июня 1947 он в последний раз поучаствовал в учениях – в качестве плавучей цели для ВВС.
Оценивая проект «карманных линкоров» в целом могу констатировать, что на момент своего появления они уверенно могли уничтожать любые крейсера, кроме линейных. Сочетание высокой огневой мощи, скорости и дальности хода определяло их как весьма опасных противников для любого не дредноута. Таким образом, они были почти идеальными рейдерами, и только фантастическое невезение, наводящее на мысли о саботаже не позволило «Лютцову» полностью реализовать свой потенциал.
19.05.31 – спуск на воду первого немецкого крейсера типа «Deutschland»
Стараясь обойти запрет, установленный Версальским договором на строительство линкоров, Германия в 1928 году утвердила проект на строительство серии броненосцев типа «Дойчланд» водоизмещением до 10 тыс.т. Корабли были меньше линкоров, но и больше крейсеров, имели вооружение линкоров и скорость крейсеров, поэтому британская пресса придумала им ироническую классификацию – «Карманный линкор». Со временем, в 1940 году, Кригсмарине вернули истинное название классу кораблей – тяжелый крейсер. Всего было построено три корабля: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee). Первым был заложен крейсер «Дойчланд» (9 февраля 1928 года), который сошел со стапелей 19 мая 1931 года, а вошёл в строй 1 апреля 1933 года. 25 января 1940 года корабль переименован в «Лютцов» (Lützow).
Спуск тяжелого крейсера «Дойчланд» на воду.
Крейсер «Дойчланд» в море.
Крейсер «Дойчланд» в порту. 1934 г.
Чертеж Крейсера «Lützow».
Крейсер «Lützow» глазами художника Роберта Шмидта.
Крейсер «Дойчланд» имел полное водоизмещение в 14.3 тыс.т, длину в 182 м и ширину в 21 м. Корпус корабля был сварной с применением дублирования клепкой в наиболее важных соединениях. Вместе с тем, противоторпедная защита корабля была слабой. Бронирование корабля было значительно слабее брони линкора и составляло: пояс – 50-80мм, корма – 30-40 мм, палуба – 30-45 мм, траверзы – 60 мм, башни – 85-140 мм, барбеты – 125 мм, рубка – 50-150 мм.
Силовая установка крейсера состояла из 8 дизелей MAN мощностью 56,8 тыс. л.с., которые с помощью двух винтов развивали скорость хода в 28 узлов (51,9 км/ч). Вторым важнейшим достоинством дизелей была возможность развить полный ход за считанные минуты. Дальность плавания корабля составляла 16, 3 тысячи миль на ходу 18 узлов. Экипаж корабля насчитывал 1070 человек.
Орудия главного калибра крейсера «Дойчланд».
Артиллерия крейсера состояла из двух башен с тремя 283-мм орудиями главного калибра и 8 щитовых установок со 150-мм орудиями вспомогательного калибра. Дальность огня орудий главного калибра достигала 36 км. Боекомплект колебался от 105 до 120 снарядов на орудие. Практическая скорострельность не превышала двух выстрелов в минуту. Система управления огнём главного калибра была по меркам 1930-х годов весьма совершенной. Она включала в себя три поста управления, имевшие два 10,5-метровых и один 6-метровый дальномеры. Кроме того, каждая башня имела собственный 10,5-метровый дальномер и могла вести огонь самостоятельно. Целеуказание обеспечивалось двумя парами основных и одним резервным директором. Все данные от этих устройств поступали в два командных центра, расположенных под броневой палубой и оснащённых СРП управления огнём.
Зенитная артиллерия была довольно слабой и состояла из трех спаренных установок 88-мм орудий, четырех спаренных установок 37-мм орудий и десяти зенитных автоматов 20-мм калибра. Количество тяжелых зенитных орудий было недостаточным. 20-мм автоматам не хватало поражающей мощи, а 37-мм автоматам — скорострельности. Главным же пороком лёгкой зенитной батареи была примитивная система управления огнём, когда выбор приоритетных воздушных целей отдавался на откуп расчётам орудий. Тяжёлые зенитные установки были оснащены 4-метровыми дальномерами, а управление огнём обеспечивали два стабилизированных директора.
Минно-торпедное вооружение состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов. В авиационную группу входили 1 катапульта и 2 гидросамолёта.
Радиолокатор впервые был установлен на «Дойчланд» в 1937 году и представлял собой экспериментальный образец FuMG-39. К началу войны он был заменён на значительно более совершенный радар FuMo-22. Стоит заметить, что характеристики ранних германских радаров были достаточно скромными. Дальность действия не превышала 7-8 миль, ошибка по углу места достигала 5°. Фактически, FuMo-22 мог обнаруживать только крупные корабли. Вместе с тем, в начале Второй мировой немецкие радары не уступали британским.
Несмотря на все усилия конструкторов, мореходность крейсеров была достаточной, но не выдающейся. На полном ходу против волны носовую оконечность заливало водой. Тем не менее, из всех кораблей Кригсмарине умеренного размера «дойчланды» имели наилучшие морские качества.
В первой половине 1930-х годов «Дойчланд», как самый современный и мощный корабль германского флота, широко привлекался для показа флага, совершая заграничные визиты. Не обошлось и без немецких высоких гостей — в апреле 1934 года на крейсере побывал Адольф Гитлер.
Адольф Гитлер на крейсере «Дойчланд». Апрель 1934 г.
В 1936—37 годах «Дойчланд» действовал в испанских водах, формально наблюдая за соблюдением нейтралитета, а фактически поддерживая франкистов. 29 мая 1937 года его атаковала республиканская авиация. Крейсер получил два попадания 100-кг бомбами с самолета СБ с советскими летчиками, на борту возник пожар, погибло 23 моряка, ещё 73 были ранены.
«Дойчланд» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Крейсерство оказалось малоудачным — после потопления двух судов общим тоннажем около 7000 брт, 15 ноября 1939 года корабль был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолёта. В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, действуя против Осло, и 9 апреля получил 3 попадания 150-мм снарядов в ходе дуэли с береговыми батареями. При возвращении домой 11 апреля 1940 года был атакован британской подлодкой «Спирфиш» и получил торпедное попадание в кормовую часть.
Крейсер «Lutzow» с оторванным кормой в гавани Киля. 13.04.1940 г.
После ремонта 13 июня 1941 года пытался прорваться в Атлантику, но был повреждён торпедой с британского самолёта. После продолжительного ремонта «Лютцов» выходил в море для атаки конвоя PQ-17, но попал в навигационную аварию. В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль. После очередного ремонта числился учебным кораблём, а затем был включён в состав 2-й боевой группы, оказывавшей огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике. 16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск 4 мая 1945 года был взорван экипажем.
Советские спасатели подняли «Лютцов» и 26 сентября 1946 года он даже был включён в списки ВМФ СССР, но восстановление основательно разрушенного корабля было признано нецелесообразным. 22 июня 1947 года корпус «Лютцова» был потоплен в ходе учений Балтийского флота.
См. также: Крейсера | Германия
Поделиться в: