Жертвы Вашингтона. Линкоры типа «Саут Дакота» (ВВ-49) (1920). США

Главная » Не реализованные проекты кораблей » Жертвы Вашингтона. Линкоры типа «Саут Дакота» (ВВ-49) (1920). США

Не реализованные проекты кораблей

boroda 20.12.2019 1847

13

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Когда любой любитель истории ВМФ слышит сочетание слов – линкор Саут Дакота, то его воображение рисует вот этот корабль:

Носившей индекс ВВ-57 и прославившийся своим участием во Второй Мировой Войне.

Однако в этой статье речь пойдёт совсем не о нём. Дело в том что если бы не было Вашингтонских соглашений, отправивших в небытиё огромное количество как уже строящихся, так и только проектируемых боевых кораблей, то это имя носил бы совсем другой корабль. О нём я и расскажу в этой статье.

В 1916 году в США была принята новая кораблестроительная программа. По ней в строй флота США должно было войти 10 линкоров, из которых 6 должно было быть типа «Саут Дакота». Корабли должны были нести названия:

— «Саут Дакота» (ВВ-49)

— «Индиана» (ВВ-50)

— «Монтана» (ВВ-51)

— «Северная Каролина» (ВВ-52)

— «Айова» (ВВ-53)

— «Массачусетс» (ВВ-54)

Головной из этой серии линкоров, «Саут Дакота», был заложен в 1920 году, и на момент заключения Вашингтонских соглашений был готов на 40%. Другие корабли были заложены позже, и степень их готовности так же была ниже.

Это должны были стать самыми мощными линкорами, когда либо, вступавшими в строй в ВМФ США. И даже на фоне линкоров времён Второй Мировой они бы смотрелись очень даже конкурентно. Особенно если оценивать вооружение и бронирование.

Кроме вооружения и бронирования, ещё одним важным условием которое предъявило новое командование к новым кораблям, было достижение ими максимальной скорости 23 узла. Таким образом, военные хотели перейти с флота со средней скоростью 21 узел к кораблям, имевшим, как минимум, максимальную скорость в 23 узла. Такое требование было выдвинуто на фоне резкого увеличения максимальных скоростей линкорами Британии и Японии, чьи корабли рассматривались как основные конкуренты. Другим важным требованием, которое предъявлялось к новым линкорам, было требование по осадке, которая должна была позволить кораблям свободно проходит Панамский канал. Зачем было видвинуто это требование, думаю, ни кому объяснять не нужно.

Но вернёмся к техническим характеристикам данных кораблей.

Конструкция и бронирование линкоров типа «Саут Дакота»

Америка воевала в водах Атлантики и Тихого океана. Для быстрого перемещения судов с востока на запад использовался Панамский канал. В связи с этим размеры и формы новых линкоров проектировались с учетом возможности прохождения через данный перешеек. Корпус имел необычную ящикообразную форму. Длина судна составляла 207 метров. Полное водоизмещение равнялось 44 500 тоннам. Два параллельных руля обеспечивали хорошую тактическую циркуляцию, ее диаметр не превышал 660 м. Надстройка в форме пирамиды окружала дымовую трубу и была заполнена боевым и радиолокационным вооружением.

Бронирование рассчитывалось исходя из 406-мм орудий противника. Главный броневой пояс имел несколько слоев. Внешняя часть покрывалась 310-мм крупповской сталью. Внутренняя состояла из 22-мм листов STS. Между ними находилась цементная прослойка толщиной 2 дюйма. Установки с основным вооружением, а также боевая рубка были защищены 406-мм и 457-мм плитами.


Главный калибр 406-мм пушка Mk.VI

Силовая установка включала четыре турбозубчатые системы General Electric и 8 паровых котлов. Ее мощность достигала 130 000 л.с. Максимальная скорость составляла 27,8 узла. В экономичном режиме дальность плавания равнялась 15 000 милям.

Интересной была покраска дредноута. Многие ВМС придерживались мнения, что боевым суднам следует придавать камуфляжный рисунок. США не стали исключением. Лишь в 1945 году американские ВМС отошли от этого правила.


127-мм орудия Mark 12 5″/38

Американские линкоры проекта “Саут Дакота”

Линкоры проекта «Саут Дакота» — серия из четырёх американских линкоров 1940-х годов. Линкоры принимали активное участие во Второй Мировой Войне и разрабатывались как улучшенная версия линкоров проекта «Норт Кэролайн». От линкоров «Норт Кэролайн» отличались усиленным бронированием и большим водоизмещением. Корабли серии считаются сильнейшими в классе «линкоры» (неофициальный подкласс «суперлинкоров»).

Габариты

Линкоры проекта «Саут Дакота» имели полное водоизмещение 44 тысяч тонн. Длина линкоров составляла 207 метров, ширина составляла 33 метра (максимальная). Осадка составляла 11 метров при полной загрузке корабля. Габариты линкоров делались исходя из возможностей Панамского Канала, что было крайне важно для США имеющей один флот на Западном Побережье США и Гавайских Островах с одной стороны страны, и один флот на Восточном Побережье США.

Ходовые характеристики

Линкоры «Саут Дакота» имели максимальную скорость хода 28 узлов, экономическая скорость (наиболее оптимальная для перехода на большие расстояния) составляла 15 узлов. Дальность плавания на экономической скорости составляла 15 тысяч миль, что было значительно больше чем у линкоров Первой Мировой Войны (4-6 тысяч миль) и большинства линкоров 1930-х годов и Второй мировой Войны (5-10 тысяч).

Вооружение

Линкоры проекта «Саут Дакота» имели 9 орудий калибра 406-мм Mark 6, размещённых в трехорудийных башнях. Две орудийные башни размещались на носу корабля (одна за другой, вторая от носа линкора в слегка приподнятом положении для возможности стрельбы через другую башню). На корме размещалась третья башня. Масса 406-мм снарядов 1025 кг у легкой модификации и 1275 кг у тяжелой.


Главный калибр линкора

Корабли проекта «Саут Дакота» имели очень мощное для кораблей своего класса зенитное вооружение: — 20 тяжелых зенитных пушек калибра 127-мм в 10 двухорудийных башнях, орудия поражали воздушные цели на дальности до 25 км и на высотах до 20 км; — до 18 (на разных кораблях разное количество) счетверенных установок 40-мм автоматических пушек Bofors; — от 16 до 20 (в зависимости от корабля) 20-мм автоматических пушек Mk1/2/3; — так же на корабле стояли 12,7-мм пулеметы М2.

Линкоры строились в период с 1939 по 1942 год. Было построено четыре линкора: «Саут Дакота», «Индиана», «Массачусетс» и «Алабама». Корабли имели водоизмещение от 35 тыс до 45 тыс тонн (стандартное и максимальное). Линкоры имели сильное бронирование цитадели (центральная часть корпуса корабля), 200-300 мм стальной брони по борту корабля и 50-100 мм на палубе и очень слабое бронирование кормы, носа и надстроек. Такой тип бронирования был характерен для всех американских линкоров.

Характерной особенностью было наличие сильного зенитного вооружения, что не характерно для большинства линкоров того времени. Мощное зенитное вооружение повлияло на назначение кораблей. Линкоры обычно использовались в составе авианосных ударных групп США на Тихоокеанском театре военных действий в период с 1942 по 1945 годы и выполняли роль кораблей ПВО авианосных эскадр. Так, головной корабль проекта «Саут Дакота» в период с 1942 по 1945 год уничтожил огнём зенитной артиллерии более 60 японских самолетов (численность, сравнимая с авиакрылом тяжелого авианосца того периода), в том числе 13-26 (по разным данным) самолетов за один бой. Также корабли активно использовались для обстрелов береговых укреплений японцев на многочисленных островах Тихого Океана.

В 1947 году все линкоры проекта «Саут Дакота» выведены в резерв ВМС. В 1962 году линкоры «Саут Дакоты» и «Индиана» пущены на слом. Линкоры «Массачусетс» и «Алабама» превращены в корабли-музеи.

Корабли проекта

Линкор BB-57 «Саут Дакота» — головной корабль проекта «Саут Дакота». Корабль вступил в строй 20 марта 1942 года. До августа 1942 года линкор проходил государственные испытания в Северной Атлантике. В конце августа корабль прошёл Панамский Канал и направился на Тихоокеанский Театр Военных Действий. Линкор участвовал в сражении за остров Гуадалканал, где прикрывал огнём орудий главного калибра Морскую Пехоту США. 6 сентября корабль зацепился подводной частью корпуса за коралловый риф, получив серьёзные повреждения. Из-за полученного повреждения «Саут Дакота» был вынужден отправиться на военно-морскую базу США Перл Харбор на Гавайских Островах. В процессе ремонта корабль также получил усиленное зенитное вооружение (дополнительные 20-мм зенитные автоматы).

В составе корабельного соединения TF-16 (флагманом соединения был авианосец «Энтерпрайз») линкор вышел 12 октября из Перл Харбора. В TF-16, помимо «Энтерпрайз» и «Саут Дакоты» также было три тяжелых крейсера, три легких крейсера ПВО и 14 эсминцев. Группировка крейсировала в прибрежных водах островов Санта Крус. Основная задача корабельной группы состояла в недопущении прорыва японского флота к острову Гуадалканал. Также к группировке должна была подойти американская эскадра TF-17 с авианосцем «Хорнет». 25-октября TF-16 засекла японские корабли при помощи патрульного самолета «Каталина». 26-числа эскадра TF-17 находилась на расстоянии 200-миль от японского флота.

Японские самолеты, взлетев со своих авианосцев атаковали эскадру TF-17. Основной целью атаки был авианосец «Хорнет». После нескольких атак японская авиация вывела из строя американский авианосец, который впоследствии затонул (тяжело поврежденный корабль после эвакуации экипажа добивали американские, затем окончательно добили японские эсминцы мощными 610-мм торпедами). После атаки на TF-17 японская авиация переключилась на TF-16. Основной целью налёта был авианосец «Энтерпрайз». Однако авиация столкнулась с мощнейшим зенитным огнём эскадры. Только одна «Саут Дакота» сбила от 13 до 26 атакующих японских бомбардировщиков и торпедоносцев, при этом получив попадание нескольких авиабомб, которые не привели к существенным повреждениям. Авианосец «Энтерпрайз» также получил несколько попаданий авиабомб, однако остался боеспособен.

В итоге, за весь бой японцы потеряли около 100 самолетов с лучшими летчиками японской палубной авиации. Потери США составили авианосец «Энтерпрайз», несколько десятков самолетов (в воздушных боях с японской авиацией), один эсминец и несколько кораблей получили легкие повреждения (в том числе «Саут Дакота» и «Энтерпрайз»).

После сражения линкор ушёл на Гавайи. В ноябре 1942 линкор снова отправился в поход к Гуадалканалу. В декабре 1942 года корабль совершил переход с Тихого океана в Атлантику. 18 декабря линкор прибыл в Нью-Йорк. С февраля 1943 по август 1943 базировался на базе британского флота Метрополии в Скапа-Флоу (Шотландия). Мощный американский линкор усилил британский флот на данный период времени. С конца 1943 года вернулся в Тихий океан. До 1945 года участвовал в боевых действиях против японского флота. Использовался преимущественно для противовоздушной обороны авианосных ударных групп и артиллерийских обстрелов береговых укреплений на многочисленных островах Тихого океана, занятых японцами.

Линкор BB-58 «Индиана» — второй линкор проекта «Саут Дакота». Линкор выполнял боевые задачи на Тихом океане с 28 ноября 1942 года и до самого конца войны. Сопровождал авианосных ударные группы, защищая эскадры от вражеской авиации. Орудия главного калибра обстреливали многочисленные острова Тихого океана, в том числе Филиппины (1944 год) и Японские Острова (1945 год).

Линейный корабль BB-59 «Массачусетс» стал третьим кораблем проекта. Боевое крещение линкора состоялось в начале 1943 года во время операции «Факел» (освобождение Марокко, Алжира и Туниса). Линкор обстреливал береговые цели и вступал в бой с линкором «Жан Бар». С конца 1943 года корабль участвовал в операциях на Тихом океане, выполняя те же задачи, что и «Саут Дакота» и «Индиана». Наиболее успешные боевые операции корабля на Тихом океане: участие в морском бое в заливе Лейте (1944 год) и обстрел японского острова Хонсю (1945 год).

В настоящее время превращён в корабль-музеи и находится в Фолл-Ривер, штат Массачусетс (США).

Корабль BB-60 «Алабама» — последний линкор из серии «Саут Дакота», базировался на Атлантике и Тихом Океане. Вступил в строй самым последним из серии (в конце 1942 года). Линкор в 1964 году превращён в корабль-музей. Корабль базируется в бухте Мобил-Бей Штат Алабама (США).


Линкор «Алабама» в Мобил-Бэй

Источник

Вооружение линкоров типа «Саут Дакота»

  • Главный калибр был идентичен предыдущей серии линкоров. 3 трехорудийные башни содержали 406-мм пушки Mk.VI. Две надстройки размещались в передней части корабля, еще одна на корме. Бронебойные снаряды данной артиллерии отличались большим весом. Благодаря навесной траектории полета они могли пробить любую вражескую палубу, находящуюся на удалении более 36 км. С 1942 года Mk.VI начала использовать еще один вид боеприпасов – фугасный.
  • Средняя артиллерия включала 10 пар 127-мм орудий Mark 12 5″/38. Они обеспечивали противокорабельную защиту и отлично выполняли зенитные функции. Скорострельность достигала 22 выстрела в минуту.
  • Противовоздушная оборона имела большое количество 40-мм орудий Бофорс, 28-мм Mark 1/1, 20-мм Mk.2/3/4 и 12,7 мм крупнокалиберные пулеметы Браунинг М2.
  • Авиация состояла из 3 гидросамолетов OS2U «Кингфишер».


Система ПВО

Корабли в классе [ править ]

ИмяВерфьПоложилПриостановленныйОтменено% Завершено [21]Судьба
Южная Дакота
(BB-49) [22]
Нью-Йоркская военно-морская верфь15 марта 1920 г.8 февраля 1922 г.17 августа 1922 г.38,5%Продан на металлолом, 25 октября 1923 г.
Индиана
(BB-50) [23]
1 ноября 1920 г.34,7%Сдан на стапеле
Монтана
(BB-51) [24]
Военно-морская верфь острова Маре1 сентября 1920 г.27,6%Продан на металлолом, 25 октября 1923 г.
Северная Каролина
(BB-52) [25]
Военно-морская верфь Норфолка12 января 1920 г.36,7%
Айова
(BB-53) [26]
Ньюпорт-Ньюс Судостроение17 мая 1920 г.31,8%Продан на металлолом, 8 ноября 1923 г.
Массачусетс
(BB-54) [27]
Судостроительный завод Фор-Ривер4 апреля 1921 г.11,0%

После отмены линейных крейсеров класса « Южная Дакота»

и « Лексингтон» существующие орудия были переданы армии США и использованы в качестве орудий береговой обороны . [16] Их котлы использовались для модернизации шести судов классов Флорида , Вайоминга и Нью-Йорка в середине 1920-х годов; их броневые листы использовались для усиления существующей брони других линкоров. [28]

Служба

Все 4 линкора были построены для участия во Второй мировой войне. Они находились в составе морских соединений и обеспечивали защиту авианосцев и других кораблей против атаки с воздуха. Во время боя с Японией у островов Санта-Крус капитан «Саут Дакоты» доложил руководству, что сбил 26 вражеских самолетов. При этом сам корабль получил множественные повреждения, однако конструкция и хорошее бронирование судна позволило ему продолжать бой.

Крупный и средний калибр использовался при атаке вражеского побережья. Так, «Массачусетс» выступал в качестве артиллерийской поддержки при высадке десанта на Соломоновых островах, Новой Гвинеи, в 1945 году обстреливал японские города Камаиси и Хамамацу.

В 1947 году судна были отправлены в резерв. Спустя 15 лет два из них были переданы на слом, еще два в настоящий момент выступают в качестве музейных экспонатов.

Силовая установка.

На линкорах «Саут Дакота» должна была устанавливаться турбо-электрическая силовая установка, которая была принята в ВМС США начиная с линкоров типа Нью-Мексико. На эти ухищрения американские инженера пошли из-за одного узкого места американской промышленности. Дело в том что промышленность ни как не могла сделать надёжные механические редуктора под столь мощные силовые установки которыми обладали линкоры. Кроме этого, такая конструкция привода давала ещё одно преимущество которого нельзя было добиться при помощи редукторов – скорость заднего хода на американских линкорах была такой же как и скорость вперёд. Но и это ещё не все преимущества, которые давала турбо-электрическая силовая установка. Она позволяла более плотно расположить машины и уменьшить, таким образом размеры машинного отделения, что не могло не сказаться положительно на выживаемости линкоров. Теперь вывести их из строя их машины и обездвижить линкор, было гораздо тяжелее.

Кстати, на рисунках все могут заметить насколько машинное отделение американских линкоров меньше чем аналогичное у их собратьев из других стран. Но вернёмся собственно к силовой установке линкоров типа «Саут Дакота».

На линкоре «Саут Дакота» было установлено два турбогенератора компании General Electric для линкоров Индиана и Монтана генераторы должна была поставить компания Westinghouse. Данные генераторы были переменного тока мощностью 28000 кВа и выдавали напряжение 5000 вольт. К ним были подсоединены 4 электромотора постоянного тока, по одному на гребной вал, мощностью 11200 киловатт (15000 л.с.).

Сама же силовая установка состояла из шестнадцати водотрубных котлов, Которые, в общей сложности, выдавали 60000 лошадиных сил мощности. С таким энерговооружением максимальная скорость, ожидалась, на уровне 23 узлов (43 км / ч).

Экономика

Штат Южная Дакота является одним из самых бедных в стране. Это объясняется небольшим количеством населения, а также особенностью почв и историческими событиями. Наиболее развитая область – сфера услуг. Это торговля, туризм, финансы, медицинская отрасль.

В регионе разводят крупный рогатый скот и свиней. Выращивают кукурузу, сою, пшеницу. Штат Южная Дакота производит в больших количествах этиловый спирт и занимает по этому параметру 6-е место в Америке.

Также до 2002 года здесь добывалось золото, но после выработки месторождений шахты были закрыты.

Достопримечательности

Штат Южная Дакота относится к периоду освоения Дикого Запада, что оставило большой отпечаток на его культуре.

Здесь каждый год проводятся различные фестивали, посвященные историческому наследию и событиям.

Туристам будет интересно попасть сюда на праздник «День 76-ти» (Дэдвуд) или «День Святого Патрика».

Город Дэдвуд

В регионе проходят собрания индейцев – пау-вау, на котором исполняют национальные песни и танцы, обсуждают особенности индейской культуры, вспоминают и возрождают традиции.

Пау-вау

Также штат Южная Дакота знаменит своим монументом, высеченным на горе Рашмор. Именно на ней содержатся портреты четырех президентов США.

Гора Рашмор

Необычны и захватывающи пейзажи. В национальных лесах и парках можно увидеть крутые холмы, отточенные эрозией, многочисленные прерии, скалы с острыми вершинами. Многие из этих явлений являются охраняемыми, как единственные в мире.


Парк Бэдлендс


Парк Кустер


Парк Палисейдс

История

Европейцами эти земли были открыты только в 1743 году в результате экспедиции, организованной французами. Будущий штат Южная Дакота вошел в колонии Франции в Новом Свете.

Южная Дакота, 1743 год

К Америке земли перешли в 1803 году в результате Луизианской покупки. После обнаружения месторождений золота сюда хлынул большой поток старателей, что привело к крупному противостоянию с индейцами сиу, в результате которого последние были в значительной мере истреблены.

Однако после явления, получившего название «Пыльный котел» и уничтожившего большое количество плодородных почв, штат Южная Дакота был покинут основной массой жителей, что существенно сказалось на современном положении вещей.

Цитаты [ править ]

  1. Friedman (1985b) , стр. 155.
  2. Friedman (1985b) , стр. 155-156.
  3. Данные кораблей (1921) , стр. 32.
  4. Friedman (1985b) , стр. 156-157.
  5. ^ a b Брейер (1973) , стр. 232.
  6. Фридман (1985b) , стр. 164.
  7. Фридман (1985b) , стр. 156.
  8. Фридман (1985a) , стр. 118.
  9. Брейер (1973) , стр. 193.
  10. Фридман (1985b) , стр. 446.
  11. Данные кораблей (1921) , стр. 31.
  12. ^ a b Брейер (1973) , стр. 218.

  13. Андерсон и Бейкер (1977) , стр. 312.

  14. Андерсон и Бейкер (1977) , стр. 327.
  15. Фридман (1985b) , стр. 457.
  16. ^ а б Кэмпбелл (1985) , стр. 116.
  17. Кэмпбелл (1985) , стр. 132.
  18. ^ a b Данные кораблей (1921 г.) , стр. 30.

  19. Кэмпбелл (1985) , стр. 145–146.
  20. ^ a b Фридман (1985b) , стр. 162, 446.
  21. Friedman (1985b) , стр. 420-421.

  22. Эванс, Марк Л. (14 сентября 2015 г.). «Южная Дакота (линкор № 49)» .
    Словарь американских военно-морских боевых кораблей
    . Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . Проверено 10 марта 2022 .
  23. Крессман, Роберт Дж .; Эванс, Марк Л. (12 сентября 2016 г.). «Индиана I (Линкор №1)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
    . Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . Проверено 10 марта 2022 .
  24. Cressman, Роберт Дж (18 февраля 2016). «Монтана (Линкор № 51)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
    . Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . Проверено 10 марта 2022 .
  25. «Северная Каролина II (Броненосный крейсер № 12)» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
    . Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . 18 февраля 2016 . Проверено 10 марта 2022 .
  26. Эванс, Марк Л. (20 апреля 2016 г.). «Айова II (линкор № 4) 1897–1923» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
    . Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . Проверено 10 марта 2022 .
  27. «Массачусетс IV» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
    . Военно- морское управление , Командование морской истории и наследия . 18 февраля 2016 . Проверено 10 марта 2022 .
  28. Фридман (1985b) , стр. 156, 193.

Библиография [ править ]

  • Андерсон, Ричард М. и Бейкер, Артур Д. III (1977). «CV-2 Лекс и CV-3 Сара». Военный корабль Интернэшнл
    . Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований.
    XIV
    (4): 291–328. ISSN 0043-0374 .
  • Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры, 1905-1970: историческое развитие капитального корабля
    . Перевод Альфреда Курти. Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-356-04191-3.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института . ISBN 0-87021-459-4.
  • Фридман, Норман (1985a). «Соединенные Штаты». В сером, Рэндал (ред.). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3.
  • Фридман, Норман (1985b). Линкоры США: иллюстрированная история дизайна
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-715-1.
  • Данные кораблей, Военно-морские суда США . ВМС США. 1 июля 1921 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]