Скоростной линкор
«Айовы» были вершиной американского линкоростроения — по крайней мере, если брать воплощённые в металле проекты. Эти корабли совершили своеобразный прорыв, разительно отличавший их от любых аналогов.
Этим прорывом не была броня, хотя она была весьма и весьма неплохой. Не стала им и артиллерия главного калибра — да, это были лучшие орудия, что ставились на американские линкоры, но японские «Ямато» и «Мусаси» были в этом плане серьёзнее.
Этим прорывом была скорость — 32,4 узла без форсировки. Это было крайне серьёзно. Самые современные после «айов» американские линкоры, «саут дакоты», были ограничены 27,5 узлами — как и японский «Ямато».
Исход войны на Тихом океане решался не линкорами, а авианосцами. Большие артиллерийские корабли придавали устойчивость авианосным соединениям и обстреливали побережья при высадках. И тут получилось, что американцы попали в десятку. Быстроходность «айов» оказалась в разы важнее защищённости и способности 406-мм снарядов, пущенных из 50-калиберного ствола, пробивать неприятельскую броню. Новые линкоры могли главное — двигаться в составе авианосных групп, не снижая их общей скорости. Что было крайне важно на безбрежных просторах Тихого океана.
Конструкция и бронирование
Максимальная длина судна составляла 270 метров. Проектное водоизмещение превышало 48 000 длинных тонн, максимальное находилось в пределах 55-57,5 тысяч тонн. Четыре турбозубчатых агрегата вырабатывали мощность, равную 212 000 лошадиных сил. Предельная скорость хода соответствовала 32,5 узлам. Большое внимание уделялось дальности плавания – «Айова» могли путешествовать в автономном режиме на расстояние до 15 000 морских миль. В годы Второй мировой войны экипаж включал 2 800 человек, в середине 80-х годов он уменьшился до 1 800 матросов и офицеров.
Бронирование судна было схожим с защитой предыдущей серии линкоров класса «Саут Дакота». Главный пояс обшивался 307-мм цементированной сталью, которая выдерживала снаряды, выпущенные из 406-мм морских пушек. Башни основного калибра, барбеты и боевая рубка защищались металлическими плитами толщиной от 184 до 440 мм.
Противоминная защита обеспечивала живучесть корабля во момент его торпедирования 317-кг снарядами тринитротолуола. Это были достаточно высокие показатели, однако японские 610-мм торпеды несли в себе заряд, соответствующий 490 кг взрывчатого вещества. В 1943 году японские линкоры стали обладать еще более мощным подводным орудием. Встреча двух морских гигантов в открытом море могла стать трагической для американца.
Вторая мировая
К центральной роли авианосцев добавлялось ещё и безраздельное промышленное доминирование США, начавшее сказываться как раз тогда, когда четыре линкора типа «Айова» и поступили на Тихоокеанский ТВД.
В этом смысле показателен первый бой новых линкоров, произошедший 17 февраля 1944 года близ острова Трук. «Айова» и её систершип «Нью-Джерси», поддержанные крейсерами и эсминцами, провели своё первое морское сражение с кораблями противника. Это было, по сути, избиение небольшого отряда японцев. Американцы уничтожили учебный крейсер, вооружённый траулер и эсминец (ещё один эсминец сумел сбежать).
«Айова» в Тихом океане
Но ещё показательнее, что это стало не только первым, но и последним столкновением «айов» с неприятельскими кораблями. А вот обстреливать побережья новым линкорам доводилось часто. Американцы даже создали осколочно-фугасный снаряд, весивший меньше бронебойного, — всё для того, чтобы сократить износ стволов при работе по «земле».
Другой важной ролью «айов» была борьба с авиацией, и особенно камикадзе. В этом здорово помогала мощная зенитная артиллерия. Она за время войны выросла настолько, что, не в последнюю очередь благодаря ей, численность экипажа увеличилась на 700-800 человек от проектной. А на «Миссури» и на добрую тысячу.
Тот же «Миссури», кстати, неразрывно связан с окончанием Второй мировой войны — именно на его палубе 2 сентября 1945 года была подписана капитуляция Японии.
Американские линкоры типа «Айова»
Многие эксперты называют линкоры типа «Айова» самыми совершенными кораблями, которые создавались в эпоху брони и артиллерии. Американским проектировщикам и инженерам удалось добиться гармоничного сочетания главных боевых характеристик – скорости хода, защиты и вооружения.
Проектирование этих лайнеров началось в 1938 году. Их основное предназначение – сопровождать быстроходные авианосные соединения и защищать их от японских линейных и тяжелых крейсеров. Поэтому основным условием был 30-узловой ход. В это время окончилось действие ограничений Лондонской морской конференции 1936 года из-за отказа Японии подписывать итоговый документ. В процессе работы стандартное водоизмещение выросло с 35 до 45 тысяч тонн, а артиллерия получила калибр 406 мм вместо 356 мм. Это дало возможность разработать корабль, защита и вооружение которого превосходило имеющиеся на уже построенных кораблях такого типа, использовав прирост водоизмещения, чтобы установить более мощные машины. В новом проект к длине корпуса добавилось почти 70 метров, ширина осталось неизменной, ее лимитировала ширина Панамского канала. Также корпус был облегчен из-за нового расположения энергетической установки, которое позволило добиться сужения кормовой и носовой части корабля. В частности, из-за этого американские линкоры приобрели характерный вид «дубинки».
Увеличенная длина корпуса сказалась на весе брони, хотя, по сути, толщина ее элементов осталась такой же, как и на кораблях типа «Южная Дакота» — основной пояс бронезащиты 310 мм.
Корабли типа «Айова» получили новые 406-мм орудия, длина ствола которых была такой же, как и на стволах 50-х калибров. Новые пушки Мк-7 превосходили по мощности своих предшественниц – 406-мм 45-калиберных Мк-6, которыми комплектовали корабли типа «Южная Дакота». А по сравнению с разработанными в 1918-году 406-мм орудиями Мк-2 и Мк-3, у новых Мк-7 значительно снизился вес, а конструкция осовременилась.
Стоит отметить, что у этой артиллерийской системы довольно интересная история. В 20-х годах производилось большое количество 406-мм/50 орудий, которыми оснащались линейные крейсера и линкоры, в последствие ставшие жертвами Вашингтонской конференции. Использование данных орудий в новом проекте существенно снижало финансовые затраты, а также оправдывало рост водоизмещения установкой нового, более мощного вооружения. Но в результате выяснилось, что понадобится увеличить водоизмещение еще как минимум на 2000 тонны. Инженеры нашли выход – изготовили заново более легкие орудия, благо задела по проектированию хватало. У орудий типа Мк-7 ствол скреплен с лейнером, который достигал диаметра 1245 мм в районе зарядной камеры, 597 мм – у дула. Число нарезов равнялось 96, они достигали глубины в 3.8 мм при крутизне нарезки в один оборот на каждые 25 калибров. Также применялось хромирование канала ствола на расстоянии в 17.526 метров от дульного среза с толщиной 0.013 мм. Живучесть ствола составляла примерно 300 выстрелов. При этом поршневой затвор у качающегося ствола откидывался вниз. Конструктивно у него было 15 ступенчатых секторов, а угол поворота достигал 24 градусов. После выстрела канал ствола продували воздухом низкого давления.
Вес орудия достигал 108 тонн без установленного затвора и 121 тонну с ним. При стрельбе использовался пороховой заряд с весом почти 300 килограммов, который мог забросить бронебойный 1225-килограммовый снаряд на 38 километров. Кроме того, пушка могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами. В рамках проекта боезапас «Айовы» должен был включать 1016-килограммовые бронебойные снаряды Мк-5, но в середине 1939 года ВМС США получили новый снаряд МК-8, вес которого достигал 1225 килограмм. Это самый тяжелый снаряд подобного калибра, который стал основой огневой мощи всех американских линкоров, начиная с «Северной Каролины». В качестве сравнения – 406 мм снаряд, использовавшийся на английском линкоре «Нельсон» весил всего 929 кг, а 410-мм снаряд японского «Нагато» — 1020 кг. Примерно 1.5% веса снаряда Мк-8 составлял заряд взрывчатки. При ударе о броню с толщиной более 37 мм взводился донный взрыватель Мк-21, который срабатывал с замедлением в 0.033 секунды. При полном пороховом заряде обеспечилась начальная скорость в 762 м/с, при его уменьшении этот показатель снижался до 701 м/с, что обеспечивало баллистику, схожую с той, какая была у снарядов 45-калиберных пушек Мк-6.
Правда, у подобной мощности была и обратная сторона – сильный износ ствола. Поэтому, когда линкорам понадобилось обстреливать берег, был разработан более легкий снаряд. У фугасного Мк-13, принятого на вооружение в 1942 году вес достигал всего 862 килограмм. Его оснащали несколькими разными взрывателями: Мк-29 – ударный мгновенного действия, Мк-48 –ударный с замедлением в 0.15 секунды, а также дистанционная трубка Мк-62 с установкой времени до 45 секунд. 8.1% веса снаряда занимало взрывчатое вещество. Ближе к концу войны, когда основной калибр линкоров использовали только для обстрела берега, снаряды Мк-13 получили уменьшенные до 147.4 килограмм заряды, которые обеспечивали начальную скорость в 580 м/с.
В послевоенные годы боекомплект линкоров типа «Айова» пополнился несколькими новыми образцами 406-мм снарядов. В частности, на основе корпуса фугаса Мк-13 были разработаны Мк-143, 144, 145 и 145. Все они использовали электронные дистанционные трубки различных типов. Кроме того, у Мк-144 и 146 было по 400 и 666 разрывных гранат соответственно.
В начале 1950-х годов орудия Мк-7 получили снаряд Мк-23, который оснащался ядерным зарядом W-23 – 1 кт в тротиловом эквиваленте. Вес снаряда составлял 862 килограмма, длина – 1.63 метра, а внешний вид практически полностью копировал Мк-13. По официальным данным, ядерные артиллерийские снаряды стояли на вооружении линкоров «Айова» с 1956 по 1961 год, но фактически они все время хранились на берегу.
И уже в 1980-е годы американцы попытались разработать подкалиберный снаряд высокой дальности стрельбы для 406-мм орудий. Его вес должен был составить 454 килограмма, а начальная скорость – 1098 м/с при максимальной дальности полета в 64 километра. Правда, данная разработка так и не вышла из стадии экспериментального тестирования.
Скорострельность орудий составлял два выстрела в минуту, при этом обеспечивался независимый огонь каждого орудия в башне. Из современников, лишь у японских суперлинкоров «Ямато» был более тяжелый вес залпа главного калибра. Общий вес башни с тремя орудиями составлял примерно 3 тысячи тонн. Стрельбу обеспечивал расчет из 94 человек личного состава.
Башня давала возможность 300 градусной наводки по горизонтали и +45 и -5 градусов по вертикали. 406-мм снаряды хранили вертикально в неподвижном кольцевом магазине в два яруса, который находился внутри барбета башни. Между поворотной структурой башенной установки и магазином находились две кольцевых платформы, которые вращались независимо от нее. На них подавали снаряды, которые затем перемещали к подъемникам независимо от угла горизонтального наведения башни. Всего было три подъемника, центральный – вертикальная труба, а крайние – изогнутая. Работу каждого обеспечивал 75-сильный электродвигатель.
Для хранения зарядов использовались двухъярусные погреба в нижних отсеках, которые примыкали к кольцевой структуре башни. Их подавали в беседках по шесть единиц при помощи трех зарядных цепных подъемников, которые приводились в действие электромотором мощностью в 100 л.с. Как и предшественниц, конструкция башен «Айовы» не содержала перегрузочного отделения, который отсекал цепочку зарядов от погреба. Американцы надеялись на сложную систему герметичных дверей, которые не должны были дать огню пойти по подъемникам. Однако данное решение не выглядит бесспорным – американские линкоры рисковали взлететь на воздух с большей вероятностью, нежели большинство их современников.
В стандартном боезапасе 406-мм башни под номером один было 390 снарядов, башни номер два – 460, а башни номер 3 – 370. При ведении огня использовалось специальное аналоговое вычислительное устройство, которое учитывало направление движения линкора и его скорость, а также погодные условия и время полета снаряда.
Точность стрельбы существенно повысилась после внедрения радаров, что дало преимущество над японскими кораблями без радарных установок.
Как и на предшественниках, в качестве тяжелого зенитного вооружения использовались десять 127-мм спаренных универсальных установок.
Дальность по высоте при стрельбе по самолетам достигала 11 километров при заявленной скорострельности в 15 выстрелов в минуту. В составе малокалиберной артиллерии были четырехствольные 40-мм автоматы «Бофорс», а также спаренные и одноствольные 20-мм «эрликоны». Для управления огнем «бофорсов» использовались директора-колонки Мк-51. «Эрликоны» сначала наводили индивидуально, но в 1945 году были внедрены прицельные колонки Мк-14, которые автоматически выдавали данные для стрельбы.
Водоизмещение линкоров класса «Айова» составляло 57450-57600 тонн, мощность силовой установки 212000 л.с.. Запас хода – 15000 морских миль при скорости 33 узла. Экипаж кораблей данного типа составлял 2753-2978 человек.
На момент постройки корабли оснащались следующим вооружением – 9 орудий 406 мм, которые располагались в трех башнях, 20 орудий калибром 127 мм в десяти башнях, а также 40 мм и 20 мм автоматические зенитные пушки.
В июне 1938 года был утвержден проект постройки кораблей типа «Айова». Всего планировалось построить шесть кораблей. В 1939 году выдали заказа на постройку «Айовы» и «Нью-Джерси».
Отметим, что строительство линкоров велось небывалыми темпами. Использовалась электрическая сварка, что для того времени нетипично. Первая пара кораблей вступила в строй в 1943 году. Место флагмана занял линкор «Айова». Он отличался увеличенной боевой рубкой.
Вторую пару «Миссури» и «Висконсин» построили к 1944 году. Изначально, корпуса третьей пары – «Кентукки» и «Иллинойс» — закладывались как «Огайо» и «Монтана» — первый и второй линкор типа «Монтана». Но в 1940 году была принята Чрезвычайная военная судостроительная программа, поэтому их использовали для строительства линкоров «Айова». Но эти корабли ждала печальная судьба – строительство заморозили после войны, а в 1950-е годы их продали на металлом.
На боевое дежурство корабли типа «Айова» заступили 27 августа 1943 года. Их отправили в район острова Ньюфаундленд для отражения вероятного нападения со стороны немецкого линкора «Тирпиц», который, по данным разведки, находился в норвежских водах.
В конце 1943 года линкор доставил президента Франклина Рузвельта в Касабланку на Тегеранскую конференцию союзников. После конференции президента доставили в США на нем.
2 января 1944 года «Айова» посетила Тихий океан в качестве флагмана 7-го линейного дивизиона, получив боевое крещение в ходе операции на Маршалловых островах. С 29 января по 3 февраля корабль обеспечивал поддержку ударов авианосцев по атоллам Эниветок и Кваджелейн, а затем ударов по японской базе на острове Трук. До декабря 1944 году линкор активно участвовал в боевых действиях на территории Тихого океана. С его помощью было сбито три вражеских самолета.
15 января 1945 года «Айова» прибыла в порт Сан-Франциско для капитального ремонта. 19 марта 1945 года ее отправили на Окинаву, куда она прибыла 15 апреля. 24 апреля 1945 года корабль обеспечивал поддержку авианосцам, которые прикрывали высадку американских войск на Окинаву. С 25 мая по 13 июня «Айова» обстреливала южные районы острова Кюсю. 14-15 июля корабль принял участие в ударах по японской метрополии на острове Хоккайдо – Муроран. 17-18 июля в ударах по городу Хитаки на острове Хонсю. До прекращения боевых действий 15 августа 1945 года корабль поддерживал действия соединений авиации.
29 августа 1945 года «Айова» вошла на территорию Токийской бухты в составе оккупационных сил, как флагман адмирала Хэлси. А 2 сентября приняла участие в подписании капитуляции властями Японии.
Второй линейный корабль серии – «Нью-Джерси» отправился в Фунафути на острове Эллис 23 января 1944 года, чтобы усилить противовоздушную оборону кораблей Тихоокеанского флота. Уже 17 февраля линкору пришлось вступить в морской бой с эсминцами и легкими крейсерами японского флота. Также корабль принял участие в операциях у побережья островов Окинава и Гуам, и обеспечивал прикрытие при рейде к Маршалловым островам. Зенитчикам корабля удалось сбить четыре японских торпедоносца.
После подписания капитуляции Японией «Нью-Джерси» базировался на территории Токийского залива, занимая место флагмана американской эскадры до 18 января 1946 года.
Линкор «Миссури» обеспечивал поддержку американским морским пехотинцам в кровопролитных сражениях за острова Окинава и Иводзима. Там его несколько раз атаковали самолеты-камикадзе, которые не смогли причинить кораблю серьезного вреда. Правда, вмятину от одного из них можно увидеть и сейчас. Всего зенитчики линкора сбили шесть самолетов японской авиации. Также корабль принял участие в обстрелах островов Хоккайдо и Хонсю.
После завершения второй мировой войны 2 сентября 1945 года главнокомандующий сил союзников генерал Дуглас Маккарту принял безоговорочную японскую капитуляцию. Официальная церемония прошла на территории Токийского залива на борту линкора «Миссури».
Линкору «Висконсин» досталось сопровождение авианосных соединений на территории Тихого океана. За это время он сбил три вражеских самолета, поддерживал огнем высадку десантников на Окинаву. Во время завершающего этапа войны обстреливал побережье острова Хонсю.
18 декабря 1944 года линкор принимал участие в боевых действиях 3-го флота на территории Филиппинского моря примерно в 480 километрах от острова Лусон, где попал в центр мощнейшего тайфуна. Перед началом ненастной погоды проводилась бункеровка кораблей в море. Сильнейший шторм утопил три американских эсминца. Погибло 790 моряков, еще 80 получили ранения. На трех авианосцах было полностью или частично уничтожено 146 самолетов. Причем командир линкора доложил лишь о двух моряках, получивших легкие ранения.
Стоит отметить, что во время второй мировой войны линкоры по большей части не смогли оправдать надежд, которые на них возлагались. Не произошло ни одного генерального сражения за господство на море между линейными кораблями, да и артиллерийские дуэли были очень редки. Кроме того оказалось, что линкоры очень уязвимы для нападений подводных лодок и авиации. После завершения боевых действий все страны перестали выпускать боевые корабли этого класса, поэтому недостроенные линкоры пошли на металлом.
Многие эксперты отмечают, что сейчас началась эпоха управляемых ракет и атомных бомб, поэтому линкоры устарели, как боевые корабли. И действительно, после проведения американских испытаний на атолле Бикини и советских на Новой Земле, оказалось, что после взрыва эквивалентном 20 кт на площади радиусом 300-500 метров будут потоплены корабли всех классов.
Таким образом, сейчас появилось эффективное оружие против надводных кораблей – самолеты с ядерными зарядами, но говорить, что линкоры стали не нужны, не стоит.
У бомбы, сброшенной с высоты 9-11 километров, отклонение около 400-500 метров. Длительность ее падения с парашютом достигает трех минут. За это время корабль, идущий со скоростью 30 узлов, может пройти 2.5 километра. Линкоры обладали всеми возможностями, чтобы уклониться от бомбы. Кроме того, ПВО корабля могла сбить самолет-носитель еще на подходе.
Линкоры, которые проектировались для артиллерийских дуэлей, стали бы «крепким орешком» для противокорабельных ракет, их броня надежно защищает от нового «супервооружения», которое создавалось для уничтожения авианосцев.
Такие корабли были незаменимы для ударов по побережью и поддержке десанта. В 1949 году, уже находясь в резерве, их опять вернули в строй. В это время началась корейская война, в которой поучаствовали все четыре линкора. Причем, они не вели стрельбу по площадям, а отвечали за «точечные» удары для поддержки наземных войск. Это были очень эффективные обстрелы – взрыв одного 1225-килограммового снаряда сравним по мощности с несколькими десятками гаубичных снарядов. Правда, корейцы вели ответный огонь. 15 марта 1951 года «Висконсин» обстреляли из береговой батареи в составе 152-мм орудий рядом с городом Самджин. На уровне главной палубы, между 144 и 145 шпангоутами, образовалась пробоина с правого борта. Было ранено три матроса. 19 марта 1953 года корабль получил приказ покинуть район боевых действий.
21 марта 1953 года линкор «Нью-Джерси» попал под обстрел береговой артиллерии противника. 152-мм снаряд попал в крышу башни артиллерии главного калибра, нанеся незначительный урон. Второй снаряд попал в район кормового машинного отделения. В результате, погиб один человек. Еще трое было ранено. Корабль отправился на базу в Норфолке для проведения ремонта.
Линкор Нью-Джерси ведёт обстрел корейского побережья, Январь 1953г.
После окончания корейской войны линкоры опять перешли в резерв, правда, ненадолго. Началась вьетнамская война, поэтому корабли опять стали востребованными. В район боевых действий отправился «Нью-Джерси». В этот раз корабль вел огонь как раз по площади. По мнению некоторых военных экспертов, один корабль смог заменить примерно пятьдесят истребителей-бомбардировщиков. Только, ему не могли помешать ни зенитные батареи, ни плохая погода – поддержка обеспечивалась в любых условиях.
Во время вьетнамской войны линкоры также проявили себя с лучшей стороны. При этом шестнадцатидюймовые снаряды не ударили по карману американских налогоплательщиков, так как за время Второй мировой войны их скопилось немало.
С 1981 по 1988 года на всех четырех кораблях прошла глубокая модернизация. В частности, их оснастили восьмью пусковыми установками крылатых ракет BGM-109 Tomahawk – по четыре ракеты в каждой установке, а также четырьмя четырехракетными установками AGM-84 Harpoon, зенитно-артиллерийскими комплексами «Фаланкс», новыми системами связи и РЛС.
28 декабря 1982 года состоялась торжественная церемония по вводу в строй первого представителя ракетных линкоров –«Нью-Джерси», на которой присутствовал американский президент Рональд Рейган. После программы испытаний и учебного похода по водам Тихого океана корабль занялся своими «основными обязанностями» — давлением на недружественные США режим, демонстрируя силу в различных «горячих» точках. В июле 1983 года линкор патрулировал побережье Никарагуа, а затем отправился на Средиземное море. 14 декабря «Нью-Джерси» использовал орудия главного калибра для огня по позициям сирийских ПВО на территории южного Ливана. Всего было выпущено 11 фугасных снарядов. 8 февраля 1984 года были обстреляны сирийские позиции на территории долины Бекаа. Орудия линкора выпустили 300 снарядов. Этой акцией возмездия американские военные отомстили за сбитые французские, израильские и американские самолеты. Огонь орудий уничтожил командный пункт, в котором находилось несколько старших офицеров и генерал сирийской армии.
В феврале 1991 года линкоры типа «Айова» принимали участие в войне против Ирака. На территории Персидского залива базировались два линейных корабля – «Висконсин» и «Миссури». На первом этапе боевых действий использовалось ракетное оружие, к примеру, «Миссури» выпустил по противнику 28 крылатых ракет «Томагавк».
А в феврале к обстрелу подключились 406-мм пушки. Ирак сосредоточил большое количество боевой техники на территории побережья оккупированного Кувейта – это было заманчивая цель для тяжелых орудий линкоров. 4 февраля «Миссури» открыл огонь с боевой позиции рядом с кувейтско-саудовской границей. В течение трех дней орудия корабля произвели 1123 выстрела. Во время операции «Миссури» также помог силам коалиции расчистить Персидский залив от иракских морских мин. К этому времени война уже завершилась.
6 февраля его сменил «Висконсин», который смог подавить неприятельскую батарею артиллерии с расстояния в 19 миль. Затем были нанесены удары по оружейным складам и складам с горючим. 8 февраля была уничтожена батарее рядом с Рас-эль-Хаджи.
21 февраля оба линкора отправились на новую позицию для обстрела районов Эш-Шуайба и Эль-Кулайя, а также острова Файлака. Также корабли поддерживали наступление войск антииракской коалиции. 26 февраля производился обстрел танков и укреплений рядом с кувейтским международным аэропортом.
Стоит отметить, что линкоры вели свои артиллерийские обстрелы с дистанции в 18-23 мили, так как подходу мешали мины и мелководье. Однако этого оказалось достаточно для результативного огня. При точечной стрельбе наблюдалось примерно 28% прямых попаданий или, как минимум, цель получала серьезные повреждения. Число промахов составило примерно 30%. Для корректировки стрельбы использовались беспилотники «Пионер», которые сменили вертолеты.
Стоит упомянуть про забавный боевой эпизод, который имел место в ходе операции «Буря в пустыне». Во время подготовки к обстрелу острова Файлак линкор отравил беспилотник для корректировки огня. При этом оператор должен был вести его как можно ниже, чтобы противник понимал, что его ожидает. Заметив беспилотник, иракские солдаты подняли белые флаги, сигнализируя о том, что сдаются.
Пожалуй, это первый случай, когда личный состав сдавался в плен беспилотному аппарату.
После завершения «холодной войны» начался вывод линкоров из боевого состава. 16 апреля 1989 года прозвучал «первый звонок». В помещении центрального 16-дюймового орудия второй башни взорвался пороховой заряд. При взрыве погибло 47 человек, а само орудие получило серьезные повреждения. Башня смогла сдержать большую часть взрывной волны, поэтому экипаж в других отсеках практически не пострадал. Их спасли взрывоупорные двери, которые отделяли пороховой погреб от остальных помещений. Вторую башню закрыли и опечатали, больше она никогда не работала.
В 1990 году из состава боевого флота вывели линкор «Айова». Он перешел в состав резервного флота национальной обороны. Корабль стоял на приколе на территории военно-морского образовательного и подготовительного центра в Ньюпорте до 8 марта 2001 года. А с 21 апреля 2001 года по 28 октября 2011 года он находился на стоянке в заливе Сэсун-Бэй.
Спутниковый снимок Goole Earth: USS Iowa BB-61 на стоянке в заливе Сэсун-Бэй, 2009г
28 октября 2011 года линкор отбуксировали в порт Ричмонд на территории Калифорнии, чтобы провести ремонт перед переходом на постоянное место стоянки в порту Лос-Анджелеса. 9 июня 2012 года корабль исключили из списка плавучих средств. С 7 июля его превратили в музей.
Эксплуатация «Нью-Джерси» продлилась до 1991 года. До января 1995 года корабль находился в Бременгтоне, после чего его списали и передали властям штата Нью-Джерси. 15 октября 2001 года он превратился в музей.
«Миссури» списали в 1995 году. Сейчас он находится в Перл-Харборе, превратившись в часть мемориала в память о трагедии 1941 года.
14 октября 2009 года линкор поместили в сухой док на территории верфи Перл-Харбор для трехмесячного капитального ремонта, завершившегося в январе 2010 года. Сейчас корабль-музей находится у причальной стенки.
Спутниковый снимок Goole Earth: USS Missouri BB-63 в Перл-Харборе
Карьера «Висконсина» закончилась в сентябре 1991 года. До марта 2006 года он находился в резерве. 14 декабря 2009 года американские ВМС передали корабль городу Норфолк. 28 марта 2012 года линкор включили в Национальный регистр исторических мест, после чего он утратил статус боевого корабля.
Использовались источники: А.Б.Широкорад «Флот который уничтожил Хрущёв» https://korabley.net/news/linkori_tipa_aiova_vsem_linkoram_linkori/2008-11-22-62 https://ru.wikipedia.org/wiki/Линейные_корабли_типа_«Айова» https://lifeatwave.ru/interest/231-qq-uss-missouri— https://lenta.ru/articles/2005/07/06/battleships/
Большие дубинки
После войны содержать огромный флот было дорого, а порезать на металл четыре новейших линкора — жалко. Большинство из них законсервировали — в строю остался один «Миссури».
Семнадцатого января 1950-го триумфатор Токийского залива напоролся на мель, причём так лихо, что сильно деформировал корпус. Восстанавливать его полностью значило разобрать линкор наполовину и пересобрать его заново — это было долго и дорого. Поэтому американцы ограничились «косметическим» ремонтом наружной обшивки, наложенной по деформированным обводам корпуса. Ирония судьбы заключалась в том, что скорость построенного ради быстроходности линкора теперь ограничилась какими-то 24 узлами.
Линкор «Миссури», севший на песчаную косу
Вторая половина XX века стала для «айов» чередой консерваций, расконсерваций и военных конфликтов. Они прошли Корею, Вьетнам, Ливан и Первую иракскую кампанию. Задачи всегда были одинаковы — артиллерийская поддержка и воздействие на прибрежные коммуникации. «Айовы» за 30 минут выпускали столько же стали и взрывчатки, сколько авиакрыло большого авианосца за целый день, причём делали это дешевле.
Были, конечно, особенности — дальность, точность, соотношение взрывчатки и металла. Но смысл в использовании линкоров всё равно оставался — иначе бы их не выдёргивали из консервации всякий раз, когда где-нибудь на краю земного шара разгоралась очередная более-менее серьёзная война с участием американцев.
Доработка напильником
После Второй мировой «айовы» периодически дорабатывались. В основном речь шла о радарах, системах управления огнём и изменении состава артиллерии.
Разведывательные гидросамолёты заменялись вертолётами. Автоматизация несколько подсократила экипаж — к концу 80-х на линкорах служило по 1,5 тысячи человек вместо 2,7-2,9 тысяч времён Второй мировой.
В те же 80-е линкоры получили противокорабельные ракеты «Гарпун» и «томагавки», а также комплексы «Фаланкс» для борьбы с ПКР.
Пуск «Томагавка» с «Нью-Джерси»
Но самыми интересными проектами модернизации были, конечно же, нереализованные. Так, например, в 60-е годы выдвигалась идея сделать из линкоров ударно-десантные корабли. Убрать заднюю башню главного калибра, оборудовать ангар на десяток вертолётов, а на бортах установить катера LCM. Получился бы универсальный корабль, способный как нести и высаживать десант, так и оказывать ему мощную артиллерийскую поддержку. Но проект в итоге завернули — слишком дорого.
Были и другие идеи — например, чуть не родившийся на рубеже 40-х и 50-х «линкор ПВО», в котором главный калибр заменялся бы на 203-мм орудия — по четыре на башню. Они бы стреляли подкалиберными управляемыми снарядами — освободившееся от уменьшения калибра место в стволе занимало бы оперение. Американцы хотели переоборудовать в него «Кентукки» — один из начатых, но так и не достроенных ещё во время войны линкоров типа «Айова». Но развитие ракет ПВО похоронило и эту идею — а в итоге и сам «Кентукки».
Предпосылки строительства
Америка давно вынашивала планы построить быстроходный линейный корабль. Однако международные соглашения ограничивали ее в размере судов. При сохранении усиленного бронирования и мощного современного вооружения повысить скорость хода при водоизмещении в пределах 35 000 тонн не представлялось возможным.
В конце 30-х годов США узнали о строящихся японских линкорах с высокой скоростью и о модернизации действующих образцов. Необходимо было срочно построить новые дредноуты, превосходящие по своим характеристикам корабли потенциального противника.
В 1938 году Великобритания, Франция и Америка согласовали увеличение водоизмещения боевых единиц до 45 тысяч тонн. Из Японии просочилась информация о том, что грузоподъемность их новых судов превосходят эти показатели.
США продолжали готовить варианты проектов нового типа линкоров, обладающих быстроходностью. В апреле 1938 года было создано четыре модификации новых дредноутов. Их стандартное водоизмещение достигало 46 500 тонн, полное – превышало 53 000 т. В начале следующего года технический проект был утвержден. Планировалось построить следующие боевые единицы:
- «Айова» – заложен в июне 1940 года;
- «Нью-Джерси» – сентябрь 1940г.;
- «Миссури» – январь 1941г.;
- «Висконсин» – январь 1941г.;
- «Кентукки» – июнь 1944г.;
- «Иллинойс» – январь 1945г.
Заслуженный отдых
В 90-е годы «большую четвёрку» окончательно вывели из списков флота. Но это не помешало им забирать человеческие жизни. Так, в октябре 1998 года на «Нью-Джерси» погиб один из нанятых гражданских рабочих — 61-летний Артуро Баронья. Бедняга получил по голове выскочившим из-под натяжения канатом для швартовки и умер через три часа после инцидента.
Все красавцы-линкоры стали кораблями-музеями — сегодня посетить их может каждый. Один из «айов», а именно «Миссури», засветился в голливудском кино, причём целых два раза. В фильмах «В осаде» (правда, сами съёмки проходили на одном из линкоров типа «Саут Дакота») и «Морской бой», где ветеран Второй мировой лихо топил инопланетян.
Линкор «Миссури» в фильме «Морской бой» (2012)
Интересно, что все «айовы» переоборудованы в музеи так, чтобы это не повредило корабельным системам. То есть в экстренной ситуации, вроде того же нападения инопланетян, их можно будет относительно быстро поставить в строй. И тогда могучие 406-мм орудия заговорят вновь.